Коррупция как следствие приватизации государственной власти
Тимофеева Инна Юрьевна,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
Лаврова Елена Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
Комиссарова Елена Александровна,
кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
Федоскин Николай Николаевич
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии E-mail: [email protected]
Ягнешко Михаил Владимирович,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
полностью противоречит основам Конституционного строя, провозглашенным в Российской Федерации. Итогом постоянно увеличивающейся коррупции становится и четко выраженная социальная дифференциация общества. Проводимые антикоррупционные мероприятия, реализуемые на уровне государственных и муниципальных организаций с использованием международного опыта, действующего законодательства Российской Федерации, различных программ противодействия коррупции показали определённый прогресс. Тем не менее, коррупция находится на угрожающе высоком уровне. По мнению авторов статьи, основной причиной является происходящая приватизация государственной власти, позволяющая должностным лицам на всех уровнях государственного и муниципального управления использовать функции, которыми наделило их государство, в своих корыстных интересах. Предлагается, в силу сложившихся в России традиций и менталитета населения, применение жестких административных и уголовно-правовых методов в целях противодействия коррупционным правонарушениям.
Авторы в результате проведённого исследования приходят к выводу, что силовые меры должны дополняться формированием в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям. Ключевую роль в воспитании гражданского общества могут сыграть средства массовой информации, повышение правовой культуры граждан, антикоррупционное просвещение.
Ключевые слова: коррупция, приватизация власти, хищения, противодействие коррупции, уголовно-правовые меры.
В статье анализируются данные о проникновении коррупции в органы государственного и муниципального управления. Коррупция приняла в России гипертрофированные размеры, несмотря на широкомасштабные меры, принимаемые правительством по борьбе с этим явлением. Как следствие снижается эффективность экономики, усиливается социальное неравенство, нарушаются права человека и гражданина, что
181
Коррупция сегодня является проблемой во многих странах мира. Как свидетельствуют данные международной неправительственной организации Transparency International, с этим общественно-опасным явлением в той или иной степени сталкиваются в любой стране. Но в России ситуация с коррупцией обстоит особенно остро. Коррупция проникла во все сферы нашего общества, здравоохранение, медицину, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, государственное управление, негосударственный сектор экономики и превратилась в обычную составляющую социально-экономической жизни. Коррупцию иногда сравнивают с опухолью поразившую метастазами всю страну [13, с. 175].
Согласно индекса восприятия коррупции ежегодно рассчитанного Transparency International на основании опросов экспертов и предпринимателей, Российская Федерация по состоянию на 2019 год находилась на 137 месте в мире, между Папуа-Новой Гвинеей и Ливаном[8, с. 1]. К 2020 году улучшила свой рейтинг всего на пару позиций.
Проведенный Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2019 году социологический опрос показал, что наиболее коррумпированными в России граждане считают сектор государственной и муниципальной собственности (78% опрошенных), правоохранительную систему (77%), судебную систему (74%), сферу жилищно-коммунального хозяйства и оказания услуг (63%) [3, с. 1.]. Большинство населения не видит положительных изменений в борьбе с коррупцией. При этом коррупция в России продолжает нарастать. Генеральной прокуратурой в 2019 году отмечен рост коррупционных правонарушений на 3,6% по отношению к уровню 2018 года, существенно выросло количество преступлений, связанных с дачей взятки (на 35,4%) и посредничества при даче взяток (на 46,4%) [4, с. 1]. Председатель Счетной палаты А.Л. Кудрин в интервью, данном агентству РИА Новости, в январе 2020 года заявил, что размеры коррупции в нашей стране до-
стигают нескольких триллионов рублей в год, при этом нет тенденции к её снижению. Правда, непосредственно из бюджета воруют по мнению Алексея Леонидовича не так уж много - примерно 2-3 миллиарда рублей в год [1, с. 5; 9, с. 1].
