Научная статья на тему 'Содержание соревновательной деятельности в современном волейболе'

Содержание соревновательной деятельности в современном волейболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
995
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛЕЙБОЛ / РАЗВИТИЕ ВОЛЕЙБОЛА / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьин Александр Сергеевич, Булыкина Лариса Владимировна

Статья посвящена изучению содержания соревновательной деятельности в волейболе на момент 2012 и 2016 года. Работа основана на анализе показателей разработанной системы взаимосвязанных статистических параметров, характеризующих содержание соревновательной деятельности в волейболе. В исследовании использовались матчи стадии плей-офф турнира Олимпийских игр 2012 и 2016 гг. среди мужских и женских команд. В результате проведенного исследования получены статистические данные, позволяющие определить уровень развития соревновательной деятельности в современном волейболе. Также обоснована значимость систематического изучения тенденций развития соревновательной деятельности в мужском и женском волейболе на основе разработанных статистических параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ананьин Александр Сергеевич, Булыкина Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of competitive activity in modern volleyball

The article is devoted to the study of competitive activity content in volleyball in 2012 and 2016. This article is based on the analysis of indicators within the developed system of the interrelated statistical parameters characterizing the content of the competitive activity in volleyball. The study used the stage matches of the playoff tournament of the Olympic Games 2012 and 2016 for man and woman's teams. In the result of the study obtained the statistical data have been received to determine the development level of the competitive activity in modern volleyball. Also the article has justified the significance of the systematic study of the trends of the competitive activity development in the male and female volleyball, based on the statistical parameters.

Текст научной работы на тему «Содержание соревновательной деятельности в современном волейболе»

Контактная информация: ageevets59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.06.2017

УДК 796.325

СОДЕРЖАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ

ВОЛЕЙБОЛЕ

Александр Сергеевич Ананьин, аспирант,

Лариса Владимировна Булыкина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Статья посвящена изучению содержания соревновательной деятельности в волейболе на момент 2012 и 2016 года. Работа основана на анализе показателей разработанной системы взаимосвязанных статистических параметров, характеризующих содержание соревновательной деятельности в волейболе. В исследовании использовались матчи стадии плей-офф турнира Олимпийских игр 2012 и 2016 гг. среди мужских и женских команд. В результате проведенного исследования получены статистические данные, позволяющие определить уровень развития соревновательной деятельности в современном волейболе. Также обоснована значимость систематического изучения тенденций развития соревновательной деятельности в мужском и женском волейболе на основе разработанных статистических параметров.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, волейбол, развитие волейбола, статистические параметры.

CONTENT OF COMPETITIVE ACTIVITY IN MODERN VOLLEYBALL

Alexander Sergeevich Ananin, the post-graduate student, Larisa Vladimirovna Bulykina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The article is devoted to the study of competitive activity content in volleyball in 2012 and 2016. This article is based on the analysis of indicators within the developed system of the interrelated statistical parameters characterizing the content of the competitive activity in volleyball. The study used the stage matches of the playoff tournament of the Olympic Games 2012 and 2016 for man and woman's teams. In the result of the study obtained the statistical data have been received to determine the development level of the competitive activity in modern volleyball. Also the article has justified the significance of the systematic study of the trends of the competitive activity development in the male and female volleyball, based on the statistical parameters.

Keywords: competitive activity, volleyball, volleyball development, statistics.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях физические характеристики игры, достигнутые в процессе ее естественного развития, предъявляют высокие требования к качеству исследований содержания соревновательной деятельности.

Система взаимосвязанных статистических параметров соревновательной деятельности лежит в основе исследования ее содержания в современном волейболе. Подробный анализ показателей данных параметров позволит определить тенденции развития волейбола, что в будущем поможет избежать ошибок при принятии тех или иных изменений в правилах волейбола и укажет результаты принятых ранее нововведений. [1]

Цель исследования - определить уровень развития современного волейбола на основе анализа статистических параметров, характеризующих содержание соревновательной деятельности в волейболе на момент 2012 и 2016 гг.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для исследования содержания соревновательной деятельности современном волейболе использованы матчи стадии плей-офф турнира Олимпийских игр 2012 и 2016 года среди мужских и женских сборных команд.

