Научная статья на тему 'Коррупция: законодательные пробелы и пути их преодоления'

Коррупция: законодательные пробелы и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
766
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЕЛЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция: законодательные пробелы и пути их преодоления»

5.4. КОРРУПЦИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЕЛЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Лебедев А.Е., соискатель

Нижегородская академия МВД России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Проблема коррупции в России приобретает угрожающий характер. Коррупция получила распространение во всех ветвях власти, ею поражены все сферы жизни общества. Преступления публичных служащих, совершаемые ими с использованием своего служебного положения, угрожают верховенству закона, правам человека, подрывают моральные устои общества, доверие к власти, принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости. Особая опасность таких преступлений обусловлена тем, что они совершаются лицами, которые по роду своей деятельности сами обязаны бороться с разнообразными правонарушениями и обеспечивать правопорядок.

Несомненно, коррупция является объективно существующим феноменом, обусловленным комплексом проблем в социальной, правовой, экономической и политической сферах жизнедеятельности. Но коррупция во многом определяется и субъективными факторами, к которым относятся особенности нравственного состояния и индивидуальной психологии личности.

Поэтому при проведении социальноэкономических, административных реформ, направленных на предупреждение коррупционной преступности, существенное значение должно приобретать уголовно-правовое противодействие. Яни П.С. совершенно справедливо заметил, что никакие меры не могут сравниться по силе предупредительного воздействия с опасением чиновника быть разоблачённым и наказанным1.

По нашему мнению, одним из важнейших средств противодействия коррупционным преступлениям должно стать не столько прозрачность деятельности чиновников, развитие гражданского общества, сколько уголовное законодательство. Причём необходимо отдавать приоритет не столько усилению репрессии путём ужесточения санкций статей, сколько модификации диспозиций статей согласно современным социально-правовым реалиям, устранению противоречий между положениями отдельных статей, кримина-

1 Яни П.С. Уголовное законодательство и борьба с коррупцией // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: Сборник статей / Под ред. П.Н. Панченко, А.Ю. Чупровой, А.И. Мизерия - Н. Новгород. - 2001. - С. 76-79.

лизации всех уголовно-правовых проявлений коррупции. Отправными точками в совершенствовании уголовного законодательства должны стать правоприменительная практика и положения международных правовых актов.

Но для того чтобы судить насколько современное уголовное законодательство адекватно отражает сложившиеся реалии необходимо чётко определить круг коррупционных преступлений. Отметим, что единства по данному вопросу нет ни в теории, ни в практике. Такой вывод, в частности сделан по итогам работы «круглого стола» в Государственной Думе РФ по проблемам института конфискации имущества. Так, Генеральная прокуратура полагает, что речь может идти о 9 статьях, Верховный Суд включает в этот перечень 12 составов, Министерство внутренних дел и Федеральная служба безопасности, соответственно, 19 и 33 статьи2.

Только относительно пяти составов преступлений мнения совпали. Это преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, получение и дача взятки, должностной подлог.

Расхождение во мнениях относительно перечня коррупционных преступлений отчасти обусловлено отсутствием в отечественном законодательстве понятий «коррупция» и «коррупционное преступление». Вместе с тем, для уяснения их содержания мы можем обратиться к международным нормативным правовым актам.

В 2006 году Россия ратифицировала две важнейшие международные конвенции по данному вопросу. Речь, в частности, идёт о Конвенции ООН против коррупции3 и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию4. Сопоставив положения вышеупомянутых международных конвенций с отечественной доктриной и положениями УК РФ, можем выделить общие признаки, с помощью которых мы можем отнести то или иное преступление к числу коррупционных.

Итак, признаками коррупционного преступления являются:

- непосредственное нанесение ущерба авторитету и иным законным интересам службы (государственной, муниципальной, в органах местного самоуправления, в коммерческих и иных организациях);

- использование лицом при совершении преступления своего публичного статуса (за исключением преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 204, ст. 291 УК РФ, субъ-

2 См.: Гришанков М.И. Институт конфискации имущества в комплексе мер борьбы с коррупцией (материалы «круглого стола» в Государственной Думе РФ, 30.09.04, с сокращениями) // Право и безопасность - 2005. - №1(14). - С.21-22.

