Научная статья на тему 'КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ ПРИ РАСТОРЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА ПО СОГЛАШЕНИЮ СТОРОН'

КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ ПРИ РАСТОРЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА ПО СОГЛАШЕНИЮ СТОРОН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
341
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / РАСТОРЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА ПО СОГЛАШЕНИЮ СТОРОН / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бронников Алексей Михайлович

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты расторжения государственных контрактов по соглашению сторон. Автором проанализированы объективные и не объективные ситуации, которые могут послужить причиной расторжения государственного контракта по соглашению сторон. Выявлены коррупционные риски при расторжении государственного контракта по соглашению сторон, в частности отмечается, что в Законе о контрактной системе не предусмотрена обязанность по указанию причины расторжения контракта по соглашению сторон, что в свою очередь обуславливает невозможность осуществления публичного контроля за причинами расторжения контрактов по соглашению сторон. Даны предложения по совершенствованию законодательства в сфере контрактной системы для исключения указанных рисков, в частности предложение о закреплении требования об указании причины расторжения контракта по соглашению сторон с приложением документов, подтверждающих такие причины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION RISKS IN THE TERMINATION OF THE STATE (MUNICIPAL) CONTRACT BY AGREEMENT OF THE PARTIES

The article discusses the theoretical and practical aspects of the termination of government contracts by agreement of the parties. The author analyzed the objective and non-objective situations that may cause the termination of the state contract by agreement of the parties. Corruption risks have been identified when terminating a state contract by agreement of the parties, in particular, it is noted that the Law on the contract system does not provide for the obligation to indicate the reason for terminating the contract by agreement of the parties, which in turn makes it impossible to exercise public control over the reasons for terminating contracts by agreement of the parties. Proposals are made to improve the legislation in the field of the contract system to eliminate these risks, in particular, a proposal to fix the requirement to indicate the reason for terminating the contract by agreement of the parties, attaching documents confirming such reasons.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ ПРИ РАСТОРЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА ПО СОГЛАШЕНИЮ СТОРОН»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Коррупционные риски при расторжение государственного (муниципального) контракта по соглашению сторон

Бронников Алексей Михайлович,

Кандидат юридических наук, доцент кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский государственный университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: 1742905@mail.ru

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты расторжения государственных контрактов по соглашению сторон. Автором проанализированы объективные и не объективные ситуации, которые могут послужить причиной расторжения государственного контракта по соглашению сторон. Выявлены коррупционные риски при расторжении государственного контракта по соглашению сторон, в частности отмечается, что в Законе о контрактной системе не предусмотрена обязанность по указанию причины расторжения контракта по соглашению сторон, что в свою очередь обуславливает невозможность осуществления публичного контроля за причинами расторжения контрактов по соглашению сторон. Даны предложения по совершенствованию законодательства в сфере контрактной системы для исключения указанных рисков, в частности предложение о закреплении требования об указании причины расторжения контракта по соглашению сторон с приложением документов, подтверждающих такие причины.

Ключевые слова: государственный контракт, государственные закупки, расторжение государственного контракта по соглашению сторон, коррупционные риски.

S2

см см о см со

На сегодняшний день государственные закупки позволяют решать социально-экономические проблемы страны. Внимание и государства, и общества направлено не только на достижение эффективности закупочной деятельности, но и на уровень качества закупаемых товаров, работ и услуг. Одна из основных целей контрактной системы в сфере закупок заключается в противодействии коррупции при достижении качества, эффективности и результативности закупок. И это не случайно. Именно коррупционная составляющая зачастую рассматривается одним из основных рисков как заказчиков, так и поставщиков [10, с. 4].

Расторжение контракта, в соответствии со ст. 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту: 44-ФЗ) [11], может быть осуществлено по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Каждый из указанных в законе способов расторжения контракта предполагает под собой соблюдение определенной процедуры.

Процедура расторжения контракта по соглашению сторон включает в себя этапы составления, согласования и подписания дополнительного соглашения, а также внесения сведений об этом факте в реестр контрактов на Единой информационной системе в сфере закупок (далее по тексту: ЕИС). Данное соглашение должно содержать: реквизиты расторгаемого контракта, реквизиты сторон, объем оказанной услуги, поставленного товара, выполненной работы (при наличии), основания расторжения контракта, дату прекращения обязательств и прочие соглашения, к которым пришли стороны.

Отметим, что в 44-ФЗ не предусмотрена обязанность по указанию причины расторжения контракта по соглашению сторон. Стороны обязаны указать лишь основание расторжения контракта («по соглашению сторон»), а не конкретную его причину. Учитывая, что законом не ограничены случаи расторжения контракта по соглашению сторон, процедура расторжения таких контрактов представляется наименее прозрачной, что обуславливает невозможность осуществления публичного контроля за причинами расторжения контрактов по соглашению сторон.

