УДК 341.229
Космические ресурсы в фокусе повышенного внимания человечества
Аслан АБАШИДЗЕ Ирина ЧЕРНЫХ
Космические ресурсы как объект прикладной космической деятельности
Основным средством человека, как Homo sapiens и им образованного человечества, для овладения природой является его способность к научному познанию. Хотя человек с момента своего появления на Земле занимался познанием и добивался успехов в различной степени, однако невероятный глубокий уровень в этом деле наблюдался с XVI в. в естественных науках (физика, химия, биология и математика), в результате которого в XVII-
XVIII вв. человеку удалось создать паровую машину, железные дороги, построить линии электропередачи и наладить телеграфную связь. Промышленная революция привела к росту производства (прежде всего и преимущественно в Европе, а затем и в США), что, в свою очередь, породило такие институты, как: биржи, банки, страховое дело, и потребовало больше природных ресурсов и новых рынков сбыта, приведших в конечном счёте к колониза-
АБАШИДЗЕ Аслан Хусейнович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права Российского университета дружбы народов (РУДН), член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, Заслуженный юрист Российской Федерации. E-mail: abashidze-akh@rudn.ru
ЧЕРНЫХ Ирина Алексеевна - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры международного права Российского университета дружбы народов (РУДН). E-mail: chernykh-ia@rudn.ru
Ключевые слова: космические ресурсы, международное космическое право, космическое законодательство США, использование космического пространства.
ции территорий и народов Азии, Африки и Южной Америки.
Вторая половина ХХ в. ознаменовалась овладением человеком ядерной энергии и ракетно-космической техники, позволившей ему преодолеть притяжение Земли и оказаться в космической невесомости, что дало возможность человечеству исследовать и использовать космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Люди сегодня обычно не задумываются о том, что большинство благ, которыми мы пользуемся, появились благодаря использованию космического пространства: данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), мониторинг погоды, предотвращение и ликвидация стихийных бедствий, GPS*, ГЛОНАСС** и многое другое.
Начало XXI в. в этом отношении отличается тем, что международное сообщество вплотную подошло к новому этапу освоения космического пространства - использованию космических ресурсов в промышленных масштабах.
Прежде всего возникает закономерный вопрос: что же такое космические ресурсы и почему они становятся объектом повышенного внимания всего мирового сообщества?
Согласно российскому государственному стандарту Р 52104-2003 (ГОСТ) «ресурс - это используемые и потенциальные источники удовлетворения
потребностей общества, которые укрупнённо можно подразделить на материальные и энергетические (первичные и вторичные), интеллектуальные, трудовые, информационные, финансовые, временные, традиционные и нетрадиционные» [1].
В ГОСТ также приводится деление ресурсов на возобновляемые и топливно-энергетические. К первым относят «часть природных ресурсов в пределах круговорота веществ в биосфере, способных к самовосстановлению в сроки, соизмеримые со сроками хозяйственной деятельности человека (растительность, животный мир, кислород атмосферы и др.)» [1].
Согласно Терминологическому словарю по горному делу «ресурс - это источник и средство получения пользы различных благ для жизнедеятельности человеческого общества» [ 2].
По этому же словарю под ресурсами недр понимаются «твёрдые, жидкие, газообразные полезные ископаемые, энергетические ресурсы и полости естественного и техногенного происхождения в недрах, среди которых выделяют месторождения полезных ископаемых; отвалы вскрышных и вмещающих пород, терриконы угольных шахт, отвалы и склады забалансовых полезных ископаемых; отходы горно-обогатительного и металлургического производств; глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод; внутреннее тепло недр Земли; природные и техногенные полости в массиве горных пород» [2].
Под природными ресурсами, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» понимаются «компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропоген-
1 ГОСТ Р 52104-2003. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Термины и определения» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 3 июля 2003 г. .№ 235-ст) (ред. от 30 ноября 2010 г.) // URL: http://www.consultant.m/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc&base =EXP&n=527970#02953920050425354
2 Терминологический словарь. Статья «Горное дело» / под науч. ред. акад. РАН К. Н. Трубецкого, чл.- корр. РАН Д. Р. Каплунова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Горная книга, 2016. С. 416.
* Американская система глобального позиционирования.
** Российская глобальная навигационная спутниковая система.
ные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность» [3].
Предположительно космические ресурсы - это схожие природные ресурсы, которые находятся в космосе.
