Научная статья на тему 'Конфискация как способ принудительного прекращения права собственности в контексте борьбы с преступлениями коррупционной направленности'

Конфискация как способ принудительного прекращения права собственности в контексте борьбы с преступлениями коррупционной направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
588
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФИСКАЦИЯ / КОНФИСКАЦИЯ В СИСТЕМЕ НОРМ УГОЛОВНОГО ПРАВА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНФИСКАЦИИ / CONFISCATION OF CRIMINAL LAW SYSTEM / IMPROVING THE MECHANISM OF CONFISCATION / SEIZURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надежин Н. Н., Кириллова Е. В.

В работе авторами рассмотрена проблематика конфискации как одного из способов принудительного прекращения права собственности на примере конфискации как иной меры уголовно-правового характера: приводится анализ статистики правоприменительной практики, выявлены недостатки и сформулированы предложения по устранению недостатков законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFISCATION AS A WAY TO FORCE TERMINATION OF OWNERSHIP RIGHTS IN THE FIGHT AGAINST CORRUPTION CRIMES

In this paper, the author discussed the problems of forfeiture as a means of forced termination of ownership on the example of confiscation as a measure under the criminal law: an analysis of the statistics law enforcement, identified weaknesses and proposals for remedial legislation.

Текст научной работы на тему «Конфискация как способ принудительного прекращения права собственности в контексте борьбы с преступлениями коррупционной направленности»

конфискация как способ принудительного прекращения права собственности в контексте борьбы с преступлениями коррупционной

направленности

CONFISCATION AS A WAY TO FORCE TERMINATION OF OWNERSHIP RIGHTS IN THE FIGHT AGAINST CORRUPTION CRIMES

УДК 343.296

Н.Н. НАДЕЖИН,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

Е.В. КИРИЛЛОВА,

магистрант 2 курса (Юридический институт НИУ «БелГУ»)

N.N. NADEZHIN,

the candidate of Jurisprudence, the assistant professor

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

E.V. KIRILLOVA,

2 undergraduate course (the Law Institute NRU FSAEI HPE "BSU"

Аннотация: в работе авторами рассмотрена проблематика конфискации как одного из способов принудительного прекращения права собственности на примере конфискации как иной меры уголовно-правового характера: приводится анализ статистики правоприменительной практики, выявлены недостатки и сформулированы предложения по устранению недостатков законодательства.

Ключевые слова: конфискация, конфискация в системе норм уголовного права, совершенствование механизма конфискации.

Abstract: In this paper, the author discussed the problems of forfeiture as a means of forced termination of ownership on the example of confiscation as a measure under the criminal law: an analysis of the statistics law enforcement , identified weaknesses and proposals for remedial legislation.

Keywords: seizure, confiscation of criminal law system, improving the mechanism of confiscation.

Коррупция существует во всех государствах независимо от их социально-экономического и политического уровня развития. В нашей стране коррупция долгое время была легальным видом деятельности для чиновников: они существовали за счет «кормлений» лиц, заинтересованных в их деятельности. В 1556 году «кормления» были отменены. Во времена царской России пришло осознание того, что коррупция представляет собой угрозу для общества и государства. Началась активная борьба с коррупцией: чиновники стали получать фиксированное жалование, взятка на законодательном уровне стала считаться преступлением. Борьба с коррупцией приобрела правовую основу, но нерегулярные выплаты жалований, обесценивание денег, дефицит квалифицированных кадров не дали этой борьбе увенчаться успехом.

В советский период, вплоть до 80-х годов XX века, существование коррупции официально не признавалось. А имевшие место в действительности факты не придавались широкой огласке (например, «Узбекское дело»). Сам термин «коррупция» не использовался, вместо него существовали понятия «взяточничество», «злоупотребление». Борьба с коррупцией в этот период носила политический характер, то есть использовалась для расправы с неугодными лицами и для популяризации политической власти. Политика отрицания коррупции прекратила свое существование в период перестройки.

В последнее десятилетие внимание к коррупционным проблемам вновь возросло. Ярким примером тому служит возбуждение в 2012 году ряда громких дел: хищение 6,5 млрд. рублей при разработке спутниковой системы ГЛОНАСС; хищение более 90 млн. рублей при подготовке к саммиту Азиатско-тихоокеанского сотрудничества-2012 (АТЭС); дело «Оборонсервиса».