В случае расторжения контракт по соглашению сторон следует утверждать, что имеет место обоюдное добровольное волеизъявление, которое свидетельствует о том, что прекращение отношений будет наиболее эффективной мерой в сложившейся ситуации. Отметим также, что на основании сложившейся судебной практики, физическое понуждение стороны на подписание такого соглашения является незаконным [6].

В научной литературе отмечается, что причинами расторжения контракта по соглашению сторон могут быть объективные ситуации, например, контракт исполняется не в полном объеме, когда установить точный объем на момент заключения контракта не представляется возможным, или в связи с уменьшением количества товаров, работ, услуг, но с выходом за допускаемые законом пределы и т.д. [1]. При наличии таких ситуаций может встать вопрос о возможных претензиях со стороны заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту.

Законодатель не ставит возможность расторжения контракта по соглашению сторон в зависимость от того, выполнялись ли обязательства по контракту надлежащим образом и не имеется ли у сторон контракта обязательств по уплате неустойки в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта. При этом, на основании письма Министерства финансов РФ от 24.01.2020 № 24-03-07/4188, государственный заказчик имеет обязанность взыскать с поставщика (подрядчика, исполнителя) неустойку за допущенную в период действия контракта просрочку исполнения [3]. Это связано с тем, что договор и возникшие из него обязательства, включая обязательства по выплате штрафных санкций за ненадлежащее исполнение договора, в соответствии с п. 3 ст. 453 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту: ГК РФ) прекращаются лишь на будущее время [2], а в соответствии с п. 4 ст. 425 ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за нарушение его условий. Указанные нормы в полной мере имеют отношения к государственным контрактам, так как наряду с 44-ФЗ, в отсутствие специального регулирования, применяется Гражданский кодекс РФ (ч. 1 ст. 2 44-ФЗ). Расторжение контракта по соглашению сторон не влияет на необходимость взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) неустойки за период просрочки исполнения в пределах срока действия контракта, что подтверждается также судебной практикой [4,5,7,8].

Вместе с тем, причинами расторжения контракта по соглашению сторон могут быть и не объективные ситуации. Например, желание поставщика-юридического лица осуществить ликвидацию; нарушение исполнителем (поставщиком, подрядчиком) существенных условий контракта; поставщик (подрядчик, исполнитель) не может поставить необходимый товар, работу, услугу по не объективным причинам; контракт исполнен с нарушениями; поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответ-

ствует условиям контракта, но при этом оказался победителем из-за указания недостоверных сведений и т.д.

Во всех указанных ситуациях контракт должен быть расторгнут в одностороннем порядке заказчиком, а сведения об исполнителе (подрядчике, поставщике) государственного контракта должны быть направлены в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы для включения в реестр недобросовестных поставщиков, что повлечет за собой запрет участия в государственных закупках на срок до двух лет. Данная мера является существенной, даже не смотря на иные штрафные санкции, предусмотренные контрактом, что может вынудить поставщика (подрядчика, исполнителя) вступить в сговор с заказчиком.

Включение информации о поставщиках (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков по результатам расторжения контракта по соглашению сторон не предусмотрено законом, соответственно в условиях отсутствия прозрачности информации о причинах расторжения таких контрактов, повышается уровень субъективности в принятии сторонами решений по расторжению контрактов, чем могут продуцироваться коррупционные риски в сфере государственных закупок. А учитывая, что расторжение контракта по соглашению сторон является наиболее часто применяемой процедурой (в соответствии с проведенным анализом на ЕИС и официальной статистикой [9]), данная проблема является актуальной.

По нашему мнению, в случае наличия в законе нормы об обязанности заказчика по указанию причины расторжения контракта по соглашению сторон с приложением подтверждающих документов в ЕИС, позволило бы не только объективно оценивать такие причины контролирующим органам, но и осуществлять публичный контроль за фактами расторжения контрактов.

Так, пп. «г» п. 33 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [12] предполагается дополнение статьи 95 44-ФЗ новой нормой, а именно статьей 8.1 в следующей редакции: «8.1. Соглашение о расторжении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, заключается с использованием единой информационной системы. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое соглашение не размещается на официальном сайте». Данная норма вступает в силу с 01.07.2023.

Соответственно, учитывая, что процедура подписания соглашения о расторжении контракта, заключенного по результатам электронных закупок, которых на сегодняшний день подавляющее большинство, переходит полностью в электронный вид, считаем целесообразным дополнить новую норму требованием о необходимости указания конкретных причин расторжения контракта, с приложением подтверждающих эти причины документов.

5 -о

сз

<

Литература

1. Захаренко, Д.С. Гражданско-правовые особенности расторжения государственного (муниципального) контракта / Д.С. Захаренко // Юридический вестник Кубанского государственного университета. - 2020. - № 4. - С. 18-24.