К таким космическим ресурсам в научной литературе относят материальные и пространственные [ 4, 5].
К материальным космическим ресурсам можно отнести небесные тела (планеты, астероиды), кометы, метеороиды, пыль, а к пространственным космическим ресурсам -орбитально-частотный ресурс (места, на которых располагаются спутники и прочие космические объекты), геостационарную и другие виды орбит, точки Лагранжа, отдельные участки территорий на небесных телах, обладающих уникальными свойствами и характеристиками.
Когда говорим о космических ресурсах, следует иметь в виду широ-
кий пространственный подход, охватывающий ближний и дальний космос (ближний космос - это высота от 150 до 2000 км над уровнем Мирового океана; дальний космос -всё, что находится выше 50 000 км [ 6]).
Академик РАН Л. М. Зелёный относит к ресурсам в космосе, которые могут быть использованы человеком, следующие: металлические астероиды* (железо-никелевые и металлы платиновой группы) и Луну, на которой располагаются кратеры, созданные столкновениями с железо-никелевыми астероидами, и которая может быть использована как географический ресурс (лунные территории с уникальными природными свойствами), т. е. лавовые трубки и полярные области Луны (особенно Южный полюс) [ 7].
Согласно исследованиям Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН космические ресурсы разделены на те, которые можно использовать для промышленного производства на месте (газовые ресурсы, вода, солнеч-**
ная энергия, реголит , рудные ресур-
3 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 г.) «Об охране окружающей среды» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=768109 2830245994525729065&cacheid=7F80784CEE70969B1652C04D72E1D058&mode=splus&base=L AW&n=358870&dst=100027&rnd=2A0585EED43C23A8C4AD76802D783F58#v6qwcduyvs
4 Шустов Б. М. Космические ресурсы для развития экономики и науки // Воздушно-космическая сфера. 2019. № 4. С. 49-50.
5 Space Resources. Materials / Ed. M. F. McKay, D. S. McKay, M. B. Duke. Lyndon B.- Johnson Space Center Houston, Texas. National Aeronautics and Space Administration Scientific and Technical Information Program Washington, DC, 1992.
6 Квасников А. Ю. Космическое пространство // Большая российская энциклопедия. Т. 15. М.: Большая российская энциклопедия, 2010. С. 429.
7 ;Зелёный Л. М. Национальная космическая доктрина. Некоторые соображения к разделу «Фундаментальные космические исследования». Устный доклад. 7 апреля 2011 г. Московская область, Ново-Огарёво, 2011.
* Астероиды - это малые планеты размером от « 1000 км до « 10 м.
** Реголит - рыхлый материал, который покрывает твердые породы на небесных телах.
сы), и те, которые могут в дальнейшем быть привезены на Землю [8].
В дополнение к вышесказанному можно назвать другие космические ресурсы, которые используются человечеством в рамках такого вида прикладной космической деятельности, как непосредственное телевизионное вещание.
Международную космическую станцию (МКС) тоже можно рассматривать как использование космического ресурса - околоземного космического пространства, в котором она размещена на высоте и 400 км.
Вместе с тем очевидно, что человечеством используется только мизерная часть космических ресурсов. Согласно заявленным целям ведущих космических держав и учёных-специалистов, приоритетными объектами из космических ресурсов, подлежащих освоению, обозначены астероиды и ре-
сурсы Луны (как территориальные, так и минеральные). Подобные заявления выглядят правдоподобными на фоне исчерпаемости многих земных невозобновимых природных ресурсов, например, нефть или железная руда. При этом ресурсы Луны (как минеральные, так и территориальные) могут быть использованы для осуществления различных космических операций по исследованию самого небесного тела, а также дальнего космоса.
Сказанное объясняет причину резкого роста интереса частного бизнеса к возможности освоения космических ресурсов и возникающих в связи с этим вопросов взаимодействия государств по освоению космоса на основе международного космического права в целом и национальной политики и законодательства этих государств к основным принципам и нормам международного права в этой сфере.
Национальное регулирование использования космических ресурсов
К настоящему моменту ряд государств имеет специальные законы об освоении космических ресурсов, большинство которых были приняты 2-3 года назад.
