Научная статья на тему 'Коррупция в таможенных органах: основные причины и направления противодействия'

Коррупция в таможенных органах: основные причины и направления противодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2181
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ANTI-CORRUPTION POLICY / ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ / CAUSES OF CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрова Наталия Сергеевна

В статье рассматриваются понятие коррупции как негативного социального явления, нормы отечественного антикоррупционного законодательства, причины коррупции и основные меры противодействия этому явлению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION AT CUSTOMS: MAIN CAUSES AND DIRECTIONS OF COUNTERACTION

The article deals with the concept of corruption as a negative social phenomenon, the rules of the domestic anti-corruption legislation, the main causes of corruption and measures to counter this phenomenon

Текст научной работы на тему «Коррупция в таможенных органах: основные причины и направления противодействия»

УДК 343.352.4

КОРРУПЦИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Александрова Наталия Сергеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, к.ю.н., доцент, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются понятие коррупции как негативного социального явления, нормы отечественного антикоррупционного законодательства, причины коррупции и основные меры противодействия этому явлению

Ключевые слова: коррупция; антикоррупционная политика; причины коррупции; противодействие коррупции

CORRUPTION AT CUSTOMS: MAIN CAUSES AND DIRECTIONS OF COUNTERACTION

Alexandrova Natalia S.

St. Petersburg named after Vladimir Bobkov branch of the Russian Customs Academy, Associate Professor of Department of Criminal Law, PhD., Associate Professor, e-mail: [email protected]

The article deals with the concept of corruption as a negative social phenomenon, the rules of the domestic anti-corruption legislation, the main causes of corruption and measures to counter this phenomenon

Keywords: corruption; anti-corruption policy; causes of corruption; anti-corruption

Для цитирования: Александрова Н.С. Коррупция в таможенных органах: основные причины и направления противодействия // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 2 (58). С. 54-57.

Проблема борьбы с коррупцией в настоящее время является одной из наиболее актуальных, поскольку данное явление отличается такими негативными признаками, как массовость, системность, изменчивость, способность к постоянному воспроизводству. Обладая всеми признаками самостоятельного вида преступности, коррупционная преступность имеет и ряд отличительных особенностей, среди которых следует отметить высокую латентность и распространенность в различных сферах общественной деятельности, в частности, во внешнеэкономической. Коррупционные деяния вызывают рост теневой экономики, способствуют социальному расслоению и подрывают авторитет органов государственной власти. Поскольку в последнее время уровень нравственно-правового сознания в обществе близок к критическому данные обстоятельства вызывают особое беспокойство.

В современной научной литературе представлены два основных подхода к определению понятия коррупции. В широком смысле это понятие охватывает негативное социальное явление, поразившее публичный аппарат управления и выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение

государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах [1; 2, с. 317].

В узком (юридическом) смысле коррупционная преступность понимается как совокупность составов преступлений, предусмотренных уголовным законодательством и отличающихся таким признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах, должностное злоупотребление [3; 4, с. 369; 5, с. 22].

Отечественные доктринальные основы квалификации коррупционных деяний характеризуются двумя основными подходами. Первый подход связывает коррупцию с продажностью должностных лиц [6; 7, с. 3]. Другой - более распространенный и соответствующий общемировой законотворческой практике, предусматривает широкую трактовку преступности, связанной с коррупционными проявлениями. Она понимается как использование должностными лицами служебного положения в целях извлечения неправомерных личных выгод материального или имущественного характера [8, с. 104]. Такая точка зрения более предпочтительна, поскольку коррупционные деяния

вариативны, изменчивы, имеют тенденцию к совершенствованию.

Догматический анализ составов коррупционных преступлений, предусмотренных нормативно-правовыми актами, позволяет сделать вывод о наличии такого признака коррупционного поведения, как предоставление выгоды должностному лицу, совершающему действия (бездействие) вопреки интересам государственной власти и причиняющего вред интересам государственной службы. Подобный подход нашел отражение в международных конвенциях противодействия коррупции. Так Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 4 ноября 1999 года) признает коррупцией просьбу, предложение, дачу или получение, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки ненадлежащего преимущества или обещания такового (ст. 2). Аналогичный подход реализован в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 15.11.2000.

Таким образом, к субъектам коррупции относятся и лица, предпринимающие попытки к коррумпированию должностных лиц. В Уголовном кодексе РФ предусмотрены такие преступления, как получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), посредничество во взяточничестве (ст. 291(1), мелкое взяточничество (191(2)). В отечественном законодательстве воспринят подход, состоящий в выделении активного и пассивного подкупов (ст. 1 Закона «О противодействии коррупции»).

