КОСТРОМСКАЯ СЕМИНАРИЯ: ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ
УДК 281.93(092)
DOI: 10.24412/2309-5164-2021-3-88-116
Протоиерей Дмитрий Карнаух,
проректор по АХВ, преподаватель Костромской духовной семинарии e-mail: [email protected]
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ СЕМЁНА ИВАНОВИЧА ШИРСКОГО
(к 130-летию со дня кончины)
Настоящая статья посвящена Семёну Ивановичу Ширскому, уроженцу Костромской глубинки, выпускнику Костромской духовной семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии и преподававшему в течение 10 лет в родной Костромской семинарии курс Священного Писания. Ширский С.И. прошёл путь от семинариста до преподавателя, а в дальнейшем — от секретаря Костромской духовной консистории до прокурора и управляющего канцелярией Грузино-Имеретинской Священного Синода конторы. В 1891 году Ширский С.И. был произведён в действительные статские советники. Являлся автором научных трудов по преподаванию Закона Божия в народных училищах. Погребён в г. Костроме в Богоявленско-Анастасиином монастыре.
В данной статье автор, на основе впервые вводимых в научный оборот архивных материалов ГАКО, проследил жизненный путь одного из выдающихся воспитанников и преподавателей Костромской духовной семинарии, неоправданно забытого, но в тоже время внёсшего значительный вклад в духовное образование, а также коснулся и тех личностей, с которыми пересекалась судьба С.И. Ширского
В 2021 году исполняется 130 лет со дня его кончины, и эта статья будет вкладом в воспоминание нашего земляка, трудившегося на ниве Христовой. Ключевые слова: С.И. Ширский, Галичское училище, Костромская семинария, духовная консистория, статский советник, Грузино-Имеретинская Священного Синода контора.
Цитирование: КарнаухД.И., прот. Жизненный путь преподавателя Костромской духовной семинарии Семёна Ивановича Ширского (к 130-летию со дня кончины) Протоиерей // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 3. — С.88-116.
Дмитрий Карнаух
«Почивший достоин того, чтобы духовенство Костромское
помянуло его в своих молитвах...»1
Костромская духовная семинария за долгую историю своего существования подготовила и выпустила немалое количество достойных служителей Церкви Христовой: архипастырей и пастырей, богословов и историков, философов и краеведов. Большое количество выпускников продолжили обучение, а затем и служение в светских учреждениях. Имя одного из учившихся и учивших в стенах Костромской духовной семинарии оказалось неоправданно забытым. Это — Семён Иванович Ширский, действительный статский советник. На исследование его жизни подвигла обнаруженная в ценном фонде библиотеки Костромской духовной семинарии книга «О преподавании Закона Божия в народных училищах», изданная в 1870 году в губернской типографии г. Костромы. Автором этого учебного пособия и является преподаватель Костромской семинарии — С.И. Ширский. Сочинение вызвало немалую полемику в ученых кругах. Однако, книга была «одобрена Учебным Комитетом при Священном Синоде и Министерстве Народного Просвещения для библиотек, для духовных семинарий и училищ, для епархиальных женских училищ, а равно и для средних и низших учебных заведений Министерства Народного Просвещения»2. Биографические сведения об авторе, которые указаны в некоторых распространённых источниках, весьма скудны. Обнаруженные архивные документы позволяют открыть не только многие интересные подробности его биографии, но и истории духовного образования и жизни Костромской епархии.
Родился Семён Иванович Ширский в 1822 г.3 в семье Ивана Ширского (ок.1800 - ранее 1848), который в этом же году окончил Костромскую духовную семинарию4 .
После рукоположения отец Иоанн с 1834 по 1840 гг. нёс своё служение в Костромской глубинке — с. Потрусово Кологривского уезда Костромской губернии5 в церкви Преображения Господня. «Писатель-этнограф Максимов С.В. считал, что название Потрусово происходит от глагола «трусить-трясти» и этот «трус» был вызван когда-то происшедшим землетрясением. Но более правдоподобно происхождение этого названия от слова «потрус» — шутник, балагур, краснобай»6.
Само село и церковь имеют древнее происхождение, и упоминания о них относятся ещё к середине XVI в. Церковь на погосте изначально была деревянной и периодически перестраивалась, меняя своё название. Меняло название и село.
1 С.И. Ширский (Некролог) // Костромские епархиальные ведомости. — 1891. — № 15. — С. 330-333.
2 ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 108. — Л. 12
3 Русский биографический словарь. Т. 23 // Издаваемый Императорским Русским Историческим Обществом. — СПб., 1911. — С. 305.
4 Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. — Кострома, 2019. — С. 292
5 В настоящее время село Потрусово относится к Парфеньевскому р-ну Костромской обл.
6 Потрусовский сельский совет [Электронный ресурс]. — URL: https://kostromka.ru/belorukov/ derevni/parfen/336.php (дата обращения 2020-12-27).
В 1828 г., усердием прихожан1, (по другим данным в 1826 г.2), была построена каменная церковь и освящена в честь праздника Преображения Господня, возможно даже и при непосредственном участии священника Ивана Ширского. Церковь имела пять престолов, освящённых в честь праздников Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы; пророка Божия Илии; великомученика Димитрия Солунского; Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
Фото 1. Карта Костромской губернии, 1843 г. Село Потрусово — выделено рамкой
Преображенская церковь, окружённая каменной оградой с двумя въездными воротами, была центром духовной жизни для нескольких деревень. Звон колоколов разносился на многие километры. Рядом был древний погост со старинными надгробиями и каменными крестами. В селе Потрусово имелась земская школа. Здесь и проходили детские годы Семёна Ивановича.
На 1911 г. причт церкви был небольшой и состоял из 2 священников, диакона и двух псаломщиков3.
Справочная книга. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Издание редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. — Кострома. Губернская типография, 1911 г. — С. 346.
Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. IX. — Кострома, 2007 г. — С. 203.
Справочная книга. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Издание редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. — Кострома.: Губернская типография, 1911. — С. 346.
2
3
К сожалению, в 1935 г. Потрусовская церковь была закрыта, а колокола сброшены. В настоящее время церковь Преображения Господня — недействующая, богослужения в ней не совершаются и состояние её весьма плачевное.
Фото 2, 3, 4. Церковь Преображения Господня с. Потрусово. 2020 г.
О детских годах С.И. Ширского подробной информации в источниках обнаружено не было, но известно, что он был старшим мальчиком в семье. Кроме Семёна у о. Иоанна было ещё двое сыновей: Пётр (1830 г/р)1 и Капитон (1835 г/р)2.
Обучение в Галичском уездном духовном училище
Обычно дети лиц духовного сословия продолжали дело своих родителей. Когда Семён возрос и стал способен к обучению, то родитель определил его на обучение в Галичское уездное духовное училище (далее в тексте статьи — ГУДУ). После реформы системы духовного образования в 1814 г., на обучение принимались дети в возрасте 10-12 лет3. В годовой ведомости учеников высшего отделения за 1837 г. указывается, что на момент поступления Семёна Ширского в Галичское училище 17 сентября 1834 г., ему было 11 лет от рождения4. Обучение длилось пять лет (первый год — подготовительный класс и ещё четыре года).
Примечательно, что один из выпускников ГУДУ и КоДС — Голубинский Е.Е., который был родом тоже из Кологривского уезда и моложе С. Ширского на 12 лет, в своих воспоминаниях, сообщая о причине выбора между Галичским и Солига-личским училищем, говорит, что это была, по словам отца, не столько дешевизна квартирного содержания учащихся, сколько то, что «в Солигаличе лучше учили и лучше секли, чем в Галиче»5 .