Исследование каждого турнира состоит из 3 этапов.

Первый этап включает в себя в ходе просмотра матчей хронометраж каждого розыгрыша с использованием электронного секундомера и подсчет количественных показателей каждого розыгрыша.

На втором этапе происходит систематизация и хронография полученных данных.

На основе полученных данных на третьем этапе исследования проводится анализ его результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате исследования зафиксированы следующие показатели содержания соревновательной деятельности в мужском и женском волейболе, указанные в таблице: Таблица - Содержание соревновательной деятельности в современном мужском и женском волейболе 2012 и 2016 гг.

№ п/п Параметр соревновательной деятельности Женщины Мужчины

ОИ 2012 ОИ 2016 ОИ 2012 ОИ 2016

1 Средняя продолжительность розыгрыша, с 7,26 6,58 5,5 5,49

2 Средняя продолжительность розыгрыша без учета «псевдорозыгрышей», с 8 7,8 6,9 6,8

3 «Летающий мяч» от продолжительности всех партий, в% 23 20,35 19,85 16,17

4 «Летающий мяч» от продолжительности матча, в% 21,8 18,54 17,4 14,79

5 «Псевдорозыгрыш» (эйс или ошибка при подаче), в% 10,15 17,54 24,4 22,13

6 Один розыгрыш атаки, в% 54,6 48,92 50,2 52,94

7 Более одного розыгрыша атаки 35,25 33,54 25,4 24,93

8 Среднее количество касаний мяча в течение одного розыгрыша без учета «псевдорозыгрышей» 7,5 7,2 6,6 6,5

9 Баланс атака-защита без «псевдорозыгрышей» 1,6 1,7 1,63 2,1

10 Баланс атака-защита с учетом «псевдорозыгрышей» 1,73 1,8 1,9 2,3

11 Часть розыгрышей, выигранных на собственной подаче без «псевдорозыгрышей», в% 35 37,28 35 32,6

12 Часть розыгрышей, выигранных на собственной подаче с учетом «псевдорозыгрышей», в% 37,1 36,71 29 30,03

13 Доля эйсов после подачи в прыжке, в% 3,2 7,05 8,5 5,98

Следует пояснить некоторые параметры, используемые нами в исследовании:

«Псевдорозыгрыш» - ошибка, совершенная во время подачи и позиционные ошибки, указанные в пунктах 12.6 и 12.7 Официальных волейбольных правил 2017-2020 [3], или эйс (подача, после которой мяч беспрепятственно приземляется на площадку соперника или оказывается вне игры после одного касания соперника). В «псевдорозыгрыше» может быть 1 или 2 касания мяча.

«Летающий мяч» - показатель процента времени нахождения мяча в розыгрыше от общей продолжительности всех партий и матча. Продолжительность партий указывается без учета перерывов и тайм-аутов, указанных в пунктах 15.1-15.4 Официальных волейбольных правил 2017-2020 [3].

Параметр количества розыгрышей атаки. Один розыгрыш нападения - розыгрыш, в котором зафиксировано от 3 до 6 касаний мяча. Более одного розыгрыша нападения -розыгрыши, в которых зафиксировано 7 и более касаний мяча.

Баланс атака-защита - число розыгрышей, выигранных на подаче соперника, разделенное на число розыгрышей, выигранных на собственной подаче. Показатель характеризует уровень преобладания атакующих действий над защитными.

Соотношение показателей среднего количества касаний мяча в течение одного

розыгрыша и средней продолжительности розыгрыша без учета «псевдорозыгрышей» позволило нам определить среднее количество касаний мяча в одну секунду: 0,92 касаний в секунду в играх женских сборных команд, 0,96 касаний в секунду в играх мужских сборных команд по данным на 2016 год (таблица). Количество касаний мяча в секунду -показатель интенсивности, плотности розыгрыша. Рост данного показателя, одновременно с увеличением количества касаний и продолжительности розыгрыша является положительной тенденцией развития соревновательной деятельности в современном волейболе.

