Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

КОРРЕКЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нигматулина Юлия Рамильевна, Румба Ольга Геннадьевна, Бочарова Валерия Игоревна

В статье рассматривается влияние пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на функционирование сферы физической культуры и спорта. Представлены результаты исследований, проведённых в период с сентября 2020 по апрель 2021 гг., в ходе которых применялись общие методы теоретического исследования (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация) и метод опроса в форме интервью (всего опрошено 63 тренера по 15-ти видам спорта). Потребность в проведении исследования обусловлена необходимостью обобщить впервые нарабатываемый опыт по выстраиванию физкультурно-спортивной деятельности в условиях самоизоляции, чтобы выявить и проанализировать наиболее приемлемые варианты решения проблемы. В результате представлен следующий материал: различные течения событий в спорте под воздействием пандемии, последствия резкого прекращения занятий, изменения в спортивном календаре мероприятий, ограничительные меры, данные интервьюирования тренерско-преподавательского состава, варианты использования и развития современного тренда (интернета и цифровых технологий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нигматулина Юлия Рамильевна, Румба Ольга Геннадьевна, Бочарова Валерия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADJUSTING THE TRAINING PROCESS AMID THE PANDEMIC: FEATURES AND PROSPECTS

The article discusses the impact of the COVID-19 pandemic on physical education and sports. It provides the findings of research conducted between September 2020 and April 2021 that used general-logic techniques such as analysis, synthesis, abstraction, generalization, and systematization as well as interviews involving 63 coaches in five sports. The research was necessitated by having to draw lessons learned from trying to continue doing sports in the situation of lockdown and sought to ascertain and analyze the most sustainable solutions to the problem. The above has resulted in a narrative describing various sport trends affected by the pandemic, the consequences of abruptly stopping to practice sports, changes in the sporting calendar, restrictive measures, the results of interviewing the coaching staff, as well as the ways to use and promote the up-to-date facilities - the Internet and digital technology.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Papaiakovou, I.A. Kollias // Inquiries in Sport and Physical Education. - 2009. - V. 7 (3). - P. 333-343.

5. Panoutsakopoulos, V. Biomechanical analysis of the last strides, the touchdown and the takeoff of top Greek male and female long jumpers / V. Panoutsakopoulos, I.A. Kollias // Hellenic Journal Physical Education and Sport Science. - 2009. - V. 29 (2). - P. 200-218.

6. Tucker, C. Long jump men. Biomechanical report for the world indoor championships 2018 / C. Tucker, A. Bissas, S. Merlino. - URL: https://www.worldathletics.org/about-iaaf/documents/research-centre (дата обращения: 27.06.2021).

7. Tucker, C. Long jump women. Biomechanical report for the world indoor championships 2018 / C. Tucker, A. Bissas, S. Merlino. - URL: https://www.worldathletics.org/about-iaaf/documents/research-centre (дата обращения: 27.06.2021).

REFERENCES

1. Akl, A-R. (2014), "Biomechanical study to assess the variations between male and female in long jump", Sport Scientific And Practical Aspects, V. 11 (1), pp. 33-36.

2. Cohen, J. (1988), Statistical power analysis for the behavioral sciences, Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, Hillsdale, NJ.

3. Lees, A., Derby, D. and Fowler, N. (1992), "Sex differences in the jump touchdown and takeoff characteristics of the long jump", Journal of Sports Science, V. 10(6), pp. 558-589.

4. Panoutsakopoulos, V. and Kollias, I.A. (2009), "Biomechanical analysis of the last strides, the touchdown and the takeoff of top Greek male and female long jumpers", Hellenic Journal Physical Education & Sport Science, V. 29 (2), pp. 200-218.

5. Panoutsakopoulos, V., Papaiakovou, G. and Kollias, I.A. (2009), "A biomechanical analysis and assessment of the technique elements of the last strides, the touchdown and the takeoff of junior male and female long jumpers", Inquiries in Sport & Physical Education, V. 7 (3), pp. 333-343.

6. Tucker, C., Bissas, A. and Merlino, S. (2018), "Long jump men. Biomechanical report for the world indoor championships 2018", available at: https://www.worldathletics.org/about-iaaf/documents/research-centre.

