Научная статья на тему 'Которые вопросы уголовной ответственности за отказ в предоставлении информации гражданину'

Которые вопросы уголовной ответственности за отказ в предоставлении информации гражданину Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1087
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ОТКАЗ / УКЛОНЕНИЕ / ДОКУМЕНТ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грошиков Кирилл Константинович

Статья посвящена анализу уголовно-правового обеспечения права гражданина на информацию. В своей статье автор соотносит новейшее информационное законодательство со статьей 140 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Которые вопросы уголовной ответственности за отказ в предоставлении информации гражданину»

5.2. КОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТКАЗ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ГРАЖДАНИНУ

Грошиков Кирилл Константинович соискатель Российская правовая академия

Аннотация. Статья посвящена анализу уголовно-правового обеспечения права гражданина на информацию. В своей статье автор соотносит новейшее информационное законодательство со статьей 140 УК РФ.

Ключевые слова: информация, отказ, уклонение, документ, ответственность, право.

На современном этапе развития общества информированность граждан существенно влияет на реализацию ими своих прав и обязанностей. Право на информацию в условиях информационного общества, благодаря усиливающимся процессам информатизации в России, стало одним из основных. В последние несколько лет активно идет реформа законодательства, обеспечивающая свободный оборот информации.

Так, 27 июля 2006 года был принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях», который установил основы правового статуса информации, и классифицировал ее в зависимости от категории доступа и порядка ее предоставления. Позднее, 7 февраля 2008 года Президентом была утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Стратегия признает, что обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одна из важнейших задач государств.

Проводя активные реформы обеспечения права граждан на информацию среди нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления информации, было упущено из внимания законодательство, устанавливающее ответственность за нарушение этого права, между тем, нормы Уголовного кодекса, устанавливающие ответственность за нарушение права на информацию были созданы более двенадцати лет назад и с тех пор не подвергались изменению.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях» не может быть ограничен доступ к:

- нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

- информации о состоянии окружающей среды;

- информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за

исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

- информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

- иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Примером отставания от развития общественных отношений уголовного законодательства, охраняющего право граждан на информацию являются проблемы конструкции диспозиции ст. 140 УК РФ. Несовершенство упомянутой нормы УК РФ на примере защиты Уголовным Законом права граждан на получение информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Часть вторая статьи 24 Конституции гласит: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Предметом преступления, предусмотренного статьей 140 УК РФ является информация, а точнее «материалы и документы, собранные в установленном законом порядке и содержащие сведения, интересующие гражданина в силу того, что они затрагивают его права и свободы»1.

Из диспозиции ст. 140 УК следует, что информация, являющаяся предметом преступления, обязательно должна содержаться на определенных материальных носителях. Речь идет о «материалах и документах»

Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. (ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» )2.

Материал - «любые объекты, не относящиеся к документам, но содержащие информацию о гражданах»3.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов ме-

1 Российское уголовное право: учеб.: в 2 т. Т. 2. Особенная часть / Г. Н. Борзенков, Л. В. Иногаова-Хегай, В. С. Комиссаров [и др.]; под. Ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комисарова, А. И. Рарога. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - с. 151

2 «Российская газета» от 29 июля 2006 г. N 165

3 Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации (для

предпринимателей)/ Под ред. А. Н. Гуева. - с. 261

Пробелы в российском законодательстве

2’ 2009

стного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа4.

Как мы видим, привязка информации к материальному носителю в новом законе отсутствует. Свободу формы предоставления информации о деятельности государственных органов иллюстрирует и положение того же закона, в соответствии с которым «при невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в государственном органе, органе местного самоуправления».

Многие ученые, анализировавшие предмет рассматриваемого преступления, сходятся во мнении, что привязка информации к материальному носителю является нецелесообразной5. Информация, обязательная для предоставления, непредостав-ление которой в соответствии с диспозицией статьи 140 УК причиняет вред правам и законным интересам граждан, может не содержаться на материальных носителях. Точка зрения относительно исключения из диспозиции статьи указания на «документы и материалы» представляется нам правильной. Данный шаг усовершенствует норму Уголовного кодекса, положение УК будет соответствовать актуальному законодательству в сфере обеспечения права на информацию, а также эффективно защищать существующие на данный момент эволюционировавшие общественные отношения.

Федеральный Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления к ним относятся:

- открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

- достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

- свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

- соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права орга-

4 Российская газета от 13 февраля 2009 г. №25

5 См. например Ратникова А. Е. Уголовно-правовое обеспечение права на информацию : Сравнительно-правовое исследование : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 Владимир , 2006 - с. 108

низаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Свои требования к информации предъявляет и норма ст. 140 УК РФ.

Во-первых, информация должна непосредственно затрагивать права и свободы гражданина.

Во-вторых, информация должна быть полной.

В-третьих, информация должна быть достоверной. Характеристика достоверности проистекает из установления уголовной ответственности за предоставление ложной информации.

Среди требований уголовного закона нет такой характеристики, как своевременность предоставления информации, однако, как мы видим, в этом уголовный закон отстает в оформлении общественных отношений от специального законодательства, регулирующего предоставление гражданину информации.

В литературе уже высказывались мнения относительно установления уголовной ответственности за несвоевременное предоставление информации6. Рассматривая возможность установления уголовной ответственности за несвоевременное предоставление информации, о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, следует иметь ввиду, что вред, причиненный в результате несвоевременного предоставления такой информации, не будет столь значительным, чтобы карать за данное деяние уголовноправовыми санкциями. Вопрос о несвоевременном предоставлении информации уже решается в рамках административной ответственности (ст. 5.39 КоАП РФ).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ заключается:

в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию;

в предоставлении неполной информации;

в предоставлении заведомо ложной информа-ции7.

