Научная статья на тему 'Технология проблемно-ориентированной психокоррекции'

Технология проблемно-ориентированной психокоррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОПИНГ-ПРОЦЕСС / СОЗНАТЕЛЬНОЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ИНСАЙТ / PROBLEM-ORIENTED PSYCHOCORRECTION / EXPOSURE / COPING-PROCESS / CONSCIOUS / UNCONSCIOUS / INSIGHT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корчмарюк Владислав Анатольевич

в статье определены цели, проблемы и суть проблемно-ориентированной психокоррекции, поэтапно представлена технология ее проведения, выделены компоненты копинг-процесса, анализируются ступени проблемно-ориентированной психокоррекции, дано определение инсайта как результата психокоррекционных воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the paper defines the goals, challenges and the essence of the problem-oriented psychocorrection, gradually brought the technology of its holding, isolated components of the coping process, analyzes the level of problem-oriented psychocorrection, a definition of insight as a result psychocorrectional effects.

Текст научной работы на тему «Технология проблемно-ориентированной психокоррекции»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

В. А. Корчмарюк

Аннотация: в статье определены цели, проблемы и суть проблемно-ориентированной психокоррекции, поэтапно представлена технология ее проведения, выделены компоненты копинг-процесса, анализируются ступени проблемно-ориентированной психокоррекции, дано определение инсай-та как результата психокоррекционных воздействий.

Ключевые слова: проблемно-ориентированная психокоррекция, воздействие, копинг-процесс, сознательное, бессознательное, инсайт.

The summary: the paper defines the goals, challenges and the essence of the problem-oriented psychocorrection, gradually brought the technology of its holding, isolated components of the coping process, analyzes the level of problem-oriented psychocorrection, a definition of insight as a result psychocorrectional effects.

Keywords: problem-oriented psychocorrection, exposure, coping-process, conscious, unconscious, insight.

Основными целями проблемно-ориентированной психокоррекции являются комплексное решение вопросов психолого-педагогического и медико-социального воздействия на сотрудников силовых структур, осуществление контроля влияния бессознательного на развитие личности в социально-обусловленной профессиональной деятельности, поддержание и сохранение их здоровья, работоспособности, социально-психологического статуса.

Личность постоянно находится под влиянием,с одной стороны, социальных норм, установок, ожиданий коллег, близких людей, с другой — бессознательных компонентов психики, состоящих как из положительных пережитых моментов, так и из отрицательных ситуаций, и все это контролируется сознанием.

Проблемно-ориентированная психокоррекция направлена на решение следующих основных проблем:

1. Личностные нарушения, связанные с внутренней дисгармонией собственного «Я».

2. Невозможность качественно исполнять служебные обязанности из-за бессознательного внутриличностного конфликта.

3. Влияние нерешенных семейных проблем на психическое состояние и неосознанный перенос внутриличност-ных проблем на близких.

4. Существенные затруднения межличностного взаимодействия под влиянием внутриличностных проблем.

5. Психокоррекционное воздействие на лиц, находящихся в состоянии психической дезадаптации, со сниженными функциональными резервами, нарушениями психической деятельности, признаками ОСР и ПТСР.

Одна из важнейших целей проблемно-ориентированных психокоррек-ционных воздействий — способствовать сокращению дистанции между внутренней картиной мира объекта и внешней реальностью и нормами.

Активное разрешение проблем является когнитивно-поведенческим про-

цессом, в результате которого формируется общая социальная компетентность личности, обладающая микросредовы-ми, макросредовыми и индивидуально-психологическими копинг-ресурсами.

Следует выделить пять компонентов копинг-процесса:

1) ориентация в проблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонентов для общего ознакомления;

2) определение и формулирование проблемы, ее описание в конкретных терминах и идентификация специфических целей;

3) генерация альтернатив, разработка многочисленных возможных вариантов решения проблемы;

4) выбор оптимального варианта решения проблемы;

5) выполнение решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности.

