Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
798
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА / ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ КОСМОСА / ОСВОЕНИЕ КОСМОСА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толочко Ольга Николаевна

Статья посвящена проблемам совершенствования норм международного права, связанным с процессом исследования и использования космического пространства. На основе анализа специальной литературы, а также данных о текущих и планируемых космических экспедициях автор делает вывод о необходимости совершенствования норм универсального международного права, регулирующих коммерческое использование космических ресурсов, а также размещение и использование в космосе различных видов вооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF SPACE EXPLORATION

The article is devoted to the problems of improving the norms of international law related to the process of exploration and use of outer space. Based on the analysis of special literature, as well as data on current and planned space missions, the author concludes that it is necessary to improve the norms of universal international law governing the commercial use of space resources, as well as the deployment and use of various types of weapons in space.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

УДК 341.1/8

DOI: 10.18522/2313-6138-2021-8-2-3

Толочко Ольга Николаевна,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры государственного управления, Белорусский государственный университет, 220030, г. Минск, пр. Независимости, д. 4, Республика Беларусь, e-mail: o.tolochko@mail.ru

Tolochko, Olga N.,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Public Administration, Belarusian State University, 4 Nezavisimosti Ave., Minsk, 220030, Republic of Belarus, e-mail: o.tolochko@mail.ru

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF SPACE EXPLORATION

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблемам совершенствования норм международного права, связанным с процессом исследования и использования космического пространства. На основе анализа специальной литературы, а также данных о текущих и планируемых космических экспедициях автор делает вывод о необходимости совершенствования норм универсального международного права, регулирующих коммерческое использование космических ресурсов, а также размещение и использование в космосе различных видов вооружений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: международное космическое право; космическое пространство; небесные тела; демилитаризация космоса; освоение космоса.

ABSTRACT. The article is devoted to the problems of improving the norms of international law related to the process of exploration and use of outer space. Based on the analysis of special literature, as well as data on current and planned space missions, the author concludes that it is necessary to improve the norms of universal international law governing the commercial use of space resources, as well as the deployment and use of various types of weapons in space.

KEYWORDS: international space law; outer space; celestial bodies; space demilitarization; space exploration.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Толочко О.Н. Международно-правовое регулирование освоения космического пространства // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2021. Т. 8, № 2. С. 19-25. Б01: 10.18522/2313-6138-2021-8-2-3.

FOR CITATION:

Tolochko, O.N. International legal regulation of space exploration. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2021. Vol. 8, No. 1. P. 19-25 (in Russian). DOI: 10.18522/23136138-2021-8-2-3.

© О.Н. Толочко, 2021

Международное космическое право — сравнительно молодая отрасль международного права. Оно появилось в конце 60-х гг. прошедшего столетия: первым его источником стал Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу) 1967 г.

В настоящее время международное космическое право представляет собой систему принципов и норм, определяющих правовой статус космического пространства, небесных тел, космонавтов, а также регулирующих деятельность государств и других субъектов права в космическом пространстве.

Любая деятельность в космосе может затрагивать интересы иностранных государств и всего международного сообщества. Поэтому исключительно важно упорядочить ее осуществление и предусмотреть ответственность за причиняемый в ходе освоения космического пространства и небесных тел вред. Международно-правовые аспекты регулирования космической деятельности активно дискутируются в юридической литературе. Так, в работах О.А. Волынской анализируются международные и национальные документы, относящиеся к вопросам освоения космоса [3; 4]. Актуальные проблемы освоения космического пространства, небесных тел, статуса космонавтов, использования ресурсов космоса обсуждаются в трудах С.М. Поповой [12], А.В. Багрова [2], А.И. Антонова [1] и многих других исследователей.

