ГОРБАЧЁВА В. В.
Косторезное искусство коренных арктических народов Сибири в коллекционном собрании Российского этнографического музея
V. CORBACHEVA
Вone-cutting art of the indigenous arctic peoples of Siberia in the collection of the Russian Ethnographic Museum
Сведения об авторе:
Горбачёва Валентина Владимировна, кандидат исторических наук, заведующая отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) [email protected]
Author:
Valentina Vladimirovna Gorbacheva, Candidate of Historical Sciences, Head of the Department of Ethnography of the Peoples of Siberia and the Far East of the Russian Museum of Ethnography (St. Petersburg) [email protected]
Аннотация
Статья посвящена истории комплектования коллекций Российского этнографического музея по косторезному искусству арктических народов Сибири.
Abstact
The article is devoted to the history of completing the collections of the Russian Museum of Ethnography on the bone-cutting art of the Arctic peoples of Siberia.
Ключевые слова:
косторезное искусство, гравировка, клык моржа, резьба по кости, сюжетный рисунок, скульптурная композиция, мелкая пластика, бивень мамонта. Keywords:
Bone-cutting art, engraving, walrus tusk, bone carving, plot drawing, sculptural composition, small plastic, mammoth tusk.
Косторезное искусство коренных арктических народов Сибири привлекало и привлекает внимание не только российских, но и зарубежных исследователей и специалистов различных направлений. Существующие в настоящее время основные школы - чукотская и якутская - прошли разный путь развития.
Художественная обработка клыков моржа и костей морских животных на Чукотке уходит в глубь веков. На рубеже I тыс. до н. э. - I тыс. н. э. древние охотники, помимо орудий труда и предметов бытового назначения, вырезали из костей моржа фигурки промысловых животных, имеющих сакральное значение. Традиции создания анималистической скульптуры сохранялись и в начале XX в.
В 1930-50-х гг. в художественной обработке кости произошли значительные изменения. Важнейшую роль в объединении мастеров двух школ (дежнёвской и уэленской) и развитии косторезного искусства на Чукотке сыграло создание в 1931 г. в п. Уэлен косторезной мастерской. Наряду с сохранением древних традиций, чукотское косторезное искусство наполнилось новым содержанием и приобрело иные черты. Новые технологические приёмы обработки кости морских животных на токарном станке расширили возможности мастеров в создании менее статичной мелкой пластики и скульптурных сюжетных композиций.
С 1940-х гг. сюжетной гравировкой, получившей развитие с середины XIX в., когда появился спрос на самобытные произведения косторезного искусства, наряду с мужчинами стали заниматься женщины. В работах мастеров нашли отражение не только сюжеты из повседневной и праздничной жизни приморских жителей и оленеводов, но и сюжеты национального фольклора.
Косторезное искусство в Якутии зародилось в первой половине XVIII в., когда здесь началась активная добыча бивней мамонта. В изделиях утилитарного назначения (ларцы, гребни) этого периода, выполненных якутскими косторезами, прослеживается влияние мастеров холмогорской школы. С середины XIX - начала XX в. происходят изменения в художественной обработке бивней мамонта: мастерами создаются жанровые композиции и макеты с элементами этнической специфики. Новый этап в развитии якутского косторезного искусства начался после открытия в 1959 г. отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» на базе созданного в 1945 г. в Якутске художественного училища.
Важным источником при исследовании косторезного искусства коренных арктических народов Сибири являются экспонаты музеев. Одно из крупнейших хранилищ предметов, созданных косторезами разных эпох, - Российский этнографический музей. Комплектование фонда
по этнографии народов Сибири, в том числе и по косторезному искусству арктических этносов, началось в 1902 г. и теснейшим образом связано с Дмитрием Александровичем Клеменцем - первым заведующим этнографическим отделом Русского музея императора Александра III. К сбору коллекций в обширном Сибирском регионе, который он курировал, были привлечены так называемые корреспонденты: представители администрации, служащие, учителя, участники различных экспедиций, политические ссыльные и т. д.
