Вестник ПСТГУ.
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства
канд. искусствоведения, Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, вед. науч. сотрудник отдела научной реставрации и консервации движимых памятников Украина, 1000, г. Киев, ул. Лаврская, д. 9 rizova@ua.fm
ORCID: 0000-0003-2270-9419
Рыжова Ольга Олеговна,
2018. Вып. 29. С. 77-91
Особенности иконографии икон «Воздвижение Честнаго Креста» из иконостаса церкви Воздвижения Честнаго Креста Свято-Успенской Киево-Печерской лавры
В статье представлен анализ иконографии двух икон «Воздвижение Честнаго Креста» (1700 и 1769 гг.) из иконостаса церкви Воздвижения Честнаго Креста на Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. В качестве аналогии привлекается икона «Прп. Варлаам в житии» (1691) из старого иконостаса подземной церкви Прп. Варлаама Печерского на Ближних пещерах и гравюры из старопечатных изданий XVII в. типографии Киево-Печерской лавры. В результате изучения выявлены особенности, присущие иконографии события Воздвижения Честнаго Креста в иконописи Киево-Печерской лавры кон. ХШ-ХШ1 в.
В иконах используется вариант композиции, имеющий нарративный характер. Изобразительное повествование разворачивается в семи клеймах, в каждом из которых представлен эпизод из рассказа о событии поиска и обретения Животворящего Креста. Живописные клейма группируются вокруг центральной композиции с изображением св. равноап. Константина и Елены, предстоящих Кресту. Размещение изображений свв. прп. Антония, Феодосия и Варлаама Пе-черских внизу иконы и изображение монашества в клейме «Воздвижение Честнаго Креста» связано с установлением митр. Варлаамом (Ясинским) празднования соборов преподобных отцов Ближних (в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня) и Дальних пещер. Подобное обстоятельство свидетельствует о желании автора иконографической программы иконы поместить события из истории монастыря в многовековую христианскую традицию, тем самым приобщиться к важнейшей сквозной теме — Прославление Креста. И, наоборот, первичная тема, отражающая историю почитания Креста, оказывается вовлеченной в историю монастыря.
Исходя из вышеизложенного, возможно говорить о том, что нарратология и историзм как концепции изобразительного рассказа являются особенностью иконографии произведений иконописи Киево-Печерской лавры кон. XVII— XVIII в. Литературной основой изобразительного рассказа послужило «Сказание о воздвижении Честнаго и Животворящего Креста Господня» свт. Димитрия Ростовского. Нарратологическая композиционная схема в иконописи
О. О. Рыжова
Киево-Печерской лавры формировалась под влиянием структуры житийных гравюр. Ближайшими иконографическими аналогами композициям иконных клейм были сюжеты из фресковых циклов церквей Кипра ХУ—ХУ1 вв.: церкви монастыря Святого Креста близ Платанистасы (1494), церкви Воздвижения Креста в Киперунде (1521), церкви Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Палеохори (XVI в.).
Иконография произведений живописи Киево-Печерской лавры кон. XVII — XVIII в. — тема малоизученная. Исследователями украинской иконы до сих пор не предпринималось попыток раскрыть особенности иконографии иконописи Киево-Печерской лавры как отдельного явления.
Вопросы сложения стиля и иконографии лаврской иконописи впервые были затронуты в работах исследователей рубежа ХГХ-ХХ вв. (М. П. Истомин)1, где живопись Киево-Печерской лавры рассматривается как «одна из страниц в истории искусства, раскрывающая нам соприкосновение двух культур... византийско-русской и западно-латинской»2. Дальнейшие публикации по вопросам иконографии и стиля в лаврской иконописи касались рисунков из ученических альбомов («кужбушек») мастерской Киево-Печерской лавры (П. М. Жолтовский)3, изображений прп. Антония и прп. Феодосия (Е. В. Лопухина4, И. А. Ходак5), отдельных сюжетов в лаврских памятниках — «Спас Недреманное Око» (Е. В. Адамович)6, «Собор Преподобных Печерских святых» (Г. А. Беликова)7, «Тайная вечеря» (Е. В. Питателева)8, «Успение Богородицы» (Е. В. Лопухина)9. В статье В. Г. Пуцко «Украшсьы жони Воздвиження чесного хреста» представлен обзор икон ХУ-ХУШ вв. из западных регионов Украины и
1 Истомин М. П. К истории живописи в Киево-Печерской лавре в ХУШ в. // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. К., 1895. Кн. 9. С. 64—75; Он же. Описание иконописи Киево-Печерской лавры // Там же. К., 1898. Кн. 12. С. 34—90; Он же. Обучение живописи в Киево-Печерской лавре в ХУШ в. // Искусство и художественная промышленность. 1901. № 10 (34). С. 291-310; № 11 (35). С. 311-314.
2 Истомин. К истории живописи в Киево-Печерской лавре в ХУШ в. С. 74.
3 Жолтовський П. М. Малюнки Киево-Лаврсько! жонописно! майстерк Альбом-каталог. К., 1982; Он же. Художне життя на УкраМ в ХШ-ХУШ ст. К., 1983. С. 69-74.
4 Лопухша О. В. Духовш образи преподобних Антошя та Феодос1я в Киево-Печерському патерику 1 традиц1я !х жонного зображення // Могилянсью читання: Матер1али щор1чних наукових конференцш 1996-1997. К., 1998. С. 83.