Особенности космического пространства как предмета регулирования определяют специфику принципов и норм международного космического права. Космическое пространство практически безгранично и не поддается разделению на зоны или территории. Космическая деятельность ведется в настоящее время лишь некоторыми технически оснащенными государствами, что, однако, не может исключать суверенные права других государств. Запуск космических аппаратов и их возвращение на Землю сопряжены с использованием воздушного пространства иностранных государств, открытого моря и воздушного пространства, т.е. может затрагивать права и интересы государств и лиц, не ведущих кос-

мическую деятельность. Космическая деятельность в принципе является опасной — как для субъектов ее осуществления, так и для международного сообщества. Наконец, небесные тела не принадлежат на данный момент каким-либо государствам или другим субъектам, но есть притязания на их экономическое или военное использование. Всё это требует поиска особых средств правового регулирования.

В настоящее время освоение космоса регулируется нормами обычного международного права и немногочисленными конвенциями универсального характера, принятыми под эгидой ООН [6; 8; 9; 13; 14]. Конвенции приняты в 60-70-х гг. ХХ столетия, т.е. со времени их принятия произошли значительные изменения и в технике и технологиях, и в системе международных отношений. В числе участников далеко не все государства. К примеру, в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. участвуют 18 стран, среди которых нет ни одного государства, обладающего техническими возможностями освоения Луны. Имеется большое количество двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве в космической сфере, однако такие договоры регламентируют в основном взаимоотношения при осуществлении конкретных космических проектов, а не общую конфигурацию правовых отношений в области освоения космоса.

Разумеется, на космическую деятельность государств распространяются основные принципы международного права: запрещение угрозы силой или ее применения, мирное разрешение споров, принципы суверенного равенства государств, добросовестного выполнения обязательств, сотрудничества и другие. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1963 году Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, определила специальные принципы международного космического права: исследование и использование космического пространства на благо и в интересах всего человечества; открытость космического пространства и небесных тел для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и в соответствии с международным правом; отказ от национального присвоения космического про-

странства и небесных тел; юрисдикция запускающего государства в отношении запущенного в космос объекта; помощь космонавтам и другие [5]. Эти принципы были неоднократно подтверждены в заключенных государствами договорах по освоению и использованию космического пространства и реализуются в практике запуска и эксплуатации космических аппаратов. Тем не менее документ не носит обязывающего характера и к настоящему времени становится всё более очевидным недостаток универсального правового регулирования.

Кроме того, несмотря на кажущуюся очевидной справедливость названных принципов, современное состояние дел в космической отрасли демонстрирует недостатки, требующие активизации правовых исследований.

Данный тезис хорошо иллюстрируется ситуацией с регулированием освоения Луны — ближайшего к нам небесного тела. Расстояние до орбиты Луны — около 400 000 км, что довольно близко по современным меркам. Атмосферы на Луне нет, температура поверхности — от плюс 127 °С на освещенных участках до минус 173 °С на неосвещенных [16]. Однако это не означает, что Луна не может использоваться человеком, в том числе и в коммерческих целях. На Луне можно добывать воду, которая потенциально служит горючим для космических аппаратов; золото и платину для нужд химической промышленности, электроники, медицины и космонавтики; редкоземельные элементы, такие как, к примеру, иттрий, используемый в электронике. Из образцов грунта, доставленных на Землю, известно, что их основа — базальт. Базальты обладают низкой теплопроводностью, поэтому на глубине всего 2 метра от поверхности температура неизменна и равна минус 35 °С. Базальты могут использоваться для постройки лунных объектов, срок службы которых практически неограничен: хранилищ, складов, лабораторий и т.д.

Судя по действиям космических держав, освоение Луны уже началось. Вместе с тем международно-правовое регулирование в данной области практически отсутствует. Согласно ст. II Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., «космическое пространство, включая Луну и другие небесные

тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». В то же время ст. VIII этого же Договора закрепляет права собственности на объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, за субъектами запускающего государства («права собственности... остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле») [6]. То есть объект, построенный на Луне и способный просуществовать там тысячи лет, подчиняется юрисдикции государства, которому принадлежит застройщик.

Такое положение, с одной стороны, предоставляет преференции современным космическим державам, у которых есть технические возможности освоения Луны, а с другой стороны, — открывает дорогу конфликтам между государствами, ведущими на Луне хозяйственную деятельность. То есть в нормах Договора по космосу 1967 г., по сути, заложены предпосылки будущих конфликтов между космическими державами, а также между ними и теми, кто придет на Луну позднее.

