Научная статья на тему 'Коррекция уровня тревожности у первокурсников средствами физической культуры'

Коррекция уровня тревожности у первокурсников средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Ирина Александровна, Виноградов Игорь Геннадьевич, Токарева Александра Владимировна, Дальский Дмитрий Даниилович

В статье освещены вопросы формирования профессиональной личности будущих специалистов соответствующих современным требованиям высоких технологий. Авторами проведен теоретический анализ исследуемой темы, разработан комплекс физических упражнений, способствующий коррекции уровня тревожности в период учебно-тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Ирина Александровна, Виноградов Игорь Геннадьевич, Токарева Александра Владимировна, Дальский Дмитрий Даниилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of anxiety level among the first-year students by means of physical culture

The article sheds the light on the questions of formation of the professional identity of the future experts corresponding to the modern requirements of the cutting-edge technologies. Authors have carried out the theoretical analysis of the studied subject; the complex of physical exercises promoting correction of the level of anxiety during the training process has been developed.

Текст научной работы на тему «Коррекция уровня тревожности у первокурсников средствами физической культуры»

of physical culture, No. 9, pp. 34-37.

Контактная информация: shurenok99@gmail.com

Статья поступила в редакцию 06.06.2017

УДК 796.011.3

КОРРЕКЦИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЕРВОКУРСНИКОВ СРЕДСТВАМИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ирина Александровна Афанасьева, доктор биологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Игорь Геннадьевич Виноградов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Александра Владимировна Токарева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-петербургский государственный архитектурно-строительный университет; Дмитрий Даниилович Дольский, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье освещены вопросы формирования профессиональной личности будущих специалистов соответствующих современным требованиям высоких технологий. Авторами проведен теоретический анализ исследуемой темы, разработан комплекс физических упражнений, способствующий коррекции уровня тревожности в период учебно-тренировочного процесса.

Ключевые слова: уровень тревожности, студенты, физическая культура, физические упражнения.

CORRECTION OF ANXIETY LEVEL AMONG THE FIRST-YEAR STUDENTS BY

MEANS OF PHYSICAL CULTURE Irina Aleksandrovna Afanasyeva, the doctor of biological science, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Igor Gen-nadievich Vinogradov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Aleksandra Vladimirovna Tokareva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Architectural and Construction University; Dmitry Daniilovich Dalsky, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St. Petersburg

Annotation

The article sheds the light on the questions of formation of the professional experts corresponding to the modern requirements of the cutting-edge technologies. out the theoretical analysis of the studied subject; the complex of physical exercises of the level of anxiety during the training process has been developed.

Keywords: anxiety level, students, physical culture, physical exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Первый год обучения в вузе важен для становления профессиональной личности будущего специалиста. Многие преподаватели, особенно кураторы, уделяют особое внимание адаптации студентов к вузовской системе. На процесс адаптации первокурсников оказывают воздействие различные факторы, одним из главных является тревожность, влияющая на формирования позитивных норм и ценностных ориентации Так как обучение связано со значительным психическим напряжением, особенно в период сдачи экза-

ldentity of the future Authors have carried promoting correction

менационной сессии. Таким образом, особую актуальность нашего исследования приобретает проблема коррекции уровня тревожности у студентов первого курса.

Цель исследования - изучение уровня тревожности у студентов первого курса, как фактора влияющего на успеваемость первокурсников в учебной деятельности, и способов её коррекции средствами физической культуры.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 549 студентов первого курса, очной формы обучения, что составило 91,5% от общего числа первокурсников Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения в 2015/16 учебном году.

Для выявления уровня тревожности пользовались методикой Ч.Д. Спилбергера. Бланк шкал самооценки включает в себя 40 вопросов-рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 - для оценки личностной тревожности [2; 4; 5]. Результаты тестирования сопоставлялись с показателями успешности обучения (средняя экзаменационная оценка за сессию). Статистическая обработка данных проводилась с использование MS Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения проблем психического состояния, его взаимосвязь с различными разно уровневыми и разно модальными проявлениями, возникающие перед новоиспеченными студентами, и оценки уровня их тревожности был проведен опрос, в котором участвовали 298 юношей и 251 девушка.

