Научная статья на тему 'Коррупция (уголовно-правовой аспект)'

Коррупция (уголовно-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Л. А.

Статья посвящена анализу противодействия коррупции в уголовно-правовой сфере. На основе исследования действующего уголовного законодательства, а также ведомственных нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией, автор выявляет основные принципы учета и анализа динамики и структуры коррупционных преступлений, предлагает пути решения этих вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция (уголовно-правовой аспект)»

КОРРУПЦИЯ (УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

© Андреева Л.А.*

Филиал Российского государственного гуманитарного университета, г. Великий Новгород

Статья посвящена анализу противодействия коррупции в уголовно-правовой сфере. На основе исследования действующего уголовного законодательства, а также ведомственных нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией, автор выявляет основные принципы учета и анализа динамики и структуры коррупционных преступлений, предлагает пути решения этих вопросов.

До настоящего времени российским законодателем не раскрыто понятие «коррупционные преступления». Нет разъяснения по этому вопросу в Федеральном законе от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [3], в Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденными Указом Президента РФ от 13.04.2010 г. № 4602 [4]. В Федеральном законе «О противодействии коррупции» определены деяния, относимые к коррупционным: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерче-ский подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (ч. 1 ст. 1). В перечне явно усматриваются преступления, предусмотренные ст. 201, 204, 285, 290 и 291 УК РФ, однако не раскрыто «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения».

Подробно понятие коррупции было рассмотрено в монографии Б.В. Вол-женкина «Коррупция» [5], где приводится определение коррупции. Волжен-кин Б.В. к коррупционным преступлениям отнес [5] следующие преступления ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, 285, 289, 290, 291, 292, 169, 178, 201, 204, 184 УК РФ. Тем самым, Б.В. Волженкиным к рассматриваемым преступлениям отнесено 13 составов. Как видно из перечня, к коррупционным отнесены преступления и против собственности, и в сфере экономической деятельности, и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. В связи с чем, не совсем ясна избирательность деяний. Если выбор части преступлений про-

* Доцент, кандидат юридических наук.

тив собственности логичен - их совершение с использованием служебного положения, то большинство запрещенных деяний в сфере экономики можно отнести к рассматриваемым преступлениям, так как они совершаются должностными лицами. Кроме того, большинство деяний, указанных в перечне, совершаются служащими, к которым относятся не только должностные лица, но и служащие коммерческих и некоммерческих организаций.

Попытки определения перечня коррупционных преступлений предпринимают правоохранительные органы. Например, Следственным комитетом при МВД РФ в перечень включены преступления коррупционной направленности (ч. 3 ст. 160, 201, 204, 285, 285.1, 285.2, 286, 290, 291, 292 УК РФ), всего 10 составов преступлений.

На Межведомственном Соглашении о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией (25 апреля 2007 г., г. Астана, Республика Казахстан) сторонами была принята договоренность считать коррупционными следующие деяния [6], которые в УК РФ предусмотрены соответственно ст. 290, 291, 285, 292, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ, всего 6 составов преступлений, а также принято решение об отнесении к коррупционным иные преступления, предусмотренные национальным законодательством государств - участников СНГ по определенным критериям.

В совместном Указании Генпрокуратуры РФ № 399/11, МВД РФ № 1 от 28.12.2009 (ред. от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» [7] преступления коррупционной направленности (Перечень № 23) дифференцированы на три группы:

1. преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий (ст. 141, 184, п. «б» ч. 3 ст. 188, 204, 289, 290, 291 УК РФ);

2. преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий:

а) относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности;

б) относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности;

в) относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом;

г) относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации;

д) относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом;

е) относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения;

3. преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, незаконного представления такой выгоды. Всего 40 составов преступлений.

В приказе Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 19.03.2009 г. № 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ» в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ» [8] к преступлениям коррупционной направленности (Раздел 3) отнесены ст. 145.1, ч. 3 ст. 159, ч.ч. 3 и 4 ст. 160, 169, 170, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174.1, ч.ч. 2 и 3 ст. 178, 183, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 188, 201, 202, 204, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 2 ст. 260, 285, 285.1, 285.2, 286, 288, 289, 290, 291, 292, 293, ч. 3 ст. 294, 304, 305, ч. 1 ст. 309 УК РФ. Всего 29 составов, представляемых почти все родовые объекты российского уголовного законодательства. При этом имеется и графа «другие», однако не пояснено, какие именно, надо полагать - любое из Особенной части УК РФ.

Представляет интерес отнесение преступлений к коррупционным судебными органами. В приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.05.2009 № 97 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности» [9] к ним отнесены п. «а», «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 145.1, п. «г» ч. 3 ст. 146, ч.ч. 3 и 4 ст. 159, ч. 3 и 4 ст. 160, 170, 174, 174.1, ч. 3 ст. 175, ч. 2 ст. 176, 177, ч. 2 и 3 ст. 178, ч. 3 и 4

ст. 183, 184, п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 188, ч. 2 и 3 ст. 189, 193, 201, 202, 204, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ.

