Научная статья на тему 'Борьба с коррупцией: опыт Швеции'

Борьба с коррупцией: опыт Швеции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6185
1083
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ / CORRUPTION / FIGHT AGAINST CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION ACTIONS / ANTI-CORRUPTION / ETHICAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минина Т.И., Косенко В.В.

Предметом исследования в статье является международный опыт по предотвращению и противодействию коррупции. В работе проводится исследование успешного опыта Швеции по предотвращению и противодействию коррупции с целью дальнейшего наработки предложений по решению проблемы коррупции. В статье рассмотрена история становления и развития шведской модели борьбы с коррупцией; оценен антикоррупционный опыт Швеции и разработаны предложения по решению проблемы коррупции. Используются следующие методы: абстрактно-логический анализ, теоретического обобщения, системного анализа. Получены следующие результаты: выделены ключевые моменты в антикоррупционном механизме которые помогают бороться с проблемой коррупции в Швеции; проанализирован уровень коррупции в налоговой системе, полиции, таможенной администрации; проанализировано отношение людей и прессы к проблеме коррупции, в результате чего было выяснено, что пресса оказывает большое влияние на общество; предприятиям дороже собственная репутация, чем получение денег незаконным коррупционным путем. На основании результатов были сделаны выводы об эффективности деятельности Швеции в борьбе с коррупцией, где очень важную роль в отношении людей к коррупции играет менталитет и традиции, которые складывались веками; отмечена необходимость разработки собственного механизма противодействия коррупции и описаны необходимые условия для его создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHT AGAINST CORRUPTION: EXPERIENCE OF SWEDEN

Object of research in article is the international experiment on prevention and anti-corruption. In work the research of successful experience of Sweden on prevention and anti-corruption for the purpose offurther practices of offers on a solution of the problem of corruption is conducted. In article the history of formation and development of the Swedish model of fight against corruption is considered; anti-corruption experience of Sweden is estimated and offers on a solution of the problem of corruption are developed. The following methods are used: abstract and logical analysis, theoretical generalization, system analysis. The following results are received: the key moments in the anti-corruption mechanism which help to deal with the corruption problem in Sweden are allocated; corruption level in a tax system, police, customs administration is analysed; the relation of people and the press to a corruption problem therefore it was found out that the press has a great influence on society is analysed; own reputation, than receiving money is more expensive in the illegal corruption way to the enterprises. On the basis of results conclusions were drawn on efficiency of activity of Sweden in fight against corruption where very important role concerning people to corruption is played by mentality and traditions which developed for centuries; need of development of own mechanism of anti-corruption is noted and necessary conditions for its creation are described.

Текст научной работы на тему «Борьба с коррупцией: опыт Швеции»

УДК: 33.336.148

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: ОПЫТ ШВЕЦИИ

Минина Т.И., к. э. н., доцент МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия E-mail: Tatiana.minina2305@mail.ru Косенко В.В., студент МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия

E-mail: sviana@list.ru

Аннотация. Предметом исследования в статье является международный опыт по предотвращению и противодействию коррупции. В работе проводится исследование успешного опыта Швеции по предотвращению и противодействию коррупции с целью дальнейшего наработки предложений по решению проблемы коррупции. В статье рассмотрена история становления и развития шведской модели борьбы с коррупцией; оценен антикоррупционный опыт Швеции и разработаны предложения по решению проблемы коррупции. Используются следующие методы: абстрактно-логический анализ, теоретического обобщения, системного анализа. Получены следующие результаты: выделены ключевые моменты в антикоррупционном механизме которые помогают бороться с проблемой коррупции в Швеции; проанализирован уровень коррупции в налоговой системе, полиции, таможенной администрации; проанализировано отношение людей и прессы к проблеме коррупции, в результате чего было выяснено, что пресса оказывает большое влияние на общество; предприятиям дороже собственная репутация, чем получение денег незаконным коррупционным путем. На основании результатов были сделаны выводы об эффективности деятельности Швеции в борьбе с коррупцией, где очень важную роль в отношении людей к коррупции играет менталитет и традиции, которые складывались веками; отмечена необходимость разработки собственного механизма противодействия коррупции и описаны необходимые условия для его создания.

Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, антикоррупционные мероприятия, антикоррупционные мероприятия, противодействие коррупции, этические стандарты.

FIGHT AGAINST CORRUPTION: EXPERIENCE OF SWEDEN

Minina T.,PhD, associated professor MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia E-mail: Tatiana.minina2305@mail.ru Kosenko V., student MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia E-mail: sviana@list.ru

Abstract. Object of research in article is the international experiment on prevention and anti-corruption. In work the research of successful experience of Sweden on prevention and anti-corruption for the purpose offurther practices of offers on a solution of the problem of corruption is conducted. In article the history of formation and development of the Swedish model of fight against corruption is considered; anti-corruption experience of Sweden is estimated and offers on a solution of the problem of corruption are developed. The following methods are used: abstract and logical analysis, theoretical generalization, system analysis. The following results are received: the key moments in the anti-corruption mechanism which help to deal with the corruption problem in Sweden are allocated; corruption level in a tax system, police, customs administration is analysed; the relation of people and the press to a corruption problem therefore it was

found out that the press has a great influence on society is analysed; own reputation, than receiving money is more expensive in the illegal corruption way to the enterprises. On the basis of results conclusions were drawn on efficiency of activity of Sweden in fight against corruption where very important role concerning people to corruption is played by mentality and traditions which developed for centuries; need of development of own mechanism of anti-corruption is noted and necessary conditions for its creation are described.

Keywords: corruption, fight against corruption, anti-corruption actions, anti-corruption actions, anticorruption, ethical standards.

В мире нет такой страны, где не было бы ни одного факта коррупции. Коррупция - это общемировая проблема, решение которой не имеет единой методологии, так как каждая страна имеет свои особенности, которые нужно учитывать при построении антикоррупционной политики.

Противодействие коррупции происходит на принципах, провозглашенных ООН и Советом Европы, Уголовной конвенцией Совета Европы о борьбе с коррупцией от 27 января 1999 года, Гражданской конвенцией Совета Европы о борьбе с коррупцией от 4 ноября 1999, Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года направленных на решение такой проблемы, как коррупция в частном и государственном секторах. При решении этого вопроса важно учитывать лучший опыт ведущих государств, где одной из самых успешных в борьбе с коррупцией себя показала Швеция.

Отдельные аспекты предотвращения и противодействия коррупции в различных сферах общества и государства изучались в трудах таких ученых, как Асемоглу Д. (Acemoglu D.), Вердиер (Verdier Th.), Акерман (Ackerman S.), Эдвиг (Andvig J. C.), Фельдстад О. Х. (Fjeldstad O. H.), Джакоб Н. Х. (Jacoby N. H.), Нехемкис П. (Nehemkis P.), Уэльс Р. (Eells R.), Морис С. Д. (Morris S. D.), Равели Р. (Ravelli R.), Рой А. (Roy A.), Уэльс Дж. Т. (Wells J. T.), Бьемсков С. (Bjomskov С.) и других.

Целью работы является исследование успешного опыта Швеции по предотвращению и противодействию коррупции с целью дальнейшего наработки предложений по решению проблемы коррупции. Достижение

поставленной цели обусловило решение следующих задач: рассмотреть историю становления и развития шведской модели борьбы с коррупцией; оценить

антикоррупционный опыт Швеции и разработать предложения по решению проблемы коррупции.

Теоретико-методической основой

исследования стали научные работы и информационно-аналитические материалы ведущих ученых в сфере предотвращения и противодействия коррупции. В ходе исследования использованы следующие методы: абстрактно-логический анализ - для теоретического обобщения и обоснования направлений и результатов исследования; теоретического обобщения - для исследования деятельности в сфере предотвращения и противодействия коррупции в примере Швеции.

Среди исследователей коррупции наиболее удачным является трактовка этого феномена как использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным законам и правилам.

