УДК: 281.2 + 316.32
Б01: 10.24412/2309-5164-2021-3-75-87
Басов Николай Федорович, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор, а 22 июня 2021 года)
«КОСТРОМСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» КАК ВАЖНЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
Статья характеризует источники изучения истории Православной Церкви и духовного образования. Особое внимание уделено анализу письменных источников, отражающих развитие Костромской духовной семинарии за большой исторический период. Основное внимание уделено изучению православной периодической печати, отражающей благотворительную деятельность КДС в конце XIX - нач. XX вв. Исследование проведено на основе анализа содержания наиболее известного периодического издания того времени — «Костромские епархиальные ведомости», которые выходили в 1885-1917 годах. Осуществлена качественная характеристика деятельности благотворительного «Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии» (1899-1917 гг.). Подвергнуты тщательному сравнительному анализу отчеты Общества, опубликованные на страницах этого периодического издания. В них имеются ценные фактические и статистические данные, характеризующие особенности благотворительной деятельности духовной семинарии, крупнейшего в то время учебного заведения.
Настоящая статья является одной из последних научных работ автора.
Ключевые слова: письменные источники, благотворительность, пожертвования, благотворительное общество, духовная семинария, периодическая печать.
Цитирование: Басов Н.Ф. «Костромские епархиальные ведомости» как важный исторический источник изучения благотворительной деятельности Костромской духовной семинарии // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 3. — С. 75-87.
Социально-экономические и общественно-политические процессы, которые происходят в насто-
Басов
Николай Федорович
ящее время в России, привели к серьезным изменениям в общественных институтах, включая Русскую Православную Церковь. В такой ситуации невозможно обойтись без самого пристального и взвешенного анализа прошлого исторического опыта духовного образования, чтобы обеспечить преемственность со всем положительным, что накоплено историей Костромской духовной школы.
Однако качественное изучение этого процесса может быть проведено лишь при наличии полных, объективных источников, содержащих необходимые достоверные сведения, отражающие рассматриваемое явление. Ограничение источниковой базы может привести к сужению фактического материала, что серьезно затруднит всесторонний, научный анализ.
Одним из условий глубокого познания исторического процесса является систематизация его источников, что предполагает их классификацию, оценку, основательный научный анализ. Традиционно к письменным источникам изучения относят решения общецерковных съездов, решения Архиерейских соборов Русской Православной Церкви, материалы Синодальных отделов, законодательные акты, труды Отцов Церкви, церковных иерархов, статистические данные, периодическую печать, мемуары и др.
На протяжении последних десятилетий опубликовано немало материалов и статей, обобщающих опыт деятельности духовных учебных заведений. Наиболее серьезным юбилейным трудом является книга «Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия»1. 21 июня 2019 года в рамках торжеств, посвященных 275-летию Костромской епархии, в актовом зале КоДС состоялась презентация этого уникального фундаментального исследования. Книга охватывает 270-летний путь одного из старейших высших учебных заведений России — Костромской духовной семинарии. Это результат продолжительного и кропотливого труда коллектива авторов. Свои исследования для энциклопедии подготовили ректор КоДС кандидат богословия священник Георгий Андрианов, доктора наук, профессора А.М. Белов и Н.Ф. Басов. Значительный вклад в книгу внес известный исследователь Костромского края Н. А. Зонтиков и др. Особо следует отметить огромную источниковедческую работу Г.В. Брезгиной, которая создала уникальную базу данных о выпускниках семинарии с 1762 г. до наших дней. Широкая источниковедческая база исследования позволила ввести в научный оборот новые, ранее не публиковавшиеся уникальные сведения. Важно заметить также, что издана не просто очередная книга по истории семинарии, а полноценная историческая энциклопедия, в которой задан высокий научный уровень исследования.
Она создана на основе привлечения и использования широкого круга источников: документальных, статистических, законодательных актов, периодической печати. Источниковой базой явились также редкие материалы,
1 Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия/под общ. ред. митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта. — Кострома: Костромская духовная семинария, 2019-848 с. См. также: Уникальная энциклопедия (интервью с авторским коллективом) // Ипатьевский вестник — 2020 — № 1 — С. 148-153.
хранящиеся в государственных архивах Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов, что объясняет научную новизну нового издания по истории КоДС.
Поэтому не удивительно, что книга признана победителем XV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» (2020 г.), который проводился по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Организатором конкурса явился Издательский совет Русской Православной Церкви. Все это делает энциклопедию уникальной.
Для изучения истории Православной Церкви и ее образовательных учреждений большое значение имеет такой вид источников, как периодическая печать. Она оперативно отражает и фиксирует важнейшие события, направления, этапы развития духовного образования в России.
Важнейшим письменным источником изучения истории Костромской духовной семинарии до 1917 года является епархиальная периодика. Особое значение для изучения рассматриваемой проблемы имеет журнал «Костромские епархиальные ведомости», издававшийся с 1885 по 1917 год в Костроме.
На его страницах находила отражение административно-управленческая и активная духовно-просветительская деятельность. Он всегда был в центре основных проблем епархии и жизни крупнейшего духовного учебного заведения Костромского края. Исследователи Л.Г. Ветелина и Н.А. Зонтиков считают, что желание
издания этого журнала возникло еще в начале 60-х гг., когда местная официальная периодика журнального формата находилась в процессе зарождения и роста. К 1915 г. официальные издания «Епархиальных ведомостей» выходили почти во всех епархиях1. Идея издания «Костромских епархиальных ведомостей» принадлежала епископу Ко-
!) II ¡1Р Ш ¡1 Ii ll lil il
В Ъ Д О M о с т и.