В 2017 г. Люксембург принял Закон об исследовании и использовании космических ресурсов [9],
а в 2019 г. Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) приняли Федеральный закон № 12 о регулировании космического сектора, в котором отдельно выделен раздел о добыче, освоении и использовании космических ресурсов [ 10]. Данный закон ОАЭ определяет
8 Луна - энергетическая кладовая Земли. Интервью с Ивановым А. В., ведущим сотрудником Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН. 3 октября 2010 г. // URL: https://www.roscosmos.ru/12479/
9 Law of 20 July 2017 on the Exploration and Use of Space Resources (Loi du 20 juillet 2017 sur l'exploration et l'utilisation des ressources de l'espace) // Official Gazette of the Grand Duchy of Luxembourg, No. 674 (July 28, 2017), Legilux.
10 Federal Law No. 12. Issued on 19/12/2019. Corresponding to 22 Rabi' Al-Akhar 1441H. On the Regulation of the Space Sector.
космические ресурсы как «любые неживые ресурсы, присутствующие в космическом пространстве, включая минералы и воду» [10, Art. 1].
Одним из первых государств, которое стало разрабатывать национальное законодательство в области коммерческой космической деятельности, являются США. Причём власти США с 80-х годов прошлого века взяли курс на поощрение и поддержку коммерческого использования космоса, что чётко отразилось в Законе о коммерческих космических запусках 1984 г. [11], который нацелен на содействие предпринимательской деятельности в области использования космоса для развития телекоммуникаций, информационных технологий и технологий ДЗЗ. В нём подчёркнуто, что частный сектор США обладает способностью разрабатывать коммерческие ракеты-носители, орбитальные спутники и эксплуатировать частные стартовые площадки и службы. В связи с этим данный закон возлагает на министра транспорта обязанности по надзору и координации коммерческих запусков, выдаче лицензий и разрешений и продвижению стандартов безопасности.
В 1984 г. были внесены соответствующие изменения в Национальный закон США об аэронавтике и исследованию космического пространства 1958 г.: появляется положение о том, что общее благосостояние США требует, чтобы администрация Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) поощряло в максимально возможной степени коммерческое использование космоса [12].
В 1984 г. также был принят Закон США о коммерциализации дистанционного зондирования Земли 1984 г. [ 13].
При администрации президента Дж. Буша-ст. в 1990 г. был принят Закон о закупках пусковых услуг [14], согласно которому НАСА теряет монополию на запуски гражданских космических аппаратов и обязуется предусматривать в своём бюджете статью расходов на привлечение частных компаний, осуществляющих запуски космических аппаратов. В продолжение этой политики в 2002 г. был принят Закон о коммерческих многоразовых космических перевозках [15], направленный на поддержку частных космических компаний в целях разработки коммер-
11 H.R.3942 - Commercial Space Launch Act dated October 30, 1984, Public Law No: 98-575 // URL: https://www.congress.gov/bill/98th-congress/house-bill/3942
12 Pub. L. 98-361, title I, § 110 dated July 16, 1984, 98 Stat. 426 // URL: https://uscode.house. gov/statviewer.htm?volume=98&page=426.
13 H.R.4836 - Land Remote Sensing Commercialization Act of 1984 // URL: https://www. congress.gov/bill/98th-congress/house-bill/4836
14 Launch Services Purchase Act dated November 16, 1990, Public Law No: 101-611. S.2287 -National Aeronautics and Space Administration Authorization Act, Fiscal Year 1991 // URL: https:// www.congress.gov/bill/101st-congress/senate-bill/2287
15 Commercial Reusable In-Space Transportation Act dated October 23, 2002, Public Law 107248 // URL: https://uscode.house.gov/statviewer.htm?volume=116&page=1573.
ческих многоразовых космических транспортных систем, с помощью которых предполагается повышение экономического благосостояния и укрепление национальной безопасности США за счёт сокращения расходов на космические операции для коммерческих и национальных космических программ и добавления новых возможностей для космических операций.
В 2015 г. при президенте Б. Обаме был принят Закон США о конкурентоспособности коммерческих запусков в космос (Закон США 2015 г.) [ 16], вызвавший острую и продолжающуюся по сей день дискуссию относительно соответствия закреплённых в нём положений основным принципам и нормам международного космического права. Согласно данному закону космические ресурсы означают «природные ресурсы любого рода, обнаруженные в космическом пространстве, включающие в себя воду и минеральные ресурсы»*. По этому закону любой гражданин США, желающий заниматься разработкой ресурсов астероидов или других космических ресурсов на коммерческой основе,
имеет право на их добычу, а также право владения, собственности, перевозки, их использования и продажи в соответствии с применимым законодательством, включая международные обязательства США (Sec. 402-403).