Первые коллекции резной кости поступили в этнографический отдел в 1904 г. от политического ссыльного, этнографа и лингвиста Э.К. Пекарского. Являясь участником Аяно-Нельканской дорожной экспедиции, организованной в 1903 г. по инициативе губернатора Якутской области В.Н. Скрипицына, Эдуард Карлович объехал обширную территорию, собрал информационный и вещевой этнографический материал у якутов, приаянских эвенков, приобрёл изделия косторезного промысла у оседлых коряков Охотского побережья.
Значительную часть предметов в двух коллекциях резной кости Э.К. Пекарского, приобретённых на средства этнографического отдела, составляют: изображения птиц, белого медведя, морских (моржей, сивуча, нерпы) и сухопутных (горного барана, домашней собаки) животных. Особый интерес представляют вырезанные из клыка моржа: трубки, сцены переезда верхом на олене и на упряжке ездовых собак, национальная борьба и камлание шамана. Уникальность этой коллекции очевидна, так как добыча моржей у коряков полуострова Тайгонос в конце XIX в. была большой редкостью. Отсутствие материала привело к постепенному исчезновению искусства резьбы по кости у коряков этой группы.
Самая ранняя коллекция костяных изделий коряков охотского побережья и Камчатки была собрана доктором Н.В. Слюниным во время Охотско-Камчатской экспедиции 1895-1896 гг., руководимой горным инженером К.И. Богдановичем. Наряду с обязанностями врача, Николай Васильевич с большим увлечением занимался во время этой сложной экспедиции изучением географии, климата, фауны, флоры, природопользования и этнографии коренного населения, живущего по обе стороны Охотского моря. Собранный им большой и очень интересный материал, в том числе некоторые костяные фигурки, был опубликован в двухтомном труде1. Свыше 100 предметов мелкой пластики оседлых коряков (изображения животных, птиц, бытовые сцены), переданные Н.В. Слюниным в начале XX в. в этнографический отдел, очень редкие.
См.: Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край: Естественно-историческое описание. СПб., 1900. Т. 1. 690 с.; Т. 2. 167 с.
Рис. 1. Скульптура «Чаепитие». Коряки. Камчатская обл., конец XIX в. Собиратель Н.П. Сокольников
Серьёзный вклад в пополнение фонда музея по культуре коренных народов северо-востока Сибири, в том числе высокохудожественными косторезными изделиями коряков-олюторцев восточного побережья Камчатки, чукчей и эскимосов Чукотки, внёс в 1904-1907 гг. начальник Анадырского округа Приморской области статский советник Николай Павлович Сокольников. В своей работе при сборе предметов на средства этнографического отдела он учитывал пожелания и рекомендации Д.А. Клеменца, с которым находился в постоянной переписке. Коллекционное собрание Н.П. Сокольникова, состоящее из 2700 этнографических предметов по народам региона, убедило Д.А. Клеменца в удачном выборе этого корреспондента, которого доктор Н.В. Кириллов, работавший на Чукотке, рекомендовал как «уверенного, надёжного человека»1, увлечённого своей собирательской деятельностью. Изделия косторезного искусства в этом собрании составляют свыше 400 предметов. Из них около 300 было приобретено Н.П. Сокольниковым у коряков-олюторцев северной части восточного побережья Камчатского полуострова. Данная коллекция отличается многообразием изображений и сюжетов. Помимо фигурок различных животных (медведя, горного барана, оленя, кита, моржа, сивуча, нерпы), рыб и птиц (ворона, гуся, утки), в ней представлены композиции с сюжетами охоты на медведя, горного барана, морских
Архив Российского этнографического музея (АРЭМ). Ф. 1. Оп. 2. Д. 602. Л. 13.
животных и т. д. Особенно выразительными являются изображения бытовых сцен из жизни коряков: «За трапезой», «Чаепитие» (рис. 1), «Игра в шахматы», «Борцы», «Камлание шамана» и т. п.