Коррупционные правонарушения распространены во всех сферах общественных отношений, однако область внешнеэкономической деятельности является наиболее пораженной. Данное обстоятельство обусловлено спецификой деятельности сотрудников таможенных органов. В частности, на это влияет порядок организации работы в сфере таможенного оформления, аудита и правоохранительной деятельности. В настоящее время значительное число сотрудников таможенных органов имеет практически неограниченную свободу принятия юридически значимых решений (от определения сумм таможенных платежей до возможности осуществления импорта и экспорта). При

этом возможности контроля за такого рода деятельностью существенно снижены.

В числе наиболее часто встречающихся коррупционных правонарушений, совершаемых таможенниками, следует отметить получение взятки, превышение должностных полномочий и халатность. Указанные преступления составляют больше половины от общего числа преступлений. Наибольшая часть уголовных дел в отношении сотрудников таможенных органов возбуждается по признакам получения взятки (ст. 290 УК РФ).

По данным официальной статистики, представленной ФТС РФ, в 2013 году было возбуждено 247 уголовных дела, более 70 % из них по признакам коррупционных преступлений, при этом почти две трети из них были совершены должностными лицами таможенных органов, по факту совершения преступлений против интересов государственной власти было возбуждено 16 уголовных дел.

В 2014 году было возбуждено 305 уголовных дела, 155 из них по признакам преступлений коррупционной направленности [9].

По состоянию на 7 августа 2015 года возбуждено 288 уголовных дел. Из них по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 142 уголовных дела (101 - в отношении 58 должностных лиц и 41 - в отношении 36 взяткодателей) [10].

Высокий уровень коррупции в таможенной сфере детерминируется рядом факторов как объективного, так и субъективного характера.

В числе объективных обстоятельств следует отметить несовершенство правового регулирования сферы внешнеэкономической деятельности. Нормы таможенного права отличаются высокой степенью неопределенности и противоречивости, для них характерно наличие большого объема ведомственных нормативно-правовых актов, при этом многие из вновь принятых прямо противоречат действующим.

На организационном уровне также существуют проблемы, связанные с тем, что в Федеральной таможенной службе таможенная администрация является единственным органом, ответственным за определенные административные и правоприменительные функции. Должностные лица ФТС имеют значительную свободу при принятии важных административных решений, при этом уровень контроля и подотчетности вышестоящему органу остается

5

о

аз

Н

>

С

о 00 "О

О)

А

Александрова Н.С.

низким. Наличие большого количества административных и бюрократических барьеров на пути реализации физическими и юридическими лицами их прав, обуславливает желание участников внешнеэкономической деятельности искать покровительства должностных лиц. Поэтому не случайно преодоление правовых барьеров, осуществляется путем введения правовых льгот для предпринимателей, опекаемых чиновниками.

Выполнение поставленных перед таможенными органами задач требует скорейшего таможенного оформления товаров и транспортных средств и завершения процедур таможенного контроля. Вместе с тем таможенные органы зачастую действуют в условиях ограниченного времени, когда контролю подвергаются огромные потоки перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств; проведение таможенных процедур отличается сложностью, связанной с необходимостью проверки многочисленных товаросопроводительных, транспортных и таможенных документов, при этом зачастую отсутствуют необходимые технические средства контроля. Указанные обстоятельства обуславливают тот факт, что нередко установленный порядок организации таможенного контроля, взимания таможенных платежей заменяют неформальные отношения между работниками таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности, базирующиеся на личных взаимоотношениях, связанных с дачей и получением взяток, должностными злоупотреблениями и прочее.

В числе причин высокого уровня коррупции в системе таможенной службы следует назвать создание коммерческих структур в системе таможенной инфраструктуры. Необходимо отметить, что Россия - одна из немногих стран, где таможенный терминал оборудует и содержит коммерческая структура, а работают в нем должностные лица таможенной службы - государственные служащие.

Постоянные контакты данных служащих с коммерческими структурами реально создают условия для коррупции. Кроме того, криминогенно значимыми обстоятельствами являются недостаточная техническая и информационная обеспеченность таможенного дела.

Все эти и ряд других проблем обуславливают высокий уровень коррупции в системе таможенной службы.

Деятельность органов государственной власти в сфере предупреждения коррупционной преступности на государственной и муниципальной службе должна включать в себя правовые, организационные, социальные, управленческие и иные меры. При этом расширение роли правовых норм в борьбе с данным видом противоправных деяний нуждается в обеспечении их фактического выполнения [11, с. 19].