В 1979 году было заключено Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, часть 1 статьи 8 которого закрепляет право государств-участников осуществлять свою деятельность по исследованию и использованию Луны в любом месте её поверхности или недр [13]. Однако на поверхности Луны есть особо удобные для размещения стационарных объектов территории — некоторые горные вершины в околополюсных районах, которые почти никогда не затеняются и где очень выгодно размещать энергетические установки из солнечных батарей. Такими же считаются места расположения лавовых трубок — природных пустот под поверхностью Луны, в которых могут быть размещены обитаемые станции, защищенные от космической радиации [2].

Согласно части 1 статьи 9, «государство-участник, создающее станцию, использует только такую площадь, которая необходима для обеспечения потребностей этой станции, и немедленно информирует Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о месторасположении и целях этой станции». Как справедливо отмечает А.В. Багров, раз-

мер осваиваемой площади в такой ситуации определяется осваивающей организацией, и заявительный характер претензий на лунные территории может приводить к конфликтным ситуациям. Кроме того, можно заявить о намерении проведения работ на определенном участке и потом откладывать их выполнение годами под разными предлогами. Либо, как указывает А.В. Багров, «не дожидаясь исполнения заявителем его намерений, другое государство начнет работы на этом участке и уведомит ООН о начале работ», что также может приводить к неоднозначной трактовке прав этих государств на спорный участок [2].

В соответствии с частью 3 статьи 11 Соглашения поверхность и недра Луны, а также их участки и природные ресурсы на них не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица. Эта норма, очевидно, является неприемлемой для субъектов, инвестирующих в освоение Луны. Такие правила послужили причиной неучастия в Соглашении ведущих космических держав и низкого статуса Соглашения среди государств в целом: как уже отмечалось выше, на текущий момент количество участников менее двадцати.

Государства — участники Соглашения обязались «установить международный режим... для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время», однако пока эта норма не реализована.

Отсутствие международно-правового регулирования при наличии технических возможностей никогда не приводило к сдерживанию технического прогресса, и правовой вакуум в деле освоения Луны стремительно заполняется нормами внутригосударственных законов, дозволяющих собственным субъектам вести такую деятельность, по сути, захватническим путем. Так, 6 апреля 2020 г. президент США Д. Трамп подписал Указ о поощрении международной поддержки добычи и использования космических ресурсов, который продвигает коммерческое использование космоса частными компаниями [15]. Идея состоит в том, чтобы снизить нагрузку на бюджет и привлечь част-

ные инвестиции в космическую отрасль, что, само собой, предполагает окупаемость такого рода коммерческих проектов. Администрация Д. Трампа заявила о выработке четкой космической политики и более широком толковании Договора по космосу 1967 г. В Указе говорится о необходимости пересмотра существующей системы космического права в сторону экономической активности частных лиц и компаний за пределами Земли.

Необходимо понимать, что коммерциализация космической деятельности — не инициатива Д. Трампа, а долгосрочный тренд в США, поэтому данный курс будет, скорее всего, продолжен и новой администрацией [15].

В освоении Луны проявил заинтересованность Китай: в январе 2019 г. космический зонд «Чанъэ-4» приземлился на обратной стороне Луны и провел первый эксперимент по выращиванию на Луне растений.

Японская компания iSpace разрабатывает транспортную платформу Земля - Луна для исследований воды, находящейся в твердом состоянии в кратерах на лунных полюсах.

В 2017 г. закон, в котором закрепляется право собственности на ресурсы, обнаруженные в космосе, принял Люксембург. Фактически эта тенденция означает «ползучий» отказ от заложенного в Договоре по космосу 1967 г. принципа совместного и равноправного исследования и использования космоса всеми государствами.

Началось освоение других небесных тел, в частности Марса. В 2020 г. начались три экспедиции на Марс, инициированные, соответственно, США, Китаем и ОАЭ.

