Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МЕХАНИЗМА КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК'

ЭЛЕМЕНТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МЕХАНИЗМА КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Е. Р.

Целью работы является исследование элементов антикоррупционного механизма системы закупок продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В работе применялись различные методы исследования: анализ методологических основ многомерного явления коррупции, обобщение отечественного и зарубежного опыта формирования антикоррупционного механизма в системе закупок. На основе анализа существующих подходов современных отечественных и зарубежных специалистов в области закупок обоснована необходимость дальнейшего совершенствования методологических подходов развития элементов антикоррупционного механизма контрактной системы закупок. Автор рассматривает исследуемую проблематику на основе компаративистского подхода, дает собственную оценку содержанию антикоррупционного механизма закупок. На этой базе сформулированы выводы, свидетельствующие о необходимости совершенствования механизма борьбы с коррупцией на основе внедрения комплексного подхода развития элементов системы антикоррупционного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF ANTI-CORRUPTION MECHANISM OF THE CONTRACT PURCHASING SYSTEM

The aim of the work is to study the elements of the anti-corruption mechanism of the procurement system for products to meet state and municipal needs. Various research methods were used in the work: analysis of the methodological foundations of the multidimensional phenomenon of corruption, generalization of domestic and foreign experience in the formation of an anti-corruption mechanism in the procurement system. Based on the analysis of modern existing approaches of domestic and foreign specialists in the field of procurement, the author substantiated the need for further improvement of methodological approaches to the development of elements of the anti-corruption mechanism of the contract procurement system. The author examines the issues under study on the basis of a comparative approach, gives his own assessment of the content of the anti-corruption procurement mechanism. On this basis, conclusions were formulated that indicate the need to improve the anti-corruption mechanism based on the introduction of an integrated approach to the development of elements of the anti-corruption mechanism system. The obtained results of the study of the elements of the anti-corruption procurement mechanism can serve as a methodological basis for the development of anti-corruption policy by the participants of the contract system.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МЕХАНИЗМА КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК»

118

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2021. № 2(44)

DOI: https://doi.org/10.52623/2227-4383-2-44-23 УДК 340

ЭЛЕМЕНТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МЕХАНИЗМА КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК

Е.Р. Борисова

Целью работы является исследование элементов антикоррупционного механизма системы закупок продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В работе применялись различные методы исследования: анализ методологических основ многомерного явления коррупции, обобщение отечественного и зарубежного опыта формирования антикоррупционного механизма в системе закупок. На основе анализа существующих подходов современных отечественных и зарубежных специалистов в области закупок обоснована необходимость дальнейшего совершенствования методологических подходов развития элементов антикоррупционного механизма контрактной системы закупок. Автор рассматривает исследуемую проблематику на основе компаративистского подхода, дает собственную оценку содержанию антикоррупционного механизма закупок. На этой базе сформулированы выводы, свидетельствующие о необходимости совершенствования механизма борьбы с коррупцией на основе внедрения комплексного подхода развития элементов системы антикоррупционного механизма.

Ключевые слова: коррупция; антикоррупционный механизм; контрактная система; закупки; государственные и муниципальные нужды.

E.R. Borisova. ELEMENTS OF ANTI-CORRUPTION MECHANISM OF THE CONTRACT PURCHASING SYSTEM

The aim of the work is to study the elements of the anti-corruption mechanism of the procurement system for products to meet state and municipal needs. Various research methods were used in the work: analysis of the methodological foundations of the multidimensional phenomenon of corruption, generalization of domestic and foreign experience in the formation of an anti-corruption mechanism in the procurement system. Based on the analysis of modern existing approaches of domestic and foreign specialists in the field of procurement, the author substantiated the need for further improvement of methodological approaches to the development of elements of the anti-corruption mechanism of the contract procurement system. The author examines the issues under study on the basis of a comparative approach, gives his own assessment of the content of the anti-corruption procurement mechanism. On this basis, conclusions were formulated that indicate the need to improve the anti-corruption mechanism based on the introduction of an integrated approach to the development of elements of the anti-corruption mechanism system. The obtained results of the study of the elements of the anti-corruption procurement mechanism can serve as a methodological basis for the development of anti-corruption policy by the participants of the contract system.

Keywords: corruption; anti-corruption mechanism; contract system; procurement; state and municipal needs.

Проблема коррупции в разнообразных сферах общественной жизни и государственного управления носит широкий, системный и глобальный характер. Одним из основных факторов, снижающих развитие российской экономики, является коррупция, в том числе в сфере государственных закупок. Коррупция воздействует на экономику, нанося значительный ущерб, тем самым тормозя ее развитие, в сфере закупок вызывает дополнительные издержки на всех этапах закупочного цикла - от планирования до исполнения контракта, что в конечном счете ведет к росту цен контрактов и снижению удовлетворения государственных нужд [4-6]. В связи с этим актуальным явля-

ется разработка и совершенствование антикоррупционного механизма системы закупок.

