Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80
УДК 328.185 https://doi.org/10.33619/2414-2948/80/48
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
©Афонин А. А., ORCID: 0000-0001-9949-7907, Московский государственный психолого-
педагогический университет, г. Москва, Россия, [email protected] ©Какадий И. И., ORCID: 0000-0002-4000-8985, SPIN-код: 8529-1186, канд. воен. наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия, [email protected]
ANTI-CORRUPTION POLICY IN RUSSIA: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT VECTOR
©Afonin A., ORCID: 0000-0001-9949-7907, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia, [email protected] ©Kakadiy I., ORCID: 0000-0002-4000-8985, SPIN-code: 8529-1186, Ph.D.,
Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia, [email protected]
Аннотация. Коррупция досаждала России на протяжении веков, а запутанная советская бюрократия и постоянный дефицит создали культуру взяточничества, чтобы обойти повсеместную нехватку потребительских товаров в СССР. Постсоветская Россия не смогла искоренить уже устоявшуюся систему взяток и борется с коррупцией до сих пор. Целью данной научной работы стало изучение сущности коррупции, уровня принятия коррупции в России и методов борьбы с коррупцией. Был проведен контент-анализ, на основании которого представлена систематизированная информация по проблемам коррупции. Тема является актуальной уже многие годы, государством ежегодно предпринимаются десятки мер по искоренению коррупции, дорабатываются законопроекты, оптимизируется использование государственного и муниципального имущества, но все еще проблема коррупции одна из самых обсуждаемых. И несмотря на все усилия уровень коррупции остается высоким.
Abstract. Corruption has plagued Russia for centuries, and the convoluted Soviet bureaucracy and constant scarcity created a culture of bribery to circumvent widespread shortages of consumer goods in the USSR. Post-Soviet Russia has not been able to eradicate the well-established system of bribery and is struggling with corruption to this day. The purpose of this research paper was to explore the essence of corruption, the level of acceptance of corruption in Russia and methods of fighting corruption. A content analysis has been carried out, which provides a systematic overview of corruption issues. The topic has been a hot topic for many years, with the state taking dozens of measures every year to eradicate corruption, finalizing draft laws, and optimizing the use of state and municipal property, but corruption is still one of the most debated issues. And despite all efforts, the level of corruption remains high.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, развитие антикоррупционной политики, борьба с коррупцией в России.
Keywords: corruption, anti-corruption policy, development of anti-corruption policy, fighting corruption in Russia.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80
Коррупция представляет собой сложное и многоуровневое явление. Его корни лежат глубоко в бюрократических и политических институтах. А также коррупция имеет большое влияние на развитие внутригосударственных систем, например, политических и социальных, а предпосылки исходят из совокупности внутренних условий страны. Коррупция - это подкуп и процесс совершения взятки лицом, которое наделено ответственностью, и которое нарушает свои законодательно прописанные обязанности, которые вытекают исходя из его статуса служащего [7]. Бывают ситуации, когда в стане, не смотря на системную коррупцию, экономические показатели остаются высокими. Несмотря на это, история говорит о том, что коррупция всегда в той или иной степени вредна для развития. Коррупция вынуждает государственных служащих вмешиваться в те области, где в них нет прямой необходимости. И это вмешательство подрывает способность разрабатывать и реализовывать планомерную устойчивую политику в тех областях, где вмешательство правительства явно необходимо. Это может быть экологическое регулирование, здравоохранение и безопасность, система социальной защиты, макроэкономическая стабилизация или обеспечение исполнения контрактов [1]. Проблема высокого уровня коррупции актуальна во многих странах, Россия не исключение. Хоть она не выбивается в лидеры по индексу коррупции, проблема коррупции в нашей стране стоит жестко (Таблица 1). Но, так как, коррупция выступает в роли негативного фактора, который присутствует на всех уровнях политики, экономики и т.д., то властями проводится политика по сдерживанию роста коррупции и искоренению данного феномена в целом.