ВЫХОДЯТЪ ДВА РАЗА ВЪ МЪСЯЦЪ въ двухъ отдезшъ.'
Ц"ЬНА годовому нзда-шю Костромскнхъ Eirapxi-альпыхъ Ведомостей'5 руб. съ пересылкою.
ПОДПИСКА принимается въ редакцпЕ Iiocip. Еп. В£д. (въ г. Костром!), на Козьмодемьянской y.ütii'j., въ д. преподавателя семтшарш В. Строева) и въ liaime-uipin се-апшарскзго т'ппле'пя.
Редактя нрпиинаегь оГалвзетя для напстаташя сь Бпарх:алмшхъ li-Ьдо яхъ ст. платою за crpoi;} пли мД.сто строки 10 коп. за одипъ разъ, 15 кои за два раза н 20 1;оп. за три раза.
OV® 6.
_ 15 Марта 1887 года.
L
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ РАСПСРЯНВШЯ. Указъ Костромской духовной консисторш
о гшрядк'Ь устройства псрконнихъ лриходовъ и состава иричтовъ Костромской епархш и разд'Ьл1; м'Ьстпихъ средетвъ содержашн духовенства но По.тожетю годя (Указа Свят-Ышаго Сппода отъ 4 марта 1Й85-Г. Л: 3 и отъ 11 декабря 1886 г.). Но Указу Его Ишшмтормлго Вмотссгм, Кострояская Духов-па,1 Коншсторш слушали указы СвптМшато Синода: 1-й—отъ 4 парта 1885 года за .V; 3, с.тЬдутщиго содержат»: „По указу Его Ии-11ЕР1торокаго Величеств^ ОвпМшШ Прайтымтвующй' Сянодъ- слу-
Фото 1. Титульная страница Костромских епархиальных ведомостей, 1887 г.
1 Троицкий А., прот. Епархиальные ведомости// Православная энциклопедия. — М.,2008. — Т. 8 — С. 494.
стромскому и Галичскому Александру (Кульчицкому), управлявшему епархией с 1883 по 1888 гг.1
Журнал имел две части (отдела) официальную и неофициальную. Наиболее ценное значение для нашего исследования имела рубрика в первой части, под которой публиковались, наряду с другими, материалы о деятельности духовных учебных заведений Костромской епархии: духовной семинарии, духовных училищ, а также церковно-приходских школ.
Немалую ценность представляли документы финансово-экономического характера и статистические данные, отражавшие деятельность КоДС и организаций, примыкавшим к ней.
Интересно отметить, что журнал объявил подписку, цена которой составляла 5 руб. серебром. Это были немалые для того времени деньги2. Видимо, именно поэтому в сводном номере 3-4 «Костромских епархиальных ведомостей» за 1887 г. было дано сообщение редакции об отмене обязательной подписки на журнал для бедных церквей3. Здесь же был опубликован довольно полный список, так называемых, несостоятельных церквей Костромского края4 .
В епархии немало внимания уделялось помощи нуждающимся: неимущим людям духовного звания, церковно-приходским школам, учащимся духовных школ, епархиального женского училища. Активно занималась благотворительной помощью бедным учащимся и Костромская духовная семинария. Материальное положение многих воспитанников было низким. Поэтому для некоторых из них спасением являлась благотворительная помощь.
Потребность в священнослужителях в Костромской епархии была большая. В конце XIX в. в губернии насчитывалось более 1000 приходских, соборных, приписных, кладбищенских и других церквей5. Количество учащихся семинарии в это время составляло более 500 человек. Это было самое крупное учебное заведение в губернии. Однако многие из них приезжали на учебу из бедных семей. Поэтому их могла спасти только благотворительная помощь. В 1897 г. Костромские ведомости за № 10 опубликовали ведомость поступления денег от благочинных на содержание в 1896/97 учебном году параллельных отделений 1, 4 и 5 классов семинарии и на выдачу пособий бедным воспитанникам. Такие списки журнал публиковал систематически6.
1 Ветелина Л.Г. Костромские епархиальные ведомости как тип епархиальной печати рубежа 19-20 вв.: из истории издания, ч. 1 //Ипатьевский вестник. — 2021. — № 1. — С. 87-97; Зонтиков Н.А. Костромские епархиальные ведомости // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. 38 — С. 341-342.
2 По некоторым данным на 1 рубль тогда можно было купить 2 пуда овса или ячменя или один пуд подсолнечника. 1 кг творога стоил 25 коп., мяса 30 коп.
3 Костромские епархиальные ведомости. — 1887. — № 3-4. — С. 53-55.
4 Там же. — С. 57-60.
5 Басов Н.Ф. Общественное служение Костромской духовной семинарии в Х1Х-нач. XX вв. // Ипатьевский вестник. — 2016. — № 4. — С. 60.
6 См., например, № 10 за 1908 г., С. 168-171 и др.
Значительную поддержку малоимущим учащимся духовной семинарии оказывало «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии» (1899-1917 гг.). На протяжении длительного времени «Костромские епархиальные ведомости отражали на своих страницах сведения о деятельности этой благотворительной организации, печатали полные отчеты о ее работе. Уже в 1899 году в № 3 Костромских ведомостей (см. фото 2, 3), официальная часть, был опубликован Устав этой благотворительной организации. Из документа видно, что он был утвержден Костромским губернатором (тогда И.М. Леонтьев) 15 января 1899 г. за № 340.