Коррупция приняла в России гипертрофированные размеры, несмотря на широкомасштабные меры, принимаемые правительством по борьбе с этим явлением. Борьба системно ведется на все уровнях государственного и муниципального управления. Если проанализировать антикоррупционную политику, то получится довольно внушительная картина. Так, на уровне министерств и ведомств в целях противодействия коррупции осуществляются следующие мероприятия:
- определен порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими соответствующие должности;
- утверждены положения об осуществлении проверки в отношении лиц, замещающих должности или претендующих на замещение должностей, включенных в Перечень должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- изданы приказы об организации проведения служебных проверок;
- созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;
- разработаны комплексы мероприятий по реализации антикоррупционной политики;
182
- утверждены планы мероприятии по противодействию коррупции;
- созданы отделы по профилактике коррупционных правонарушений;
- разработаны Кодексы этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих;
- утвержден порядок уведомления нанимателей о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений;
- утверждены перечни должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
- организована работа «телефона доверия» по вопросам противодействия коррупции;
- и т.п.
На уровне субъектов Федерации
в целях противодействия коррупции:
- приняты региональные законы о противодействии коррупции;
- созданы комиссии по координации работы по противодействию коррупции;
- сформированы департаменты (отделы) региональной безопасности и противодействия коррупции;
- разработаны программы по противодействию коррупции и подробные планы содержащие конкретные мероприятия по противодействию кор-рупции,источники финансирования, и объем выделяемых средств;
- созданы Советы по противодействию коррупции;
- сформированы и функционируют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, образуемых в государственных органах;
- утвержден порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими, соблюдения муниципальными служащи-
ми требований к служебному поведению;
- проводится антикоррупционный мониторинг;
- утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы областных нормативных правовых актов и проектов областных нормативных правовых актов;
- утверждены положения о «телефоне доверия» для получения информации о проявлениях коррупции в органах исполнительной власти в субъектах федерации и органах местного самоуправления муниципальных образований;
- проводятся социологические исследования в целях изучения мнение населения об уровне коррупции в органах исполнительной власти регионов;
- проводится общественное обсуждение (с привлечением экспертного сообщества) проектов планов противодействия коррупции;
- отчеты о выполнении программ противодействия коррупции размещаются в Интернете на официальных сайтах региональных органов власти;
- проводятся обучающие семинары с лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах исполнительной власти регионов; Аналогичные антикоррупционные
мероприятия проводятся в государственных и муниципальных учреждениях, организациях и предприятиях - школах, больницах, детских садах, учреждениях культуры, предприятиях коммунального хозяйства. Составляются планы антикоррупционных мероприятий, определяются ответственные за их исполнение, сроки предоставления отчетности, устанавливаются телефоны «горячей линии», по которым граждане могут обратиться в случае вымогательства денежных средств или осуществления противоправных действий со стороны служащих, проводятся круглые столы, оформляются стенды, посвященные работе по противодействию коррупции.
183
Борьба с коррупцией в отдельных организациях может включать очень широкий спектр мероприятий. Например, в литературном институте имени А.М. Горького антикоррупционная программа включает:
- принятие Кодекса этики и служебного поведения;
- ежегодно в институте формируется План мероприятий по противодействию коррупции на календарный год;
- принятие целого комплекса локальных нормативных документов, например, Положение о порядке работы по предотвращению конфликта интересов работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, Положение о порядке сообщения работниками о получении подарка, Порядок сообщения о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, к совершению коррупционных правонарушений или ставшей известной информации совершения коррупционных правонарушений;
- создание института Ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, его функции выполняет проректор по научной и творческой работе;
- в целях оперативного реагирования со стороны общественности на возможные коррупционные действия со стороны сотрудников Литературного института действует система обратной связи включающая прием электронных сообщений на адрес ректората;
- проводится изучение материалов, размещаемых в средства массовой информации и в электронном пространстве на предмет выявления сообщений о фактах коррупции в стенах института;
- к антикоррупционной работе привлекается студенческое сообщество, ректорат «сотрудничает со студенческим активом по вопросам устранения коррупционных ри-
сков и предотвращения коррупционных проявлений»; - обучающиеся участвуют в проведении круглых столов, обсуждении проблем, связанных с коррупционными проявлениями. Как видим создана мощная система противодействия коррупции в стенах учебного заведения которая, несмотря на это «имеет перспективы дальнейшего её укрепления» [16, с 2].