1 Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. — Кострома, 2019. — С. 393
2 Там же. — С. 414.
3 Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. — Кострома, 2019. — С. 31
4 ГАКО. — Ф. 407 — Оп. 1 — Д. 135 — Л. 534 об.
5 У Троицы в Академии: юбилейный сборник исторических материалов. 1814-1914 гг. — М., 1914. — С. 708
Фото 5. Галичское духовное училище, кон. Х1Х-нач. ХХ в..;
Фото 6. соврем. Фото из открытых источников
Учёба в этом духовном заведении у Семёна Ширского складывалась успешно, о чём свидетельствуют записи в ежемесячных ведомостях об испытаниях учеников высшего отделения за последний выпускной 1837 год. Приведём некоторые из них:
№ п/п Ф.И. ученика Поведения Способностей, прилежания, успехов.
по классу Латинского языка
за январь:
26 Симеон Ширский благонравного хороших1
за февраль:
21 Симеон Ширский хорошего изрядных2
за март:
21 Симеон Ширский хорошего изрядных3
за май:
21 Симеон Ширский хорошего изрядных4
по классу Греческого языка Поведения Способностей, прилежания, успехов.
за март:
22 Симеон Ширский смиренного хороших5
за апрель:
22 Симеон Ширский похвального хороших6
за май:
21 Симеон Ширский кроткого довольно хороших7
Так же сохранилась общая ведомость высшего отделения по классу Греческого языка за июнь 1837 г.1:
№ п/п ученик поведения способностей прилежания Знание
Катехизис Священ. история Греч.яз Ариф-мет. Нотное пение
19 Семён Ширский благо-нравн. оч. хорош. усердного пох-вальн. отлично хорошо довольно изрядно довольно хорошо
Обучаясь на высшем отделении, С. Ширский содержался на 70 рубл. казённого пособия2 .
О благопристойном и благочестивом поведении учащихся заботился не только смотритель духовного училища протоиерей Иоанн Беляев, но и правящие архиереи. Например, об этом говорит предписание, направленное 30 января 1837 г. из Правления Костромской духовной семинарии в ГУДУ с приложением копии распоряжения № 102 от 20 января 1837 г. Преосвященнейшего Владимира (Алявдина) епископа Костромского и Галичского (управл. 1836-1842 гг.). В нём указывается на необходимость приучать учеников, с самого поступления, к правильному и благопристойному знаменованию себя крестным знамением, совершению достодолжного поклонения по чиноположению церковному
1 ГАКО. — Ф. 407. — Оп. 1. — Д. 135. — Л. 364-365.
2 ГАКО. — Ф. 407. — Оп. 1. — Д. 135. — Л. 534 об.
во время молитвенного стояния в Церкви1. Вероятно, такое благочестивое начало духовной жизни нашло впоследствии отражение в книге С.И. Ширского «О преподавании Закона Божия...» (Раздел II. Приучение детей к исполнению Закона Божия).
Воспитанники училища во время обучения проживали обычно на частных квартирах. С. Ширский, согласно квартирному списку за 1837 г., проживал в доме мещанской девицы Акулины Колычевой, что на Глиннике, с ещё несколькими воспитанниками низшего отделения и учеником приходского училища2 . Спустя пять лет по этому же адресу проживал и его брат Пётр Ширский, во время обучения в ГУДУ3.
Костромская духовная семинария
По окончании обучения лучшие воспитанники рекомендовались к поступлению в семинарию. Так и Семён Ширский в 1837 г. был рекомендован к поступлению в Костромскую духовную семинарию, которая в это время располагалась в различных корпусах Богоявленского монастыря в центре города.
Обучение проходило в трёх классах: риторском, философском и богословском4 и продолжалось шесть лет: по два года в каждом классе. Число воспитанников семинарии к 1836 г. уже насчитывало 393 человека5, поэтому в предыдущие годы, по решению Преосвященнейшего Самуила, классы были разделены на два-три отделения6.
Один из воспитанников семинарии, Николай Николаевич Страхов, обучавшийся в начале 1840-х годов, в своих воспоминаниях говорит, что «это был беднейший, почти опустошённый монастырь, в котором было не более восьми монахов, но это был старинный монастырь, основанный ещё в XV в. Стены его были облуплены, крыши по местам оборваны; но это были высокие крепостные стены ... с башнями по углам, с зубцами и бойницами по всему верхнему краю. ... Пусть всё это было бедно, лениво, слабо, но всё вместе имело определённый смысл и характер, на всём лежала печать своеобразной жизни»7. Он подчёркивает, что бедность была во всём: не хватало учебников, зачастую ученики не имели своих тетрадок, а лекции приходилось заучивать наизусть по чужой тетради непосредственно перед уроком. Число учащихся в то время уже насчитывало пять или шесть сотен, а в классах было около восьмидесяти учеников. Однако Н.Н. Страхов восхищается той атмосферой, в которой проходило их обучение — всюду веяло стариной, и всё было наполнено духом религиозности, любви, уважения и патриотизма. «Неверующих и вольнодумцев
1 ГАКО. — Ф. 407. — Оп. 1. — Д. 135. — Л. 227-228.
2 ГАКО. — Ф. 407. — Оп. 1. — Д. 151. — Л. 570-570 об.
3 ГАКО. — Ф. 407. — Оп. 1. — Д. 151. — Л. 662-663.
4 Андронников Н. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии. — Кострома, 1874. — С. 43.
5 Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. — Кострома, 2019. — С. 31.
6 Андронников Н. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии. — Кострома, 1874. — С. 46.
7 К истории Костромской духовной семинарии. (из воспоминаний Н.Н. Страхова) //Костромские епархиальные ведомости. — 1898 (XII) Неофициальная часть. — С. 16-20.
у нас вовсе не было, и мы были твёрдо убеждены, что отрицание религии есть крайняя уродливость, чрезвычайно редко встречающаяся в роде человеческом. ... именно эти чувства воспитывала в нас наша бедная семинария»1.
О том, насколько успешно проходило обучение юного семинариста Ширского, можно судить по ведомости учеников Костромской духовной семинарии среднего отделения второго класса, составленной по окончании испытаний 1840/41 учебного года, где Семён указан среди учеников первого разряда седьмым по счёту2.
В ведомости ГУДУ за 1842 г. об учениках, находившихся на казённом содержании и получавших денежное пособие, упоминаются Пётр Ширский, учащийся низшего отделения с пособием 10 руб. серебром, и Семён Ширский, учащийся высшего отделения Костромской семинарии, содержащийся на 18 руб. серебром казённого пособия, а так же их младший брат Капитон, обучавшийся в это время в Галичском приходском духовном училище, содержавшийся капиталом матери3. Для сравнения надо сказать, что в это время казённые оклады учащихся Галичского училища составляли от 3 руб. до 22 руб. 50 коп. серебром. Следует отметить, что в этой же ведомости за 1842 год их отец Иоанн Ширский, священник Преображенской церкви с. Потрусово, записан уже умершим.
