Научная статья на тему '«Киево-Печерский Патерик» как источник иконографии преподобного священномученика Кукши'

«Киево-Печерский Патерик» как источник иконографии преподобного священномученика Кукши Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
642
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК. ИКОНОГРАФИЯ / KIEV-PECHERSK PATERIKON. LITERARY SOURCE. THE ICONOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антонова М.В., Комова М.А.

Предметом исследования является текст Киево-Печерского патерика. Авторы связывают формирование иконографии святого Кукши с иллюстрациями «Послания епископа Симона». Авторы приводят сравнение текста Патерика и иконографических изображений святого Кукши XVII-XIX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Антонова М.В., Комова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KIEV-PECHERSK PATERIKON" AS THE SOURCE OF THE ICONOGRAPHY OF THE HOLY KUKSHA

The study is the text of the Kiev-Pechersk Paterikon. The authors attribute the formation of the iconography of the Holy Kuksha with illustrations of "The Message of Bishop Simon". The authors present a comparison of the text of the lives of the fathers, and iconographic images of the Holy Kuksha XVII-XIX centuries.

Текст научной работы на тему ««Киево-Печерский Патерик» как источник иконографии преподобного священномученика Кукши»

УДК 821.161.1

«КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК» КАК ИСТОЧНИК ИКОНОГРАФИИ ПРЕПОДОБНОГО

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КУКШИ

М.В. Антонова, М.А. Комова

Предметом исследования является текст Киево-Печерского патерика. Авторы связывают формирование иконографии святого Кукши с иллюстрациями «Послания епископа Симона». Авторы приводят сравнение текста Патерика и иконографических изображений святого Кукши ХУП-ХГХ веков.

Ключевые слова: Киево-Печерский патерик. Литературный источник. Иконография.

Изучение иконографии святых невозможно без научного исследования литературных источников (житий, записей, памятей, синодиков, иконописных подлинников). Одним из ярких примеров формирования иконографии святого на основе древнего литературного памятника являются изображения преподобномученика Кукши Печерского

Мученическая кончина святого Кукши Печерского, произошедшая в Земле вятичей в первой половине XII в. (легендарная дата - 1113 г.) явилась отправным моментом в особом церковном почитании святого в местах его миссионерской проповеди. Сложение иконографии св. Кукши тесно связано с историей индивидуального почитания святого. Возможно, местное почитание началось уже с момента перенесения его мощей в Киево-Печерский монастырь. Хотя дата принесения мощей из Вятичской земли остается неизвестна, но уже в конце XVI-начале XVII вв. пещеры с мощами святых уже были почитаемы и были составлены первые карты подземных переходов Печерского монастыря с обозначением гробницы Кукши в Ближней, или Антониевой, пещере.

Первые изображения святого Кукши появились лишь на рубеже ХУЛ-ХУт вв. Им предстоял подготовительный этап формирования иконографии, когда появился целый комплекс словесных и иконографических источников, на основе которого иконописцы Нового времени смогли впервые изобразить святого.

Написанию первых икон обычно предшествуют первые записи о жизни святого, современные его подвигу. О Кукше сохранился текст первой четверти XIII в. - «Послание смиренного Симона, епископа Владимирского и Суздальского к Поликарпу, Печерскому черноризцу о священномученике Кукше и о Пимене Постнике», вошедший затем почти во все списки и затем печатные издания Киево-Печерского патерика: «...его же вси сведають, како бесы прогна, и вятичи крьсти, и дождь съ небеси съведе, и озеро исъсуши, и многа чюдеса сътворивь, и по многых муках усеченъ бысть съ учеником своим» (Слово 18-е по Кассиановской 2-й редакции Патерика [1]).