3 См.: Конвенции ООН против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) // СЗ РФ - 2006.- № 26. - Ст. 2780

4 См.: Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию ЕТ8 № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.) // Совет Европы и Россия. 2002. № 2.

Лебедев А.Е.

КОРРУПЦИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЕЛЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

ектом которых может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16летнего возраста);

- совершение преступления с целью получения каких-либо выгод, благ или иных преимуществ.

Названным критериям соответствуют ст. ст. 201, 202, 204, 285, 2851, 2852, 286 (при наличии корыстной или иной личной заинтересованности), 288 (при наличии корыстной или иной личной заинтересованности), 289, 290, 291, 292 УК РФ.

Среди недостатков действующего уголовного законодательства можно выделить, прежде всего, неоправданное сужение круга субъектов коррупционных преступлений. К таковым относятся служащие коммерческих и иных организаций (ст. ст. 201, 202, ч. 3 и 4 ст. 204), должностные лица (ст.ст. 285, 286, 289, 290 УК РФ) и государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами - ст. 288, 292 УК РФ;

Как видим, последняя группа лиц не относится к числу субъектов коррупционных преступлений, предусмотренных в ст.ст. 285, 286, 289, 290 УК РФ. Это находит свое отражение в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», в соответствии с которым не являются субъектами взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные и технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям5.

Представляется, такое положение следует расценивать как законодательный пробел. Необходимость введения уголовной ответственности для указанной категории лиц обусловлена, прежде всего, тем, что каждый государственный или муниципальный служащий в соответствии с законами о государственной и муниципальной службах наделён соответствующими правами и обязанностями и занимается профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий государственных и муниципальных органов. Большинство простых граждан, непосредственно обращаются с рядовыми государственными и муниципальными служащими (главными, ведущими специалистами и т. д.), не относящимися к категории должностных лиц6.

Для устранения этого пробела диспозиции указанных статей после слов «должностным лицом» следует дополнить словами «государственным служащим или служащим органов местного самоуправления».

5 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 года №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // БВС РФ. - № 4. - 2000.

6 См.: Мизерий А.И. Уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью в сфере экономики и коррупцией // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: Сборник статей / Под ред. П.Н. Панченко, А.Ю. Чупровой, А.И. Мизерия. -ННовгсроц -2001. -С. 175.

Кроме того, упомянутые выше международные конвенции относят к числу субъектов коррупционных преступлений также иностранных государственных служащих и служащих международных организаций.

Полагаем, что для того чтобы нормы национального законодательства привести в соответствие с положениями международного права, необходимо дать новую трактовку понятию должностного лица и тех лиц, которые приравниваются к ним. При этом целесообразно было бы разместить определение должностного лица в Общей части УК РФ, тем самым, распространив его действие на все главы УК.

В действующем УК РФ коррупционные преступления государственных и муниципальных служащих, а также служащих коммерческих и иных организаций рассредоточены по двум самостоятельным главам (гл. 23 и гл. 30 УК РФ), расположенным в разных разделах уголовного закона.

Сравнительный анализ указанных групп преступлений показывает, что законодатель дифференцировал их по объекту, субъекту, характеру и степени общественной опасности. Кроме того, зачастую отличается и терминология, употребляемая законодателем при конструировании норм, наполняющих содержание данных глав. Это ведет к тому, что близкие по своей сути деяния влекут принципиально различную оценку, что, на наш взгляд, не согласуется с общей теорией квалификации преступлений. Прежде всего, это относится к взяточничеству и коммерческому подкупу. Представляется, что необходимо уйти от расхождений в терминологии при обозначении предмета данных преступлений: услуги имущественного характера в коммерческом подкупе и выгоды имущественного характера во взяточничестве. Исходя из семантического и правового значения слов «услуги» и «выгоды», следует признать, что эти понятия хотя и близкие, но все же разные.