Швеция уже традиционно считается страной с низким уровнем коррупции, о чем свидетельствуют ежегодные исследования международной антикоррупционной

организации «Transparency International». По индексу восприятия коррупции эта страна входит в пятерку лучших. Этот индекс составляется на основе данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. Для сравнения, в 2018 году в этом рейтинге Швеция занимает 3 место, набрав 85

баллов, а Россия находится на 138 месте, получив 28 баллов из 100 возможных [12].

К середине XIX века Швеция считалась страной с процветающей коррупцией. После принятого властной элитой стратегического решения о полной модернизации страны был разработан и начал выполняться комплекс мероприятий, направленных на полное исключение терпимости и равнодушия к коррупционным проявлениям. Государственное регулирование стало основываться на стимулах честного и ответственного управления - через налоги, льготы и субсидии, а не с помощью запретов и разрешений, получаемых от тех или иных органов власти. Для граждан был открыт доступ к внутренним документам государственного управления, что позволило всем желающим понимать, как работает государство, а главное - была создана независимая и эффективная система правосудия.

Одновременно с этим, шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для чиновников и стали добиваться их выполнения. Через несколько лет честность стала социальной нормой среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных чиновников сначала превышали заработки рабочих в 12-15 раз, но со временем целенаправленными усилиями правительства страны эта разница снизилась вдвое [13].

Хотя проблема коррупции в Швеции еще существует, но она не имеет первостепенного значения. Уровень экономических преступлений коррупционного характера очень мал, что в большей степени связано с основными принципами христианско-протестантской

морали, в течение пяти веков является традиционной во всех скандинавских странах. Поэтому в стране не существует каких-либо специальных правительственных программ или специализированных государственных органов по борьбе с коррупцией.

Шведские чиновники эффективно работают и без взяток, доверие к власти, не нужно платить взятки учителям или врачам, но есть другие задачи - прозрачность госзакупок,

своевременное декларирование конфликта интересов. Крупные шведские компании ведут бизнес за рубежом, где они могут быть привлечены к коррупционным схемам. Однако рабочая группа ОЭСР по взяточничеству признает усилия Швеции по обеспечению противодействия преступлениям по подкупу иностранных должностных лиц [14]. Шведские средства массовой информации время от времени сообщают о новых коррупционных скандалах, что свидетельствует о все еще актуальность такой проблемы для страны.

Наиболее примечательным коррупционным скандалом, который произошел в Швеции, история со Шведским управлением международного сотрудничества в области развития (SIDA), где по результатам проверки, проведенной местными ревизионными органами, были выявлены существенные пробелы в контроле над расходами, выделяемых Управлением государственных средств. В результате решением шведского правительства в отставку было отправлено практически все руководство SIDA.

Однако антикоррупционная работа в Швеции ведется, есть законодательная база, наказание за дачу взяток или злоупотребления служебным положением в целях личного обогащения предусмотрено рядом статей Закона о маркетинге, Закона о налоге на прибыль, а также положениями Уголовного кодекса. Существуют и соответствующие корпоративные институты.

Примером антикоррупционной

корпоративной учреждения может служить образован в 1923 году так называемый «Институт против взяток», который функционирует при Стокгольмской торговой палате. Получая финансирование от бизнес-организаций и Стокгольмской торговой палаты, институт сосредоточился на более детальном разъяснении тонкостей антикоррупционного законодательства. Он работает в плоскости общественной морали, помогая людям провести границу между тем, что является взяткой и тем, что в пределах нормы. При этом деятельность в большей степени сосредоточена на бизнес-

среде. Частью его основной деятельности является периодическое проведение

тематических образовательных бесед (в виде семинаров и лекций) с представителями деловых кругов, издание для широкого круга читателей информационных материалов, посвященных вопросу противодействия коррупции и другими формами незаконного ведения бизнеса [1].

В «Институте против взяток» можно получить юридическую консультацию по вопросам, связанным с коррупцией. Организация проводит семинары для бизнеса и власти, рассказывая, что приемлемо, а что - нет. Они пытаются изменить восприятие, предотвращая, по сути, большие коррупционные скандалы. При организации действует комиссия по этике, в которую входят эксперты с большим опытом в юриспруденции и финансовой сфере. Комиссия разбирает конкретные случаи и выясняет, соответствует ли поведение бизнеса реальному положению. Затем решение комиссии публикуют, чтобы этот кейс мог служить примером для других людей, которые пытаются решить для себя похожи этические проблемы.