7. Tucker, C., Bissas, A. and Merlino, S. (2018), "Long jump women. Biomechanical report for the world indoor championships 2018", available at: https://www.worldathletics.org/about-iaaf/documents/research-centre.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.07.2021

УДК 796.015

КОРРЕКЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Юлия Рамильевна Нигматулина, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Ольга Геннадьевна Румба, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург; Валерия Игоревна Бочарова, кандидат педагогических наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация

В статье рассматривается влияние пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на функционирование сферы физической культуры и спорта. Представлены результаты исследований, проведённых в период с сентября 2020 по апрель 2021 гг., в ходе которых применялись общие методы теоретического исследования (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация) и метод опроса в форме интервью (всего опрошено 63 тренера по 15-ти видам спорта). Потребность в проведении исследования обусловлена необходимостью обобщить впервые нарабатываемый опыт по выстраиванию физкультурно-спортивной деятельности в условиях самоизоляции, чтобы выявить и проанализировать наиболее приемлемые варианты решения проблемы. В результате представлен следующий материал: различные течения событий в спорте под воздействием пандемии, последствия резкого прекращения занятий, изменения в спортивном календаре мероприятий, огра-

ничительные меры, данные интервьюирования тренерско-преподавательского состава, варианты использования и развития современного тренда (интернета и цифровых технологий).

Ключевые слова: пандемия, коронавирусная инфекция, самоизоляция, физическая культура и спорт, дистанционные занятия, цифровые технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p250-255

ADJUSTING THE TRAINING PROCESS AMID THE PANDEMIC: FEATURES AND

PROSPECTS

Iuliia Ramilevna Nigmatulina, the candidate of pedagogical sciences, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Olga Gennadyevna Rumba, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg; Valeria Igorevna Bo-charova, the candidate of pedagogical sciences, Belgorod State National Research University

Abstract

The article discusses the impact of the COVID-19 pandemic on physical education and sports. It provides the findings of research conducted between September 2020 and April 2021 that used general-logic techniques such as analysis, synthesis, abstraction, generalization, and systematization as well as interviews involving 63 coaches in five sports. The research was necessitated by having to draw lessons learned from trying to continue doing sports in the situation of lockdown and sought to ascertain and analyze the most sustainable solutions to the problem. The above has resulted in a narrative describing various sport trends affected by the pandemic, the consequences of abruptly stopping to practice sports, changes in the sporting calendar, restrictive measures, the results of interviewing the coaching staff, as well as the ways to use and promote the up-to-date facilities - the Internet and digital technology.

Keywords: pandemic, coronavirus, lockdown, physical education and sports, remote training, digital technology.

ВВЕДЕНИЕ

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 спровоцировала хаос по всему миру, вызвав значительные социальные потрясения и экономические потери. Спустя год с момента возникновения она остаётся острейшей проблемой и важнейшим детерминантом перестройки многих сфер жизни общества, включая сферу физкультурно-спортивной деятельности. При этом уже очевидно, что данный вирус, скорее всего, станет одним из самых масштабных в современной истории, а пандемия растянется на более продолжительное время - речь идет не о неделях или месяцах, а о годах.

В связи с тем, что вакцинация пока не охватила необходимого минимума населения планеты, руководства большинства государств по-прежнему призывают сограждан по возможности не покидать дома; многие предприятия и организации закрыты, либо функционируют в удаленном режиме. На фоне всё новых волн активного распространения вируса это влечет за собой усугубление трудностей удаленного труда и еще большую минимизацию досуговой деятельности, включая учебно-тренировочную.

Спорт является неотъемлемой частью жизни людей множества стран, о чем, в частности, свидетельствует заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Но в сложившихся обстоятельствах Международный спортивный календарь продолжает пересматриваться в сторону приостановки, переноса, изменения условий проведения или отмены спортивных мероприятий. Так, часть из них:

- перенесены на неопределенный срок;

- перенесены в другие страны с более благоприятной эпидемической ситуацией;

- проводятся при соблюдении регламента ограничительных мер (отсутствие зрителей; сокращение количества участников; обязательный мониторинг здоровья спортсменов; соблюдение социальной дистанции не менее полутора метров; измерение температуры тела; ношение масок тренерами, сотрудниками, зрителями и спортсменами за пределами тренировочной зоны; пользование антисептиками и т.д.);

- проводятся в онлайн режиме с целью улучшения морального духа, психологического состояния, обеспечения досуга спортсменов (для спорта высших достижений - в режиме реального времени, для массового спорта - в форме отправки организаторам видеозаписей выступлений участников до начала судейства онлайн).

