Научная статья на тему 'Коррупция: проблемы теории и правоприменительной практики'

Коррупция: проблемы теории и правоприменительной практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / УК РФ / CRIMINAL RESPONSIBILITY / CRIMINAL PUNISHMENTS / CORRUPTION CRIMES / CRIMINALITY RESISTANCE / CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Караулов Аркадий Николаевич

В статье анализируется направления оптимизации уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности на современном этапе противодействия преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Караулов Аркадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION: PROBLEMS OF THEORY AND LEGAL APPLICATION PRACTICE

The article analyzes the directions of optimization of criminal responsibility for corruption crimes at modern stage of criminality resistance.

Текст научной работы на тему «Коррупция: проблемы теории и правоприменительной практики»

УДК 343.2/.7

КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

© Аркадий Николаевич Караулов

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации по Тамбовской области, г. Тамбов, Россия, руководитель следственного управления, государственный советник юстиции 3 класса, заслуженный юрист Российской Федерации, e-mail: dvoreckiy@tamb.ru

В статье анализируется направления оптимизации уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности на современном этапе противодействия преступности.

Ключевые слова: уголовная ответственность; уголовные наказания; преступления коррупционной направленности; противодействия преступности; УК РФ.

По нашему мнению, коррупция является понятием, имеющим социокультурную обусловленность, и для познания его природы в большей мере необходимо изучение контекста, нежели формальной стороны самого понятия («означающего»). В связи с этим необходимо исследовать этапы развития правосознания, обусловленного культурными и идеологическими стереотипами мышления. Таким образом, мы должны констатировать наличие следующих фактических обстоятельств, отражающих это социальное явление.

Во-первых, коррупция - это социокультурно обусловленное явление. Ее возникновение в качестве системного уголовно-правового феномена относится к Новому времени (XVI - начало XIX в.), что стало следствием зарождения идеи прав и свобод человека как высшей ценности, а также следствием

развившейся в указанный период криминальной статистики («статистики нравственности»), основателем которой в XVIII в. был А.Ж. Кетле. Это явилось условием для фиксирования коррупции на «эмпирических рельсах» на основании статистических данных о выявленных фактах подкупа.

Во-вторых, содержательно коррупцию следует рассматривать в двух аспектах: 1) догматическом; 2) этическом. В догматическом смысле понятие коррупции рассматривается сквозь призму категориальной сетки, разработанной той или иной научной дисциплиной в соответствии с ее предметом изучения, целями, методами и задачами. Одной из таких дисциплин, в частности, выступает уголовное право, в котором понятие коррупции воспринимается в догматическом ракурсе, с учетом законодательных понятий,

судебного, доктринального толкования, уголовно-правовых норм. В этическом аспекте коррупция представляет собой ситуацию, при которой должностное лицо, государственный или муниципальный служащий при осуществлении своих полномочий отдает предпочтение личным интересам в ущерб интересам общественным. Причем отступление от общественного долга происходит уже на уровне возникновения мотива, а не совершения преступления, при разрешении дихотомии (конкуренции мотивов) «личная заинтересованность - общественный долг» в пользу личной заинтересованности.

В-третьих, государственная власть, являясь объектом коррупционного посягательства, терпит вред в результате подрыва своей легитимности, под которой понимается признание со стороны общества ее (государственной власти) как соответствующей правовым принципам.

В-четвертых, неэффективность противодействия коррупции обусловлена тем, что данное явление легитимировано российской правовой культурой, с чем связан теневой характер коррупционных отношений. В этом случае право предстает лишь видимостью исполнения принципов права, формальностью или, выражаясь языком Гегеля, обманом. На этом фоне происходит рост коррупционной преступности, который выступает коррелятом правовому нигилизму, обусловленному им, когда сущее не соответствует должному.

В-пятых, уголовно-правовое воздействие на коррупцию следует понимать в двух аспектах: регулятивном и ценностно-правовом. Регулятивное уголовно-правовое воздействие представляет собой адекватное субъективное отражение информации, содержащейся в нормах уголовного права, выраженное в соблюдении уголовно-правового статуса и реализации задач уголовного права. Уголовно-правовое воздействие в ценностно-правовом смысле представляет собой объективную реализацию субъектом своего уголовноправового статуса, обусловленную стремлением реализовать в рамках правовой свободы свои законные интересы.

В-шестых, механизм коррупционного преступления как критерий операционализа-ции коррупции включает в себя следующие элементы: 1) субъект коррупционного пре-

ступления; 2) объект; 3) способ совершения -подкуп, 4) мотив совершения коррупционного преступления.

В-седьмых, в формализованном виде понятие коррупции охватывает ст. 290 и 291 УК РФ. С учетом этого предлагаем изложить названные статьи в следующем наиболее оптимальном их виде:

«Статья 290. Пассивная коррупция

1. Получение должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, лично или через посредника незаконной выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу предоставившего такие выгоды лица или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, государственного или муниципального служащего, не являющегося должностным лицом либо оно в

силу должностного или служебного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до четырех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Получение должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, выгоды за незаконные действия (бездействие) -

наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой местного самоуправления, -

наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет с лишением пра-

ва занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, -

наказываются лишением свободы на

срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Примечание. Крупным размером незаконной выгоды признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей».

«Статья 291. Активная коррупция

1. Добровольное предоставление незаконной выгоды должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, не являющемуся должностным лицом, лично или через посредника -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от одного до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Предоставление незаконной выгоды должностному лицу государственному или муниципальному служащему, не являющемуся должностным лицом, за совершение им заведомо незаконных действий -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Примечание. Лицо, предоставившее незаконную выгоду, освобождается от уголовной ответственности, если добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о факте такого предоставления».

Поступила в редакцию 12.10.2010 г.

UDC 343.2/.7

CORRUPTION: PROBLEMS OF THEORY AND LEGAL APPLICATION PRACTICE

Arkadiy Nikolayevich Karaulov, Investigating Committee of Procuracy of Russian Federation of Tambov region, Tambov, Russia, Chief of Investigation Department, State Counselor in Justice of 3rd class, Honoured Lawyer of Russian Federation, e-mail: dvoreckiy@tamb.ru

The article analyzes the directions of optimization of criminal responsibility for corruption crimes at modern stage of criminality resistance.

Key words: criminal responsibility; criminal punishments; corruption crimes; criminality resistance; Criminal Code of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.