На последней странице Устава был размещен список учредителей
26
учебиыл заведешя, преимущественно въ духовпыя академия, или кон по окопчапш семинарскаго курса по б'Ьдпостн будутъ крайне нуждаться въ нособш для первоначальна™ существовашя и устроешя своей судьбы. Ишъ и другимъ помощь можетъ бить оказываема единовременнаи; но первымъ безвозвратная, а посл'Ьд-пимъ съ обязательством'!.: но поступленш на службу возвратить ссуду обществу безъ процентов!, хотя и не вдругъ, а по частями.
§ Помощь общества можетъ выражаться:
а) взносом!, платы за ученье;
б) безплатпою выдачею книга п учебпыхъ пособШ, одобреп-пыхъ Учебнимъ Комитетом'!, при Свят'Ьйшемъ Сипод'Ь пли Мпни-стерстиомт. Пародиаго Проев'Ьщешя н продажею таковыхъ ученн-камъ но удешевленной ц'1нг1;;
в) сиабжешемт, одеждою, ппщою и ирпотомъ неимущихъ, если опи пе могутъ пршбр'Ьтать ихъ собственными трудами;
г) сод'Ьйств1емъ къ пршекашю нуждающимся занятШ;
д) спабжешемъ б-кдпыхъ больных^ медицинскими пособ1ями, подъ паблюдешемъ врача па. дону, а также пом-Ьщешемъ такихъ больпыхъ, на счета общества, въ больпицы и сод'Ьйств1емъ къ погребеппо умершихъ;
е) пазпачешемъ, въ певлючителышхъ случаяхъ, депежныхъ пособШ;
ж) пзыскашемъ способов! къ помещен™ въ ремеслепныя и сельско-хозяйственныя учебпыя заведешя т!>хъ изъ семипари-стовъ, которые пе могутъ продолжать, семинарское образоваше, по способны къ воспр1ятно ремеслеппыхъ зпашй;
з) выдачею заимообразно отъ 1 до В рублей па крайшя пужды, папрпм., па поЬздку па каникулы къ родпымъ, па покупку чая п сахара и т. п., съ. услов^нъ, чтобы этн деньги были возвращены обществу при первой возможности, подъ опа-сешемъ лишиться правъ па повыл пособ1я..
Пргшпчаиге. При оказапш вспомоществования учащпмся взиосовъ платы за учеше, безил'атпою выдачею кпигъ п учеб-иыхъ пособШ, доставлешемъ одежды, пищи, квартиры п депеж-
27
пыхъ пособШ, принимается во внимаше не только степепь пужды пхъ, по также прилежате п хорошее поведете, засвидетельствованный начальствомъ учебпаго заведешя.
§ 3. Учреждеше и открытие для бЬдпыхъ учепнковъ сто-ловыхъ, дешевыхъ квартиръ, общежшчя, склада учебпыхъ кпигъ и нособШ и т. п. заведешй требуетъ разр'Ьтпешя подлежащей иластп п точпаго соблюдешя вс'Ьхъ Д'Ьйствующпхъ по даппому предмету указашй и распоряжешй правительства, а равпо и соблюдешя въ каждомъ отдЬльпомъ случай утверждаемыхъ общимъ собрашемъ общества правилъ и ппструкщй.
§ 4. Съ ходатайством! о вспомоществовали родители, или сими воспитанники сеиипарш обращаются пепосредствеппо въ ираилеше общества.
II. Составь общества.
в 5, Общество состоит-г. изъ пеограипчеппаго числа лицъ иЯОШЧ) ноли, ио1т. ИнпмШ, состоииШ и вГ.ропспоп'ЬданШ; •(.«ШИШ! Общестйн помогут* бить состояние на д-ЬПстии-тМЬ'моН служб'!! нижше вопнсые чипы и юнкера; подверпшеся и|'|1|Ш1|ЧиШ10 правь по суду, административно ссыльные и уча-|Ц|П('<1 м. учебныхч. заведешлхъ воепнаго, морского п духовпато 1|||Д0М(!Т111., Учшфесл въ учебпыхъ заведешяхъ других! Е'Ьдомствъ «иН'угь быть членами общества, по не могутъ быть членами П|Ш||,11||Мн и попользуются правомъ голоса въ общпхъ собрашяхъ. 1!|Ш ИИШь дш виееетл пт. списки члеповъ общества малол'Ьт-ПИК'к ч учащихся требуется представление правление оиаго (|Т1||1|||||'й,1|||Н1 милол'Ьтппхт., ппгд'Ь не учащихся,—нпсьменпаго (ШРЛГН1!!! родителей или опекуповъ, въ отпошешп учащихся въ шНННИ1! || учебных'!. аинедешлхъ —разр'Ьшешя подлежащаго учеб-
^НИНММ'ТН^ и относительно обучающихся въ иизпшхъ и сред-¡111» I. У'ишиип, шии'дошихч.—соглаил родителей или опекуповъ и (¡ШЦИиш'чПп учинтго начальства, подъ личною ответственностью ИЩ'П шммЬдннги. Продстпннтелямъ учебнаго начальства въ этпхъ НМДЦ)('|| 11|и'Д1Н"|ни/!метел право поо'Кицошл общих'Ь собрап1н обще-иИЩШшп. пин но голоса, если они не состоять членами общества.
