заключения кредитного соглашения с соответствующим финансовым органом.
Список литературы:
1. Козаченко П., Васильева Я. Ответственность за незаконное получение государственного целевого кредита // Российская юстиция. 2000. № 5.
2. Каримуллин Р.И. Договор целевого кредита // Журнал российского нрава. 2000. № 10.
3. Шмонин А.В. Расследование преступлений, связанных с незаконным получением кредита. Архангельск: МИУ, 2001.
4. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК). М.: Волтерс Клувер, 2006.
5. Письмо Министерства финансов РФ от 03.07.1992 № 2-9 «О предоставлении кредитных ресурсов для нормализации платежей в народном хозяйстве» // Бюллетень нормативных актов. 1992. № 9-10.
O.A. Petruhina
Considered the content of the objective side of the crime envisaged by part 2 of the article 176 of the criminal code of the russian federation, the notion and kinds of state special-purpose loan, the procedure of its provision, the essence of the purpose of the loan, the procedure of control over the targeted use of credit funds.
Key words: a crime, the subject of the crime, the state special-purpose loan, a purpose, the federal budget, illegally obtaining state special-purpose loan.
УДК 342.9
М.М. Поляков, канд. юрид. наук, доц., +7(920)751-55-05, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
КОРРУПЦИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ПРАВА, СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ И ТЕНДЕНЦИЙ
В статье рассмотрены различные аспекты коррупционных проявлении в области государственного управления на основе исследования научных трудов отечественных и зарубежных ученых.
Ключевые слова: коррупция, государственное управление, административное
право.
Слово «коррупция» имеет древние корни. В одном из величайших памятников Древнего Рима - Законах XII таблиц термин «соггитреге» уже
начинает использоваться в значениях «менять за деньги показания в суде» и «подкупать судью». Само понятие «corruption» дословно переводится как подкуп, продажность и состоит из двух латинских слов «core» - целое, общее, единое и «rumpere» - разрушать, уничтожать, разламывать.
Коррупция является объектом изучения множества наук: экономической теории, социологии, политологии, теории государства и права, криминологии, административного права, международного права и т.д. Сегодня в Российской Федерации формируются целые юридические школы, занимающиеся проблемой коррупции, а также выработкой эффективных механизмов и концепций борьбы с ней. Помимо этого, в современной науке можно наблюдать огромное количество самых разнообразных подходов к определению понятий «коррупция», «коррупционное правонарушение», «антикоррупционная политика» и т.д.
Все имеющиеся определения коррупции можно условно разбить на несколько групп: первая - официальные определения, содержащиеся в международных и внутрироссийских нормативных правовых актах; вторая - определения, сформулированные учеными-юристами; третья -определения, предложенные учеными других отраслей научного знания.
Считается, что первое официальное международное определение коррупции было закреплено в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. Кодекс гласит: «... понятие коррупции ... охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» [1]. На международном уровне по вопросам борьбы с коррупцией приняты и в дальнейшем ратифицированы Российской Федерацией такие важнейшие документы как: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию [2] (Страсбург, 27.01.1999), Хартия европейской безопасности [3] (Стамбул, 19.11.1999), Конвенция против транснациональной организованной преступности [4] (Нью-Йорк, 15.11.2000), Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [5] (Нью-Йорк, 31.10.2003).
В указанных документах четкого определения понятия «коррупция» не содержится, однако в них присутствуют другие понятия, которые схожи с ее содержанием. Так, в частности, в ст. 8 Конвенции против транснациональной организованной преступности перечислены уголовно-наказуемые деяния, обладающие признаками коррупции:
а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо
совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;
Ь) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции в п. «И» ст. 2 содержит термин «основное правонарушение» под которым понимается любое правонарушение, в результате которого были получены доходы, в отношении которых могут быть совершены указанные в Конвенции деяния, образующие состав преступления. В п. 1 ст. 23 Конвенции перечислены деяния, к которым относятся:
a) 1) конверсия или перевод имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений, в целях сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении основного правонарушения, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния;
и) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
b) при условии соблюдения основных принципов своей правовой системы:
1) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
и) участие, причастность или вступление в сговор с целью совершения любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей статьей, покушение на его совершение, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при его совершении.
В Российской Федерации легальное определение коррупции зафиксировано в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [6]. Согласно ст. 1 закона коррупция: -это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному
лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.
В научной среде термин коррупция встречается гораздо чаще, причем как на Западе, так и в России. Проблемой коррупции в разные годы на международном уровне занималась della Porta (Делла Порта), Kaufmann (Кауфман), Nye (Най), Johnston (Джонстон), Palmer (Палмер), Rose-Ackerman (Роуз-Аккерман), Weber (Вебер) и др.
Наверное, самый большой вклад в изучение причин коррупции в России привнесли отечественные криминологи. Действительно, истоки коррупции находятся в самом обществе, точнее - в его негативных сторонах и проявлениях. В.В. Лунеев отмечает, что коррупция - скорее синтетическое социальное или криминологическое понятие, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов деяний» [7, с. 271].