Следующим этапом формирования иконографии являются т.н. первые «словесные иконы», т.е. первые молитвенные поминания святого в тексте синодиков. О существовании текстового поминания св. Кукши в числе Печерских преподобных в домонгольский период мы можем судить по словам св. Симона Владимирского («Сий же убо Никон Сухый именуется в поминании нашем"). В «поминании», т.е. синодике содержались не только имена умерших иноков, но краткое изложение их жизни и подвига. Этому сопутствовала также собранная информация о творении чудес св. Кукшей, тесно связанная с собиранием материалов для первой житийной иконы, где в клеймах вокруг центральной образа святого изображались бы сцены его жития. Епископ Симон (правление: 1215-1226) говорит о первых чудесах святого Кукши: «прогонял бесов, свел дождь с неба, иссушил озеро», отмечая, что о том все знают.

В первом этапе формирования иконографии святого Кукши есть существенный пробел. Обычно официальному прославлению праведника предшествует почитание иконы его тезоименитого святого покровителя, чье имя есть в перечне христианских имен. Имя «Кукша» до XII в. не встречалось. Арсениевская редакция Патерика, в том числе и древнейший Берсеневский список 1406 г., иначе называет имя инока - Купша (созвучно фино-угорскому наименованию небольшой птицы отрада воробьинообразных) [2]. Наличие прозвища могло быть характерной особенностью домонгольского периода, когда христианское имя скрывалось человеком, а его заменяло в обыденной жизни прозвище или славянское имя (например, князь Владимир Ясно Солнышко носил в крещении имя Василий, но мы знаем его по славянскому языческому имени и прозвищу).

Кукша был единственным святым среди преподобных отцов Печерских, чье христианское имя не сохранилось в тексте Киево-Печерского Отечника, но который своим подвигом прозвище сделал христианским именем. В XX в. упомянутое в патерике имя инока пытались «христианизировать». Появилась гипотеза о трансформации имени Киприан (по-древнерусски - «Куприан») в прозвище «Купша». Это дало основание исследователям предположить, что Кукша (Купша), возможно, был основателем Купшина монастыря, существовавшего в Киеве в правление князя Владимира Мономаха (1113-1125). Действительно, связь между именем инока и названием монастыря прослеживается в одном из списков Сказания о перенесении на Русь перста св. Иоанна Крестителя из Пролога, где этот монастырь назван Кукшиным [3]. Появившееся в краеведческой литературе XIX в. второе христианское имя св. Кукши - «Иоанн» не подкреплено ни одним источником XII-XVIII вв.

В практике позднего средневековья также важным являлось почитание келейной иконы святого или иконы, размещенной над его мощами. Но таковых сведений также не осталось. Важным является то, что иконография преподобных Печерских развивается на основе утвержденной и распространенной в домонгольский период иконографии святых Антония и Феодосия, первых игуменов Печерских. Одно из ранних произведений - икона святых Антония и Феодосия, выполненная в технике резьбы по шиферу около 1470 г. для Успенского собора Лавры [4]. Поэтому одно из изображений Кукши и Пимена Постника в Печерском Патерике 1703 г. иконографически повторяет средневековые парные изображения Антония и Феодосия в рост на фоне монастыря [5].

Иконография святых Ближних пещер, в числе которых прославлен Кукша, не получила широкого развития за пределами Киева до XVII в., во первых, из-за их почитания скорее как блаженнопочивших (вплоть до их местной канонизации около 1643 г.), а также из-за сложной политической ситуации, в которую попала Южная Русь, начиная

со Второго монгольского нашествия в 1240 г., когда был полностью разрушен Киев, и дальнейшего включения Киевских земель сначала в языческое Литовское княжество, а затем в католическую Речь Посполитую.

Прославление Киево-Печерских чудотворцев в Украине в составе восточных земель Польского государства началось на рубеже ХУ1-ХУН вв. Первые печатные издания Отечника и карт Лавры с указанием пещер с почитаемыми мощами подвижников вышли на польском языке. Но уже при митрополите Киевском Петре Могиле, задумавшим канонизацию печерских рядовых святых, грек Мелетий Сериг составил на греческом языке первую службу "Канон молебный ко всем святым печерским чудотворцем" (в составе Следованной Псалтири 1643-1644 гг.)[6], по аналогии со службами вселенским святым. Но переведена на церковнославянский язык она была только в конце XVII в. святителем Дмитрием Ростовским. Тогда и был окончательно установлен праздник Преподобным печерским в 1670 г. на Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Это положило начало первым индивидуальным изображениям печерских чудотворцев, в т.ч. и Кукши.

