Научная статья на тему 'Коррекция свойств личности - процесс повышения уровня психологического здоровья личности'

Коррекция свойств личности - процесс повышения уровня психологического здоровья личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2037
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция свойств личности - процесс повышения уровня психологического здоровья личности»

Петанова Е.И.

КОРРЕКЦИЯ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ - ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

Санкт-Петербургский государственный университет

Современный человек достаточно часто оказывается в обстоятельствах, когда его потенциал личностных качеств не удовлетворяет его, так как, то, что он знает о своем поведении или то, что констатируют его окружающие является или недостаточным, или избыточным в контексте ситуационной действительности. В некоторых случаях тот, кто переживает такого вида неудовлетворенности, даже осознает, чего именно ему «не хватило» в поведении: сдержанности или настойчивости, активности или способности переключиться на другую стилистику взаимодействия и т.д. Из этого следует, что современному человеку, озабоченному повышением уровня своей эффективности необходимо знание о способах коррекции, а иногда и самокоррекции свойств личности.

Коррекционный процесс может осуществляться в разных концептуальных парадигмах. Предлагаемая для обсуждения информация содержит основные принципы и методологию организации такого процесса по психоаналитической модели.

Цели «психоаналитической» коррекции - помощь личности в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и неадекватных действий. За счет их осознания и проработки личность обретает ресурс саморегулирования своего поведения и эмоций.

Психокоррекционный процесс реализается по традиционной схеме псми-хоаналитической психотерапии и предполагает следующие этапы.

1.Установление аналитической связи между психологом и клиентом.

2.Возникновение трансфера - центрального процесса, определяющего успех коррекции - перенос клиентом на психоаналитика чувств, испытываемых им к другим людям, как правило, к родителям, т.е. проекция ранних детских установок и желаний в отношении родителей на другое лицо. В зависимости от характера этих чувств, нежно-дружеских или злобно-ревнивых, перенос может быть позитивным или негативным. 3. Выявление подавляемого "цензурой" содержания бессознательного методом свободных ассоциаций, толкованием сновидений, анализом невротических симптомов.

В соответствии с психоаналитическими традициями, в качестве основных механизмов коррекции выделяются следующие пять процессов:

1. аналитическая связь;

2. катарсис, осуществляемый через вербализацию чувств и переживаний (очищение в эмоциональном потрясении, способствующее освобождению от "конфликтных" переживаний и мыслей);

3/ инсайт как более глубокое понимание себя и своих отношений со значимыми людьми в реальной жизни;

4/ тестирование реальности для установления эффективности и границ новых способов взаимоотношений со значимыми другими;

5/ сублимация подавленных бессознательных импульсов и тенденция согласования их с социальными нормами и моралью, с ожиданиями общества.

Позиция психолога. В классическом психоанализе роль и позиция психолога фиксированы и характеризуются отстраненностью (эмоциональная нейтральность), личностной закрытостью, способностью выдержать «перенос», осознавать и контролировать «контрперенос», реалистичность восприятия и способность к адекватным интерпретациям. Психолог должен осознавать собственные проблемы, контролировать свои реакции и предвидеть их влияние на клиента. Обязательным условием профессиональной подготовки психоаналитика является прохождение длительного курса психоанализа.

Позиция клиента. К клиенту также предъявляется ряд требований. Во-первых, от него ожидается принятие самой концепции психоанализа. Во-вторых, клиент должен стремиться к откровенности и быть готовым пережить кризис самоосознания. В-третьих, для эффективной психоаналитической работы клиент сам должен обладать достаточно развитым интеллектом. А также в условия контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательства воздерживаться от резких перемен в личной жизни на протяжении всего психокоррекционного курса.

Процесс психокоррекции.

Первая стадия - поиск «очага» (его вспоминание) формирования свойства личности, выделенного как «мишень» коррекционной работы. На этой стадии используются методы ассоциаций, наблюдение за поведением человека. Стадия заканчивается обнаружением этого очага.

Вторая стадия - вербализация субъективного восприятия и отношения к «мишени коррекции». Клиент проговаривает или проективно материализует в объектах творчества свои переживания, связанные с исследуемым свойством личности, и источники этих переживаний. Это очень болезненный процесс, так как человек заново переживает и страдает, при этом часто формируется негативное и агрессивное отношение к психологу. Стадия считается оконченной после того, как человек все рассказал и начал постепенно успокаиваться.