Санкт-Петербургская духовная академия
После успешного окончания в Костромской семинарии Семён Ширский решает продолжить духовное образование. В состав архивного фонда Костромской духовной семинарии входили документы: «Прошение о поступлении в Академию воспитанников Семинарии, 1843 г.» (Ф. 432. — Оп. 1. — Д. 1003) и «Дело об отправлении воспитанника семинарии Ширского С. в Санкт-Петербургскую духовную академию, 1843 г.» (Ф. 432. — Оп. 1. — Д. 1003). Эти дела утрачены во время пожара в Государственном архиве Костромской области 1982 г. Таким образом, видно, что Администрация семинарии положительно решила вопрос о его отправлении на обучение в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Сведения о том, как проходило обучение С. Ширского в СпбДА, можно почерпнуть в «Биографическом словаре студентов первых XXVIII-ми курсов С.- Петербургской духовной академии» Алексея Родосского, выпущенного к 100-летию С.- Петербургской духовной академии. Отмечается, что XVII-й курс (вып. 1847 г.) отличался особой даровитостью многих студентов (из 56 человек выпускников — 20 удостоены степени магистра; 11 — старших кандидатов, причём, первым пяти, в том числе С. Ширскому, могла быть присвоена степень магистра по выслуге двух лет в духовно-учебном ведомстве)4. В этом же словаре автор поместил и краткую биографию С. Ширского как одного из известных выпускников духовной школы5. Окончив в 1847 г. обучение в г. Санкт-Петербурге,
1 К истории Костромской духовной семинарии (из воспоминаний Н.Н. Страхова) //Костромские епархиальные ведомости. — 1898 (XII) Неофициальная часть. — С. 17.
2 ГАКО. — Ф. 432. — Оп. 1. — Д. 975. — Л.7-8.
3 ГАКО. — Ф. 407. — Оп. 1. — Д. 151. — Л. 652-655об.
4 Родосский А. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.- Петербургской Духовной Академии 1814-1869 гг. — С.- Петербург, 1907. — С. LVII-LVIII
5 Там же. — С. 531.
Ширский С.И. был направлен в Костромскую духовную семинарию для работы в Учебно-духовном ведомстве.
И вновь в Костроме...
Прибыв в Кострому, он уже не застал свою духовную школу на прежнем месте, т.к. в ночь с 5 на 6 сентября 1847 г. страшный пожар уничтожил почти третью часть города. В пламени пожарища сильно пострадал и Богоявленский монастырь с его храмами, на территории которого находились все корпуса духовной семинарии1. Баженов И.В., церковный учёный и публицист, преподаватель Костромской духовной семинарии (1883-1918 гг.) в своём труде, посвящённом Богоявленско-Анастасиинскому монастырю, сообщает об этом пожаре следующее: «От всех шести каменных корпусов [семинарских — авт.] остались только обгорелыя стены; даже местами оне, равно и обезображенная от огня ограда и башни развалились от сильного действия огня. Картину дополняли в беспорядке сложенныя на монастырском дворе и в саду святые иконы, церковная утварь, богослужебные и вместе учебныя и учёныя из семинарской библиотеки книги, нередко с обгоревшими листами... Семинария была переведена в здания Успенского собора, в коих и поместилась вместе с духовным училищем; служащие же в ней поместились у тех из знакомых граждан, дома которых уцелели от пожара»2. Более пятнадцати лет решался вопрос: быть или не быть семинарии на прежнем месте, т.к. с одной стороны, епархиальное руководство уже обратилось с ходатайством в Священный Синод о восстановлении зданий после пожара для духовной семинарии на прежнем месте, в связи с выгодностью местоположения, а с другой стороны, в Духовно-учебном ведомстве, вероятно, отсутствовали необходимые для этого денежные средства. Поэтому распоряжением епископа Костромского Иустина (Михайлова) (управл. 1845-1850 гг.) семинарии после пожара пришлось размещаться эти годы в двухэтажном корпусе Костромского Кремля с видом на Волгу3.
Здесь и предстояло трудиться С.И. Ширскому. Согласно сведениям, указанным в Формулярном списке за 1888 год, он был определён учителем физики, Библейской истории, алгебры, геометрии, Пасхалии с 31 октября 1847 года, а с 1 сентября 1848 года ему было поручено преподавание Священного Писания, Православного исповедания и герменевтики4 .
В мае 1849 года из Правления Московской духовной академии в Правление Костромской семинарии поступило предписание о предоставлении сведений о выпускниках Санкт-Петербургской академии, состоящих в ведомостях Костромского Семинарского Правления, Семёне Ширском и Иоанне Приклонском
1 Андронников Н. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии. — Кострома, 1874. — С. 47 .
2 Баженов И.В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский женский монастырь. Исторический очерк. — Кострома, 1895 г. — С. 51-52.
3 Баженов И.В. Где помещалась Костромская духовная семинария? (Историко-археологи-ческий экскурс). [Электронный ресурс]. — URL: Ьпр://ЫЫ-ко81:гота.ги/статьи-публикации/ баженов-иван-васильевич/и-в-баженов-где-помещалась-костромска/ (Дата обращения: 2021-03-08).
4 ГАКО. — Ф. 130. — Оп. 7. — Д. 565. — Л. 5.
Фото 7, 8, 9, 10. Здание семинарии в Кремле. 2021 г. Фото автора.
(какой учёной степени удостоены, в каком месте и какую занимают должность, какие назначения получали, рукоположен ли кто из них во священный сан и когда) за подписью Инспектора Академии иеромонаха Сергия. Сведения предписывалось подать в непродолжительное время1. Правление семинарии в этом же месяце незамедлительно направило ответ, в котором указывалось:
«1. Окончивший в 1847 году Академический курс учения в С.- Петербургской духовной академии Иван Приклонский введён был в должность наставника Костромской семинарии 12 февраля 1848 года, а 19 ноября того же года перемещён во Владимирскую семинарию, ещё не получив учёной степени.
2. Той же Академии воспитанник Семён Ширский состоит в Костромской семинарии на должности Наставника, введён в неё 11 декабря, другого назначения после того не получал, учёной степени ещё не удостоен, во священники не поступил.
Ректор Семинарии Архимандрит Агафангел Инспектор Профессор Иван Зеленов Эконом Профессор Дмитрий Прилуцкий»2.
Несмотря на большой объём преподаваемых им дисциплин и краткую педагогическую практику, в июле 1849 года «по результатам ревизии изъявлена благодарность от Правления Московской духовной академии за успешное преподавание предметов»3.
1 ГАКО. — Ф. 432. — Оп. 1. — Д. 1358. — Л. 1.
2 ГАКО. — Ф. 432. — Оп. 1. — Д. 1358. — Л. 2.
3 ГАКО. — Ф. 130. — Оп. 7. — Д. 565. — Л. 5.
В штатном расписании семинарии, составленном уже 7 октября 1849 года, С.И. Ширский числится Учителем Священного Писания, Герменевтики и Православного исповедания, а 22 ноября 1849 года Семён Ширский был определён на должность Секретаря Семинарского Правления1.
Необходимо отметить, что к концу 1849 года исполнилось два года его службы в Духовном ведомстве, в связи с чем Правление Семинарии подняло вопрос о возведении старшего Кандидата Учителя С.И. Ширского в степень Магистра, о чём в ГАКО сохранилось Дело со следующими документами:
Ходатайство от Правления Семинарии к Преосвященнейшему Иустину, Епископу Костромскому и Галичскому:
«Его Преосвященству Преосвященнейшему Иустину, Епископу Костромскому и Галичскому и Кавалеру Правление Костромской Семинарии «...?» декабря 1849 г. № 20485 Правление С.- Петербургской духовной академии, отношением от 24 числа мая сего 1849 г. дало знать Правлению Костромской семинарии, что Учитель Костромской семинарии Семён Ширский определением Святейшего Синода от 17 мая 1848/ 22 марта 1849 гг. возведён на степень старшего Кандидата. В тоже время прислан был из Академии аттестат Ширского, в котором сказано, что он возведён на степень кандидата с правом на получение степени Магистра по выслуге двух лет с одобрением по должности и поведению.
