3. НАУЧНАЯ ШКОЛА КОМИССАРОВА В. С.
3.1. О НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ РАБОТНИКОМ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМСЯ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ
Букалерова Людмила Александровна, доктор
юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и процесса
Место работы: РУДН
Аннотация: Медицинские работники, педагоги не вправе принимать вознаграждение от физических или юридических лиц за оказываемые услуги при выполнении
профессиональных обязанностей. Проблема заключается в отсутствии ответственности таких лиц. В статье обоснована необходимость ведения в УК РФ статьи 171. 3 «Получение незаконного вознаграждения от юридических или физических лиц».
Ключевые слова: уголовная ответственность,
незаконное вознаграждение, работник не являющийся должностным лицом
ABOUT THE NEED TO INTRODUCE CRIMINAL LIABILITY FOR RECEIVING ILLEGAL REMUNERATION OF THE EMPLOYEE, WHO IS NOT THE OFFICIAL
Bukalerova Lyudmila Aleksandrovna, doctor of legal Sciences, Professor, Professor of the Department of criminal law and criminal procedure
Place of employment: Russian peoples' friendship University
Annotation: Health care workers, teachers may not accept compensation from individuals or entities for services rendered in the performance of professional duties. The problem is the lack of responsibility of such persons. In the article the necessity of the Criminal Code, article 171. 3, «Getting illegal remuneration from legal or natural persons»
Keywords: criminal responsibility, illegal remuneration, employee not an officer
Как справедливо подчеркнул В. С. Комиссаров -динамика общественно-экономических процессов, появление новых общественных отношений,
нуждающихся в уголовно-правовом регулировании, качественные и количественные изменения
преступности в стране, необходимость соответствия международным стандартам и принятым международным документам обусловливают
необходимость постоянного обновления
1
законодательства .
В п. 48 Указа Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» предусмотрено, что обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будут способствовать снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы, достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансово-банковской системы, расширенное воспроизводство минеральносырьевой базы, доступность современного
образования и здравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная
организация миграционных потоков2.
Однако, как мы видим, предпосылок для уменьшения преступлений коррупционной направленности пока не достаточно. По данным руководителя отдела по контролю за расследованием преступлений
коррупционной направленности СК РФ В. Макарова
среди «лидеров» по выявленным коррупционным преступлениям - правоохранительные органы, за 9 месяцев 2012 года за коррупционные преступления привлечены к ответственности свыше 1600
сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников органов внутренних дел, за совершение более 5 тысяч преступлений. Второе место занимает сфера здравоохранения и социального обеспечения - привлечено 714 лиц за совершение более 3,3 тысяч преступлений. На третьем - сфера образования и науки, где нами выявлено более 3 тысяч преступлений, за совершение которых к ответственности привлечен 531 человек.
На порядок ниже коррупционных преступлений выявляется в финансовой деятельности, в том числе банковской и страховой сфере, при использовании бюджетных средств и в сфере госзакупок. Здесь выявлено более 1,2 тысячи преступлений, к ответственности привлечены 373 человека. В такой чувствительной сфере как ЖКХ за коррупционные преступления были привлечены 112 человек.
Всего же за 9 месяцев 2012 года к уголовной ответственности за коррупцию привлечено 5360 лиц, совершивших почти 19,5 тысяч преступлений3.
Статистика, приведенная Председателем Верховного Суда РФ В. Лебедевым в 2010 г. в ходе
1 Комиссаров В.С. Характеристика состояния и основные тенденции развития уголовного законодательства России // Актуальные вопросы государства и права в Российской Федерации и в Республике Македонии: Сборник научных статей. Вып. 1 / отв. ред. А.Е. Шерстобитов. М.: Статут, 2006. С. 439 - 451.
2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
3 Сделать коррупцию невыгодной - главная задача общества -представитель СК РФ Владимир Макаров URL : http://www.itar-tass.com/c49/620437.html [по состоянию на 12.03.2013 г.].
совещания председателей судов субъектов Федерации, показала, что среди осужденных в России за взяточничество преобладают сотрудники милиции, недалеко от них в списке расположились врачи и преподаватели. Из осужденных в 2008 году за взяточничество 1300 человек 20,3% - работники сфере здравоохранения, около 25% обвинительных приговоров по коррупционным делам в 2010 г. были вынесены в отношении сотрудников здравоохранительных учреждений.
На практике граждане зачастую сталкиваются с необходимости уплаты денежных средств за оказанные услуги не только должностным лицам, но среднему медицинском персоналу, учителям,
воспитателям, государственным служащим, не являющимся должностными лицам при решении различных вопросов.