5 Ходак I. О. До жонографи святих Антон1я й Феодос1я Печерських: невщомий образ ХУЛ ст. з Кшвщини // Могилянсью читання 2004: Зб. наук. пр.: Музейне збереження пам'яток сакрального мистецтва. 1стор1я, сучасна практика та майбутне. К., 2005. С. 570-579.
6Адамович О. В. Стилютика жон «Недр1манне око» на матер1алах колекци Нацюнального Киево-Печерського юторико-культурного заповедника // Образ Христа в украшськш культур! К., 2001. С. 129-138.
7 Беликова Г. О. 1кона «Собор Преподобних Печерських» // Пам'ятки Укра!ни. 2007. № 1. С. 69-79.
8 Штателева О. В. Особливост жонографи у двох жонах «Таемна вечеря» з жоностаса Трощько! Надбрамно! церкви // Лаврський альманах: зб. наук. пр. К., 2003. Вип. 11. С. 92-96.
9 Лопухта О. В. Киево-Печерська жона Устный Богородице 1стор1я 1 побутування чудотворного образа Х!-ХХ ст. // Лаврсью мистецтвознавч1 студи: зб. наук. пр. К., 2015. С. 51-96.
Волыни10. Автор рассматривает «иконописные композиции» икон, которые, по его мнению, со временем претворяются в своеобразные жанрово-исторические картины за счет введения в иконографическую структуру различных бытовых деталей11.
Цель данной работы — анализ композиции икон с изображением события Воздвижения Честнаго Креста и выявление особенностей, присущих иконографии данного сюжета в иконописи Киево-Печерской лавры кон. ХУН-ХУШ в.
Иконы «Воздвижения Честнаго Креста со свв. прпп. Антонием, Фео-досием и Варлаамом Печерскими», 1700 (ил. 1) и 1769 гг. (ил. 2), происходят из иконостаса церкви Воздвижения Честнаго Креста на Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Икона, датируемая 1700-м годом (медь, золочение, чеканка, масляная техника живописи), происходит из старого иконостаса церкви; сейчас хранится в фондовой коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника (НКПИКЗ, инв. КПЛ-ж-1673)12. Икона 1769 г. (дерево, масляная техника живописи, позолота, цветные лаки) со времени возведения нового иконостаса (1767—1769) и поныне находится в наместном ряду иконостаса Кресто-воздвиженской церкви13.
10 Пуцко В. Г. Украшсью жони Воздвижения чесного хреста // Людина 1 свгг. 1994. № 10. С. 18-22.
11 Там же. С. 22.
12 См.: Литвиненко Я. В. Втрачеш жоностаи лаврських церков// Лаврськш альманах. 2010. Вип. 25. С. 67-86.; Он же. 1коностаси 1 монументальний живопис лаврських печер. Да-тування, атрибуцш, втрати, поновлення // Лаврськш альманах. 2012. Вип. 27, спецвипуск 10. С. 306-337; Он же. Пещерные иконостасы в свете архивных исследований // Церква-Наука-Суспшьство: питання взаемоди: матер1али Десято! м1жнар. наук. конф., 30 травня — 1 червня 2012. К., 2012. С. 181-184; Он же. 1коностаси печерних церков // Пам'ятки Укра!ни. 2012. № 6. С. 46-57; Рыжова О. О. Иконопись Киева XVIII века: мастерские и сохранившиеся произведения // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 110-135.
13 См.: Лопухта О. В. 1коностас Хрестовоздвиженсько! церкви в контекст! юторичного 1 художнього життя Киево-Печерсько! лаври ХУШ-Х1Х ст. // Лаврський альманах: зб. наук. пр. 2007. Вип. 17. С. 73-79; Дятлов В. А. Киево-Печерська Лавра. К., 2008. С. 253-255, 364.
Ил. 1. Икона «Воздвижения Честнаго Креста со свв. прпп. Антонием, Феодосием и Варлаамом Печерскими, 1700-й г., медь, золочение, чеканка, масляная техника живописи, НКПИКЗ, инв. КПЛ-ж-1673
/р. ЯНН
J
* -и-1
ш
i 1
ш
Ил. 2. Икона «Воздвижения Честнаго Креста со свв. прпп. Антонием, Феодосием и Варлаамом Печерскими, 1769 г., дерево, масляная техника живописи, позолота, цветные лаки, Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, церковь Воздвижения Честнаго Креста на Ближних пещерах
Основой иконы «Воздвижения Честнаго Креста...» (1700) является цельный лист меди. Изображения св. равноап. Константина и Елены, Ангелов, прпп. Антония, Феодосия и Варлаама Печерских, сюжеты в клеймах написаны в технике масляной живописи; остальное поле иконы заполнено барочным орнаментом, выполненным в технике чеканки. Живопись частично поновлена (одежды и антураж), вероятно в 1767—1769 гг., при строительстве нового иконостаса, однако без изменения композиции и с сохранением письма ликов.