В 2017 г. Комитетом по торговле, науке и транспорту США, подотчётному сенату США, и Комитетом по науке, космосу и технологиям США, подотчётному палате представителей США, был разработан проект закона о коммерческом использовании космоса частными предприятиями, который был уже рассмотрен в сенате [17] и ныне находится на рассмотрении палаты представителей США [18].
2 мая 2018 г. президентом Д. Трампом была принята Директива «Упорядочение правил коммерческого использования пространства» [ 19], которая предусматривает обновление правил по лицензированию частной космической деятельности (пусковая деятельность и операции по возвращению космических объектов), а также расширяет полномочия Министерства торговли США путем наделения аппарата министра
16 The U. S. Commercial Space Launch Competitiveness Act dated November 25, 2015. Public Law 114-90 // URL: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2262/text
17 R.2809 - American Space Commerce Free Enterprise Act // URL: https://www.congress.gov/ bill/115th-congress/house-bill/2809/actions
18 H.R.3610 - American Space Commerce Free Enterprise Act of 2019 // URL: https://www. congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/3610/text
19 Space Policy Directive-2 "Streamlining Regulations on Commercial Use of Space" dated May 24, 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/space-policy-directive-2-streamlining-regulations-commercial-use-space/
* The term 'space resource' means a natural resource of any kind found in situ in outer space. The term 'space resource' includes water and minerals. The U. S. Commercial Space Launch Competitiveness Act dated November 25, 2015. Public Law 114-90. Accessed October 10, 2020 // URL: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2262/text. Sec. 51301 in Sec. 402
обязанностями по регулированию коммерческих космических полётов, осуществляемых специальным отделом, созданным при Министерстве торговли.
18 июня 2018 г. Д. Трамп подписал Директиву «Национальная политика в области управления космическим движением» [ 20], вводящую новый подход к управлению космическим движением в условиях коммерческого использования космического пространства и роста космического мусора.
Очередное возросшее внимание мировой общественности к данной проблематике было привлечено в мае 2019 г. в связи с объявлением Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) о запуске новой космической программы Artemis («Артемида»), рассчитанной на два этапа:
- первый этап предусматривает полёт на Луну к 2024 г., строительство международной окололунной станции Gateway и высадку на Луне первой женщины;
- второй этап - создание инфраструктуры на Луне.
Партнёрами программы были обозначены такие страны, как: Австралия, Канада и Япония, а также Европейское космическое агентство
и крупные частные компании, такие как: Lockheed Martin и Boeing, Deep Space Systems, Blue Origin, SpaceX и др. [ 21]
6 апреля 2020 г. президентом США Д. Трампом был издан Исполнительный приказ «О поощрении международной поддержки в отношении добычи и использования космических ресурсов» (Исполнительный приказ от 6 апреля 2020 г.), в котором отражены:
- право американцев на осуществление коммерческого исследования, добычу и использование ресурсов в космическом пространстве в соответствии с применимым правом;
- поощрение международной поддержки государственной и коммерческой добычи и использования ресурсов в космосе в соответствии с действующим законодательством;
- отказ США рассматривать космическое пространство как общее наследие (Outer space is a legally and physically unique domain of human activity, and the United States does not view it as a global commons) [22].
В этом Исполнительном приказе также заявлено, что поскольку США не подписали и не ратифицировали Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглаше-
20 Space Policy Directive-3 "National Space Traffic Management Policy" dated June 17, 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/space-policy-directive-3-national-space-traffic-management-policy/
21 Christensen I. A., Johnson Ch. D. Putting the White House executive order on space resources in an international context // The Space Review, April 27, 2020 // URL: https://www.thespacereview. com/article/3932/1
22 Executive Order on Encouraging International Support for the Recovery and Use of Space Resources. Issued April 6, 2020 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-encouraging-international-support-recovery-use-space-resources
ние о Луне)*, США не считают данное соглашение эффективным и необходимым инструментом для содействия со стороны государств участию частных компаний в долгосрочном исследовании, научном открытии и использовании Луны, Марса и других небесных тел (The United States is not a party to the Moon Agreement. Further, the United States does not consider the Moon Agreement to be an effective or necessary instrument to guide nation states regarding the promotion of commercial participation in the long-term exploration, scientific discovery, and use of the Moon, Mars, or other celestial bodies).