Российское законодательство в сфере противодействия коррупции получило свое развитие с момента ратифицирования РФ общепринятых международных договоров, среди которых следует отметить: Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят Генеральной Ассамблеей ООН 12.12.1996); Двадцать принципов борьбы с коррупцией (утверждены резолюцией Комитета министров Совета Европы 06.11.1997); Конвенцию ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (17.12.1997); Конвенцию ООН против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31.10.2003). В 2008 году в России был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции».

На локальном уровне также действуют правовые акты, направленные на противодействие коррупции. В Санкт-Петербурге это - постановление Правительства Санкт-Петербурга «О плане противодействия коррупции на 20142015 гг.» [12].

В целях реализации антикоррупционных мер, в том числе в таможенных органах, действует Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» [13].

Следует упомянуть и об административных мерах противодействия коррупции в системе таможенных органов, предусмотренных в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [14].

Кроме того, комплекс административно-правовых средств предупреждения коррупции в системе таможенной службы содержится в действующем приказе ФТС России от 05.10.2006 № 964 «Об утверждении аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг.».

Коррупция в таможенных органах: основные причины и направления противодействия

Наличие указанных правовых актов уже в настоящее время позволяет повысить эффективность борьбы с коррупционными преступлениями.

В числе мер по противодействию коррупции в таможенных органах можно предложить, по мнению автора, следующие:

- осуществление последовательной политики повышения уровня материальной обеспеченности и социальной защищенности сотрудников таможенных органов;

- формирование и закрепление на законодательном уровне системы административных процедур взаимодействия служащих таможенной службы с участниками внешнеэкономической деятельности;

- внедрение программ электронного декларирования в целях минимизации личных контактов сотрудников таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в процессе принятия решений по таможенному оформлению и таможенному контролю;

- ротация руководителей таможенных органов;

- развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников;

- повышение эффективности деятельности Службы обеспечения собственной безопасности в данном виде государственной службы [15, с. 42];

- введение в таможенных органах системы кадрового отбора, используемого в ФСБ России, когда на каждого принимаемого в органы кандидата действующие сотрудники дают рекомендации сроком на 5 лет и несут за него ответственность;

- улучшение технической оснащенности подразделений таможенных органов, ведущих борьбу с коррупционными проявлениями;

- координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с данным видом преступности;

- обеспечение неотвратимости привлечения к уголовной ответственности и наказания сотрудников, совершивших коррупционные преступления, и, с другой стороны, надежной защиты должностных лиц таможенных органов от необоснованных обвинений;

- принятие единого Закона, регламентирующего проведение полиграфных проверок в целях получения объективной информации о коррупционных проявлениях в органах

государственной власти и местного самоуправления. Разработка подробных Инструкций по проведению указанных проверок для каждого ведомства и государственного учреждения с подробным описанием процедуры и правил их проведения (вид проверки, сроки проведения, ответственные лица, хранение информации о результатах проверки и ее использование, и так далее) [11].

Библиографический список:

1. Ашавский Б. Международный кодекс поведения публичных должностных лиц // Чистые руки. 1999. № 2. С. 97-98.

2. Бурлаков В.Н. Криминология: учеб. для юрид. вузов / под ред. В.Н. Бурлакова, С.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 1999. 608 с.

3. Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления: учеб. пособие. М.: Юристъ, 2002. 316 с.

4. Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эмино-ва. М.: Юристъ, 2002. 678 с.

5. Лунеев В.В. Коррупция в России // Государство и право. 2007. № 11. С. 20-28.

6. Лопашенко Н.А. Коррупция: содержание, проблемы правовой регламентации // Уголовное право. 2001. № 2. С. 98-102.

7. Попов В.И. Коррупция в России: состояние и проблемы // Коррупция в России: состояние и проблемы. М.: МИ МВД России, 1996. Вып. 1. С. 3-22.

8. Тогонидзе Н.В. Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и организованной преступности («круглый стол») // Государство и право. 2002. № 1. С. 103-116.

9. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 2014 год. URL: http://www.customs.ru.

10. Информационные материалы о результатах работы подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации за 1 полугодие 2015 года. URL: http://www.customs.ru.

11. Абрамовская О.Р. Противодействие коррупционной преступности в органах государственной власти и местного самоуправления (криминологический аспект): Автореф. дис. ... к.ю.н. Челябинск, 2011. 27 с.

12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 № 829 (ред. от 14.05.2015) «О Плане противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 20142015 годы» // СПС «Консультант».

13. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 (ред. от 15.07.2015) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» // СПС «Консультант».

14. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СПС «Консультант».

15. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: Ав-тореф. дис. . д.ю.н. Люберцы, 2008. 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.