Научная статья на тему 'Косметологические услуги переводятся на единый налог на вмененный доход'

Косметологические услуги переводятся на единый налог на вмененный доход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

В данной статье автор с учетом позиции Минфина России и судебной практики рассматривает вопрос о том, переводится ли на единый налог на вмененный доход (ЕНВД) деятельность налогоплательщика по оказанию населению косметологических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Косметологические услуги переводятся на единый налог на вмененный доход»

3 (243) - 2010

Налогообложение

КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПЕРЕВОДЯТСЯ НА ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

В данной статье автор с учетом позиции Минфина России, изложенной в недавнем разъяснении, и судебной практики рассматривает вопрос о том, переводится ли на единый налог на вмененный доход (ЕНВД) деятельность налогоплательщика по оказанию населению услуг пирсинга и татуажа.

В соответствии с п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (НК РФ) система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

На основании подп. 1 п. 2ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

Исходя из ст. 346.27 НК РФ бытовыми услугами признаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг

населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальныхдомов.

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) утвержден постановлением Госстандарта России от28.06.1993 № 163.

В соответствии с ОКУН к бытовым услугам, в частности, относятся услуги парикмахерских (код 019300).

Услуги пирсинга и татуажа прямо в ОКУН не поименованы.

Позиция контролирующих органов. Минфин России до 2009 г. официально по данному вопросу не высказывался. Однако в письме от 19.10.2009 № 03-11-11/198 финансовое ведомство сообщило, что согласно письму Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.09.2009 № 140-16/1180 услуги по проведению татуажа, пирсинга могут быть отнесены к группировке 019300 ОКУН «Услуги парикмахерских».

Таким образом, по мнению Минфина России, предпринимательская деятельность по проведению татуажа, пирсинга подлежит налогообложению ЕНВД в соответствии с гл. 26.3 НК РФ.

Позиция судебных органов. Несмотря на приведенное официальное разъяснение, данный вопрос на практике решаться может не столь однозначно. Дело в том, что ОКУН выделяет также косметоло-гические услуги, которые относятся к медицинским услугам (раздел 080000 «Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги»).

Если руководствоваться тем, что деятельность по проведению татуажа, пирсинга является оказанием косметологических услуг, можно прийти

к выводу, что такая деятельность не может быть переведена на уплату ЕНВД.

Согласно п. 4 положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее — работы (услуги).

В данном приложении к названному положению приведен перечень работ и услуг при осуществлении медицинской деятельности, в который не входят такие услуги, как пирсинг и татуаж.

Согласно номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Минздравсоцразвития России 12.07.2004, пирсинг входит в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 01.07.2009 № 17АП-3745/2009-АК отметил, что согласно приказу Минздрава России от 10.04.2001 № 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» (ОК ПМУ 91500.09.00012001) под медицинской услугой понимается мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с данным приказом пилинги, чистка кожи лица (комплексный уход за кожей лица, в том числе ультрафиолетовые чистки кожи), маски, татуировки, пирсинг относятся к простым медицинским услугам и медицинской деятельности.

Простой медицинской услугой согласно данному классификатору признается далее неделимая услуга, выполняемая по формуле:

«пациент» + «специалист» = «один элемент профилактики, диагностики или лечения».

В разделе 21 «Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)» ОК ПМУ 91500.09.0001-2001 приведены простые медицинские услуги, в том числе массаж волосистой части головы, пилинг, массажкистей.

В соответствии с постановлением Росстата от 27.10.2006 № 61 и утвержденного им порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН),

утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, подразделяются в том числе на бытовые и медицинские услуги.

Согласно п. 49 разд. «Медицинские услуги» указанного порядка медицинские услуги охватывают услуги, оказываемые косметологическими подразделениями.

В силу п. 50 того же раздела порядка в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области косметологии), проведения массажей (включая гидромассаж), услуги обертывания грязями, мануальной терапии, предоставляемые парикмахерскими и салонами красоты.

Согласно «Общероссийскому классификатору услуг населению» ОК 002-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, бытовые и медицинские услуги населению также разделены.

Услуги массажа также относятся к прочим бытовым услугам, оказываемым в банях и душевых, по коду ОКУН 019201 «Массаж», только в том случае, если данный вид услуг предоставляют бани и душевые.

Суд рассмотрел ситуацию, в которой согласно прейскуранту в салоне оказываются не только услуги по различным видам массажа, но и услуги по проколу ушей, носа, брови, пупка, которые в силу номенклатуры работ и услуг в здравоохранении от 12.07.2004 относятся к простым медицинским услугам (коды ПМУ21.01.008 и 21.01.010).

С учетом приведенных норм суд пришел к выводу, что оказываемые в салоне-парикмахерской услуги содержат элементы профилактики, диагностики или лечения, являются простыми медицинскими услугами и относятся к медицинским услугам, подлежащим лицензированию.

Арбитражный суд Свердловской области в решении от 01.04.2009 № А60-7982/2009-С9 пришел к аналогичному выводу.

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 19.06.2009 № А05-371/2009 отметил, что ОКВЭД разработан Минэкономразвития России, а также Центром по экономическим классификациям и предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности в целях осуществления государственного статистического учета по видам деятельности.

По мнению суда, при решении вопроса о применении административной ответственности за нарушение условий лицензирования подлежат применению акты, регулирующие правоотношения в области лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе здравоохранения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.07.2004 утверждена номенклатура работ и услуг в здравоохранении, целью разработки и внедрения которой является обеспечение единой нормативной базы работ и услуг в здравоохранении на всей территории РФ, включая протоколы ведения больных, методики выполнения сложных и комплексных медицинских услуг, лицензионные требования и условия, табель оснащения медицинскихучреждений.

Согласно данной номенклатуре прокол мочек ушей (код ПМУ 21.01.2008), пирсинг (код ПМУ 21.01.010), массаж лица (код ПМУ 21.01.002), дермапигментация (перманентный татуаж, код ПМУ 17.31.002) входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.

В то же время следует отметить, что во всех приведенных судебных актах рассматривался вопрос о применении административной ответственности.

Как отметило Минэкономразвития России в письме от 24.09.2009 № Д05-4535, общероссийские классификаторы (ОКВЭД, ОКУН, ОКДП) в первую очередь применяются для целей статистики, руководствуясь которыми услуги по проведению массажа лица и шеи, татуажа, эпиляции, пилинга, пирсинга, педикюра учитывают как парикмахерские услуги в составе бытовых услуг. Соответственно,

применение общероссийских классификаторов для целей лицензирования косметических и космето-логических услуг неправомочно, поскольку не регламентировано постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

Учитывая данный вывод суда, для целей решения вопроса о переводе на ЕНВД деятельности по оказанию услуг пирсинга и татуажа выводы, сформированные в приведенной судебной практике, по аналогии применены быть не могут. Для целей решения рассматриваемого вопроса следует руководствоваться именно ОКУН, а значит, применению подлежит указанная Минфином России позиция, в соответствии с которой услуги татуажа и пирсинга учитываются как парикмахерские услуги в составе бытовых услуг, а следовательно, переводятся на ЕНВД.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности: постановление Правительства РФ от 22.01.2007 № 30.

3. Письмо Минфина России от 19.10.2009 № 03-11-11/198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.