В связи с этим особую актуальность обретает обращение к Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путина от 12 декабря 2012 года, в котором он подчеркивает, что коррупция создает долгосрочные угрозы обществу, безопасности и целостности России [1, с.2].

30 мая 2012 г. состоялось пленарное заседание первого Евразийского антикоррупционного форума, проведенного Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ при содействии Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Счетной палаты

РФ. Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин в своем докладе отметил, что: «коррупция, усугубляя кризис доверия, представляет собой один из серьезнейших вызовов человеческому развитию, угрозу суверенитету и безопасности государства, устоям человеческой цивилизации» [2, с.3].

Уровень коррупции в России высок и это подтверждается на международном уровне. Ежегодно организация Transparency International составляет рейтинг восприятия коррупции в странах мира, в 2012 г. Россия заняла 136 место из 176 [3, с.3]. Transparency International считает Россию одной из самых коррумпированных среди развитых стран в мире. Но правовые и организационные меры по борьбе с коррупцией принимаются. Прежде всего это выражается в принятии специального закона, посвященного противодействию коррупции.

Необходимо отметить, что на сегодняшний момент существуют расхождения в определении коррупции между государствами и между международными организациями, их наличие затрудняет работу по противодействию коррупции. В основном понятие “коррупция” раскрывается через совокупность отдельных составов правонарушений, что представляется неверным, так как предусмотреть исчерпывающий перечень коррупционных деяний невозможно.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее - Закон № 273-ФЗ) коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействовать коррупции можно только при комплексном применении правовых средств различной отраслевой принадлежности. На настоящий момент в России действует концепция мультиответственности, которая сочетает в себе уголовные, гражданско-правововые, административные и дисциплинарные меры воздействия за со-

вершение коррупционных правонарушений [4, с.4].

Немаловажную роль в противодействии коррупции играет институт конфискации, который имеет межотраслевой характер. Прежде всего, конфискация является гражданско-правовым понятием. Так как в соответствии со ст. 243 Гражданского кодекса Российской Федерации конфискация - один из способов принудительного прекращения права собственности, который заключается в безвозмездном изъятии у собственника имущества по решению суда, в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. В этом и проявляется тесная взаимосвязь гражданского и уголовного права в вопросах противодействия коррупционным преступлениям.

Конфискация, как способ принудительного прекращения права собственности, имеет ряд особенностей.

Во-первых, конфискация осуществляется только в судебном порядке.

Во-вторых, конфискация носит принудительный характер.

В-третьих, при конфискации имущество изымается у собственника безвозмездно.

В-четвертых, конфискация - бесповоротна.

Для противодействия коррупции используется прежде всего институт уголовно-правовой конфискации. В 2003 году с выходом в свет Федерального закона от 08.12.2003 № 163-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» (далее - Закон № 163-Ф3) уголовное законодательство России подверглось существенному изменению, в частности из числа дополнительных видов наказания была исключена конфискация. До 8 декабря 2003 г. Уголовный кодекс Российской Федерации трактовал конфискацию как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Исключение конфискации из числа дополнительных видов наказания подверглось серьезной критике, и в 2006 году законодатель вернул конфискацию в Уголовный кодекс в качестве одной из иных мер уголовно-правового характера. Применение конфискации в качестве иной меры уголовно-правового характера заключается в изъятии преступно добытого имущества.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит перечень преступлений (всего 45 составов), в отношении которых применяется институт конфискации, среди которых присутствуют и наиболее распространенные

преступления коррупционной направленности. К ним, например, относятся:

- части 3 и 4 ст. 184 «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов». Ч.3 «Незаконное получение спортсменами денег, ценных бумаг или иного имущества, переданных им в целях оказания влияния на результаты указанных соревнований, а равно незаконное пользование спортсменами услугами имущественного характера, предоставленными им в тех же целях». Ч.4 «Незаконное получение денег, ценных бумаг или иного имущества, незаконное пользование услугами имущественного характера спортивными судьями, тренерами, руководителями команд и другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторами или членами жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях, указанных в части третьей настоящей статьи»;

- части 3 и 4 ст.204 «Коммерческий подкуп». Ч.3 «Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением». Ч.4 «Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они сопряжены с вымогательством предмета подкупа»;

- п. «в» ч. 2 ст.229 «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ»: в) лицом с использованием своего служебного положения;

- ст.285 «Злоупотребление должностными полномочиями»;

- ст.290 «Получение взятки».