Теоретики права предлагают рассматривать коррупцию максимально широко, но делая при этом упор не на социальную, а на правовую природу коррупции. В этой связи уместно сослаться на диссертационное исследование С.Н. Шишкарёва, который предлагает рассматривать коррупцию как теоретико-правовую категорию, выражающуюся в правовой связи между коррупционными отношениями и интересами личности, общества и государства [8, с. 24]. Некоторые теоретики рассматривают коррупцию более радикально как разложение государственного аппарата [9, с. 3]. Стоит отметить, что некоторые авторы, написавшие диссертационные исследования по теории коррупции, придерживаются более классических взглядов при ее определении: «Коррупция есть противоправное или не предусмотренное правом предоставление или получение (а равно выражение намерения предоставления или получения) материальных и нематериальных преимуществ, благ в результате реализации или невыполнении полномочий субъектами властно-публичной деятельности либо использования ими должностного положения в своих интересах, в пользу заинтересованного физического или юридического лица» [10, с. 11].
Большинство определений коррупции, сформулированных учеными-административистами напрямую связаны с институтом государственной службы., так как предмет административного права составляют управленческие отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в системе исполнительной власти.
Автор множества работ по борьбе с коррупцией в системе государственной службы Российской Федерации A.B. Куракин в качестве одного из главных результатов своего диссертационного исследования предлагает следующее определении коррупции: «Коррупция как явление в системе государственной службы включает в себя разнообразные противоправные деяния, состоящие в принятии государственным
служащим лично или через посредников имущественных благ, осуществление государственным служащим должностных
злоупотреблений с использованием своего статуса, а также подкуп государственного служащего физическими или юридическими лицами»
[11, с. 9].
Представитель школы административного права Московской государственной юридической академии им. O.E. Кутафина A.A. Шевелевич рассматривает коррупцию как систему общественных отношений, основанных на противоправном обмене должностных лиц государственного сектора с заинтересованными лицами имущественными и личными неимущественными благами [12, с. 7].
Надо сказать, что приведенные выше определения, относящиеся к коррупции, по большому счету полностью не охватывают сущность данного противоправного явления, но в них раскрывается её главный составляющий элемент - подкуп (продажность) уполномоченных должностных лиц. В этом и состоит суть любого коррупционного деяния, независимо от его общественно опасных последствий.
Система государственного управления представляет собой комплексную категорию, сочетающую в себе социальные, политические, экономические и юридические стороны. Коррупция проявляет свои негативные свойства во всех описанных выше аспектах государственного управления:
• с политической точки зрения - она извращает всю суть отношений по поводу осуществления власти, делая их абсолютно неестественными и неконкурентными, ломая систему социальных лифтов, не допуская к власти действительно способных и квалифицированных управленцев;
• с экономической точки зрения - она приносит государству огромный финансовый ущерб, связанный с фактическим разворовыванием бюджетных и частных средств, которые могли бы пойти на развитие государства, но были использованы коррумпированными чиновниками для собственного обогащения;
• с юридической точки зрения - в государстве происходит деформация правоотношений с закреплением в законодательстве прямо и косвенно норм, имеющих коррупционное содержание, что приводит выработке у чиновников чувства безнаказанности за свои действия, а у граждан - осознания невозможности их привлечения к юридической ответственности за деяния, имеющие коррупционное содержание.
Учитывая указанные обстоятельства, можно сделать вывод о том, что коррупция разрушает абсолютно все составляющие общественных отношений в системе государственного управления.
Список литературы
1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, (принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г.) // Документы ООН. A/RES/34/169.
2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27.01.1999) // Совет Европы и Россия. 2002. № 2. С. 46 - 55.
3. Хартия европейской безопасности (Стамбул, 19.11.1999) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Конвенция против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15.11.2000) // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 3 - 33.
5. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31.10.2003) // Бюллетень международных договоров. 2006. № 10. С. 7 - 54.
6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 30.12.2008. № 266.
7. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. - М., 1999.
8. Шишкарёв С.Н. Правовой порядок в сфере противодействия коррупции: теоретико-правовое исследование: авторефер. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2010.
9. Нурутдинов А.З. Коррупция как общеправовой феномен: авторефер. дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2004.
10. Хамазина О. И. Правовые средства противодействия коррупции: Проблемы теории и практики: авторефер. дис. ... канд. юрид. наук. -Саратов, 2008.
11. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: авторефер. дис. ... д-ра. юрид. наук. - Люберцы, 2008.
12. Шевелевич А.А. Административно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы: авторефер. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008.
M.M. Polyakov
CORRUPTION IN PUBLIC ADMINISTRATION: AN ANALYSIS OF THE RIGHTS OF MODERN VIEWS AND TRENDS
The article examined various aspects of corruption in public administration based on a study of scientific work of domestic andforeign scholars.
Key words: corruption, governance, administrative law.