Таблица 1
РЕЙТИНГ СТРАН ПО УРОВНЮ КОРРУПЦИИ [8]
Место в рейтинге Страна Индекс коррупции
1 Дания 88
2 Финляндия 88
3 Новая Зеландия 88
137 Либерия 29
138 Мали 29
139 Россия 29
140 Мавритания 28
141 Мьянма 28
142 Пакистан 28
Что же является ядром коррупции? Взяточничество. Взяточничество означает финансовое или иное вознаграждение за действие, которое является незаконным, неэтичным, при котором происходит злоупотребление доверием или полномочиями, выполненное ненадлежащим образом [5]. Взятки могут принимать форму денег, подарков, займов, гонораров, представительских расходов, услуг, скидок, заключения контрактов или формы любого другого преимущества или выгоды. Взяточничество включает в себя предложение, обещание, дачу или получение взятки. Все формы взяточничества строго запрещены. Сам по себе определение коррупции включает в себя множество действий и поведенческих характеристик человека. Для более четкого понимания, как все же коррупция влияет на политику и экономическую ситуация в стране, данный термин необходимо расслоить на
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80
составляющие и определить, какие операции и виды действий подпадают под него. В частности, представители власти или же обычные граждане не должны:
1. давать или предлагать какие-либо платежи, подарки или другие выгоды в ожидании того, что взамен будет получено деловое или личное преимущество;
2. принимать любое предложение от третьего лица, о котором вы знаете или подозреваете, что оно сделано с расчетом на то, чтобы им или иным заинтересованным лицам было предоставлено деловое преимущество;
3. давать или предлагать любые платежи (иногда называемые платежами за упрощение формальностей) государственному служащему в любом органе власти для облегчения или ускорения рутинной, или необходимой процедуры или же для более быстрого продвижения в очередь на какую-либо социальную услугу;
4. угрожать или мстить другому лицу, которое отказалось предложить или принять взятку, или выразило обеспокоенность возможным фактом взяточничества или коррупции [2].
Взятки являются одним из основных инструментов коррупции. Присутствие взяток в государственной экономике помогает определенным лицам манипулировать рынком закупок, продвигать те или иные фирмы для государственных контрактов, представлять выгодных поставщиков товаров и услуг, также коррупционная составляющая может повлиять на условия контрактов. С точки зрения существенных условий контрактов, взятки используются для того, чтобы выиграть контракт или, чтобы государственные службы закрыли глаза на нарушения обязательств по контрактам. В части правительственных льгот, взятки могут влиять на распределение государственных пособий. Частные лица и фирмы любят уклоняться от налогов, но полное уклонение без последствий практически невозможно поэтому в дело идут взятки, чтобы была возможность хотя бы уменьшить налоги или иные сборы. Нельзя не упомянуть и лицензии. В части природопользования, использования оружия или разработки земли, граждане сталкиваются с проблемой получения лицензий. Перечисленные сферы являются лишь малой и самой распространенной частью лицензионных видов деятельности, и не все разрешения легко получить, поэтому особо предприимчивые решают этот вопрос взятками. Инициатива не всегда исходит от человека, который получает лицензию, зачастую сами представители органов вымогают взятки. Тоже самое можно сказать и про ситуации, где требуются разрешения на регистрацию компании или, например, строительства. На вопрос коррупции можно посмотреть и с юридической стороны. В ходе судебного процесса с помощью взяток частные стороны пытаются заставить представителей государства игнорировать проступки, незаконную деятельность. Взяточники могут также купить себе выигрыш в суде пред иным частным лицом.
Там, где существует системная коррупция, формальные и неформальные правила противоречат друг другу. Взятки уже воспринимаются как часть нормы, они являются обычным делом, когда речь идет о сделках с представителями государства. Взяточничество не всегда касается лишь единичных служащих, иногда оно перерастает в систему с высоким уровнем организации, где отлажен механизм повсеместного сбора и перераспределения взяток [1]. Существуют системы, где взяточничество не только стало нормой, но и начинает характеризовать и управлять правилами частно-государственных отношений. Такое происходит даже там, где активно разрабатывается и применяется антикоррупционное законодательство. Большинство определений связывают коррупцию с поведением государственного должностного лица, которое может быть объектом или субъектом коррупции. Таким образом, можно сказать, что коррупция - это «незаконный платеж
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80
государственному представителю с целью получения выгоды, которая может быть или не быть заслуженной в отсутствие выплат» или «продажа государственными чиновниками государственной собственности для личной выгоды» [3].
