Научная статья на тему 'Коррупция в сыскной полиции в России в начале XX века'

Коррупция в сыскной полиции в России в начале XX века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция в сыскной полиции в России в начале XX века»

ния уголовного преследования в отношении ного преследования. В них заложена идея

него по указанному основанию. Оставшиеся о договорном решении уголовно-правовых

три условия аналогичны нормам о примире- споров и, вместе с тем, восстановления пра-

нии сторон. воотношений, нарушенных преступлением.

Институты деятельного раскаяния и Эти институты могут стать эффективным

примирения сторон являются важнейшей способом борьбы с организованной пре-

альтернативной формой реализации уголов- ступностью.

Литература

1 . Уголовный процесс: учебник, изд. 2-е, перераб. и доп. / под ред. С.А. Колосовича, Е.А. Зайцевой. - М., 2003.

2. Букша Н.Ю. Назначение института прекращения уголовного дела уголовного преследования в российском уголовном судопроизводстве: дис....канд. юрид. наук. - Крас-

нодар, 2005.

3. Савкин А. Деятельное раскаяние - свобода от ответственности // Российская юстиция.

- 1997. - № 12.

4. Коломеец В. Явка с повинной: новая трактовка // Российская юстиция. - 1997. - № 10.

5. Тарасов И.С. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям: дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2007.

КОРРУПЦИЯ В сыскной ПОЛИЦИИ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Ю.А. ЖИЛИНА,

адъюнкт

(Белгородский юридический институт МВД России)

На основании положений Закона «Об организации сыскной части» от 6 июля 1908 г. в Российской империи начали функционировать 89 сыскных отделений.

В ходе реформы общеуголовного сыска допущено немало промахов и ошибок. Одной из причин, способствующих коррупции среди чинов полиции, являлась нехватка подготовленных сотрудников во вновь созданных сыскных отделениях. Подготовка кадров в сыскном отделении зависела от уровня подготовленности, знаний, профессиональной работы его начальника, поскольку именно он проводил служебные занятия с вверенными ему сотрудниками. Начальник сыскного отделения должен направлять деятельность своих подчиненных «в духе законности к наиболее успешному исполнению возложенных на них обязанностей» [1, с. 7]. От личных и профессиональных качеств начальника нередко зависел и уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки сотрудников и успешная работа всего сыскного отделения. Одним из выдающихся деятелей сыска был начальник Московской сыскной полиции Аркадий Францевич Кошко, чертами характера которого являлись «спокойствие, уравновешенность, сочетание основательных теоре-

тических познаний в своем деле с широкой практической опытностью» [2, с. 498].

Свою деятельность в Московской сыскной полиции А.Ф. Кошко в 1908 году начал в тяжелых условиях, когда уволена значительная часть чинов сыскной полиции, которые принимали деньги «на производство розысков», устраивали за «денежную благодарность» на службу в сыскную полицию. Полицейские надзиратели облагали «налогом» проституток, содержателей «хипесных квартир» принимали деньги за невысылку из столицы. Раскрываемость преступлений составляла 8 %, при этом еще в 1906 году штаты сыскной полиции увеличены в 8 раз, а денежное содержание в 4 раза. Прежний начальник Московской сыскной полиции Моисеенко пользовался полным доверием и поддержкой градоначальника Рейнбота. В ходе проведенной ревизии половина чинов Московского градоначальства, включая Рейнбота, была не только уволена со службы, но и предана суду. Сенатор Гарин вынес заключение: «Я признал необходимым возбудить предварительное следствие против Московского брандмайора надворного советника Гартье по обвинению в растрате и уничтожении документов и против началь-

ника Московской сыскной полиции коллежского советника Моисеенко по обвинению в превышении власти, бездействии оной, растратах и присвоении казенных денег, взяточничестве, вымогательстве и целом ряде других преступлений» [3, с. 138]. Приблизительно через год после «рейнботовщины» А.Ф. Кошко вполне исправил положение: он лично набрал в штат сыскной полиции новых сотрудников, по его представлениям уволена третья часть чинов за небрежное отношение к службе и несоответствие занимаемым должностям.

Другой пример - начальник Екатери-нославского сыскного отделения - Облаке-вич, который прибыл из Таганрога в Екатери-нославль «с целью пробыть недолгое время с тем, чтобы выйти в отставку и получить улучшенную пенсию». Облакевич «относился к делу совершенно индифферентно и привел Екатеринославское сыскное отделение к полному развалу». Во время ревизии данного сыскного отделения среди выявленных недостатков и «ежемесячный расход Облакевичем 25-30 руб. из канцелярских сумм без предоставления оправдательных документов», и «отсутствие счетов на расходы, произведенные на розыски чинами отделения», и «сравнительно большой расход на оплату разных осведомителей» [4]. Начальник Черниговского сыскного отделения М.И. Павлович находился в розыске за совершение растрат, подлогов, краж и был задержан по поддельным документам, назвавшись австрийским подданным [5]. Начальник Харьковского сыскного отделения Богуславский после проведенной ревизии Вице-Директором Департамента полиции Кафафовым уволен со службы, в связи с тем, что «расходование розыскных сумм и представление отчётности по сему предмету Богуславским велось совершенно неправильно как с формальной стороны, так и по существу, и что деятельность Харьковского сыскного отделения представляется неудовлетворительной, а личный состав в общем не стоящим на должной служебной и нравственной высоте» [6].