Критерии эффективности преодоления в основном связаны с психическим благополучием субъекта и определяются понижением уровня его невротиза-ции, выражающейся в ситуативном изменении депрессии, тревожности, психосоматической симптоматики и раздражительности. Существуют общие достаточно устойчивые выводы об эффективности и предпочтительности различных форм преодолевающего поведения, наименее эффективными стратегиями у сотрудников при сложных ситуациях в деятельности являются избегание и самообвинение во всех вариантах, а также занижение своих возможностей. Что касается группы защитных форм преодоления, выражающихся в искаженном понимании действительности, то их эффективность оценивается неоднозначно. Эти формы совершенно дезадаптив-

ны, они нарушают ориентацию сотрудника в информационном пространственном поле, что предопределяет возможность проблемно-ориентированной психокоррекции взаимодействием сознательных и бессознательных сфер личности.

Под взаимодействием сознательных и бессознательных сфер личности мы понимаем комплекс внутриличност-ных и внешних факторов, оказывающих существенное влияние на психическое равновесие человека и результаты его социальной деятельности, воздействовать на которые и развивать профессионализм можно с помощью проблемно-ориентированных психокоррекционных технологий.

Ступени проблемно-ориентированной психокоррекции

1. Создание устойчивых межличностных отношений и конструктивных рабочих отношений между клиентом и психологом.

Внимательное, активное слушание — важная предпосылка устойчивых отношений доверия. При этом психолог в ходе как вербального, так и невербального общения должен быть понятным для клиента. Целенаправленные вопросы свидетельствуют о понимании им клиента и облегчают последнему изложение своих желаний, стремлений. Психологу следует сразу же отнестись с пониманием к выражаемому клиентом желанию обрести защиту, поддержку со стороны компетентного, авторитетного лица. Психологу следует идти навстречу клиенту. Этого можно достичь при помощи одобрения и поощрения, а также ясных и содержательных ответов на вопросы клиента. Постоянно следует учитывать, что, как правило, ожида-

ния клиента первоначально не соответствуют представлениям о проблемно-ориентированной психокоррекции.

Проблемно-ориентированная психокоррекция заключается в том, чтобы помочь клиенту помочь самому себе. Сделать это положение понятным для клиента — одна из задач процесса, осуществляемого в рамках проблемно-ориентированной психокоррекции.

Первые шаги в этом направлении психолог может сделать, отмечая не только проблемы и недостатки клиента, но прежде всего те проявления здоровья, самостоятельности, активности, которые он в нем замечает, подчеркивая и повторяя их, раскрывая их значение в качестве копинг-ресурсов решения проблемы.

Для создания конструктивных рабочих отношений необходимо также, чтобы психолог в понятной форме рассказал клиенту о концепции проблемно-ориентированной психокоррекции, о ее смысле и цели. Клиент должен знать, что ему предстоит, что его ожидает и что ожидают от него. Временные границы, делающие проблемно-ориентированную психокоррекцию «прозрачной», как показывает опыт, скорее ободряют клиента, чем вызывают у него разочарование, поскольку у него перед глазами оказывается достижимая цель. Клиенту следует также дать понять, что в ходе психо-коррекционной работы он будет активным партнером психолога. Тем самым за ним признаются такие возможности, о каких он сам еще никогда не думал. Он вырастет в своих глазах и испытает воодушевление.

2. Понимание проблемы клиента.

Клиенту должна быть предоставлена возможность выразить субъективную

точку зрения на имеющуюся проблему или проблемы. Отправной точкой психоаналитической работы должны служить не абстрактные, заимствованные из учебника конструкции, не «психологика» психолога, а представления клиента о своих проблемах, его собственные попытки их объяснения и решения.

Хотя многие клиенты говорят сначала лишь о симптомах, затрудняющих их жизнь, большинство из них имеет соображения, касающиеся причин своего состояния, а часто даже свои теории возникновения болезни, основывающиеся на субъективных принципах причинности. Важно бывает понять внутренние связи «субъективных теорий болезни», поскольку часто именно в них заключается настоящая проблема, тормозящая решение или делающая его невозможным.