Например, в СМИ автор писал о лечении в одном из столичных медицинских институтов: операция
пациенту обошлась в 300 000 рублей, услуги
медсестры - 5000 рублей в день, услуги санитарок - 1 тысяча рублей1. Дополнительные услуги медсестры в другой столице - в среднем оцениваются в 500-1000 рублей в день2. Учителям в школах, воспитателям в
детских садах родители вынуждены приносить
подарки, давать в ином виде незаконное вознаграждение за выполняемые ими по работе функции. Иначе, они будут хуже выполнять свои обязанности, что напрямую повредит пациентам, учащимся.
Социологическое исследование, проведенное по программе «Исследовательские проекты молодых ученых» Саратовского центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции в феврале - мае 2010 г. на территории Волгоградской и Саратовской областей показало, что вознаграждение берут и дают:
- за сдачу зачетов или экзаменов (61%
преподавателей и 86% студентов);
- за продажу студентам рекомендуемой конкретным преподавателем литературы (36% преподавателей и 48% студентов);
- за написание и (или) защиту курсовой или дипломной работы (38% преподавателей и 25% студентов);
- за дополнительные занятия, репетиторство, когда
фактически такие занятия не проводятся либо студенты не желают их посещать (28%
преподавателей и 44% студентов).
В школах, по мнению респондентов, взятки чаще всего берутся тоже за те действия, которые юридически значимых последствий не влекут. Также в
образовательных учреждениях незаконные сборы
взимаются для ремонта и покупки оборудования, которые должны финансироваться не за счет учеников и их родителей (55% учителей и 77% учащихся)3.
На наш взгляд, принятие незаконного вознаграждения является обыденным, привычным
1 URL : Ьійр://гт^Іеп^.ІК^оитаІ.сотЛ70157.МтІ[по состоянию на
12.03.2013 г.].
2 Бабушкин Е. Взятки в Петербурге: где и сколько дают и берут URL : Шр:/Лллллл/.тг7.ш/агйсЄ/55206[по состоянию на 12.03.2013 г.].
3 Плохов С.В. Преподаватель как субъект должностных преступлений //
Законность. 2012. № 4. С. 60 - 65. [Полный текст исследования
опубликован на сайте саратовского Центра по исследованию проблем
организованной преступности и коррупции: URL : www.sartraccc.ru].
актом и в медицине, и в образовании и других сферах государственных, муниципальных услуг.
Безусловно, законы запрещают получение незаконного вознаграждения как должностным, так и иным лицам сферы образования, здравоохранения.
Так, статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что педагогический работник организации, осуществляющей
образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника4.
А согласно ст. 74 «Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими
профессиональной деятельности» Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе:
1) принимать от организаций, занимающихся
разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их
представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно - компания, представитель компании) подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, в связи с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной
деятельности), в том числе на оплату развлечений,
отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний;
2) заключать с компанией, представителем компании
соглашения о назначении или рекомендации
пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
3) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
4) предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении
4 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598. [Закон вступает в силу с 01.09.2013 г.]
аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
5) осуществлять прием представителей
фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня или предоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и частью 3 статьи 96 настоящего Федерального закона;
6) выписывать лекарственные препараты,
медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата,
медицинского изделия5.
Однако о том, что медицинские работники не вправе принимать вознаграждение от иных физических или юридических лиц в указанных законах ничего не сказано.
В отношении медицинских работников -должностных лиц, вопросов не возникает, в случае получения незаконного вознаграждения от пациентов (их родственников) они несут уголовную ответственность по ст. 290 УК РФ.
Проблема заключается в юридической оценке действий медицинских работников, педагогов, иных лиц, занимающихся профессиональной
деятельностью и получающих незаконное вознаграждение.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему
экзаменов и выставлению оценок членом
государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии)6.
Буквальное толкование положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ позволяет говорить об отсутствии ответственности учителей, воспитателей, преподавателей вузов и колледжей, среднего медицинского персонала за незаконное получение вознаграждения от пациентов.
По мнению Б. В. Волженкина, о наличии
распорядительных функций свидетельствует
5 Об обращении лекарственных средств : Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61 -ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
6 О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий : Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 // РГ. 2009. 30 окт.
обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения.
Таким образом, получается, что во время проведения учебных занятий преподаватель занимается профессиональной деятельностью, а при приеме экзаменов или зачетов он становится должностным лицом.
Б. В. Волженкин писал, что характер полномочий служащих государственных и муниципальных
учреждений предполагает исполнение ими не только управленческих функций, имеющих юридическое значение, но и функций исключительно
профессиональных. О наличии распорядительных функций свидетельствует обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать
правовые отношения. Во время проведения учебных занятий преподаватель занимается
профессиональной деятельностью, а при приеме экзаменов или зачетов он становится должностным лицом, поскольку от выставленных оценок зависит зачисление в учебное заведение, перевод на другой курс, получение стипендии либо выдача диплома об окончании учебного заведения7. До настоящего
времени и теория и практика придерживается мнения этого автора.
