ное кредо, подчеркивающее отношение к работе. Занимаясь любимым делом, военнослужащие не редко жертвуют чем-то другим в своей жизни, тем, что тоже важно, но по приоритетам менее значимо по сравнению с любимым делом. Многими учеными у нас в стране и за рубежом исследовались проблемы профессиональной деятельности военнослужащих, но вопросы формирования и развития различных видов профессиональной устойчивости у военнослужащих внутренних войск подняты нами впервые. Любые исследования устойчивости, - по мнению В.Э. Чудновского, - в значительной мере связаны с психологической устойчивостью личности, т. к. главной и наиболее актуальной является проблема определения свойств, качеств человека, обеспечивающих устойчивость, надежность его поведения и жизнедеятельность в целом [2]. Результат функционирования целостной системы, активно противодействующей внешним факторам, представляется в виде устойчивости. Именно такой результат мы находим в работах у целого ряда авторов, занимающихся исследованием биолого-кибернетических систем (У.Р.Эшби, В.И.Кремянский, А.Н.Леонтьев, В.Н.Пушкин, А.М.Клир и др.). Но речь идет не о всяком результате, а именно о результате, опережающем ситуацию. Профессиональную устойчивость как цель, результат и критерий функционирования педагогических систем впервые обосновала З.К.Каргиева. Мы считаем этот подход целесообразным и принимаем его за основу нашего исследования, адаптируя к специфическим условиям подготовки офицерских кадров в вузах внутренних войск МВД России. Устойчивость - это и способность к сохранению и исследованию в процессе труда первоначально приобретенного (или близкого к нему) потенциала при смене рабочего места или организации. С этим понятием тесно связана и устойчивость работника по отношению к рабочему месту, основывающаяся на сохранении у него способности и интереса к работе на одном и том же рабочем месте в течение длительного времени. Следовательно, профессиональная деятельность должна отвечать следующим качествам: эффективности, успешности и длительности. Определение военной профессиональной устойчивости позволяет качественно комплектовать воинские должности на основе выявления и вероятностной оценки у граждан, призываемых на военную службу, профессионально важных качеств, определяющих успешное овладение военно-учетными специальностями и выполнение должностных обязанностей на сроки предусмотренные контрактами военной службы.
Литература
1.Чудновский, В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности [Текст] / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. 1978. № 2. - С. 23-34. - Ч1
2.Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 255 с.
КОРРЕКЦИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА СТУДЕНЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Чернова В.В., аспирант Орский гуманитарно-технологический институт г. Орск, Россия
Статья посвящена проблеме развития уверенности в себе у студентов среднего специально учебного заведения. В статье рассматривается метод коррекции стиля руководства как фактора, влияющего на уровень уверенности в себе.
The article deals with the development of self-confidence in students of specialized secondary educational institution. The article discusses a method of correction of leadership style as a factor affecting the level of confidence.
В обстановке экономической и политической нестабильности повысилась конкуренция на рынке труда, поэтому важным личностным качеством профессионала является высокий уровень развития уверенности в себе.
Уверенность в себе у студентов среднего специального учебного заведения (ССУЗа) развивается под влиянием различных факторов, таких как социально-психологический климат коллектива, степень развития коллектива, статус студента в группе, стиль руководства студенческим коллективом.
Неблагополучная обстановка в современном обществе оказывает влияние на социально-психологический климат организации в целом и отдельных ее коллективов - он становится неблагоприятным. Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуется подавленным настроением, пессимизмом, агрессивностью, антипатией друг к другу, конфликтностью сотрудников. Преподавателям ССУЗов, работающих в организациях с неблагоприятным социально-психологическим климатом, редко удается сохранить душевное равновесие. Это не может не сказаться на стиле управления коллективом студентов - он становится либо авторитарным, либо либерально-попустительским (классификация К. Левина) [2]. И тот, и другой нежелателен, потому, что оказывает негативное влияние на самооценку студентов и их уверенность в себе из-за того, что отсутствует положительное подкрепление поступков студентов (согласно исследованиям Хухлаевой О.В.): при авторитарном стиле преобладает негативное подкрепление, а при попустительском - подкрепление отсутствует вообще [3].
Было проведено исследование 8 групп 2 курса Новотроицкого политехнического колледжа (184 человека), в результате которого получены следующие результаты: 15% студентов имели высокий уровень развития уверенности в себе, 68% - средний уровень и 17% - низкий уровень. Из 8 классных руководителей четверо имели демократический стиль руководства, двое - либерально-попустительский, а двое - авторитарный. Среди студентов, имеющих высокий уровень развития уверенности в себе, 66% имели демократического классного руководителя, а 34% - либерально-попустительского. Среди студентов, имеющих средний уровень уверенности в себе, 57% имели демократического классного руководителя, 21% - либерально-попустительского и 22% - авторитарного. Из всех студентов, имеющих низкий уровень развития уверенности в себе, 67% студентов имели авторитарного классного руководителя, а 33% - либерально-попустительского. Был подсчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена = 0,62, что позволяет утверждать о существовании зависимости между уровнем развития личностного качества «уверенность в себе» и стилем руководства.