Перечень внутренних нормативных документов Липецкого государственного педагогического университета составляет 23 позиции! [10, с. 1].
Ведется активная борьба с коррупцией и в негосударственном секторе. В банках, страховых организациях, крупных промышленных компаниях разрабатывается политика противодействия коррупции, создается целая система, включающая принятие локальных нормативных актов, регулирующих порядок борьбы сданным злом, определяются ответственные за проведение различных мероприятий, системы оценки эффективности принимаемых мер, составляются соответствующие отчеты.
Антикоррупционная политика любого акционерного общества основана на действующем международном и федеральном антимонопольном законодательстве, рекомендациях Министерства труда и социальной защиты. Она включает цели, задачи, область применения, основные принципы, ответственных лиц за реализацию политики, мероприятия реализуемые в целях предупреждения и противодействия коррупции.
Антикоррупционная деятельность таким образом пронизывает все общество, но коррупция все равно процветает. Как же при таком организованном противодействии коррупция в нашей стране приобрела гипертрофированные масштабы?
Специалистами, учеными, государственными служащими, представителями законодательной власти выделен широкий спектр причин, вызывающих определяющих распространение и живучесть этого негативного явления.
184
Большинство исследователей считает, что первостепенной причиной коррупции является несовершенство российского законодательства, низкий уровень правовой культуры населения, низкая эффективность деятельности исполнительных органов власти, отсутствие демократического контроля за деятельностью органов государственного управления, склонность населения к взяточничеству, алчность чиновников, несовершенство государства, тяжелое наследие советского режима, резкая дифференциация населения по доходам в сочетании с недостаточными доходами значительной части населения. Сложность противодействия коррупции иногда объясняется естественными причинами например тем, что склонность к коррупции определена самой сущностью человека [12, с. 130] и поэтому является его естественной составляющей. Оправданием коррупции находят низкий уровень доходов служащих и специалистов, особенно на уровне муниципальных образований. А.А. Тимофеева, Е.В. Голодненко считают, что причина распространение коррупции заключается в отсутствии специализированного органа по противодействию коррупции наделенного особыми полномочиями [18, с. 174]. Но как свидетельствует российская практика принятие новых нормативных документов или создание разного рода комиссий или комитетов принципиально не влияют на размеры коррупции.
Несомненно, указанные причины оказывают влияние на распространение коррупции. Но на наш взгляд, главной причиной распространение коррупции является происходящая в РФ приватизация государственной власти. В 40-е годы 20 столетия, анализируя тоталитарный режим, Ф. Хайек выделил такое понятие как «приватизация власти» - это ситуация при которой личность полностью овладевает государственной властью рассматривая ее как средство реализации свои интересов. В настоящее время принято использовать такой термин как «приватизация государства». По мнению М.В. Мельни-
кова приватизация государства представляет собой «очастнивание публичной власти и публичных институтов» [11, с. 35]. Сулакшин С.С. характеризуя черты современного российского государства определяет его как приватизированное государство, в котором происходит приватизация властных мандатов или полномочий, «приватизация самого института государства» [17, с. 1].
Именно приватизация власти позволяет должностным лицам на всех уровнях государственного и муниципального управления использовать свои функции, которыми наделило их государство в своих корыстных интересах.
Государство при этом никуда не исчезает, оно сохраняет все присущие ему признаки, такие как территория, право на легитимное насилие, установление и сбор налогов, аккумулирование ресурсов для выполнения своих функций. Но реализуют функции государства представители аппарата, наделенные полномочиями в соответствии с законодательством РФ. Аппарат превращается в своеобразную корпорацию монополизирующую власть.