По справке Семинарского правления оказалось, «во 1х Г. Ширский вступил в должность Учителя Костромской Семинарии 11 Декабря 1847 год, во 2х в послужных списках рекомендован был Вашим Преосвященством за учебный год «поведения доброго, в должности исправен и впредь благонадёжен», за 1847/8 годы «поведения честнаго исправен и надёжен».
Так как двухлетний срок службы Кандидата Ширского при Костромской Семинарии ныне окончился, и Г. Ширский во всё это время вёл себя и проходил свою должность с полною исправностию и успехом, то Правление Семинарии покорнейше просит Ваше Преосвященство об исходатайствовании у Господина Обер-Прокурора Святейшего Синода содействия к возведению старшего Кандидата Ширского на степень Магистра Богословских наук. При сем бла-гопочтеннейше представляется Вашему Преосвященству формуляр[...?ный список?]» 2.
Прошение № 206б за декабрь 1849 г. от Правления Семинарии к Обер-Прокурору Святейшего Синода Графу Николаю Александровичу Протасову. Данное прошение имеет подобное содержание, как и предыдущее, с дополнением того, что Г. Ширский «проходил свою должность с полною исправностию и успехом». Поэтому покорнейше просят Его Сиятельство «употребить содействие к возведению старшего Кандидата Ширского на степень Магистра богословских наук»3.
1 ГАКО. — Ф. 130. — Оп. 7. — Д. 565. — Л. 5.
2 ГАКО. — Ф. 432. — Оп.1. — Д. 1386. — Л. 1-1об.
3 ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д. 1386. — Л. 2.
¡Ш^ЙР
Фото 11, 12. Прошение. ГАКО. — Ф. 432. — Оп.1. —Д. 1386. —Л. 1-1об.
Запрос из Ведомства Православного Исповедания Духовно-Учебного Управления при Святейшем Синоде Московской Духовной Академии № 37 от 3 Февраль 1850 г. в Правление Костромской Семинарии о предоставлении подробных сведений о Кандидате С. Ширском о прохождении Училищной службы со времени определения к оной. За подписью Академического инспектора архимандрита Сергия1 .
Ответ Правления Костромской Семинарии Правлению Московской духовной академии на данный запрос от 17 февраля 1850 г. № 161 о том, что «Учитель Семинарии Семён Ширский
со времени определения к должности по настоя-
,г Фото 13. Обер-Прокурор
щее время пр°ходит Училищную служ<5у с отлич- Святейшего Синода
1 ГАКО. — Ф.432. — Оп.1. — Д. 1386. — Л. 3. Протасов Н.А.
ною ревностью и посильными успехами и что этой самой причине Семинарское Правление и испрашивает Его Преосвященства ходатайства об удостоянии Г. Ширского степени Магистра, которую прописано Его Преосвященством в отношении к Г. Обер-Прокурору Святейшего Синода. Причём Правление Семинарии покорнейше просит Академическое Правление употребить своё ходатайство предъ [...?] [...?] об удостоянии Учителя Ширского степени Магистра»1.
Распоряжение Святейшего Синода о возведении С.И. Ширского в степень Магистра 8 Сентября 1850 г. № 195:
«Святейший Синод определением от 24 марта / 5 июня постановил: Учителя Костромской Семинарии Семёна Ширского, прослужившаго в Духовно-Учебном ведомстве два года и заслужившего одобрение как по должности, так и по поведению от училищного и Епархиального Начальства, возвесть на степень Магистра, с выдачею ему установленного на сию степень диплома и с производством, вместо Кандидатского, Магистерского оклада, и возведения его на новую степень.
1 ГАКО. — Ф. 432. — Оп.1. — Д. 1386. — Л. 4. 100
Академическое Правление, давая о таковом определении Святейшего Синода Семинарскому — для надлежащего распоряжения, препровождает при сем Магистерский диплом для произведеннаго Магистра Ширского с таковым присовокуплением: объ отпуске ему классного оклада по степени Магистра, сделано [...?бу]детъ распоряжение отъ Духовно-Учебного Управления. Академии инспекторъ Архим. Сергий»1.
На обороте имеется личная подпись С.И. Ширского:
«Диплом на степень Магистра получил Профессор Семён Ширский 24 сентября 1850 г.»
Получение степени Магистра Богословия С. Ширским способствовало возведению его в Титулярные советники со старшинством2 (5 июня 1850 г.3)
Из вышеупомянутых документов видно, что Семинарское Правление и Епархиальное руководство давали положительные отзывы об учителе семинарии С. Ширском. Однако, справедливости ради, нельзя оставить без внимания слова профессора Московской духовной академии Голубинского Е.Е., который в эти годы был учащимся Костромской семинарии (окончил в 1854 году4). В своих «Воспоминаниях» он говорит, что С.И. Ширский преподавал Православное исповедание веры и Священное Писание и был очень хорошим, благородным человеком, умным и речистым, привлекающим к себе внимание учащихся ещё и разнообразными жизненно-политическим и сатирическими историями5. Но, в тоже время, говоря о периоде служения С.И. Ширского Секретарём в Духовной консистории (с 1956 г.), опираясь на какие-то слухи, называет его «величайшим взяточником, горшим и большим, чем его предшественники: его предшественники, люди не с высшим образованием. он же требовал, чтобы ему давали взятки соответственно его учёной магистерской степени»6.
Конечно, полное подтверждение этих слов найти крайне сложно. Напротив, при внимательном изучении формулярного списка Семёна Ширского за 1849 год можно увидеть, что во время преподавания в семинарии, он был холост и получал немалое жалование:
1 ГАКО. — Ф. 432. — Оп.1. — Д. 1386. — Л. 5.
2 ГАКО. — Ф. 432. — Оп.1. — Д. 1386. — Л. 8.
3 ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 108. — Л. 2.
4 Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. — Кострома, 2019. — С. 415
5 Голубинский Е.Е. проф. Воспоминания. — Кострома, 1923 г. — С. 19
6 Там же. — С. 19.
Фото 16. Голубинский Е.Е.
— по учёной степени Магистра классный оклад — 100 руб.
— по должности Профессора — 286 руб.
— по должности Инспектора семинарии — [...? неразборчиво]
— за преподавание [.........? неразборчиво] — 95 руб.
— квартирное пособие — 40 руб. постоянно и ещё 40 руб. до устройства [...? утрачено] от города Костромы1. Итого С. Ширский получал более 560 руб. содержания. Можно предположить, что ему был назначен ещё оклад и по должности Секретаря Семинарского Правления.
Награды и продвижение по службе.