Третья стадия - переоценка значимости событий, в которых клиент констатировал неадекватное проявление свойства личности. При этом меняется система определений, «понятийный ряд» клиента. Так, например, «субъективно воспринимаемое свойство как проблемное и отвергаемое» далее определяется как «исследуемое» др. На этой стадии особое значение имеет внимательное и заботливое отношение психолога к клиенту, помощь клиенту в изменении его системы установок относительно своей личности.

Четвертая стадия - эмоциональная окраска «новой системы установок» на свойство личности, положительная и спокойная форма проявления данного свойства в «символической ситуации».

Пятая стадия - ликвидация «очага напряжения» в структуре качеств личности.

Психоанализ, как психокоррекционный процесс, включает такие процедуры как конфронтация, прояснение, интерпретация и проработка.

Конфронтация используется для того, чтобы показать клиенту, что он чего-то боится, избегает, для выделения того психического феномена, который должен стать предметом анализа.

Кларификация (прояснение) состоит в четкой фокусировке значимых деталей.

Интерпретация предполагает преобразование неосознаваемых деталей и преобразование их в осознанные.

Проработка включает комплекс процедур и процессов, которые необходимо осуществлять после инсайта. Это наиболее трудоемкая часть психокор-рекционной работы, так как требует преодоления сопротивления преобразованию личности.

Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник:

метод свободных ассоциаций; толкование (интерпретация) сновидений; интерпретация; анализ сопротивления; анализ переноса.

1. Метод свободных ассоциаций заключается в том, что психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предложения, которые проявляются у клиента и отражают его переживания. Высказывания могут вестись в случайном порядке, они являются спонтанными, непроизвольными.

2. Толкование (интерпретация) сновидений клиента, которое сам З.Фрейд назвал» самым коротким путем в подсознание». Во время сна ослабевают «эго» защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания переживания. Сновидения - это не только иллюстрация подавленных переживаний, но и процесс их перевода в более приемлемую для сознания форму.

Задача психолога состоит в раскрытии латентного содержания сновидений и побуждении клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, Этот процесс способствует осознанию реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших содержание снов.

3. Интерпретация представляет собой разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживаний или поведения. Основными правилами интерпретации являются следующие: от поверхностного, к глубинному; интерпретировать то, что клиент способен осознать; прежде чем

интерпретировать информацию, необходимо указать клиенту на защитные механизмы, лежащие в основе субъективных мнений и переживаний.

4. Анализ сопротивления. Коррекционным механизмом этой техники является конфронтация психолога по отношению к «эго» защитным механизмам, так как именно сопротивление «эго» является главной помехой осознанию личных проблем. Существенным моментом в работе с сопротивлением является не «подавление» защитных механизмов (психологические защиты необходимы), а осознание уровня проявления их дисфункциональности.

5. Анализ переноса, так как он способствует осознанию фиксаций, определяющих поведение и переживание клиента. Смысл анализа переноса состоит в обнаружении подлинных психо-эмоциональных основ, зафиксированных форм поведения, интерпретации их и тем самым помощи в их проработке и изживании.

Техники психокоррекции. Первая группа методов связана с исследованием содержания бессознательного клиента. Здесь используются техника ассоциаций - спонтанных и направляемых, наблюдение за поведением человека, изучение продуктов его творчества, в том числе связанного с юмором. Используются психодиагностические опросники (например, для исследования бессознательных защитных механизмов) и проективные методы исследования личности.

Вторая группа методов акцентирует внимание на компенсаторных механизмах и ресурсах развития свойств личности, (которые и предопределяют содержание коррекционной программы).

С помощью третье группы методов психолог старается довести до сознания клиента то, как он воспринимает действительность.

С помощью четвертой группы методов психолог побуждает клиента к изменению содержания значимых потребностей или к изменению стилей их реализации.

Выбор и эффективность того или иного метода или техники коррекции зависят от целого ряда факторов, таких как содержание и уровень «проблемно-сти» свойства личности клиента, степень его коррекционных возможностей, квалификация психолога, психокоррекционная ситуация в целом и др.