Центральной композицией иконы, занимающей две трети изобразительного пространства, является изображение св. равноап. императора Константина и св. равноап. царицы Елены, предстоящих Кресту. Ровно по центральной вертикали отчеканен большой пятиконечный крест с Т-образным завершением, терновым венцом в средокрестии, двумя рельефными серебряными гвоздями на правой и левой части перекладины и двумя такими же серебряными и объемными гвоздями, расположенными внизу вертикали креста на фоне изо-
бражения стилизованного орнаментированного сердца. Над Крестом, в арочном завершении иконы, отчеканено изображение благословляющей двуперстием Десницы Божией в сиянии и облаках. По сторонам Креста стоят св. равноап. Константин и Елена, над ними — два ангела с орудиями Страстей в руках. Таким образом, камертоном иконографической программы памятника становится история обретения реликвий. Стоит отметить, что Православная Церковь особо празднует обретение Честнаго Креста и гвоздей равноап. царицей Еленой в Иерусалиме (326) 6 марта по ст.ст. Истории обретения Креста и гвоздей посвящены отдельные композиции в стенописи церкви монастыря Св. Креста близ Платанистасы (1494), церкви Воздвижения Креста в Киперунде (1521)14.
Следующая сцена, изображенная в клейме, находящемся непосредственно под Крестом, связана и исторически, и символически, и архитектонически с предыдущим событием. Словно продолжая композиционную вертикаль, непо-
14 См.: Победимская С. Кипр. Таинственный мир фресок. Никосия, 2010.
средственно под основанием Креста, покоящегося на черепе Адама, расположен картуш, живопись которого повествует о «раскопках места погребения Христа или Обретении места Гроба Господня и воскресения и Лобного места — места Распятия Христа»15. В центре изобразительного поля, на втором плане, изображен белокаменный, величественной архитектуры город, а на первом плане — пещера в земле, которую искапывает старец-иудей и из которой поднимается благоухание: «По совершении патриархом Макарием на месте том молитвы, разлилось в воздухе благоухание, и тотчас, по направлению к востоку, были обретены Гроб Христов и Лобное место, и близ его нашли зарытыми три креста, а потом и гвозди, коими был пригвожден ко кресту Господь»16. По сторонам от пещеры стоят группы людей: слева — жестикулирующие иерусалимские евреи, справа — св. царица Елена, указующая на пещеру. Этот картуш выделяется и положением, и форматом, и размером: он имеет прямоугольную, вытянутую по горизонтали форму, размещен особо, тогда как остальные клейма, расположенные в ряд по вертикали справа и слева от Креста, имеют форму правильных овалов.
С обеих сторон от центральной композиции (слева и справа) отчеканены картуши с живописными изображениями истории поиска и прославления Чест-наго Креста Господня.
Изобразительный рассказ об обнаружении Честнаго Креста Господня начинается с композиции «Видение креста императору Константину» (верхний левый картуш). Изображен император Константин на коне, воздевающий руки к явленному на небе Кресту. Крест на небе состоит из множества маленьких золотых пятиконечных звезд: Сверкающий звездами образ твой, Крест, предвозвестил успех победный славному благочестивому царю (Служба Воздвижению Креста Господня. Стихиры на литии). Рядом с императором стоит воин в пышном облачении, так же указующий на небо. Опираясь на текст «Сказания о воздвижении честнаго и животворящего Креста Господня» свт. Димитрия Ростовского, это полководец Артемий, также видевший чудесное знамение: «Это чудесное явление видели все воины, среди коих был и полководец Артемий (который после был замучен за Христа при Юлиане)»17. Аналогичная композиция, но имеющая более развернутую трактовку сюжета, присутствует в росписях церкви монастыря Св. Креста близ Платанистасы (1494)18.
Следующий картуш «Иудеи и старец Иуда (Кириака) перед царицей Еленой» повествует о призвании иудеев к царице и ее просьбе рассказать о месте, «где скрыт Честный Крест Господень»19. Царица Елена изображена сидящей на троне, на ступенчатом возвышении и под роскошным балдахином. На голове св. Елены белый плат, золотая корона; ее голова окружена золотым нимбом. Правую руку она протягивает к старцу, стоящему перед ней, в левой руке держит
15 Сюжеты в клеймах не имеют надписей. Здесь и далее все композиции называются автором статьи в соответствии с логикой изобразительного рассказа и на основании литературных первоисточников. Название данного клейма заимствовано из текста: Скабалланович М. Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. К., 2004.
16Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Т. I. Сентябрь. К., 2006. С. 291.
17 Там же. С. 289.
18 См.: Победимская. Кипр. Таинственный мир фресок.
19Димитрий Ростовский, свт. Указ. соч.
скипетр. Старец Иуда облачен в первосвященнические одежды («ибо он сын уважаемого пророка»)20; трон окружают воины и царедворцы; интерьер обозначен фрагментом ренессансной постройки. Общая композиция клейма наследует левую часть композиции гравюры «Во Влахерни Богородица муляром злата даде и икону.» из Патерика 1661 г. (НКПИКЗ); образ св. равноапостольной царицы Елены на иконе визуально тождествен образу Богородицы с гравюры.
Следующий, третий нижний левый картуш — «Старца Иуду выводят изо рва». «Несмотря на продолжительные истязания, Иуда отказывался поведать о месте, где скрыт крест Господень. Тогда царица Елена приказала ввергнуть его в глубокий ров. Пробыв в нем некоторое время, Иуда, наконец, обещал сказать, что знает о зарытом в землю Кресте Христовом. Тогда вывели его изо рва.»21 Изображен финал сцены, когда старца выводят изо рва — трое мужчин извлекают из ямы четвертого; справа стоит царица Елена, рядом с ней воин в пышном облачении и вельможи. Указующим жестом царица обращается к старцу; он ей отвечает.