В связи с этим государственному секретарю США предписывается «возражать по поводу любой попытки какого-либо государства или международной организации трактовать положения Соглашения о Луне как отражающие сложившееся обычное международное право» [22, Sec. 2].
В мае 2020 г. НАСА объявило о начале переговоров по заключению с потенциальными партнёрами двусторонних соглашений по программе «Артемида» в виде Artemis Accords (Соглашение по «Ар-
темиде»), в которых будут урегулированы вопросы разработки природных ресурсов Луны.
13 октября 2020 г. такие соглашения подписали восемь государств: Австралия, Канада, Япония, Люксембург, Италия, Великобритания, Объединённые Арабские Эмираты и США [ 23].
Однако к настоящему моменту содержательная часть Соглашения по «Артемиде» представлена лишь в виде принципов для будущего безопасного и мирного исследования и использования космического пространства за счёт коммерческой деятельности на благо всего человечества [ 24].
В отношении космических ресурсов в нём сказано: «Возможность извлекать и использовать ресурсы на Луне, Марсе и астероидах будет иметь решающее значение для обеспечения безопасного и устойчивого освоения космоса» [24].
На фоне сказанного следует учесть требования международного космического права: любая космическая деятельность должна осуществляться государствами, которые ответственны за деятельность юридических лиц в этой сфере.
23 Wall M. 8 nations sign US-led Artemis Accords for moon exploration and beyond // URL: https: / /www.space.com/eight-nations-sign-artemis-accords-moon-exploration?utm_ source=Selligent&utm_medium=email&utm_campaign=9155&utm_content=SDC_Newsletter+&utm_ term=2956132&m_i=XWcbzEiCqa6chpBrOac2E0lOpQZMRNca1WDbc4BaGxPCZZbAS0jfTESPgHfM cAff5ofdnKx5JA7EYDBhLPnB9Sa2aKXwoxTwEI9WtlpXXg
24 The Artemis Accords. 2020. NASA // URL: https://www.nasa.gov/specials/artemis-accords/ img/Artemis-Accords_v7_print.pdf
* Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, принято резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1979 г., открыто для подписания 18 декабря 1979 г., вступило в силу 11 июля 1984 г. Соглашение содержит в ч. 5 ст. 11 установку об обязанности государств-участников «установить международный режим, включая соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время» // URL: https://treaties. un.org/
Международное космическое право об использовании космических ресурсов
Основным источником международного права в этой области является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. (Договор по космосу 1967 г.), в котором по состоянию на 15 октября 2020 г. участвуют 133 государства (110 ратифицировали и 23 подписали), включая Российскую Федерацию (СССР), США, КНР.
В абз. 1 ст. I данного договора сказано: «Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества».
В связи с необходимостью корректного использования и, следовательно, правильного восприятия понятия, отражённого в этом договоре, отметим, что согласно ст. XVII русский текст тоже является аутентичным текстом наряду с английским, испанским, китайским и французским текстами.
Статья II Договора по космосу 1967 г. закрепляет международно-правовой статус космического пространства и небесных тел: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них
суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».
Можно с уверенностью сказать, что разработчики договора по космосу 1967 г., по сути, создали «конституцию» международного космического права, раскрыв отдельные его ключевые положения в последующих четырёх договорах по космосу: Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г., Конвенции о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами 1972 г., Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. и Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне 1979 г.).
Вместе с тем следует подчеркнуть, что Договор по космосу 1967 г. не содержит чёткой регламентации использования космических ресурсов, учитывая их разнообразие. Детализация некоторых важных положений об исследовании и использовании Луны и других небесных тел содержится в Соглашении о Луне 1979 г., которое по состоянию на 15 октября 2020 г. ратифицировали лишь 18 государств* и всего четыре государства подписали** данное Соглашение.
* Армения, Австралия, Австрия, Бельгия, Чили, Казахстан, Кувейт, Ливан, Мексика, Марокко, Нидерланды, Пакистан, Перу, Филиппины, Саудовская Аравия, Турция, Уругвай, Венесуэла.
** Гватемала, Франция, Индия, Румыния.
При этом среди участников нет ни одной космической державы, а именно: США, Российской Федерации, КНР.
