УДК 341.9
DOI 10.23672/k2007-1370-5283-r
Чулков Иван Константинович
аспирант кафедры международного права, Саратовская государственная юридическая академия ivanchul@yandex.ru
Ivan K. Chulkov
Graduate Student of the Department International Law, Saratov State Law Academy ivanchul@yandex.ru
Корреляционная
зависимость космоса и космического пространства как основополагающих терминов космического права
Correlation of space
and outer space as fundamental terms of space law
Аннотация. В статье раскрывается вопрос определения и соотношения терминов «космос» и «космическое пространство», используемых в рамках фундаментальных принципов космического права и их важность при разрешении возникающих международных разногласий, как в теоретическом, так и в практическом планах. Автор отмечает важность привнесения достаточной определенности в международно-правовой статус космического пространства, а также предлагает свою точку зрения по данному вопросу.
Ключевые слова: международное право, космическое право, космос, космическое пространство, термины космического права, Договор по космосу, национальное присвоение, исследование и использование космического пространства.
Annotation. The article reveals the definition and correlation of the terms «space» and «outer space» used in the fundamental principles of space law and their importance in resolving international disputes, both theoretically and practically. The author notes the importance of introducing sufficient certainty in the international legal status of outer space and offers his point of view on this issue.
Keywords: international law, space law, space, outer space, space law terms, Outer Space Treaty, national appropriation, exploration and use of outer space.
В настоящее время сфера всестороннего изучения космоса уже стала одной из самых интенсивно развивающихся областей человеческой активности. С текущими темпами научно-технического прогресса комплексное освоение космического пространства и небесных тел не представляется столь отдаленной перспективой. Дистанционное зондирование Земли, телевещание, навигация, туризм — вот далеко неполный перечень видов деятельности человека, которая уже осуществляется в космическом пространстве. Однако в данной области существует лишь пять международных соглашений, регламентирующих довольно ограниченный круг тем. В этой связи, некоторые вопросы космического права так и не были урегулированы в соответствующих положениях договоров, что привело к возникновению разнообразных проблем. Одной из них является слабая проработанность терминологического аппарата в космическом праве. Достаточно сказать, что ни одно из международных соглашений, несмотря на неоднократное использование основополагающего термина «космическое пространство», не содержит его определения и количественных характеристик. Аналогичная ситуация наблюдается и в отечественном законо-
дательстве, например, в Законе Российской Федерации «О космической деятельности» [1].
Названное обстоятельство привело к тому, что вопрос о детерминации терминов космического права остается актуальным до сих пор. Подобная ситуация подводит многих исследователей к попыткам предоставить собственные дефиниции для терминологического аппарата космического права. При этом нередко в процессе подобного научного творчества без должного внимания остаются вопросы о существующих взаимосвязях, соотношениях и возможностях смешения определяемых терминов. По этой причине, именно аспекту соотношения, а не авторского определения двух фундаментальных терминов космического права «космос» и «космическое пространство» посвящено настоящее исследование.
В соответствии с ГОСТ 25645.103-84 «Условия физические космического пространства. Термины и определения»: «Космическое пространство - пространство за пределами атмосферы Земли» [2]. Определение космического пространства путем включения в него всего пространства,
что находится за пределами земной атмосферы, является, пожалуй, самым популярным на текущий момент. Например, аналогичные дефиниции предоставляются на сайте Государственной корпорации «Роскосмос» [3] и в учебном пособии по международному праву за авторством Н.Н Мень-шениной [4, с. 73]. В некоторых случаях, к данному признаку добавляют уточнение: «относительно пустое пространство», намекая на наличие в нем разнообразных явлений научно-технического характера [5, с. 19]. Нетрудно заметить, что основой данной дефиниции выступает неюридическое знание.
Между тем, уже из названия самого влиятельного международно-правового соглашения в космическом праве Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела [6], можно сделать вывод о том, что договаривающиеся стороны включали в космическое пространство также Луну и другие небесные тела. М. Ляхс отмечал, что небесное тело - это часть космического пространства [7, с. 51]. Можно предположить, что данный автор допускал возможность отождествления терминов «космос» и «космическое пространство». Как указано в источнике, изданном под редакцией Г.П. Жукова: «Космос» - понятие в греческом языке (ковтов) означает - «Вселенная» и в неюридическом смысле «представляет собой пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы, со всеми присутствующими в нем объектами» [8, с. 53].