Фото 2, 3. Устав Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в КоДС
40
стшшпыи собрашя при обпаружеши въ пихъ чего-либо протпв-маго государственному порядку и обществепиымъ безопасности и нравственности, губернатор» пли градопачальпикъ признает» необходимым!, закрыть частпое учреждеше пли общество по другими прпчипамъ, то он» представляетъ объ этомъ на усмотрите Министерства Впутреппихъ Д'Ьлъ.
§ 54. Если но какнмъ-либо обстоятельствам» общество прекратить свою деятельность, то весь припадлежащШ ему капитала Н все имущество, могущее оказаться по ликвидации свободными, получаютъ дальнейшее назпачеше лишь съ соглаая м'Ьстпаго преосвящепнаго.
§ 55. О закритш общества доводится до свЪд-Ьшя Министерства Бнутреншт, Д'Ьлъ ч])е;гь губернатора н господину Оберъ-Прокурору Свит. Синода, чрез» мЬстнаго епископа.
списокъ
учредителей общества вспомоществоватя нуждающимся учащимся въ Костромской духовной семинарщ.
Покровитель общества
Его Преосвященство Ирсосвящспп'ЬПнцй Висса-ршпъ, Епископ» Костромской и ГаличскШ .
НепремЪнный членъ
Его Превосходительство г. исправляющШ должность Костромского Губернатора въ должпостп Егермейстера Высочайшаго Двора Нвапъ Михайлович! Ле-онтьевъ .
Учредители:
Его Преосвященство Преосвященный Серп!!, еш скопъ АсграхапскШ . . .
Его превосходительство, тайный советник» Илла рШ Квонмоппчъ Б'Ьляовъ
Вклады.
100 р.
100 р.
41
Его Преосвященство Преосвященный Филаретъ, епископ» КиренскШ .
Его Высовонреподоб1е о. архпмандрптъ Платон», настоятель Авраам^ева ыонастиря
Ректор» Костромской духовной семнпарш прото ¡ерей 1оанн» Сырцовъ
Ипспекторъ семинарш Василий Ивановичъ По ировскШ
Настоятель Исаашевскаго собора въ С.-Петер бург:6 прошерей 1оаппъ Антонович» Соболевъ
Прото1ерей Введепской церкви въ СПБ. 1оапн ХерсопскШ ....
Прого1ерей Сворбященской церкви въ СПБ. Ни колай Грнгорьевпчъ ГеорпевскШ
Нрото)ерей Ксепофонтъ Бронзовъ Протоиерей Николай ВертоградскШ, преподавател семпнарШ ....
Свящешшкъ села Молвитнна Алексей 1ордапскШ Овященннкъ ВасилШ Аидреевичъ Соколовъ, зако иоучптель мужской гимназШ
Ипспекторъ С.-Петербургской академщ Николай Иисильевичъ ПокровскШ
СтатскШ совЬтпикъ Антонъ Егоровпчъ Юргепсъ Коммерцш сов'Ьтншсъ Иавелъ Григорьевич» Ыало иммопъ нзъ СГИ>.
С.-ПетербургсвШ кунец» ДмптрШ Автомоновнч» Лпппышъ изъ СПБ. .
Личный почетный граждапипъ Михаил» Яковле иичъ Бумагшгь из» СПБ.
Лнчны Ипочетный граждапипъ Александр» Евгенье иичъ Бурцевъ изъ СПБ.
Личный почетный граждапипъ Павелъ Евгеньевич» Бурцев» из» СПБ.
Потомственный почетный гражданин» МосковскШ купец» Нвапъ Петровичъ Кулаковъ
100 р. 100 р.
100 р.
15 р.
300 р.
100 р. 25 р. 25 р. 25 р' 25 р. 100 р.
Титулярный советник» Ивалъ ИвановичъПоздеевъ изъ Москвы
С.-Пей;рбургскШ 2-й гильдш вупеЦъ Родкшъ Степанович» Гробом, ....
Тайный сов'Ьтншсъ Алексей Михайлович» Груз-девъ изъ С и Б.
Тайный сов-Ьтпикъ Алексей Петрович» БряйчЙйи-повъ изъ СПБ ....
КоллежскШ "ассесоръ Никола® Леовть'ёйичъ Петров» изъ СПБ. ....
КоллежскШ ассесоръ Алексей Алексеевич» Ее-р'езНпковъ изъ СПБ. .
КоллежскШ 'ассесоръ Сергей Александрович» ОстровскШ изъ СПБ. . . .
КоллежскШ секретарь ДмитрШ Митрофаповичъ Гри-горьевъ изъ СПБ. .
Титулярный советник» Николай Ивановичъ Разумов» изъ СПБ. . . , . .
Титулярный Советник» СергЬй Эдуардович» Ти-депъ изъ СПБ. . . .
Корпоращя Галичскаго дух. училища Корпоращя Солпгаличскаго дух. училища Корпоращя МакарьеВскаго дух. училища
Преподаватели Костромской дух. семинарш: ВасилШ Алексапдровичъ ГорицкШ Алексей Ивановичъ РейпольскШ ВаснлШ Ивановичъ Строевъ Нвапъ Мнхайловичъ Студите кШ Алексапдръ Евламшевичъ ЮпнцкШ ВасилШ Гавриловичъ фрязиновъ МилШ Александрович! СтафилевскШ ДмитрШ Александровичъ Скворцовъ Алексапдръ Иваиойичъ Черпицынъ Николай Иваповичъ Беляет.