При наличии положений, связанных с международным сотрудничеством по исследованию Луны и других небесных тел, с созданием обитаемых и необитаемых станций и других положений, Соглашение о Луне 1979 г. в ст. 11, посвящённой природным ресурсам Луны, не раскрывает содержания международно-правового режима их использования. В ч. 5 данной статьи только констатируется обязанность государств-участников «установить международный режим, включая соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время».
Есть ещё один международный договор, который устанавливает порядок использования конкретного космического ресурса в виде орбитально-частотного ресурса,-это уставные документы Между-
народного союза электросвязи (МСЭ): Конвенция и Устав МСЭ 1992 г. и его радиорегламенты. На протяжении уже многих лет государства руководствуются радиорегламентами МСЭ, согласно которым происходит выделение ор-битально-частотного ресурса.
Таким образом, на международно-правовом уровне на данный момент отсутствует согласованность по всем ключевым деталям международно-правового режима использования космических ресурсов Луны. На фоне активизации отдельного государства лунной программы чрезвычайно актуальным звучит предупреждение, содержащееся в ст. IX Договора по космосу 1967 г. о том, что деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, осуществлялась «таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества», к чему нужно прислушаться, имея опыт противостояния с пандемией СО^-19.
Инициативы по разработке международно-правового режима использования космических ресурсов Луны
На практике уже имеются различные инициативы по освоению космических ресурсов. В частности, в 2016 г. на базе Лейденского университета была создана Гаагская международная рабочая группа по вопросам управления космическими ресурсами, состоящая из представителей научного сообщества и наблюдателей от го-
сударства, международных организаций, промышленности и неправительственных организаций, которая в 2019 г. консенсусом приняла так называемые «строительные блоки» (building blocks) для разработки международных рамок деятельности в области космических ресурсов, представляющие из себя 19 компонентов, которые «ре-
комендуется учитывать и использовать государствам, международным организациям и неправительственным структурам в ожидании принятия и ввода в действие международной рамочной основы» [25].
В 2016 г. Международный институт космического права опубликовал информационно-справочный материал по вопросам возможности извлечения космических ресурсов, включая природные ресурсы небесных тел [26].
С 2016 г. в рамках Юридического подкомитета Комитета ООН по исследованию космического пространства в мирных целях значится вопрос «Возможные модели правового регулирования деятельности по исследованию, использованию и освоению космических ресурсов». В 2019 г. представителями государств-участников в данном подкомитете обсуждалась инициатива Бельгии и Греции учредить рабочую группу по разработке международного режима использования и освоения космических ресурсов [27]. Из-за того что не все делега-
ции поддержали эту идею и потребовалась доработка предложения об учреждении рабочей группы, вопрос был перенесён на 2020 г., однако в условиях пандемии COVID-19 он был отложен на неопределённый срок.
В 2020 г. международная неправительственная организация «Ассоциация Лунная деревня» (Moon Village Association) разработала 15 принципов по лучшим практикам устойчивой деятельности на Луне [28].
К настоящему моменту имеется также достаточное количество предложений доктринального и прикладного характера, в том числе предложение разработать новое международное Соглашение об исследовании, добыче и использовании космических ресурсов с учётом уже имеющихся предложений в рамках Гаагской рабочей группы и принципов, подготовленных «Ассоциацией Лунная деревня», или же разработать эксплуатационное соглашение к Соглашению о Луне 1979 г. во исполнение его ч. 5 ст. 11 и т. п.
Однако какой бы международно-правовой режим ни был выбран, очевидно одно, что он должен быть разработан не в одностороннем порядке,
25 Документ ООН A/AC.105/C.2/L.315 «Элементы для разработки международной рамочной основы деятельности, связанной с космическими ресурсами». Введение. С. 1 // URL: https:// docviewer.yandex.ru/view/5652077/?page=1&*=
26 Background Paper "Does International Space Law Either Permit or Prohibit the Taking of Resources in Outer Space and on Celestial Bodies, and How is This Relevant for National Actors? What is the Context, and What are the Contours and Limits of This Permission or Prohibition?" // International Institute of Space Law, Directorate of Studies, 2016.