Не согласны мы с В. П. Новоселовым, что должностным лицом, осуществляющим
административно-хозяйственные функции, выступает, например, старшая медицинская сестра. Его мнение разделяет Е. В. Епифанова, Крылова Н. Е. и Павлова
Н. В.8.
По этому вопросу необходимо сделать экскурс в историю, так как в Уголовном кодексе РСФСР
содержалась статья 156.2 «Получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения», которая была введена Указом Президиума ВС РСФСР от 21.09.81 г.
Статья предусматривала ответственность за получение работником предприятия, учреждения или организации, не являющимся должностным лицом, путем вымогательства незаконного вознаграждения от гражданина за выполнение работы или оказание услуги в сфере торговли, общественного питания, бытового, коммунального, медицинского,
транспортного или иного обслуживания населения, входящих в круг служебных обязанностей такого работника. Деяние, предусмотренное ч. 1 статьи наказывалось исправительными работами на срок до одного года или штрафом до одного минимального месячного размера оплаты труда.
Квалифицированным видом были те же действия, совершенные неоднократно или в крупных размерах, они наказывались лишением свободы на срок до трех лет или штрафом до пяти минимальных месячных размеров оплаты труда9. Состав преступления находился в Главе шестой УК РСФСР «хозяйственные преступления». Учитывая, что не редко пациенты
7 Волженкин Б.В. Служебные преступления. СПб, 2000. С. 117.
8 Крылова Н.Е., Павлова Н.В. Субъект преступлений, совершаемых в сфере медицинской деятельности //Современное право. 2006. № 4.
9 УК РСФСР [ в ред. от 20.10.92 : утратил силу] // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40.
поликлиник, санаториев, больниц, вынуждены доплачивать среднему и низшему медицинскому персоналу за их прямые обязанности (уколы, анализы, медицинский уход). Поэтому, в качестве существенной превентивной меры считаем целесообразным восстановления в УК РФ статьи, аналогичной ст. 156.2 УК РСФСР.
Заметим, в Молдавии именно по субъекту преступлений отграничивается получение незаконного вознаграждения от получения взятки. Субъектом первого преступления может быть любой работник, не являющийся должностным лицом, субъектом получения взятки - только должностное лицо10.
При этом за период с 2005 по 2010 гг. в Республике Молдова к уголовной ответственности за совершение различных коррупционных преступлений привлечено более четырех десятков медицинских работников. Половина из них привлечена к ответственности по ст. 330 Уголовного кодекса Республики Молдова (УК РМ). В части первой статьи установлена ответственность за получение служащим незаконного вознаграждения. Получение служащим органов публичной власти, других государственных предприятий, учреждений и организаций, не являющимся должностным лицом, незаконного вознаграждения или иных выгод имущественного характера за выполнение действий или оказание услуг, входящих в его служебные обязанности, наказывается штрафом в размере от 200 до 400 условных единиц или лишением свободы на срок до 2 лет с лишением или без лишения в обоих случаях права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет. В соответствии со ст. 67 УК РМ одна условная единица штрафа равняется 20 леям. И хотя субъект данного преступления не является должностным лицом, ст. 330 включена в главу XV «Преступления, совершенные должностным лицом». В 17 случаях осужденным назначен штраф, а в 3 случаях они осуждены к лишению свободы условно.
В новом УК Украины это ст. 354 - «Получение незаконного вознаграждения работником
государственного предприятия, учреждения или
организации». В диспозиции статьи предусмотрена ответственность за незаконное получение путем
вымогательства работником государственного предприятия, учреждения или организации, не
являющимся должностным лицом, в любом виде материальных благ или выгод имущественного характера в значительном размере за выполнение или невыполнение каких-либо действий с использованием положения, которое он занимает на предприятии, в учреждении или организации. Деяние наказывается штрафом до семидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет1 .
Считаем, что новый состав должен содержаться в Главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности». Предлагаем следующую редакцию статьи:
10 Codul penal al RM. Comentariu / Redactor A. Barbaneagra, Centrul de Drept al Avocatilor. Chiinau, 2009. 860 p. P. 556 - 558.
11 УК Украины URL :
http://kodeksy.com.ua/ka/ugolovnyj_kodeks_ukraini/statja-354.htm [по состоянию на 12.03.2013 г.].
Статья 171. 3 «Получение незаконного
вознаграждения от юридических или физических лиц».