Так же, параметром, характеризующим плотность соревновательной деятельности в партии и в матче, является «летающий мяч» продолжительности всех партий и всего времени матча. Как видим, мяч находится в розыгрыше всего 20,35% времени всех партий и 18,54% времени всего матча у женщин, и 16,17% и 14,79% соответственно у мужчин в 2016 году (таблица). Остальное время в партиях и в матче в целом отводится на регламентированные Официальными правилами [3] интервалы и перерывы:

- тайм-ауты тренеров - 2 по 30 с у каждой команды;

- технические тайм-ауты - 2 по 60 с. в каждой партии, кроме 5-ой;

- интервалы между партиями - 3 мин.;

- время на выполнение подачи - 8 с.

Не регламентируются Официальными правилами волейбола [3] следующие перерывы:

- замены игроков;

- видео просмотры;

- время между окончанием розыгрыша и выходом игрока на подачу.

Иными словами, если матч среди женских сборных команд в среднем длится 1 час 49 минут, то розыгрыш очка мы наблюдаем всего 20 минут. При средней продолжительности матча у мужчин равной 1 часу 40 минутам, розыгрыш очка составляет 15 минут.

В структуре розыгрыша мы выделяем: «псевдорозыгрыш» (эйс или ошибка при подаче), один розыгрыш атаки и более одного розыгрыша атаки (таблица).

Согласно исследованию матчей с участием женских сборных команд в 2016 году структура розыгрыша выглядит так:

- «псевдорозыгрыш» - 17,54%, из которых 5,97% эйсы и 11,57% ошибки при подаче;

- один розыгрыш атаки - 48,92%;

- более одного розыгрыша атаки - 33,54%.

При средней суммарной продолжительности розыгрышей в 20 минут у женщин, 3,6 минуты мы наблюдаем за эйсами и ошибками при подаче, 9,7 минут за розыгрышами, состоящими из 3-6 касаний мяча обеими командами, и 6,7 минут за розыгрышами, включающими 7 и более касаний мяча.

Структура розыгрыша матчей мужских сборных команд в 2016 году:

- «псевдорозыгрыш» - 22,13%, из которых 4,64% эйсы и 17,49% ошибки при подаче;

- один розыгрыш атаки - 52,94%;

- более одного розыгрыша атаки - 24,93%.

Переводя процентные показатели во временные, учитывая среднюю суммарную продолжительность розыгрышей в матче равную 15 минутам, получаем следующие результаты:

- «псевдорозыгрыш» - 3,3 минуты;

- один розыгрыш атаки - 8 минут;

- более одного розыгрыша атаки - 3,7 минут.

Баланс атака-защита в играх женских сборных команд 2016 года равен 1,7 (без

учета «псевдорозыгрышей») при среднем количестве розыгрышей, выигранных на подаче противника, равных 96, и 57, выигранных на своей подаче. В играх мужских сборных команд данный показатель равен 2,1 (без учета «псевдорозыгрышей»). 85 розыгрышей в среднем выигрывается на подаче противника, 41 - на своей подаче (таблица).

В среднем 41 розыгрыш из 126 у мужчин и 57 из 153 у женщин на момент 2016 года выиграно либо при блокировании атаки соперника, либо своими атакующими действиями после игры в защите. Эти данные характеризуют параметр части розыгрышей, выигранных на собственной подаче (без учета «псевдорозыгрышей») (таблица).

Показатель доли эйсов после скоростной подачи в прыжке объясняет степень оправданного риска при использовании данного вида подач. Более актуальной данная информация является для матчей с участием мужских сборных команд, так как большинство женских сборных отдают предпочтение планирующим подачам с места или в прыжке и используют скоростные подачи в прыжке значительно реже, чем мужчины. Так в среднем за один матч на Олимпийском турнире 2016 года мужчины использовали скоростную подачу 102 раза, тогда как женщины - только 10, при минимальном показателе в одном из матчей в 0 скоростных подач. Доля эйсов после подачи в прыжке у мужчин составляет 5,98%, откуда следует, что в среднем всего 6 подач из 102 достигают своей цели - выигрыш очка с подачи, и 25 подач завершаются ошибкой.

