Научная статья на тему 'КОСТРОМСКАЯ СЕМИНАРИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ БАСОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ'

КОСТРОМСКАЯ СЕМИНАРИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ БАСОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТРОМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА / КОСТРОМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ОБЩЕСТВО ВЗАИМОПОМОЩИ НУЖДАЮЩИМСЯ УЧАЩИМСЯ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Басов Николай Федорович

В статье рассказывается о благотворительной деятельности Костромской епархии, инициаторами которой выступали как сами священнослужители, так и организованные ими православные братства, приходские попечительства и церковно-приходские школы. Немало внимания уделялось помощи неимущим лицам духовного звания, на этом поприще широкой известностью пользовалась деятельность Общества взаимопомощи нуждающимся учащимся Костромской духовной семинарии. Накопленный семинарией опыт работы в этом направлении представляет научный и практический интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Басов Николай Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC SERVICE KOSTROMA SEMINARY IN THE XIX - EARLY XX CENTURIES

The article tells about the charitable activities of the Kostroma diocese, initiated by the priests themselves, and Orthodox brotherhood, organized by them, as well as welfare organizations and Parish Schools. A lot of attention was paid to the underprivileged persons among the clergy. In this field there enjoyed a wide popularity the Company of mutual activity of students of the Kostroma seminary in need. Accumulated by the Seminary experience in this area is of great scientific and practical interest.

Текст научной работы на тему «КОСТРОМСКАЯ СЕМИНАРИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ БАСОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ»

КОСТРОМСКАЯ СЕМИНАРИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Басов Николай Федорович

ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Православная церковь всегда принимала активное участие в оказании помощи нуждающимся: бедным, неимущим, нищим... Основанием этой деятельности является идея милосердия, с проповедью которой всегда выступало христианство.

Костромская епархия не являлась исключением. Из общего населения губернии в 1894 году, составлявшего 1 416 366 человек, 1 388 865 человек были людьми православными1. В начале XX века в Костромской губернии насчитывалось 28 соборных церквей, 1015 приходских, 23 домовых, 22 приписных, 44 кладбищенских. Кроме того, в губернии было 1711 часовен. Только в Костроме насчитывалось более 47 православных церквей2. Крупнейшим монастырем губернии являлся Ипатьевский монастырь в Костроме. Здесь же располагался Богоявлен-ско-Анастасьинский женский монастырь.

Инициаторами многих социальных начинаний: создания православных братств, приходских попечительств и наставниками церковно-приходских школ

Басов Николай Федорович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы Костромского государственного университета, преподаватель Костромской духовной семинарии.

1 Справочная книжка Костромской губернии и календарь на 1914 год. -Кострома, 1915. - С. 395.

2 Бердова О.В., Басов Н.Ф., Ковалева Л.А. Благотворительность и социальная помощь в Костромской губернии (XIX - нач. XX в.) под ред. Н.Ф. Басова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 320 с.

59

были священнослужители. Большая часть из них вышли из стен Костромской духовной семинарии, которая была солидным учебным заведением того времени. Количество учащихся в ней с 1896 по 1912 год составляло: в 1896 году - 526, в 1901 году - 544, в 1906 году - 599, в 191 году - 472, в 1912 году - 501 человек. В семинарии имелся большой библиотечный фонд, который в 1913 году составлял 19 445 томов. Деятельность семинарии получила высокую оценку обер-прокурора Святейшего синода В.Х. Сабле-ра, который посетил это учебное заведение 18 мая 1913 года3.

Важную роль в развитии церковной благотворительности в Костромском крае играли православные братства, появившиеся во второй половине XIX века. Наряду с церковно-корпоративны-ми целями они брали на себя и ответственность за социальные нужды прихожан.

15 октября 1887 года было создано и Православное Костромское братство Преподобного Сергия при Сретенской церкви Костромской духовной семинарии (в 1892 году обрело имя Федоровского-Сергиевского братства, которому покровительствовал великий князь Сергей Александрович, впоследствии ставший его почетным членом).

Братство ставило перед собой следующие цели: открыть большое число церковно-приходских школ; с их помощью заниматься распространением духовно-нравственного просвещения и церковности в пределах Костромской губернии; заботиться об охране древних церковных напевов и их распространении; проводить всевозможную благотворительную работу.

По инициативе Александровского православного братства 11 января 1886 года была создана амбулаторная лечебница в слободе близ Ипатьевского монастыря, для чего Братством был куплен полукаменный двухэтажный дом.

В день открытия лечебницу благословил костромской преосвященный Александр, передав богато украшенный образ святителя и чудотворца Николая, и пожертвовал ценный медицинский электрический аппарат (Епископ Костромской и Галичский Александр (Кульчинский) возглавлял епархию с 6 августа 1883 года по 16 декабря 1888 года. Скончался в Ипатьевском монасты-

3 Басов Н.Ф. Деятельность православной церкви по борьбе с нищетой и

бедностью в Костромской губернии кон. XIX - нач. XX в. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2008. - №2. - С. 214-219.