Подобные сюжеты («Евреи и старец Иуда перед царицей Еленой» и «Старца Иуду выводят изо рва»), связанные с преданием об иерусалимских иудеях и престарелом еврее по имени Иуда, присутствуют в росписях церкви Воздвижения Креста в Киперунде (1512)22.
Правый верхний картуш повествует об обретении Креста. Действие происходит на фоне белокаменного города. Двое мужчин вынимают из ямы Крест, тогда как рядом лежат еще два креста. Царица Елена справа стоит в окружении царедворцев.
В сюжете «Определение истинности Креста» Патриарх Иерусалимский Макарий в окружении священства возлагает на повитого пеленами покойного Крест, и тот оживает: «Когда же не могли определить, какой из найденных крестов Крест Христов, случилось, что в то время вынесли некоего мертвеца для погребения. Тогда патриарх Макарий приказал носильщикам остановиться, и кресты были возлагаемы по очереди на мертвеца. Когда был возложен на него Крест Христов, мертвец тотчас воскрес и силою божественного Креста Господня встал живым»23. Во главе гроба стоит царица Елена в окружении людей. Под гробом лежат еще два креста. На втором плане город, с белокаменными башнями и красными крышами. Аналогичная композиция наличествует в росписях церкви Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Палеохори (XVI в.)24.
Заканчивается рассказ в правостороннем нижнем картуше «Воздвижение Честнаго Креста». На фоне храма Патриарх Иерусалимский Макарий и неизвестный святой диакон (с нимбом) на трехступенчатом возвышении воздвигают Крест и поклоняются ему. Справа от Креста находятся монашествующие (ил. 3, 4), слева св. равноап. Константин и Елена в окружении «начальников
20Димитрий Ростовский, свт. Указ. соч. С. 291.
21 Там же.
22 См.: Победимская. Указ. соч.
23 Димитрий Ростовский, свт. Указ. соч. С. 291.
24 Победимская. Указ. соч.
Ил. 3. Икона «Воздвижения Честнаго Креста со свв. прпп. Антонием, Феодосием и Варлаамом Печерскими, 1700-й г., медь,
золочение, чеканка, масляная техника живописи, НКПИКЗ, инв. КПЛ-ж-1673. Фрагмент. Клеймо «Воздвижение Честнаго Креста»
Ил. 4. Икона «Воздвижения Честнаго Креста со свв. прпп. Антонием, Феодосием и Варлаамом
Печерскими, 1769 г., дерево, масляная техника живописи, позолота, цветные лаки, Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, церковь Воздвижения Честнаго Креста на Ближних пещерах.
Фрагмент. Клеймо «Воздвижение Честнаго Креста»
вельмож воинских и гражданских»25. Изображения монахов среди предстоящих Кресту встречаются в композиции гравюры (гравер — иеродиакон Сильвестр) из Киево-Печерского издания книги «Меч духовный» (1666) Лазаря Барановича и на иконе кон. Х^! в. из с. Нудиже Владимир-Волынского р-на., Волынской обл. (НХМУ). Необходимо указать и на сходство с аналогичным сюжетом из росписей церкви Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Палеохори (Х^ в.), где у подножия Креста также стоит группа монахов26.
Таким образом, живописные клейма образуют повествование, имеющее стройную логическую структуру. Первая (левая) триада клейм — «Видение креста императору Константину», «Иудеи и старец Иуда (Кириака) перед царицей Еленой», «Старца Иуду выводят изо рва» — повествует о поиске Креста. Вторая (правая) триада клейм — «Обретение Креста», «Определение истинности Кре-
25Димитрий Ростовский, свт. Указ. соч. С. 292.
26 См.: Победимская. Указ. соч.
ста», «Воздвижение Честнаго Креста» — рассказывает собственно об обретении, установлении истинности и воздвижении Креста. Картуш под центральной композицией в сочетании с двумя нижними картушами слева и справа образует третью (нижнюю) триаду изображений: «Старца Иуду выводят изо рва», «Раскопки места погребения Христа.», «Воздвижение Честнаго Креста». Эта нижняя триада представляет собой краткую версию рассказа о поиске и обретении Креста. Вместе с тем картуш «Раскопки места погребения Христа.» и композиция «Св. равноап. Константин и Елена, предстоящие Кресту» образуют и кульминацию, и финал.
Подобным образом, посредством восьми самостоятельных сюжетов, объединенных форматом иконы, воссоздается объемное, развернутое повествование — «Сказание», или «Слово», об истории поиска, обретении и воздвижении Честнаго и Животворящего Креста Господня, важнейшей темы в истории христианства. Несомненно и то, что литературной основой изобразительного рассказа послужило «Сказание о воздвижении Честнаго и Животворящего Креста Господня» свт. Димитрия Ростовского.
Стоит указать и на то обстоятельство, что композиции клейм лаврских икон «Воздвижение Честнаго Креста» (1700, 1769) и настенных росписей церквей Кипра ХУ-ХУ вв. весьма близки друг другу. Выяснение причин подобного сходства не входят в задачи данной статьи, но это обстоятельство требует детального анализа и отдельного исследования.
В нижней части иконы, вдоль нижнего края, представлены три поясных изображения в ряд свв. прпп. Антония (справа), Феодосия (слева) и Варлаама (в центре) Печерских. Прпп. Антоний и Феодосий держат свитки с текстами; прп. Варлаам правой десницей благословляет именнословно, а в левой держит Евангелие. Фигуры святых расположены в чашечках цветов, прочеканенных в металле. Аналогичные изображения преподобных Печерских известны в композиции на рамке титула Патерика 1661 г. (НКПИКЗ).