В связи с этим изложение клиентом своей проблемы заслуживает максимального внимания психолога. Позиция (пусть и не выраженная словесно) «Больше вам не нужно мне ничего рассказывать. Я уже сам все знаю о ваших неприятностях» была бы не только проявлением высокомерия по отношению к клиенту, но и, скорее всего, привела бы к ошибочному пониманию его проблемы и заблуждениям. Важно также обращать внимание и на то, что думает клиент, и на то, как он думает, какую субъективную логику он использует, поскольку, как правило, большего успеха удается добиться, используя при решении проблемы логику клиента, чем навязывая ему совершенно новый, чуждый ему образ мышления.

3. Анализ проблемы.

Осуществляется целенаправленный анализ имеющих отношение к делу

факторов, способствовавших возникновению проблемы или мешающих ее решению. Анализ проблемы позволяет вскрыть те аспекты, которые клиент при изложении проблемы затушевал, поскольку они, вероятно, вызывают у него слишком сильный страх или чувство стыда. Психоаналитическая ситуация должна обеспечить ему защиту, позволяющую рассмотреть эти ситуации и обсудить их.

Анализ проблемы расширяет или дополняет субъективное изложение проблемы клиентом.

Теоретические конструкции психолога отходят на задний план. Все связанные с проблемой обобщенные гипотезы — объяснения, выводы и оценки — выдвигаются лишь на следующей ступени определения проблемы. Чтобы иметь возможность четко видеть все важные для проблемно-ориентированной психокоррекции аспекты проблемы, анализ проблемы рекомендуется проводить по следующей схеме:

1. Условия в настоящее время: в чем заключается проблема, как она проявляется здесь и теперь? Какие внутренние и внешние ситуации способствуют возникновению проблемы? Какие восприятия, ощущения, наблюдения, какие когнитивные оценки, какие эмоциональные реакции, какое поведение, какие действия, их последствия и противодействия порождают проблему?

2. История жизни клиента: откуда взялась проблема? Предшествовали ли проблеме какие-либо переживания, которые могли способствовать ее возникновению. Когда, где и как возникла проблема? Как она менялась с течением времени?

3. Функциональное значение: каков

смысл этой проблемы? Как ее существование упорядочивает теперешние межличностные отношения? Какой смысл имеет эта проблема в теперешней жизненной ситуации клиента? Для чего она нужна? В чем ее возможная польза?

Не всегда на первой стадии проблемно-ориентированной психокоррекции удается получить исчерпывающие ответы на все три приведенных вопроса: Что? Почему? Для чего? Особенно трудным может оказаться вопрос «Для чего?», вопрос о функциональном значении проблемы. Ответ на него мы часто получаем лишь на последующих стадиях психокоррекционного процесса. Анализ проблемы должен, однако, дать достаточно материала для формулировки как можно менее спекулятивного, базирующегося на знании клиента определения проблемы или гипотетического ее объяснения.

4. Определение проблемы, постановка цели и планирование проблемно-ориентированной психокоррекции.

Определение проблемы содержит гипотетическое объяснение и одновременно предполагает постановку цели, а цель определяет конкретную стратегию проблемно-ориентированной психокоррекции.

Определение проблемы, основывающееся на убеждениях клиента и его объяснениях причин болезни, должно быть сформулировано общедоступным языком, не содержать никакой специальной терминологии и не противоречить здравому смыслу. Здесь нет места сложным психодинамическим гипотезам, где принимаются во внимание лишь неосознаваемые процессы. Ведь если определение проблемы или гипотеза существуют лишь в голове психолога и понятны

лишь его коллегам, а не самому клиенту (и могут даже отвергаться последним), то это не ведет к взаимному активному сотрудничеству, которое необходимо в проблемно-ориентированной психокоррекции. Особое внимание следует уделять тому, чтобы определение проблемы формировалось на основании конкретных данных клиента с помощью индукции. Оптимальным можно считать такой случай, когда удается подвести клиента к самостоятельной формулировке проблемы, а психолог лишь вносит в эту формулировку поправки с учетом требований психоаналитического процесса. Когда такое невозможно, психолог сам может предложить определение проблемы в форме рабочей гипотезы. Затем клиент может высказать свою точку зрения и, возможно, внести определенные поправки.