Понимая суть коррупции и примерные механизмы осуществления, следует понять, какие же меры предусмотрены для сдерживания этого явления. В нашей стране был введен ряд антикоррупционных мер на законодательном и исполнительном уровнях, но все это не дает быстрых результатов. Для того, чтобы снизить уровень коррупции в России, проводится ряд мер по усовершенствованию проводимой политики, таких как:
1. усовершенствование порядка представления должностными лицами сведений о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах;
2. запрет на поступление на государственную службу лицам, осужденным за коррупционное преступление и привлеченным к уплате штрафов;
3. решение вопросов, связанных с получением органами прокуратуры сведений, составляющих банковскую тайну;
4. доработка законопроекта о предоставлении финансовыми уполномоченными и лицами, претендующими на эту должность, сведений о доходах, расходах и имуществе;
5. усовершенствование регламента проверки достоверности и полноты информации о владении цифровыми активами и цифровой валютой;
6. уточнение понятия «конфликт интересов», «личный интерес», «лица, состоящие в близких родственных отношениях» и «иные близкие отношения», содержащиеся в антикоррупционном законодательстве для более четкого и понятного регулирования возникающих вопросов;
7. рассмотрение вопросов о предоставлении высшим должностным лицам регионов права требовать проведения оперативно-розыскных мероприятий при проведении антикоррупционных проверок в отношении должностных лиц;
8. предотвращение нецелевого использования бюджетных средств, выделенных в том числе на борьбу с распространением COVID-19;
9. рассмотрение возможностей проведения образовательных мероприятий для российских участников внешнеэкономической деятельности с целью минимизации потенциальных нарушений антикоррупционного законодательства других стран [7].
Взаимодействие органов государственной власти в РФ происходит на основе принципа разделения властей [11].
В целом, действующее законодательство о коррупции включает в себя несколько уровней (Рисунок).
Международное законодательство
Федеральное законодательство напрямую касающееся коррупции
• Федеральное законодательство косвенно касающееся коррупции
Указы Президента, Федерального правительства и других органов _исполнительной власти_
Рисунок. Уровни законодательства о коррупции
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80
Существует ряд законов, который напрямую регулирует вопросы коррупции в России:
-Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ;
-Федеральный закон от 03.12.2012 №230-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
-Федеральный закон от 7 мая 2013 г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;
-Федеральный закон от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
-Закон №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.;
-Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
-Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;
-Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.;
-Кодекс об административных правонарушениях.
Но также коррупции косвенно касается и иное законодательство, например, закон о государственных закупках содержит положения, направленные на противодействие взяточничеству путем требования детального регулирования процедурных аспектов государственных закупок (в том числе требования, предъявляемые к участникам торгов). В нем прописаны запрещающие тендерные правила, ограничивающие количество участников и требование о том, чтобы решения о государственных закупках принимались более чем одним государственным должностным лицом (т.е. общая ответственность при принятии этих решений) [3].
Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается усиление конфликтности и напряженности в различных сферах общественной жизни, в том числе и в управленческой деятельности, где работникам приходится постоянно взаимодействовать друг с другом [10].
Работа государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции проводится уже многие годы, совершенствуется система, появляются новые законы и нормы. Основой является проведение антикоррупционной политики на государственном уровне, она обсуждается ежегодно, вносятся коррективы, применяются новые методы борьбы с коррупцией, новые штрафы и иные формы наказаний. Без налаженной системы связей между органами власти сложно бороться с коррупцией, поэтому важным этапом борьбы является создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции. Помимо связей в высших инстанциях, данная сеть взаимодействий должна сотрудничать с населением и институтами гражданского общества. Имидж всегда является важной составляющей любых явлений, которые должны быть замечены обществом. Поэтому государство старается сформировать у граждан негативное отношение к любым проявлениям коррупции. Для этого предпринимаются законодательные, административные и иные меры по привлечению граждан и государственных и муниципальных служащих к мероприятиям антикоррупционной направленности. Чем сильнее охваты и больше гражданское участие, тем эффективнее будут работать механизмы
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80