За особо ревностную службу С. Ширский был неоднократно поощряем епархиальным руководством и продвигался по служебной лестнице:
«— 21 марта 1856 года — Указом Святейшего Правительствующего Синода № 1927 по увольнении из Духовного звания и занимаемых должностей по Духовно-училищной службе определён Секретарём в Духовную консисторию;
— 5 июля 1856 г. — произведён в Коллежские Асессоры со старшинством;
— 19 апреля 1857 г. — награждён Тёмной бронзовой Медалью в память о войне 1853-1856 гг.;
— 5 июня 1860 г. — произведён в Надворные советники со старшинством;
— 12 мая 1861 г. — в воздаяние особо усердной службы и особых трудов пожалован орденом св. Анны III степени;
— 25 июня 1864 г. — в воздаяние отлично-усердной службы и особых трудов Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава II степени;
— 28 ноября 1868 г. — по вниманию к отлично-усердной, примерно-ревностной и полезной службе Всемилостивейше пожалован орденом св. Анны II степени;
— 25 марта 1869 г. — произведён в Коллежские советники со старшинством;
— 30 сентября 1972 г. — пожалован орденом Св. Анны с Императорскою короною;
— 4 апреля 1876 г. — пожалован орденом Св. Владимира IV степени;
— согласно постановлению Главного Управления Общества Попечения о раненых и больных воинах от 5 июня 1879 г., получил знак Красного Креста;
— 12 апреля 1881 г. — пожалован орденом Св. Владимира III степени;
— 8 марта 1884 г. — Указом Правительственного Сената № 980, г. Ширский с женою и детьми утверждён в Дворянском достоинстве со внесением в 3-ю часть Дворянской родословной книги;
— 20 марта 1886 г. — Высочайшим приказом по Ведомству Православного исповедания произведён за отличие по службе в Статские советники;
— 22 августа 1888 г. — за беспорочную выслугу в классных чинах по 1 мая 1888 г. более 40 лет пожалован знаком отличия беспорочной службы XL до-стоинства»2.
1 ГАКО. — Ф. 432. — Оп.1. — Д. 1366. — Л. 32.
2 ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 108. — Л. 1-26.
Деятельность на должности Секретаря Костромской Духовной консистории
Переход в 1856 г. Ширского С.И. из Духовной семинарии на должность Секретаря Духовной консистории дал возможность проявиться не только его преподавательскому таланту, но и управленческим качествам. Семён Иванович принимал участие в заседаниях духовной Консистории, оглашал Указы Его Императорского Величества, подписывал решения Консистории. В архиве Костромской духовной семинарии сохранился сборник таких Указов за 1877-1896 гг. Среди многих печатных копий обнаружена и одна копия Высочайшего Указа, написанная рукою Секретаря Ширского (см. фото 17-19).
Фото 17,18.
В этот период жизни он занимал различные должности: «— с 15 марта 1863 г. по 10 мая 1865 г. являлся членом Комитета по рассмотрению проекта Устава духовных семинарий;
— в это же время (с марта 1863 г.) он вошёл в состав комиссии по обсуждению программы, утверждённой Присутствием по Делам духовенства, а с 13 июля определён делопроизводителем в Костромское Губернское Присутствие по делам духовенства;
— с 13 июня 1863 г. — Высочайше утверждён директором Костромского Губернского Попечительского о тюрьмах Комитета. А в скором времени (15 ноября 1863 года) на основании указа Правительствующего Сената назначен членом Попечительства Костромских арестантских рот1.
— с 7 мая 1865 г. — назначен членом Костромского учебного Училищного Совета, а потом с сентября 1884 г. и его Председателем. В этой должности С. Ширский трудился до апреля 1888 г., когда был уволен, согласно прошению, с резолюцией Преосвященнейшего Александра Епископа Костромского и Галичского «уволить с выражением благодарности за свыше двадцатилетние труды, с внесением в формулярные списки»2;
— в 1866/1867 учебном году являлся преподавателем Педагогики в КоДС;
— 28 марта 1867 г. — избран в действительные члены Костромского Губернского Статистического Комитета;
— с июля 1867 г. — исполнял обязанности делопроизводителя на Костромском Епархиальном Съезде духовенства по случаю введения в действие новых Уставов Семинарии и духовных училищ Костромской епархии.
— с 10 по 15 июля 1868 г. — являлся делопроизводителем Костромского Епархиального Съезда духовенства;
— 29 июля 1870 г. — избран членом Костромского Комитета Православного Миссионерского общества;
— с сентября по октябрь 1883 г. — утверждён членом экзаменационной комиссии для испытания лиц, ищущих священнического и диаконского сана из неокончивших курса Семинарии;
— с июля 1885 года избран членом Костромской Губернской Учёной Архивной Комиссии»3.
1 От данной должности уволен по собственному прошению 17 марта 1867 г. ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 108. — Л. 1-26
2 ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 565. — Л. 2
3 ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 108. — Л. 1-26.
Фото 19. Указ Его Императорского Величества. (Написанный рукою Секретаря духовной Консистории Ширского С.И.) Архив Костромской Семинарии.
Фото 20, 21, 22, 23. Костромская Духовная Консистория. (фото 20 - нач. ХХ в.; фото 21-23, 2021 г.)
Из приведённых документов мы видим, что Семён Иванович был весьма деятельным и ответственным служащим, пользовался большим доверием
епархиального руководства, неоднократно был отмечен правительственными наградами.
В этом же формулярном списке указывается и размер его жалования — 1000 руб. и 500 руб. столовые в год. Кроме того, можно предположить, что по занимаемым должностям он также имел некое содержание. Поэтому обвинения Ширского во взяточничестве представляются необоснованными.
Ещё один факт приводит профессор Голубинский Е.Е.: назначение Семёна Ширского на должность секретаря Консистории в скором времени позволило ему приобрести каменный дом, первый этаж которого снимал сам вице-губернатор. Он говорит, что об этом стало известно в то время, когда он обучался в Санкт-Петербургской духовной академии (1854-1858 гг.)1. Мы, в свою очередь, можем отметить, что недвижимое имущество у Секретаря консистории Ширского до 1876 года в формулярных списках не фиксировалось, а каменный двухэтажный дом на Крепостной земле в его собственности указывается только в 1879 году2. Таким образом, только после двадцатилетних трудов в Духовной консистории Ширский становится владельцем собственного дома. Такое приобретение было обусловлено необходимостью, так как 13 ноября 1864 года Семён Иванович Ширский, Надворный Советник, Кавалер, секретарь Духовной Консистории, вступил в брак с девицей Ольгой Павловной Розовой, дочерью бывшего Учителя Костромской духовной семинарии 3. Венчание совершил священник Михаил Георгиевский в храме Воскресения Христова на Площадке 4. Поручителями выступали: со стороны жениха — учитель КоДС Михаил Макарович Вертоградов, а со стороны невесты — профессор КоДС Яков Александрович Беневоленский. Несмотря на большую разницу в возрасте (жениху на тот момент было 38 лет, а невесте — 16) — брак был крепкий и продолжительный, а семья в скором времени стала в полном смысле многодетной5. Являясь прихожанином Воскресенского храма на Площадке, своих детей Ширские крестили там же. В таблице представлен список детей С.И. Ширского.
1 Голубинский Е.Е. проф. Воспоминания. — Кострома, 1923. — С. 19.
2 ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 108. — Л. 1-26.
3 ГАКО. — Ф. 56. — Оп.3. — Д. 50. — Л. 12 об. - 13.
4 Каменный Воскресенский храм, выдержанный в традициях допетровской архитектуры, пятиглавый, с шатровой колокольней — был освящен в 1749 г. Позднее, в 1772-1790 гг., рядом с ним был возведён каменный Георгиевский храм, одноглавый, бесстолпный, на высоком под-клете, был выдержан в стиле барокко. В конце XVIII в. храмы на Воскресенской площади стали именоваться «на Площадке». Они составляли единый приход, в Воскресенской церкви служили зимой, а в Георгиевской — летом. В 1924 г. оба храма были закрыты. С 1927 г. в Георгиевской церкви разместился Дом обороны (дом Осоавиахима), а в Воскресенской церкви была устроена учебная газовая камера. Весной 1930 г. Воскресенская церковь «как уродующая площадь и стесняющая уличное движение, особенно во время митингов и демонстраций в пролетарские праздники», была разрушена. https://lifekostroma.ru/cerkov-voskreseniya-hristova-i-georgiya-pobedonosca-na-ploshhadke-v-kostrome (дата обращения:2021-02-28.) В настоящее время на этом месте установлен памятник вел. кн. Юрию Долгорукому, основателю г. Костромы.