При этом самым громким событием в спортивном мире с начала пандемии стал перенос Олимпийских игр в Токио (Япония) с 2020 года на 2021 год. Это произошло впервые за 124-летнюю историю современных Игр (как известно, ранее они полностью отменялись в 1916, 1940, 1944 гг.). О переносе Олимпиады договорились глава МОК То -мас Бах с премьер-министром Японии Синдзо Абэ и председателем оргкомитета Олимпийских игр Ёсиро Мори. Это произошло, когда стало понятно, что в условиях пандемии к предполагаемому сроку начала Игр спортсмены и мировое сообщество не смогут адаптироваться и восстановиться. При этом необходимо отметить, что до сих пор (на момент середины июня 2021 года) вопрос о том, состоится ли уже перенесённая Олимпиада летом 2021 года, остаётся открытым.

В целом, масштаб снижения соревновательной практики таков, что, например, спортсмены России со времени начала пандемии не смогли участвовать в 248-ми международных соревнованиях, из которых 31 старт должен был пройти на территории страны.

Вместе с тем, невзирая на сложную эпидемическую ситуацию в мире, для всех спортсменов и тренеров крайне актуальным (быть может, актуальным как никогда) остается вопрос сохранения и поддержания спортивной формы на достаточно высоком уровне.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование выполнялось с сентября 2020 по апрель 2021 гг. [1]. Потребность в его проведении была обусловлена необходимостью обобщить впервые нарабатываемый опыт по выстраиванию физкультурно-спортивной деятельности в условиях самоизоляции, чтобы выявить и проанализировать наиболее приемлемые варианты решения проблемы.

В ходе проведения исследования применялись методы теоретического исследования (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация) и метод опроса в форме интервью.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сфера физкультурно-спортивной деятельности включает работу со всеми возрастными группами населения и реализовывает многочисленные функции, среди которых не только достижение наивысших спортивных результатов, но также социально и личностно значимые для каждого человека (досуг, профилактика заболеваний, рекреация и реабилитация, воспитание подрастающего поколения).

Наличие ограничительных мер в связи с пандемией СОУГО-19, влияющих на обыденный ритм жизни спортсменов, требует от тренеров, инструкторов, преподавателей переосмысления структуры и содержания тренировочного процесса. Во избежание колоссального снижения подготовленности спортсменов (физической, технической, психологической) - а это проблема, с которой уже столкнулась сфера спорта во всех регионах мира - необходимо рассматривать пути ее решения, искать новые подходы, методики, технологии. При этом важно учитывать, что резкое прекращение тренировок ведет к серьезным негативным последствиям для здоровья, что в условиях пандемии особенно опасно. В частности, следствием внезапной гипокинезии могут стать:

- утрата нервно-мышечной адаптации (потеря мышечной силы - снижение силовых показателей);

- снижение выносливости и объема мышечной массы (параллельно снижается способность мышц усваивать кислород);

- рост объема жировой ткани (замедление обмена веществ, мышцы до некоторой степени теряют возможность сжигать жир);

- повышение артериального давления (сидячий образ жизни влияет на кровеносные сосуды, которые сужаются и адаптируются к замедлившемуся кровообращению, в результате чего могут появиться сердечно-сосудистые заболевания);

- повышение уровня сахара в крови (что способствует развитию сердечнососудистых заболеваний и диабета);

- депрессия, повышенная раздражительность, апатия (согласно результатам исследований журнала Psyhosomatic Medicine, психологическому и мотивационному шоку, в первую очередь, подвержены спортсмены, которые готовились к важным стартам, но были вынуждены сделать резкий перерыв и пересмотреть процесс подготовки).

С целью изучения организации тренировочного процесса спортсменов в условиях пандемии было проведено интервьюирование тренерско-преподавательского состава. В исследовании приняли участие 63 тренера, специализирующихся в лёгкой атлетике, художественной и спортивной гимнастике, спортивных танцах, футболе, боксе, тхэквондо, карате, кэмпо, спортивном ушу, фигурном катании, хоккее, плаванье, большом и настольном теннисе. Из них в бюджетных организациях работают 24 (38%) человека (ДЮСШ, СДЮШОР), в коммерческих организациях - 39 (62%) человек (спортивные клубы, спортивно-оздоровительные комплексы, секции дополнительного образования при общеобразовательных школах, подростково-молодежные клубы).

