ГИАБ. Горный информационно-аналитический бюллетень / MIAB. Mining Informational and Analytical Bulletin, 2021;(3-1):155—172 ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL PAPER
УДК 341.229 001: 10.25018/0236_1493_2021_31_0_155
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЛУНЫ И ДРУГИХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
А. Н. Вылегжанин1, М. Р. Юзбашян1, М. А. Алексеев2
1 Московский государственный институт международных отношений (Университет)
МИД России, Москва, Россия 2 АО «ЦНИИмаш», Королёв, Московская обл., Россия
Аннотация: Проведено исследуется современное состояние международно-правового и национально-законодательного регулирования разведки и разработки недр и поверхности Луны и других небесных тел, а также перспективы совершенствования такого регулирования. Приоритетный акцент сделан на анализе современных подходов к толкованию и применению природоресурсных положений универсального Договора по космосу 1967 г. и норм Соглашения о Луне 1979 г. о природных ресурсах небесных тел. Исследуются национально-правовые инициативы США, Люксембурга и ОАЭ в рамках выбранной проблематики; специально рассматриваются последние по времени договорно-правовые инициативы США, прежде всего, заключение соглашений с рядом государств, по сути гармонизированных с американским законодательным подходом к режиму космического недропользования (Artemis Accords). Отмечено, что особый характер деятельности, связанной с природными ресурсами небесных тел, обусловливает значимость деятельности Комитета ООН по космосу по уточнению универсального международно-правового режима природных ресурсов Луны и иных небесных тел. Рассмотрены также возможные векторы развития международного космического права в его природоресурсном компоненте и сформулировано концептуальное предложение по оптимальному для Российской Федерации способу защиты ее национальных интересов в столь диверсифицированной международно-правовой и законодательной среде космического недропользования. Ключевые слова: международное космическое право, Договор по космосу, Соглашение о Луне, принцип неприсвоения, правовой режим природных ресурсов небесных тел, космическая природоресурсная деятельность.
Для цитирования: Вылегжанин А. Н., Юзбашян М. Р., Алексеев М. А. Международно-правовые перспективы использования природных ресурсов Луны и других небесных тел // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2021. — № 3-1. — С. 155-172. DOI: 10.25018/0236_1493_2021_31_0_155.
International legal prospects for using natural resources of the moon and
other celestial bodies
A. N. Vylegzhanin1, M. R. Yuzbashyan1, M. A. Alekseev2
1 Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Moscow, Russia 2 JSC «TsNNMash», Korolev, Moscow Region, Russia
© А. Н. Вылегжанин, М. Р. Юзбашян, М. А. Алексеев. 2021
Abstract: The article discusses the existing international laws and national legislation in the field of exploration and development of the Moon and other celestial bodies, as well as the prospects for the improvement of such laws and regulation framework. The highest emphasis is laid on the analysis of the current approaches to interpretation and application of the provisions on natural resources in the 1967 Outer Space Treaty and in the 1970 Moon Agreement on the Activities of States on the Moon and Other Celestial Bodies. The national legislative initiatives of the U. S.A., Luxemburg and the United Arab Emirates within the specified range of problems are reviewed; the latest initiatives of the United States in the area of contract rights are discussed, first and foremost, agreements between governments, which are harmonized with the American legislation on outer space mining (Artemis Accords). The specific nature of activities connected with natural resources of celestial bodies defines the role of the United Nations Committee on the Peaceful Uses of Outer Space (COPUOS) in the amendment of the universal international laws on natural resources of the Moon and other celestial bodies. The possible alternative ways of the international space law development in terms of natural resources are discussed, and a conceptual proposal is formulated for the Russian Federation to to apply the optimized method of protection of its interests in this diversified environment of the international laws and rights connected with space mining and use of space mineral resources.
Key words: International Space Law, Outer Space Treaty, Moon Agreement, principle of non-appropriation, juridical nature and status of natural resources of celestial bodies, space mining activity. For citation: Vylegzhanin A. N., Yuzbashyan M. R., Alekseev M. A. International legal prospects for using natural resources of the moon and other celestial bodies. MIAB. Mining Inf. Anal. Bull. 2021;(3-1):155—172. [In Russ]. DOI: 10.25018/0236_1493_2021_31_0_155.
Введение
Экстенсивная эксплуатация минеральных ресурсов Земли, растущая межгосударственная состязательность в их освоении, сопутствующие концепции «неотвратимости минерально-сырьевого голода» на нашей планете актуализируют необходимость исследования альтернатив обеспечению спроса на изымаемые из недр Земли такие ресурсы [1, с. 16 — 17]. Соответствующие инновационные подходы находят отражение в одном из новых векторов развития экономической деятельности государств — непосредственно в подготовке правовой базы разработки недр и поверхности Луны и других небесных тел. В профильных исследованиях обосновывается целесообразность такой разработки, в частности, для добычи лунного гелия-3, использование которого в качестве термоядерного топлива рассматривается академиком Э. М. Галимовым высокоэффективным и уникальным с экологической точки зрения [2, с. 388 — 390]. Согласно оценкам специалистов, доля металлов пла-
тиновой группы на околоземных астероидах в среднем в 1000 раз превышает наличие таковых в земной коре [3, р. 9].
К настоящему времени в США не только уже обоснованы планы по добыче и использованию природных ресурсов Луны и иных небесных тел, но и создана законодательная основа такой космической деятельности. В России подобных работ не проводилось. Следует отметить, что с технологической и экономической точки зрения речь не идет о краткосрочной перспективе. Более того, с международно-правовой точки зрения преждевременно говорить о возможности бесконфликтной эксплуатации космических природных ресурсов на основе только национальных законов о недрах небесных тел.
Космическое пространство, в том числе Луна и другие небесные тела, является объектом регулирования нормами именно международного космического права (далее — МКП), но не национального законодательства о недрах и о природных ресурсах. Дей-
ствующее МКП устанавливает международно-правовые основы всякой космической деятельности, включая коммерческую. Хотя специальных норм о разработке недр и поверхности Луны, других небесных тел в современных нормах МКП не содержится, приро-доресурсная деятельность в космосе международным правом не запрещена. Ввиду отсутствия названных специальных природоресурсных норм о Луне и других небесных телах сохраняется дискуссионность вопросов самого режима таких космических ресурсов.
В связи с этим актуальность приобретает поиск адекватного и эффективного законодательного реагирования России (соразмерного международно-правовым, экономическим, политическим и технологическим реалиям) на кардинальное изменение законодательного подхода США к режиму природных ресурсов небесных тел, обозначенное в 2015 г. и усиленное актами президента США в 2020 г.
Материалы и методы. Методологическую основу настоящего исследования составили общенаучные методы познания, такие как диалектический метод, методы анализа и синтеза, методы индукции и дедукции, аналогии и другие, а также частнонауч-ные методы юридических наук, в том числе формально-юридический, сравнительно-правовой и системно-структурный. Для работы с конкретным фактическим материалом использованы также политико-правовой и историко-правовой методы.