Проблемам борьбы с коррупцией посвятили свои труды Г Бэккер, П. Друкер, И.А. Павленко, А.Н. Сухаренок и др. В рамках контрактной системы коррупцию как многомерное явление рассматривали В.В. Андреев, Е.Р Борисова, Д.В. Змиевский, Е.В. Юнусова и др. [3]. Тем не менее необходимо констатировать: несмотря на то что как мировым сообществом, так и российскими учеными проводятся новые исследования в изучении коррупции и создания антикоррупционного механизма, до сих пор многие проблемы остаются малоизученными.

Принятие Федерального закона ФЗ-44

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2013 г (далее - ФЗ-44) ознаменовало новый этап развития системы государственных закупок в Российской Федерации. Основной целью закупок обозначается удовлетворение государственных и муниципальных нужд, которое может быть достигнуто посредством достижения целей второго порядка: открытость и прозрачность, эффективность, содействие конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок [1].

Ранее в 2008 г. был принят Федеральный закон Ф3-273 «О противодействии коррупции», давший четкое разъяснение данного явления. Под коррупцией в российском законодательстве понимается: а) злоупотребление должностным лицом своим служебным положением; б) дача или получение взятки; в) коммерческий подкуп; в) использование своего служебного положения для удовлетворения личных целей в противовес общественным интересам. Целью данных деяний является получение выгод, как имущественного, так и неимущественного характера, причем не только для себя, но и для третьих лиц [2].

Конвенция ООН против коррупции, принятая 31 декабря 2003 г., содержит статью, посвященную публичным закупкам (в нашем понимании сфера государственных, муниципальных и корпоративных закупок) и управлению публичными (общественными) финансами. Согласно Конвенции ООН против коррупции в рамках системы закупок каждое государство должно принимать соответствующие механизмы, способствующие созданию эффективной системы закупок, основанной на принципах добросовестной конкуренции, транспарент-ных, прозрачных критериях оценки победителя торгов, что в конечном счете и является действенным методом борьбы с коррупцией. В целом механизм противодействия коррупции в закупочном цикле включает ряд элементов:

1. Создание системы открытой, прозрачной, доступной информации для всех участников контрактной системы. Такая система в рамках контрактной системы закупок обеспечивается Единой информационной системой, являющейся своеобразным банком данных для всех участников контрактной системы: заказчиков, участников, регулятора, контрольных органов и всех заинтересованных пользователей. Данная информация представлена в разрезе этапов закупочного цикла, начиная с планирования, определения поставщика, с которым заключается контракт, исполнения контрактных обяза-

тельств, а также включает мониторинг, аудит и контроль, осуществляемые на всех этапах закупочного цикла.

2. Информация для потенциальных поставщиков в соответствии с законодательством представляется в Единой информационной системе заранее, чтобы как можно больше поставщиков могло участвовать в торгах. Выбор конкурентными способами определения поставщика (конкурсами, аукционами, запросом предложений и запросом котировок) предполагает вполне определенный набор критериев отбора и принятие решения заказчика. Причем правила проведения конкурентных процедур различаются в зависимости от способа определения поставщика, законодательно четко прописаны, и несоблюдение сроков и условий проведения процедур отбора грозит заказчикам мерами ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной).

3. В закупочной документации устанавливаются объективные критерии отбора победителя членами комиссий, которые могут впоследствии быть проверены всеми заинтересованными сторонами и контролирующими органами с тем, чтобы убедиться в правильности применения правил и процедур.

4. Эффективная система контроля на всех этапах закупочного цикла также является действенным антикоррупционным механизмом. Причем именно с принятием ФЗ-44 введены разнообразные схемы контроля, проводимые разными органами власти по поводу процедур проведения закупок, представленной в открытом доступе информации заказчиков, исполнения контрактных обязательств, как со стороны поставщиков (подрядчиков), так и со стороны заказчиков.

Кроме процедурного, ведомственного контроля, проводимых регулятором контрактной системы - Министерством финансов РФ, Федеральной антимонопольной службой, федеральными органами исполнительной власти в отношении подведомственных заказчиков, Федеральным казначейством и другими органами государственного внутреннего контроля, важное значение в проведении контрольных мероприятий имеет общественный контроль. Общественные организации имеют право проведения контроля в интересах общества (государства) на предмет достижения цели контрактной системы - обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Еще один вид контроля имеет значение на стадии исполнения контракта - контроль заказчика за поставщиком. Заказчик должен от-

120

вестник Российского университета кооперации. 2021. № 2(44)

слеживать все этапы исполнения контракта, условия исполнения обязательств и сроки исполнения. Аудит, как и контроль, ставит своей задачей выявление несоблюдения требований законодательства о контрактной системе на всех этапах закупочного цикла. Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований проверяют соблюдение законности, результативности и эффективности процедур планирования, определения поставщиков, заключения и исполнения контрактов.