Целесообразно при формулировке проблемы учитывать все три ее аспекта, выявленные в ходе анализа проблемы: обстоятельства в настоящее время, обстоятельства, связанные с историей жизни клиента, функциональное значение. В зависимости от ситуации, подготовленности клиента, его проницательности первенствующее положение может занимать тот или иной аспект проблемы.

Три черты определения проблемы:

- формулировка должна включать личное местоимение «Я» и конкретное содержание (а не общие и абстрактные слова), чтобы клиент мог отождествлять себя со своей проблемой в качестве активного участника событий, а не только лица, пассивно переживающего происходящее;

- при объяснении проблемы следует по возможности, давать ее различ-

ные аспекты, что сделает понятными для клиента вытекающие отсюда психоаналитические стратегии и облегчит ему активное сотрудничество с психологом;

- конкретные указания по поводу действий, направленных на решение проблемы. При первоначальном изложении проблемы часто отмечаются недостатки и беспомощность клиента. Необходима замена таких формулировок на позитивные.

Эти стратегии не являются догмой, обязательной для проблемно-ориентированной психокоррекции, а призваны дать представление о структурировании и содержании проблемно-ориентированной психокоррекции, побудить психолога к проявлению инициативы. Речь идет скорее о рабочих гипотезах и примерах, которые следует гибко использовать и корректировать, когда в ходе психокоррекционного процесса становятся известными новые данные или происходят изменения, позволяющие по-новому увидеть проблему и в результате изменить психоаналитические приемы.

5. Проработка проблемы и перенос полученных изменений в реальную жизнь за пределы проблемно-ориентированной психокоррекции.

При проработке проблемы используется один или несколько методов проблемно-ориентированной психокоррекции. Их выбор определяется характером проблемы, структурой личности клиента и его способностями. При этом работа должна быть как можно более тесно увязана с проблемой. Задача психолога — внимательно и осторожно снова и снова ориентировать клиента на проблему, определение которой уже было осуществлено ранее.

При этом следует подавлять две тенденции:

- к расширению проблематики проблемно-ориентированной психокоррекции, когда обсуждению подвергаются вновь и вновь возникающие важные проблемы;

- избеганию обсуждения клиентом главной проблемы. Испытывая страх перед предстоящими изменениями, клиент пытается избежать обсуждения главной проблемы и говорит о вещах, далеких от нее. Учитывая краткосрочность проблемно-ориентированной психокоррекции, лучше бывает ограничиться одной или несколькими проблемами, чем заниматься многими, на решение которых времени попросту не хватает.

Рекомендуется также постоянно возвращаться к первоначальному определению проблемы, чтобы проверить, какие достигнуты успехи на пути к ее решению. В некоторых случаях приходится давать новое определение проблеме, чтобы оно больше соответствовало новым шагам в проблемно-ориентированной психокоррекции.

Другой не менее важный аспект проработки проблемы — это перенос клиентом изменений, которых удалось добиться в ходе проблемно-ориентированной психокоррекции, в реальную жизнь вне рамок общения с психологом.

Хотя проблемно-ориентированная психокоррекция и является индивидуальной психотерапией, определенные вопросы, касающиеся проблемы клиента, могут обсуждаться им с соответствующими людьми, например, в разговоре с партнером или членами семьи. С этой целью с клиентом заранее договариваются, какие аспекты его проблемы следует обсуждать и какова цель таких

обсуждений. Безусловно, необходимо быть очень гибким, предлагая клиенту вести подобные разговоры, в ходе которых могут выявиться новые данные, вынуждающие вносить изменения в определение проблемы, и тем самым дающие основания для переработки стратегии проблемно-ориентированной психокоррекции.