В конце XVII в. в России уже широко использовались иконописные подлинники. Но ни в один из них описание иконографии Кукши не вошло, т.к. не был учрежден день его индивидуального поминания, и, соответственно, в подлиннике, где святые размещены в соответствии с месяцесловом, такого имени быть еще не могло. Надо также отметить, что в Украине (в составе Речи Посполитой) иконописные подлинники не употреблялись. Своеобразными иконописными подлинниками в западнохристианском мире (в Киеве эта традиция также была распространена) являлись богослужебные и святоотеческие книги, иллюстрированные гравюрами. Эта традиция не обошла и формирование иконографии св. Кукши, но только уже в ХУШ в. Печерских граверов, иллюстрирующих Патерик второй половины XVII в., интересовал не сколько изображение лика праведника, сколько сюжет его жертвенного подвига (например, под гравюрой, изображающей обезглавленное тело, дана надпись: «Кукша, крестя неверных, под венец дасть главу").

Киевский гравер Леонтий Тарасевич в 1702 г. впервые изображает иконографический облик святого на страницах нового печатного издания Патерика. Первая его гравюра - парное изображение Кукши с Пименом, о котором уже шла речь. Вторая - совершенно новая иконография св. Кукши, близкая западноевропейским (польским) портретам коленопреклоненных перед Распятием Христовым донаторов (церковных жертвователей). Изображение св. Кукши дополнено утвердившимися в западнохристианской традиции символами мученичества: крестом и пальмовой ветвью (например, в известных западноевропейских изображениях влмч. Екатерины).

Во второй половине XVIII в. был поднят вопрос об общецерковном почитании киевских святых. Распространению почитания св. Кукши и написанию его икон способствовало Синодальное издание Патерика в 1759 г. и Служб печерским святым (1885 г.). В 1762 г. Святейший Синод издал первый указ (подтвержденный указами 1775 и 1784 гг.), разрешающий вносить имена киевских святых в общецерковные (московские) месяцесловы и издавать тексты службы им в месячных Минеях на основе Минеи Киевской.

В 1770 г. после разрушительного землетрясения Ближние пещеры были восстановлены, и над ними был построен каменный Крестовоздвиженский храм и утвержден отдельный праздник святым Ближних пещер - на Воздвижение Креста Господня (27 августа-9 сентября н.ст.). В связи с этими событиями была разработана иконография, восходящая к гравюрам Киево-Печерского патерика второй половины XVII в. Первоначально, состояв из небольшой группы святых во главе с Антонием и Феодосием, появилась композиция, объединявшая на одной иконной доске несколько десятков преподобных. Святые разделены на две группы - те, кто подвизался в Ближних пещерах со св. Антонием и чьи мощи почивают там, и другие - подвизавшиеся в Дальних пещерах со св. Феодосием. Эта иконография включает не только избранных святых, жития которых отражены в Отечнике, но и иных святых подвижников Печер, имена которых в истории не сохранились (например, т.н. мироточивые главы, изображаемые в самом верху композиции). Между ними помещалась Великая Успенская церковь Лавры, над ней - почитаемая икона Успения Богоматери (горизонтального формата с мощевиком). На иконах второй половины--конца XVIII в. в числе святых Ближних пещер в одном из рядов за спиной преп. Антония Печерского изображался и св. Кукша в черном монашеском одеянии с непокрытой главой.

На основании гравюр Отечника также сложился иконописный облик св. Кукши, который впервые был дан в «Сводном иконописном подлиннике XVIII века». Под 27 августа (8 сентября н. ст) отмечено: "Кукша подобием: власы с ушей мало кудреват, брада долее Сергия Радонежскаго, ризы преподобнические и епитрахиль, в руках четки; Пимен брада аки Антония Печерского, в клобуке и епитрахиле, ризы преподобнические" [7].

