УДК 342
Сигова Дарья Дмитриевна,
главный специалист отдела ведомственной статистики и методического обеспечения
управления правовой статистики, информационных технологий и защиты информации
прокуратуры Красноярского края,
пр-т Мира, 32, г. Красноярск, Россия, 660049
e-mail: d-sigova@mail.ru
КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ И БОРЬБА С НИМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Аннотация. В данной статье анализируются текущие проблемы в сфере коррупции, актуальные статистические данные по России, пробелы в законодательстве. Авторы предлагают дополнить текущее законодательство России, обратить внимание на проведение комплексной антикоррупционной политики.
Ключевые слова: антикоррупционная политика, коррупция, федеральное законодательство, административные наказания, получение выгоды.
Sigova Darya Dmitrievna,
Chief Specialist of the Department of Departmental Statistics and Methodological Support of the Department of Legal Statistics, Information Technology and Information Protection of the Prosecutor's Office of the Krasnoyarsk Territory, Mira Ave., 32, Krasnoyarsk, Russia, 660049 e-mail: d-sigova@mail.ru
CORRUPTION RISK AND THE FIGHT AGAINST THEM IN THE ACTIVITIES OF
PUBLIC AUTHORITIES
Abstract. This article analyzes current problems in the field of corruption, current statistics on Russia, gaps in legislation. The authors propose to supplement the current legislation of Russia, to pay attention to the implementation of a comprehensive anti-corruption policy.
Keywords: anti-corruption policy, corruption, federal legislation, administrative penalties, obtaining benefits.
В настоящее время проблема противодействия коррупции в России, как и в большинстве стран, чрезвычайно высока. Уголовные дела о преступлениях коррупционной направленности стали не редкостью для российского общества. В 2020 году зарегистрировано 30813 преступлений коррупционной
направленности, в 2021 г. - 35051 преступление [1]. В данную статистику не включены административные и
дисциплинарные коррупционные
правонарушения. Коррупция в органах государственной и муниципальной власти
приобрела глобальный и системный характер. Коррупция во многих нормативных правовых актах определена в качестве одной из главнейших угроз национальной безопасности Российской Федерации. Коррупция оказывает негативное влияние на эффективность деятельности государственного управления, является сдерживающим фактором развития отечественной экономики, а также подрывает доверие граждан к институту власти.
Некоторые авторы коррупцию рассматривают в качестве специфического
социального явления, характеризующегося использованием государственными и муниципальными служащими своих служебных и должностных полномочий, привилегий и связи для личного обогащения [2, с. 4].
В юридической литературе постоянно отмечается, что коррупция является отражением продажности чиновников, что находит свое отражение в совершении различных противоправных деяний в разрез с интересами государственной службы для личного обогащения [3, с. 3].
Базовым нормативным правовым актом в России в сфере противодействия коррупции является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [4] (далее - Закон о противодействии коррупции). Несмотря на это, данный закон не лишен ряда пробелов и недостатков, на что справедливо обращают внимание многие исследователи. В частности, вполне обоснованно
критическим замечания подвергается законодательное определение коррупции, изложенное в ст. 1 Закона о противодействии коррупции, ввиду следующих обстоятельств:
1) использованный законодателем способ раскрытия понятия «коррупция» через описание возможных ее проявлений выглядит не вполне верным, поскольку он не позволяет понять сущность и содержание коррупции;
2) при описании коррупции используется такой признак как «использование физическим лицом своего должностного положения». Однако, не каждое правонарушение коррупционного характера можно подвести под данный законодательный признак;
3) в приведенном законодательном определении ничего не говорится о проявлениях коррупционной деятельности лиц, выполняющих управленческие функции, которые имеют достаточно широкое распространение в практике.
Помимо этого, следует отметить весьма
узкое трактование Законом о противодействии коррупции самого понятия коррупции, проявления которой могут обуславливаться не только материальными, но и нематериальными потребностями и интересами. К последним можно отнести, например, стремление лица продвинуться по карьерной лестнице или понравиться руководству. В связи с изложенным считаю необходимым п. 1 ст. 1 Закона о противодействии коррупции дополнить фразой: «а также в целях получения выгоды или услуг неимущественного характера».
Можно констатировать различное понимание термина «коррупция» в отечественной и зарубежной научной литературе. Однако, если отечественные исследователи в большей степени акцентируют внимание на связанности коррупции с коррупционными
проявлениями отдельных государственных и муниципальных служащих, то зарубежные авторы связывают коррупцию со всей политической системой и политической элитой. Возможно, поэтому в зарубежном законодательстве
антикоррупционная деятельность имеет более системный характер, поскольку подразумевает комплекс
антикоррупционных мер во всей системы государственного управления.
В России коррупция среди государственных и муниципальных служащих младшей и средней категории носит наиболее массовый и распространенный характер. Опасность данного вида коррупции заключается в том, что ее непосредственными потерпевшими становятся обычные граждане, которые ведут в целом законопослушный образ жизни. Среди населения сотрудники ОВД воспринимаются как представители власти. В этой связи, при столкновении с фактами вымогательства взяток и поборов со стороны недобросовестных сотрудников ОВД, у граждан складываются общее негативное впечатление о деятельности всего государственного аппарата,
формируется неверие в законность, справедливость.