За 6 месяцев 1912 года к судебной ответственности привлекались 6 начальников сыскных отделений и 14 полицейских надзирателей, которые обвинялись преимущественно в оскорблениях, истязаниях, принуждении к даче показаний, присвоении и растрате вещественных доказательств, взяточничестве [7, с. 96].

В Инструкции чинам сыскных отделений

1910 г. много положений уделено моральнонравственному облику сотрудника сыскной полиции, рассматриваются качества, которыми он должен обладать. Службу исполнять по совести, быть неподкупно честным, правдивым, вести жизнь нравственную, трезвую и ни в чем не зазорную, быть терпеливым, рассудительным, мужественным, решительным и вежливым, бескорыстно оказывать помощь, вне службы вести себя с достоинством, не быть резким в словах или в действиях. Инструкция закрепляла своеобразный Кодекс чести чинов сыскных отделений. Им запрещалось принимать подарки и вознаграждения от частных лиц, бесплатное получение билетов в театры и газет, то есть «незаконные льготы и выгоды». Запрещалось проводить обыски и собирать сведения по делам совершенно частного характера, не имеющим ничего нового с обязанностями полиции по предупреждению, пресечению и расследованию преступлений. Запрещались наведение справок по личным, семейным, бракоразводным или коммерческим делам, сбор сведений о кредитоспособности и поведении лиц по просьбам других заинтересованных граждан. Такие сведения допустимо передавать только в исключительных случаях, именно в целях предупреждения преступлений, а не для вмешательства в частную жизнь: например, предоставление сведений артелям о преступном поведении лиц, желающих поступить к ним на службу. Положениями данной статьи законодатель стремился обеспечить законность в деятельности чинов сыскных отделений: в поле их деятельности могли находиться только те лица, которые связаны с расследуемыми уголовными деяниями либо с их предупреждением.

Согласно §5 «совершенно секретных» правил, являющихся дополнительной частью Инструкции, чинам сыскных отделений запрещалось содержать торговые заведения, работать на фабриках. Это правило распространялось и на их жен. В 1913 году это требование из-за незначительного материального обеспечения чинов сыскной полиции, требующего иногда восполнения путем побочных занятий членов семьи этих чинов, было переработано. Данный параграф отредактирован следующим образом: «никто из чинов сыскных отделений не может заниматься торговлей или ремеслом или иметь какие-либо побочные занятия» [8, с. 688]. Члены семьи служащего в сыскном отделении самостоятельно имели право заниматься каким-либо доходным занятием, но об этом

ПРАКТИКА.

должно быть доложено начальству.

На состоявшемся в июне 1913 года съезде начальников сыскных отделений товарищ Министра внутренних дел В.Ф. Джунковский одним из главных недостатков в существующей организации сыскного дела отметил, что присутствуют, «хотя и редкие, но все же в некоторых случаях замеченные беззакония» [9, с. 621].

Надзор за исполнением законности для пресечения злоупотреблений осуществлялся прокурором окружного суда. Ему начальник сыскного отделения должен докладывать «о ходе негласных расследований, предпринимаемых в видах предупреждения деяний общеуголовных» [1, с. 5]. Из права наблюдать за производством предварительного следствия вытекали соответствующие права прокурора по обжалованию действий чинов полиции и решения вопроса об ответственности. Прокурор, под наблюдением которого проводилось следствие, привлекал к ответственности чинов сыскных отделений за упущения и беспорядки по следственной части [10, с. 427]. Прокурор от виновных отбирал объяснение и имел право или только предупредить виновных, или передать рассмотрение их действий в окружной суд, при котором состоит. Если окружной суд признает чина сыскного отделения виновным в неумышленных упущениях по службе, которые не имеют особо негативных последствий, то делает им замечание или выговор (строгий выговор), о чем сообщает непосредственному начальству. В случаях, когда суд признает, что чины сыска при исполнении возложенных на них обязанностей по следственной части допустили «важные беспорядки или злоупотребления», то предоставляет прокурору право «войти в сношение» с начальством, от которого зависит определение чинов на должность о привлечении сотрудников к ответственности согласно заключению суда. При совершении чином сыскного отделения уголовно-наказуемого деяния, он устранялся временно от должности до разрешения вопроса по существу.

Законом установлены следующие виды наказаний и взысканий за нарушение должностных обязанностей и совершение должностных преступлений [11, с. 475]:

1. Замечания и выговоры без внесения в послужной список. Данный вид наказания накладывался непосредственным начальством.

2. Вычеты из жалованья (но не более одной трети годового дохода), перемещение с вышестоящей должности на нижестоящую,

отстранение от должности, арест до 7 суток. Данные наказания и взыскания назначались тем начальством, по распоряжению которого зависит назначение на должность, занимаемую виновным. То есть, прокурор либо губернатор могли назначить данные виды наказания начальнику сыскного отделения и его помощнику.