Включение изображений свв. прпп. Антония, Феодосия и Варлаама Печер-ских в иконографическую программу Воздвижения Честнаго Креста связано с деятельностью Варлаама (Ясинского; 1627 — 22.08.1707, Киев), митрополита Киевского, Галицкого и всея Малыя России. Им в Киево-Печерском монастыре было установлено празднование Соборов преподобных отцов Ближних (в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня) и Дальних пе-щер27; визуализацией этого события является композиция на окладе Евангелия 1701, где стволом древа служит церковь Воздвижения Креста Господня Киево-Печерской лавры, возделывают ее прп. Антоний и прп. Феодосий, а вокруг этого древа в чашечках цветов изображены свв. прпп. отцы Печерские, упокоенные в Ближних пещерах; в центре композиции, в медальоне, изображена восседающая на троне Богородица с Младенцем (НКПИКЗ). В этой связи следует указать еще на два памятника, которые и по времени, и по иконографической концепции, и по стилистике близки рассматриваемой иконе 1700 г. В первом случае речь идет
27 См.: Алексеев А. И. Варлаам (Ясинский) // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2009. С. 605-607.
об иконе «Прп. Варлаам в житии» (1691) (ил. 5)28 из старого иконостаса пещерной церкви прп. Варлаама в Ближних пещерах, которая совпадает с рассматриваемой иконой 1700 г. помимо стилистики еще и по исполнению в материале (технологическим параметрам — медь, чеканка, масляная техника живописи29, и по техническим — грунты, пигменты30). Устроение самой церкви также напрямую связано с личностью митр. Варлаама (Ясинского): в 1691 г. митрополит устроил в Ближних пещерах третий подземный храм и освятил его в честь прп. Варлаама Печерского, на месте усыпальницы с мощами этого под-вижника31. Второй памятник — гравюра «Прп. Варлаам в житии» (ил. 6) из Патерика 1661 г., которая послужила образцом для создания одноименной иконы32. Возможно, что и иконография гравюры была разработана митр. Варлаам ом (Ясинским), бывшим на то время (между 1660 и 1665 гг.) активным деятелем типографии Киево-Печерской лавры и, вероятно, заведовавшим ею33. Помимо личности митр. Варлаама (Ясинского) эти три памятника объединяет и семантический подход в композиционном решении:
Ил. 5. Икона «Прп. Варлаам в житии», 1691 г., медь, золочение, чеканка, масляная техника живописи, из иконостаса 1691 г. пещерной церкви прп. Варлаама в Ближних пещерах
28 См.: Рижова О. О. Особливосл жонографи та стилютики зображень на жонах печерно! церкви Прп. Варлама Печерського (Свято-Успенська Киево-Печерська лавра) // Мистецтвознавчi записки. 2014. № 26. С. 229-234; Она же. Книжкова гравюра як джере-ло жонографи Лаврського жонопису ХУП-ХУШ столггтя // Вюник Харювсько! державно! академи дизайну i мистецтв. Харюв, 2014. № 4-5. С. 93-96.
29 См.: Марченко А. А., Оноприенко Н. А. Живопись на металле. Проблемы исследования и реставрации: На примере памятников из коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника // Материалы ХУП-ХУШ научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 2011, 2012. М., 2015. С. 13-18.
30 См.: Рыжова О. О., Распопина В. А. Технико-технологические особенности живописи икон Киево-Печерской лавры XVIII века из коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника // Там же. С. 26-33.
31 См.: Дятлов. Киево-Печерська лавра. С. 217.
32 См.: Рижова. Книжкова гравюра як джерело жонографи Лаврського жонопису ХУП-ХУШ столитя. С. 94.
33 См.: Алексеев. Варлаам (Ясинский). С. 606.
в основу иконографии положены важнейшие темы христианской истории — Прославление Креста и подвиг монашества, которые и стали предметами изображения.
Икона «Воздвижения Честнаго Креста со свв. прпп. Антонием, Фео-досием и Варлаамом Печерскими» (1769) написана на дереве. Живопись иконы повторяет и иконографическую программу, и композицию иконы 1700 г. Металлическая накладка с частицей Животворящего Креста относится к более позднему времени34.
Различие существует в деталях отдельных изображений. Крест изображен четырехконечный, с традиционной табличкой вверху, гвозди и терновый венец отсутствуют. В изводе клейма с сюжетом «Видение Креста императору Константину» император изображен во главе войска, пеший. Каждое из изображений свв. прпп. Антония, Феодосия и Варлаама Печерских заключено в живописный картуш. Поменялась стилистика: композиционное решение сюжетов в клеймах становится более пространственным, а действия — более многолюдными, появляется перспектива; усиливается повествовательность. Фактически икону 1769 г. можно назвать копией иконы 1700 г., где полностью сохранена
форма, но несколько ослаблено внутреннее эмоциональное содержание.
* * *
Анализ композиции икон позволил выявить особенности, присущие иконографии события Воздвижения Честнаго Креста в иконописи Киево-Печерской лавры кон. ХУЛ — ХУШ в.