Чукотско-эскимосские коллекции насчитывают свыше 100 экспонатов мелкой пластики с аналогичными изображениями морских и сухопутных животных, сцен, характеризующих занятия и повседневную жизнь приморских жителей. Обе коллекции косторезного искусства, собранные Н.П. Сокольниковым, - ценные приобретения музея. Но уникальность корякской коллекции в том, что, в отличие от чукчей и эскимосов, которые продолжили традиции художественной обработкой кости, коряки утратили их с прекращением добычи моржей.
В формировании коллекций чукчей и эскимосов активное участие в начале XX в. принимали ещё два корреспондента этнографического отдела - управляющий горными промыслами Северо-Восточного Сибирского общества на Чукотском полуострове Георгий Андреевич Борисов и доктор Беттак. Свыше 450 предметов, собранных Г.А. Борисовым в нескольких селениях Чукотки, входят в состав двух коллекций. Одна из них состоит из 135 изделий косторезного промысла, приобретённых в селениях: Провидения, ст. Владимир, Айвын, Паутын, Энмелен. Основу коллекции составляют небольшие (от 1 до 5 см) изображения животных (китов, моржей, тюленей, бобров, медведей, оленей, лисиц), водоплавающих птиц, а также антропоморфные фигурки и сюжетные композиции (ездовые собаки с нартой, переезд на упряжке ездовых собак). Весьма интересны пластины с геометрическим орнаментом и сюжетно гравированным рисунком охоты на тюленя.
Вторая коллекция - № 1909 из 325 археологических артефактов - важный источник не только для исследования этногенеза приморских чукчей и азиатских эскимосов, но и для поиска истоков косторезного искусства у этих народов. Значительная её часть изготовлена древним населением Чукотки из клыков моржа: наконечники гарпунов, наконечники стрел, пластина для защиты запястья при стрельбе из лука, ложки, антропоморфные и зооморфные изображении и т. д. Несмотря на то что они имели утилитарное назначение, их декоративное оформление показывает высокий уровень древних мастеров. Детальное исследование этой коллекции и анализ орнаментальных мотивов на костяных предметах, проведённые и опубликованные в 1941 г. археологом Д.А. Мачинским, позволили ему определить время их создания1. Большую часть наконечников
Мачинский Д.А. Древняя эскимосская культура на Чукотском полуострове // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. Л., 1941. Вып. 9. С. 80-89.
гарпунов из клыка моржа, украшенных геометрическим орнаментом (концентрические кружки и эллипсы с точкой в центре или без неё, множество прямых двойных и одинарных линий) он относит к древнебе-рингоморскому периоду. Особый интерес, по мнению Д.А. Мачинского, представляют костяная копьеметалка, найденная у с. Чехлюк, и костяной каяк (13,3 см), украшенные орнаментом этого же периода. В центральной части каяка, покрытого по всей поверхности орнаментом, в овале, обозначающем отверстие люка, изображено лицо человека, сидящего в каяке. «Весьма вероятно, - отмечал археолог, - что это изображение каяка служит для магических целей... <...> ...весь орнамент, столь богато покрывающий орудия промысла и предметы домашнего обихода, очевидно, был магическим в своей основе»1.
Помимо экспонатов древнеберингоморской культуры в коллекции Г.А. Борисова (№ 1909), Д.А. Мачинским отмечено наличие предметов следующего по времени - пунукского периода. Наиболее характерные из них: наконечники гарпуна с открытым и закрытым гнездом, наконечник копья для промысла рыбы, щиток, защищающий запястье руки при стрельбе из лука, скульптурное изображение животного и т. д. Аналогичное костяное изображение животного периода бирнирка и раннего пунука хранится в Государственном музее Востока. Оно было обнаружено археологами при раскопках памятника I тыс. н. э. Эквен и опубликовано М.М. Бронштейном в статье, посвящённой косторезному искусству2.
Ещё одна коллекция (№ 2002), из 76 предметов, поступившая в музей в 1911 г., была собрана на Чукотском полуострове доктором Беттаком. С момента поступления в музей она, в отличие от коллекции Г.А. Борисова, записана за эскимосами и принадлежит предкам этого народа. То, что коллекция Г.А. Борисова (№ 1909) с предметами древнеберингоморского и пунукского периодов оформлена как чукотская, указывает на то, что в период её сбора на данной территории обитали приморские чукчи. Их предки - тундровые охотники на дикого оленя - переселяясь с начала I тыс. н. э. на побережье Берингова моря, заимствовали культуру морских зверобоев у эскимосов. Обе эти коллекции, рассмотренные Д.А. Мачинским, являются важным источником при исследовании косторезного искусства Чукотки.