Приватизация власти позволяет использовать в своих интересах материально-вещественный и финансовый капитал государства. Масштабы хищений поражают воображение. В 2016 году были осуждены бывшая глава Внешпромбанка Лариса Маркус и её заместитель Екатерина Глушако-ва. Суд признал их виновными в хищении денежных средств на сумму 113,5 миллиарда рублей (примерно 23,2 тонны пятитысячных купюр). Бывшему председателю банка суд назначил наказание в виде лишения свободы по части 4 статьи 159 («Мошенничество») и части 4 статьи 160 Уголовного кодекса России («Присвоение или растрата») в виде 9 лет заключения с отбыванием в колонии общего режима, заместителя председателя приговорили к пребыванию в колонии сроком на 4 года. Маркус и Глушакова осознали свою вину и активно сотрудничали со следствием. При этом, суд отказался удовлетворить гражданский иск Внешпромбанка
185
о взыскании 113,5 млрд рублей с Маркус и Глушаковой[7, с. 2].
В апреле 2019 года был арестован начальник банковского отдела управления «К» ФСБ полковник Кирилл Черка-лин и ряд других сотрудников данного подразделения. Черкалин руководил службой, контролирующей «чистоту» операций осуществляемых банками на территории Российской Федерации. Ему подчинялись все региональные банковские подразделения ФСБ и соответственно все сотрудники аппарата прикомандированных сотрудников (прикомандированных к банкам). Обладая огромным объемом полномочий, предоставленных государством, Чер-калин покрывал незаконные операции банков получая за это свою долю.При обыске в квартирах полковника нашли 12 миллиардов рублей (бывший сотрудник КГБ, бизнесмен Александр Лебедев назвал найденные миллиарды «карманными расходами» [15, с. 7]), стоимость имущества оценили ещё в 6,3 миллиарда. Однако, эти суммы лишь крохотная часть средств, проходившая через криминальную систему созданную при участии Черкалина. Как полагают эксперты ежедневный доход преступной организации мог составлять 400 миллионов рублей [14, с. 3].
Создал преступное сообщество, похитил и вывел за рубеж более 4 миллиардов рублей заместитель председателя Правительственная комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» (в статусе федерального министра) Михаил Абызов (арестован в марте 2019 года).
Возглавляемая Абызовым организация была создана в 2012 году для координации сотрудничества государственных организаций с представителями гражданского общества и предпринимательских кругов, а также с общественными объединениями. Комиссия занималась организацией и оценкой результатов общественной экспертизы нормативно-правовых актов, рассматривала предложения, направленные на повышение уровня открытость работы госорганов, улучшение системы
общественных советов и осуществление гражданского контроля. Комиссия рассматривала предложения о применении системы «Открытое правительство» против коррупции, а также на благо конкуренции и улучшения условий для предпринимательства.
Бывший министр обвиняется в мошенничестве в сфере производства и передачи электроэнергии. По мнению следственных органов своими противозаконными действиями Абызов создал угрозу энергетической безопасности для нескольких регионов Российской Федерации, кроме того, чиновник обвиняется в легализации денежных средств и незаконном предпринимательстве. Помимо деятельности в сфере государственного управления Абызов имел отношение к руководству организацией «Группа Е-4» работавшей в сфере промышленно-энергетического строительства. И как, основатель и бывший председатель совета директоров «Группы Е4», он привлечен по искам в качестве главного ответчика к субсидиарной ответственности на сумму 33,63 миллиарда рублей.
Помимо рассмотренных, в 2019 году был возбужден целый ряд громких дел, связанных с коррупцией. Арестовывались депутаты, чиновники, муниципальные служащие, сотрудники правоохранительных органов, служащие налоговых органов, сотрудники частных организаций. Во многих случаях масштабы хищений и вяток составляют многомиллиардные суммы.
Как писал премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю: человеческая изобретательность практически бесконечна, когда дело касается конвертации власти в личную выгоду.