100 р 100 р'
9 р. Ъ'Щ Зр
зр!
з р
Зр.
з р.
Н.ЩИ'Пць Никаноровичъ, Лаг,ов,свШ И|1НМ'1> Ннсильеннчъ Баженов»
||,И1!1НМ|р'1. Корни.™........ МагпитскШ .
НичигиыИ блюститель семипарш Николай йедорог |?удринцевъ. .
Помощники ипспектора:
.......... Арсеньевич» Лебедев»
Д.м'игаидръ 11арсоноф|.евп'1ъ Допской Александр!, Флегоитоинч» Тарелипнъ
Дух.......пл. свищ. ДимитрШ Лебедев!,
биотип. снящ. Пегръ ¡¡ротковъ
Нид.пфатели: бцишШ М. И. Голубковъ, Перепел I. и СппнПпшП-
Ни р||('||орни(1М|||о КостримскоП духовной конснсторш печа-
ннмин ШИШИ' ............. мо.мпчпЬ' п,ч нредчотъ производства ду-
............ Костромской еиарх1и сбора добровольных» ножерт-
ВОЗЗВАН1Е!
(1|. разрЬ|пс1пя и благословеп1я Его Бысокопреосвящепства I', Ммшнсомрспсшмцсппяго Ю:юнал1я, арх!сппскопа Литовскаго и ||||,Т1Ч11'|||и о, въ м. Шпрвиптахъ Виленскаго уЬзда предположено инлчнншшп, православный храм» и при нем» построить здаше ДЛИ минской одпокласспой церковпо-приходской школы съ руко-Д |),11>|1 М.М'1. курсомъ.
Христолюбивые благотворители п боголюбивые жертвователи, рид|ноиие о благод'Ьши храмовъ Вожтхъ и духовномъ нро-(|||1НЦп|||и парода! благоволите подать руку живой помощи предпринимаемому святому- д-Ьлу, помпя, что Тотъ, во имя Котораго. нросимч. и для Коего созидается храм», воздастъ сторицею доб-рммъ и отзывчивым» жертвователям». Всякая жертва—большая п ми гни, явная и тайная—будетъ принята попечитсльствомъ съ искренней призпательпостью и глубокой благодарностью,и имена ии'ртиошггелей выну будутъ поминаться въ ширввнтскомъ храме.
Фото 4, 5. Список учредителей Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в КоДС
общества с указанием вклада каждого в новую благотворительную организацию (см. фото 4, 5).
В документе отмечалось, что Общество создано в память 150-летия Костромской духовной семинарии. Здесь же указывалась его цель: «попечение о недостаточных учащихся» семинарии. В Уставе также указывались виды помощи: внесение платы за обучение, на бесплатное пользование учебной литературой, снабжение одеждой, питанием и общежитием, «назначение в исключительных случаях денежных пособий»1. Один из разделов Устава (п. 3) предполагал инициативу общества по открытию для бедных учеников столовых, поиску дешевых квартир, оплату общежития, создание склада учебных книг и пособий.
Раздел Устава «Состав общества» определял членство в этой организации. В частности, члены общества подразделялись на почетных, действительных и соревнователей или сотрудников (парагр.6). Покровителями являлись архиреи: епископ Виссарион (Нечаев), управлял епархией с 1891 по 1905 гг.; Архиепископ Тихон (Василевский), управлял епархией в 1905-1914 гг.; епископ Евгений (Бережков), управлял епархией в 1914-1918 гг. Почетными членами могли стать губернатор, а также лица, «сделавшие значительные пожертвования в пользу общества»2.
В соответствии с Уставом, опубликованном в журнале, действительными членами Общества могли состоять лица, уплачивающие в кассу общества взнос в размере, определенном общим собранием, но не менее 3 руб., или внесение единовременного взноса не менее 60-80 руб. (п. 8). Параграф 9 определял взносы членов-соревнователей (не менее 1 рубля).
Специальный раздел Устава определял «Средства общества». Они состояли из членских взносов, доходов Общества, пожертвований, сбора средств по подписным листам и т.д. (п. 13).
Покровителем Общества стал епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев). В список входил губернатор М.И. Леонтьев, ректор духовной семинарии протоиерей Иоанн Сырцов (ректор с 1897 по 1902 гг.).
Оценивая «Костромские епархиальные ведомости» как ценный письменный источник изучения истории КоДС, следует отметить, что журнал периодически публиковал отчеты Общества с полной статистической выкладкой доходов и расходов этой благотворительной организации. Согласно данным по годовым отчетам, работа организации была довольно результативной. Например, анализируя отчет за шестой со дня открытия 1904 год, можно сделать вывод о том, что заметно возросли общие расходы на оказание помощи с 669 руб. 85 коп в первый год деятельности Общества, до 1000 руб. 99 коп. за отчетный период. При анализе документа просматривается и другая тенденция — рост количества жертвователей из числа бывших воспитанников семинарии.
Судя по цифрам, представленным в отчете, можно сделать вывод и о том, что больше всего средств было потрачено на снабжение нуждающихся семи-
1 Костромские епархиальные ведомости. — 1899. — № 3, офиц. ч., — С. 1.
2 Там же. — С. 2.