Американцы отправили ракету-носитель с марсоходом на борту, задачей которого является сбор образцов горных пород и почвы, которые могли образоваться в то время, когда на Марсе была вода. Всё это, как надеются в NASA, поможет прояснить вопросы о жизни на Марсе, о качествах его атмосферы и др. Образцы, собранные марсоходом с помощью бура и роботизированной руки, будут помещены в специальные контейнеры и оставлены на Марсе; для их доставки планируется отдельная миссия в 2026 году.

Задачи китайской экспедиции примерно такие же: выяснить возможности будущей колонизации и, разумеется, укрепиться в статусе государства, претендующего на использование этого и других небесных тел. При этом

китайская миссия ещё более амбициозна, чем американская. К Марсу будет доставлен орбитальный аппарат, который будет исследовать планету с помощью радаров и камер. Китайский марсоход оснащен радиолокационной станцией подповерхностного зондирования и позволяет проникнуть на глубину до 100 м, исследуя геологический состав и проводя химический анализ состава почвы, в том числе на наличие биомолекул. Радиолокационная станция доставляется на Марс впервые.

Цель экспедиции ОАЭ — наблюдение за атмосферой Марса с орбиты, чтобы получить картину марсианского климата во всех регионах в течение года. Корабль оснащен камерами, позволяющими наблюдать за атмосферой Марса в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.

В целом подобные миссии отвечают интересам человеческой цивилизации, поскольку расширяют горизонты научного знания о Вселенной. Однако отсутствие общих норм международного права об использовании небесных тел провоцирует государства на захват всё большего объема космических ресурсов, до которых они технически способны дотянуться.

Другим вопросом, требующим международно-правового регулирования, является потенциальная милитаризация космоса, т.е. использование космического пространства и небесных тел в военных целях.

В соответствии с Уставом ООН и другими нормами международного права, основной целью регулирования космической деятельности государств является использование космического пространства исключительно в мирных целях и безопасно для всего человечества. Действующие международные соглашения устанавливают демилитаризованный режим Луны и других небесных тел и частично демилитаризованный режим космического пространства. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. запрещает выводить на околоземную орбиту любые объекты с ядерным оружием или иным оружием массового уничтожения, устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Помимо запрета на размещение на поверхности

небесных тел и их орбитах ядерного и других видов оружия массового уничтожения, запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Запрещаются также испытания ядерного оружия в космическом пространстве.

Вместе с тем ряд космических держав, в частности, США, Россия, Китай, Индия, разрабатывает военные спутники и другие виды оружия, которые можно использовать для ведения боевых действий в космическом пространстве. В 2008 году, а позднее еще раз в 2014 году Россия и Китай выступили с инициативой заключения договора о запрещении всего оружия в космосе. В проекте 2008 года был закреплен запрет на размещение любого вида оружия на небесных телах и в космическом пространстве. Проект не был принят, в частности, из-за позиции США, которые придерживаются несколько иного подхода к использованию космоса — концепции «неагрессивного использования» [11]. Представленный в 2014 году обновленный проект этого договора, в котором устанавливались обязательства государств «не размещать любое оружие в космическом пространстве; не прибегать к применению силы или угрозе силой в отношении космических объектов» государств-участников, также не нашел поддержки ввиду отсутствия эффективного режима проверки для контроля за соблюдением, а также в силу того, что проект договора не охватывает наземные противоспутниковые системы, представляющие наибольшую угрозу космосу [7]. Как представляется, в нынешних условиях ухудшающихся отношений между заинтересованными государствами и критического снижения доверия между ними вряд ли такие инициативы будут иметь успех.

Как справедливо отмечает О.А. Попова, принцип использования космического пространства в мирных целях, закрепленный в преамбулах международных соглашений в области космического права, пока остается лишь целью, ориентиром для развития норм международного права. Действующие нормы международного космического права не содержат полного запрета на использование космического пространства в военных целях [11, с. 135].