Согласно ответам респондентов, с началом первой волны карантина коронавируса первые 1-2 недели спортсмены тренировались самостоятельно в домашних условиях. Однако, когда пришло понимание высокой вероятности непрогнозируемой долговремен-ности карантина (о чём свидетельствовало развитие событий в Китайской республике и в отдельных странах Европы), тренеры начали вводить тренировки в дистанционном формате. В результате 47 (74%) тренеров, из числа опрошенных реализовывали тренировочный процесс в онлайн режиме. В целом, на фоне самоизоляции в 86% случаев продолжительность тренировок была сокращена на 25%-50% (таблица 1). Индивидуальные тренировки онлайн проводили 5% респондентов (3 тренера).

Самыми популярными платформами для организации онлайн-тренировок в условиях пандемии стали видеоконференции в Skype и Zoom, в редких случаях использовался Ms.teams.

Таблица 1 - Организация тренировочного процесса спортсменов в условиях пандемии в учреждениях разного типа_

Типы учреждений Период времени

до карантина (январь-февраль 2020 г.) первые недели карантина (март-апрель 2020 г.) во время карантина (апрель-июль 2020 г.) после карантина (с августа 2020 г.)

ДЮСШ, СШОР в обычном режиме оффлайн и онлайн Онлайн (25-50% от общепринятого режима) в обычном режиме

Спортивные клубы, спортивно-оздоровительные комплексы в обычном режиме оффлайн и онлайн Онлайн (25-50% от общепринятого режима) в обычном режиме

Секции доп. образования при школах, подростково-молодёжные клубы в обычном режиме оффлайн и онлайн оффлайн и онлайн оффлайн и онлайн

В целом, очевидно, что в наибольшей степени «пострадал» тренировочный процесс, осуществляемый в секциях дополнительного образования при общеобразовательных школах и подростково-молодежных клубах, где на фоне исключения очного формата не был введён и дистанционный. В указанных учреждениях занятия локально были возобновлены после снятия ограничений, запрещающих осуществлять их деятельность, -лишь с 23 января 2021 года.

Вместе с тем, результаты исследования позволили отметить, что хорошим подспорьем для ответа на многие вызовы пандемии стала ускоренная цифровизация тренировочного процесса, в том числе основанная на онлайн-технологиях. Как известно, компьютерные технологии в физической культуре и спорте активно развивались и ранее, что проявлялось в возникновении огромного количества технических разработок, связанных с учётом, подсчётом, демонстрацией, статистическим анализом разнообразных параметров движений человека, реализуемых во всех направлениях физкультурно-спортивной деятельности. Однако в сложившихся обстоятельствах в эту сферу жизни людей активно и практически безальтернативно вошли также Интернет-технологии, позволяющие осуществлять тренировочный процесс в удаленном режиме. Данная ситуация, безусловно, требует осмысления, упорядочивания подходов, обоснования новых методических разработок (желательно российского производства). В ней есть минусы, но есть и плюсы, один из которых - возможность положительно влиять на двигательную активность населения.

И этот тренд в настоящее время стремительно развивается. Он проявляется в появлении возможностей не останавливать тренировочный процесс, реализуя его в онлайн режиме; сохранять трансляции тренировок в видео-формате (а это позволяет тренерам и спортсменам анализировать проделанную работу, что ранее было доступно лишь сборным командам страны); уделять достаточное внимание совершенствованию таких деталей мастерства спортсменов, на которые в традиционном режиме тренировок, как правило, не хватает времени (особенно при плотном календаре соревнований).

Очевидным плюсом сложившейся ситуации явилось также то, что в тандеме преподаватель, научный сотрудник по физической культуре (теоретик) и тренер (практик) более регулярными и востребованными стали онлайн конференции отдельно для тренерского состава, судей, спортсменов и даже родителей. Зачастую, в этот процесс вовлекают спортивных психологов и спортивных врачей. В совокупности это дает уникальную возможность углубиться в профессиональный процесс, обобщить теоретический и практический опыт, осуществлять обработку информации, доносить качественный материал до необходимого круга людей, которые могут задавать вопросы в режиме реального времени.