Проблема нашей страны в том, что борьба с коррупцией ведется в основном на бумаге. Реальному предупреждению и пресечению коррупции в России мешает недостаток политической воли высшего руководства страны, что создает возможности для использования должностными лицами предоставленных им полномочий в личных целях [18, с. 174]. Время от времени
ВП|
_ ь* НпСЙ.Д
186
уголовные дела в отношении высшего руководства возбуждаются, но борьба с коррупцией не носит системного характера. Ли Куан Ю советовал начать борьбу с коррупцией со своего ближнего круга первыми посадить своих друзей, поскольку все знают за что.
Если рассматривать мировой опыт противодействия коррупции, то мы увидим, что самыми «чистыми» являются скандинавские страны, где общество крайне негативно настроено к любым проявлениям коррупционных правонарушений. Например, в Дании, где уровень коррупции оценивается как самый низкий в мире также как и в России приняты этические кодексы, нормативные документы о коррупции, осуществляется контроль за прозрачностью финансовых операций со стороны неправительственных организаций. Различие с нашей страной в том, что успешное противодействие коррупции в Дании осуществляется в первую очередь благодаря высокому уровню самосознания и ответственности граждан. Государственные служащие, сотрудники частных фирм, рядовые граждане осознанно придерживаются политики абсолютной нетерпимости к любым коррупционным проявлениям.
Российское общество сегодня не готово пойти по датскому варианту в силу сложившихся в России традиций и менталитета населения.
Для нашей страны скорее подойдет сингапурский и китайский опыт борьбы с коррупцией основанный на использовании жестких административных и уголовно-правовых методов. Многие исследователи, критикуя китайский опыт ссылаются на то, что даже несмотря на применение смертной казни, в Китае уровень коррупции остается достаточно высоким. Но именно благодаря жестким мерам в стране удается удерживать уровень коррупции на приемлемом уровне. Если бы китайское правительство не применяло жестких мер, вряд ли бы Китай входил сегодня в число стран с самыми высокими темпами экономического роста и объемом иностранных инвестиций.
Усиление коррупции в России свидетельствует о том, что применяемые на сегодняшний день меры не обеспечивают необходимых результатов. Необходимо усиление наказаний за коррупционные правонарушения. Применение более суровых мер может выступить не только средством восстановления социальной справедливости но и позволит возместить обществу ущерб нанесенный отдельными лицами и организациями причастными к коррупции.
Справедливым будет поставить степень наказания в зависимости от занимаемой должности и общественного положения виновных в совершении коррупционных правонарушений, поскольку, чем выше должность коррупционера, тем большими правами он обладает и соответственно присваивает большее количество властно-распорядительских функций. Здесь должен действовать евангельский принцип «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». Можно согласиться с Б.Г. Даниловой, которая считает, что усиление мер уголовно-правового характера «не противоречит и принципам равенства граждан перед законом, гуманизма и экономии мер уголовно-правового воздействия...» [5, с. 100].
Ужесточение наказание может выразиться в возвращении в уголовный кодекс меры наказания в виде лишения свободы и конфискации имущества отмененной Федеральным законом № 162-ФЗ от 08.12.2003 г.(пункт «ж» статьи 44 УК РФ). Материальные санкции, применяемые к лицам обвиненным в коррупционных правонарушениях сегодня явно не соответствуют полученной выгоде, отбыв в местах лишения свободы определенный судом срок бывший взяточник остается состоятельным человеком способным обеспечить безбедное существование своим близким.
Запрос общества на ужесточение наказания за коррупционные правонарушения выразил депутат Государственной думы Александр Шерин пред-
ложивший ввести смертную казнь для коррупционеров и террористов. По мнению депутата, нужно равняться на Китай, где высокие темпы развития экономики обеспечиваются благодаря жестким мерам по противодействию коррупции, «надо помнить, что в этой стране существует смертная казнь за коррупцию» [6, с. 1].