ВЫВОДЫ

Представленная система взаимосвязанных статистических параметров характеризует содержание соревновательной деятельности в мужском и женском волейболе на момент 2012 и 2016 года. Полученные в ходе данного исследования результаты носят ознакомительный характер, тогда как более объемные исследования, основанные на анализе тенденций развития волейбола, указывают на значимость использования системы статистических параметров для Международной федерации волейбола. [1] Ее дальнейшее применение в изучении тенденций развития соревновательной деятельности в волейболе открывает большие возможности в управлении развитием волейбола, в частности, посредством корректировки Официальных волейбольных правил и других организационно-методических документов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьин, А.С. Тенденции развития соревновательной деятельности в мужском волейболе / А.С. Ананьин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. -№ 3. - С. 4.

2. Железняк, Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю.Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. - С. 30-33.

3. Официальные волейбольные правила 2017-2020 / Всерос. федерация волейбола. - М. : [б.и.], 2017. - 90 с.

4. Соревновательная деятельность волейболистов на современном этапе развития / М.П. Спирин, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков, Л.В. Жилина, О.В. Черных // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. - С. 34-37.

REFERENCES

1. Ananin, A.S. (2017), "Trends of competitive activity development in the man's volleyball", Physical culture: upbringing, education, workout, No. 3, P. 4.

2. Zheleznyak, Yu.D. (2004), "Trends in the development of the classic volleyball today", Theory and practice ofphysical culture, No 4, pp. 30-33.

3. Official volleyball rules 2017-2020 (2016): approved by the 35 FIVB Congress 2016: to be implemented in all competitions beginning after 1 January 2017, 90 p.

4. Spirin, M.P. Shipulin, G.Ya., Serdyukov, O.E., Zhilina, L.V. and Chernykh O.V. (2007), "The competitive activity of volleyball players at the present stage of development", Theory and practice

of physical culture, No. 9, pp. 34-37.

Контактная информация: shurenok99@gmail.com

Статья поступила в редакцию 06.06.2017

УДК 796.011.3

КОРРЕКЦИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЕРВОКУРСНИКОВ СРЕДСТВАМИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ирина Александровна Афанасьева, доктор биологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Игорь Геннадьевич Виноградов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Александра Владимировна Токарева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-петербургский государственный архитектурно-строительный университет; Дмитрий Даниилович Дольский, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье освещены вопросы формирования профессиональной личности будущих специалистов соответствующих современным требованиям высоких технологий. Авторами проведен теоретический анализ исследуемой темы, разработан комплекс физических упражнений, способствующий коррекции уровня тревожности в период учебно-тренировочного процесса.

Ключевые слова: уровень тревожности, студенты, физическая культура, физические упражнения.

CORRECTION OF ANXIETY LEVEL AMONG THE FIRST-YEAR STUDENTS BY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MEANS OF PHYSICAL CULTURE Irina Aleksandrovna Afanasyeva, the doctor of biological science, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Igor Gen-nadievich Vinogradov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Aleksandra Vladimirovna Tokareva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Architectural and Construction University; Dmitry Daniilovich Dalsky, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St. Petersburg

Annotation

The article sheds the light on the questions of formation of the professional experts corresponding to the modern requirements of the cutting-edge technologies. out the theoretical analysis of the studied subject; the complex of physical exercises of the level of anxiety during the training process has been developed.

Keywords: anxiety level, students, physical culture, physical exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Первый год обучения в вузе важен для становления профессиональной личности будущего специалиста. Многие преподаватели, особенно кураторы, уделяют особое внимание адаптации студентов к вузовской системе. На процесс адаптации первокурсников оказывают воздействие различные факторы, одним из главных является тревожность, влияющая на формирования позитивных норм и ценностных ориентации Так как обучение связано со значительным психическим напряжением, особенно в период сдачи экза-

ldentity of the future Authors have carried promoting correction

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.