Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ НА КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ'

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ НА КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДРУГИЕ НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА / OTHER CELESTIAL BODIES / ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛУНЫ И ДРУГИХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЖИМ / INTERNATIONAL REGIME / ДОСТОЯНИЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / THE PROVINCE OF ALL MANKIND / ОБЩЕЕ НАСЛЕДИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / COMMON HERITAGE OF MANKIND / РАЗРАБОТКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЛУНЫ И ДРУГИХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ / THE EXPLOITATION OF THE NATURAL RESOURCES OF THE MOON AND OTHER CELESTIAL BODIES / OUTER SPACE / THE EXPLORATION AND USE OF THE MOON AND OTHER CELESTIAL BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джафаров Шамиль Ризванович

Ведущие мировые державы еще во второй половине XX века пришли к пониманию того, что человечество в целом заинтересовано в использовании космического пространства в мирных целях. Международные соглашения закрепили, что космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на равных основаниях. Разработка ресурсов космических объектов и использование их в коммерческих целях должны осуществляться с учетом интересов всех участников международного сообщества в соответствии с принципами и нормами международного права. В рамках концепции общего наследия человечества использование космических объектов должно отвечать интересам будущих поколений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE INTERNATIONAL LEGAL STATUS OF THE MINERAL RESOURCES EXPLOITED ON SPACE OBJECTS

The leading world Powers understood that the use of outer space for peaceful purposes was in the interests of humanity in the second half of the XXth century. The international agreements were set to make the outer space and celestial bodies open for exploration and use by the all states on an equal basis. The exploitation and usage of resources of the celestial objects for commercial purposes should be carried out with due regard for the interests of each member of the international community in accordance with the principles and norms of the international law. The usage of the celestial objects should be carried out taking into account the interests of the future generations under the concept of the common heritage of mankind

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ НА КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ»

УДК - 341 ДЖАФАРОВ Шамиль Ризванович,

ББК - 67 магистр международного права

e-mail: shon2992@mail.ru

12.00.10 - международное право; европейское право

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ НА КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ

Аннотация. Ведущие мировые державы еще во второй половине XX века пришли к пониманию того, что человечество в целом заинтересовано в использовании космического пространства в мирных целях. Международные соглашения закрепили, что космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на равных основаниях. Разработка ресурсов космических объектов и использование их в коммерческих целях должны осуществляться с учетом интересов всех участников международного сообщества в соответствии с принципами и нормами международного права. В рамках концепции общего наследия человечества использование космических объектов должно отвечать интересам будущих поколений.

Ключевые слова: космическое пространство, другие небесные тела, исследование и использование Луны и других небесных тел, международный режим, достояние всего человечества, общее наследие человечества, разработка природных ресурсов Луны и других небесных тел.

JAFAROV Shamil Rizvanovic,

master of international law

ON THE ISSUE OF THE INTERNATIONAL LEGAL STATUS OF THE MINERAL RESOURCES EXPLOITED ON SPACE OBJECTS

Annotation. The leading world Powers understood that the use of outer space for peaceful purposes was in the interests of humanity in the second half of the XXth century. The international agreements were set to make the outer space and celestial bodies open for exploration and use by the all states on an equal basis. The exploitation and usage of resources of the celestial objects for commercial purposes should be carried out with due regard for the interests of each member of the international community in accordance with the principles and norms of the international law. The usage of the celestial objects should be carried out taking into account the interests of the future generations under the concept of the common heritage of mankind.

Keywords: outer space, other celestial bodies, the exploration and use of the moon and other celestial bodies, international regime, the province of all mankind, the common heritage of mankind, the exploitation of the natural resources of the moon and other celestial bodies.

В середине XX в. технологический прогресс позволил человечеству перейти к практическому исследованию и освоению космического пространства. Это повлекло за собой создание многочисленных космических проектов. Началом открытия космической эры и, следовательно, толчком для последующего становления международного космического права послужил запуск Советским

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

Союзом в 1957 г. первого искусственного спутника Земли.

С момента своего зарождения нормы права, регулирующие деятельность государств в космическом пространстве, приобрели международно-правовой характер. В политическом смысле это определялось и тем, что освоение космического пространства происходило в духе соперничества при реализации стратегических ин-

тересов первых космических держав — СССР и США. Позднее стороны пришли к пониманию необходимости отхода от соперничества в космической области и стремлению закрепить их решение посредством признания общей заинтересованности всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Средством закрепления достигнутого понимания выступило международное право. Так, резолюцией 1962 (XVIII) Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 1963 г. была принята Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства.