Иными словами, сложившаяся ситуация пандемии, невзирая на все ее негативные проявления и последствия, создала, по сути, безальтернативные условия для разработки и внедрения инноваций в тренировочный процесс и во всю сферу физкультурно-спортивной деятельности. Так, активно разрабатываются мобильные приложения, помогающие в организации правильного режима дня, в контроле нагрузок, антропометрических данных, физического развития, в реализации правильного питания с подсчетом калорий и т.д. Молодое поколение, обладающее «цифровым мышлением», довольно быстро и хватко берет на вооружение новые устройства и использует их для саморазвития. Однако и многие возрастные специалисты вынуждены осваивать информационные технологии. Причем, очевидно, что их знания и опыт будут бесценны в грядущих в долгосрочной перспективе пересмотрах программ, переоценке приоритетов, переработке методических материалов [1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование показало, что пандемия коронавируса СОУГО-19 стала сложным испытанием для сферы физкультурно-спортивной деятельности, вынудив специалистов отрасли искать и разрабатывать абсолютно новые способы работы и варианты взаимодействия. Главным результатом этого непростого периода является заметное проникновение цифровых технологий (в том числе дистанционных) в функционирование отрасли, включая тренировочную, учебно-методическую, соревновательную виды деятельности. В целом, следует отметить, что, конечно, невозможно заменить традиционные формы физкультурно-спортивной деятельности на удаленные, поскольку главным в тре-

нировочном, учебно-методическом, соревновательном и других процессах является непосредственное взаимодействие их участников. Однако в будущем эти формы можно дополнить. В этом смысле для представителей научного спортивного сообщества предстоит большая работа по осмыслению возможностей сопряжения традиционных и электронных способов организации физкультурно-спортивной деятельности. На текущий же момент временно появившиеся возможности однозначно создают условия для безопасного и опережающего (с позиции физического и психологического травматизма) возвращения спортсменов в полноценный тренировочный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Nigmatulina, Iu.R. Correction of the training process in a pandemic: implementations and prospects / I.R. Nigmatulina, O.G. Rumba, A.A. Skorokhodov // Process Management and Scientific Developments : Proceedings of the International Conference. - Birmingham, United Kingdom, 25 ноября 2020 года. - Birmingham, United Kingdom, 2020. - P. 187-191.

REFERENCES

1. Nigmatulina, I.R., Rumba, O.G. and Skorokhodov, A.A. (2020), "Correction of the training process in a pandemic: implementations and prospects", Process Management and Scientific Developments : Proceedings of the International Conference, Birmingham, United Kingdom, 25 November 2020, pp. 187-191.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.06.2021

УДК 378.147

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ПЕРСПЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Илья Валерьевич Николаев, кандидат педагогических наук, Кирилл Юрьевич Машков,

кандидат педагогических наук, Макар Сергеевич Ананьин, кандидат культурологических наук, Московский педагогический государственный университет, Сергей Анатольевич Хутин, кандидат экономических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва

Аннотация

С целью методологического и экспериментальное обоснование организационно-педагогических условий подготовки студентов в вузах физкультурно-педагогического профиля, исходя из вероятностных процессов предстоящей профессиональной деятельности в учреждениях общего среднего образования, разработана модель проектно-перспективного обучения по физическому воспитанию. Выявлена эффективность проектно-перспективной организации образовательной среды, обеспечивающей проектный уровень адаптации будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности. Сформулированы психолого-педагогические условия, обеспечивающие заблаговременную адаптацию обучаемых за счет операционной целостности условных компонентов образовательной среды.

Ключевые слова: вузы физкультурно-педагогического профиля, заблаговременная профессиональная адаптация, физическое воспитание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p255-259

MODELING OF DESIGN AND PERSPECTIVE EDUCATION IN UNIVERSITIES OF PHYSICAL AND PEDAGOGICAL PROFILE

Ilya Valerievich Nikolaev, the candidate of pedagogical sciences, Kirill Yurievich Mashkov,

the candidate ofpedagogical sciences, Makar Sergeevich Ananin, the candidate of cultural

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.