наристов одеждой (288 руб. 66 коп.), обувью (65 руб.50 коп.), оплату за проживание в общежитии (75 руб.), и оплату за съем квартиры (377 руб.) На покупку книг и учебных пособий в 1904 г. было потрачено более 12 руб., на выплату денежных сумм за лечение 55 руб. и на поездку в высшие учебные заведения 36 руб.1
Чтобы лучше понять назначение проведенных расходов, важно учесть, что в 1901-1902 учебном году в семинарии была введена форменная одежда. Об этом сообщили «Костромские епархиальные ведомости» в номере 510, ч. оф., с. 122 за 1901 г. Она состояла из черного пальто с синими петлицами на воротнике и белыми металлическими пуговицами, мундирного черного сюртука со стоячим воротником, черной фуражки с синим околышком и знаком К.Д.С., черной куртки со стоячим воротником, ремня с металлической бляхой и инициалами К.Д.С2. В Отчете за 1904 г. дана характеристика членов Общества. Покровителем являлся Преосвященный Виссарион (1891-1905 гг.) епископ Костромской и Галичский. Членами общества были: Костромской губернатор Л.М. Князев, 30 почетных членов, 4 пожизненных, 165 действительных 70 членов-сотрудников. Правление Общества тогда возглавлял ректор семинарии протоиерей М.И. Щеглов. Членами ревизионной комиссии были преподаватели семинарии А.И. Райпольский и Г.В. Фрязинов.
Согласно Отчету в течение года Правление Общества рассмотрело 253 заявления, удовлетворено из них было 115. В Отчете указывались также фамилии наиболее активных жертвователей: известных купцов Дмитрия и Федора Парфеновых (уроженцы Чухломы, почетные граждане Санкт-Петербурга), епископа Вятского Филарета и др.3
Для сравнения статистических данных Общества за 1904 г. с другими периодами, мы взяли отчеты, опубликованные «Костромским епархиальным вестником» за 1907, 1908 и 1913 годы. Анализ Отчета за 1907 г. показал, что в текущем году уменьшилось число действительных членов организации. Зато увеличились поступления средств на 90 руб. за счет пожертвований по подписным листам. Произошли изменения в личном составе общества. В частности, из-за перемены места службы, а также вследствие смерти сократилось общее число членов общества со 171 до 143 чел. Зато увеличилось число действительных с 73 до 165 чел., а также членов-соревнователей с 33 до 70. Согласно данным Отчета сократилось число удовлетворенных прошений учеников и родителей с 253 до 200, соответственно увеличилось число отказов с 54 до 138. В документе проанализировано «движение сумм общества»: поступления от приходов, членские взносы, по подписным листам и т. д.
1 Костромские епархиальные ведомости. — 1905. — № 8. Приложение к офиц. Части. — С. 2.
2 Зонтиков Н.А. 1901 год: введение форменной одежды // Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия/под общ. ред. митрополита Костромского и Нерехтского Фера-понта. — Кострома: Костромская духовная семинария, 2019. — С. 56-57.
3 См.: Басов Н.Ф., свящ. Георгий Андрианов. Дореволюционный опыт церковной помощи нуждающимся в России// Социальное служение Русской Православной Церкви. Уч. пособие для бакалавриата теологии. — М.: Познание, 2019. — С. 23.
В специальном разделе рассмотрены расходы. На благотворительные цели было потрачено 1234 руб. Общие расходы составили 1931 руб., что несколько меньше чем в 1904 г.(1000 руб.).
В «Костромском епархиальном вестнике» за 1909 г. за номером 6 (прибавление к офиц. отделу) был опубликован один из очередных Отчетов о деятельности Общества воспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии за 1908 г. Здесь подтверждалась цель Общества: «облегчить по возможности положение бедных семинаристов...» (с. 1). Во втором разделе охарактеризован обновленный состав членов Общества по состоянию на отчетный год: покровителем общества стал епископ Костромской и Галичский Тихон (Василевский), постоянным членом Общества являлся Костромской губернатор А.П. Веретенников. Сюда также входили 38 (1904 г. 30) почетных членов, 5 пожизненных (4), 81 (165) действительных и 9 (70) членов сотрудников (всего 125 чел.). Правление возглавлял ректор семинарии протоиерей В.Г. Чекан.
Судя по отчету, оставался неизменным процент отчисления в неприкосновенный капитал (20%), сохранился прежний размер пособия (5 руб.), которое выдавалось только по распоряжению председателя правления Общества.
Обновления коснулись и ревизионной комиссии: членом комиссии был избран священник Д.Д. Белов, кандидатами — протоиерей Ст. Смирнов и священник П. А. Алмазов. В члены правления на 2-х летний срок были вновь избраны В.А. Горицкий и С. Н. Забенкин, кандидатом вместо священника Д.Д. Белова избран священник Н. Краснопевцев.
Важно, что на этом собрании было решено в связи с 300-летием избрания на царство Михаила Федоровича Романова учредить стипендию имени Государя, царя Михаила Федоровича Романова. Для этого было решено создать специальный фонд, куда Общество перечислило 150 рублей (остаток расходного капитала Общества за 1907 г.). Было также принято решение «утвердить в звании почетного члена Общества» Н.И. Видимкова за пожертвование в пользу Общества 100 рублей.