Настоящая декларация содержит положения, в которых закреплено, что космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и в соответствии с международным правом. Космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения суверенных прав, ни посредством или оккупации, ни любыми другими средствами [3].

Что же касается непосредственной деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, то она должна осуществляться в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания. Необходимо принять во внимание, что настоящая резолюция не имеет обязательной юридической силы, а носит лишь рекомендательный характер. Она также упоминается в преамбуле договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.

Данный договор получил широкое признание, свыше ста государств являются его участниками. В связи с тем, что разработка этого договора осуществлялась в посткризисный карибский период, который мог бы привести мир к ядерной войне, целью договора было не создание детального правового регулирования и использования

космического пространства со всеми вытекающими из этого последствиями, а установление общих принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях. По этой причине в ст. 1 Договора по космосу 1967 г. отражена концепция всеобщего достояния человечества по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, и отсутствует ряд важных положений, относящихся к определению космического пространства, космических объектов, правовому режиму использования природных ресурсов, добываемых в космосе, и т.д. [4]

С учетом дальнейшего прогресса в космической сфере и смягчения международной напряженности возникла заинтересованность государств в разработке природных ресурсов Луны и других небесных тел. Следовательно, предполагаемые выгоды от эксплуатации вышеперечисленных природных ресурсов привели к разработке Соглашения о Луне. Данное Соглашение более конкретно развивает принципы, касающиеся Луны и других небесных тел, воплощенные в Договоре по космосу 1967 г. Оно устанавливает основу для будущего исследования и эксплуатации природных ресурсов этих небесных тел. Стоит отметить, что ст. 4 Соглашения о Луне отражает последовательную приверженность международного сообщества концепции всеобщего достояния человечества, ранее изложенной в Договоре 1967 г. При этом должное внимание уделяется интересам нынешних и будущих поколений, а также необходимости содействовать повышению уровня жизни и улучшению условий экономического и социального прогресса и развития. Таким образом, осуществляется плавный переход от концепции всеобщего достояния к концепции всеобщего наследия человечества, что будет заметно при анализе последующих статей настоящего Соглашения.

Примечательны положения ст. 6 Соглашения о Луне 1979 г. Согласно данной статье, всем государствам-участникам предоставляется свобода научных исследований на Луне. При проведении научных иссле-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

дований государства-участники имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ и вывозить их с Луны. При этом такое право возникает лишь в рамках проведения научных исследований. В дальнейшем такие образцы остаются в распоряжении тех государств-участников, которые обеспечили их сбор и могут пользоваться ими для научных целей. Исключение из этого правила составляет использование таких образцов для поддержания жизнедеятельности своих экспедиций, но в необходимых для этой цели количествах. В то же время соглашение предусматривает диспозитивную норму о принятии во внимание со стороны государств-участников желательности предоставления части таких образцов в распоряжение другим заинтересованным государствам-участникам и международному научному сообществу для проведения научных исследований.

Представляется важным, что ст. 6 Соглашения 1979 г. — это краеугольный камень, который, с одной стороны, отражает современный технологический прогресс, позволяющий осуществлять сбор минеральных ресурсов в космическом пространстве, а с другой стороны, переходную концепцию от всеобщего достояния к всеобщему наследию человечества, провозглашая, что такого рода деятельность осуществляется в научных целях. Следовательно, прогнозируя в ближайшем будущем возможное соперничество государств, в связи с научно-технологическим прогрессом по разработке минеральных ресурсов в космическом пространстве данная статья Соглашения имеет целью предупреждение соперничества и перенаправления его на благо и в интересах всех стран. Данный вывод находит свое отражение в п. 8 ст. 11 Соглашения.

Наиболее ясно концепция общего наследия человечества отражена в ст. 11 Договора о Луне. В ней говорится, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества. Луна не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения ее суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. Поверхность или неОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

дра Луны, а также участки ее поверхности, недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица.

Несмотря на то что п. 5 ст. 11 предусматривает обязательства государств-участников установить международный режим для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время, п. 6—8 данной статьи заранее предостерегают от установления правового режима со стороны отдельных государств в исключительно своих целях, не отвечающих интересам всех стран, как это предусмотрено данным соглашением [6].

Таким образом, как коммерческие, так и иные цели отдельных государств, в первую очередь наиболее развитых в космической отрасли, послужили причиной того, что Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах не получило широкого признания со стороны международного сообщества. Камнем преткновения ратификации настоящего Соглашения стал вопрос о правовом режиме разработки природных ресурсов Луны, который закреплен в ст. 11 Соглашения. Критики утверждают, что положения ст. 11 Соглашения будут только препятствовать разработке соответствующих природных ресурсов [7]. В то же время Соглашение, по сути, предусматривает справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны.