Процесс психокоррекции.

Контакт. В возникновении контакта важную роль играют установка, формируемый образ партнера (имидж), активность бессознательного той личности, с которой устанавливается контакт, способность к «резонансу» психолога как обретение соответствующих другому человеку ритмов психологической деятельности. Значительную роль играет в этом интуиция - бессознательные механизмы понимания друг другом. Практически, это сводится к умению дли-

тельное время выслушивать другого, вникая в его эмоциональное состояние. При этом психолог получает информацию от клиента, давая (на первоначальном этапе) минимум своей информации, т.к. возможно, что информация, предоставляемая психологом, приведет к снижению активности клиента, усилит его сопротивление, будет способствовать пассивному следованию в русле психолога. При правильной тактике психолог остается не связанным предвзятым отношением, свободен и пластичен при восприятии клиента. Лишь иногда короткими репликами он предвосхищает высказывания клиента (на основании своего опыта), что ведет последнего к впечатлению о том, что психолог глубоко его понимает (прием преднамеренного угадывания проблем клиента). Психолог использует в это время невербальные воздействия (выражения лица, сдержанные жесты, поза и т.д.). Невербальные компоненты контакта, идущие от психолога, могут как сопровождать слова клиента, так и опережать их, что дает последнему возможность иначе оценить то, что он говорит, снизить эмоциональную сторону рассказываемого. Например, рассказывая психологу о том, что положение, в которое он попал, якобы «безвыходное», он может на несколько секунд раньше увидеть как психолог отрицательно качает головой или делает иронический жест рукой. Тогда клиент уже иначе относится к словам «положение безвыходное», которое он привык воспринимать без критики.

Практикум.

1. Предварительное интервью.

Задача: обследование клиента, позволяющее оценить возможность психоаналитического процесса с ним.

Любой процесс обследования предполагает два метода сбора данных: задавание вопросов и выслушивание ответов.

Первый блок вопросов.

Вопросы предполагают прояснение следующей информации:

- имеет ли клиент диагностированные органические расстройства мозговой деятельности или психическое расстройство, тяжелые соматические заболевания;

- обращается ли за психокоррекционной помощью впервые или повторно;

- цель его обращения в данный момент, т.е. его сегодняшние проблемы, степень их остроты - не нуждается ли клиент в ситуационной помощи;

- при жалобе на депрессивное состояние задаются вопросы о наличии суицидных мыслей, намерений и попыток; следует обратить внимание на ментальную и телесную репрезентацию симптомов.

Второй блок вопросов сконцентрирован вокруг обращения клиента к данному виду психокоррекции и конкретному психологу. Выявляются первоначальные ожидания клиента, их реалистичность (например, в нашей сегодняшней ситуации клиент не всегда осведомлен о сути той или иной психологической мето-

дологии и может отождествлять психоанализ с ясновидением). Выявляются скрытые или явные методологические предпочтения клиента: есть ли у него «ориентация на внушение» или рационально-прагматические установки. Каковы самые общие установки клиента в отношении факта обращения за помощью? Каковы надежды клиента на избавление от проблем? Каковы его опасения по поводу процесса психокоррекции, возможных последствий для жизни, ее реальных изменений?

Третий блок вопросов связан с самой личностью клиента:

- как он мог бы представить себя психологу для облегчения понимания его проблемы, какой портрет себя у него имеется на сегодняшний день;

- каким, по его мнению, видят его другие люди;

- что самому клиенту в себе нравится, что он относит к своим сильным сторонам, на что может опереться в психокоррекционной работе;

- что его беспокоит в себе самом, каким человеком о себя считает.

Ответы клиента позволяют психологу оценить навыки аналитической и рефлексивной работы и перспективы их развития в процессе психокоррекции. Степень сформированности самоидентичности или наличие конкретных и частных самооценок вне их целостности; степень самостоятельности суждений о себе или апелляция мнениям других; избирательность внимания к сугубо определенным аспектам Я (позитивным или негативным) или объективное видение себя.