Таким образом, в рамках понимания значения и объема термина «космическое пространство» наметилось два пути.
Во-первых, под ним можно понимать абсолютно все, что находится за пределами земной атмосферы. В данном случае он выступает общим понятием, обозначающим все, что находится за пределами земной атмосферы.
Во-вторых, под ним можно понимать лишь пространство, в котором существуют все остальные космические явления.
В соответствии со статьей II Договора по космосу: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».
Таким образом, ответ на вопрос о том, что входит в объем термина «космическое пространство» находится в прямой взаимосвязи с возможностью национального присвоения множества космических явлений непоименованных в международных соглашениях в сфере космического права. Представленная неопределенность терминологического аппарата приводит к возникновению различных споров на международной арене.
Определенной степенью известности обладает Декларация первого Совещания экваториальных стран, которую также часто называют Боготской
декларацией [9]. Данный документ был подписан 03 декабря 1976 года главами делегаций из восьми стран, расположенных на экваторе, над территориями которых находится геостационарная орбита Земли. Данное соглашение являлось обращением к мировому сообществу. В нем указывалось, что, т.к. Договор по космосу не содержит определения термина «космическое пространство», то нет никакой уверенности в допустимости признания геостационарной синхронной орбиты Земли частью космического пространства.
В этой связи, экваториальные державы пришли к двум выводам.
Во-первых, они посчитали допустимой попытку признать геостационарную орбиту Земли природным ресурсом, права на который принадлежат подписавшимся государствам соразмерно частям экватора, расположенным на их суверенных территориях.
В о- вто р ых, они указали на необходимость разработать и закрепить в международном соглашении определение термина «космическое пространство».
Не менее, а возможно и более известными являются национальные законодательные акты США [10], Люксембурга [11] и ОАЭ [12], направленные на регулирование частной коммерческой деятельности по добыче и присваиванию природных ресурсов небесных тел. В общих чертах, позиция данных государств сводится к утверждению о том, что Договором по космосу не предусмотрен запрет на присвоение природных ресурсов, которые уже добыты из недр космического тела. Иными словами, законодатели путем выделения природных ресурсов из объема терминов «космическое пространство» и «небесное тело» обходят запрет, содержащийся в положениях статьи II Договора по космосу. Очевидно, что подобный подход провоцирует напряженность во взаимоотношениях держав, заинтересованных в освоении космического пространства.
Таким образом, с течением времени, вопрос об определении и объеме термина «космическое пространство», используемого в рамках фундаментальных принципов космического права, не просто не теряет своей актуальности, а становится все более существенным при разрешении возникающих международных разногласий, как в теоретическом, так и в практическом планах. К сожалению, искать ответ на него приходится «между строк» Договора по космосу.
«Воодушевленные великими перспективами, открывающимися перед человечеством...», «признавая общую заинтересованность всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства», «исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов», «исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо всех стран и являются достоянием всего человечества».
Столь возвышенными идеями пронизаны тексты преамбулы и статей 1-11 Договора по Космосу. С учетом этого, сложно представить, что стороны, делая воодушевленные заявления, подразумевали в данных нормах под космическим пространством лишь относительно пустое пространство между атмосферами небесных тел и сами эти небесные тела, исключая, например, внеземное вещество, внеземные ресурсы и прочие естественные явления, которые находятся в космическом пространстве. Вероятнее всего, договаривающиеся стороны, не вдаваясь в уточнение терминов, заявляли о правах человечества на космическое пространство, как на явление, вбирающее в себя все, что существует за пределами земной атмосферы. Иными словами, мы полагаем, что в данном случае, государства исходили из возможности отождествления терминов «космическое пространство» и «космос».
Косвенным подтверждением нашей позиции является мнение М. Ляхса, считавшего небесные тела частью космического пространства. Его работа была опубликована в 1964 году, т.е., еще до заключения 27 января 1967 года Договора по Космосу. На тот момент единственным формальным ориентиром в области космического права являлась резолюция 1962 (XVIII) Генеральной Ассамблеи ООН, озаглавленная как «Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства». Она была принята 13 декабря 1963 года и в значительной степени использована при подготовке последующего документа, в том числе в рамках заявлений, сделанных в отношении космического пространства. Названный автор разрабатывал свою концепцию почти одновременно с подготовкой первого и наиболее влиятельного источника космического права. Даже на сегодняшний день существует не так много ученых, специализирующихся на изучении данной отрасли международного права, а в тот период, когда космос лишь приоткрывался для человечества, позиция всего одного исследователя могла выражать общее мнение.