Результаты и обсуждение результатов. Небесные тела как объект международного права обозначены уже в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г. В соответствии с ней государствам предлагается руководствоваться следующим: международное право,
включая Устав ООН, распространяется на космическое пространство и небесные тела; космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами. В связи с этим профессор Ю. М. Колосов отметил: «нет свидетельств того, что понятие «небесные тела» подразумевало и их недра, а понятие «использование» небесных тел охватывало использование их природных ресурсов; однако нет доказательств и обратного» [4, с. 238]. Такой же точки зрения в настоящее время придерживаются и зарубежные специалисты [5, р. 460 — 461].
Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства (Резолюция ГА ООН 1962 (XVIII) от 13 декабря 1963 г.) развивает принципы, ранее установленные отмеченной выше резолюцией ГА ООН 1961 г. В Декларации 1963 г. уточняется, что национальное присвоение небесных тел запрещается путем провозглашения на них суверенитета или любыми другими средствами. В дальнейшем эти принципы легли в основу Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее — Договор по космосу). В нем в настоящее время участвуют более ста государств, включая Российскую Федерацию и США [6].
Договор по космосу, называемый одним из ключевых достижений в рамках международного права [7, р. 54; 8, р. 8 — 9], поднял на юридически обязывающий уровень названные принципы МКП, в том числе определяющие правовой режим экономической космической деятельности.
При этом следует отметить, что ввиду геополитических, экономических и технологических факторов, действовавших на начальном этапе освоения космического пространства, основное внимание государств на этапе становления МКП было обращено на согласование правового режима Луны, других небесных тел (как объектов в целом), а эксплуатация именно природных ресурсов этих объектов и соответствующие специальные правовые вопросы в качестве приоритетной задачи тогда не рассматривались.
Содержащийся в упомянутых резолюциях ГА ООН принцип запрета присвоения небесных тел дополнен в статье II Договора по космосу следующим образом: «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». В контексте применения ст. II Договора по космосу необходимо отметить, что ее действие распространяется не только на государства-участники Договора по космосу, но и на государства, не участвующие в нем (с учетом обычно-правового характера соответствующих положений [9, ^ 248 — 249]), а также на деятельность в космосе международных межправительственных организаций, юридических и физических лиц государств. Статью II Договора по космосу следует толковать и в контексте других его норм, в т. ч. о том, что «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел» (ст. I). Ст. VI
Договора по космосу устанавливает международную ответственность государства за обеспечение того, чтобы национальная деятельность по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, проводилась в соответствии с положениями Договора, причем деятельность неправительственных юридических лиц должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника. Государства должны принять меры в случае, если частные субъекты заявят о присвоении участков на Луне или других небесных телах. То, что статья II Договора по космосу запрещает такое присвоение, подтверждается и анализом подготовительных материалов к Договору по космосу [9, ^ 237; 10, p. 36]. Совет директоров Международного института космического права в этой связи признает, что иная коммерческая космическая деятельность на Луне и других небесных телах, не имеющая результатом их присвоение, не запрещается международным правом [11, p. 2].
Таким образом, действующее МКП, не предусматривая специальных международно-правовых норм, детально определяющих правовой режим недр Луны и иных небесных тел, их природных ресурсов, в то же время не запрещает деятельность по эксплуатации таких ресурсов. В связи с этим в юридической науке сложились два основных подхода к толкованию статьи II Договора по космосу применительно к природным ресурсам небесных тел. Представители первого подхода, у истоков которого стояли профессор С. Горов и профессор А. А. Кокка, придерживаются мнения о наличии в международном праве принципа неприсвоения не только небесных тел, но и их природных ресурсов [12; 13, p.
790]. Представители второго подхода к толкованию названных договорных положений (в частности, профессор Б. Ченг, профессор В. Копал, профессор Ш. Хобе) отмечают, что принцип неприсвоения применим к космическому пространству и небесным телам, однако не распространяется на их природные ресурсы; на такой основе они доказывают, что положения Договора по космосу не исключают права на разработку недр и поверхности небесных тел, на изъятие и использование их природных ресурсов [13, р. 789; 14, рр. 7, 28; 15, р. 198].
По этому вопросу профессор Ю. М. Колосов отметил, что проблема распространения на природоресурсную деятельность принципов, установленных Договором по космосу, «может быть решена либо путем их аутентичного толкования, которое могло бы быть отражено в протоколе к договору, либо найти отражение в решениях международных судов по конкретным спорам о природных ресурсах Луны» [4, с. 239].
Помимо Договора по космосу, государства намеревались решить рассмотренные вопросы в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (далее — Соглашение о Луне или Соглашение 1979 г.). В п. 2 ст. 11 Соглашения 1979 г. повторяется положение цитированной ст. II Договора о космосе. В п. 3 ст. 11 Соглашения 1979 г. предусмотрено: «Поверхность и недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица».
И хотя по состоянию на конец октября участниками Соглашения о Луне являются только 18 государств [6], среди которых нет лидирующих в области космической деятельности государств, значение п. 3 ст. 11 Соглашения заключается в том, что цитированная норма могла бы быть использована для толкования ст. II Договора по космосу. В Соглашении о Луне сделана попытка устранить неопределенность в отношении правового режима природных ресурсов, их использования, в т. ч. с целью их эксплуатации. Согласно ст. 6 Соглашения о Луне, государства-участники для проведения научных исследований «имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ и вывозить их с Луны», а также «использовать минеральные и другие вещества Луны для поддержания жизнедеятельности своих экспедиций в необходимых для этой цели количествах» и «принимают во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других заинтересованных государств-участников и международного научного сообщества для проведения научных исследований». При этом следует обратить внимание на тот факт, что Соглашение не определяет каких-либо количественных ограничений в отношении использования природных ресурсов в научных целях. Это, в свою очередь, актуализирует вопрос о том, при каких условиях соответствующая деятельность может быть квалифицирована как злоупотребление правами, установленными статьей 6 Соглашения о Луне; иначе говоря, в каком случае заявленную государством деятельность по сбору центнеров лунных образцов в «научных целях» надо юридически квалифицировать как имеющую коммерческий характер.
В статье 11 Соглашения определены нормативные основы эксплуатации природных ресурсов Луны. В п. 1. ст. 11 Соглашения содержится включенное по требованию развивающихся стран (вызвавшее горячие споры и ставшее причиной неприсоединения к Соглашению лидирующих в области космической деятельности государств) следующее положение: «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества» [16, c. 16]. В Соглашении в контексте запрета присвоения упоминается термин «природные ресурсы там, где они находятся» («natural resources in place»), что оставляет открытым вопрос, правомерно ли присвоение уже добытых полезных ископаемых. Исходя из отсутствия в Договоре по космосу и в Соглашении о Луне прямого запрета, возможным толкованием рассмотренных положений является то, что уже добытые из недр полезные вещества не подпадают под режим неприсвоения, а их разработка и дальнейшее присвоение не противоречит нормам и принципам МКП в том случае, если такая деятельность осуществляется с соблюдением международных обязательств. Наконец, эта же статья 11 Соглашения 1979 г. возлагает на государства-участники обязанность «установить международный режим для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время». В этой же статье обозначены следующие задачи: упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны; рациональное регулирование использования этих ресурсов; справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран,
которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны.