Иконы, изображающие Собор Киево-Печерских подвижников (с образом святого Кукши в числе чудотворцев Ближних пещер), получили большое распространение и в XIX в. Их написание уже было связано не только с Киевом, но и с российскими городами (например, с Ростовом Великим, где изготавливались небольшие паломнические образки). Также в качестве паломнических даров, подобные иконы выполнялись киевскими ремесленниками в технике резьбы по дереву.

Во второй четверти XIX в. при митрополите Филарете (Амфитеатрове) начинаются грандиозные по масштабам реставрационные и художественные работы в Лавре. В частности, в 1840-х гг. были выполнены новые иконописные изображения печерских чудотворцев, чьи мощи находились в пещерах в открытом доступе. К единоличным изображениям святого Кукши относится ростовое изображение святого на крышке раки, выполненная живописцами Лаврской мастерской под руководством иеромонаха Иринарха (постриженика Белобережского монастыря Орловской епархии). Святой Кукша представлен на серо-голубом фоне в рост в монашеских одеждах и куколе, его глава окружена нимбом, состоящим из тонких расходящихся в стороны лучей. В сложенных на груди ладонях зажат четырехконечный крест и четки.

На стене над ракой сохранилось второе изображение св. Кукши, ставшее эталоном для паломнических иконок Киево-Печерской лавры, а затем и Мценска, и Брянска. Его автором согласно «Мелочам архиерейской жизни» был глава лаврской мастерской иеромонах Иринарх. Данное произведение - это поясной вариант иконографии св. Кукши (в рост коленопреклоненный святой с непокрытой главой), разработанный на основе гравюры Л.Тарасевича 1702 г. Фигура святого дана в трехчетвертном повороте (справа налево), с крестом и пальмовой ветвью в руках.

Если до середины XIX в. почитание св. Кукши Печерского ограничивалось Киевом, то во второй половине века развился особый интерес русских граждан к древнейшей истории Руси. Уже в 1862 r. Кукша был изображен в сонме великих русских исторических деятелей скульптором М.О. Микешиным в памятнике «1000-летия России» в Великом Новгороде. Под шаром-державой на колоколообразном постаменте в нижнем ярусе, где изображены 109 исторических деятелей в числе 31 просветителя русского народа, изображен преподобный Кукша. Его лик, с широким чистым лбом, недлинными прядями волос, зачесанными назад, с окладистой короткой бородой, взором, направленным вверх, выражает дерзновенную молитву Господу о просвещении страждущих и заблудших. В руках он крепко сжимает крест-символ мученичества. Скульптурный образ св. Кукши типологически близок с описанием святого в Сводном иконописном подлиннике XVIII в.

Почитание св. Кукши получило особое распространение во второй половине XIX в. в том регионе, где он принял мученическую кончину. В церковной историографии XIX-XX вв. Кукша назван «апостолом вятичей». Место, где инок Кукша принял смерть по-прежнему неизвестно, т.к. единственным источником является «Послание Симона», написанное более чем через полвека после смерти Кукши. Отмеченные там землм вятичей обширны и объединяли современные Брянскую, Калужскую, Орловскую и тульскую области. В XIX в. полагали, что событие произошло либо близ Брянска; либо в окрестностях Мценска на реке Зуше (в 80-е гг. XX в. здесь в лесном овраге неподалеку от деревни Карандаково был освящен так называемый "Страдальческий колодец", ископанный будто бы самим Кукшей). На рубеже XX в. историки предположительно стали называть местом гибели Кукши город Серенск на реке Серене, притоке Жиздры (нынешний Мещовский район Калужской области). В каждом из перечисленных мест сложилась своя традиция почитания св. Кукши [8]. Но за неимением точных источников, все остается на уровне гипотез.

