Научная статья на тему 'Экспериментальное тестирование уровня и динамики физической подготовленности студентов СПбГАСУ'

Экспериментальное тестирование уровня и динамики физической подготовленности студентов СПбГАСУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ДИНАМИКА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградов Игорь Геннадьевич, Токарева Александра Владимировна

В статье представлены результаты исследования уровня и динамики физической подготовленности студентов СПбГАСУ. Авторы обращают внимание на проблему выбора оценочных нормативов, предлагая использовать метод моделирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградов Игорь Геннадьевич, Токарева Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental testing of level and dynamics of physical fitness of students of St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

Results of research of the level and dynamics of physical fitness of the students of St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering have been presented in the article. Authors pay attention to the problem of the choice of the estimated standards, suggesting using the modeling method.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное тестирование уровня и динамики физической подготовленности студентов СПбГАСУ»

Статья поступила в редакцию 17.06.2016

УДК 796.011.3

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПБГАСУ

Игорь Геннадьевич Виноградов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Александра Владимировна Токарева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследования уровня и динамики физической подготовленности студентов СПбГАСУ. Авторы обращают внимание на проблему выбора оценочных нормативов, предлагая использовать метод моделирования.

Ключевые слова: физическая подготовленность, тестирование, динамика, студенты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p30-33

EXPERIMENTAL TESTING OF LEVEL AND DYNAMICS OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ARCHITECTURE

AND CIVIL ENGINEERING

Igor Gennadievich Vinogradov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Alexandra Vladimirovna Tokareva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg

Annotation

Results of research of the level and dynamics of physical fitness of the students of St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering have been presented in the article. Authors pay attention to the problem of the choice of the estimated standards, suggesting using the modeling method.

Keywords: physical fitness, testing, dynamics, students.

ВВЕДЕНИЕ

В теории физической культуры отсутствует методическая система определения уровня физической подготовленности. Разработаны частные методики установления требований к физической подготовленности школьников, нормативные требования для силовых структур, опирающиеся на показатели профессиональной успешности, которые не обеспечивают в должной мере создание адекватных нормативных требований для студентов [2-4].

Повышение объективности оценки физической подготовленности студентов, активизация стимулирующей функции оценочных нормативов направлены на создание системы оптимального педагогического контроля процесса физического совершенствования студентов с использованием балльной шкалы. Однако не разработаны методы нормирования уровня физической подготовленности студентов.

Традиционно проблема оценки уровня физической подготовленности студентов рассматривалась на основе тестирования большого массива данных [3]. Вместе с тем на практике нормативы необходимо разрабатывать и использовать для небольших групп студентов, что на наш взгляд правомерно, поскольку в них должны отражаться особенности учебного процесса конкретного высшего учебного заведения, что и предполагает

процесс реформирования вузовского образования [1].

Цель работы - экспериментальное тестирование уровня физической подготовленности и разработка тестов для оценки уровня анаэробных способностей студентов различных специальностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тестирование физической подготовленности студентов проводилось на учебно-тренировочных занятиях по контрольным упражнениям. Практическая проверка осуществлялась соревновательным методом.

Для разработки нормативных требований мы использовали известную методику, основанную на показателях среднеквадратического отклонения. При этом мы учитывали, что данная методика применяется для составления шкалы оценок выполнения результатов физических упражнений для различных балльных систем.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выбор вариантов проверки зависит от порядка освоения содержания дисциплины «Физическая культура». Предварительное изучение на модели спроектированного варианта проверки и оценки физической подготовленности позволяет избежать затрат на проведение экспериментальной работы и установить оптимальный вариант проверки. В общем виде блок-схема модели проверки физической подготовки представлена на рисунке 1.

Результаты выполнения тестов студентами, полученные в процессе контрольной проверки, проведенной преподавателями кафедры физического воспитания СПбГАСУ, представ-

Таблица 1

Результаты выполнения тестов студентами (юноши) _

Показатели N Среднее Стд. отклонение

Статистика Статистика Стд. ошибка Статистика

Подтягивание на перекладине 54 10,5 0,37 2,7

Прыжок в длину с места 63 224 1,9 15,3

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 59 33 1,5 12,1

Поднимание туловища из положения лежа 46 55 0,9 6,3

Бег на 100 м 60 13,9 0,08 0,6

Полученные результаты свидетельствуют о том, средние значения, в целом, соответствуют показателям бронзового значка ГТО. Однако достаточно высокие значения среднеквадратичного отклонения в рассматриваемых показателях показывают о весьма значительном числе студентов с низким уровнем физической подготовленности.

Дальнейшее тестирование студентов-юношей свидетельствует о неравномерном уровне их физической подготовленности, что должно учитываться при определении методики занятий.

В условиях работы кафедр физического воспитания основными показателями, позволяющими судить о физической подготовленности студентов, были и остаются результаты испытаний в двигательных тестах.

Анализ полученных данных позволяет утверждать, что занятия физической культурой, проводимые 2 раза в неделю, способствуют достижению более высоких результатов. Так, например, количество студентов, достигших среднего уровня физической под-

Рисунок 1. Порядок моделирования проверки и оценки физической подготовленности

лены в таблице 1.

