Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОВОГО РЕЖИМА КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОВОГО РЕЖИМА КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОСМОС / ГЕОСТАЦИОННАЯ ОРБИТА / ЛУНА / НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА / МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / LEGAL REGIME / OUTER SPACE / SPACE / GEOSTATIONARY ORBIT / MOON / CELESTIAL BODIES / INTERNATIONAL SPACE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халикова Д.А.

В настоящей статье нами проводится анализ особенностей правового режима космического пространства. Рассматриваются понятие последнего, анализируется его правовой режим. Приводится нормативно правовая база по данному вопросу, выявлены актуальные проблемы, связанные с правовым режимом космического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE MODERN LEGAL REGIME OF OUTER SPACE

In the present article we analyze the peculiarities of the legal regime of outer space. The cuncept of the latter is considered, its legal regime is analyzed. The normative legal base on this issue is given, actual problems connected with the legal regime of outer space are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОВОГО РЕЖИМА КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

УДК 347.8

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОВОГО РЕЖИМА КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Д. А. Халикова Научный руководитель - А. В. Агафонов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: aaa@mail.ru

В настоящей статье нами проводится анализ особенностей правового режима космического пространства. Рассматриваются понятие последнего, анализируется его правовой режим. Приводится нормативно правовая база по данному вопросу, выявлены актуальные проблемы, связанные с правовым режимом космического пространства.

Ключевые слова: правовой режим, космическое пространство, космос, геостационная орбита, Луна, небесные тела, международное космическое право.

THE FEATURES OF THE MODERN LEGAL REGIME OF OUTER SPACE

D. A. Khalikova Scientific Supervisor - A. V. Agafonov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: aaa@mail.ru

In the present article we analyze the peculiarities of the legal regime of outer space. The cuncept of the latter is considered, its legal regime is analyzed. The normative legal base on this issue is given, actual problems connected with the legal regime of outer space are revealed.

Keywords: legal regime, outer space, space, geostationary orbit, Moon, celestial bodies, international space law.

Согласно основным положениям общей теории права, правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права [1].

В свою очередь, космическое пространство есть физическое пространство, находящееся за пределами национального воздушного пространства, т. е. на высоте свыше 100 км над уровнем Мирового океана. Оно делится на ближний космос, т. е. до пределов лунной орбиты и дальний космос - за пределами лунной орбиты.

Переходим к особенностям правового режима космического пространства. Правовой режим космического пространства заключается в том, что космическое пространство изъято из международного гражданского оборота и не находится ни в чьей либо национальной собственности, т. е. на космическое пространство не распространяется суверенитет какого-либо государства. Более того, само космическое пространство нельзя присвоить никакими способами: ни путем провозглашения собственности, ни путем оккупации.

Особое значение при этом имеет геостационная орбита. Геостационная орбита представляет собой пространственное кольцо на высоте около 36 тыс. км в плоскости земного экватора. Запущенный в это пространство спутник находится в практически неподвижном состоянии относительно поверхности Земли, т. е. он как бы зависает над определенной точкой. Такие особенно-

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

сти создают определенные условия для некоторых видов использования таких спутников, применяемых для различных целей. Особенностью правового режима космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, является то, что оно «... открыто для исследования и использования всеми государствами». В то же время освоение космоса должно осуществляться в рамках международного публичного права, т. е. в интересах поддержания международного мира и безопасности народов.

Правовой режим космического пространства и небесных тел в основном идентичен, однако в отношении последних следует отметить и некоторую их специфику.

Сейчас правовой режим космического пространства и небесных тел регулируется серией резолюций ГА ООН. Общими элементами правового режима космического пространства и небесных тел являются следующие.

Они открыты для исследования и использования всеми государствами мира на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел; они свободны для научных исследований. Это означает признание космоса территорией общего пользования. В этом одно из отличий космического пространства от, к примеру, воздушного, которое делится на национально-воздушное пространство и территорию общего пользования. Использование космоса «в соответствии с международным правом» означает применимость к этой сфере всех основных принципов этого права.

Космос и небесные тела не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. В теории этот режим характеризуется как вещь, изъятая из оборота.

Космос является частично демилитаризованной зоной в силу того, что все государства обязались не выводить на орбиту вокруг нашей планеты любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Доктринальное толкование этого положения исключает из данного запрета суборбитальный (т. е. не совершает хотя бы одного полного витка вокруг Земли) пролет через космос объектов с ядерным оружием на борту, т. е. стратегических межконтинентальных ракет, а также размещения в космосе объектов с обычным оружием на борту. В космосе запрещено производить любые испытательные взрывы ядерного оружия.

Деятельность неправительственных юридических лиц в космосе может осуществляться только с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства. Разрешается деятельность в космосе международных организаций.

Важно, что Договор по космосу 1967 г. устанавливает различный режим в отношении собственно космического пространства и небесных тел.

Так, например, в ст. IV Договора прямо установлено, что правовой режим Луны и других небесных тел в дополнение к общим элементам правового режима космоса включает их полную нейтрализацию - они могут использоваться исключительно в мирных целях (запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров). Это означает, что небесные тела не могут использоваться для военных действий даже в неагрессивных военных целях [2].

Элемент правового режима Луны и других небесных тел является их провозглашение, включая природные ресурсы, «общим наследием человечества». Такой международный режим включает упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов, их рационального регулирование, расширение возможностей в деле их использования и справедливое распределение благ, получаемых от этих ресурсов, «с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны».

Обращаясь к проблемам правового режима космического пространства в виду его особенностей, можно сказать следующее [3].

Одной из проблем, которая существует в международном космическом праве, является высотное разграничение воздушного и космического пространств. Возникает вопрос, как определить, где же заканчивается территория государства и начинается космос? В настоящее время не существует формального разграничения космоса и воздушного пространства. Правовые режимы

этих двух пространств, естественно, весьма различны [4]. Очевидно, исходя из этого и следует установить границу.

Следующей проблемой можно назвать регулирование отдельных вопросов в отношении геостационарной орбиты. Международно-правовой статус геостационарной орбиты на сегодня не определен в специальном порядке. Этот статус выходит из положений Договора по космосу, Соглашения о Луне и некоторых других международно-правовых актов. В соответствии с этими актами геостационарная орбита является частью космического пространства, и на нее распространяются нормы и принципы международного права, касающиеся этого пространства. Мы считаем, что в данный момент просто необходимо более подробное урегулировать статус геостационарной орбиты, а также стоило бы обратить внимание на последствия в том случае, если спутники, находящиеся на ГСО, по каким-либо причинам упадут на Землю.

Следует помнить, что освоение космоса должно осуществляться в рамках международного права, в интересах поддержания международного мира и безопасности народов.

Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут быть оторваны от основных принципов мира и мирного сосуществования государств. Они должны строиться с учетом актуальных проблем развития современных международных отношений.

Библиографические ссылки

1. Чепурнова Н. М. Международное право : учеб. метод. комплекс. М. : Изд. центр ЕАОИ, 2008. 295 с.

2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, одобрен 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966, вступил в силу в 1967 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Огородов Д. Право на космос // Вокруг света. 2008. № 2814.

4. Федеральное космическое агентство [Электронный ресурс]. URL: http://www. federalspace.ru (дата обращения: 10.04.2018).

© Халикова Д. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.