5. Одним из методов антикоррупционного механизма является построение эффективной системы внутреннего контроля, включающего систему обжалования действий (бездействия) заказчика. Законодательством о контрактной системе предусматривается необходимость обеспечения правовыми средствами обжалования действий должностных лиц заказчика, задействованных на всех этапах сферы регулирования 44-ФЗ. Юридическая защита предоставляется в случае выявления нарушения правил и процедур закупки.

6. Важным средством борьбы с коррупцией в системе закупок является грамотная антикоррупционная политика, проводимая заказчиками. Элементами такой политики являются: а) требование о декларировании конфликта интересов между заказчиком и поставщиком; б) требование о несении всех видов ответственности: дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной; в) требование к повышению квалификации и профессиональной подготовке лиц, занятых в системе закупок.

Конфликт интересов, прописанный в ст. 39 ФЗ-44, относится к членам комиссий по определению поставщика. До начала проведения этапа определения поставщика, т.е. на этапе планирования, приказом руководителя заказчика формируется комиссия. Членами комиссии по определению поставщика не могут быть: а) лица, лично заинтересованные в определении победителя (поставщика); б) лица, состоящие в штате поставщика; в) лица, являющиеся членами органов управления поставщика; г) кредиторы и выгодоприобретатели; д) находящиеся в браке или близкие родственники; е) лица, осуществляющие контроль. При выявлении конфликта интересов должностное лицо заказчика в письменном виде должно уведомить руководителя о наличии конфликта интересов с тем, чтобы приказом руководителя заказчика вывести данного сотрудника из состава членов комиссии.

В заключение необходимо отметить, что коррупция в системе государственных заку-

пок представляет собой серьезное препятствие в развитии контрактной системы, поскольку наносит значительный ущерб как отдельным участникам, так и обществу в целом. Противодействие коррупции в системе закупок должно состоять в совершенствовании элементов антикоррупционного механизма и развитии законодательства о закупках. Формирование антикоррупционной политики участниками контрактной системы должно строиться на основе комплексного подхода. Должна существовать система мониторинга коррупционных действий в системе закупок с тем, чтобы предотвратить возникновение коррупционных рисков. Создание многоканальной системы получения информации об имеющихся коррупционных преступлениях позволит снизить коррупционные риски на всех этапах закупочного цикла.

Таким образом, контрактная система закупок имеет действенный антикоррупционный механизм ее реализации, в котором задействованы все участники контрактной системы. На противодействие коррупции направлен комплекс мер, который должен постоянно совершенствоваться.

Список литературы

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru.

2. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

3. Андреев В.В., Борисова Е.Р. Коррупция и ответственность в сфере государственных закупок: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2008. 92 с.

4. Борисова Е.В. Этапы становления и развития концепций инновационного развития экономики // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия «Экономики и менеджмент». 2016. Т. 10. № 1. С. 76-82.

5. Борисова Е.В. Формирование инновационной экономики России через контрактную систему государственных закупок // Право и практика (Научные труды института Московской гос. юрид. академии им. О.Е. Кутафина в г. Кирове). 2016. № 1 (15). С. 30-31.

6. Юнусова Е.В. Развитие российской экономики в условиях научно-технического прогресса // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 2 (36). С. 95-98.

References

1. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tova-rov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstven-nykh i munitsipalnykh nuzhd [On the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs]: feder. zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru.

2. O protivodejstvii korrupcii [On combating corruption]: feder. zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru.

3. Andreyev V.V., Borisova E.R. Korruptsiya i ot-vetstvennost' v sfere gosudarstvennyh zakupok [Corruption and accountability in public procurement]: monografiya. Cheboksary: ChKI RUK, 2008. 92 s.

4. Borisova E.V. Etapy stanovleniya i razvitiya kontsepcij innovatsionnogo razvitiya ekonomiki

[Stages of formation and development of the concepts of innovative development of the economy] // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gos. un-ta. Seriya «Eko-nomiki i menedzhment». 2016. T. 10. N° 1. S. 76-82.

5. Borisova E.V. Formirovanie innovatsionnoj ekonomiki Rossii cherez kontraktnuyu sistemu gosudarstvennyh zakupok [Formation of the innovative economy of Russia through the contract system of public procurement] // Pravo i praktika (Nauchnye trudy instituta Moskovskoj gos. yurid. akademii im. O.E. Kutafina v g. Kirove), 2016. № 1 (15). S. 30-31.

6. YUnusova E.V. Razvitie rossijskoj ekonomi-ki v usloviyah nauchno-tekhnicheskogo progressa [Development of the Russian economy in the context of scientific and technological progress] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2019. № 2 (36). S. 95-98.

БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и информационных технологий. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: elrafborisova@mail. ru.

BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Information Technologies. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: elrafboriso-va@mail. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.