готовленности в 2014-2015 учебном году по 3 из 4 тестов, заметно превышает аналогичные показатели 2015-2016 учебного года.

Таблица 2

Распределение результатов тестирования физической подготовленности студентов _по уровням_

Уровни Тесты 2014/2015 2015/2016

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Выносливость 20 18 4 11 29 2

Быстрота 6 8 28 0 6 36

Сила 14 21 7 16 12 14

Взрывная сила 0 5 37 0 1 41

Следует отметить, что средний уровень физической подготовленности соответствует большинству требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (VI ступень).

Высокие показатели тестирования студентов в осеннем семестре 2015-2016 учебного года на выносливость и быстроту можно объяснить индивидуальными морфофунк-циональными особенностями двигательных способностей занимающихся.

ВЫВОДЫ

Важным элементом организационно-управленческой деятельности является проверка и оценка физической подготовленности студентов. Выбор вариантов проверки зависит от порядка освоения содержания физической подготовки, а модель проверки и оценки позволяет выбрать оптимальный вариант в зависимости от задач физической культуры.

По результатам исследования физический потенциал студенческой молодежи можно оценить, как «средний уровень», а по некоторым показателям «низкий». Высокий уровень готовности к профессиональному обучению, освоению профессии выявлен только у 43,3% первокурсников. Физическая готовность к профессиональному обучению у 46,7% испытуемых находится ниже базового 50% уровня физической подготовленности, что указывает на дефицит в развитии физических качеств, а их уровень может быть оценен как «ниже среднего». Также необходимо отметить, что учебно-тренировочные занятия, имеющие направленность на развитие и совершенствование анаэробных способностей студентов, способствуют повышению не только скоростной выносливости, но и общей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов, И.Г. Динамика распределения студентов первого курса по учебным группам для занятий физической культурой на основании медицинских показаний / И. Г. Виноградов, А. В. Токарева // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. - URL : http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57618 (дата обращения: 07.04.2016).

2. Лях, В.И. Теория тестов и тестирование физической подготовленности учащихся / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 2007. - № 6. - С. 2-7.

3. Решетников, Н.В. Совершенствовать контрольные нормативы учебной программы по физическому воспитанию студентов / Н.В. Решетников // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 5. - С. 22-25.

4. Сокунова, С.Ф. Тесты и критерии выносливости в теории и практике подготовки спортсменов высокой квалификации : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Сокунова С.Ф. - М., 2003. -633 с.

REFERENCES

1. Vinogradov, I.G. and Tokareva, A.V. (2015), "Dynamics of distribution of first-year students on educational groups for occupations by physical culture on the basis of medical indications", Modern scientific researches and innovations, No. 9, available at: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57618.

2. Lyakh, V.I. (2007), "The theory of the tests and testing of physical fitness studying", Physical culture at school, No. 6, pp 2-7.

3. Reshetnikov, N.V. (1987), "Perfected control standards of the training program for physical training of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp 22-25.

4. Sokunova, S.F. (2003), Tests and criteria of endurance in the theory and practice of training of athletes of high qualification, dissertation, Moscow.

Контактная информация: igor0115@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.06.2016

УДК 796.332

ПРОБЛЕМЫ ФУТБОЛЬНОГО АРБИТРАЖА В РОССИИ КАК ПРОФЕССИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ

Георгий Николаевич Грец, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, ректор, Президент Смоленской Олимпийской академии Запада России, Андрей Дмитриевич Будогосский, кандидат педагогических наук, Почетный спортивный судья России, почетный судья по футболу, судья Всесоюзной категории, президент

«Центра - «Футбольный арбитр», Евгений Андреевич Турбин, кандидат педагогических наук, судья Всероссийской категории, генеральный директор «Центра - «Футбольный арбитр», Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(ФГБОУВО «СГАФКСТ»)

Аннотация

Рассматриваются основные проблемы футбольного арбитража в России как профессии. Анализируются некоторые действующие законодательные акты и нормативные документы в данной области, реальное положение дел в сфере подготовки футбольных судей. Сформулированы предложения, направленные на улучшение системы судейского образования, внедрение профессии футбольного арбитра, закрепление его социально-правового статуса, построение системы профессионального обучения футбольных судей.

Ключевые слова: футбол, арбитр, профессия, подготовка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p33-38

PROBLEMS OF FOOTBALL ARBITRATION IN RUSSIA AS PROFESSION AND OFFERS FOR THEIR DECISION

Georgy Nikolaevich Grets, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored Worker of

Sports, rector, President of West Russian Olympic academy in Smolensk, Andrey Dmitrievich Budogossky, the candidate of pedagogical sciences, Honorable sport referee of Russia, Honorary football referee, Referee ofAll-Union category (USSR), and president

of All-Russian Association "Center - "Football referee", Evgeni Andreevich Turbin, the candidate of pedagogical sciences, referee of all-Russian category, and CEO of all-Russian association "Center - "Football referee", Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Smolensk

Annotation

The article covers the main problems of the football refereeing in Russia as a job. The authors analyze some acts and regulations to this professional area as well as real situation in preparation of the youth referees. The article provides some suggestions to improve the level of education, to implement both professional and social statuses of the referee, and to build up the system of the professional preparation for them.

Keywords: football, referee, job, training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.