«Институт против взяток» тесно сотрудничает с антикоррупционных

прокурорами, которых всего 7 на всю Швецию, но работы у них не так много. За год в полицию поступает чуть больше ста сообщений на коррупционную тематику. Это подразделение было организовано в шведской прокуратуре в 2003 году, а в 2012-м появилась «антикоррупционная» полиция. Ее штат насчитывает около 25 человек, которые работают только над коррупционными делами, по которым ежегодно суды Швеции выносят около 10 приговоров. Если преступление не слишком тяжелый, то подсудимый получает штраф и 2 года тюрьмы, а другим грозит лишение свободы на срок до 6 лет. Такие же последствия и для представителей бизнеса.

Несмотря на то, что дел по коррупционным преступлениям очень мало, процент обвинительных приговоров является высоким по сравнению с другими видами преступлений.

В случае, если частную компанию разоблачат во взятке, то государство забирает эту сумму с дополнительной прибылью, который удалось получить с помощью этой взятки. Верхний предел штрафа для бизнеса - 10 млн. Крон (более миллиона долларов), но обсуждается увеличение суммы штрафа.

Рабочая группа ОЭСР по борьбе со взяточничеством выступила с жестким заявлением, в котором говорится, что Швеция до сих пор не достигла значительных успехов в деле принудительного совершения

преступления, связанного с подкупом иностранного государственного должностного лица. Преследования за взяточничество за рубежом ограничена такими факторами, как требование о двойной преступности и требование о корпоративной ответственности. Правительство в целом эффективно внедряет систему противодействия коррупции. Швеция является участником Конвенции ООН против коррупции, Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию.

Таможенная администрация почти не создает риск коррупции для компаний, торгующих через границы Швеции. Компании указывают, что взятки и нерегулярные платежи во время таможенных процедур встречаются крайне редко. Низкий риск коррупции для бизнеса наблюдается и при работе с налоговыми органами. Компании сообщают, что взятки и нерегулярные платежи во время процедур налоговых платежей редки. Однако налоговые ставки и нормативные акты считаются компаниями одними из главных препятствий ведения бизнеса в Швеции. Шведское налоговое агентство является одним из самых надежных государственных учреждений. Сотрудники агентства проходят антикоррупционную подготовку. Низкий риск коррупции также и при взаимодействии со шведской полицией. Правительство создало эффективные механизмы для расследования и наказания коррупции среди полицейских сил.

Ключевым элементом в антикоррупционном механизме Швеции есть эффективный общественный контроль за деятельностью как чиновников, так и бизнесменов. Основную роль в осуществлении этого контроля играют шведские средства массовой информации, мгновенно обнародуют любые коррупционные случаи, невзирая на должности и статус в обществе лиц-участников коррупции. Бизнес гораздо больше боится журналистов, чем полицию. Его финансовые потери могут быть гораздо серьезнее, если компания «засветится» в коррупционной истории на первой полосе издания. Ведь можно потерять репутацию, а это обойдется гораздо дороже, чем оплата штрафов государству [1].

Если коррупционная ситуация получает огласку в средствах массовой информации, правоохранители сразу начинают собственное расследование по изложенным фактам. Уголовный кодекс Швеции учитывает все правонарушения, описанные в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Важным фактором, регулирующим противодействие коррупции, является принцип публичности и прозрачности

правоохранительной деятельности.

В стране также существует ряд общественных объединений

антикоррупционной направленности, которые сосредоточены на предупреждении

коррупционных рисков. Шведский отдел «Transparency International» организует семинары для чиновников, проводит антикоррупционные занятия в университетах и колледжах.

Также в Швеции с 1994 года действует общественная организация «Демократический аудит», которая объединяет ведущих шведских ученых. Основная цель объединения заключается в осуществлении независимого мониторинга состояния развития

демократических свобод и уровня коррумпированности в различных сферах жизни шведского общества [16].