5 Возраст вступления в брак С.И. Ширского указан на основании записи из метрических книг храма.
Фото 24. Георгиевская Церковь (слева) и Церковь Воскресения Христова на Площадке (справа), кон. XIX- нач. XX вв.
Фото 25, 26. Разрушение Воскресенской церкви на Площадке, 1930 г.
Ф. И. О. Дата рождения Восприемники Архивный фонд
1 Екатерина Семёновна Ширская 12.05.1866 г. Костромского Кафедрального Успенского Собора Протоиерей Ксенофонт Дмитриевич Бронзов и села Халбуж вдовая священническая жена Кира Макаровна Ширская Ф 56. Оп.3. д. 48 л.42 об
2 Сергей Семёнович Ширский 02.07.1867 г. Коллежский Асессор, преподаватель Кронштадтской гимназии Капитон Иванович Ширский и Учителя Костромской Духовной Семинарии Павла Михайловича Розова дочь, девица Мария Павловна Розова Ф 56. Оп.3. д. 48 л.55 об
(Продолжение табл. на стр. 108)
107
(Продолжение. Начале табл. на стр. 107)
Ф. И. О. Дата рождения Восприемники Архивный фонд
3 Мария Семёновна Ширская 01.10.1868 г. Протоиерей Иоанн Григорьевич Поспелов, Костромского Кафедрального Успенского Собора Ф 56. Оп.3. д. 48 л.69 об
4 Николай Семёнович Ширский 06.04.1870 г. Титулярный Советник Владимир Иванович Беляевский и дочь Костромского Кафедрального Успенского собора, прот. Ксенофонта Бронзова, девица София Бронзова Ф 56. Оп.3. д. 48 л.85 об
5 Павел Семёнович Ширский 18.06.1872 г. Костромской Духовной Семинарии Учитель Пётр Иванович Панов и свящ. дочь, девица Надежда Петровна Ширская Ф 56. Оп.3. д. 48 л.106 об
6 Варвара Семёновна Ширская 24.09.1873 г. Ученик Костромского духовного училища Иван Яковлевич Соболев и Коллежская Ассесорина Александра Павлова Ф 56. Оп.3. д. 48 л.115 об
7 Иоанн Семёнович Ширский 20.04.1875 г. Кандидат Московского университета Сергей Геннадиевич Георгиевский и жена Костромского Титулярного Советника Ольга Ивановна Михайловская Ф 56. Оп.3. д. 48 л.129 об
8 Алексей Семёнович Ширский 16.09.1876 г. Ученик VIII Костромской Губернской Гимназии Николай Алексеевич Мухин и жена священника Костромской Успенской церкви Анна Григорьевна Левашова Ф 56. Оп.3. д. 48 л.143 об
9 Ольга Семёновна Ширская 12.07.1878 г. Инспектор Тобольской гимназии Пётр Иванович Песков и жена Костромского Нотариуса Ольга Ивановна Михайлова Ф 56. Оп.3. д. 48 л.164 об
10 Анна Семёновна Ширская 11.11.1879 г. Костромской Воскресенской церкви, что на Площадке Священник Дмитрий Дмитриевич Целиков и жена Костромского Нотариуса Ольга Ивановна Михайлова Ф 56. Оп.3. д. 48 л.179 об
11 Надежда Семёновна Ширская 15.02.1881 г. Костромской Воскресенской церкви, что на Площадке Священник Дмитрий Дмитриевич Целиков и жена свящ. Либавской Православной Русской Церкви Надежда Петровна Корелина Ф 56. Оп.3. д. 48 л.197 об
12 Борис Семёнович Ширский 09.03.1887 г. Костромской Воскресенской церкви, что на Площадке Протоиерей Дмитрий Дмитриевич Целиков и девица Мария Семёновна Ширская Ф 56. Оп.3. д. 48 л.291 об
В ГАКО имеется «Расписание жалования членам, чиновникам, состоящим в штате и сторожам Костромской Духовной консистории. 1890 г.»1, согласно которого члены консистории:
Костромского кафедрального Успенского Собора кафедральный прот. Иоанн Поспелов
Ключарь того же Собора прот. Александр Невский Того же Собора прот. Павел Богословский
Костромского Богоявленско-Анастасиинского девичьего монастыря прот. Александр Красовский
получали жалование по 490 руб. (всего — 1960 руб.) Секретарь консистории, Статский советник Семён Ширский — 1470 руб. Столоначальники — от 490 до 588 руб. Остальные чиновники — 20 руб. в месяц.
Пожалуй, этот документ, в котором указывается, что денежное содержание Секретаря консистории почти такое же, как и у четырёх членов консистории, тоже может быть использован как аргумент для защиты С. Ширского от обвинений во взяточничестве.
Как мы видим из формулярного списка, Семён Иванович Ширский, являясь Секретарём Духовной консистории, интересовался не только научно-богословскими и церковными вопросами, принимая участие в их обсуждении, но и много времени посвящал общественной деятельности. При подробном изучении архивных дел мы узнаём, что он принимал участие в деятельности Состоящего под Высочайшим Его Императорского Высочества покровительством Александровского Православного братства.
Это братство было основано при храме апостола Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе выпускником КоДС — Иларием Ефимовичем Беляевым2. Интересная связь прослеживается в судьбах этих людей. Беляев И.Е. обучался в семинарии в 1846-1852 гг., и в это время он уже был знаком с преподавателем семинарии С.И. Ширским. Окончив семинарию в числе лучших воспитанников3, И.Е. Беляев в августе того же года был принят на службу в Костромскую Духовную консисторию, где уже с 1828 г. состоял на службе в должности помощника Секретаря4 его отец — коллежский асессор Ефим Васильевич Беляев. В скором времени, в 1856 г. в Духовную консисторию на должность Секретаря переходит и Семён Ширский.
В Духовной консистории трудиться рядом им пришлось сравнительно недолго — спустя четыре года Беляев И.Е. по прошению был переведён в канцелярию Священного Синода, а с 17 июля 1860 г. принят на службу в Собственную Его Императорского Величества канцелярию5. Находясь в столице, И.Е. Беляев не оставлял без свого внимания и попечения Иоанно-Богословский приход в Ипатьевской слободе, уроженцем которой он являлся. На собранные им
1 ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 574. — Л. 3.
2 Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. — Кострома, 2019. — С. 408
3 Беляев И.Е. Некролог. — Кострома, 1903. — С. 3.
4 Самарянов В.А. Памятная книга для Костромской Епархии. — Кострома, 1868. — С. 56-57.
5 Беляев И.Е. Некролог. — Кострома, 1903. — С. 3.
Фото 27, 28. Место захоронения основателя Александровского Православного братства Беляева И.Е. у алтаря храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, 2021 г.
3000 руб. 16 сентября 1879 г. он открывает при Иоанно-Богословской церкви Александровское Православное братство1, основной задачей которого являлась просветительская и миссионерская деятельность. А уже 19 сентября этого же года Ширский С.И. на общем собрании братства был избран почётным пожизненным членом братства2 .
Семён Ширский активно участвовал в деятельности братства. Например, в 1885 г. когда он уже являлся товарищем Председателя братства, общим собранием ему и членам братства Мичурину А.И. и Слободскому Л.П. было поручено составить историко-статистическое описание Ипатиевской, Домнинской и Ко-робовской местностей, а так же краткую историю подвига Ивана Сусанина3.