В 1876 г. во Мценске учреждается Братство во имя священномученика Кукши. В восстановленной мценской Богоявленской церкви, левый придел был освящен в честь св. Кукши. Для церкви в Киеве была выполнена икона с частицей мощей святого. В феврале 1895 г. из мастерской Киево-Печерской Лавры был доставлен список с образа Кукши на крышке раки, где он был изображен «почившим, в полном облачении; в средине поручи, в правой руке сложен ковчежец с мощами, закрытый слюдой». Во мценском храме икона располагалась на раке из кипариса по правую сторону царских врат. Икона с мощевиком была утрачена.

Не только во Мценск были доставлены из Лавры реликвии, связанные с почитанием св. Кукши. В 1903 г. в иконописной мастерской Киево-Печерской Лавры по заказу брянского купца и благотворителя А.Н. Комарова была выполнена по аналогии со мценским образом вторая икона св. Кукши, куда была вложена частица его св. мощей. По пути из Киева в Брянск на железнодорожных станциях к образу св. Кукши прикладывались множество верующих. Он был доставлен в Брянский Ново-Покровский собор Брянского Преображенского Поликарпова монастыря. Иконография восходила к надгробной иконе преподобномученика, где он изображался в рост в монашеском одеянии. Икона служила крышкой символической раки святого в брянском монастырском храме. Иконы была утрачена в первой трети XX в.

Иконография преподобномученика Кукши Печерского в основе своей восходит к древнему литературному источнику - тексту Киево-Печерского патерика. Поэтому первым изображениям святого свойственна повествовательность, что свойственно иллюстрациям первоисточника - гравюрам, сопровождающим текст жития святого Кукши. Святой предстает на месте своей кончины с атрибутами мученика. В дальнейшем, по мере сложения общерусского культа Киево-Печерских святых и региональных культов св. Кукши в Юго-Западной России, иконография св. Кукши получает развитие. Складывается краткое описание образа Кукши в Иконописном подлиннике XVIII в. В XIX в. иконография св. Кукши по-прежнему восходит к киевским памятникам, но уже живописной и иконописной традиции (расписная крышка раки святого, надгробный портрет, изображения святого в составе Собора Печерских святых). Образ Кукши приобретает свойственную иконе статуарность, что и завершает этап формирования оригинальной иконографии святого, начавшийся с иллюстрации к литературному первоисточнику первой четверти XIII в.: «Посланию смиренного Симона, епископа Владимирского и Суздальского к Поликарпу, Печерскому черноризцу о священномученике Кукше и о Пимене Постнике».

The study is the text of the Kiev-Pechersk Paterikon. The authors attribute the formation of the iconography of the Holy Kuksha with illustrations of "The Message of Bishop Simon". The authors present a comparison of the text of the lives of the fathers, and iconographic images of the Holy Kuksha XVII-XIX centuries. Key words: Kiev-Pechersk Paterikon. Literary source. The iconography.

Список литературы

1. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. СПб., 1997. С. 372-373 (Кассиановская Вторая редакция Патерика).

2. Патерик Киево-Печерского монастыря / Подг. к изданию Д. И. Абрамович. СПб., 191. С. 35-50 (Арсениевская редакция Патерика).

3. Лосева О.В. Жития русских святых в составе древнерусских прологов XII - первой трети XV вв. М., 2009. С. 340-341 (Проложное сказание о перенесении креста св. Иоанна Крестителя).

4. Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник. Киев, 1971. С. 30-31.

5. Киево-Печерский Патерик. Москва, 1996. Репринт 1897. Илл. на стр. 314.

6. Следованная Псалтирь. Киев, 1643.

7. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПБ., 1882. Стб. 320.

8. Карпов А. Ю. Преп. Кукша - просветитель вятичей. М., 2001.

Об авторах

Антонова М.В. - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой Русской литературы XI-XIX веков Орловского государственного университета, gavrila05@yandex.ru

Комова М.А. - кандидат искусствоведения, докторант филологического факультета Орловского государственного университета, эксперт-искусствовед по культурным ценностям Министерства культуры РФ, mariamna.orel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.