После событий 1917 г. комплектование фонда музея по культуре коренного населения северо-восточной части Сибири, в том числе по косторезному искусству арктических народов, практически прекратилось.
Мачинский Д.А. Древняя эскимосская культура на Чукотском полуострове // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. Л., 1941. Вып. 9. С. 88.
Бронштейн М.М. Косторезное искусство народов прибрежной Чукотки // Народы Северо-Востока Сибири. М., 2010. С. 693.
Новые экспонаты резной кости появились только в 1948 г., после передачи коллекций бывшего московского Музея народов СССР (Музея народоведения). С получением этого большого коллекционного собрания по культуре многих народов музей стал называться Государственным музеем народов СССР.
Особую ценность в этом собрании представляют костяные изделия алеутов и коряков, приобретённые известным учёным В.И. Иохельсоном во время Камчатской комплексной экспедиции 1908-1911 гг., организованной Императорским Русским географическим обществом. Эта экспедиция вошла в историю и как «экспедиция Рябушинского». Такое название она получила по имени Фёдора Павловича Рябушинского, который был не только её инициатором, но и меценатом.
Алеутская коллекция, собранная на Алеутских островах, содержит более 100 предметов. Среди резных изделий бытового назначения представлены: зажимы для шитья одежды, напёрстки, игольники, иглы, пуговицы, кольца для салфеток, шахматы и т. п. Поверхность большей части из них украшена гравированным геометрическим орнаментом (концентрические кружки, ромбы, точки), окрашенным в чёрный и красный цвет. На кольцах для салфеток имеются барельефные фигурки животных, сюжетные сцены с изображением тюленей, птиц и т. п. Имеется в коллекции группа мелких украшений Т-образного типа в виде резного стержня, декорированного геометрическим орнаментом (круги) и фигуркой птицы или животного наверху. Несколько амулетов в виде небольших изображений животного и рыб, украшенные концентрическими гравированными кружками, имеют отверстие в хвостовой части для подвешивания и ношения на шее. Интерес представляет и небольшой клык с гравированным зачернённым изображением животных.
Достаточно выразительны семь фигурок сидящих сивучей, лежащих на спине котиков и каланов. Туловище одной из них полностью, кроме головы, покрыто чёрной краской, а у других чёрным обозначены ласты, хвост, глаза и вибриссы.
Уникальны в этой коллекции четыре антропоморфные фигурки, вырезанные из кости моржа. Одна из них - в виде стоящего обнажённого мужчины без рук, с обозначенными чертами лица и половыми признаками. Другие три скульптурки изображают полусидящие и сидящие фигуры. Спина у полусидящей фигурки прямая, ноги слегка согнуты в коленях, рук нет. На лице углублениями обозначены глаза, выпуклой резьбой - брови и нос, рот - открытый. На голове вдоль теменной и височной части вырезано углубление, в которое вставлен шнурок с торчащими человеческими волосами. Фигурка имеет плотно облегающую одежду из кишки морского животного (при изготовлении фигурки кишку
Рис. 2. Скульптурная антропоморфная сидящая фигурка. Алеуты. Алеутские о-ва, середина XIX в. Собиратель В.И. Иохельсон
надевали сырой, теперь она сухая). В прорезях носа закреплены две низки бисера. Одна сидящая фигурка имеет детально проработанное туловище, бёдра, согнутые в коленях ноги и опирающиеся на колени руки. Брови и нос рельефно вырезаны, рот широко раскрыт. В прорези носовой перегородки и в ушах закреплены свисающие низки бисера и бус (рис. 2). Туловище, бёдра второй сидящей фигурки вырезаны без детальной проработки, сложенные на груди руки обозначены схематично. Брови и нос рельефно вырезаны, небольшой круглый рот открыт. По мнению известного этнографа С.В. Иванова, данная фигурка с обозначенными признаками пола и фигурка в «одежде» - изображение женское, а сидящая фигурка с детально проработанными руками, ногами, чертами лица -мужская. Изучая антропоморфные сидящие скульптурки и опубликованные источники, С.В. Иванов пришёл к выводу, что эти статуэтки являются временным вместилищем «души» умершего и их изготовление связано с представлениями алеутов о реинкарнации человека после смерти1.
