Денисова А.Ю. Галяутдинова К.В.
КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОЕ ЯВЛЕНИЕ
На протяжении последнего десятилетия при характеристике складывающейся общественно-политической и экономической ситуации в Российской Федерации с неизменным постоянством констатируется негативный факт активного распространения коррупции и усиления ее внедрения во все сферы жизнедеятельности государства и общества. Коррупция приобретает размах, реально угрожающий безопасности государства, нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социаль-84 ной справедливости. По данным Следственного комитета при МВД России, в 2014 году в производстве находилось около 30 тыс. уголовных дел. Расследование было окончено по 9280 уголовным делам, а в суд направлено 7861 дело. Отмечается, что по направленным в суд уголовным делам за совершение преступлений коррупционной направленности привлекались в качестве обвиняемых, в том числе, лица, обладающие особым правовым статусом: депутаты законодательных органов субъектов РФ, представители органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, судьи и представители органов судебной власти, прокуроры и их заместители, сотрудники Следственного комитета РФ, МВД и ФСКН России.
За аналогичный период 2014 год в органы Следственного комитета РФ поступило 37 086 сообщений о коррупционных преступлениях (в 2013 году - 42 052), в 24 018 случаях приняты решения о воз-
буждении уголовных дел [1].
Общеизвестно, что для многих зарубежных стран коррупция в их органах власти и экономической деятельности является одной из актуальных проблем. При этом влияние коррупции в этих странах настолько возросло и продолжает нарастать, что в ряде случаев достигает угрожающих размеров и сопоставимо со значительной частью госбюджета государства. В свою очередь глобализация мирового сообщества привела к тому, что коррупция в одном государстве может негативно сказываться на развитии других стран. Учитывая угрожающий характер 84 коррупции и ее значение для международного сообщества со второй половины XX века коррупция стала международной проблемой. Поэтому Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (далее - ООН) 16.12.1996 г. утверждена «Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях» [2], а 31.10.2003 г. принята Конвенция оОн против коррупции и учрежден Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря) [3]. Советом Европы также приняты международные правовые акты по борьбе с коррупцией - Конвенция «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (8.11.1990 г.), Конвенция «Об уголовной ответственности за коррупцию» (27.01.1999 г.) и др.
Россия по международным и отечественным экспертным оценкам относится
Денисова А.Ю., курсант Казанского юридического института МВД России Галяутдинова К.В., курсант Казанского юридического института МВД России © Денисова А.Ю., 2016 © Галяутдинова К.В., 2016
85
к числу стран мира с «высоким» уровнем коррупции в государственном управлении и экономической деятельности. На основании Конвенции ООН против коррупции, Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в России не только подтверждено сотрудничество в международной борьбе против коррупции, но и приняты соответствующие законы (Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и др.), указы Президента РФ (например, указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции», указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» и др.), постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты по вопросам противодействия коррупции. В юридической литературе достаточно дискуссионными являются вопросы в части определения преступных деяний, которые образуют коррупционные преступления, их юридической характеристики и классификации, определения понятий «коррупция», «коррупционные правонарушения» и «коррупционные преступления», а также анализа отдельных элементов криминологической характеристики коррупционной преступности. Термин «коррупция» происходит от латинского термина «corruptio», который переводится как подкуп, порча, упадок. В научной литературе используется также английский термин «corruption», который переводится в нескольких значениях: 1) коррупция; 2) развращение; 3) искажение; 4) разложение; 5) порча; 6) испорчен-
ность; 7) продажность; 8) извращение; 9) гниение. В юридическом словаре коррупция определяется как общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц. В действующем российском законодательстве используются термины «коррупция» и «коррупционные правонарушения». В Федеральном законе «О противодействии коррупции» [4] определяются основные понятия, правовые основы, принципы, дается характеристика деятельности по противодействию коррупции и ответственности физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения. В то же время используемый в данном законе термин «коррупционные правонарушения» соответствующим понятием не определяется. Одним из дискуссионных вопросов, имеющим законодательное значение и характеризующим коррупционные преступления, является определение правового (нормативного) понятия этих преступлений. В Федеральном законе «О противодействии коррупции» и в Уголовном кодексе РФ (далее - УК) не дается однозначного определения понятия «коррупционные преступления». Между тем определение коррупционных преступлений значимо не только для достижения задач уголовного законодательства, но и в не меньшей степени для правоприменительной практики. В УК также нет состава преступления, называемого коррупционным (коррупцией). Таким образом, к коррупционным преступлениям следует относить достаточно широкий круг общественно опасных деяний, квалифицируемых по различным статьям Особенной части УК. При этом уголовно-правовой анализ коррупционных преступлений требует самостоятельного исследования. В отечественной криминологической науке термины «коррупция»,
85
86
«коррупционные преступления» и «коррупционная преступность» используются достаточно давно, в том числе исследуются особенности и латентность коррупционной преступности.