1 Студитский И. «Состоящее под Высочайшим Его Императорского Высочества покровительством Александровское Православное братство в г. Костроме. Исторический очерк. 18791913 гг.» — Кострома, 1913. — С. 7.
2 ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 565. — Л. 13. (Согласно Устава Александровского братства параграф № 16, почётными пожизненными членами братства избирались лица, внесшие единовременно пожертвования в размере от 100 руб. и более. В пар. № 17 указано, что такими членами могут быть избраны лица за особенные заслуги постоянным содействием в приращении его материальных средств и развитию его деятельности.).
3 Протокол заседания Совета Александровского Православного братства // Костромские епархиальные ведомости. — 1885 г. (XVII) Официальная часть. — С. 199.
В последующее время (1888 г.) Ширский был избран Председателем братства, о чём свидетельствует уведомление об избрании новых членов братства в Духовную консисторию1.
Благодаря деятельности Александровского братства к началу XX века в губернии было основано несколько образовательных школ, ремесленные мастерские с общежитиями для мальчиков и девочек, амбулаторные лечебницы, богодельня, библиотеки, почти два десятка просветительских центров, издано большое количество просветительской литературы и т.д.
На должности Председателя Семён Иванович находился до назначения его прокурором и управляющим канцеляриею Грузино-Имеретинскою Святейшего Синода Конторы, которое состоялось 12 апреля 1890 г.2 Это назначение было совершено по распоряжению Обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева.
Фото 29, 30. Распоряжение Обер-прокурора К. Победоносцева о назначении Статского Советника С. Ширского прокурором и управляющим канцеляриею Грузино-Имеретинскою Святейшего Синода Конторы3.
1 ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 565. — Л. 1.
2 Костромские епархиальные ведомости. Официальная часть. — 1890. — № 9. — С. 97.
3 ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 31. — Л. 1-1об.
Следует отметить, что Грузино-Имеретинская Святейшего Синода Контора — это высший орган управления Грузинского Экзархата, который был образован по указу Российского императора Александра I в августе 1814 г. и официально открылся 8 мая 1815 г. в Тифлисе в кафедральном соборе Сиони при экзархе митр. Варлааме (Эристави). При Синодальной Конторе существовала канцелярия, которой управлял прокурор, подчинявшийся не только экзарху, но и обер-прокурору Святейшего Синода. Статус прокурора был выше, чем статус
1 С. И. Ширский (Некролог) // Костромские С.330-333
2 ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 31. — Л. 5.
Фото 31. Константин Петрович Победоносцев. 1890 (1896)г. ГИМ.
секретарей Духовных консисторий. Такое назначение для Шир-ского И.С. явилось повышением по службе.
Однако, 11 июля 1890 г. отъезд в Тифлис был омрачён смертью супруги Ольги Павловны, с которой они прожили 26 лет. Она нашла своё упокоение на кладбище в ограде Богоявленско-Анастасиина монастыря, о восстановлении которого после разрушительного пожара С. Ширский так же имел попечение Ч Вскоре, передав консисторские дела и получив проездные документы, С. Ширский отбыл к новому месту службы.
Фото 32. Копия паспорта
С. Ширского для проезда в Тифлис2.
епархиальные ведомости. — 1891. — № 15. —
В это время, экзархом Грузии и членом Святейшего Синода, являлся Архиепископ Карталин-ский и Кахетинский Палладий (Раев-Писарев) который вступил в эту должность 29 сентября 1887 г., а так же он являлся Председателем общества восстановления православного христианства на Кавказе1.
Несмотря на сложную политическую и рели-гиознуюю обстановку того времени в Грузии, Вы-сокопреосвященнейший Палладий снискал уважение местного населения, о чём свидетельствует поздравительный адрес, который ему вручили вместе с архипастырским жезлом в день тезоименитства в 1889 г. Этот адрес подписали около двух тысяч человек (князья, духовенство, дворяне), которые отметили его высоконравственную жизнь, умение расположить к себе все слои населения, заботу о религиозно-нравственном преуспеянии паствы, отмечена забота о возобновлении древних храмов и духовно-учебных заведений2 . 1887-1892 гг.
Под управлением владыки Палладия Семён Иванович трудился около года, а 12 июня 1891 г. он получил отпуск и отправился через Санкт-Петербург в Кострому, намереваясь к 11 июля посетить могилу своей приснопямятной супруги. Однако, этому не суждено было случиться.
В С.- Петербурге он внезапно заболел и, не перенеся операцию, проведённую в Обуховской больнице, скончался. 18 июля тело почившего в гробу, обложенном свинцом, по железной дороге было доставлено в Кострому, где его встретило многочисленное городское духовенство, благочинные, члены Духовной консистории. Отпевание С.И. Ширского совершали в соборном храме Богоявленского монастыря. В адрес почившего было сказано много добрых слов, в которых отмечали его как «хорошего преподавателя, доброго труженика, мудрого советника, полезного деятеля»3. По окончании отпевания С. Ширский был погребён рядом с супругой в центре монастырской ограды4.
Так окончился земной путь выпускника Костромской духовной семинарии, преподавателя, Секретаря Духовной консистории, а затем Прокурора и Управляющего канцелярией Грузино-Имеретинской Священного Синода конторы, Действительного статского советника Семёна Ивановича Ширского.
1 В 1888 г. — Всемилостивейше пожалован бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 18 октября 1892 году возведен в сан митрополита с титулом Санкт-Петербургского и Ладожского, назначен священноархимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующим членом Святейшего Синода.
2 Высокопреосвященнейший Палладий, экзарх Грузии. // Прибавление к Вологодским Епархиальным Ведомостям. — 1892. — № 2. — С. 15
3 С.И. Ширский (Некролог)//Костромские епархиальные ведомости. — 1891. — № 15. — С. 330-333.
4 В 1919 г. обитель была закрыта, а на её территории разместился рабочий посёлок «Безбожник», в кон. 20-х годов были разобраны крепостные стены и башни, было уничтожено и кладбище.
Фото 33. Экзарх Грузии и член Святейшего Синода, Архиепископ Карталинский и Кахетинский Палладий (Раев-Писарев)
ЛИТЕРАТУРА
1. Андроников Н.О. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии. — Кострома, 1874. — 107 с.
2. Баженов И.В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский женский монастырь. Исторический очерк. — Кострома, 1895. — 172 с.
3. Баженов И. В. Где помещалась Костромская духовная семинария? (Историко-археологический экскурс). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьо:р://ЫЬ1-ко81:гота.ги/статьи-публикации/баженов-иван-ва сильевич/и-в-баженов-где-помещалась-костромска/ (Дата обращения 2021-03-08)
4. Беляев И.Е. Некролог. — Кострома, 1903. — 21 с.
5. Беляев И., прот. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству. — СПб, 1863. — 358 с.
6. Высокопреосвященнейший Палладий, экзарх Грузии. // Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. — 1892. — № 2. — С. 15.
7. ГАКО. — Ф. 56. — Оп.3. — Д. 50.
8. ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 31.
9. ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 108.
10. ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 565.
11. ГАКО. — Ф. 130. — Оп.7. — Д. 574.
12. ГАКО. — Ф. 407. — Оп. 1. — Д. 135.
13. ГАКО. — Ф. 407. — Оп. 1. — Д. 151.
14. ГАКО. — Ф. 432. — Оп. 1. — Д. 975.