Часто при проработке проблемы не удается добиться полного решения ранее сформулированной проблемы или решения всех составляющих проблемы. Даже при интенсивной и последовательно осуществляемой проблемно-ориентированной психокоррекции не всегда получается ускорить психологические процессы изменения. Основополагающая цель проработки проблемы — добиться такого понимания своей проблемы клиентом и овладеть такими стратегиями преодоления, которые позволят ему после завершения проблемно-ориентированной психокоррекции более успешно справляться с испытываемыми им трудностями и самостоятельно работать над своими проблемами. Иными словами, он учится быть своим собственным психологом. Это предполагает, что клиент становится равноценным партнером психолога, ему доверяется самостоятельное ведение психоаналитической работы, а психолог поощряет его к этому.

6. Завершение проблемно-ориентированной психокоррекции.

Наряду с теми проблемами, которые приводят клиента к психологу, особое значение в краткосрочной проблемно-ориентированной психокоррекции имеет также проблема расставания, проработка которой требует особого внимания, чтобы травма, вызванная расставанием

с психологом, не свела на нет все достижения психоаналитического процесса.

Разговор о предстоящем процессе расставания клиента с психологом нельзя откладывать на заключительную сессию. Обсуждение этой проблемы назначают заранее, во всяком случае не позже середины курса проблемно-ориентированной психокоррекции. При каждом удобном случае к ней возвращаются снова и снова. Завершение проблемно-ориентированной психокоррекции и расставание клиента с психологом становятся главной темой 3-4 последних сессий.

Часто этому сопротивляются как клиент, так и психолог. Клиент по-прежнему желает, чтобы психолог продолжал выполнять роль человека, оказывающего ему помощь. Он может выражать это желание, выдвигая все новые и новые проблемы или утверждая, что уже рассматривавшиеся проблемы все еще не решены до конца или даже демонстрировать ремиссию. Психолог может остаться недовольным результатом проблемно-ориентированной психокоррекции или не соглашаться с тем, что он становится ненужным. Тогда оба начинают заниматься всеми возможными проблемами только для того, чтобы избежать действительно актуальной проблемы, какой является предстоящее расставание. В такой ситуации психолог сознательно и в активной форме берет на себя осуществление процесса завершения проблемно-ориентированной психокоррекции. Для этого он снова и снова центральной темой разговора с клиентом делает предстоящее расставание. При этом другие проблемы, выносимые на обсуждение клиентом, не отвергаются. Клиенту предлагается рабо-

тать над их решением самостоятельно. Однако нельзя оставлять клиента один на один с чувствами, возникающими в ходе процесса расставания и связанными с отношением клиент-психолог. Эти чувства присущи обоим участникам процесса, и их проработку они должны осуществить совместно. Для этого необходима определенная работа, осуществить которую на протяжении одной сессии невозможно. Наряду с уместной печалью возможны проявления регрессивно-депрессивных настроений или агрессивных чувств, частично порожденных вновь возвращающимся страхом или обидами, испытанными прежде. Важно при этом, чтобы психолог установил связь этих чувств с предстоящим завершением проблемно-ориентированной психокоррекции и, если возможно, с болезненными переживаниями расставаний, испытанными клиентом ранее. Психолог может также сообщать о собственных, связанных с данной ситуацией, чувствах. Он может сказать, например, что и ему расставание дается нелегко. Высказывания такого рода облегчат клиенту выражение собственных чувств без «потери лица» и избавят его от самокритики по поводу того, что он не может справиться с расставанием самостоятельно. Если проблематика расставания прорабатывается сознательно и откровенно, то клиент начинает ориентироваться на поведение психолога, служащее для него моделью.

Как показывает опыт, активному отношению клиента к проблематике расставания способствует также предоставляемое ему психологом право самому решать, сколько еще психоаналитических сессий им предстоит провести совместно (общее число сессий

не должно превышать 20). Таким образом, клиент может принять участие в формировании процесса завершения проблемно-ориентированной психокоррекции и сам определить финальную дату. При этом чувство ответственности за себя подчеркивает его самостоятельность и не дает ему ощущать себя жертвой.