Четвертый блок вопросов касается людей ближайшего окружения клиента:

- каков их круг, каков характер отношений, есть ли у клиента друзья;

- как клиент описывает своих друзей, какие характеристики являются для него значимыми;

- присутствуют ли в его жизни, как ему кажется, близкие отношения, интимные (в обоих смыслах слова);

- семейное положение и отношения в семье;

- есть ли у клиента недоброжелатели или враги;

- как бы клиент мог охарактеризовать свои отношения с людьми в целом.

Психолог обращает внимание на: преобладающий эмоциональный тон отношений с людьми; проблемы, связанные с одиночеством; отношения к близости-интимности; проясняются устойчивые паттерны отношения к себе и другим; индивидуальные наборы механизмов защиты и поведенческие стратегии совладания с тревогами.

Пятый блок вопросов касается планов клиента на будущее.

На основе анализа информации, полученной от клиента, принимается решение относительно возможности аналитической психокоррекции с данным клиентом.

Если принимается решение начать работу, обсуждаются вопросы психокор-рекционного контракта, т.е. организационных принципов работы, которые ока-

зываются глубоко ассоциированы с самыми существенными проблемами клиента и, как правило, вызывают сильные эмоциональные реакции, при этом связь организационных вопросов с глубинными личностными проблемами самим клиентом не осознается.

Коррекция средствами искусства (арт-терапия). Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. И вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся с целью психологической коррекции и терапии личности. Эффективность применения искусства основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

Занятие искусством позволяет достичь состояния психического комфорта. При этом «художник» превращается в «зрителя», дистанцируясь от проблемы, как бы наблюдая со стороны.

Исходя из особенностей рисунков, можно предположить, на чем сфокусирована рефлексия клиента: на чувствах или проблемах. В первом случае рисуются чувства , переживания в символической форме. Во втором - ситуации, действия.

Психологу важно понять истинные причины переживаний клиента. Это достигается с помощью соответствующих вопросов.

Арт-деятельность предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности. Поощряется спонтанный характер творческой деятельности.

Упражнение 1. «Рассказ в картинках» помогает рассмотреть какую-либо проблему в динамике, воссоздать последовательность обстоятельств, поступков и отношения к ним. Клиент в символическом пространстве рисунка может изменить то, что составляет его проблему.

Данная техника имеет особую ценность в работе с теми, кто затрудняется в вербализации событий и чувств.

Задание. Нарисуйте и расскажите:

1. Из-за каких качеств вашей личности, как вы считает, у вас возникают проблемы?

2. Когда вы это заметили и что, в связи с этом, произошло?

3. Нарисуйте ваши представления о ситуации, в которой отчетливо проявились эти качества.

4. Нарисуйте, что будет, если ваши качества изменятся в необходимом направлении и объеме.

5. Нарисуйте себя в будущем, когда ваши качества будут вас удовлетворять.

Арт-деятельность может стимулировать нарциссизм и уход в себя, а не приводить к установлению контактов.

Занятия могут быть структуированными и неструктуированными. Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются теми, от кого следует запрос в коррекции.

На занятиях используют музыку, пение, движение, поэзию, танец и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются разные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными.

В структуре каждого занятия можно выделить две основные части: 1) невербальная, творческая; 2) вербальная, предполагает интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций.

Техники.

Цель: достижение катарсиса.

1. «Зеркало» Два человека становятся друг против друга. Один посредством мимической экспрессии выражает свои чувства, другой с ними идентифицируется и повторяет их. Продолжается работы 2-3 минуты. Далее обсуждается уровень адекватности идентификации.

2. «Рисование в воздухе». Размашистыми движениями выражаются переживания, реакции.

3. «Могу позволить себе вести себя как ребенок...

Ролевая игра. В проблемной ситуации, где свойства взрослой личности могут блокироваться, позволительно «регрессировать» до детского состояния и спонтанно реагировать.

4. «Слепой и поводырь». Задача «слепого» - закрыть глаза и найти в группе «поводыря». Для этого необходимо двигаться по помещению с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой», и станет его «поводырем». «Слепой, сопровождаемый «поводырем», не вербально выражает свои «проблемные» качества личности. Затем партнеры меняются ролями и, бывший поводырь в роли слепого, не вербально демонстрирует качества своего партнера.

Цель: формирование способности к взаимодействию.