Понятие «справедливое распределение», используемое в контексте данной статьи, представляется весьма непростым в реализации. Сложно юридически точно обозначить справедливый компромисс между «интересами и нуждами развивающихся стран», «вкладом или усилиями тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны» и притязаниями остальных государств-участников Соглашения.
По этому вопросу профессор С. Фриланд уточняет, что «справедливое» не означает «равное» распределение и что целью распределения не является односторонний подход исключительно в интересах развивающихся стран. Подчеркивается необходимость достижения разумного баланса, исходя из соотношения интересов государств, вносящих и не вносящих вклад в освоение природных ресурсов Луны. Выгоды, получаемые государствами, не обязательно должны носить финансовый характер [17, p. 36].
Статья 18 Соглашения 1979 г. предусматривает, что спустя десять лет после вступления в силу Соглашения о Луне Генеральная Ассамблея ООН рассмотрит вопрос о действии этого международного договора, необходимости его пересмотра, о созыве соответствующей конференции с учетом технических достижений в сфере космической деятельности. Конференция, однако, созвана не была.
До сих пор нет точного подтверждения того, что эксплуатация природных ресурсов Луны и иных небесных тел стала уже технически возможной. В то же время есть основания для созыва названной Конференции для рассмотрения действия Соглашения о Луне и, в частности, вопросов
установления специального международно-правового режима разработки природных ресурсов небесных тел. Как отмечает профессор Ю. М. Колосов, даже если гелий-3 и другие полезные вещества с Луны начнут добывать и доставлять на Землю, международная конференция не сможет уточнить содержание природоресурсных положений Соглашения о Луне без согласия на это России и США, не участвующих в Соглашении о Луне [4, с. 239]. В связи с этим, принимая во внимание желательность уточнения международно-правового режима разработки недр и поверхности небесных тел, возможным представляется согласование между Россией и США проектного документа о таком режиме вне Соглашения о Луне, с последующим приглашением к обсуждению проекта других заинтересованных государств.
Кроме того, уже сейчас необходимо законодательное реагирование Россией на принятие США национально-правовых актов о космической приро-доресурсной деятельности. Будущая тенденция правового регулирования использования природных ресурсов Луны и других небесных тел на уровне национального законодательства (при неучастии России и США в Соглашении о Луне) была спрогнозирована в учебнике МГИМО МИД России еще в 2007 г. [4, с. 241]. Этот прогноз сбылся: впервые именно США приняли Закон об исследовании и использовании космических ресурсов от 25 ноября 2015 г. [18] (далее — Закон США 2015 г.). Впоследствии принят аналогичный Закон Люксембурга об исследовании и использовании космических ресурсов от 20 июля 2017 г. [19] (далее — Закон Люксембурга 2017 г.). Принятием этих законов США и Люксембург (оба — не участвующие в Соглашении о Луне) официально стали регулировать кос-
мическую природоресурсную деятельность их лиц на уровне национальных законов [20]. Как отмечено в зарубежных исследованиях, Закон США 2015 г. обеспечивает «первичный уровень» правовой поддержки и гарантий национальному космическому природоре-сурсному сектору [21, p. 83, 94].
Закон США определяет «космический ресурс» как абиотический ресурс in situ (в месте его нахождения) в космическом пространстве, включая воду и минеральные вещества; «ресурс астероида» как космический ресурс, обнаруженный на поверхности или внутри единого астероида [22]. Закон Люксембурга 2017 г. соответствующих определений не содержит, но включает (не раскрывая) обозначенное понятие «космические ресурсы».
Принимая во внимание неучастие США в Соглашении о Луне, положения Закона США 2015 г. (включая провозглашенную в заключительном положении закона приверженность принципу запрета присвоения небесных тел [23]) можно рассматривать в качестве национально-правового толкования США положений статей I и II Договора по космосу 1967 г. Это подтверждается включением в Закон США ссылки на международно-правовые обязательства, а именно, положения о том, что участвующие в коммерческой космической природоресурсной деятельности граждане США «наделяются правами на добытые ресурсы астероидов и космические ресурсы, включая права владения, собственности, перевозки, использования и продажи таковых в соответствии с применимым правом, включая международные обязательства США» [24].
В международной оценке Закона США 2015 г. отмечено, что время покажет, будет ли поддержано американское толкование Договора по космосу
другими государствами и, если будет, то в какой степени [25, р. 3]. Видимо, американский подход будет поддержан законодательной практикой других государств.
Люксембург уже последовал примеру США: статья 1 Закона Люксембурга 2017 г. также предусматривает, что природные ресурсы небесных тел могут стать объектом присвоения; статья 2(3) Закона устанавливает, что космическая природоресурсная деятельность должна проводиться исключительно в соответствии с условиями разрешения (лицензии) и международными обязательствами Люксембурга.
Далее, в 2019 году в Объединённых Арабских Эмиратах принят закон, часть положений которого также посвящена правовому регулированию исследования и использования природных ресурсов небесных тел. Данный закон, в отличие от законов США и Люксембурга, не содержит норм, напрямую провозглашающих право частных лиц на присвоение таких ресурсов, однако предусматривает, что Совет министров ОАЭ определяет условия, относящиеся к выдаче разрешений на использование природных ресурсов небесных тел, включая права на владение такими ресурсами, их приобретение, продажу, торговлю ими, их транспортировку и хранение, а Совет директоров Космического агентства ОАЭ наделяется полномочиями по выдаче соответствующих разрешений по запросу Генерального директора Агентства [26].
Законодательно стимулируя развитие разработки недр и поверхности небесных тел, США, Люксембург и ОАЭ не ограничились принятием охарактеризованных законов. В частности, с 2016 года Герцогство Люксембург развивает политико-правовую инициативу SpaceResources.Lu [27], в рамках которой Герцогство уже подписало мемо-
рандумы о взаимопонимании в рассматриваемой области с рядом государств. В ОАЭ принято решение о создании свободной экономической зоны именно для компаний аэрокосмического сектора. Особого внимания требуют правовые инициативы США, реализуемые во исполнение Закона 2015 г.
Президент США 6 апреля 2020 г. подписал Указ «О поощрении международной поддержки разведки, добычи и использования космических ресурсов» [28]. В разделе 1 Указа подчеркивается необходимость сотрудничества с частными компаниями в области космической природоресурсной деятельности; при этом констатируется «неопределенность» в части международно-правового режима эксплуатации космических ресурсов». В дополнение к этому в разделе 2 Указа Президента США отмечается, что США не участвуют в Соглашении о Луне 1979 г. и намерены противостоять попыткам рассматривать его в качестве отражающего обычное международное право (т. е. обязательного и для государств, не участвующих в Соглашении). При этом отмечена приверженность Договору по космосу 1967 г. США, однако, отказались рассматривать космос в качестве «global commons» (общего достояния») [29].
Основная цель принятия Указа президента США от 6 апреля 2020 г. отражена в разделе 3, согласно которому на государственного секретаря США возлагается обязанность принять все необходимые меры для изыскания международной поддержки добычи и использования природных ресурсов небесных тел как государственными, так и частными субъектами посредством разработки совместных заявлений, заключения двусторонних и многосторонних соглашений с иностранными государствами.