Логичным продолжением, представленного нами тезиса, можно считать и утверждение о том, что запрет присвоения, предусмотренный статьей II Договора по космосу, распространяется на все, что находится за пределами земной атмосферы. В этом случае, кажутся совершенно неуместными попытки некоторых деятелей прибегать к его узкому толкованию. Например, как это произошло при подготовке национальных законодательных актов США, Люксембурга и ОАЭ, о чем мы писали выше.
В то же время, колоссальную важность приобретает вопрос, касающийся эффекта, который оказывает данная норма Договора по Космосу на процесс освоения космического пространства. В этой связи, нам понятно желание многих ученых, не прибегая к открытой конфронтации с влиятельным и общепризнанным международно-правовым актом, найти выход из сложившейся ситуации. Тем не менее, мы полагаем, что не может подвергаться сомнению сам факт признания достоянием человечества всего космоса и, как следствие, всего того, что «порождено» космосом,
т.е., возникло по естественным причинам вне земной атмосферы.
При этом важно отметить, что наша позиция основана на предположении об использовании договаривающимися сторонами терминов «космическое пространство» и «космос» в качестве тождественных только в преамбуле и статьях И! Договора по космосу. В других нормах прослеживается разграничение космоса и космического пространства, подразумевающего лишь относительно пустое пространство вне земной атмосферы, в котором находятся и движутся различные объекты, как искусственные, так и естественные. Особенно ясно данное разграничение можно увидеть в космических договорах, заключенных позднее.
В дополнение стоит отметить, что мы не отрицаем необходимость освоения космоса, как государствами, так и неправительственными лицами. Однако для этого необходимо либо уточнить Договор по Космосу, либо действовать в соответствии с фактом, что весь космос принадлежит всему человечеству, а значит, присвоение его ресурсов отдельными государствами или их национальными резидентами недопустимо.
При этом важно помнить, что исследование и использование космоса - это одна из самых быстро развивающихся отраслей человеческой деятельности. По этой причине нормы, принятые более полувека назад, естественным образом устаревают. Схожую позицию можно найти в трудах зарубежных авторов, которые отмечают, что нельзя однозначно ответить на вопрос: были ли многосторонние договоры в области космического права сформулированы в терминах, достаточно ясных и способных учесть исторические изменения, и что в случае отрицательного ответа, они должны быть изменены [13, с. 35]. На наш взгляд, причинами того, почему этого до сих пор не произошло с Договором по космосу, как, впрочем, и с другими соглашениями в сфере космического права, являются как растущий уровень разногласий между космическими державами, так и недовольство развивающихся стран, которые в середине прошлого века не могли конструктивно участвовать в подготовке космических договоров. Те м не менее, именно согласованное урегулирование указанной проблемы наиболее благоприятно скажется на развитии космической отрасли.
В заключение стоит сказать, что, несмотря на существование космического права относительно продолжительный период времени, в нем все еще остаются вопросы, которым уделено крайне мало внимания. Время идет, и человечество устремляется к новым вершинам, воплощая фантазии прошлого в жизнь. Добыча космических ресурсов и колонизация небесных тел - это лишь ранние шаги к превращению космической деятельности в одно из флагманских направлений функционирования человечества. В то же время, космическое право не располагает даже четким и выверенным терминологическим аппаратом и не может ответить на вопрос: «Что такое космическое пространство и что в него входит?». Продолжая топтаться на месте, мы рискуем в будущем погрузить столь перспективную область человеческой активности во тьму беззакония.
Литература:
1. Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности» (в ред. от 11 июня 2021 г.) // Российская газета 1993. № 186; 2021. № 133.
2. ГОСТ 25645.103-84 «Условия физические космического пространства. Термины и определения» (с Изменением № 1). М. : Издательство стандартов, 1984.
3. Словарь космических терминов // Сайт Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». URL : https://www.roscos mos.ru/dictionary/224 (дата обращения 11.11.2021).
4. Меньшенина Н.Н. Международное право : учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2022. 101 с.
5. Киченина В.С. Правовое понятие небесного тела как основной категории международного космического права / В.С. Киничева // Международное публичное и частное право. 2016. № 2. С. 19-21.
6. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (заключена в г. Москве, Вашингтоне, Лондоне 27 января 1967 г.) // Ведомости ВС СССР. 1967. № 44. Ст. 588.
7. Lachs M. The international law of Other Space. Leiden : Sijthof, 1972. 196 p.
8. Международное космическое право : учебник для вузов / Г.П. Жуков [и др.]; Под ред. Г.П. Жукова, А.Х. Абашидзе. 2-е изд., стер. М. : Юрайт, 2021. 528 с.
9. Bogotá Declaration: First Meeting of Equatorial Countries (signed 03 December 1976). URL : https:// bogotadeclaration.wordpress.com/declaration-of-1976 (date of application 12.03.2022).
10. Pub. L. 114-90 «Commercial Space Launch Competitiveness Act of 2015», § 401, 51 U. S.C. §10101 note (2019), under which Title IV of this Act (51 U. S.C. § 51301-51303) (2019) could be cited as «Space Resource Exploration and Utilization Act of 2015» // Website CONGRESS.GOV. URL : https:// www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/ 2262 (date of application 20.10.2021).
11. Loi du 20 juillet 2017 sur L'exploration et L'utilisation des ressources de L'espace // Website Gou-vernement.lu. URL : http://Legilux.public.lu/eli/etat/ leg/loi/2017/07/20/a674/jo (date of application 20.10. 2021).
12. United Arab Emirates Federal Law no. (12) of 2019 on the Regulation of the Space Sector // Website UAE Space Agency. URL : https://space.gov. ae/Documents/PublicationPDFFiles/2030-National-Strategy-Summary-EN.pdf (date of application 20.10.2021).
Literature:
1. Law of RF from August 20, 1993 № 5663-1 «On Space Activity» (in edition from June 11, 2021) // Rossiyskaya Gazeta 1993. № 186; 2021. № 133.
2. GOST 25645.103-84 «Physical Space Conditions. Terms and definitions» (with Amendment № 1 ). M. : Standard Publishers, 1984.
3. Dictionary of space terms // Site of State Corporation on Space Activities «Roskosmos». URL : https:// www.roscosmos.ru/dictionary/224 (date of application 11.11.2021).
4. Menshenina N.N. International law : textbook for universities. M. : Yurite, 2022. 101 a
5. Kichenina V.S. Legal concept of a celestial body as the main category of international space law / V.S. Kinicheva // International public and private law. 2016. № 2. P. 19-21.
6. Treaty on Principles of Activities of States in the Exploration and Use of Outer Space, including the Moon and Other Celestial Bodies (concluded in Moscow, Washington, London, January 27, 1967) // Ve-domosti VS USSR. 1967. № 44. Art. 588.
7. Lachs M. The international law of Other Space. Leiden : Sijthof, 1972. 196 p.
8. International space law: textbook for universities / G.P. Zhukov [et al.]; Ed. by G.P. Zhukov, A.Kh. Aba-shidze. 2-nd ed. M. : Yurite, 2021. 528 ^
9. Bogotá Declaration: First Meeting of Equatorial Countries (signed 03 December 1976). URL : https:// bogotadeclaration.wordpress.com/declaration-of-
1976 (date of application 12.03.2022).
10. Pub. L. 114-90 «Commercial Space Launch Competitiveness Act of 2015», § 401, 51 U. S.C. §10101 note (2019), under which Title IV of this Act (51 U. S.C. § 51301-51303) (2019) could be cited as «Space Resource Exploration and Utilization Act of 2015» // Website CONGRESS.GOV. URL : https:// www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/ 2262 (date of application 20.10.2021 ).
11. Loi du 20 juillet 2017 sur L'exploration et L'utilisation des ressources de L'espace // Website Gou-vernement.lu. URL : http://Legilux.public.lu/eli/etat/ leg/loi/2017/07/20/a674/jo (date of application 20.10. 2021).
12. United Arab Emirates Federal Law no. (12) of 2019 on the Regulation of the Space Sector // Website UAE Space Agency. URL : https://space.gov. ae/Documents/PublicationPDFFiles/2030-National-Strategy-Summary-EN.pdf (date of application 20.10.2021).
13. Francis L. Space law: a treatise / L. Francis, P. Larsen. 2nd edition. Abingdon. New-York : Routledge, 2018. 531 p.
13. Francis L. Space law: a treatise / L. Francis, P. Larsen. 2nd edition. Abingdon. New-York : Routledge, 2018. 531 p