Научная статья на тему 'КОРРУПЦИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

КОРРУПЦИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ОЭСР / ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ / TRANSPARENCY INTERNATIONAL / CORRUPTION / OECD / CORRUPTION PERCEPTION INDEX

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Любарский Владислав Сергеевич

В работе рассматривается коррупция в качестве актуальной проблемы государственного уровня. Анализируются ее причины, а также факторы, приводящие к коррупции в России. В статье приводятся данные международных рейтингов и индексов, которые демонстрируют негативное влияние коррупции на уровень развития экономики государств. Приводится опыт зарубежных стран в борьбе с коррупцией. Анализируется успешный опыт противодействия коррупции: сингапурский и шведский. Сформированы рекомендации в отношении наиболее подходящей зарубежной модели борьбы с коррупцией в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION AS A TOPICAL PROBLEM IN MODERN RUSSIA

The paper considers corruption as an urgent problem at the state level. It analyzes its causes, as well as the factors leading to corruption in Russia. The article provides data on international ratings and indices that demonstrate the negative impact of corruption on the level of development of state economies. The experience of foreign countries in the fight against corruption is given, successful anti-corruption experiences: Singaporean and Swedish. Recommendations are made regarding the most suitable foreign model of the fight against corruption in Russia.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 343.35

Любарский Владислав Сергеевич Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Юридический факультет Россия, Москва Alaska.yer@gmail.com Lyubarsky Vladislav Sergeevich Financial University under The Government of the Russian Federation

Faculty of Law Russia, Moscow

КОРРУПЦИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Аннотация: в работе рассматривается коррупция в качестве актуальной проблемы государственного уровня. Анализируются ее причины, а также факторы, приводящие к коррупции в России. В статье приводятся данные международных рейтингов и индексов, которые демонстрируют негативное влияние коррупции на уровень развития экономики государств. Приводится опыт зарубежных стран в борьбе с коррупцией. Анализируется успешный опыт противодействия коррупции: сингапурский и шведский. Сформированы рекомендации в отношении наиболее подходящей зарубежной модели борьбы с коррупцией в России.

Ключевые слова: коррупция, ОЭСР, индекс восприятия коррупции, Transparency International

CORRUPTION AS A TOPICAL PROBLEM IN MODERN RUSSIA Annotation: the paper considers corruption as an urgent problem at the state level. It analyzes its causes, as well as the factors leading to corruption in Russia. The article

969

i Ш

provides data on international ratings and indices that demonstrate the negative impact

of corruption on the level of development of state economies. The experience of foreign

countries in the fight against corruption is given, successful anti-corruption

experiences: Singaporean and Swedish. Recommendations are made regarding the

most suitable foreign model of the fight against corruption in Russia.

Key words: corruption, OECD, corruption perception index, Transparency

International

Коррупция - проблема, которая является актуальной для всех современных государств. Борьба с коррупцией, как с одним из серьезнейших недугов системы, возникла, вероятно, с момента возникновения государств [1, с. 6].

Существует множество причин, в результате которых могут развиваться коррупционные отношения в обществе. Если говорить о той ситуации, которая сложилась в России, можно выделить определенные факторы, которые способствуют этому. Во-первых, лояльное отношение общества к данной проблеме. Это может быть связано с не самым высоким уровнем образования.

Руководствуясь рейтингом стран мира по индексу уровня образования, можно заключить, что Россия занимает далеко не лидирующие позиции [2].

Также лояльное отношение общества к этой проблеме может быть вызвано определенными культурными нормами, которые складывались на протяжении многих веков.

Строки из редакционной статьи «Независимой газеты» раскрывают следующую предпосылку: «Тот факт, что многие СМИ, и прежде всего телевидение, прямо или косвенно контролируются властными структурами или связанными с ними такими государственными промышленными группами, как, например, "Газпромом", позволяет говорить об ущемлении свободы слова в России» [3].

Если говорить о независимых средствах массовой информации, они встречают множество препятствий со стороны государства. Например,

970

i ш

представители власти довольно часто препятствуют функционированию новостных лент оппозиции. Отсутствие реальной свободы слова не позволяет обеспечивать прозрачность государственного механизма.

Говоря о судебной системе России, стоит отметить, что она слишком сильно зависит от остальных институтов государственной власти. Мы можем рассмотреть это на примере судопроизводства о коррупционных преступлениях. Многие из них не доводятся до конца, в результате чего нарушители остаются без вынесенных для них судебных решений, а значит такие лица остаются безнаказанными. Об этом свидетельствует то, что по индексу верховенства закона Россия занимает 89 место в списке [4].

Коррупция оказывает губительное влияние практически на все сферы жизни общества [5]. Например, из-за высокой коррумпированности создаются серьезные барьеры для ведения предпринимательской деятельности.

Оглядываясь на опыт других стран, мы можем сделать вывод, что высокие уровни коррупции и конкурентоспособности - не совсем совместимые понятия, которые могут гармонично существовать в одном государстве. Говоря о рейтинге конкурентоспособности стран мира, стоит сказать, что Россия занимает в нем лишь 45 место [6].

Экономические последствия коррупции действительно масштабные.

Например, мы можем обратить внимание на опыт Италии, где была проведена операция «Чистые руки», направленная на борьбу с коррупцией, в результате которой сократились государственные затраты на строительство дорог на 20%.

Учеными Гарвардского университета было подсчитано, что в результате снижения коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура может быть произведен эффект, который будет равен увеличению сбора налогов на 20%. Если обходить эту проблему стороной, начнет расти социальная напряженность в обществе.