2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 № 104 // [Электронный ресурс] СПС: Консультант плюс.

3. Письмо Минфина России от 24.01.2020 № 2403-07/4188 // [Электронный ресурс] https:// minfin.gov.ru/ru

4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.06.2017 № Ф05-7428/17 по делу № А40-198803/2016 // [Электронный ресурс] СПС: Консультант плюс.

5. Постановление Арбитражного суда СевероЗападного округа от 14.07.2017 № Ф07-6530/17 по делу № А26-8203/2016 // [Электронный ресурс] СПС: Консультант плюс.

6. Постановление Арбитражного суда СевероКавказского округа от 16 июля 2019 года № Ф08-5863/2019 по делу № А32-30670/2018) // [Электронный ресурс] СПС: Консультант плюс.

7. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 № 12АП-6242/14 // [Электронный ресурс] СПС: Консультант плюс.

8. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 № 09АП-48939/14 // [Электронный ресурс] СПС: Консультант плюс.

9. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2020 года // [Электронный ресурс] https://minfin.gov.ru/ru

10. Современные подходы к повышению эффективности противодействия коррупции в сфере государственных закупок / И.П. Гладили-на, Г.В. Дегтев, С.А. Сергеева [и др.]. - Чехов.: Центр образовательного и научного консалтинга, 2021. - 67 с. - ISBN 978-5-6044794-6-9.

11. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] СПС: Консультант плюс.

12. Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС: Консультант плюс.

CORRUPTION RISKS IN THE TERMINATION OF THE STATE (MUNICIPAL) CONTRACT BY AGREEMENT OF THE PARTIES

Bronnikov A.M.

Moscow State University of Management of the Government of Moscow named after Yu.M. Luzhkov

The article discusses the theoretical and practical aspects of the termination of government contracts by agreement of the parties. The author analyzed the objective and non-objective situations that may cause the termination of the state contract by agreement of the parties. Corruption risks have been identified when terminating a state contract by agreement of the parties, in particular, it is noted that the Law on the contract system does not provide for the obligation to indicate the reason for terminating the contract by agreement of the parties, which in turn makes it impossible to exercise public control over the reasons for terminating contracts by agreement of the parties. Proposals are made to improve the legislation in the field of the contract system to eliminate these risks, in particular, a proposal to fix the requirement to indicate the reason for terminating the contract by agreement of the parties, attaching documents confirming such reasons..

Keywords: state contract, state procurement, termination of state contract by agreement of the parties, corruption risks.

References

1. Zakharenko, D.S. Civil law features of the termination of the state (municipal) contract / D.S. Zakharenko // Legal Bulletin of the Kuban State University. - 2020. - No. 4. - P. 18-24.

2. Information letter of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation dated December 21, 2005 No. 104 // [Electronic resource] ATP: Consultant plus.

3. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated January 24, 2020 No. 24-03-07/4188 // [Electronic resource] https://minfin. gov.ru/ru

4. Decree of the Arbitration Court of the Moscow District dated June 28, 2017 No. F05-7428/17 in case No. A40-198803/2016 // [Electronic resource] SPS: Consultant Plus.

5. Resolution of the Arbitration Court of the North-Western District dated July 14, 2017 No. F07-6530/17 in case No. A26-8203/2016 // [Electronic resource] ATP: Consultant Plus.

6. Resolution of the Arbitration Court of the North Caucasus District dated July 16, 2019 No. F08-5863 / 2019 in case No. A32-30670 / 2018) // [Electronic resource] ATP: Consultant Plus.

7. Decree of the Twelfth Arbitration Court of Appeal dated July 28, 2014 No. 12AP-6242/14 // [Electronic resource] ATP: Consultant Plus.

8. Resolution of the Ninth Arbitration Court of Appeal dated 08.12.2014 No. 09AP-48939/14 // [Electronic resource] ATP: Consultant Plus.

9. Consolidated analytical report on the results of monitoring procurement, goods, services to meet state and municipal needs in accordance with Federal Law No. 44-FZ dated 05.04. needs» at the end of 2020 // [Electronic resource] https://minfin.gov.ru/ru

10. Gladilina I. P., Degtev G.V., Sergeeva S.A. [et al.] Modern approaches to improving the effectiveness of combating corruption in public procurement. - Chekhov.: Center for Educational and Scientific Consulting, 2021. - 67 p. - ISBN 978-5-6044794-6-9.

11. Federal Law «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs» dated April 5, 2013 N 44-FZ (last edition) // [Electronic resource] ATP: Consultant Plus.

12. Federal Law of 02.07.2021 N 360-FZ «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // [Electronic resource] ATP: Consultant Plus.

СЧ CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.