Использование силовых мер по борьбе с коррупцией безусловно должно дополняться контролем со стороны общественности. Участие граждан в борьбе с этим негативным явлением предполагает повышение уровня финансовой и экономической и правовой грамотности населения, формирования в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям. Большую роль в воспитании гражданского общества должны сыграть средства массовой информации, культуры, просвещение. Но общественный контроль будет эффективным только в том случае, когда общественное мнение будет являться сигналом, обязывающим органы государственной власти, муниципального управления и правоохранительные структуры к осуществлению конкретных антикоррупционных мероприятий.
Литература
1. Алексей Кудрин: ущерб от коррупции в России можно измерять триллионами // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria. ш/20200114/1563387576.Мт1?
2. В России закрыли «Открытое правительство» // Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.cnews.ru/news/top/2018-06 25_vlasti_raspustili_komissiyu_po_ otkrytomu_pravitelstvu
3. Генпрокуратура назвала лидеров по уровню коррупции - силовики, суды, исполнительная власть. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pasmi.ru/ агсЬте/245653/
4. Генпрокуратура заметила резкий рост коррупции в 2019 году // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/678230
5. Данилова Б.Г. Ужесточение наказания как средство борьбы с коррупцией // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2011. - № 3 (16). - С. 98-101.
6. Депутат Госдумы предложил ввести смертную казнь за коррупцию и взятки // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://otr-online.ru/ news/deputat-gosdumy-predlozhil-vvesti-smertnuyu-kazn-za-korrupciyu-i-vzyatki-119557.html
7. 9 лет за хищение 114 млрд вынесен приговор экс-главе Внешпромбанка Ларисе Маркус // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. forbes.ru/kompanii/344179-9-let-za-hishchenie-114-mlrd-vynesen-prigovor-eks-glave-vneshprombanka-larise-markus
8. Индекс восприятия коррупции - 2019. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html
9. Кудрин назвал масштабы воровства из федерального бюджета // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20200114/1563384801. html?utm_source=yxnews&utm_ medium = desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex. ru%2Fnews
10. ЛГПУ - противодействие коррупции // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lspu-lipetsk.ru/ modules.php?name=anticorrupciya
11. Мельников М.В. Приватизация государства: понятие и феномен // Социологические науки. - 2015. -№ 14. - С. 33-36.
12. Мельков С.А., Микрюков В.О., Лябах А.Ю., Саберова Е.В. Противодействие коррупции в России в 2018 году: мнение регионов // / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/protivodeystvie-korruptsii-v-rossii-v-2018-godu-mnenie-regionov/ viewer
188
13. Моисеев В.В. Международный опыт противодействия коррупции // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 3 - с. 175179.
14. На что влиял полковник ФСБ Черкалин: 12 млрд - это крохи // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fontanka. ru/2019/05/20/081/
15. «Приятный человек с налетом гла-мура» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/ articles/2019/10/03/cherkalin/
16. Противодействие коррупции // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://litinstitut.ru/anti-corruption
17. Сулакшин С.С. Приватизированное государство. Постановка задачи // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusrand.ru/forecast/ privatizirovannoe-gosudarstvo-postanovka-zadachi
18. Тимофеева А.А., Голоднен-ко Е.В. Проблемы противодействия коррупции в России: история и современность // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. -2018. - № 3. - С. 171-177.
CORRUPTION AS A CONSEQUENCE OF THE PRIVATIZATION OF STATE POWER
Timofeeva I. Yu., Lavrova E.V., Komissarova E.A., Fedoskin N.N., Yagneshko M.V.
Smolensk branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
The article analyzes data on the penetration of corruption in state and municipal government bodies. Corruption has become hypertrophied in Russia, despite the large-scale measures taken by the government to combat this phenomenon. As a result, the efficiency of the economy decreases, social inequality increases, human and civil rights are violated, which completely contradicts the foundations of the constitutional system proclaimed in the Russian Federation. The result of ever-increasing corruption is a clearly defined social differentiation of society. The ongoing anti-corruption measures implemented at the level of state and municipal organizations using international experience, the current legis-
lation of the Russian Federation, and various anti-corruption programs have shown some progress. Nevertheless, corruption is at an alarmingly high level. According to the authors of the article, the main reason is the ongoing privatization of state power, which allows officials at all levels of state and municipal administration to use the functions that the state has given them for their own selfish interests.