Чтобы избежать таких последствий, необходимо искать пути решения этой проблемы [7, с. 107]. История знает о двух наиболее успешных опытах противодействия коррупции: сингапурский и шведский.

Сингапурская стратегия заключается в строгой регламентации действий чиновников, упрощении бюрократических процедур, создании автономного бюро по расследованию коррупционных дел (CPIB), ужесточении законодательства, повышении независимости судебной системы, дерегулировании экономики, повышении зарплат чиновников.

Шведская же стратегия предполагала перенос акцента на систему стимулов, которые создавали бы такие условия, когда население самостоятельно пытается противодействовать коррупции. Ее особенности: основными инструментами являются налоги, льготы, субсидии, свободный доступ населения к внутренним государственным документам, а также введение высоких этических принципов для государственных служащих, увеличение их заработных плат.

Оба подхода довольно эффективны, о чем свидетельствует успешный опыт, который наблюдается у этих стран. На данный момент Сингапур и Швеция занимают лидирующие позиции в рейтинге государств по индексу восприятия коррупции.

Индекс восприятия коррупции ежегодно составляется Transparency International, - международным антикоррупционным движением, осуществляющим борьбу с коррупцией в мировом масштабе и исследовательскую деятельность в данной сфере.

Отметим опыт других стран - участниц Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок: в заявлении международного антикоррупционного движения Transparency International, выпущенного к министерской встрече, проводимой в рамках Форума ОЭСР 2016 года, посвященного вопросам борьбы с коррупцией, отмечается, что лишь 4 государства из стран, участниц Конвенции полностью соблюдают ее положения [8].

972

Есть государства, которые «в целом соблюдают» рекомендации Конвенции или соблюдают их в минимальном объеме, но половина государств-участников Конвенции не соблюдают их вовсе. Например, далеко не все государства, участники Конвенции, ввели в национальное законодательство нормы, которые бы находились в сфере уголовного законодательства, за подкуп иностранных чиновников; в подавляющем большинстве государств, членов ОЭСР, не приняты законы, направленные на защиту лиц, сообщивших о коррупционных проявлениях и т.д.

Россия, согласно индексу, занимает 37 место из 180 [9]. Аналогичную позицию занимают Доминиканская республика, Либерия, Кения, Ливан, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай, Мавритания и Уганда [9].

Однако, как нам кажется, положение дел может измениться в лучшую сторону. С 2012 по 2019 Россия улучшила свои показатели, что говорит о положительной тенденции. Однако, несмотря на это, все же необходим глубокий комплексный подход в решении этой проблемы.

Так, Н.А. Ефимова отмечает: «Любопытными также являются и другие результаты исследований Transparency International. Например, «Барометр мировой коррупции» (Global Corruption Barometer), демонстрирует вывод, согласно которому проблемы коррупции воспринимаются российскими гражданами еще более важными чем проблемы, например, преступности или безработицы, отмечая, что наиболее коррумпированными в России являются сферы образования, здравоохранения и др.» [10, с. 92].

В Отчете Рабочей группой Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе со взяточничеством, составленном по результатам оценки деятельности России по рекомендациям ОЭСР в марте 2016 года, отмечается об удовлетворительной реализации лишь 10 рекомендаций из 50; остальные 21 были выполнены частично, 19 не исполнены полностью [11].

Вместе с тем, мы считаем, что Россия может повторить шведскую историю успеха, именно этот подход наиболее применим в нашем государстве.

В результате преобразований необходимо сформировать сильное гражданское общество, развить правовое сознание, обеспечить прозрачную деятельность государственного механизма. Также необходимо развивать судебную систему. Если эти условия будут соблюдены, проблема коррупции не станет стоять так остро. Только в этом случае возможно дальнейшее развитие политической, экономической, социальной сфер и построение прекрасной России будущего.

Список литературы:

1. Антикоррупционная политика государства : учебное пособие / М.Ф.Гацко. - Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. - 118 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nog.ranepa.ru/sveden/antikor%202015.pdf.

2. Программа развития ООН. Отчет о человеческом развитии // URL: https://hdr.undp.org/ (дата обращения 27.09.2020).

3. Независимое военное обозрение // URL: https://nvo.ng.ru/editorial/2010-08-16/2_red.html (дата обращения 20.06.2020).

4. Индекс открытости правительства // URL: https://data.worldjusticeproject.org/ (дата обращения 24.09.2020).

5. Нисневич, Ю.А. Политика и коррупция: коррупция как фактор мирового политического процесса : монография / Ю.А. Нисневич.—Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 240 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-04729-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453975 (дата обращения: 24.09.2020).

6. Global Competitiveness Report 2019 // URL: https://www.imd.org (дата обращения 24.09.2020).

7. Братановский, С.Н. Необходимость системного подхода к противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе [Текст] / Сергей Николаевич Братановский, Михаил Фридрихович Зеленов // Государство и право. - 2017. - № 1. - С.103-108.

974

i ш

8. Заявление Международного антикоррупционного движения Transparency International 2016 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://transparency.org.ru/images/docs/research/201603_TI_Statement_OE CD.pdf.

9. Официальный сайт Трансперенси-интернейшнл Россия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/v-rossii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html.

10. Ефимова Н.А. Актуальные вопросы антикоррупционного регулирования в России и за рубежом. Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности (российский и зарубежный опыт): сборник тезисов докладов и статей V Международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти. - 2017. - С. 91-93.

11. Отчет Рабочей группы ОЭСР по борьбе со взяточничеством по Российской Федерации от марта 2016 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.oecd.org/daf/anti-bribery/Russia-Phase-2-Written-Follow-up-Report.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.