Во исполнение задачи, определенной Указом президента США, 13 октября 2020 г. состоялось подписание двусторонних соглашений «Артемида» («Artemis Accords») между Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) и семью «партнерами» по одноименной будущей лунной программе США: Австралией, Италией, Канадой, Люксембургом, Объединенными Арабскими Эмиратами, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Японией [30]. Соглашение «Артемида» [31] определяет принципы сотрудничества в исследовании и использовании Луны, Марса, комет и астероидов в мирных целях. В преамбуле Соглашения подтверждается приверженность сторон Договору по космосу 1967 г. и, что представляется значимым, подчеркивается роль многосторонних форумов, включая Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (далее — Комитет ООН по космосу), в достижении в будущем глобального консенсуса относительно исследования и использования космоса. Иначе говоря, США создали некий многосторонний правовой акт по природоресурсной деятельности в космосе без участия России. В нем, впрочем, признается в долгосрочной перспективе необходимость урегулирования соответствующих вопросов на универсальном уровне. Согласно разделу 1, Соглашение «Артемида», отражая «политическую приверженность» принципам Договора по космосу 1967 г., подлежит применению гражданскими космическими агентствами государств-партнеров. Среди этих принципов следует упомянуть затрагивающие следующие аспекты космической деятельности: мирный характер; открытость; совместимость
и взаимодополняемость космических систем; оказание помощи в чрезвычайных ситуациях; регистрация космических объектов (с целью исключения множественной регистрации); опубликование научных данных (в контексте обеспечения защиты прав собственности на объекты прав интеллектуальной собственности и соблюдения требований экспортного контроля); защита так называемого «космического наследия» (исторически значимые места посадки, артефакты, свидетельства деятельности на небесных телах) [32]; предупреждение образования космического мусора.
В «принципах использования» космических ресурсов (раздел 10 Соглашения) подчеркивается их «критическое» значение; намерение использовать космические ресурсы в соответствии с положениями Договора по космосу (в т. ч. отказ от провозглашения суверенитета в отношении космического пространства, включая небесные тела; обязательство уведомлять генерального секретаря ООН о любой деятельности по разработке космических ресурсов); а также намерение, опираясь на опыт Соглашения, внести вклад в согласование, в том числе в рамках Комитета ООН по космосу, международно-правовых норм о разработке космических ресурсов.
Согласно принципу, посвященному устранению конфликтных ситуаций (раздел 11 Соглашения), подтверждается приверженность обязательству взаимного должного учета соответствующих интересов субъектов космической деятельности согласно Договору по космосу. В целях исполнения обязательства не создавать потенциально вредные помехи деятельности других государств предусматривается взаимное уведомление о «зонах безопасности» (районах, в которых будет проводиться космическая деятель-
ность); масштабы и сфера зон безопасности должны определяться в разумных пределах на основе общепринятых научных и инженерных принципов; «ротация»/смена по критерию назначения деятельности или непосредственного существования зон безопасности; ограниченный по времени характер, соответствующий сроку космической операции. Дополнительно стороны обязуются обеспечивать соблюдение права на свободный доступ во все районы небесных тел согласно упомянутой ст. IX Договора по космосу при осуществлении деятельности в зонах безопасности.
В контексте изложенного актуален вопрос о том, могут ли действительно быть обеспечены права государств-участников Договора по космосу при осуществлении их природоресурс-ной деятельности на Луне, например, если несколько государств установили там свои зоны безопасности? В какой степени и форме может быть обеспечен баланс интересов тех порядка ста государств-участников Договора по космосу, которые не участвуют в Соглашении «Артемида»?
Подобные вопросы можно поставить и применительно к реализации иных принципов Соглашения «Артемида». Безусловно, положительной его характеристикой является подчеркнутая приверженность принципам МКП, намерение внести «вклад» в согласование соответствующих международно-правовых норм. Однако остается стержневой вопрос в контексте общего международного права: способны ли такие сепаратные правовые документы о разработке недр и поверхности небесных тел с ограниченным кругом участников обеспечить на практике неконфликтный порядок космического недропользования на благо и в интересах всех государств?
Каковы в этом контексте международно-правые перспективы уточнения режима космической природоре-сурсной деятельности? Комитет ООН по космосу представляется наиболее авторитетной и компетентной международной площадкой, в рамках которой следует реагировать на сложившуюся весьма непростую правовую среду космического недропользования. Начиная с 56-ой сессии (2017 г.) Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу проводятся обсуждения по пункту повестки дня «Общий обмен мнениями о возможных моделях правового регулирования деятельности по исследованию, освоению и использованию космических ресурсов». В 2017 г. на сессии Юридического подкомитета был проведён симпозиум Международного института космического права и Европейского центра космического права «Модели правового регулирования деятельности по исследованию, освоению и использованию космических ресурсов по прошествии 50 лет после принятия Договора по космосу». В рамках этого симпозиума эксперты из разных государств выразили точки зрения, оказавшиеся подчас диаметрально противоположными. В 2019 г. на полях 58-ой сессии юридического подкомитета по космосу был проведён международный симпозиум, посвященный судьбе Соглашения о Луне, на котором были озвучены также различные подходы в контексте национально-законодательных актов США и Люксембурга о природных ресурсах небесных тел: например, о возможности применения Соглашения о Луне для разрешения растущей диверсификации национально-законодательных космических позиций государств [33]; о необходимости предоставить компаниям, иным частным лицам возможность участвовать в переговорах
по установлению правового режима природных ресурсов небесных тел [34];
0 допустимости аналогии между таким режимом и правовым режимом минеральных ресурсов в Международном районе морского дна [35].
Бельгия и Греция предложили создать рабочую группу для согласования международно-правового режима использования и эксплуатации космических природных ресурсов [36, р. 6]. Отметим, что данная инициатива была поддержана Объединёнными Арабскими Эмиратами — одним из трех названных ранее государств, принявших законы о разработке природных ресурсов небесных тел, а также ставшим одним из участников Соглашения «Артемида» [37]. Возможность создания упомянутой рабочей группы пока не рассматривалась Юридическим подкомитетом ввиду отмены по объективным причинам его 59-ой сессии в 2020 г.
Для будущего рассмотрения Юридическим подкомитетом также был представлен документ «Структурные элементы международно-правового режима космической природоресурс-ной деятельности» [38] — результат деятельности Гаагской рабочей группы по управлению космическими ресурсами. Это неправительственная организация, которая действует в рамках международного консорциума [39]. В случае обращения к этому документу как к основе переговорного процесса по уточнению правового режима природных ресурсов небесных тел [40, р.
1 — 2] потребуется их дополнительная экспертиза, прежде всего, для оценки их соответствия действующим международно-правовым нормам.
Дополнительный интерес представляют Ванкуверские рекомендации по добыче космических ресурсов [41], принятые в рамках междисциплинар-
ного семинара по добыче космических ресурсов, проведённого в марте 2020 г. Космическим институтом Университета Британской Колумбии. В документе эксперты признают существование спора о толковании упомянутой выше Статьи II Договора по космосу и, не занимая ни одну из позиций, указывают на отсутствие согласия значительного большинства государств на то или иное из предложенных толкований. Большинство экспертов предлагает в качестве необходимых многосторонние переговоры под эгидой ООН для разработки правового режима природных ресурсов небесных тел. Такие переговоры могут быть инициированы соответствующей резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН; или в формате встречи государств-участников Договора по космосу; или путём применения статьи 18 Соглашения о Луне; или путем предложения государством ad hoc переговоров. Также в Ванкуверских рекомендациях отмечается, что добыча природных ресурсов на некоторых небесных телах может привести к их полному уничтожению, и что требуется разработка особых экологических стандартов для недопущения такого исхода космического недропользования.