В связи с этим представляется правильным уделить внимание концепции общего наследия человечества (геБсоттишз Ьитап^а^в). Потребность в ее применении возникла во второй половине XX в., тогда же концепция была в полной мере воплощена в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В настоящее время концепция общего наследия человечества признается большинством государств (за исключением ряда стран, в том числе США) и распространяет свою защиту на интересы не только нынешнего, но и будущих поколений. Это последнее дополнение стало новеллой, которая устранила пробел в концепции общего достояния человечества. Такое положение дел вызвано, прежде всего, резкими изменениями погоды и надвигающимся глобальным климатическим кризисом. По этой причине международное сообщество ищет средства преодоления надвигающейся катастрофы как посредством права, разрабатывая специальные концепции и соглашения по климату, так и при помощи научных исследований, направленных на поиск космических природных ресурсов, способных стать источником нового вида производства энергии на земле, который не дает парниковых газов и радиоактивных отходов.

На чаше весов судьба мировой экономики и здоровья планеты, если человечество сумеет решить трудную задачу - добычу природных богатств на Луне. В связи с этим концепция всеобщего наследия космического пространства, Луны и других небесных тех, на наш взгляд, представляется наиболее обоснованной, так как отражает реалии сегодняшнего дня. Однако с момента своего возникновения концепция общего наследия человечества понималась развитыми и развивающимися странами по-разному. США и страны-сателлиты под этой концепцией понимают право всех стран разрабатывать ресурсы района за пределами действия национальной юрисдикции при условии соблюдения обязательства не наносить ущерба аналогичным правам других государств на занятие подобной же деятельностью. Концепция общего наследия человечества в понимании ряда развивающихся стран на III Конференции ООН по морскому праву означала не только отказ от национального присвоения глубоководного морского дна, но и создание специального международного органа с монополией на разработку ресурсов этого дна, а также распределение всех выгод от такой разработки среди членов

международного сообщества с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран. Такие взгляды послужили основой для утверждений некоторых юристов (А. Кокко, Э. Фазан, Ф. Раскони) о том, что человечество становится новым субъектом международного права. Из этого далее заключалось, что общее наследие человечества должно управляться только человечеством в целом, которое, как субъект права, может облагать «данью» отдельные государства, ведущие разработку его наследия [1].

Таким образом, развитие общественных отношений, вызванное в первую очередь научно-технологическим прогрессом, оставляет открытым перед международным сообществом вопрос правового режима добытых в космосе природных ресурсов, но в то же время свидетельствует о необходимости его скорейшего решения. С учетом глобализации и вытекающих из нее процессов, а также надвигающихся климатических вызовов представляется, что правильно придерживаться последовательного похода к отстаиванию концепции общего наследия человечества на добычу космических природных ресурсов. Тем более что сегодня данная концепция уже нашла воплощение и успешно применяется в вопросах морского права. Что касается утверждений о противоречивости характера содержания Соглашения о Луне 1979 г., а именно ст. 4 и 11 Соглашения, то они не сталкивают два режима друг с другом, а, напротив, отражают последовательность и преемственность развития международного космического права с учетом сегодняшнего дня. Следовательно, любые утверждения об обратном являются необоснованными и искусственно созданными с целью внести неясность в аутентичные русский, английский, французский, испанский и китайский тексты. Кроме того, по своему содержанию обе концепции ничем существенным не различаются. Общеизвестно, что концепция общечеловеческого наследия вытекает из концепции общечеловеческого достояния. Единственное, что их отличает - это придание в концепции общечеловеческого наследия правовой защиты интересам не только нынешних, но и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

будущих поколений. Вот почему в более поздних международно-правовых документах, например в Конвенции по морскому праву 1982 г., ничего не говорится об общем достоянии человечества [5, с. 3—168].

В заключение необходимо отметить, что специалисты, разрабатывавшие Соглашение о Луне 1979 г., предвидели переход к термоядерной энергетике будущего и новому экономическому типу топлива, которое нельзя добыть на Земле. Речь идет о промышленном освоении Луны для добычи гелия-3. Кроме Луны, гелий-3 можно найти в плотных слоях атмосферы планет-гигантов, по теоретическим оценкам, запасы его только на Юпитере составляют 1020 т, чего хватило бы для энергетики Земли до скончания времен. В настоящее время гелий-3 не добывается из природных источников (на Земле доступны незначительные количества гелия-3), а создается при распаде искусственно полученного-трития. Перспективная термоядерная энергетика, использующая в качестве основы реакцию синтеза дейтерий-тритий, хотя и более безопасна, чем энергетика деления ядра на атом, которая используется на современных АЭС, все же имеет ряд недостатков. В случае же использования в термоядерном реакторе дейтерия с изотопом «гелий-3» вместо трития большинство проблем удастся разрешить [2].