Неправомерный отказ в предоставлении информации - это открытое проявление (или заявление) нежелания предоставить требуемую информацию без уважительных причин и вопреки закону8.

6 См. например Юрченко И. А. Уголовная ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК) // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 29-30 янв. 2004 г. отв. ред.: А. И. Рарог М. : МГЮА , 2004 - С. 277-283

7 Российское уголовное право: учеб.: в 2 т. Т. 2. Особенная часть / под. Ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комисарова, А. И. Рарога. - 2е изд., перенраб. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. -с.151

8 Курс уголовного права. Том 5. Особенная часть (под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н.Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С.Комиссарова) - М.: ИКД "Зерцало-М", 2002

Отказать - значит ответить отрицательно на просьбу, требование чего-либо; не согласиться предоставить кому-либо что-либо.9

Законодатель не указывает на форму отказа, следовательно отказ может быть выражен как в устной так и в письменной форме, а также при отсутствии какой-либо реакции на обращение гражданина за информацией.

Поскольку перечень способов совершения рассматриваемого преступления является закрытым, и исчерпывается названными деяниями, по нашему мнению, он не охватывает в полной мере, всех вариантов деяний, способных причинить вред правоохраняемым отношениям.

На наш взгляд, законодателем был упущен такой способ непредоставления информации, как уклонение.

В теории по поводу уклонения от предоставления информации существуют две позиции. Некоторые ученые считают уклонение формой отказа10, другие же настаивают на самостоятельном значении уклонения, как способа совершения данного преступления.

Уклониться - значит, воздерживаясь от какого-либо поступка, шага, суметь избежать чего-либо11.

Для обоснованности доводов обратимся к составу Уголовного кодекса, объективная сторона которого более всего сходна с рассматриваемым нами. Таким составом на наш взгляд является статья 287 УК РФ «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации».

Законодатель в данной норме прямо указывает на следующие способы совершения преступления:

1) неправомерный отказа в предоставлении информации;

2) уклонения от предоставления информации;

3) предоставление заведомо неполной информации;

4) предоставления заведомо ложной информации.

Если отказ предоставить информацию в отдельных случаях может быть правомерным (например, при отсутствии затребованных сведений), то уклонение всегда неправомерно и осуществляется под каким-либо надуманным предлогом (например, потеря документов, болезнь)12.

Как показывает анализ терминов, объем понятия «уклонение» не пересекается с такими категория-

9 С. И. Ожегов «Словарь русского языка» под. ред. Н. Ю. Шведовой. М.: «Русский язык» 1984 г.

10 См. например Уголовная ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК) // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. Материалы международной научнопрактической конференции, 29 - 30 января 2004 г.

11 Словарь русского языка в четырех томах / под ред. проф. Д. Ушакова - М.: «ТЕРРА», 1996 г.

12 Курс уголовного права. Том 5. Особенная часть (под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н.Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С.Комиссарова) - М.: ИКД "Зерцало-М", 2002

ми, как отказ, предоставление неполной либо ложной информации - следовательно, следует включить уклонение от предоставления информации в объективную сторону статьи 140 УК РФ.

Таким образом, для наилучшего обеспечения уголовно-правовой защиты права граждан на получение информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления требуется модернизация статьи 140 УК РФ сообразно существующим на данный момент общественным отношениям.

Список использованной литературы:

1. Российское уголовное право: учеб.: в 2 т. Т. 2. Особенная часть / под. Ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комисарова, А. И. Рарога. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 664 с.

2. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации (для предпринимателей)/ Под ред. А. Н. Гуева, 2006 г.

3. Ратникова А. Е. Уголовно-правовое обеспечение права на информацию : Сравнительно-правовое исследование : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 Владимир , 2006 - 202 с.

4. Юрченко И. А. Уголовная ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК) // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 29-30 янв. 2004 г. отв. ред.: А. И. Рарог М. : МГЮА , 2004 - С. 277-283

5. С. И. Ожегов «Словарь русского языка» под. ред. Н. Ю. Шведовой. М.: «Русский язык» 1984 г.

6. Курс уголовного права. Том 5. Особенная часть (под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н.Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С.Комиссарова) -М.: ИКД "Зерцало-М", 2002

Рецензия

Вопрос обеспечения права гражданина на получение необходимой ему информации в последнее время приобрел особую актуальность. Идущая на протяжении последних нескольких лет реформа информационного законодательства нуждается в научном осмыслении.

В статье дается обзор состояния законодательства обеспечивающего право граждан на получение необходимой им информации. Ценность работе придает факт недавнего принятия Федерального закона от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» который устанавливает принципы и порядок предоставления гражданам информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В работе вскрываются недостатки уголовно-правовой нормы, связанные в основном с архаичностью ее конструкции и отставанием от общественных отношений.

Теоретическую ценность работы представляют собой рассуждения автора о признаках преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ. В работе приведены мнения ученых относительно эффективности конструкции диспозиции нормы, сделаны научные выводы и предложены пути решения выявленных проблем.

Статья может быть полезной научным работникам, работникам правоохранительных органов, законодателю, при конструировании уголовно-правовых и иных норм, затрагивающих обеспечение граждан информацией, необходимой для принятия важных решений, влияющих на реализацию их прав.

Научный руководитель: к. ю. н., проф. Никулин С. И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.