В целом, ввиду обозначенных выше факторов, целесообразность согласования уточненного международно-правового режима природных ресурсов небесных тел представляется бесспорной.
Такой уточненный природоресурсный режим может быть установлен в различных правовых формах: посредством разработки единой всеобъемлющей конвенции по международному космическому праву, которая бы кодифицировала и нормы Договора по космосу [42, p. 32]; принятием протокола к Договору по космосу 1967 г., содержащего аутентичное толкование статьи II Договора; уточ-
нением положений ст. 11 Соглашения о Луне; или же разработкой нового международно-правового природоресурсного режима как lex specialis. Возможно также обращение к существующим аналогичным правовым механизмам, например, к вышеупомянутому правовому режиму разработки недр в Международном районе морского дна.
Вместе с тем нельзя исключать и возможность принятия, вслед за США, Люксембургом и ОАЭ, национальных законов о космической природоресурс-ной деятельности и другими государствами, прежде всего Россией, Китаем и Японией, имеющим сопоставимую с США космическую индустрию. При этом не стоит ожидать восприятие подхода, отраженного в Законе США 2015 г. Такой сценарий, в свою очередь, может привести к дополнительным рискам появления конфликтных коммерческих космических проектов при дальнейшей фрагментации применимого права. С другой стороны, такая ситуация может способствовать более скорому проведению переговоров между государствами о согласовании именно универсального международно-правового режима до возникновения межгосударственных споров о разработке природных ресурсов того или иного небесного тела.
Заключение
С учетом проанализированных выше современных политических, экономи-
ческих и правовых факторов своевременным представляется обновленное рассмотрение вариантов и способов прогрессивного развития МКП применительно к космической природоре-сурсной деятельности. В этом контексте конфронтационное препятствование имплементации законов США, Люксембурга, ОАЭ (и, потенциально, других государств), как и Соглашения «Артемида», до уточнения универсального международно-правового режима космического недропользования не представляется разумным и эффективным реагированием со стороны России. Как было отмечено выше, международное правотворчество и национально-законодательные процессы взаимосвязаны. По этой причине оптимальным решением в современных условиях представляется параллельная разработка (в согласованном, гармонизированном формате) правовых режимов на обоих уровнях: и на международно-правовом (универсальном, региональном, двустороннем), и на национально-законодательном, причем таким образом, что во взаимодействии они создавали, по возможности быстро, уточненный, эффективный правовой режим недр, поверхности и природных ресурсов Луны и других небесных тел. В этом контексте стержневое предложение видится в том, чтобы Государственная Дума Федерального Собрания РФ приступила к подготовке проекта федерального закона о природных ресурсах небесных тел.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Международно-правовые основы недропользования: учеб. пособие / отв. ред. А. Н. Вылегжанин; [авт. предисл. А. В. Торкунов]. — М.: Норма. — 2007. — 528 с.
2. Галимов Э. М., Ануфриев Г. С. 2007. Не-3 в лунном грунте по глубине колонки, отобранной автоматической станцией Луна-24. — Доклады Академии Наук. Том 412. № 3. — C. 388—390.
3. Cheng A. Resource Potential of Asteroids, 2014. — 13 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasa.gov/sites/defauLt/fiLes/fiLes/08-Cheng-Resource_PotentiaL_of_Asteroids.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
4. Колосов Ю. М. Правовой режим природных ресурсов Луны и других небесных тел/ Международно-правовые основы недропользования // Отв. редактор Вылегжанин А. Н. — М.: НОРМА, 2007.
5. Stephan Hobe, Philip de Man. National Appropriation of Outer Space and State Jurisdiction to Regulate the Exploitation, Exploration and Utilization of Space Resources. // German Journal of Air and Space Law. — 2017. — No 3(66). — P. 460—475.
6. Статус Договора по космосу, а также других договорных источников МКП. [Электронный ресурс]. URL: http::^www.unoosa.org/oosa/en/ourwork/spacelaw/treaties/ status/index.html (дата обращения: 20.10.2020).
7. Lyall, Francis. Space law: a Treatise / by Francis Lyall and Paul B. Larsen. — 2009. — 596 p.
8. Kopal Vladimir. International Legal Regime on Outer Space: Outer Space Treaty, Rescue Agreement and the Moon Agreement, in Proc. of the UN/ Nigeria Workshop on Space L. "Meeting International Responsibility and Addressing Domestic Needs", Abuja, Nigeria, 21 — 24 Nov. 2005, UN Doc. ST/SPACE/32. — 2006. — 634 p.
9. Хобэ С., Шмидт-Тедд Б., Шрогль К.-У. Кёльнский комментарий к космическому праву (перевод с английского). Договор по космосу. Том 1. Берлин: БВФ Берлинер Виссеншафтс-Ферлаг ГмбХ. — 2017. — 472 с.
10. Goedhuis D. Legal Aspects of the Utilization of Outer Space. // Netherlands International Law Review. — 1970. — No 17. — P. 25—50.
11. Statement of the Board of Directors of the International Institute of Space Law (IISL) on Claims to Property Rights Regarding the Moon and Other Celestial Bodies. — 2004. — 2 p. [Electronic source]. URL: https://www.iislweb.org/docs/IISL_Outer_Space_Treaty_ Statement.pdf (accessed date: 20.10.2020).
12. Gorove S. Limitations on the Principles of Freedom of Exploration and Use in Outer Space: Benefits and Interests/ S. Gorove //Proceedings of the Thirteenth Colloquium on the Law of Outer Space. — 1971. — P. 74—78.
13. Handbook of Space Law by Frans von der Dunk with Fabio Tronchetti (Ed.). — Edward Elgar Publishing. — 2015. — 1136 p.
14. Hobe S. Current and Future Development of International Space Law; Kopal V Comments and Remarks/ Proceedings of the United Nations/Brazil Workshop on Space Law: Disseminating and Developing International and National Space Law: The Latin America and Caribbean Perspective. UNITED NATIONS. — New York. — 2005. — P. 2—30 [Electronic source]. URL: http://www.unoosa.org/pdf/publications/st_space_28E.pdf (accessed date: 20.10.2020).
15. Williams M. The Exploration and Use of Natural Resources in the Law of the Sea and the Law of Outer Space/ M. Williams// Proceedings of the Twenty-Ninth Colloquium on the Law of Outer Space. 1988. — P. 198.
16. Колосов Ю. М. Вклад российской (советской) юриспруденции в становление и развитие международного космического права/ Ю. М. Колосов, М. Р. Юзбашян// Московский журнал международного права. — 2015. — № 2. — С. 12—34. (См. подробнее об истории включения указанного положения в Соглашение о Луне).