60

ре и погребен в Лазаревской церкви этого монастыря)4.

Среди прочих направлений деятельности Александровского братства немаловажное значение, например, имела помощь бедным учащимся, в частности, учреждение стипендии имени протоиерея Ф.И. Иорданского, проценты с которой шли на нужды бедных учащихся Кологривской женской церковно-приходской школы.

Одной из важнейших задач Кологривского церковного братства была борьба с нищенством в приходе. С этой целью была учреждена школа труда для нищих детей, с раздачей им бесплатных обедов. Кроме того, Братство оказывало материальную помощь неимущим прихожанам, страдающим хроническими болезнями. Общество оказывало также поддержку бедным ученикам, бедным крестьянам выдавали семена для посева и т.д.

Костромская епархия немало внимания уделяла помощи неимущим лицам духовного звания. С этой целью в 1852 году в губернии было открыто и активно работало вплоть до 1917 года Костромское попечительство о бедных духовного звания. Оно устанавливало опеку над сиротами из семей духовенства. В экстренных случаях создавались специальные комитеты, например, Комитет помощи духовенству неурожайных местностей Костромской губернии. Попечительства финансировались только за счет епархии, поэтому в церквах выставлялись специальные кружки для сбора пожертвований, отчислялась часть дохода от продажи свечей и т.д.

В Костромской епархии большое внимание уделялось цер-ковно-приходским школам, являющимися наиболее доступными для масс бедноты. В начале XX века в губернии насчитывалось более 500 церковно-приходских школ. Наибольшее распространение получили такие типы этих школ, как школы грамоты, одно-классные, двухклассные и второклассные. Однако больше всего насчитывалось одноклассных школ, которых к 1913 году в губернии было 3555.

Роль церквей, монастырей и братств в развитии таких школ была довольно существенной. В частности, в 1910 году от церквей поступило 14 тыс. руб. Приветствовались поступления от

4 250 лет Костромской епархии. - Кострома; Мюнхен, 1994. - С. 30.

5 Бердова О.В., Басов Н.Ф., Ковалева Л.А. Благотворительность и социальная помощь в Костромской губернии (XIX - нач. XX в.) под ред. Н.Ф. Басова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 320 с.

61

частных лиц. За этот же год от благотворителей было собрано более 14 тыс.руб. Например, вдова псаломщика с. Чудь Макарьев-ского уезда пожертвовала и отремонтировала на свои средства здание для местной школы стоимостью около 1 тыс. руб.

С ростом количества церквно-приходских школ обострилась проблема нехватки педагогических кадров. С этой целью в 1896 году были открыты второклассные церковно-приходские школы, имевшие целью готовить учителей для школ грамоты. В Костромской губернии таких учебных заведений в 1914 году насчитывалось более десяти.

Кроме того, учителей для всех типов церковно-приходских школ готовили специальные церковно-учительские школы. Требования к уровню знаний в них были изложены в «Правилах для производства испытаний по духовному ведомству на звание учителя или учительницы одноклассной церковно-приходской школы». Этот документ отражал программу по таким основным школьным предметам, как Закон Божий, церковнославянский и русский языки, чистописание, арифметика, история, география, церковное пение.

Некоторую потребность в кадрах для церковно-приходских школ удовлетворяло Костромское епархиальное женское училище, которое было открыто в Костроме в 1901 году. Количество учениц тогда достигло более 500 человек. Директрисой училища была дочь протоирея Л.И. Поспелова. В состав преподавателей Костромского епархиального женского училища Костромской духовной семинарии входили кандидаты Московский, Киевской, Казанской духовной академий. Основная часть учениц была из семей духовенства. При училище имелось общежитие-интернат. Обучение было платным, однако дочери малоимущих родителей освобождались от оплаты. Были и стипендиатки Костромского епархиального попечительства. В 1907 году их насчитывалось 15 человек. При училище существовало также Общество вспомоществования бедным ученицам, которое оказывало поддержку малоимущим воспитанницам. В 1910 году средства училища для оказания помощи нуждающимся складывались из следующих источников: ассигнования епархиального духовенства - 1500 руб., поступления от Костромского епархиального попечительства о бедных духовного звания - 3590 руб., проценты со специального и вспомогательных капиталов епископа Костромского и Галичского Виссариона - 332 руб (Епископ Костромской и Га-личский Виссарион (Нечаев) возглавлял епархию с 14 декабря

1891 года по 30 мая 1905 года. Доктор богословия. Скончался 30 мая 1905 года в загородном архиерейском доме в с. Соловикове. Погребен в усыпальнице Костромского кафедрального собора), стипендия от Кривозерского монастыря - 120 руб., пожертвования от разных лиц - 745 руб. (всего 6287 руб.)6.