Иванов С.В. Сидячие человеческие фигурки в скульптуре алеутов // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1949. Т. 12. С. 195-212.
Рис. 3. Клык моржа с цветным гравированным рисунком. Чукчи. 1920-е - начало 1930-х гг. Чукотский п-ов, мыс Дежнёва
В этой же экспедиции во время работы Этнографического отряда на Камчатке В.И. Иохельсон собрал около 20 предметов мелкой пластики из рога горного барана: изображения морских и сухопутных животных.
Небольшое количество подобных корякских изделий из того же материала, поступивших из Музея народов СССР, - передача Главвыставко-ма (1923) и Н.Н. Билибина - заведующего Корякским краеведческим пунктом Пенжинского района.
Самую большую коллекцию музей получил по чукотскому косторезному искусству. Около 300 предметов в ней - ножи для разрезания бумаги, переданные Музею народов СССР в 1939 г. московской конторой Акционерного Камчатского общества. Основные функции этого общества, созданного в 1927 г. с центром в Хабаровске, - освоение природных богатств Дальневосточного региона, снабжение населения отдалённых территорий, решение экономических и социальных проблем.
Представленные в коллекции ножи для разрезания бумаги изготовлены в основном чукотскими мастерами с мыса Дежнёва. Клинки ножей украшены, в большей части случаев, гравированными изображениями птиц, морских и сухопутных животных и сюжетами охоты на морских животных. Ручки имеют форму рыбы с чешуёй или без неё либо изображения головы белого медведя, песца и других животных на конце.
Вторую группу по количеству экспонатов составляют свыше 100 клыков моржа с цветными или чёрными гравированными рисунками. Чаще всего на одной стороне клыка мастера изображали сюжеты из жизни приморских жителей, на другой - оленеводов. В гравированных рисунках нашли отражение традиционные обряды и праздники чукчей и эскимосов, социалистические изменения в жизни населения; на широкой части клыка изображали Ленина и Калинина. Особую ценность представляют гравированные клыки 1920-40-х гг. мастеров-косторезов дежнёвской (рис. 3) и уэленской школы.
Кроме ножей для разрезания бумаги и гравированных клыков, в чукотской коллекции имеются скульптурные изображения животных, кольца для салфеток с гравированными рисунками на внешней стороне, шахматы и т. п.
Ещё одна небольшая (41 предмет), но очень важная коллекция бывшего Музея народов СССР из бивня мамонта характеризует якутское косторезное искусство. Основная часть в ней - предметы бытового назначения: гребни, мундштуки, дорожный прибор с гребнем и ножичком для разрезания бумаги, модели саней и нарт, курительная трубка и т. д. Достаточно интересны пять шкатулок с ажурной резьбой (сюжетные изображения) на боковых стенках и крышке. Представлены в коллекции скульптурные композиции: «Переезд на собачьей упряжке», «Переезд мужчины верхом на быке, запряжённом в телегу с грузом», «Переезд мужчины верхом на быке, запряжённом в нарту».