17. Freeland S. Subsequent State Practice/S. Freeland// Does International Space Law either Permit or Prohibit the Taking of Resources in Outer Space and Celestial Bodies, and How is this Relevant for National Actors? What is the Context, and what are the Limits of this Permission or Prohibition? — IISL Directorate of Studies Background Paper. — 2016. — P. 36. [Electronic source]: http://iislweb.org/docs/IISL_Space_Mining_Study.pdf (accessed date: 20.10.2020).
18. Pub. L. 114—90 "Commercial Space Launch Competitiveness Act of 2015", §401, 51 U. S.C. §10101 note (2019), under which Title IV of this Act (51 U. S.C. §§51301 — 51303) (2019) could be cited as "Space Resource Exploration and Utilization Act of 2015". [Electronic source]. URL: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-biLI/2262 (accessed date: 20.10.2020).
19. Loi du 20 juiLLet 2017 sur L'expLoration et L'utiLisation des ressources de L'espace. [Electronic source]. URL: http:/AegiLux.pubLic.Lu/eLi/etatAegAoi/2017/07/20/a674/jo; неофициальный перевод на английский язык: http://legiLux.pubLic.Lu/eLi/etat/leg/loi/2017/07/20/ a674/jo/en (accessed date: 10.10. 2020).
20. Tronchetti F. Current InternationaL LegaL Framework AppLicabiLity to Space Resource Activities. // IISL/ECSL Symp. on "LegaL ModeLs for ExpLoration, ExpLoitation and UtiLization of Space Resources 50 Years After the Adoption of the Outer Space Treaty". —
2017. — 30 p. [ELectronic source]. URL: https://www.unoosa.org/documents/pdf/copuos/ Lsc/2017/symp-01.pdf (accessed date: 10.10. 2020).
21. Frans G. von der Dunk, Asteroid Mining: InternationaL and NationaL LegaL Aspects, 26 Michigan State InternationaL Law Review- 2018. — P. 83- 101.
22. 51 U. S.C. §51301 (1) and (2) (2019).
23. The U. S. Act of 2015, Sec. 403. DiscLaimer of extraterrestriaL sovereignty ("It is the sense of Congress that by the enactment of this Act, the United States does not thereby assert sovereignty or sovereign or excLusive rights or jurisdiction over, or the ownership of, any ceLestiaL body.").
24. 51 U. S.C. §51303. Asteroid resource and space resource rights.
25. IISL Position Paper on Space Resource Mining adopted by consensus by the Board of Directors on 20 December 2015. — 3 p. [ELectronic source]. URL: http://iisLwebo. wwwnLss1.a2hosted.com/wp-content/upLoads/2015/12/SpaceResourceMining.pdf (accessed date: 20.10.2020).
26. United Arab Emirates FederaL Law No. (12) of 2019 on the ReguLation of the Space Sector. [ELectronic source]. URL: https://space.gov.ae/Documents/PubLicationPDFFiLes/ SpaceSectorFederaLLaw_EN.pdf (accessed date 20.10.2020).
27. spaceresources.Lu Initiative. [ELectronic source]. URL: https://space-agency.pubLic.Lu/ en/space-resources/the- initiative.htmL (accessed date 20.10.2020).
28. Executive Order on Encouraging InternationaL Support for the Recovery and Use of Space Resources. [ELectronic source]. URL: https://www.whitehouse.gov/presidentiaL-actions/executive-order-encouraging-internationaL- support-recovery-use-space-resources/ (accessed date 20.10.2020).
29. Accompanying factsheet "President Donald J. Trump is Encouraging InternationaL Support for the Recovery and Use of Space Resources". [ELectronic source]. URL: https:// www.whitehouse.gov/wp-content/upLoads/2020/04/Fact-Sheet-on-E0-Encouraging-InternationaL-Support-for-the-Recovery-and-Use-of-Space-Resources.pdf (accessed date 20.10.2020).
30. NASA, InternationaL Partners Advance Cooperation with First Signings of Artemis Accords. [ELectronic source]. URL: https://www.nasa.gov/press-reLease/nasa-internationaL-partners-advance-cooperation-with-first-signings-of-artemis-accords (accessed date 20.10.2020).
31. The Artemis Accords (PrincipLes for Cooperation in CiviL ExpLoration and Use of the Moon, Mars, Comets, and Asteroids for PeacefuL Purposes). [ELectronic source]. URL: https://www.nasa.gov/speciaLs/artemis-accords/img/Artemis-Accords-signed-130ct2020.pdf (accessed date 20.10.2020).
32. Юзбашян М. Россия сохраняет юрисдикцию и контроль над «Луноходом-2» [Электронный ресурс] / М. Р.Юзбашян // МИА «Россия сегодня». — 6 сентября
2018. — Режим доступа: https://ria.ru/interview/20180906/1527874952.htmL (дата обращения 20.10.2020).
33. Freeland S. The Legacy of the Moon Agreement revisited: context, opportunities and risks. [ELectronic source]. URL: http://www.unoosa.org/documents/pdf/copuos/Lsc/2019/ symp-06E.pdf (accessed date 20.10.2020).
34. Hanlon M. ChaLLenges for the impLementation of the Moon Agreement. [ELectronic source]. URL: http://www.unoosa.org/documents/pdf/copuos/Lsc/2019/symp-05E.pdf (accessed date 20.10.2020).
35. Kernest A. Contribution of the deep seabed mining Legal regime to space resource activities. [Electronic source]. URL: http:///www.unoosa.org/documents/pdf/copuos/lsc/2019/ symp-03E.pdf (accessed date 20.10.2020).
36. Proposal for the establishment of a working group for the development of an international regime for the utilisation and exploitation of space resources. Working paper by Belgium and Greece. — 7 p. [Electronic source]. URL: https://undocs.org/A/AC.105/ C.2/L.311 (accessed date 20.10.2020).
37. Proposal by the United Arab Emirates on the work related to Space Resources Utilization of the Committee on the Peaceful Uses of Outer Space. [Electronic source]. URL: http://www.unoosa.org/res/oosadoc/data/documents/2019/aac_1052019crp/ aac_1052019crp_17_0_ html/AC105_2019_CRP17E.pdf (accessed date 20.10.2020).
38. Building Blocks for the Development of an International Framework on Space Resource Activities, adopted on Nov. 12, 2019, [Electronic source]. URL: https://www. universiteitLeiden.nL/binaries/content/assets/rechtsgeLeerdheid/instituut-voor-pubLiekrecht/ lucht--en-ruimterecht/space-resources/bb-thissrwg--cover.pdf (accessed date 20.10.2020).
39. The Hague International Space Resources Governance Working Group [Electronic source]. URL: https://www.universiteitLeiden.nl/en/Law/institute-of-pubLic-Law/institute-of-air-space-Law/the-hague-space-resources-governance-working-group (accessed date 20.10.2020).
40. Tanja Masson-Zwaan, René Lefeber, Giuseppe Reibaldi, Merinda Stewart. The Hague Space Resources Governance Working Group: A Progress Report, in Proc. of the Fifty-Nineth Coll. on L. of Outer Space. — 2016. — P. 1 — 3.
41. Vancouver Recommendations on Space Mining. Outer Space Institute. 20.04.2020 [Electronic source]. URL: http://www.outerspaceinstitute.ca/docs/Vancouver_ Recommendations_on_Space_Mining.pdf (accessed date 20.10.2020).