борьбы. Но одного внимания и освещения проблем мало, необходим жесткий надзор за деятельностью, где возможны коррупционные проявления [4]. Государство в данный момент совершенствует систему и структуру государственных органов и старается создать наиболее эффективные механизмы общественного контроля. С каждым годом совершенствуется механизм и организация антикоррупционной деятельности правоохранительных и контролирующих органов. Для прозрачности и однозначной трактовки любых коррупционных преступлений, разработан целый перечень антикоррупционных стандартов. Унифицированы права государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей. Для предотвращения коррупции предусмотрена открытая система деятельности органов власти, раскрытие информации. Гражданам обеспечен доступ к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Также созданы независимые средства массовой информации и поддерживается независимость наибольшего числа СМИ. Что касается вопросов независимости, то стоит упомянуть и суды. Российским законодательством предусмотрено неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. В сфере государственной службы проводится инновационная политика по совершенствованию порядка прохождения службы. Планом правительства предусмотрены и мероприятия по противодействию коррупции в сфере государственных (муниципальных) закупок. Заказчиков обязуют включать в договор антикоррупционную составляющую, а руководителей и служащих (работников) заказчика, непосредственно участвующих в закупках, обязуют ежегодно представлять и обновлять информацию о своих партнерах, готовить предложения по обеспечению гласности и прозрачности порядка определения стоимости объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, акций или долей акций организаций при принятии решений о порядке распоряжения таким имуществом или формой собственности такого имущества, готовить отчеты о реализации мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение актов взяточничества и подкупа, выявления и устранение коррупционных действий в сфере закупок. Еще одним направлением государственной политики является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения [4]. Для противодействия коррупции предусмотрена обязанность организаций, учреждаемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или государственной корпорацией, проводить антикоррупционную экспертизу проектов локальных актов и обучать лица, в обязанности которых входит проверка фактов коррупции в этих организациях. И всегда неотъемлемой частью остается мониторинг деятельности государственных органов и организаций, органов прокуратуры по проверке правовых актов и их проектов на предмет коррупции. Повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих является еще одним направлением антикоррупционной политики. Считается, что если обеспечить государственных служащих всеми необходимыми благами легально, то у них будет меньше желания вступать в игры с законом и участвовать в коррупционных схемах.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80
Помимо материальной составляющей, следует сделать упор на компетенции государственных служащих и их повышение. Чем профессиональнее сотрудник, тем выше его уровень ответственности. Поэтому в России проводится деятельность по сокращению численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу наиболее квалифицированных специалистов. Борьба с коррупцией внутри страны, конечно же, очень важна, но при помощи иностранных государств можно сделать ее еще более эффективной. Поэтому государство поставило цель по укреплению международного сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств, и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом. Государство стремится к повышению ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции. Опять же для полной прозрачности и однозначной трактовки в любых спорных ситуациях, проводится оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Правительство РФ сосредоточивает свои правоприменительные меры на вопросах подкупа отечественных государственных служащих. Так, например, всего в 2019 году за все виды взяточничества было осуждено 344 юридических лица. Черный список попавших под санкции компаний пополнился 313 новыми пунктами. Как и в прошлые годы, большинство компаний были оштрафованы за подкуп государственных чиновников. В России разработаны организационные основы противодействия коррупции, проводятся меры по профилактике коррупции. Помимо законов о противодействии коррупции, правительство старается прививать этичность в данном аспекте и через другие инструменты управления. Так, например, Генеральная прокуратура Российской Федерации организовывает международный молодежный конкурс социальной рекламы против коррупции «Вместе против коррупции!». Участникам предлагалось создать социальную антикоррупционную рекламу в формате видео и плакатов на тему «Вместе против коррупции». Этот конкурс стал ежегодным, он направлен на то, чтобы все люди обращали внимание на проблему коррупции, понимали значение и опасность данного явления. Благодаря подобным мероприятиям молодежь с раннего возраста будет понимать, что коррупция не имеет ничего созидательного, а лишь приводит к подрыву установленных норм и порядков [5]. Нередко населению показывают в новостях рейды и захваты имущества чиновников, которое неожиданно вскрывалось в их квартирах, их виллы, яхты и задержание владельца всего этого незаконного богатства. Таким образом гражданам демонстрируется активная борьба с коррупцией, репортажи делают яркими и эмоциональными, чтобы они отпечатались в памяти зрителей. Однако, существуют лидеры мнений, которые открыто критикуют подобные репортажи и всю антикоррупционную политику в целом. Одним из примеров может послужить Фонд борьбы с коррупцией, которым руководит лидер российской оппозиции Алексей Навальный, он считает, что эти усилия отвлекают от более серьезного взяточничества внутри самого Кремля.