Совершенные лицом с использованием своего служебного положения ч. 2 ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229, 285, 285.1, 285.2, 286 (кроме п. «а», «б» ч. 3 - совершены с применением насилия или с угрозой его применения, оружия или специальных средств), 289, 290, 291, 292, 294, 295, 296, 299, 300, 301, 302, ч.ч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ;

По уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении, а равно фальсификация доказательств, повлекшая тяжкие последствия ст. 309 УК РФ. Всего 42 состава, охватывающих весь объектный спектр Особенной части УК РФ.

Таким образом, на основании проведенного исследования, можно сделать вывод:

1. как у теоретиков ученых-юристов, так и практиков, отсутствует единое мнение о преступлениях, относимых к коррупционным;

2. большинством специалистов под коррупционными преступлениями понимаются все должностные или служебные преступления;

3. отсутствует четкое объектное отнесение коррупционных преступлений;

4. не определен субъект коррупционных преступлений, так как большинством юристов под ним понимается только государственный или муниципальный служащий.

На основании проведенного исследования, автор полагает, возможны следующие предложения:

1. субъектом коррупционных преступлений должно быть любое публичное лицо, использующее свой статус для противоправного получения выгоды;

2. коррупционные преступления необходимо объединить, отделив их от служебных преступлений, например, выделив в отдельную главу;

3. к коррупционным преступлениям необходимо отнести:

- воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, соединенные с подкупом (п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ);

- подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательного блока, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), соединенные с подкупом (ч. 2 ст. 142 УК РФ);

- собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем подкупа (ч. 1 ст. 183 УК РФ);

- подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УКРФ);

- коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);

- получение взятки (ст. 290 УК РФ);

- дача взятки (ст. 291 УК РФ);

- подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта, специалиста в целях дачи ими ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода (ч. 1 ст. 309 УК РФ);

4. дополнить Закон «О противодействии коррупции» понятием «коррупционные преступления», с указанием их перечня.

Законодательное закрепление перечня коррупционных преступлений и включение квалифицирующего признака в УК РФ, будет способствовать более успешному противодействию этим общественно опасным деяниям в России.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст (с изменениями от 30.12.2008) // РГ. - 25 декабря 1993. - № 237.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ с изм. 07.03.2011 г. № 26-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

3. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // РГ. - 30 декабря 2008. - № 4823.

4. Указ Президента РФ 4602 «Об утверждении Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы» от 13.04.2010 г. № 4602 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1875.

5. Волженкин Б.В. Коррупция. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 1998. - 156 с.

6. Заседание Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств (25 апреля 2007 г., г. Астана, Республика Казахстан) // Прокурорская и следственная практика. - 2007. - № 1-2. - С. 41-49.

7. Указание Генпрокуратуры РФ № 399/11, МВД РФ № 1 от 28.12.2009 (ред. от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.durex-promo.ru.

8. Приказ Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 19.03.2009 г. № 7 «Об утвер5вдении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельно-

сти по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.durex-promo.ru.

9. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.05.09 № 97 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.durex-promo.ru.

КАТЕГОРИЯ ИНТЕРЕСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

© Гилязева М.Р.*

Казанский институт финансов, экономики и информатики, г. Казань

В статье проанализировано влияние интересов государственного служащего на профессиональное исполнение им должностных обязанностей. Показано, что исходя из того, каким интересам чиновники отдают предпочтение в своей повседневной практике (личным или общественным и государственным) в конечном счете, зависит эффективность функционирования всего аппарата власти.

Вопросы, связанные с эффективностью функционирования аппарата государственной власти, остаются одними из наиболее значимых для Российской Федерации. Этим и объясняется наличие множества принятых и планируемых законодательных актов по проблемам реформирования этой системы. Однако на сегодня очевиден тот факт, что только сами законопроекты могут изменить ситуацию. Поэтому особую актуальность при этом имеет личный интерес государственного служащего в том, чтобы профессионально исполнять свои должностные обязанности.

Понятие «интерес» происходит от латинского «interest» и переводится как нечто, имеющее значение либо важность, что дает широкое поле для интерпретаций. В наиболее общем смысле, интерес - это специфическая направленность личности, выступающая основным мотивом, побуждающим человека к деятельности. Интересы не только являются фактором, мотивирующим деятельности человека, но служат способом проявления индивидуальных характеристик личности. Роль интересов в масштабах общества также трудно переоценить. Интересы имеют первостепенное значение в консолидации общества, способствуя его самоорганизации, что отражается на возможности благосостояния различных категорий населения.

* Преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.