27 Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят восьмой сессии, проведенной в Вене с 1 по 12 апреля 2019 г. // Документ ООН A/AC.105/1203. 18 апреля 2019 г. П. 280 // URL: https://www.unoosa.org/res/oosadoc/data/documents/2019/aac_105l/aac_105l_318 add_2_0_html/AC105_L318Add02R.pdf
28 Moon Village Principles (MVP). Issue 2, draft. March 5, 2020 // URL: https:// moonvillageassociation.org/moon-village-principles-mvp-issue-2-draft-public-consultation-opens/
а с привлечением как всех государств-участников, представленных в Комитете ООН по космосу, так и государств, являющихся сторонами Договора по космосу 1967 г. и Соглашения о Луне 1979 г., в которых закреплены основные принципы по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в мирных целях.
Библиография • References
ГОСТ Р 52104-2003. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Термины и определения» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 3 июля 2003 г. № 235-ст) (ред. от 30 ноября 2010 г.) // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP &n=527970#02953920050425354 [GOST R52104-2003. «Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Resursosberezhenie. Terminy i opredeleniya» (utv. postanovleniem Gosstandarta RF ot 3 iyulya 2003 g. № 235-st) (red. ot 30 noyabrya 2010 g.) // URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=527970#02953920050425354] Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят восьмой сессии, проведенной в Вене с 1 по 12 апреля 2019 г. // Документ ООН A/AC.105/1203. 18 апреля 2019 г. П. 280 // URL: https://www.unoosa.org/res/oosadoc/data/ documents/2019/aac_105l/aac_105l_318add_2_0_html/AC105_L318Add02R.pdf [Doklad YUridicheskogo podkomiteta o rabote ego pyat'desyat vos'moj sessii, provedennoj v Vene s 1 po 12 aprelya 2019 g. // Dokument OON A/AC.105/1203. 18 aprelya 2019 g. P. 280 // URL: https://www.unoosa.org/res/oosadoc/data/ documents/2019/aac_105l/aac_105l_318add_2_0_html/AC105_L318Add02R.pdf] Документ ООН A/AC.105/C.2/L.315 «Элементы для разработки международной рамочной основы деятельности, связанной с космическими ресурсами». Введение. С. 1 // URL: https://docviewer.yandex.ru/view/5652077/?page=1&*= [Dokument OON A/AC.105/C.2/L.315 «Elementy dlya razrabotki mezhdunarodnoj ramochnoj osnovy deyatel'nosti, svyazannoj s kosmicheskimi resursami». Vvedenie. S. 1 // URL: https://docviewer.yandex.ru/view/5652077/?page=1&*=] зЗелёный Л. М. Национальная космическая доктрина. Некоторые соображения к разделу «Фундаментальные космические исследования». Устный доклад. 7 апреля 2011 г. Московская область, Ново-Огарёво, 2011. [Zelyonyj L. M. Nacional'naya kosmicheskaya doktrina. Nekotorye soobrazheniya k razdelu «Fundamental'nye kosmicheskie issledovaniya». Ustnyj doklad. 7 aprelya 2011 g. Moskovskaya oblast', Novo-Ogaryovo, 2011] Квасников А. Ю. Космическое пространство // Большая российская энциклопедия. Т. 15. М.: Большая российская энциклопедия, 2010.- 766 с. [KvasnikovA. YU. Kosmicheskoe prostranstvo // Bol'shaya rossijskaya enciklopediya.
T. 15. M.: Bol'shaya rossijskaya enciklopediya, 2010.- 766 s.] Терминологический словарь. Статья «Горное дело» / под науч. ред. акад. РАН К. Н. Трубецкого, чл.- корр. РАН Д. Р. Каплунова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Горная книга, 2016.- 635 с. [Terminologicheskij slovar'. Stat'ya «Gornoe delo» / pod nauch. red. akad. RAN K. N. Trubeckogo, chl.-korr. RAN D. R. Kaplunova. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Gornaya kniga, 2016.- 635 s.] Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 г.) «Об охране окружающей среды» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&ts=7681092830245994525729065&cacheid=7F80784CEE70969B1
652C04D72E1D058&mode=splus&base=LAW&n=358870&dst=100027&rnd=2A 0585EED43C23A8C4AD76802D783F58#v6qwcduyvs [Federal'nyj zakon ot 10 yanvarya 2002 g. № 7-FZ (red. ot 31 iyulya 2020 g.) «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&ts=7681092830245994525729065&cacheid=7F80784CEE70 969B1652C04D72E1D058&mode=splus&base=LAW&n=358870&dst= 100027&r nd=2A0585EED43C23A8C4AD76802D783F58#v6qwcduyvs] Шустов Б. М. Космические ресурсы для развития экономики и науки //