Все вышеуказанные преступления соответствуют четырем критериям, которые и позволяют отнести их к преступлениям коррупционной направленности:

1) надлежащий субъект преступления (должностное лицо);

2) связь деяния со служебным положением субъекта;

3) прямой умысел в совершении преступлений;

4) цель преступления: получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных

имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Нельзя не заметить, что не все коррупционные преступления вошли в это список (например, ст. 291 «Дача взятки», ст. 292 «Служебный подлог» Уголовного кодекса Российской Федерации). На наш взгляд, Россия должна выполнить рекомендации Группы государств против коррупции (ГРЕКО), а именно: ввести конфискацию доходов от коррупции за все виды коррупционных преступлений.

Разговор о конфискации как иной мере уголовно-правового характера нам хотелось бы проиллюстрировать статистическими материалами. Прежде всего, в России данная мера применяется. Об этом говорят данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ [5, с.6].

Как можно видеть из приведенных данных, если количество решений о конфискации за второе полугодие 2012 года не изменится, то итоговые цифры будут в целом сопоставимы или несколько ниже, чем в 2010 и 2011 году. При этом недостатком статистики Судебного департамента является отсутствие сведений об объеме конфискованных средств.

Вместе с тем, учитывая современные реалии, является очевидным тот факт, что количество применяемых конфискационных мер в уголовно-правовом порядке вряд ли сопоставимо с размерами коррупции в нынешних условиях. Проблема, по нашему мнению, заключается в том, что субъектами коррупционных преступлений являются должностные лица, знающие на достаточном уровне уголовное законодательство РФ, имеющие зачастую высшее юридическое образование и занимающие должности в органах государственной власти и управления, затруднительным для судов является определить имущество подсудимого, подлежащее конфискации, а также доказать, что имущество приобретено за счет коррупционных средств. Здесь имеется ввиду, что денежные средства подсудимых скрываются

ухищрёнными способами, движимое и недвижимое имущество, а также счета в банках юридически грамотно оформлены на родственников подсудимых и других подставных лиц и зачастую находятся за пределами Российской Федерации. Получается, что в ходе следствия и судебного разбирательства приходится констатировать факт отсутствия у подозреваемого в совершении преступления, обвиняемого или подсудимого какого-либо имущества вообще, как такового.

Считаем, что при осуждении за коррупционные преступления, результатом которых явилось значительное хищение государственных финансовых средств (например, на сумму более 1 млн. рублей), либо государственного имущества, конфискация должна применяться как обязательная мера в совокупности с основной мерой наказания и должна быть прямо прописана в санкции

статьи УК РФ. В данных конкретных случаях следственным органам для обнаружения имущества обвиняемого в совершении преступления, на которое впоследствии судом может быть применена конфискация, должно быть предоставлено право истребования декларации о доходах и о расходах с близких и дальних родственников обвиняемого. Бремя доказывания законности источников происхождения движимого и недвижимого имущества, денежных средств на счетах в банках может ложиться на родственников осужденного, при наличии у суда достаточных оснований полагать, что имущество приобретено за коррупционные средства. Данная мера позволит в определённых случаях значительно снизить количество случаев оформления имущества на подставных лиц (родственников) граждан, занимающихся определённым видом преступной деятельности.

Чтобы сделать институт конфискации эффективным средством противодействия коррупционным правонарушениям, его необходимо вернуть в Уголовный кодекс Российской Федерации в качестве меры наказания. Не относя конфискацию к видам наказания,

Конфискация на основании ст.104.1 УК РФ применялась:

В 2009 году В 2010 году В 2011 году В первом полугодии 2012 года

В отношении 587 лиц В отношении 679 лиц В отношении 671 лица В отношении 306 лиц

Россия нарушает ряд ратифицированных Европы об отмывании, выявлении, изъятии

конвенций: Конвенцию ООН по борьбе с не- и конфискации доходов от преступной

законным оборотом наркотиков, Конвенцию деятельности. Введение конфискации как

против транснациональной организованной вида уголовно-правового наказания будет

преступности, Конвенцию против финан- отвечать международно-правовым обяза-

сирования терроризма, Конвенцию Совета тельствам России.

Литература:

1. http://kremlin.ru/news/17118

2. Нарышкин С.Е. Международное сообщество в борьбе с коррупцией // Журнал российского права. 2012. № 7.

3. http://www.transparency.0rg/c0untry#RUS

4. Хабриева Т.Я. Научно-правовые проблемы противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. № 7. С. 7 - 14.

5. http://www.cdep.ru/index.php?id=5 - Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ. Раздел «Судебная статистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.