Активное участие в деятельности по борьбе с коррупцией принимает также и шведский парламент. При правительстве Швеции работает специальная группа, которая в том числе может изучать проблемы, связанные с коррупцией, однако главная ее задача - повышать доверие граждан к власти. Таким образом, в рамках парламента отсутствует отдельная

специализированная антикоррупционная

структура. Однако, при необходимости к такой работе могут участвовать Конституционный комитет и Комитет по делам юстиции.

Особую роль в противодействии коррупции в Швеции играет Омбудсмен. Согласно определению Международной ассоциации юристов, «омбудсмен - это служба, предусмотренная Конституцией или иным законодательным актом, которую возглавляет независимая публичная личность высокого ранга рассматривает жалобы гражданина действия государственных органов, их служащих и других должностных лиц; уполномоченное проводить служебное расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады высшим руководителям государства ». В Швеции действует несколько таких институтов: по надзору за судами, прокуратурой и полицией, по социальным вопросам - образования, здравоохранения, налогов, транспорта. Есть Омбудсмен по делам потребителей и отдельно по делам экономической свободы. Практически все сферы жизни общества контролируются и населения решает свои проблемы именно из-за омбудсмена. Не менее важное антикоррупционное значение в этой социально-правовом государстве играют механизмы с максимального ограничения расслоения доходов различных слоев населения. Соотношение низкого и высокого уровней заработной платы составляет 1 к 4 [16].

Большую роль в Швеции в противодействии коррупции играют церковь и общественное мнение, благодаря которым в этой стране с подозрением отнесутся к любому бизнесмену, который сумел за короткий период получить

очень высокий доход, или к чиновнику, доходы которого существенно ниже его расходов. Ему никто не будет доверять ни в бизнесе, ни в бытовом общении. И общественное мнение, в первую очередь, заставит такого чиновника уйти с должности и не позволит ему никогда больше получить ни на государственной службе, ни в частном бизнесе. Общественное мнение превратила проявления коррупции, нечестность как в частном бизнесе, так и в государственном управлении по крайне редкое явление. Мерами законодательного регулирования или даже уголовными наказаниями было бы сложно достичь подобного эффекта.

Правительственные антикоррупционные образовательные программы не практикуются, так как в целом весь комплекс мероприятий и сравнительно высокий уровень правосознания гражданского общества Швеции позволяет должным образом противодействовать коррупционным проявлениям.

Таким образом, проблема коррупции в Швеции не рассматривается как что представляет значительную опасность для общества. Соответственно, в стране нет ни специализированных антикоррупционных

органов власти, ни специальной антикоррупционной стратегии. Вопрос коррупции и взяточничества рассматриваются в общем шведском законодательстве, в частности Уголовном кодексе, Кодексе о

судопроизводстве, Акте об аудите и других законодательных и подзаконных актах. Швеция и сегодня имеет один из самых низких уровней коррупции в мире.

Выводы. Конечно, переход к шведской модели борьбы с коррупцией, где доверие людей к различным институтам власти и нетерпимость к коррупции формировались веками, является чрезвычайно сложной задачей. Кроме того, эта модель не создавалась с целью «экспорта» в другие страны. Она вынашивалась в очень специфических условиях, которые исторически складывались в Швеции и не могут быть воспроизведены в других странах [2]. Не стоит надеяться, что полное копирование

чужого опыта является панацеей, однако опыт Швеции может быть полезным в части просветительской работы.