В иконах используется вариант композиции, имеющий нарративный характер. Изобразительное повествование разворачивается в семи клеймах, в каждом из которых представлен эпизод из рассказа о событии поиска и обретения Животворящего Креста. Живописные клейма группируются вокруг центральной композиции с изображением св. равноап. Константина и Елены, предстоящих Кресту. Размещение изображений свв. прпп. Антония, Феодосия и Варлаама Печерских внизу рассказа о поиске и обретении Креста и изображение монашества в клейме «Воздвижение Честнаго Креста» связаны с установлением Варлаа-
Ил. 6. Гравюра «Прп. Варлаам в житии», 1661 г., Киево-Печерский Патерик
34 См.: Дятлов. Киево-Печерська лавра. С. 364.
86
мом (Ясинским) празднования Соборов преподобных отцов Ближних (в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня) и Дальних пещер. Подобное обстоятельство свидетельствует о желании автора иконографической программы иконы поместить события из истории монастыря в метаисторию христианства, тем самым приобщиться к важнейшей сквозной теме — Прославление Креста. И наоборот, первичная тема, отражающая историю почитания Креста, оказывается вовлеченной в историю монастыря.
Исходя из вышеизложенного, возможно говорить о том, что нарратология и историзм как концепции изобразительного рассказа являются особенностью иконографии произведений иконописи Киево-Печерской лавры кон. ХУЛ — ХУШ в. Сравнительный анализ произведений лаврской иконописи и гравюр старопечатных книг издания типографии Киево-Печерской лавры позволяет говорить и о том, что иконография рассмотренных лаврских памятников создавалась под влиянием книжной гравюры.
Литературной основой изобразительного рассказа послужило «Сказание о воздвижении Честнаго и Животворящего Креста Господня» свт. Димитрия Ростовского.
Ближайшими иконографическими аналогами композициям иконных клейм были сюжеты из фресковых циклов церквей Кипра ХУ-ХУ вв.: церкви монастыря Святого Креста близ Платанистасы (1494), церкви Воздвижения Креста в Киперунде (1521), церкви Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Палеохо-ри (ХУ в.).
Автор статьи благодарит Ирину Носову, руководителя культурно-просветительского объединения «Энигматека» (Москва), за предоставленные иллюстрации — фотографии росписей церквей Кипра.
Ключевые слова: Воздвижение Честнаго Креста, Киево-Печерская лавра, иконы, иконография, гравюра, фрески, фрески церквей Кипра ХУ-ХУ вв.
Список литературы
Адамович О. В. Стилютика 1кон «Недр1манне око» на матер1алах колекцп Нацюнального Киево-Печерського юторико-культурного заповедника // Образ Христа в украёнськш культурь К., 2001. С. 129-138. Алексеев А. И. Варлаам (Ясинский) // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2009. С. 605607.
Беликова Г. О. 1кона «Собор Преподобних Печерських» // Пам'ятки Укра!ни. 2007. № 1. С. 69-79.
Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Т. I. Сентябрь. К., 2006. Дятлов В. А. Киево-Печерская лавра. К., 2008.
Жолтовський П. М. Малюнки Киево-Лаврсько! живописно! майстернк Альбом-каталог. К., 1982.
Жолтовський П. М. Художне життя на Укра!ш в ХУТ-ХУШ ст. К., 1983. С. 69-74. Истомин М. П. К истории живописи в Киево-Печерской лавре в ХУШ в. // Чтения в
Историческом обществе Нестора-Летописца. К., 1895. Кн. 9. С. 64-75. Истомин М. П. Описание иконописи Киево-Печерской лавры // Там же. К., 1898. Кн. 12. С. 34-90.
Истомин М. П. Обучение живописи в Киево-Печерской лавре в ХУ111 в. // Искусство и художественная промышленность. 1901. № 10 (34). С. 291-310; № 11 (35). С. 311-314.
Квливидзе Н. В. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Иконография. // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2009. С. 160-170.
Литвиненко Я. В. Втрачеш шоносташ лаврських церков // Лаврськш альманах. 2010. Вип. 25. С. 67-86.
Литвиненко Я. В. 1коностаси i монументальний живопис лаврських печер. Датування, атрибущя, втрати, поновлення // Лаврськш альманах. 2012. Вип. 27, спецвипуск 10. С. 306-337.
Литвиненко Я. В. Пещерные иконостасы в свете архивных исследований // Церква-Наука-Сустльство: питання взаемоди: матерiали Десято! мiжнар. наук. конф., 30 трав-ня — 1 червня 2012 р. К., 2012. С. 181-184.
Литвиненко Я. В. 1коностаси печерних церков // Пам'ятки Украши. 2012. № 6. С. 46-57.
Лопухта О. В. Духовш образи преподобних Антоиiя та Феодойя в Киево-Печерському патерику i традицiя !х iкоииого зображення // Могилянсью читання. К., 1998. С. 83.
Лопухта О. В. 1коностас Хрестовоздвиженсько! церкви в коитекстi юторичного i худож-нього життя Киево-Печерсько! лаври ХУ111-Х1Х ст. // Лаврський альманах: зб. наук. пр. 2007. Вип. 17. С. 73-79.
Лопухта О. В. Киево-Печерська шона Усшння Богородищ. Iсторiя i побутування чудотворного образа Х1-ХХ ст. // Лаврсью мистецтвозиавчi студи: зб. наук. пр. К., 2015. С. 51-96.
Марченко А. А., Оноприенко Н. А. Живопись на металле. Проблемы исследования и реставрации: На примере памятников из коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника // Материалы ХУП-ХУШ научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства», 2011, 2012. М., 2015. С. 13-18.