Особую ценность представляют изготовленные из бивня мамонта два экспоната: «Макет якутского двора» и «Макет якутского двора (Свадьба)». В первом макете на деревянном планшете, покрытом пластинами из бивня мамонта, расположены два балагана - зимние жилища якутов и одно летнее берестяное жилище - ураса. Через отверстие в крыше и через открытую дверь видны внутренняя обстановка жилища и его обитатели. Рядом с летним жилищем установлен коновязный столб, к которому привязана лошадь, другой коновязный столб расположен при входе в усадьбу. Второй макет, также из бивня мамонта, размещён на деревянном планшете коричневого цвета. Напротив входа, у задней ограды усадьбы установлено зимнее жилище - балаган с загонами для лошадей по обе стороны от него. Справа от входа в усадьбу располагается летнее берестяное жилище -ураса, перед входом в которое стоят фигурки трёх женщин в праздничной одежде и фигурка мужчины (возможно, жениха) верхом на лошади. Слева от входа в усадьбу фигурка женщины в праздничной одежде и лошадь у коновязного столба. У входа в балаган расположены ожидающие невесту: фигурка отца жениха с иконой в руках и фигурки трёх мужчин в праздничной одежде; рядом стоит стол с кумысом в сосудах. При входе в усадьбу располагаются четыре фигурки верхом на лошадях: отца невесты с иконой в руках, невесты в свадебной одежде, двух сопровождающих. Перед прибывшими расположена фигурка встречающего мужчины в праздничной одежде (рис. 4). Оба макета были пожалованы Комитету Всероссийской этнографической выставки 1867 года цесаревичем Александром Александровичем (будущим императором Александром III). После окончания выставки макеты с другими экспонатами были переданы Дашковскому этнографическому музею (основная часть этнографического фонда бывшего московского Музея народов СССР).
Рис. 4. Макет якутского двора (Свадьба). Якуты. Якутская область, середина XIX в. Передано из фондов Музея народов СССР
С 1950-х гг. комплектование чукотских и якутских коллекций косторезного искусства проводилось двумя способами: экспедиционные сборы и приобретение через Экспертно-фондовую закупочную комиссию музея (ЭФЗК).
Первая интересная в художественном и информативном плане коллекция (№ 7036) поступила в музей из Уэленской косторезной мастерской. 13 экспонатов - это высокохудожественные скульптурные композиции, характеризующие занятия коренного населения и окружающий животный мир, - «Охота зимой», «Приручение оленя», «Важенка и оленёнок», «Единоборство охотника с медведем» и т. д. Выполнили их известные, опытные косторезы - Туккай, Хухутан, Хуват, И. Сейгутегин, Н. Ки-лилой и др. Боковые стороны подставок женщины-гравёры украсили рисунками, подчёркивающими тематику скульптурной композиции.
Другая часть этой коллекции - клыки моржа с цветными сюжетными рисунками, выполненными женщинами-гравёрами: Е. Янку, В. Эмкуль, Г. Тынатваль. Наряду с распространёнными сюжетами, отражающими занятия приморских жителей и оленеводов, в работах мастериц появились новые сюжеты: «Почта на Чукотке», «Строительство домов», «Детский сад на Чукотке», «Происхождение грома и молнии» и др.
Ещё одна коллекция резной кости (№ 8016) была приобретена директором музея Д.А. Сергеевым и сотрудником Б.З. Гамбургом во время
экспедиции 1970 г. на Чукотку. Основную часть коллекции составляют скульптурные композиции на подставке, выполненные мастерами Уэ-ленской косторезной мастерской. Помимо изображения охоты на медведя и морских животных, в коллекции представлены сюжеты: «Женщина с ребёнком», «Выделка шкур», «Моржиха с моржонком», «Медведица с медвежонком» и т. п.