Широкой известностью пользовалась в епархии деятельность Общества взаимопомощи нуждающимся учащимся Костромской духовной семинарии, открытого 2 февраля 1899 года. Покровителем Общества являлся епископ Костромской и Га-личский Виссарион. Непременным почетным членом Общества являлся костромской губернатор (Л.М. Князев, П.П. Стремеухов и др.)7. Кроме того, в Обществе было в разное время от 30 в 1904 году до 23 в 1914 году почетных членов, 4 пожизненных, более 100 действительных. Председателем правления Общества являлся ректор семинарии: в 1904 году протоирей М.И. Щеглов, в 1913 году протоирей В.Г. Чекан. Многие годы секретарем правления был преподаватель семинарии А.И. Черницин, а казначеем В.И. Лаговский. В 1904 году всего членов Общества насчитывалось 271 человек, в 1910 году - 98 человек8.

Согласно уставу Общество помогало нуждающимся учащимся взносом платы за обучение, снабжало бесплатными учебными пособиями, выдавало одежду и обувь, платило за проживание в епархиальном общежитии, выдавало ссуды на лечение, на поездку в Духовную академию для продолжения образования и т.д.

Источниками материальных средств Общества являлись членские взносы, проценты от «неприкосновенных капиталов Общества», пожертвования, сборы по подписным листам. В 1913 году общий капитал составлял 2616 руб. наличными и 17 700 руб. ценными бумагами. Всего за 1913 год правлением Общества было рассмотрено 284 прошения9.

За неимением средств у Общества взаимопомощи нуждающихся учащимся Костромской духовной семинарии воспитанни-

6 250 лет Костромской епархии. - Кострома; Мюнхен, 1994. -С. 30.

7 250 лет Костромской епархии. - Кострома; Мюнхен, 1994. -С. 30.

8 Бердова О.В., Басов Н.Ф., Ковалева Л.А. Благотворительность и социальная помощь в Костромской губернии (XIX - нач. XX в.) под ред. Н.Ф. Басова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 320 с.

9 Басов Н.Ф. Деятельность православной церкви по борьбе с нищетой и бедностью в Костромской губернии кон. XIX - нач. XX в. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2008. - №2. - С. 214-219.

63

ки могли обратиться за помощью в другие общественные организации. Своеобразной иллюстрацией материального положения учащихся и форм оказания помощи служит «Прошение воспитанника Костромской духовной семинарии 4 класса 2-го отделения Александра Махровского в Костромское попечительное об учащихся общество» от 12 сентября 1898 г.: «Отец мой, диакон на псаломщической вакансии Михаил Махровский, служит при Богоотцовской церкви села Туровского Галичского уезда и вследствие бедности и малочисленности прихода (370 душ) получает из братских сумм не более 100 руб. в год. Такого, хотя и незначительного жалования, может быть, было и достаточно для содержания семейства, состоящего из 8 человек детей, если бы я не истощал скудных отцовских средств, обучаясь в семинарии почти на полном своем содержании. Кроме того, скудные доходы моего отца истощаются тем, что каждогодно в течении трех или четырех месяцев приходится покупать хлеб с рынка, так как нехлебородная церковная земля не дает столько хлеба, чтобы его достало на целый год. Вследствие незначительности жалования, многочисленности семейства, недостатка хлеба и других хозяйственных припасов моему отцу приходится бороться с нуждой каждогодно при отправлении меня в семинарию, ему приходится входить в большие долги и чрез это отказывать себе и другим членам семейства в самом существенном и необходимом. Если материальное положение моего отца не улучшиться, то он, к своему и моему прискорбию, вынужден будет в настоящем году отказать мне в продолжении образования. Желая продолжить образование в семинарии и, не надеясь на средства отца, я осмеливаюсь покорнейше просить Попечительное о бедных учащихся общество оказать мне денежное вспомоществование. Воспитанник 4 класса 2-го отделения Александр Махровский»10.

Таким образом, во второй половине XIX века в Костромской епархии наблюдается оживление благотворительной деятельности православной церкви. Об этом говорит многообразие форм призрения обучающихся. Большой опыт в этом направлении был накоплен и в Костромской духовной семинарии.

10 Бердова О.В., Басов Н.Ф., Ковалева Л.А. Благотворительность и социальная помощь в Костромской губернии (XIX - нач. XX в.) под ред. Н.Ф. Басова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 320 с.

64

Литература

1. Справочная книжка Костромской губернии и календарь на 1914 год. - Кострома, 1915. - С. 395.

2. Бердова О.В., Басов Н.Ф., Ковалева Л.А. Благотворительность и социальная помощь в Костромской губернии (XIX - нач. XX в.) под ред. Н.Ф. Басова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 320 с.

3. 250 лет Костромской епархии. - Кострома; Мюнхен, 1994. -С. 30.

4. Басов Н.Ф. Деятельность православной церкви по борьбе с нищетой и бедностью в Костромской губернии кон. XIX - нач. XX в. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2008. - №2. - С. 214219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.