Воздушно-космическая сфера. 2019. № 4. С. 46-54. [SHustou B. M. Kosmicheskie resursy dlya razvitiya ekonomiki i nauki // Vozdushno-
kosmicheskaya sfera. 2019. № 4. S. 46-54] Background Paper "Does International Space Law Either Permit or Prohibit the Taking of Resources in Outer Space and on Celestial Bodies, and How is This Relevant for National Actors? What is the Context, and What are the Contours and Limits of This Permission or Prohibition?" // International Institute of Space Law, Directorate of Studies, 2016.- 52 p. Christensen I. A., Johnson Ch. D. Putting the White House executive order on space resources in an international context // The Space Review, April 27, 2020 // URL: https://www.thespacereview.com/article/3932/1 Commercial Reusable In-Space Transportation Act dated October 23, 2002, Public Law 107-248 // URL: https://uscode.house.gov/statviewer. htm?volume=116&page=1573. Executive Order on Encouraging International Support for the Recovery and Use of Space Resources. Issued April 6, 2020 // URL: https://www.whitehouse.gov/ presidential-actions/executive-order-encouraging-international-support-recovery-use-space-resources/ Federal Law No. 12. Issued on 19/12/2019. Corresponding to 22 Rabi' Al-Akhar
1441H. On the Regulation of the Space Sector. H.R.3610 - American Space Commerce Free Enterprise Act of 2019 // URL: https://
www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/3610/text H.R.3942 - Commercial Space Launch Act dated October 30, 1984, Public Law No: 98-575 // URL: https://www.congress.gov/bill/98th-congress/house-bill/3942 H.R.4836 - Land Remote Sensing Commercialization Act of 1984 // URL: https://
www.congress.gov/bill/98th-congress/house-bill/4836 Launch Services Purchase Act dated November 16, 1990, Public Law No: 101-611. S. 2287 - National Aeronautics and Space Administration Authorization Act, Fiscal Year 1991 // URL: https://www.congress.gov/bill/101st-congress/senate-bill/2287
Law of 20 July 2017 on the Exploration and Use of Space Resources (Loi du 20 juillet 2017 sur l'exploration et l'utilisation des ressources de l'espace) // Official Gazette of the Grand Duchy of Luxembourg, No. 674 (July 28, 2017), Legilux. Moon Village Principles (MVP). Issue 2, draft. March 5, 2020 // URL: https:// moonvillageassociation.org/moon-village-principles-mvp-issue-2-draft-public-consultation-opens/
Pub. L. 98-361, title I, § 110 dated July 16, 1984, 98 Stat. 426 // URL: https://
uscode.house.gov/statviewer.htm?volume=98&page=426. R.2809 - American Space Commerce Free Enterprise Act // URL: https://www.
congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/2809/actions Space Policy Directive-2 "Streamlining Regulations on Commercial Use of Space" dated May 24, 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/space-policy-directive-2-streamlining-regulations-commercial-use-space/
Space Policy Directive-3 "National Space Traffic Management Policy" dated June 17, 2018 // URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/space-policy-directive-3-national-space-traffic-management-policy/ Space Resources. Materials / Ed. M. F. McKay, D. S. McKay, M. B. Duke. Lyndon B.Johnson Space Center Houston, Texas. National Aeronautics and Space Administration Scientific and Technical Information Program Washington, DC, 1992.
The Artemis Accords. 2020. NASA // URL: https://www.nasa.gov/specials/artemis-
accords/img/Artemis-Accords_v7_print.pdf The U. S. Commercial Space Launch Competitiveness Act dated November 25, 2015. Public Law 114-90 // URL: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/ house-bill/2262/text Wall M. 8 nations sign US-led Artemis Accords for moon exploration and beyond // URL: https://www.space.com/eight-nations-sign-artemis-accords-moon-exploration?utm_source = Selligent&utm_medium = email&utm_ campaign=9155&utm_content=SDC_Newsletter+&utm_term=2956132&m_i=XWc bzEiCqa6chpBr0ac2E0l0pQZMRNca1WDbc4BaGxPCZZbAS0jfTESPgHfMcAff5of dnKx5JA7EYDBhLPnB9Sa2aKXwoxTwEI9WtlpXXg https://treaties.un.org/ https://www.roscosmos.ru/12479/
https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2262/text. Sec. 51301 in Sec. 402
Статья поступила в редакцию 14 октября 2020 г.