В течение 1970-80-х гг. через ЭФЗК в музей поступило свыше 20 гравированных клыков. Один из них, приобретённый в 1971 г. у В.В. Ага-ревского, представляет особый интерес, так как сюжетную гравировку на пяти его сторонах в 1930-х гг. выполнил охотник на морских животных, внук шамана Онно. Он родился в селении Яндагай, прекратившем своё существование в начале 1950-х гг. Два клыка - «Морская охота» и с сюжетом сказки «Девушка из могильника» (гравёр Г. Иргутегина) -были переданы НИИ художественной промышленности. В результате ещё одной передачи, но от дирекции фонда проектирования памятников коллекция клыков музея пополнилась работой известного гравёра Л. Тею-тиной. Остальные клыки музей приобрёл через ЭФЗК у частных лиц, в том числе у мастеров Чукотки. В составе коллекции, приобретённой в 1988 г. у косторезов п. Уэлен, имеется работа опытного гравёра Емры-каина с изображением охоты на кита и жизни приморского населения. В этой же коллекции представлены гравированные клыки мастеров молодого и среднего возраст: Г. Иргутегиной, Н. Поздняковой и Т. Печетеги-ной. Особенностью работ Т. Печетегиной является изображение сюжетов сказок и легенд: «Потерявшаяся песенка», «Куркыль и девушка». До этого, в 1985 г., у той же мастерицы было приобретено два клыка с аналогичной тематикой: сказка «Рорат» и «Осенний благодарственный обряд». Помимо гравированных клыков, у мастеров Уэленской косторезной мастерской было приобретено пять резных скульптур: «Девочка с чукотскими санками» (резчик В. Тетин), «Нерпа» и «Морж» (С. Нутевентин, О. Каляч). Очень интересная в художественном отношении скульптурная композиция «Олень и волки» резчика Туккая и гравёра Г. Тынатваль была получена от НИИ художественной промышленности.
Последние две коллекции косторезного искусства чукчей и эскимосов поступили в музей в 2014 г. Одна из них была собрана автором статьи В.В. Горбачёвой во время экспедиции 2013 г. в Чукотский автономный округ. Основная часть предметов приобретена у мастеров Ло-ринской косторезной мастерской, которая является частью территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Чукотки (ТСО КМНЧ) «Лорино». Вместе с комплектом инструментов костореза-гравёра в коллекции представлены: два гравированных клыка на подставке (одна в виде фигурки нерпы), скульптурная композиция «Езда
на упряжке собак» на плоской площадке из целого клыка моржа, два уха (ушные раковины) кита с рельефной сюжетной резьбой на внешней стороне. По верхнему краю одной ушной раковины вырезана фигурка чайки, а на другой - три кита. Дополнительным декоративным элементом большого клыка являются две фигурки (охотник в маскировочной одежде и нерпа), вырезанные на концах верхней, узкой его стороны (резчик -эскимос В. Унук, гравёр - чукчанка К. Аккай). Среди предметов этой коллекции имеются два сувенирных набора - стаканчики для карандашей на подставке. На крышке одного стаканчика - скульптурная фигурка нерпы, а на подставке из роговой части уса кита рядом с другим - фигурка белого медведя. В этой же коллекции представлены пластины из роговой части уса кита с сюжетными гравированными рисунками (новое в косторезном искусстве чукчей и эскимосов). Резчики и гравёры Лоринской косторезной мастерской - Н. Унук, К. Аккай, В. Тегрылькут, Н. Вуквункав-рав, Д. Чиной, К. Анкан - являясь потомственными мастерами, с успехом продолжают традиции своих предшественников.
Второе большое коллекционное собрание, из 108 предметов, было приобретено у известного этнолога, общественного деятеля, директора и научного руководителя Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (1985-2015), вице-президента Международного союза антропологических и этнологических наук академика Валерия Александровича Тишкова. Небольшую группу коллекции составляет мелкая пластика XIX - начала XX в. Около 20 скульптурных изображений морских и сухопутных животных (моржа, нерпы, лахта-ка, песца, белого медведя) - работы неизвестных мастеров 1920-30-х гг. К предметам высокохудожественного типа относятся около 40 скульптурных композиций 1940-70-х гг.: «Моржиха с моржонком», «Деление добычи», «Оленья упряжка», «Семья медведей», «Перекочёвка» и т. д. Авторами многих скульптурных композиций были известные резчики и гравёры: Вуквутагин, Хухутан, Туккай, И. Сейгутегин, Аромке, Н. Ки-лилой, В. Теютин, Е. Янку, Г. Тынатваль, Т. Печетегина. Среди скульптурных изображений достаточно интересны разнообразные фигурки «Пе-ликен» 1960-80-х гг., которые стали своеобразным символом Чукотки. Особое место в коллекции В.А. Тишкова занимают 37 гравированных клыков моржа с сюжетными рисунками. Два из них, неизвестных авторов с сюжетными изображениями жизни приморских жителей и оленеводов, относятся к концу XIX в. В изображениях на клыках, созданных неизвестными и известными гравёрами в 1920-30-х гг., отражены как традиционные, так и новые сюжеты из жизни Чукотки: «Фактория Дальгосторга» (Степан Еттуги), «Дежнёв - п. Уэлен» (П. Пенькок), «Челюскинцы» (рис. 5) мастера Эйгук и т. д. Представленные в коллекции
Рис. 5. Гравированный клык с сюжетным рисунком «Челюскинцы». Резчик Эйгук. Чукчи. Чукотский национальный округ, 1930-е гг. Собиратель В.А. Тишков
гравированные клыки 1940-50-х гг. свидетельствуют об участии женщин в художественной обработке клыков моржа (Вера Эмкуль, Надежда Краснова, Майя Гемауге). В работах мастериц появляется новый технический приём, при котором сюжетный рисунок напоминает акварели. Такой приём прослеживается в работах гравёров 1960-2000-х гг. (Е. Янку, Г. Иргутегиной, Г. Тынатваль, Л. Теютиной, Т. Печетегиной, С. Тегрыль-кута, В. Емрыкаина и т. д.).