Для того, чтобы повысить уровень развития уверенности в себе у студентов ССУЗа, был проведен психолого-педагогический тренинг для классных руководителей, направленный на коррекцию стиля руководства студенческим коллективом (в рамках методического объединения для классных руководителей). Программа тренинга представлена в таблице 1. В тренинге принимало участие 7 классных руководителей 1 курса, 4 из которых имели авторитарный, 2 - либерально-попустительский, 1 - демократический стиль руководства.
Цель тренинга: провести диагностику и коррекцию стиля руководства студенческим коллективом.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1,5 часа. Тренер включен в группу. Тип тренинга - психодрамматический. 144
Таблица 1
Программа тренинга
№ Тема Цель Содержание
1. «Что такое Сформировать 1. Ритуал приветствия;
стиль ру- знания об ос- 2. Упражнения на разогрев группы «Баранья
ководства новных стилях голова» и «Цепочки»
коллекти- руководства; 3. Основная часть:
вом» диагностировать стиль руководства • вводная лекция «Стиль руководства»; • диагностика стиля руководства [1]. 4. Рефлексия занятия; Ритуал прощания.
2. «Я силь- Формирование 1. Ритуал приветствия;
ный, но навыков толе- 2. Упражнения на разогрев группы «Какой
добрый» рантного поведения я?» и «Счет без шестерок» 3. Основная часть: • упражнение «Проблемная ситуация - опоздавший ученик»; • упражнение «Похвала» 4. Рефлексия занятия; Ритуал прощания.
3. «Студенты Формирование 1. Ритуал приветствия;
тоже лю- навыков толе- 2. Упражнения на разогрев группы «Цепоч-
ди» рантного поведения ки» и «Счет без шестерок» 3. Основная часть: • упражнение «Мои ожидания»; • упражнение «Критика ошибок» 4. Рефлексия занятия; Ритуал прощания.
4. «Основы Закрепление 1. Ритуал приветствия;
демокра- знаний и уме- 2. Упражнения на разогрев группы «Какой
тического ний демократи- я?» и «Цепочки»
стиля» ческого стиля руководства коллективом 3. Основная часть: • упражнение «Мои сильные и слабые стороны»; • упражнение «Учитель и ученик» - разбор и проигрывание проблемных ситуаций; 4. Рефлексия занятия; 5. Ритуал прощания.
После окончания тренинга, было проведено контрольное тестирование: 5 преподавателей имели демократический стиль руководства, а 2 - авторитарный. Для определения эффективности корректирующей программы, был вычислен хи-квадрат критерий: х2=6,25. Сравнив результат с табличным (5,99), мы можем утверждать о значимости результата с вероятностью ошибки 0,05.
Таким образом, применяя предложенный тренинг, можно корректировать стиль руководства студенческим коллективом, тем самым оказывая влияние на повышение уровня развития уверенности в себе у студентов.
Литература
1. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2004.
2. Левин, К. Теория поля в социальных науках [Текст] / К. Левин - СПб.: Сенсор, 2000.
3. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Генезиз, 2008.
ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Широкова И. Э.
ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» г. Иркутск, Россия
В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой эффективности обучения в системе дополнительного профессионального образования, уточняется понятие эффективности обучения как комплексной характеристики образовательного процесса, обосновывается необходимость построения объективного способа измерения педагогической и социальной эффективности образовательного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования.
The issues related to the assessment of the effectiveness of professional training in the continuous professional education system. The term of the effectiveness is considered as a complicated characteristic of the educational process. The need of creating the way of measuring ofpedagogic and social effectiveness of educational process.
Сегодня проблема оценивания образовательного процесса интенсивно обсуждается: появилось большое количество публикаций, конференций, сайтов, разного типа коммуникаций вокруг традиций и инноваций философии и практики оценивания. Процедурам оценивания результатов образовательного процесса на всех ступенях общего и дополнительного образования посвящены многочисленные исследования современных ученых: Н.Н. Самылкиной, Г.А. Вержицкого, И.В. Гришиной, А.И. Севрук, А.Е. Бах-мутского, С.Е. Шишова, В. Беспалько и др.
Понятие эффективности, хотя и очень часто используется, но оно одно из наименее разработанных в теории управления. Не существует общей теории эффективности, и все попытки создать ее пока не привели к желаемому результату. Выделим моменты, помогающие определить суть понятия «эффективность».
Эффективность - это:
- относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение [7].
- способность производить определенный эффект, действенность; мера производимого эффекта [9].
- полезное действие, отдача, коэффициент полезного действия, кпд; производительность, продуктивность, действенность, результативность; плодотворность, действительность, оперативность [8].
Следующее определение позволяет учитывать все существенные аспекты эффективности: 146