Вопрос о том, каким должно быть правовое закрепление демилитаризации космического

пространства, т.е. какие именно нормы позволят достичь указанной цели, - на текущий момент остается открытым. Как и в случае с полным запрещением ядерного оружия, проблема заключается в том, что наличие технической возможности использовать те или иные виды оружия исключает возможность их полного запрета. Международно-правовой запрет, даже если он будет выполнен всеми без исключения государствами (что само по себе маловероятно), не способен остановить других акторов, прежде всего, недобросовестных: террористов, экстремистов, радикалов и им подобных. То есть законопослушные субъекты как раз и станут первыми мишенями в новом противостоянии. Рационального решения указанной проблемы пока нет.

Обе названные выше тенденции — коммерциализация космоса и его милитаризация — взаимосвязаны и взаимообусловлены. Начало экономического использования ресурсов небесных тел может привести, в том числе, к вооруженному противостоянию. Потенциал такого использования велик, что неизбежно повышает ставки. Так, в настоящее время НАСА разрабатывает космический аппарат, который в 2022 году планируется отправить на астероид Психея-16 между Марсом и Юпитером. Астероид представляет собой металлическое ядро, состоящее из железа, никеля, золота, платины и других ценных металлов. Стоимость астероида оценивается в 10 квинтиллионов долларов, что в 10 тысяч раз превышает стоимость глобальной экономики за 2019 год [10]. На данный момент речь идет о разведке, однако мало кто сомневается, что в ближайшем будущем будет найден и рентабельный способ транспортировки добытых там ископаемых.

Таким образом, развитие науки и техники в области исследования и освоения космоса указывает на назревшую необходимость совершенствования норм международного космического права. Если уже сегодня не начать работу в этом направлении, в ближайшее время человечество может столкнуться с новым уровнем противостояния и конфликтов, в том числе, не исключено, вооруженного характера.

Литература

1. Антонов А.И. Международно-правовое регулирование военно-космической деятельности // Вестник МГИМО Университета. 2012. С. 190-197.

2. Багров А.В. Как поделить Луну? // Воздушно-космическая сфера. 2019. № 3 (100). С. 26-35.

3. Волынская О.А. Концепция долгосрочной устойчивости космической деятельности с позиций международного и национального космического права // Исследования космоса. 2017. № 2 (3). С. 137-142.

4. Волынская О.А. Международные политико-правовые аспекты использования космических ресурсов // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 145-154.

5. Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства: принята резолюцией 1962 (XVIII) Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 1963 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/outerspace_principles.shtm (дата обращения: 01.04.2021).

6. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/outer_space_governing.shtml (дата обращения: 02.04.2021).

7. Доклад Конференции по разоружению. Сессия 2014 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: https://undocs.org/ pdf?symbol=ru/A/69/27 (дата обращения: 04.04.2021).

8. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам 1972 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/damage.shtml (дата обращения: 02.04.2021).

9. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ objects_registration.shtml. (дата обращения: 02.04.2021).

10. Научный дайджест: «Психея» - миссия к астероиду стоимостью 10 квинтильонов [Электронный ресурс] // ВВС. 04.10.2021. URL: https://www.bbc.com/ russian/features-56598078 (дата обращения: 04.04.2021).

11. Попова О.А. Международно-правовое регулирование использования космического пространства в мирных целях: основные концепции // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 7 (116) июль. С. 129-144.

12. Попова С.М. Актуальные вопросы международно-правового регулирования космической деятельности и пути их решения // Международное право и международные организации. 2018. № 4. С. 2-8.

13. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/moon_ agreement.shtml (дата обращения: 02.04.2021).

14. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ astronauts_rescue.shtml. - (дата обращения: 02.04.2021).

15. Уваров В. Космическое наследие Дональда Трампа [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. 2021. № 2 Март/Апрель. URL: https://globalaffairs.ru/ articles/kosmicheskoe-nasledie-trampa (дата обращения: 02.04.2021).

16. Gismeteo [Электронный ресурс] // URL: https://www.gismeteo.ru/news/sobytiya/25461-kakaya-temperatura-na-lune (дата обращения: 02.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.