1. Получение работником, не являющимся субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 незаконного вознаграждения от юридического или физического лица за выполнение работы или оказание услуги в сфере торговли, питания, бытового, коммунального, медицинского, транспортного или иного обслуживания населения, входящих в круг служебных обязанностей такого работника, -
наказывается штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
2. Получение незаконного вознаграждения за незаконные действия (бездействие) -
наказывается штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Список литературы:
1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // СЗ РФ. -2012. - № 53 (ч. 1). -Ст. 7598. [Закон вступает в силу с
01.09.2013 г.]
2. Об обращении лекарственных средств : Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61 -ФЗ // СЗ РФ. - 2011.
- № 48. - Ст. 6724.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 // СЗ РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.
4. УК РСФСР [ в ред. от 20.10.92 : утратил силу] // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40.
5. УК Украины URL :
http://kodeksy.com.ua/ka/ugolovnyj_kodeks_ukraini/statja-354.htm [по состоянию на 12.03.2013 г.].
6. Codul penal al RM. Comentariu / Redactor A. Barbaneagra, Centrul de Drept al Avocatilor. Chiinau, 2009. 860 p. P. 556
- 558.
7. Бабушкин Е. Взятки в Петербурге: где и сколько дают и
берут URL : http://www.mr7.ru/articles/55206[по
состоянию на 12.03.2013 г.].
8. Волженкин Б.В. Служебные преступления. - СПб, 2000.
- С. 117.
9. Комиссаров В.С. Характеристика состояния и основные тенденции развития уголовного законодательства России // Актуальные вопросы государства и права в Российской Федерации и в Республике Македонии: Сборник научных статей. Вып. 1 / отв. ред. А.Е. Шерстобитов. - М.: Статут, 2006. -С. 439 - 451.
10. Крылова Н.Е., Павлова Н.В. Субъект преступлений, совершаемых в сфере медицинской деятельности // Современное право. - 2006. - № 4.
11. Плохов С.В. Преподаватель как субъект должностных
преступлений // Законность. 2012. № 4. С. 60 - 65. [Полный текст исследования опубликован на сайте саратовского Центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: URL :
www.sartraccc.ru].
12. Сделать коррупцию невыгодной - главная задача
общества - представитель СК РФ Владимир Макаров URL : http://www.itar-tass.com/c49/620437.html [по
состоянию на 12.03.2013 г.].
13. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий : Постановлению Пленума
Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 // РГ. 2009. 30 окт.
14. Букалерова Л.А., Гаврюшкин Ю.Б., К вопросу о введении института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц // Пробелы в российском законодательстве №4, 2012, с. 167-170
Reference list:
1. On Education in the Russian Federation: Federal Law of
29.12.2012 № 273-FZ / / NW. - 2012. - № 53 (part 1). -St. 7598. [The law takes effect from 1.9.2013, the]
2. On Circulation of Medicines: The Federal Law of April 12, 2010 № 61 -FZ / / NW. - 2011. - № 48. - Art. 6724.
3. About the National Security Strategy of the Russian Federation to 2020: Presidential Decree of 12.05.2009 № 537 / / NW. - 2009. - № 20. - Art. 2444.
4. Criminal Code of the Russian Federation [in the red. from 20/10/92: expired] / / Vedomosti RSFSR Supreme Soviet. 1960. № 40.
5. Criminal Code URL:
http://kodeksy.com.ua/ka/ugolovnyj_kodeks_ukraini/statja-354.htm [as of 12.03.2013 was].
6. Codul penal al RM. Comentariu / Redactor A. Barbaneagra, Centrul de Drept al Avocatilor. Chiinau, 2009. 860 p. P. 556
- 558.
7. Grandmother E. Bribes in St. Petersburg: where and how much give and take URL: http://www.mr7.ru/articles/55206 [as of 12.03.2013 was].
8. Volzhenkin BV Official crimes. - St. Petersburg, 2000. - S. 117.
9. Commissioners VS Characteristics of the state and the main trends in criminal law in Russia / / Actual problems of State and Law of the Russian Federation and the Republic of Macedonia: Collected articles. No. 1 / dia. Ed. AE Sherstobitov. - Moscow: The Statute, 2006. -C. 439 - 451.
10. Krylov, NE, NV Pavlova The subject of the crimes committed in the area of medical practice / / The modern law. - 2006. - № 4.
11. Plokhov SV Teacher as the subject of malfeasance / / Law.
2012. Number 4. Pp. 60 - 65. [Full text of the study published on the website of the Saratov Center for the Study of Organized Crime and Corruption: URL:
www.sartraccc.ru].
12. Make corruption unprofitable - the main task of the society
- the representative of the Union of Russian Vladimir Makarov URL: http://www.itar-tass.com/c49/620437.html [as of 12.03.2013 was].
13. On judicial practice in cases of abuse of power and abuse of power: the Resolution of the Plenum of the Supreme Court from 16.10.2009 № 19 / / WG. 2009. October 30.