It is proposed, due to the traditions and mentality of the population that have developed in Russia, the use of strict administrative and criminal legal methods in order to counteract corruption offenses.
As a result of the study, the authors come to the conclusion that force measures should be supplemented by the formation of intolerance to corruption in society. Mass media, raising the legal culture of citizens, and anti-corruption education can play a key role in educating civil society.
Keywords: corruption, privatization of power, embezzlement, anti-corruption, criminal law measures.
References
1. Alexey Kudrin: damage from corruption in Russia can be measured in trillions // [Electronic resource]. Mode of access: https://ria. ru/20200114/1563387576.html?
2. Russia has closed the "open government" Electronic resource]. Mode of access: https://www.cnews.ru/news/top/2018-06 25_vlasti_raspustili_komissiyu_po_otkryto-mu_pravitelstvu
3. The Prosecutor General's office named the leaders in terms of corruption - the security forces, the courts, the Executive branch. // [Electronic resource]. Mode of access: https://pasmi.ru/archive/245653/
4. The Prosecutor General's office noticed a sharp increase in corruption in 2019 // [Electronic resource]. Mode of access: https:// www.interfax.ru/russia/678230
5. Danilova B.G. Toughening of punishment as a means of fighting corruption // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2011. -№ 3 (16). - P. 98-101.
6. The Deputy of the state Duma proposed to introduce the death penalty for corruption and bribes. Mode of access: https://otr-on-line.ru/news/deputat-gosdumy-predlozhil-vvesti-smertnuyu-kazn-za-korrupciyu-i-vzyatki-119557.html
7. 9 years for embezzlement of 114 billion: the sentence of the ex-head of Vne-
189
shprombank Larisa Markus was pronounced. Mode of access: https://www. forbes.ru/kompanii/344179-9-let-za-hishchenie-114-mlrd-vynesen-prigovor-eks-glave-vneshprombanka-larise-markus
8. The corruption perception index - 2019. // [Electronic resource]. Mode of access: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html
9. Kudrin called the scale of theft from the Federal budget / /[Electronic resource]. Mode of access: https://ria. ru/202001 14/1563384801.html?utm_ source=yxnews&utm_medium=desk-top&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyan-dex.ru%2Fnews
10. LSPU-anti-corruption // [Electronic resource]. Mode of access: http://lspu-lipetsk. ru/modules.php?name=anticorrupciya
11. Melnikov M.V. Privatization of the state: the concept and phenomenon of // Sociological science. - 2015. - No. 14. - Pp. 33-36.
12. Melkov S. A., Mikryukov V.O., lyabakh A. Yu., Saberova E.V. anti-corruption In Russia in 2018: opinion of the regions // / [Electronic resource]. Mode of access: https://
cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-korruptsii-v-rossii-v-2018-godu-mnenie-regionov/viewer
13. Moiseev V. V. international experience of countering corruption // Central Russian Bulletin of social Sciences. - 2013. - No. 3-pp. 175-179.
14. What influenced Colonel of the FSB Cher-kalin: 12 billion is crumbs / /[Electronic resource]. Mode of access: https://www.fon-tanka.ru/2019/05/20/081/
15. "A Pleasant man with a touch of glamour" // [Electronic resource]. Mode of access: https://lenta.ru/articles/2019/10/03/cherka-lin/
16. Anti-corruption // [Electronic resource]. Access mode: http://litinstitut.ru/anti-corruption
17. Sulakshin S.S. Privatized state. Statement of the problem // [Electronic resource]. Mode of access: http://rusrand.ru/forecast/ privatizirovannoe-gosudarstvo-postanovka-zadachi
18. Timofeeva A. A., Golodnenko N.V. Problems of countering corruption in Russia: history and modernity // Territory of new opportunities. Bulletin of VSUES. - 2018. - No. 3. - Pp. 171-177.
190