В результате опроса нами было установлено, что более 60% юношей и 45% девушек - иногородние и, следовательно, вынуждены самостоятельно решать все возникающие проблемы студенческой жизни. В течение учебного года за медицинской помощью обращались 69,1% первокурсников и 79,6% первокурсниц, а 6,3% юношей и 11,8% девушек обратились за помощью более трех раз. Не удовлетворены состоянием своего здоровья 31,6% студентов и 44,2% студенток, большинство опрошенных связывают это с приобретением стрессового состояния во время сессии, а также нерегулярным питанием, недосыпанием, необходимостью дополнительного заработка.

Оптимальный алгоритм восстановительных методик позволяет определять объем и интенсивность спортивных программ [1].

Дифференцированно исследовать тревожность, как личное свойство, и как состояние, нам позволила методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером.

Обработка результатов опроса по самооценке состояния тревожности позволила получить следующие данные.

Таблица 1 - Распределение результатов первой экзаменационной сессии в соотношении с уровнем зон тревожности обучающихся_

Тревожность, в%(юноши /девушки)

Зоны тревожности 1 зона 2 зона 3 зона 4 зона 5 зона

низкая тревожность средняя тревожность высокая тревожность (с элементами депрессии) повышенной акцентуации характера депрессия

26,5 /12,2% 25,5 / 27,5% 33,2 / 36,1% 13,1 / 19,4% 1,7 / 4,8%

Средняя экзаменационная оценка за сессию, в%(юноши /девушки)

Удовлетворительно 35,5/ 7,8 41,5/ 30 31,6/16,5 55,7/ 63,4 82,9/ 86,3

Хорошо 49,1/ 67,3 32,8 /38,6 55,1/67 30,5/ 19,1 14,5/ 12,2

Отлично 15,4/ 24,9 25,7/ 31,4 13,3/16,5 13,8/ 17,5 2,6/ 1,5

Отличные и удовлетворительные показатели учебной деятельности имели место у представителей и юношей и девушек с разным уровнем тревожности. Таким образом, показатель личностной тревожности не оказывал непосредственного влияния на успешность в учебной деятельности, но воздействовал в совокупности с другими факторами.

Данные о распределении студентов на основе результатов исследования по зонам тревожности, представленные в таблице 1, вызывают определенное опасение, поскольку являются свидетельством слабой адаптации первокурсников к обучению в вузе.

Выявлены основные причины преобладания ответов в зоне высокой тревожности, так для юношей - это риск неудовлетворительных оценок в сессионный период и, следовательно, боязнь потеря основания для отсрочки от службы в армии, а для девушек основным мотивом было расставание с близкими и друзьями.

По мнению Федякина А. А. (2003) уровень тревожности студентов во время сессии не повышается при использовании локальных силовых упражнений, циклических аэробных в сочетании с психорегулирующей тренировкой [3].

На основе анализа научно-методической (изученной) литературы и данных опроса, для снижения уровня тревожности у студентов первого курса, нами был разработан комплекс с использованием дыхательных практики йоги (хатха-йога, пранаяма, Сударшан Крия йога, Айенгар-йога и другие), который выполнялся в экспериментальной группе один раз на учебных занятиях и 2-3 раза в неделю в домашних условиях. Комплекс упражнений включает в себя несколько типов цикличного дыхания (начиная от медленного и успокаивающего до быстрого и стимулирующего) и асаны, позволяющие расслабиться и воздействовать на опорно-двигательный аппарат (сутулость и кифоз).

Таблица 2 - Распределение студентов по зонам тревожности во время второй экзаменационной сессии_

Тревожность, в% (юноши /девушки)

Зоны тревожности 1 зона 2 зона 3 зона 4 зона 5 зона

низкая тревожность средняя тревожность высокая тревожность (с элементами депрессии) повышенной акцентуации характера депрессия

34,5 / 26,6% 35,5 / 29,4% 19,2 / 27,4% 10,1 /13,5% 0,7 / 3,1%

Результаты эксперимента подтверждают, что уменьшить тревожное или депрессивное состояние у первокурсников Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения позволяют используемые в разработанном комплексе асаны, характеризующиеся внешней пассивностью и выполняемые в положении лежа, но способствующие снятию мышечного напряжения. Дыхательные практики позволили студентам научиться концентрировать внимание, снижать уровень тревожности, а так же оказали оздоровительный эффект не только органов дыхательной системы, но и всего организма.