Таким образом, непризнание Соглашения о Луне 1979 г. изначально было вызвано не отсутствием интереса к регулируемым им объектам и деятельности, а абстрактностью осуществления деятельности по добыче природных ресурсов в космосе. Но по мере развития научной мысли и совершенствования технологий деятельность по добыче космических природных ресурсов уже не представляется чем-то далеким, становится актуальной и нуждается в правовом регулировании. На наш взгляд, нет необходимости в признании человечества новым субъектом международного права, так как от лица и во благо человечества действуют государства. Эволюция развития международного права в целом подтверждает данный довод. Относительно решения вопроса о правовом режиме природных ресурсов, добытых в космо-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

се, международное право также дает исчерпывающий ответ, выраженный в концепции всеобщего наследия человечества, который был применен в морском праве и который, на наш взгляд, ясно отражен в соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах.

Список литературы:

[1] Авхадеев В.Р. История развития и современные аспекты международно-правового статуса Антарктики: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007 // http://dspace.kpfu.ru/ xmlui/bitstream/handle/net/31399/ 070416_5.pdf.

[2] Гелий-три - энергия будущего [Электронный ресурс] // URL: http://nlo-mir.ru/ luna/2S64-gelijtri-jenergija-buduschego.html (дата обращения: 06.07.2017).

[3] Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/outerspace_principles. shtml (дата обращения: 06.07.2017).

[4] Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/outerspace_principles. shtml (дата обращения: 06.07.2017).

[5] Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.19S2; с изм. от 23.07.1994) // Бюллетень международных договоров. 199S. № 1.

[6] Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/moon_ agreement.shtml (дата обращения: 06.07.2017).

[7]James J. Trimble International Law of Outer Space and its Effect on Commercial Space Activity, 11. Pepp. L. Rev. 3. 19S4 [Электронный ресурс] // URL: http://digitalcommons. pepperdine.edu/plr/vol11/iss3/4/.

Spisok literatury:

[1] Avxadeev V.R. Istoriya razvitiya i sovremenny'e aspekty' mezhdunarodno-pravovogo statusa Antarktiki: Avtoref. diss. . kand. yurid. nauk. Kazan', 2007 // http://

dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/ 31399/070416_5.pdf.

[2] Gelij-tri - e'nergiya budushhego [E'iektronny'j resurs] // URL: http://nlo-mir.ru/ luna/2864-gelijtri-jenergija-buduschego.html (data obrashheniya: 06.07.2017).

[3] Deklaraciya pravovy'x principov, reguliruyushhix deyatel'nost' gosudarstv po issledovaniyu i ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva [E'lektronny'j resurs] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/outerspace_principles. shtml (data obrashheniya: 06.07.2017).

[4]Dogovor o principax deyatel'nosti gosudarstv po issledovaniyu i ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva, vklyuchaya Lunu i drugie nebesny'e tela [E'lektronny'j resurs] // URL: http://www.un.org/ru/documents/

decl_conv/declarations/outerspace_ principles.shtml (data obrashheniya: 06.07.2017).

[5] Konvenciya Organizacii Ob»edinenny'x Nacij po morskomu pravu (UNCLOS) (zakly-uchena v g. Montego-Bee 10.12.1982; s izm. ot 23.07.1994) // Byulleten' mezhdunarodny'x dogovorov. 1998. № 1.

[6] Soglashenie o deyatel'nosti gosudarstv na Lune i drugix nebesny'x telax 1979 g. [E'lektronny'j resurs] // URL: http://www. un.org / ru / documents / decl_conv / conventions/moon_agreement.shtml (data obrashheniya: 06.07.2017).

[7] James J. Trimble International Law of Outer Space and its Effect on Commercial Space Activity, 11. Pepp. L. Rev. 3. 1984 [E'lektronny'j resurs] // URL: http://digitalcommons. pepperdine.edu/plr/vol11/iss3/4/.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; ^редактирование рукописи; ^первая корректура рукописи;

^форматирование и подготовка рукописи к верстке; ^верстка рукописи;

^вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, ^согласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), ^согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), ^печать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.