Криминальная обстановка в России, в том числе в виде коррупционной составляющей, свидетельствует, что в последние годы по официальным данным наблюдается тенденция к снижению регистрируемых преступлений, как в целом, так и в отношении коррупционных преступлений. По экспертным оценкам, в официальной статистике отражается только одна пятая (или десятая) часть совершаемых преступлений данной категории. Все это порождает недоверие граждан к деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов, а также к правовому нигилизму и неполному выполнению государством в целом правоохранительных функций. Это подтверждает и общественное мнение о масштабах коррупции в России. Мы поддерживаем мнение ряда ученых, которые считают, что коррупция является неотъемлемой частью организованной преступности. Различные организованные преступные структуры свой криминальный бизнес во многих случаях соединяют с теневой и легальной экономикой, входят в контакт с коррумпированными должностными лицами. В свою очередь эти лица становятся «крышей» для преступных структур, предоставляют информацию и юридическую помощь, обеспечивают их безопасность, а зачастую и блокируют деятельность органов государственной власти, правоохранительных органов по противодействию организованной преступности. Криминологическая характеристика коррупционной преступности представляет комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных причин, детерминирующих как отдельные коррупционные преступления, так и в совокупности с другими преступлениями корыстного, организованного и иного характера, и состоит из разноплановых и многочисленных факторов.
К причинам коррупционной преступности в России относятся:
• нестабильность в экономике, зависящая от политических и внешних факторов;
• инфляционные и кризисные процессы; проникновение организованной преступности в государственные органы и легальный бизнес;
• материальная необеспеченность чиновника, идущего на поборы и взятки ради удовлетворения собственных нужд и своей семьи;
• отсутствие эффективной рыночной конкуренции, что позволяет получать сверхдоходы, а также добиваться успеха не работой, а подкупом;
• непомерное количество чиновников, что снижает возможность их высокой оплаты;
• коррупция в правоохранительных органах;
• низкий уровень антикоррупционной культуры населения, должностных лиц, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, их право-сознания;
• недостаточно эффективное взаимодействие правоохранительных органов с другими государственными органами по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию коррупционных преступлений и правонарушений;
• недостаточное информационное обеспечение деятельности правоохранительных органов по организации борьбы с коррупционными правонарушениями; отсутствие реального контроля гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях;
• отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с коррупцией и др.
Таким образом, на наш взгляд, следует сделать вывод, что понятие «коррупция» включает в себя коррупционную преступность, административные коррупционные правонарушения, дисциплинарные коррупционные проступки и гражданско-правовые коррупционные деликты. Существующая в Российской Федерации проблема противодействия коррупции
86
является не столько криминологической и уголовно-правовой, сколько социально-политической, и во многом зависит от наличия так называемой «политической воли». Как следует из комментариев в средствах массовой информации (об этом свидетельствует и правоприменительная практика последних лет), в России предметом расследования становятся уголовные дела по общественно резонансным коррупционным злоупотреблениям (например, в Федеральном космическом агентстве о растрате средств
СПИСОКЛ
на развитие системы навигации ГЛОНАС (дело Роскосмоса), в Министерстве обороны (дело Оборонсервиса), в сферах сельского хозяйства (дело Росагроли-зинга) и рыболовства (дело Росрыболов-ства), приватизации и регистрации недвижимости (дело Росреестра), ремонта и обслуживания Саяно-Шушенской ГЭС (дело РусГидро) и др.). При этом суммы причиняемого коррупционерами ущерба исчисляются миллиардными цифрами, а коррупционные преступления не являются единичными.
1. Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. - URL: https:// www.sledcom.ru (дата обращения: 05.12.2015).
2. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (принята резолюцией 51/191 Генеральной Ассамблеи от 16.12.1996 г.). -URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/bribery.shtml (дата обращения: 22.11.2015).
87 3. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята резо- Q7 люцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003 г.). - URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 22.11.2015). 4. О противодействии коррупции: Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 (с изм. и доп.). - Доступ из СПС Консультант Плюс. - URL: https://www. consultant.ru (дата обращения: 22.11.2015).