Как же на практике обстоят дела с ответственностью за выявленные факты коррупции? Если должностное лицо привлечено к ответственности за несколько преступлений, суд сначала рассматривает каждое из них в отдельности, а затем в целом определяет тяжесть совершенного преступления и выносит приговор. В соответствии с Уголовным кодексом
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80
только физические лица могут быть привлечены к ответственности за преступления, указанные в Кодексе (включая взяточничество и подкуп); однако юридические лица могут быть наказаны за коррупционную деятельность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Ответственность юридического лица не освобождает от ответственности виновного физического лица, и наоборот. Наказания, которое накладывается на физические лица при выявлении коррупционной составляющей разработаны в полной мере. К ним можно отнести: обязательство по возмещению убытков в полном объеме (по ГК РФ); дисциплинарные взыскания, повлекшие за собой увольнение (в соответствии с ТК РФ); лишения свободы за различные формы коррупционной деятельности от 8 до 15 лет (Таблица 2); штрафы на сумму от 10 до 100-кратного размера предложенной/полученной взятки. По данным Министерства внутренних дел России, области, которые являются "наиболее уязвимыми для преступных посягательств", то есть тех сфер, где антикоррупционные меры и технологии должны применяться в приоритетном порядке, включают в себя государственные закупки, образование, здравоохранение, науку и культуру. Тем не менее, следует отметить, что это не статистически выявленные области, где по сравнению с другими более высокий уровень коррупции, а лишь те области, где было выявлено максимальное количество нарушений.
Таблица 2
СРОКИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Нарушение Максимальный срок лишения свободы
Превышение полномочий до 10 лет
Коммерческий подкуп до 8 лет
Превышение должностных полномочий в сочетании с коммерческим подкупом до 12 лет
Получение взятки государственным должностным лицом до 15 лет
Дача взятки до 15 лет
Содействие взяточничеству до 7 лет
Коррупция может быть не только в государственном секторе, а взаимосвязь с иными структурами у коррупции заключается в том, что она присутствует и в государственной, и в коммерческой структуре, переходит из одного учреждения в другое и связывает их воедино. Лица, которые непосредственно связаны с конкретной структурой, наделены определенными полномочиями и возможностями. У них есть доступ к материальным ресурсам, которые не предусмотрены законом, и они могут обогащаться незаконным путем, как в рамках своей коммерческой деятельности, так и с участием государственных органов. Но именно в тех государствах, где государственные институты не имеют достаточной силы, коррупция будет иметь наибольшую тенденцию к росту [8]. Экономические и политические преступления будет крайне сложно искоренить без установления реально действующих институтов и норм. Условий процветания для коррупции достаточно много, некоторые из них делают коррупцию крайне сложно контролируемой и почти не искореняемой. В число этих факторов могут входить низкие зарплаты государственных служащих, неэффективные государственные бюджеты и многое другое. Нормальная мотивация работников государственного сектора, достойные зарплаты, прозрачное и доступное продвижение по карьерной лестнице, равномерное и логичное выделение, и распределение бюджетных средств помогает в борьбе
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80
с коррупцией. Сами работники должны с моральной и этической точки зрения отвергать коррупцию, понимать, что она не является чем-то созидательным. Политические лидеры должны своим примером показывать правильное отношение к взяткам, чтобы у подчиненных не было и мысли вступить на неверный путь. Необходимо обеспечить должную защиту тем, кто выступает против коррупции и пытается обнародовать чьи-либо проступки в этой сфере [3]. Антикоррупционная политика должна отталкиваться от честного и этичного выполнения всей работы. Каждый человек лично должен придерживаться абсолютной нетерпимости к взяточничеству и коррупции и стремимся действовать профессионально, справедливо и добросовестно во всех деловых отношениях. В государстве должно преобладать такое равновесие, когда у компаний, частных лиц и должностных лиц есть сильные стимулы подчиняться антикоррупционной системе, а не бороться с ней и не искать лазейки для обхода правил. За последнее десятилетие в России был введен ряд антикоррупционных мер на законодательном и исполнительном уровнях [9]. Однако проблему нельзя решить сразу. А уровень коррупции в России считается относительно высоким согласно международным исследованиям и рейтингам. Для того, чтобы антикоррупционные меры стали более эффективными, необходимо повышать уровень образования, направленного на усвоение основ культуры антикоррупционного поведения как ключевого момента в системе мер по борьбе с коррупцией [6]. Курсы по антикоррупционным мерам должны преподаваться в высших учебных заведениях: на факультетах дополнительного образования, в рамках государственных программ по профессиональной переподготовке, повышения квалификации и обучения государственных служащих, направленных на формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям, на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в борьбе с коррупцией.