В Отчете отмечалось, что на 14 заседаниях Правления рассматривались прошения учеников о выдаче пособий деньгами или вещами. Всего было рассмотрено 270 (253) заявлений, из них удовлетворено 159, отказано в 111 случаях (54). В документе приведено немало других статистических данных о движении денежных средств Общества: членских взносов, взносов по подписным листам и т.д. Были показаны так же расходы на помощь в приобретении одежды (150 руб.), обуви (177 руб.), оплату за общежитие (40 руб.), выдачу денежных пособий (390 руб.), проезд на родину (103 руб.), плату за учебу (14 руб.), на покупку учебников (100 руб.) и т.д. Итого было израсходовано 1708 руб. 79 коп. (1931). В Отчете тщательно прописаны суммы, характеризующие Баланс на 1 января 1909 (актив и пассив). Отдельно в отчете дан список членов Общества за 1908 г., которые внесли ощутимые денежные суммы: покровитель Общества внес 50 руб., упомянутые уже купцы братья Парфеновы — 100 руб. и т.д. Всего от взносов поступило 274 руб. 25 коп. Отдельно в Отчете приведена статистика пожертвований по Округам епархии (13).
К документу прилагались списки воспитанников, которые воспользовались ссудой (7 чел. по 2-5 руб.), получивших пальто, брюки, куртки (20), тужурки (1), фуражки (2), сапоги (31), галоши (5). Судя по отчету, денежное пособие получили 67 чел. (1-10 руб.). 17 человек получили пособие для поездки на родину(103 руб.). Отдельные таблицы расходов были составлены по оплате за обучение и поездку выпускников в Духовную Академию. Кроме всего, была утверждена смета приходов и расходов Общества на следующий, 1909 год. Документы Отчета были подписаны Председателем Правления, ректором семинарии протоиереем В. Чеканом и всеми членами Правления.
Что касается Отчета Общества за 1913 год, то он был опубликован в пятнадцатый год со дня открытия Общества. Согласно данным, приведенным в Отчете, деятельность организации была не менее эффективной, чем в предыдущие годы. Основными статьями расходов оставались прежние. Привлекает внимание тщательно составленная ведомость прихода и расхода денежных средств Общества за отчетный год. Приход наличными составил 2616 руб. 16 коп. Из них израсходовано было 2000 руб. 76 коп., в том числе на благотворительные цели — 1242 руб.63 коп., то есть больше, чем в предыдущем 1912 г.: на 62 руб. 64 коп.
Известно, что обучение в семинарии было платным и многим воспитанникам из бедных семей платить было не по силам. Выручали пожертвования выпускников, на которые выплачивались именные стипендии. К 1915 г. в семинарии назначались 15 таких стипендий. В этот же год Общество вспомоществования учредило в память 300-летия царского Дома Романовых на проценты собранного к юбилею капитала стипендию для беднейших учеников семинарии. Имелись и другие стипендии. Так, журнал «Костромские епархиальные ведомости» от 1913 г. № 54, отд. неофиц. (с. 118-119) сообщил, что в духовной семинарии учреждена юбилейная стипендия имени Государя императора Николая II в размере 120 рублей.
В течение отчетного 1913 г. Правление Общества, теперь уже не вспомоществования, а взаимопомощи, рассмотрело 284 прошения (прежние отчеты 270, 253), из которых 176 были удовлетворены (159). Отдельно можно сказать о помощи семинарией в оплате за общежитие. В сообщении «Костромских епархиальных ведомостей» в № 517 за 1913 г. (офиц. отд., прибавление) специально шла речь о состоянии епархиального общежития воспитанников КоДС за 1912-1913 хозяйственный год. Судя по этим данным размер платы за проживание в общежитии составлял по частям 35, 20, 10 рублей. Сумма, как видим, была немалая и для многих учащихся была обременительной. Обращает на себя внимание тот факт, что, судя по отчетам, членами Правления долгое время были преподаватели семинарии В.И. Лаговский и А.И. Черницин (секретарь), а членами ревизионной комиссии А.И. Райпольский и В.Г. Фря-зинов. Следует отметить и еще одну особенность содержания «Костромских епархиальных ведомостей»: они дают нам довольно полные сведения о всех тех, кто личным участием стремился внести посильный вклад в развитие благотворительной деятельности Костромской духовной семинарии, проявляя истинно христианское милосердие.
В целом, даже такой краткий анализ рассматриваемого письменного источника, каким были «Костромские епархиальные ведомости», говорит о том, что Костромской духовной семинарией был накоплен ценный опыт оказания помощи малоимущим воспитанникам, который может быть использован и в наши дни. Это еще раз подтверждает, что периодическая печать отражала на своих страницах живой процесс развития Православной Церкви и в этом смысле она является важнейшим источником изучения истории Костромской духовной семинарии.
Важно отметить и то, что за последние годы многие письменные источники стали доступнее для исследователей, изучающих историю Костромского края и духовной семинарии в частности. Этому способствовало открытие по благо-словлению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта «Соборной библиотеки».
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрианов Г., Басов Н. Ф. Дореволюционный опыт церковной помощи нуждающимся в России // Социальное служение Русской Православной Церкви: учебное пособие под редакцией Н.Ф. Басова, священника Георгия Андрианова. — М.: Издательский дом «Познание», 2019. — С. 13-26.
2. Басов Н.Ф. Общественное служение Костромской духовной семинарии в Х1Х-нач. XX вв. // «Ипатьевский вестник» — 2016 — № 4 — С. 59-65.
3. Бердова О.В., Басов Н.Ф., Ковалева Л.А. Благотворительность и социальная помощь в Костромской губернии (Х1Х-нач. XX вв.) — Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.
4. Ветелина Л.Г. «Костромские епархиальные ведомости» как тип епархиальной печати рубежа XIX-нач. XX вв.: из истории издания. Ч. 1// «Ипатьевский вестник». — 2021 — № 1. — С. 87-97.