42. Инициатива разработки этой конвенции впервые была представлена профессором Колосовым Ю. М. на 39-ой сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу в 2000 г. См. подр.: Paul A. Berkman, Alexander N. VyLegzhanin, Mariam Yuzbashyan, Jean-Christophe Mauduit, Outer Space Law: Russia-United States Common Challenges and Perspectives, 106(1) Moscow Journal of International Law. — 2018. — 16—34. [Electronic source]. URL: https://www.mjiL.ru/jour/articLe/view/239?LocaLe=en_US (accessed date 20.10.2020). ЕЛЗ
REFERENCES
1. Mezhdunarodno-pravovye osnovy nedropol'zovaniya [International Legal Basics of Subsoil Use]: ucheb. posobie. otv. red. A. N. VyLegzhanin; [avt. predisL. A. V. Torkunov]. Moscow: Norma. 2007. 528 p. [In Russ]
2. GaLimov E. M., Anufriev G. S. 2007. Ne-3 v lunnom grunte po glubine kolonki, otobrannoj avtomaticheskoj stanciej Luna-24. [He-3 in the Lunar soil by the depth of the column selected by the automatic station Luna-24] DokLady Akademii Nauk. Tom 412. no. 3. pp. 388—390. [In Russ]
3. Cheng A. Resource Potential of Asteroids, 2014. 13 p. [ELektronnyj resurs]. URL: https://www.nasa.gov/sites/defauLt/fiLes/fiLes/08-Cheng-Resource_PotentiaL_of_Asteroids.pdf (data obrashcheniya: 20.10.2020).
4. KoLosov Yu. M. Pravovoi'rezhim prirodnyh resursov Luny i drugih nebesnyh tel [Legal Regime of the Natural Resources of the Moon and Other Celestial Bodies]. Mezhdunarodno-pravovye osnovy nedropol'zovaniya. Otv. redaktor VyLegzhanin A. N. Moscow, NORMA, 2007. [In Russ]
5. Stephan Hobe, Philip de Man. National Appropriation of Outer Space and State Jurisdiction to Regulate the Exploitation, Exploration and Utilization of Space Resources. German Journal of Air and Space Law. 2017. No 3(66). P. 460—475.
6. Status Dogovora po kosmosu, a takzhe drugih dogovornyh istochnikov MKP. [ELektronnyj resurs]. URL: http://www.unoosa.org/oosa/en/ourwork/spaceLaw/treaties/status/ index.htmL (data obrashcheniya: 20.10.2020).
7. LyaLL, Francis. Space Law: a Treatise. by Francis LyaLL and PauL B. Larsen. 2009. 596 p.
8. KopaL VLadimir. InternationaL LegaL Regime on Outer Space: Outer Space Treaty, Rescue Agreement and the Moon Agreement, in Proc. of the UN/ Nigeria Workshop on Space L. "Meeting InternationaL ResponsibiLity and Addressing Domestic Needs", Abuja, Nigeria, 21-24 Nov. 2005, UN Doc. ST/SPACE/32. 2006. 634 p.
9. Hobe S., Shmidt-Tedd B., ShrogL' K.-U. KeL'nskii" kommentariT k kosmicheskomu pravu (perevod s angLiiskogo). Dogovor po kosmosu. Tom 1. BerLin: BVF BerLiner Vissenshafts-FerLag GmbH. 2017. 472 p.
10. Goedhuis D. LegaL Aspects of the UtiLization of Outer Space. NetherLands InternationaL Law Review. 1970. No 17. P. 25-50.
11. Statement of the Board of Directors of the InternationaL Institute of Space Law (IISL) on CLaims to Property Rights Regarding the Moon and Other CeLestiaL Bodies. 2004. 2 p. [ELectronic source]. URL: https://www.iisLweb.org/docs/IISL_Outer_Space_Treaty_ Statement.pdf (accessed date: 20.10.2020).
12. Gorove S. Limitations on the PrincipLes of Freedom of ExpLoration and Use in Outer Space: Benefits and Interests/ S. Gorove. Proceedings of the Thirteenth CoLLoquium on the Law of Outer Space. 1971. P. 74-78.
13. Handbook of Space Law by Frans von der Dunk with Fabio Tronchetti (Ed.). Edward ELgar PubLishing. 2015. 1136 p.
14. Hobe S. Current and Future DeveLopment of InternationaL Space Law; KopaL V. Comments and Remarks/ Proceedings of the United Nations/BraziL Workshop on Space Law: Disseminating and DeveLoping InternationaL and NationaL Space Law: The Latin America and Caribbean Perspective. UNITED NATIONS. New York. 2005. P. 2-30 [ELectronic source]. URL: http://www.unoosa.org/pdf/pubLications/st_space_28E.pdf (accessed date: 20.10.2020).
15. WiLLiams M. The ExpLoration and Use of NaturaL Resources in the Law of the Sea and the Law of Outer Space/ M. WiLLiams. Proceedings of the Twenty-Ninth CoLLoquium on the Law of Outer Space. 1988. P. 198.
16. KoLosov Yu. M., Yuzbashyan M. R. Contribution of Russian (Soviet) Jurisprudence to Formation and DeveLopment of InternationaL Space Law. Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2015. no. 2. pp. 12—34. (Sm. podrobnee ob istorii vkLyucheniya ukazannogo poLozheniya v SogLashenie o Lune). [In Russ]
17. FreeLand S. Subsequent State Practice/S. FreeLand. Does InternationaL Space Law either Permit or Prohibit the Taking of Resources in Outer Space and CeLestiaL Bodies, and How is this ReLevant for NationaL Actors? What is the Context, and what are the Limits of this Permission or Prohibition? IISL Directorate of Studies Background Paper. 2016. P. 36. [ELectronic source]: http://iisLweb.org/docs/IISL_Space_Mining_Study.pdf (accessed date: 20.10.2020).
18. Pub. L. 114-90 "CommerciaL Space Launch Competitiveness Act of 2015", §401, 51 U. S.C. §10101 note (2019), under which TitLe IV of this Act (51 U. S.C. §§51301-51303) (2019) couLd be cited as "Space Resource ExpLoration and UtiLization Act of 2015". [ELectronic source]. URL: https://www.congress.gov/biLI/114th-congress/house-biLI/2262 (accessed date: 20.10.2020).
19. Loi du 20 juiLLet 2017 sur L'expLoration et L'utiLisation des ressources de L'espace. [ELectronic source]. URL: http://LegiLux.pubLic.Lu/eLi/etat/Leg/Loi/2017/07/20/a674/jo; neoficiaL'nyj perevod na angLijskij yazyk: http://legiLux.pubLic.Lu/eLi/etat/leg/loi/2017/07/20/ a674/jo/en (accessed date: 10.10. 2020).
20. Tronchetti F. Current InternationaL LegaL Framework AppLicabiLity to Space Resource Activities. IISL/ECSL Symp. on "LegaL ModeLs for ExpLoration, ExpLoitation and UtiLization
of Space Resources 50 Yea rs After the Adoption of the Outer Space Treaty". 2017. 30 p. [Electronic source]. URL: https://www.unoosa.org/documents/pdf/copuos/lsc/2017/symp-01. pdf (accessed date: 10.10. 2020).