Список литературы:
1. Шашкова А. В. Правовое регулирование противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. М.: Юрайт, 2016. 270 с.
2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. 1084 с.
3. Маршакова Н. Н. Понятие коррупции в международно-правовых актах // Российская юстиция. 2010. №11. С. 67-71.
4. О борьбе с коррупцией: модельный закон: принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 3 апреля 1999 г. №13-4 // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 1999. №21.
5. Глаголев С. Н., Моисеев В. В. Государственная политика противодействия коррупции в современной России. Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. 344 с.
6. Охотский Е. В. Противодействие коррупции. М.: Юрайт, 2017. 366 с.
7. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О противодействии коррупции» Исследование «Индекс восприятия коррупции» (Corruption Perceptions Index). https://transparency.org/
8. Савченко И. А., Тимофеева К. С. Управленческие меры по решению проблем социальной защиты государственных гражданских служащих в современной России // Экономика и менеджмент систем управления. 2018. №3-2. С. 275-284.
9. Скрипак Д. М., Николаева А. А. Межличностные конфликты в системе
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №7. 2022
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/80
государственного управления // Экономика и менеджмент систем управления. 2018. №2-2. С. 252-256.
10. Сафонова А. О., Какадий И. И. Технология разрешения межличностных конфликтов в управленческой деятельности // Дискурс. 2017. №3(5). С. 103-110.
11. Какадий И. И., Ширипова Д. Б. Формы взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации //Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 469-472.
References:
1. Shashkova, A. V. (2016). Pravovoe regulirovanie protivodeistviya otmyvaniyu dokhodov, poluchennykh prestupnym putem. Moscow. (in Russian).
2. Efremova, T. F. (2000). Novyi slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyi. Moscow. (in Russian).
3. Marshakova, N. N. (2010). Ponyatie korruptsii v mezhdunarodno-pravovykh aktakh. Rossiiskayayustitsiya, (11), 67-71. (in Russian).
4. O bor'be s korruptsiei: model'nyi zakon: prinyat postanovleniem Mezhparlamentskoi Assamblei gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv ot 3 aprelya 1999 g. №13-4 1999. In Informatsionnyi byulleten'Mezhparlamentskoi Assamblei SNG, (21).
5. Glagolev, S. N., & Moiseev, V. V. 2014. Gosudarstvennaya politika protivodeistviya korruptsii v sovremennoi Rossii. Belgorod. (in Russian).
6. Okhotskii, E. V. 2017. Protivodeistvie korruptsii. Moscow. (in Russian).
7. Federal'nyi zakon ot 25.12.2008 N 273-FZ (red. ot 01.04.2022) "O protivodeistvii korruptsii" Issledovanie "Indeks vospriyatiya korruptsii" (Corruption Perceptions Index). (in Russian). https://transparency.org/
8. Savchenko, I. A., & Timofeeva, K. S. 2018. Upravlencheskie mery po resheniyu problem sotsial'noi zashchity gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh v sovremennoi Rossii. Ekonomika i menedzhment sistem upravleniya, (3-2), 275-284. (in Russian).
9. Skripak, D. M., & Nikolaeva, A. A. 2018. Mezhlichnostnye konflikty v sisteme gosudarstvennogo upravleniya. Ekonomika i menedzhment sistem upravleniya, (2-2), 252-256. (in Russian).
10. Safonova, A. O., & Kakadii, I. I. 2017. Tekhnologiya razresheniya mezhlichnostnykh konfliktov v upravlencheskoi deyatel'nosti. Diskurs, (3(5)), 103-110. (in Russian).
11. Kakadiy, I., & Shiripova, D. (2019). Government Bodies Interaction Forms in the Russian Federation. Bulletin of Science and Practice, 5(6), 469-472. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/65
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 25.05.2022 г. 30.05.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Афонин А. А., Какадий И. И. Антикоррупционная политика в России: современное состояние и вектор развития // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №7. С. 470-479. https://doi.org/10.33619/2414-2948/80/48
Cite as (APA):
Afonin, A. & Kakadiy, I. (2022). Anti-corruption Policy in Russia: Current State and Development Vector. Bulletin of Science and Practice, 8(7), 470-479. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/80/48