5. Ветелина Л.Г. «Костромские епархиальные ведомости» как тип епархиальной печати рубежа XIX-нач. XX вв.: из истории издания. Ч. 2// «Ипатьевский вестник». — 2021 — № 2. — С. 58-65.
6. Зонтиков Н.А. Костромские епархиальные ведомости // Православная энциклопедия — М., 2015 — Т. 38 — С. 341-342.
7. Зонтиков Н. А. «Костромские епархиальные ведомости» // Кострома: историческая энциклопедия. — Кострома, 2002 — С. 187.
8. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии. — Кострома,1874.
9. «Костромские епархиальные ведомости». (1885-1917 гг.).
10. Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия / Под общ. ред. митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта. — Кострома: Костромская духовная семинария, 2019. — 848 с.
11. Новикова Е.(Сизинцева Л. И.) «Золотой век» Костромской духовной семинарии // Губернский дом — 1994 — № 5 — С. 50-53.
12. Резепин П. Из истории «Костромских епархиальных ведомостей» (1885-1917) // Костромские епархиальные ведомости. — 2007 — № 1. — С. 2-3.
13. Троицкий А. прот. «Епархиальные ведомости» // Православная энциклопедия. — М., 2008 — Т. 8 — С. 493-497.
Basov Nikolay Fedorovich, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, DPh in Education, Professor, (f 22 June 2021)
"KOSTROMSKIE DIARCHIAL VEDOMOSTI" AS AN IMPORTANT HISTORICAL SOURCE FOR STUDYING THE CHARITABLE ACTIVITIES OF THE KOSTROMA THEOLOGICAL SEMINARY
The article characterizes the sources for studying the history of the Orthodox Church and theological education. Particular attention is paid to the analysis of written sources reflecting the development of the Kostroma Theological Seminary over a long historical period. The main attention is paid to the study of the Orthodox periodicals, reflecting the charitable activities of the KTS in the late XIX - early. XX centuries. The research was carried out on the basis of the analysis of the content of the most famous periodical of that time — "Kostroma Diocesan Gazette", which came out in 1885-1917. A qualitative description of the activities of the charitable "Society for Aid to Needy Students in the Kostroma Theological Seminary" (1899-1917) has been carried out. The reports of the Society, published on the pages of this periodical, have been subjected to a thorough comparative analysis. They contain valuable factual and statistical data characterizing the peculiarities of the charitable activities of the theological seminary, the largest educational institution at that time. This article is one of the last scientific works of the author. Key words: written sources, charity, donations, charitable society, theological seminary, periodicals.
Citation: Basov N.F. "Kostromskie diarchial vedomosti" as an Important Historical Source for Studying the Charitable Activities of the Kostroma Theological Seminary //Ipatievsky vestnik. — 2021. — No. 3. — S. 75-87.
REFERENCES
1. Andrianov G., Basov N.F. Dorevolyutsionnyy opyt tserkovnoy pomoshchi nu-zhdayushchimsya v Rossii // Sotsial'noye sluzheniye Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi: uchebnoye posobiye pod redaktsiyey N.F. Basova, svyashchennika Georgiya Andri-anova. — M.: Izdatel'skiy dom «Poznaniye», 2019. — S.13-26.
2. Basov N.F. Obshchestvennoye sluzheniye Kostromskoy dukhovnoy seminarii v XIX-nach. XX vv. // Ipat'yevskiy vestnik — 2016 — № 4 — S. 59-65.
3. Berdova O.V., Basov N.F., Kovaleva L.A. Blagotvoritel'nost' i sotsial'naya po-moshch' v Kostromskoy gubernii(XIX-nach. XX vv.) — Kostroma, KGU im. N.A. Nekra-sova, 2011.
4. Vetelina L.G. «Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti» kak tip yeparkhial'noy pechati rubezha XIX-nach. XX vv.: iz istorii izdaniya. CH.1// Ipat'yevskiy vestnik. — 2021 — № 1. — S. 87-97.
5. Vetelina L.G. «Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti» kak tip yeparkhial'noy pechati rubezha XIX-nach. XX vv.: iz istorii izdaniya. CH.2// Ipat'yevskiy vestnik. — 2021 — № 2. — S. 58-65.
6. Zontikov N.A. Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti // Pravoslavnaya entsiklopediya — M., 2015 — T.38 — S.341-342.
7. Zontikov N.A. Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti // Kostroma: istoriches-kaya entsiklopediya. — Kostroma, 2002 — S. 187.
8. Istoricheskiye zapiski o Kostromskoy dukhovnoy seminarii i Kostromskoy gubernskoy gimnazii. — Kostroma,1874.
9. Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. (1885-1917 gg.).
10. Kostromskaya dukhovnaya seminariya. Istoricheskaya entsiklopediya / Pod obshch. red. mitropolita Kostromskogo i Nerekhtskogo Feraponta. — Kostroma: Kostromskaya dukhovnaya seminariya, 2019. — 848 s.
11. Novikova Ye.(Sizintseva L.I.) «Zolotoy vek» Kostromskoy dukhovnoy seminarii // Gubernskiy dom — 1994 — № 5 — S.50-53.
12. Rezepin P. Iz istorii «Kostromskikh yeparkhial'nykh vedomostey» (1885-1917) // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 2007 — № 1. — S.2-3.
13. Troitskiy A. prot. Yeparkhial'nyye vedomosti // Pravoslavnaya entsiklopediya. — M., 2008 — T.8 — S.493-497.