Птателева О. В. Особливосл шонографп у двох шонах «Таемна вечеря» з шоностаса Тро!цько! Надбрамно! церкви // Лаврський альманах: зб. наук. пр. 2003. Вип. 11. С. 92-96.
Победимская С. Кипр. Таинственный мир фресок. Никосия, 2010.
Пуцко В. Г. Украшсью шони Воздвиження чесного хреста // Людина i свгт. 1994. № 10. С. 18-22.
Рыжова О. О. Иконопись Киева ХУ111 века: мастерские и сохранившиеся произведения // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 110-135.
Рижова О. О. Книжкова гравюра як джерело шонографи Лаврського шонопису ХУП-ХУШ столитя // Вюник Харивсько! державно! академп дизайну i мистецтв. 2014. № 4-5. С. 93-96.
Рижова О. О. Особливост шонографп та стилютики зображень на iкоиах печерно! церкви Прп. Варлама Печерського (Свято-Успенська Киево-Печерська лавра) // Мистецтвознавчi записки. 2014. № 26. С. 229-234.
Рыжова О. О., Распопина В. А. Технико-технологические особенности живописи икон Киево-Печерской лавры ХУ111 века из коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника // Материалы ХУП-ХУГП научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». М., 2015. С. 26-33.
Скабалланович М. Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. К.: Пролог, 2004.
Ходак I. О. До шонографп святих Антошя й Феодойя Печерських: невщомий образ ХУ11 ст. з Ки!вщини // Могилянсью читання 2004: Зб. наук. пр. К., 2005. С. 570-579.
St. Tikhon's University Review. Series V: Problems of History and Theory of Christian Art.
2018. Vol. 29. P. 77-91
Olga Ryzhova, Candidate of Sciences in Art Criticism, Leading Research Fellow, Department of Scientific Restoration and Conservation of Movable Monuments, National Kiev-Pechersk Historical and Cultural Preserve, 9 Lavrskaia Str., Kiev 1000, Ukraine rizova@ua.fm
ORCID: 0000-0003-2270-9419
Icons of Exaltation of Holy Cross from Iconostasis of Church of Exaltation of Holy Cross at Holy Dormition Kiev-Pechersk Lavra: Features of Iconography
This article provides an analysis of iconography of the two icons "Exaltation of the Holy Cross" (1700 and 1756) from the iconostasis of the church of Exaltation of the Holy Cross at Kiev-Pechersk Lavra Near Caves. As an analogy, we refer to the icon of St. Varlaam's Life (1691) from the old iconostasis of the underground church of St. Varlaam of Pechersk in the Near Caves and the engravings from books of the 17th century printed at Kiev-Pechersk Lavra. As a result of the study, we have identified the features characteristic of the iconography of the Exaltation of the Holy Cross in the icon-painting of Kiev-Pechers Lavra of the late 17th — 18th centuries. The icons' variation of composition has a narrative character. Painting narrative unfolds in the seven stamps, each of them presenting an episode from the narrative about the search and acquisition of the Life-Giving Cross. The picturesque stamps are grouped around the central composition with the image of St. Constantine and Helen, standing before the Cross. St. Anthony, St. Theodosius and St. Varlaam of Pechersk and the picture of the monastic assembly in the stamp "Exaltation of the Holy Cross" are imaged in the lower part of the icon, which is connected with the fact that metropolitan Varlaam (Yasinsky) established the feast of the Councils of the Reverend Fathers of the Near (on the first Saturday after the feast of the Exaltation of the Cross of the Lord) and the Far Caves. This circumstance indicates the desire of the author of the iconographic programme of the icon to incorporate events of the history of the monastery into the history of Christianity and, by means of this, to relate to the dominant scheme, namely the Glorification of the Cross. And, conversely, the primary theme, which is reflecting the history of the veneration of the Cross, is linked to the history of the monastery. Taking into account all the above-mentioned, one can claim that the narratology and historicism as conceptions of the visual narrative constitute a characteristic feature of the iconography of the icon-painting of Kiev-Pechersk Lavra of the late 17th — 18th centuries. The literary foundation of the visual narrative is "The Legend of the Exaltation of the Honest and Life-Giving Cross of the Lord" by St. Dimitry of Rostov. The narratological scheme of composition in icon-painting of Kiev-Pechersk Lavra developed under the influence of engravings in Lives of saints. The closest iconographic
O. Ryzhova
analogies to the compositions of the icon stamps are plots of the fresco cycles of Cyprus churches of the 15th — 16th centuries, namely the churches of the Monastery of the Holy Cross near Platanistasa (1494), the Church of the Exaltation of the Cross in Kiperunda (1521), the Church of the Blessed Virgin Hrisopantanassa in Paleochori (16th century).
Keywords: Exaltation ofthe Holy Cross, Kiev-Pechersk Lavra, icons, iconography, engraving, frescos, Cyprus churches of 15th — 16th centuries.
References
Adamovich O., "Stilistika ikon «Nedrimanne oko» na materialakh kolektsiï Natsional'nogo Kievo - Pechers'kogo istoriko -kul'turnogo zapovidnika", in: Obraz Khrista v ukraïns'kii kul'turi, Kiev, 2001, 129-138.
Alekseev A. I., "Varlaam (Iasinskii)", in: Pravoslavnaia enciclopediia, 6, 2009, 605607.
Belikova G. O., "Ikona «Sobor Prepodobnikh Pechers'kikh»", in: Pam'iatki Ukraïni, 1,
2007, 69-79.