Необходимо разрабатывать собственный механизм противодействия коррупции, соответствует текущей экономико-политической ситуации, национальной специфике и традициям страны. Если произойдет постепенный сдвиг в менталитете и сознании людей, то со временем может измениться и сама система. Возникновение этого механизма должно начинаться с появлением лидера с командой, у которых будет политическая воля бороться с коррупцией, желание поломать стереотипы и посвятить себя стране. Следующим шагом может стать введение строгого финансового контроля, где в первую очередь будут контролироваться не прибыли лиц, а их расходы. Нужно разработать и внедрить механизм минимизации личного контакта с чиновниками и их влияния на принятие решений о выдаче различных разрешений, справок и т. Дальнейшими шагами в противодействии коррупции должна стать образовательно-просветительская деятельность населения и бизнеса, активное участие общественных организаций, волонтеров и средств массовой информации в выявлении и раскрытии информации о коррупционных действиях. Недопустимо, если понятие коррупции будет и в дальнейшем обычным явлением жизни. Должна существовать нетерпимость к любым коррупционным проявлениям во всех сферах жизни и осуществляться постоянное давление на власть, чтобы она делала все необходимые и конкретные действия в направлении предотвращения и борьбы с коррупцией. Важным шагом также необходимо считать установление достойной оплаты труда, не создавать лишних оснований искать дополнительной прибыли за счет коррупционной деятельности.

Список используемых источников [1]. В стране, где коррупция повсеместна, опыт

Швеции неприменим. URL

:http://www.business.ua/ukraine/

V_strane_gde_korrupciya_povsemestna_opyt_

Shvecii_neprimenim-331277 (дата обращения 01.04.2019).

[2] Степанова В. Как в Швеции борются с коррупцией. URL: https: //sweden. ru/ dengi/provesti-chertu-kak-v-shvecii-boryutsya-s-korrupciej (дата обращения 19.04.2019).

[3] Acemoglu, D. and Verdier, Th. (2000), "The choice between Market Failures and Corruption", American Economic Review, No. 90, P. 194-211.

[4] Ackerman, Susan (1999), Corruption and Government: Causes, Consequences, and Reform. Cambridge University Press.

[5] Andvig, J. C. and Fjeldstad, O. H. (2001), Corruption: A Review of Contemporary Research, Norsk Utenrikspolitisk Institut, Oslo.

[6] Association of Certified Fraud Examiners (2016), Fraud examiners manual, Austin, TX.

[7] Enterprise Surveys, The World Bank. Available at :

http://www.enterprisesurveys.org/data/exploreto pics/corruption#--13

[8] Europe, Middle East, India and Africa Fraud Survey 2017 (2017), EYGM Limited. Available at: https://fraudsurveys.ey.com/media/1274/ 16079_ey_emea_fs_p_a4_2017_lr_single.pdf.

[9] Jacoby, Neil H., Peter Nehemkis and Richard Eells (1977), Bribery and Extortion in World Business: A Study of Corporate Political Payments Abroad (MacMillan and Co., New York, NY).

[10] Morris, S. D. (2011), Forms of Corruption, CESifo DICE Report 2/2011.

[11] Ravelli, R. (2018), Increasing numbers of executives believe there is corruption in business. Available at : https://www.rahmanravelli.co.uk/news/increasin g-numbers-of-executives-believe-there-is-corruption-in-business.

[12] Roy, A. (2007), "Corruption in business: management theory and practice", Int. J. Business and Globalisation, Vol. 1, No. 3, P.311-327.

[13] Transparency International Corruption Perceptions Index 2018. URL : https://www.transparency.org/cpi2018 (last accessed 19.04.2019).

[14] Lindbeck A. Swedish lessons for post-socialist countries. Seminar Paper No. 645. Stockholm, 1998. 46 p.

[15] Corruption in Sweden. URL : http://www.businessanticorruption.com/country-profiles/europe-central-asia/sweden/show-all.aspx (last accessed 01.04.2019).

[16] Wells, J. T. (2017), Corporate Fraud Handbook: Prevention and Detection, 5th ed. John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey.

[17]. Bjomskov С. Corruption and Social Capital // [Электронный ресурс]. -http://www.hha.dk/nat/wper/03-13_chbj.pdf

[18] Богомолов, А.И. Новая технология привлечения частных инвесторов на фондовые рынки/А.И. Богомолов, В.П. Невежин//Бизнес информ. 2012. № 4. С. 6365.

[19] Невежин В.П. Подходы к формированию показателей инвестиционной привлекательности/ Хроноэкономика. 2017. № 4 (6). С. 11-15.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.