ВЫВОДЫ

В заключении хотелось бы отметить, что выявление тревожности на ранних стадиях и знания об уровне тревожности и причинах, порождающих данное состояние, позволяют разработать коррекционные мероприятия по нормализации психического состояния первокурсников, в том числе и с помощью средств физической культуры.

Применение методики и средств отдельных физических упражнений позволяет повысить эффективность процесса обучения студентов, значительно снизив уровень тревожности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Реабилитационные аспекты и формы выявления профессиональных заболеваний / Г.П. Виноградов, Э.В. Науменко, С.С. Прокопчук, Д.Д. Дальский // Олимпийский спорт и спорт для всех. XX Международный конгресс. 16-18 декабря 2016 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы конгресса: [в 2 ч.] — Ч. 2. — СПб., Издательско-полиграфический центр Политехнического университета, 2016. — С. 713-717.

2. Токарева A.B. Самоконтроль и методы оценки физического и функционального состояния студентов: учебное пособие / A.B. Токарева, В.Д. Гетьман, Л.Б. Ефимова-Комарова;

СПбГАСУ. - СПб., 2016. - 101 с.

3. Федякин, А.А. Коррекция тревожности студентов методами физического тренинга // Организация учебного процесса в ссузах с позиции теории гуманизации образования. - Сочи : НОЦ РАО, 2003. - С. 122-124.

4. Физическая культура. Практикум по самоконтролю : учеб. пособие / Л.Б. Ефимова-Комарова, В.Ю. Ефимов-Комаров, А.В. Токарева. - СПб. : [б.и.], 2016. - 74 с.

5. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова. И.С. Москаленко, Л. В. Ярчиковская, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. -2016. - № 9. - С. 12-15.

REFERENCES

1. Vinogradov, G.P., Naumenko, E.V., Prokopchuk S.S. and Dalsky, D.D. (2016), "Rehabilitation aspects and forms of detection of occupational diseases", Olympic sport and sport for all. XX International congress. On December 16-18, 2016, St. Petersburg, Russia: Materials of the congress: [in 2 h] -the P. 2. - SPb., Publishing and printing center of the Polytechnical University, pp. 713-717.

2. Tokareva, A.V. Getman, V.D. and Yefimova-Komarov, L.B. (2016), Self-checking and methods of assessment ofphysical and functional condition of students: manual, SPBGASY, St. Petersburg.

3. Fedyakin, A.A. (2003), "Correction of uneasiness of students by methods of physical training", Organization of educational process in Susa from a position of the theory of humanization of education, NOC RAO, Sochi, pp. 122-124.

4. Efimova-Komarov L.B., Efimov Komarov V.Yu. and Tokareva, A.V. (2016), Physical culture. Workshop for self-checking: studies. Grant, SZIU, St. Petersburg.

5. Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Moskalenko, I.S., Yarchikovskaya, L.V. and Bolotin, A.E. (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 12-15.

Контактная информация: ddfond@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2017

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Руслан Султанович Ахметов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар

Аннотация

В статье представлены результаты многолетних исследований, отражающие особенности мотивации курсантов I-III курсов образовательных организаций МВД России к физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности. Отличительной особенностью использованной в этом контексте методики оценки мотивации обучающихся является дифференциация их мотивов по группам социально важных, средней и низкой социальной значимости. При этом в ходе проведенной аналитической работы в каждой группе мотивов были определены наиболее значимые для курсантов, которые стимулируют их интерес к личностному физкультурно-спортивному и профессиональному совершенствованию.

Результаты анкетирования позволили на основе использования современных статистических методов, выявить закономерности динамики мотивации к физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности, которые свидетельствуют о позитивном влиянии процесса профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России на изучаемые личностные характеристики курсантов I-III курсов.

Ключевые слова: мотивация, курсанты образовательных организаций МВД России, физ-культурно-спортивная и профессиональная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.