Sv. Dimitrii Rostovskii, Zhitiia sviatykh, No. I, Sentyabr', Kiev, 2006.
Diatlov V. A., Kievo-Pecherskaia Lavra, Kiev,
2008.
Zholtovs'kii P. M., Maliunki Kievo-Lavrs'koï zhivopisnoïmaisterni, Kiev, 1982.
Zholtovs'kii P. M., Khudozhnezhittiana Ukraïni vXVI-XVIIIst., Kiev, 1983.
Istomin M. P., "Obuchenie zhivopisi v Kievo-Pecherskoi Lavre v XVIII v.", in: Iskusstvo i khudozhestvennaia promyshlennost', 10 (34), iiul', 1901, 291-310, 11 (35), avgust, 311-314.
Kvlividze N. V., "Vozdvizhenie Chestnogo i Zhivotvoriashchego Kresta Gospodnia. Ikonografiia", in: Pravoslavnaia entsiklope-diia, 9, 2009, 160-170.
Litvinenko Ia. V., "Vtracheni ikonostasi lavrs'kikh tserkov", in: Lavrs'kii al'manakh, 25, 2010, 67-86.
Litvinenko Ia. V., "Ikonostasi i monumental'nii zhivopis lavrs'kikh pecher. Datuvannia, atributsiia, vtrati, ponovlennia", in: Lavrs'kii al'manakh, Kiev, 27, 2012, 306-337.
Litvinenko Ia. V., "Peshchernye ikonostasy v svete arkhivnykh issledovanii", Tserkva-Nauka-Suspil'stvo, Kiev, 2012, 181-184.
Litvinenko Ia. V., Ikonostasi pechernikh, in: Pam'iatki Ukraïni, 6, 2012, 46-57.
Lopukhina O. V., "Dukhovni obrazi prepodobnikh Antoniia ta Feodosiia v Kievo-Pechers'komu pateriku i traditsiia ïkh ikonnogo zobrazhennia", in: Mogilians'ki chitannia, Kiev, 1998, 83.
Lopukhina O. V., "Ikonostas Khresto-vozdvizhens'koï tserkvi v konteksti isto-richnogo i khudozhn'ogo zhittia Kievo-Pechers'koï lavri XVIII-XIX st.", in: Lavrs'kii al'manakh, Kiev, 17, 2007, 73-79.
Lopukhina O. V., "Kievo-Pechers'ka ikona Uspinnia Bogoroditsi. Istoriia i pobutuvan-nia chudotvornogo obraza XI-XX st.", in: Lavrs'ki mistetstvoznavchi studiï, Kiev, 2015, 51-96.
Marchenko A. A., Onoprienko N. A., "Zhi-vopis' na metalle. Problemy issledovaniia i restavratsii. Na primere pamiatnikov iz kollektsii Natsional'nogo Kievo-Pecher-skogo istoriko-kul'turnogo zapovednika", in:. Materialy XVII—XVIII nauchnoi kon-ferentsii «Ekspertiza i atributsiia proizvedenii izobrazitel'nogo iskusstva, Moscow, 2015, 13-18.
Pitateleva O. V., "Osoblivosti ikonografiï u dvokh ikonakh «Taemna vecheria» z ikonostasa Troïts'koï Nadbramnoï tserkvi", in: Lavrs'kii al'manakh, Kiev, 11, 2003, 9296.
Pobedimskaia S., Kipr. Tainstvennyi mir fresok, Nicosia, 2010.
Putsko V. G., "Ukraïns'ki ikoni Vozdvizhennia chesnogo khresta" in: Liudina i svit,. 10, 1994, 18-22.
Ryzhova O. O., 'Ikonopis' Kieva XVIII veka: masterskie i sokhranivshiesia proizvedeniia',
in: Vestnik PSTGU, Ser. V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva,. 1 (10), 2013, 110-135.
Rizhova O. O., "Knizhkova graviura iak dzhere-lo ikonografii Lavrs'kogo ikonopisu XVII— XVIII stolittia", in: Visnik Kharkivs'koi derzhavnoiakademiidizainu i mistetstv, 4—5, Kiev, 2014, 93—96.
Rizhova O. O., "Osoblivosti ikonografii ta stilistiki zobrazhen' na ikonakh pechernoi tserkvi Prp. Varlama Pechers'kogo (Sviato-Uspens'ka Kievo-Pechers'ka Lavra)", in: Mistetstvoznavchi zapiski. 26, Kiev, 2014, 229—234.
Ryzhova O. O., Raspopina V. A., "Tekhniko-tekhnologicheskie osobennosti zhivopisi
ikon Kievo-Pecherskoi Lavry XVIII veka iz kollektsii Natsional'nogo Kievo-Pecher-skogo istoriko-kul'turnogo zapovednika", in: Materialy XVII—XVIII nauchnoi konfe-rentsii «Ekspertiza i atributsiia proizvedenii izobrazitel'nogo iskusstva», Moscow, 2015, 26—33.
Skaballanovich M. N., Vozdvizhenie Chestnogo i Zhivotvoriashchego Kresta Gospodnia, Kiev, 2004.
Khodak I. O., "Do ikonografii sviatikh Antoniia i Feodosiia Pechers'kikh: nevidomii obraz XVII st. z Kiivshchini", in: Mogilians'ki chitannia, Kiev, 2005, 570—579.