21. Frans G. von der Dunk, Asteroid Mining: International and National Legal Aspects, 26 Michigan State International Law Review- 2018. P. 83- 101.
22. 51 U. S.C. §51301 (1) and (2) (2019).
23. The U. S. Act of 2015, Sec. 403. Disclaimer of extraterrestrial sovereignty ("It is the sense of Congress that by the enactment of this Act, the United States does not thereby assert sovereignty or sovereign or exclusive rights or jurisdiction over, or the ownership of, any celestial body.").
24. 51 U. S.C. §51303. Asteroid resource and space resource rights.
25. IISL Position Paper on Space Resource Mining adopted by consensus by the Board of Directors on 20 December 2015. 3 p. [Electronic source]. URL: http://iislwebo.wwwnlss1. a2hosted.com/wp-content/uploads/2015/12/SpaceResourceMining.pdf (accessed date: 20.10.2020).
26. United Arab Emirates Federal Law no. (12) of 2019 on the Regulation of the Space Sector. [Electronic source]. URL: https://space.gov.ae/Documents/PublicationPDFFiles/ SpaceSectorFederalLaw_EN.pdf (accessed date 20.10.2020).
27. Spaceresources.lu Initiative. [Electronic source]. URL: https://space-agency.public.lu/ en/space-resources/the- initiative.html (accessed date 20.10.2020).
28. Executive Order on Encouraging International Support for the Recovery and Use of Space Resources. [Electronic source]. URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-encouraging-international- support-recovery-use-space-resources/ (accessed date 20.10.2020).
29. Accompanying factsheet "President Donald J. Trump is Encouraging International Support for the Recovery and Use of Space Resources". [Electronic source]. URL: https:// www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2020/04/Fact-Sheet-on-E0-Encouraging-International-Support-for-the-Recovery-and-Use-of-Space-Resources.pdf (accessed date 20.10.2020).
30. NASA, International Partners Advance Cooperation with First Signings of Artemis Accords. [Electronic source]. URL: https://www.nasa.gov/press-release/nasa-international-partners-advance-cooperation-with-first-signings-of-artemis-accords (accessed date 20.10.2020).
31. The Artemis Accords (Principles for Cooperation in Civil Exploration and Use of the Moon, Mars, Comets, and Asteroids for Peaceful Purposes). [Electronic source]. URL: https://www.nasa.gov/specials/artemis-accords/img/Artemis-Accords-signed-130ct2020.pdf (accessed date 20.10.2020).
32. Yuzbashyan M. Rossiya sohranyaet yurisdikciyu i kontrol' nad «Lunohodom-2» [Russia Preserves Jurisdiction and Control over "Lunokhod-2"][Elektronnyj resurs]. MIA «Rossiya segodnya». 6 sentyabrya 2018. Rezhim dostupa: https://ria.ru/ interview/20180906/L527874952.html (data obrashcheniya 20.10.2020). [In Russ]
33. Freeland S. The legacy of the Moon Agreement revisited: context, opportunities and risks. [Electronic source]. URL: http://www.unoosa.org/documents/pdf/copuos/lsc/2019/ symp-06E.pdf (accessed date 20.10.2020).
34. Hanlon M. Challenges for the implementation of the Moon Agreement. [Electronic source]. URL: http://www.unoosa.org/documents/pdf/copuos/lsc/2019/symp-05E.pdf (accessed date 20.10.2020).
35. Kerrest A. Contribution of the deep seabed mining legal regime to space resource activities. [Electronic source]. URL: http://www.unoosa.org/documents/pdf/copuos/lsc/2019/ symp-03E.pdf (accessed date 20.10.2020).
36. Proposal for the establishment of a working group for the development of an international regime for the utilisation and exploitation of space resources. Working paper by
Belgium and Greece. 7 p. [Electronic source]. URL: https://undocs.org/A/AC.105/C.2/L.311 (accessed date 20.10.2020). [In Russ]
37. Proposal by the United Arab Emirates on the work related to Space Resources Utilization of the Committee on the Peaceful Uses of Outer Space. [Electronic source]. URL: http:// www.unoosa.org/res/oosadoc/data/documents/2019/aac_1052019crp/aac_1052019crp_17_0_ html/AC105_2019_CRP17E.pdf (accessed date 20.10.2020).
38. Building Blocks for the Development of an International Framework on Space Resource Activities, adopted on Nov. 12, 2019, [Electronic source]. URL: https://www. universiteitleiden.nl/binaries/content/assets/rechtsgeleerdheid/instituut-voor-publiekrecht/ lucht-en-ruimterecht/space-resources/bb-thissrwg--cover.pdf (accessed date 20.10.2020).
39. The Hague International Space Resources Governance Working Group [Electronic source]. URL: https://www.universiteitleiden.nl/en/law/institute-of-public-law/institute-of-air-space-law/the-hague-space-resources-governance-working-group (accessed date 20.10.2020).
40. Tanja Masson-Zwaan, René Lefeber, Giuseppe Reibaldi, Merinda Stewart. The Hague Space Resources Governance Working Group: A Progress Report, in Proc. of the Fifty-Nineth Coll. on L. of Outer Space. 2016. P. 1-3.
41. Vancouver Recommendations on Space Mining. Outer Space Institute. 20.04.2020 [Electronic source]. URL: http://www.outerspaceinstitute.ca/docs/Vancouver_ Recommendations_on_Space_Mining.pdf (accessed date 20.10.2020).
42. Iniciativa razrabotki etoj konvencii vpervye byla predstavlena professorom Kolosovym Yu. M. na 39-oj sessii Yuridicheskogo podkomiteta Komiteta OON po kosmosu v 2000 g. Sm. podr.: Paul A. Berkman, Alexander N. Vylegzhanin, Mariam Yuzbashyan, Jean-Christophe Mauduit, Outer Space Law: Russia-United States Common Challenges and Perspectives, 106(1) Moscow Journal of International Law. 2018. 16-34. [Electronic source]. URL: https://www.mjil.ru/jour/articLe/view/239?Locale=en_US (accessed date 20.10.2020).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Вылегжанин Александр Николаевич1 — докт. юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой международного права, danilalvy@mail.ru;
Юзбашян Мариам Романовна1 — канд. юрид. наук, доцент кафедры международного права, m_you@mail.ru;
Алексеев Максим Александрович2 — специалист Информационно-аналитического центра обеспечения безопасности космической деятельности в околоземном космическом пространстве, alekseevx@mail.ru;
1 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Москва, Россия;
2 АО «ЦНИИмаш», Королёв, Московская обл., Россия.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Vylegzhanin A. N., Dr. Sci. (Law) , Professor, Head of the Department of International Law, danilalvy@mail.ru;
Yuzbashyan M. R., Ph.D. in International Law, Asst. Professor at the Department of International Law, m_you@mail.ru;
Alekseev M. A., Specialist of the Information and analysis center of ensuring near-Earth space activities safety, alekseevx@mail.ru;
1 Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Moscow, Russia; JSC «TsNIIMash», Korolev, Moscow Region, Russia.
Получена редакцией 29.10.2020; получена после рецензии 08.12.2020; принята к печати 10.02.2021. Received by the editors 29.10.2020; received after the review 08.12.2020; accepted for printing 10.02.2021.