15. ГАКО. — Ф. 432. — Оп. 1. — Д. 1358.
16. ГАКО. — Ф. 432. — Оп.1. — Д. 1386.
17. Голубинский Е.Е. проф. Воспоминания. — Кострома, 1923. — 80 с.
18. Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. — Кострома: Костромская духовная семинария, 2019. — 848 с.
19. К истории Костромской духовной семинарии (из воспоминаний Н.Н. Страхова) //Костромские епархиальные ведомости. — 1898 (XII) Неофициальная часть. — С. 16-20.
20. Костромские епархиальные ведомости. Официальная часть. — 1890. — № 9. — С. 97.
21. Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. IX. — Кострома, 2007. — 459 с.
22. Потрусовский сельский совет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kostromka.ru/be1orukov/derevni/parfen/336 .php (дата обращения 2020-12-27)
23. Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.- Петербургской духовной академии 1814-1869 гг. — СПб, 1907. — 552 с.
24. Русский биографический словарь. — СПб., 1911. — Т. 23. — 559 с.
25. Самарянов В.А. Памятная книга для Костромской епархии. — Кострома, 1868. — 407 с.
26. Справочная книга. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Издание редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. — Кострома: Губернская типография, 1911. — 407 с.
27. Студитский И. Состоящее под Высочайшим Его Императорского Высочества покровительством Александровское Православное братство в г. Костроме. Исторический очерк. 1879-1913 гг. — Кострома, 1913. — 43 с.
28. Ширский С.И. (Некролог) // Костромские епархиальные ведомости. — 1891. — № 15. — С. 330-333.
Archpriest Dmitry Karnaukh, Vice-rector of administrative and economics activities, teacher of the Kostroma Theological Seminary e-mail: [email protected]
THE LIFE WAY PROFESSOR OF THE KOSTROMA THEOLOGICAL SEMINARY OF SEMYON IVANOVICH SHIRSKY (to the 130th anniversary of his death)
This article is dedicated to Semyon Ivanovich Shirsky, a native of the Kostroma province, a graduate of the Kostroma Theological Seminary, the St. Petersburg Theological Academy. He taught a course of Scripture in his native Kostroma Seminary for 10 years. Shirsky S.I. made his way from a seminary student to a teacher, and later from a secretary of the Kostroma consistory to a prosecutor and manager of the office of the Georgian-Imereti Holy Synod office. In 1891 Shirsky S.I. was promoted to actual state councilor. He was the author of scientific works on teaching the Law of God in public schools. He was buried in the city of Kostroma in the Epiphany-Anastasin monastery.
In this article, the author, on the basis of the archival materials of GAKO introduced into scientific circulation for the first time, traced the life path of one of the outstanding pupils and teachers of the Kostroma Theological Seminary, who was unjustifiably forgotten, but who made a significant contribution to spiritual education. The author also writes about personalities with whom the fate of S.I. Shirsky intersected.
The year 2021 marks the 130th anniversary of his death, and this article will be a contribution to the memory of our fellow countryman who worked in the field of Christ.
Key words: S.I. Shirsky, Galich school, Kostroma seminary, spiritual consistory, state councilor, Georgian-Imeretian Holy Synod office.
Citation: Karnaukh D.I., prot. The life way professor of the Kostroma theological seminary of Semyon Ivanovich Shirsky (to the 130th anniversary of his death) // Ipatievsky vestnik. — 2021. — № 3. — P. 88-116.
REFERENCES
1. Andronikov N.O. Istoricheskiye zapiski o Kostromskoy dukhovnoy seminarii i Kostromskoy gubernskoy gimnazii. — Kostroma, 1874. — 107 s.
2. Bazhenov I.V. Kostromskoy Bogoyavlensko-Anastasiinskiy zhenskiy monastyr'. Istoricheskiy ocherk. — Kostroma, 1895. — 172 s.
3. Bazhenov I.V. Gde pomeshchalas' Kostromskaya dukhovnaya seminariya? (Istoriko-arkheologicheskiy ekskurs). [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://bibl-kostroma.ru/stat'i-publikatsii/bazhenov-ivan-vasil'yevich/i-v-bazhenov-gde-pomeshchalas'-kostromska/ (Data obrashcheniya 2021-03-08)
4. Belyayev I. Ye. Nekrolog. — Kostroma, 1903. — 21 s.
5. Belyayev I., prot. Statisticheskom opisanii soborov i tserkvey Kostromskoy Yeparkhii, sostavlennom na osnovanii podlinnykh svedeniy, imeyushchikhsya po dukhovnomu vedomstvu. — SPb, 1863. — 358 s.
6. Vysokopreosvyashchenneyshiy Palladiy, ekzarkh Gruzii. // Pribavleniye k Vologodskim Yeparkhial'nym Vedomostyam. — 1892. — № 2. — S. 15.
7. GAKO. — F. 56. — Op.3. — D. 50.
8. GAKO. — F. 130. — Op.7. — D. 31.
9. GAKO. — F. 130. — Op.7. — D. 108.
10. GAKO. — F. 130. — Op.7. — D. 565.
11. GAKO. — F. 130. — Op.7. — D. 574.
12. GAKO. — F. 407. — Op. 1. — D. 135.
13. GAKO. — F. 407. — Op. 1. — D. 151.
14. GAKO. — F. 432. — Op. 1. — D. 975.
15. GAKO. — F. 432. — Op. 1. — D. 1358.
16. GAKO. — F. 432. — Op.1. — D. 1386.
17. Golubinskiy Ye. Ye. prof. Vospominaniya. — Kostroma, 1923. — 80 s.
18. Kostromskaya dukhovnaya seminariya. Istoricheskaya entsiklopediya. — Kostroma: Kostromskaya dukhovnaya seminariya, 2019. — 848 s.
19. K istorii Kostromskoy dukhovnoy seminarii. (iz vospominaniy N.N. Strakhova) //Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1898 (XII) Neofitsial'naya chast'. — S. 16-20.
20. Pamyatniki arkhitektury Kostromskoy oblasti. Katalog. Vyp. IX. — Kostroma, 2007. — 459 s.
21. Potrusovskiy sel'skiy sovet [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://kostromka.ru/belorukov/derevni/parfen/336.php (data obrashcheniya 2020-12-27)
22. Rodosskiy A.S. Biograficheskiy slovar' studentov pervykh XXVIII-mi kursov S.-Peterburgskoy Dukhovnoy Akademii 1814-1869gg. — SPb, 1907. — 552 s.
23. Russkiy biograficheskiy slovar'. — SPb., 1911. — T. 23. — 559 s.
24. Samaryanov V.A. Pamyatnaya kniga dlya Kostromskoy Yeparkhii. — Kostroma, 1868. — 407 s.
25. Spravochnaya kniga. Kratkiye statisticheskiye svedeniya o prikhodskikh tserkvakh Kostromskoy yeparkhii. Izdaniye redaktsii Kostromskikh Yeparkhial'nykh Vedomostey. — Kostroma: Gubernskaya tipografiya, 1911. — 407 s.
26. Studitskiy I. Sostoyashcheye pod Vysochayshim Yego Imperatorskogo Vysoch-estva pokrovitel'stvom Aleksandrovskoye Pravoslavnoye bratstvo v g. Kostrome. Istoricheskiy ocherk. 1879-1913 gg. — Kostroma, 1913. — 43 s.
27. Shirskiy S.I. (Nekrolog) // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1891. — № 15. — S. 330-333.
28. Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. Ofitsial'naya chast'. — 1890. — № 9. — S. 1.