Коррупция среди сотрудников среднего, старшего и высшего уровня характеризуется тем, что начальствующий состав, пользуясь своим служебным положением, может отдавать обязательные для исполнения рядовых сотрудников приказы. Можно вспомнить следующий пример из практики. В Волгограде была задержана организованная преступная группа сотрудников ГИБДД под руководством командира отдельного батальона дорожно-постовой службы ГУВД Волгоградской области Олега Кирпы, члены которой подозревались в совершении преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ «Получение взятки организованной группой, в крупном размере, сопряженное с вымогательством»
[5].
Деструктивное влияние коррупции велико, что предполагает необходимость разработки специальных механизмов и средств в системе антикоррупционной деятельности.
Совершенствование политики по противодействию коррупции сдерживается неразвитостью в нашей стране институтов гражданского общества.
Необходимо стимулировать
взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества. Государство должно поощрять и поддерживать развитие институтов гражданского общества не только правотворчеством, но и мерами социальной, финансовой поддержки. Например, необходимо развивать такие
инструментарии как субсидирование, налоговые льготы для СМИ.
Одной из самых коррумпированных сфер по-прежнему остаются госзакупки. Необходимо повышать открытость деятельности антимонопольных органов в сфере контроля закупок для государственных и муниципальных нужд, продолжать политику по повышению их информационной открытости. Для этого
имеются все необходимые условия в связи со стремительным развитием
информационных технологий. Среди преимуществ электронного взаимодействия контролирующих органов и участников закупок можно назвать:
- предоставление права свободного доступа профессиональным участникам закупок в общении с контролирующими органами;
- снижение уровня бюрократизма и коррупции;
- снижение несения государством финансовых и материальных затрат.
Первоначально затраты на создание и внедрение информационно-технологических систем электронного взаимодействия могут потребовать значительных расходов, но впоследствии они окупят себя.
Для преодоления негативной практики разработки проектной документации для конкретного участника торгов предлагается закрепить в КоАП РФ отдельный состав такого административного
правонарушения. В качестве
соответствующей меры административного наказания следуетпредусмотреть взыскание административного штрафа в сумме 1-10% от суммы государственного
(муниципального) контракта, поскольку сегодня такие фактически противоправные действия чиновников, ответственных за разработку проектной документации, не подпадают под действие карательных мер.
Требует своего разрешения порочная практика сговора участников торгов для повышения стоимости государственного (муниципального) контракта. В качестве перспективного предложения можно назвать повсеместное внедрение практики деления предмета торгов на лоты, если это является возможным. В результате данного нововведения произойдет существенное разрушение тесного взаимодействия между участниками закупки, увеличится число участников закупок во многом за счет субъектов малого предпринимательства,
которые будут в состоянии исполнить небольшие контрактные обязательства. В этой связи в законодательстве о государственных закупках следует предусмотреть положение, возлагающее обязанность на заказчиков разделять объект закупки на лоты в случае наличия соответствующих технических
возможностей и экономической
заинтересованности.
Учитывая вышесказанное можно прийти к выводу о том, что противодействие коррупции должно осуществляться в рамках проведения комплексной
антикоррупционной политики. Проблема заключается в том, что ни в одном нормативном правовом акте не только не закреплено официальное определение антикоррупционной политики, но и ее основных направлений. Разрешение данного противоречия видится в принятии специального Федерального закона «Об антикоррупционной политике».
Антикоррупционное законодательство на сегодняшний день, несмотря на предпринимаемые усилия законодателя, не лишено по-прежнему ряда пробелов и противоречий, которые негативным образом отражаются на обеспечении законности в деятельности органов государственной власти, что
обуславливается как объективными факторами, так и субъективными и требует своего законодательного разрешения. Поэтому чрезвычайно важным является научное обоснование выделения оптимальных средств реформирования отечественной антикоррупционной
политики. Рассмотрены как новые, так и модифицированные или оставленные без
внимания законодателя некоторые аспекты антикоррупционной деятельности.
Сформулированы рекомендации
правоприменителям, а также выдвигаются и обосновываются предложения о внесении коррективов в действующие нормативные правовые акты в связи с имеющимися в нем пробелами, неясностями, неточностями и коллизиями.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Состояние преступности. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации : сайт. - URL: httpsV/мвд.рф/ (дата обращения 30.11.2022). - Текст : электронный.
2. Суховецкий М.И. Проблема проявления коррупции в миграционной сфере: теоретико-методологические аспекты // Миграционное право. 2021. № 3. С. 3 - 6.
3. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Новые тенденции уголовно-правовой политики РФ в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности // Российская юстиция. 2017. № 5. С. 2 - 4.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.
5. В Волгограде задержана организованная преступная группа сотрудников ГИБДД https://v1.ru/text/gorod/357458 : сайт. - URL: mvd.ru/reports (дата обращения 10.12.2022). - Текст : электронный.