1. «Рисование с партнером». Два человека спонтанно начинают рисовать на одном большом листе бумаги. Продолжительность рисования - «-3 минуты. После завершения, обменяйтесь с партнером впечатлениями о том, что происхо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дило во время упражнения. Посмотрите, не можете ли вы провести параллели между тем, как вы рисуете, и тем, как вы взаимодействуете с партнером в реальной жизни.

2. «Создание групповой скульптурной композиции». Один из участников групповой коррекции пытается из остальных членов группы как режиссер и скульптор сформировать композицию, в которой были бы отражены его проблемные свойства личности, в то же время, была бы представлена реакция его окружения на них.

3. « Запретный плод». Какой-то предмет символически отражает запретный плод. Каждый из участников группы не вербально демонстрирует то, как он будет действовать в ситуации, когда у него возникнет высокий уровень желания заполучить этот запретный плод. Процесс может быть организован с помощью других участников группы коррекции. Однако задачи посредников могут быть обозначены только невербально.

. Цель: Выделение наиболее значимых фактов профессионального опыта.

Отвечайте на вопросы как можно более непринужденно и полно, поскольку это упражнение носит конфиденциальный характер.

Какие события из вашего профессионального опыта доставляют или доставляли вам наибольшую радость?

Какие события из вашего профессионального опыта доставляют или доставили вам наибольшие огорчения?

Какое профессиональное действие привлекает вас в наибольшей степени? Какое профессиональное действие для вас наименее приятно?

2. Выявление бессознательных защитных механизмов.

а) Вспомните двух мужчин и двух женщин, которые вам нравятся или которых вы любите больше всего в вашей жизни, исключая родителей.

Опишите положительные и отрицательные стороны каждого из них. Обратите внимание на имеющиеся сходства и различия в ваших списках, поразмышляйте над ними. Существуют ли некоторые черты, общие в тех людях, которых вы вспомнили.

б) Составьте список своих положительных и отрицательных черт.

в) Сравните и сопоставьте список ваших характерных черт с характеристиками людей, имеющих для вас большое значение.

3. Изучение того, способны ли вы к сотрудничеству в профессиональной практике.

Чтобы лучше уяснить, насколько в вас развито стремление к сотрудничеству

и интерес оказания помощи коллегам, попробуйте в течение одной недели уделять этому столько времени, сколько вы сможете. Ведите запись своего поведения и своих ощущений. Примите решение не отказываться от помощи коллегам в разрешении их профессиональных трудностей, даже если придется потратить часть ценного для вас времени, свои знания и энергию. Не просто ждите, пока вас попросят, но активно ищите возможность предложить свою помощь другим. В конце недели проверьте свои впечатления. Как другие люди реагировали на ваши действия? Что вы чувствовали, помогая другим? Что вы узнали, выполняя это упражнение?

Литература.

1. Александров А.А. Современная психотерапия: Курс лекций. СПб, 1997.

2. Берн Э. Введение в психоанализ и психотерапия для непосвященных. СПб., 1991.

3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев, 1997.

4. Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. СПб.2000. 6. Захаров А.И. Групповая психотерапия при неврозах детского возраста: Методические рекомендации. Л., 1979.

5. Карвасарский Б.Д. Пчсихотерапевтическая энциклопедия. «Питер»,1999.

6. Петанова Е.И. Введение в психотерапию и психокоррекцию. Ленинград, 1997.

7. Рудестам К. Групповая психотерапии. СПб., 1998.

Т.В.Рогачева

КЛАССИЧЕСКИЙ, НЕКЛАССИЧЕСКИЙ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ БОЛЕЗНИ

Уральский государственный технический университет - УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Екатеринбург

Современная психология, в том числе и медицинская, в настоящее время существует одновременно в разных методологических парадигмах, что, с одной стороны, существенно затрудняет определенность в выборе предмета, методов, технологий и способов решения стоящих перед ней проблем, а с другой - предоставляет психологу широкие возможности для решения поставленных задач. Это и есть кризис, который выступает принципиально важным моментом развития современной психологии. Кризис - это свидетельство того, что прежние источники исчерпали свои ресурсы и процессы распада сложившихся структур стали преобладающими. Вместе с тем кризис - это новые возможности, которые знаменуют «полный опасностей шанс» воссоздать того самого «слона», о котором образно написали еще древнегреческие философы. Необходимо четко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.