Из 126 предметов коллекционного фонда якутского косторезного искусства 85 поступило в музей с 1955-го по 2012 г. от мастеров-косторезов через ЭФЗК. Первые изделия из мамонтовой кости (барельефный портрет А.С. Пушкина, скульптурная композиция «Всадники», трубка курительная с сюжетным гравированным рисунком) были приобретены у народного художника, заслуженного деятеля искусств РСФСР, впоследствии члена Союза художников СССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина Т.В. Аммосова. Подлинными произведениями косторезного искусства в приобретённых у Т.В. Аммосова коллекциях являются шесть чоронов из бивня мамонта. Внешняя сторона сосудов украшена рельефными резными сюжетными изображениями: якутское сказание о культурном герое Ньургун Боотуре из богатырского эпоса Олонхо, рассказ о жизни национального якутского героя Василия Манчаары и др.
Большой интерес представляют скульптурные композиции из бивня мамонта, приобретённые у члена Союза художников СССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, первого руководителя отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Якутского художественного училища С.Н. Пестерева. Среди его работ стоит отметить: «Медведица с медвежонком», «За власть Советов», «Зимой снова в школу», «Журавли на отдыхе», «Бой быков» и т. д.
За 12 лет работы (1960-1972) С.Н. Пестерев подготовил мастеров нового поколения - Ф.И. Маркова, С.Н. Петрова, К.М. Мамонтова, Р.Х. Петрова и др. Многие из них, являясь заслуженными художниками РФ, народными художниками Якутии, членами Союза художников, активно занимаются творчеством, создают произведения, наполненные новым содержанием. Работы Ф.И. Маркова («Танец охотника», «Дух шамана», «Полёт шамана»), С.Н. Петрова («Сказитель», «Якутская музыка»), Р.Х. Петрова («Птичье молоко», «Рождение»), а также К.М. Мамонтова («Богатство Лены», «Против пурги», «Встреча на Ледовитом») постоянно экспонируются на выставках. В работах К.М. Мамонтова и его учеников при создании скульптурных композиций, помимо бивня мамонта, широко используются рога горного барана и лося. Частые экспонаты выставок - работы косторезов П.С. Григорьева, К.Ф. Герасимова и др., приобретённые сотрудницей отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока, исследователем культуры якутов Л.Г. Лельчук.
В настоящее время коллекционный фонд косторезного искусства Российского этнографического музея насчитывает около 3000 экспонатов. Основную часть составляют изделия художественной обработки из клыков моржа, созданные чукчами, эскимосами, коряками и алеутами. В якутском коллекционном собрании имеется 126 предметов из бивня мамонта. Некоторые якутские косторезы используют сегодня, наряду с бивнем мамонта, рог горного барана и лося. Основным способом комплектования предметов косторезного искусства в Российском этнографическом музее является в последние десятилетия приобретение через ЭФЗК музея.