Следует еще раз подчеркнуть, что неполноценное завершение проблемно-ориентированной психокоррекции, недостаточное время, отведенное для расставания, может свести на нет все ее положительные результаты. Часто задаваемый вопрос о необходимости дальнейших психоаналитических мероприятий следует сначала оставить без ответа, если это возможно, и вернуться к нему лишь после определенной психоаналитической паузы. О будущем сеансе психокоррекции следует говорить не как о продолжении, а как о чем-то новом даже в тех случаях, когда она будет строиться на результатах, полученных в ходе предыдущей проблемно-ориентированной психокоррекции. Иными словами, необходимо со всей четкостью и определенностью заявить о завершении текущего процесса проблемно-ориентированной психокоррекции.

Понятие «инсайт» — одно из тех, что широко используются в психоанализе, в системах психотерапии, на нем основывающихся, и в динамической психиатрии в целом. В общей психиатрии термин «инсайт» был введен для обозначения «знания пациентом того, что симптомы его болезни указывают на патологические отклонения в психике». Именно в этом значении термин используется в психиатрии с начала нашего столетия по настоящее время.

Однако, хотя слово «инсайт» за последние двадцать лет распространилось из психиатрии в психоанализ, его психокоррекционное значение оказалось утраченным. Мы считаем, что несомненный результат проблемно-ориентированной психокоррекции и есть инсайт, который приходит к клиенту или нет. И оценить успешность коррекции можно с его помощью.

Основная проблема в психоаналитической литературе после Фрейда заключается в необходимости определить качества, отличающие «истинный» или «эмоциональный» инсайт от чисто интеллектуального. Большинство психоаналитиков уверены, что такое различие существует, оно играет огромную роль с точки зрения психоаналитического метода. Согласно психоаналитической литературе необходимо известное эмоциональное переживание в качестве аккомпанемента тому, что считается эффективным инсайтом.

Можно утверждать, что терапевтические изменения, являющиеся следствием действия проблемно-ориентированной психокоррекции, зависят в большей степени от создания стройной и организованной концептуальной и эмоциональной систем, в которых клиент может эффективно поместить себя и свое субъективное переживание себя и других. Такой взгляд позволил бы нам понять, как различные психоаналитические и психотерапевтические точки зрения, отраженные в интерпретациях, даваемых клиенту, могут иногда оказаться одинаково эффективными с точки зрения терапевтических результатов.

В нашей работе основными параметрами инсайта, исследованны-

ми для определения эффективности проблемно-ориентированной психокоррекции, выступили:

- повышение уровня ответственности;

- расширение круга социальных связей;

- повышение субъективной оценки общительности;

- повышение адаптивности и нервно-психической устойчивости;

- повышение стрессоустойчивости;

- формирование способности устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе.

Кроме того, необходимо отметить и эффективность проблемно-ориен-

тированной психокоррекции как средства повышения социальной адаптивности для лиц, обратившихся с жалобами невротического плана и не желающих обсуждать личностную проблематику в группе.

Литература

1. АлександровА.А. Современная психотерапия: курс лекций. — СПб., 1997.

2. Гуманистическая психология // Иностранная психология. — 1993. — № 1. — С. 7-38.

3. Рыбников В.Ю, Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. — СПб., 2010.

4. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. — М., 1994.

5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб., 1998.

6. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия. — СПб., 1991.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАТРУДНЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ПРАВОМ БЕСКОНВОЙНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

А. Н. Михайлов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация: в статье описываются сложности, с которыми сталкиваются осужденные при бесконвойном передвижении. Сравниваются мнения осужденных и сотрудников исправительных учреждений относительно бесконвойного передвижения.

Ключевые слова: молодежный возраст, бесконвойное передвижение.

The summary: this article describes the difficulties faced by prisoners having the right of non-convoy movement. The prisoners opinions are compared with the points of views of prison officers regarding non-convoy movement.

Keywords: young ages, non-convoy movement.

В настоящее время в местах лишения свободы содержится значительная часть осужденных мужского пола (около 45,8 %) в возрасте от 18 до 30 лет, которые относятся к лицам молодежного возраста [6]. Они, как правило, характеризуются устойчивым отрицательным поведением, но в силу возрастных особенностей обладают социальной зрелостью, достаточным физическим и умственным потенциалом, то есть еще «не закрыты» для ресоциализации [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.