3. Все остальные виды наказаний и взысканий по службе только по решению суда. К таким наказаниям (помимо общих видов наказания) относились: исключение из службы. Последствиями данного вида наказания являлись лишение права вступать снова на должность в государственную службу, участвовать в выборах и быть избираемым в должности по назначению дворянства, городов и селений:

- отрешение от должности. Данное наказание влекло за собой лишение права в течение трех лет поступать снова на государственную и общественную службу;

- вычет из времени службы, дающей право на получение наград, пенсий, знаков отличия;

- арест до восьми месяцев;

- выговор с внесением в послужной список.

Как дополнительное наказание применялось опубликование фамилии осужденного через столичные и губернские сенатские ведомости [12, с. 41].

Укреплению законности в деятельности чинов сыскных отделений способствовала правовая регламентация установления ответственности за должностные преступления и проступки. Третье отделение «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1885 г. регламентировало порядок, основания для наказаний за нарушение служебной деятельности чинов полиции и называлось «О преступлениях и проступках чиновников полиции». Особое внимание обращалось на предупреждение взяточничества как наиболее распространенного и опасного должностного преступления. Статья 372 Уложения выделяет два вида взяточничества: мздоимство (принятие взятки либо вятка за совершение действий, входящих в круг обязанностей чиновника) и лихоимство (принятие взятки за действия, выходящие за пределы его компетенции). Также в отношении чинов полиции Уложением предусмотрено наложение наказаний за следующие противозаконные действия: несвоевременное извещение о совершенном преступлении; несвоевременное задержание лиц, которые могут быть подозреваемы в его совершении;

НАУКА.ТЕОРИЯ.

практика.

незаконное содержание под стражей без ступления, в том числе за принятие взятки,

уважительных на то причин и в местах, для данной за совершение действий, входящих в

того не предназначенных; непредоставление круг служебных обязанностей и за получение

начальству бумаг, подаваемых содержащи- «вытребованной взятки» [14].

мися под стражей, когда это не запрещено Подводя итоги, нельзя не отметить, что им законом; несвоевременное извещение чины сыскных отделений, являясь лицами

руководства о фактах взятия под стражу в «объединяющими и направляющими де-

установленный срок; применение насилия к ятельность всей городской полиции» [1, с.

содержащимся под стражей и причинение 2] по борьбе с общеуголовными преступле-

им вреда; пристрастие к одной из сторон ниями, нередко сами становились субъек-

при исполнении судебного решения. При на- тами преступных деяний. Результативность

личии умысла на совершение преступления уголовного сыска в борьбе с преступностью,

виновный подвергался более суровому нака- успешность принимаемых чинами сыскных

занию, чем за «совершенное по нерадению отделений мер обеспечивались как соот-

или по незнанию» преступление. Главой 37 ветствием сотрудников необходимым про-

Уголовного уложения 1903 года «О преступ- фессиональным и нравственным качествам,

ных деяниях по службе государственной и так и соответствием выбранных и исполь-

общественной» [13] определена ответствен- зуемых методов и приемов деятельности

ность чинов полиции за должностные пре- требованиям законов.

Литература

1. Инструкция чинам сыскных отделений. - СПб., 1910.

2. Косунович Л. Сыскные отделения и новый их руководитель // Вестник полиции: еженед. журнал с илл.: Изд-во Мин. вн. дел. - СПб., 1914, № 28.

3. Руднев П.И. Начальник Московской сыскной полиции А.Ф. Кошко // Вопросы истории. -1999. №4-5.

4. ГАРФ.Ф. 102. Оп. 215-224,1910 г. Д. 43. Л. 66.

5. ГАРФ.Ф. 102. Оп. 219. Д. 6. Л. 17.

6. ГАХО.Ф.3. Оп. 289. Д. 3695 .Л. 22.

7. Рыжов Д.С. Борьба полиции России с профессиональной преступностью (1866-1917 гг.): дисс. . канд. юрид. наук. - М.: Академия МВД России, 2000.

8. Косунович Л. Краткий отчет о совещании деятелей уголовного сыска // Вестник полиции: еженед. журнал с илл.: Изд-во Мин. вн. дел. - СПб., 1913, № 30.

9. Косунович Л. Краткий отчет о совещании деятелей уголовного сыска // Вестник полиции: еженед. журнал с илл.: Изд-во Мин. вн. дел. - СПб,1913, № 27.

10. Устав уголовного судопроизводства. Ст.485. Свод Законов Российской Империи. Т.16.

11. Устав уголовного судопроизводства. Ст.1066. Свод Законов Российской Империи. Т.16.

12. Сборник узаконений и распоряжений правительства, касающихся обязанностей полиции.

- СПб.,1880.

13. Уголовное уложение 1903 г. СПб.,1903 Отд. изд. С.131.

14. Уголовное уложение 1903 г. СПб.,1903 Отд. изд. С.137. Ст.656,657.

РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Вступивший 1 января 2006 года в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

М.В. БОГАЧЕВА,

адъюнкт

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

существенно изменил практику осуществления закупок продукции органами государственной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями.

В соответствии со ст. 1 Закона о разме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.