Согласно толковому словарю, выгода - это польза, барыш, прибыль7. Услуга - это само дело, помощь, пособие или угождение8. Такой же смысл вкладывает в эти понятия и доктрина гражданского права, где под услугой понимается действие, являющееся результатом производственной деятельности, имеющей целью удовлетворение конкретной потребности получателя услуги9. Кроме того, в ст. 128 ГК («Виды объектов гражданских прав») помимо «услуг» указано также близкое по смыслу понятие «работы». Работа и услуга - однопорядковые понятия. Они являются результатом совершаемых действий. Отличие состоит в характере получаемого результата. При выполнении

7 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.: Т.1: А-З. - 1989 - С. 282; Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 18-е изд. - М.: Рус. яз., 1987. - С. 96.

8 См.: Даль В.И. Указ. раб. - С. 512.; Ожегов С.И. Указ. раб. - С. 729.

9 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. - Юрайт-Издат, 2005. - С. 125.

работ результат имеет овеществленную, а при совершении услуг - неовеществленную форму.

В связи с этим на практике возникают ситуации, которые вызывают некоторые трудности при квалификации деяний по ст.ст. 204, 290 и 291 УК РФ.

Попытка внести определенную ясность в данном вопросе предпринята в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», где говорится, что по смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.)10. Таким образом, предметом взятки и коммерческого подкупа необходимо считать выгоды и услуги имущественного характера. Вместе с тем в Постановлении в качестве услуг указаны ремонт квартиры и строительство дачи, которые с точки зрения гражданского законодательства являются работами.

Кроме того, в настоящее время все чаще взамен совершаемых действий предоставляются положительные характеристики, оказывается помощь в устройстве на работу, учебу, что нельзя расценивать в качестве предмета взятки или коммерческого подкупа, так как по действующему УК выгода неимущественного характера не может расцениваться как взятка.

Учитывая вышесказанное, полагаем, что в качестве единого предмета взяточничества и коммерческого подкупа следует закрепить не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, выгоды, услуги или работы имущественного характера, но и разнообразные выгоды и услуги неимущественного характера.

Противодействие коррупции предполагает не только привлечение виновных лиц к ответственности, но и устранение последствий коррупционных преступлений: взыскание незаконно полученного имущества или стоимости предоставленных услуг, восстановление нарушенных законных прав и интересов11. В этом направлении прогрессивным шагом стала реанимация института конфискации имущества в отечественном уголовном законодательстве.

Конфискация имущества, полученного в результате совершения преступлений, является эффективным механизмом противодействия коррупции во многих странах. Столь важная роль этого института объясняется тем, что последовательное и полное изъятие дохода от преступной и иной противоправной деятельности не только восполняет причиненный ею материальный урон и ценно для общества само по себе, но и лишает смысла продолжение противоправной дея-

10 См.: п. 9 Пост. Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // БВС РФ. - № 4. - 2000.

11 См.: Криминология. Учебник для юридических вузов. / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф., академика В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. - С. 335.

тельности даже при отсутствии уголовной репрессии (или ее угрозы) в виде лишения свободы, то есть имеет серьезный предупредительный эффект.

Однако исследователи, анализирующие содержащийся в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ перечень статей, предусматривающих ответственность за преступления, в результате которых может быть получено имущество, подлежащее конфискации (такие преступления можно для краткости называть конфискационными), выражают недоумение по поводу как включения в этот список ряда норм, так и, с другой стороны, не включения статей, которым там надлежало бы быть.

К числу конфискационных преступлений законодатель относит такие, по-нашему мнению, коррупционные преступления как коммерческий подкуп (ч. 3, 4 ст. 204 УК), злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки. Согласно логике законодателя, большинство конфискационных преступлений либо совершается за вознаграждение, либо непосредственно направлено на получение имущественной выгоды. Тем более непонятно не отнесение законодателем к числу конфискационных таких преступлений как злоупотребление полномочиями (ст. 201), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202), коммерческий подкуп (ч. 1 и 2 ст. 204), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289), дача взятки (ст. 291), служебный подлог (ст. 292), которые всегда совершаются из корыстной или иной личной заинтересованности. Для решения этой проблемы потребуется внести в ст. 104.1 все вышеперечисленные статьи, либо вообще отказаться от какого-либо перечня конфискационных статей.

Исходя из повышенной опасности коррупционных преступлений и в целях повышения эффективности уголовно-правового противодействия коррупции, необходимо в ближайшее время устранить все пробелы и противоречия, существующие в УК РФ, и привести национальное законодательство в соответствие с ратифицированными Россией международными документами.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.