Научная статья на тему 'Управление развитием детского коллектива'

Управление развитием детского коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1289
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление развитием детского коллектива»

Подводя итоги анкетирования, можно отметить, что при построении модели имиджа руководителя образовательного учреждения будущие управленцы (студенты) отдают предпочтение социальным (3634 балла) и психологическим (1433 балла) составляющим, впрочем, так же как и слушатели ФПК (реальные управленцы): социальный фактор - 4397 баллов (1 место), психологический - 699 баллов (2 место). И те, и другие респонденты почему-то обходят стороной биологический фактор. Правда, при оценке своего руководства слушатели ФПК биологическому фактору отводят 2 место (39 баллов), а социальному - 1 место (190 баллов).

Результаты нашего исследования позволили утверждать, что в массовом сознании сложился стереотипный образ руководителя образовательного учреждения, который отражает характеристики данной личности с точки зрения его профессионализма,

делового общения, высокого уровня интеллекта, внешнего облика и манер поведения.

Имидж «реального» руководителя образовательного учреждения отличается от стереотипной модели более высокими оценками настоящего профессионализма и более низкими баллами, оценивающими человекоцентристскую направленность в работе с коллективом.

Выявлено, что важнейшим условием формирования позитивного имиджа руководителя образовательного учреждения является развитие таких его качеств, как: высокая социальная зрелость, целеустремленность, ориентация на социальную значимость труда и на межличностные отношения в коллективе, на дипломатичность, коммуникабельность, высокую стрессоустой-чивость, стремление самосовершенствоваться, готовность к риску, достойный внешний вид.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Л.Н. Павлова, старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета

Специфика управления образовательным учреждением заключается в том, что наряду с управлением административным существует педагогическое управление и ученическое управление (самоуправление учащихся).

В поле нашего исследования находится педагогическое управление, которое является подсистемой управления образованием. По характеристике деятельности педагогическое управление включает управление организационной структурой (коллективом детей) и психолого-педагогическое управление (управление развитием детей - формирование доминанты самосовершенствования).

Педагогическое управление можно представить как порядок осуществления деятельности в процессе управления развитием школьного детского коллектива.

Сущность педагогического управления проявляется через педагогическую деятельность и структуру педагогического управления, проявляющегося в состоянии функционирования.

Сущность педагогического управления развитием детского коллектива определяется как переход педагогического управления в самоуправление детского коллектива при условии реализации механизма развития деятельности и структуры педагогического управления. Состояние развития проявляется в движении от педагогического управления к самоуправлению детского коллектива и личности ребёнка. Очевидно, мы можем говорить, что развитием являются изменения в педагогической деятельности и структуре педагогического управления.

Условно изменения в организации проходят две стадии: освоение новых концепций и технологий; проведение изменений - апробация новой линии поведения и освоение новых профессиональных навыков.

В образовательном учреждении процесс изменений постоянен.

Между процессами функционирования и развития имеются существенные различия, что обусловливает необходимость применения разных подходов. В связи с этим возникает задача интеграции педагогического управления обоими процессами в рамках одного образовательного учреждения - школы.

Функциональное предназначение педагогического управления -это подсистема управления школой, деятельность которой направлена на интеграцию отдельных элементов для достижения целей.

Содержательно интеграция педагогического управления в режиме функционирования и развития представляется как единство компонентов организационной структуры, стратегии управления и механизма функционирования.

Педагогическое управление в режиме функционирования обеспечивает внутреннюю эффективность организации; управление в режиме развития - внешнюю эффективность организации. Если исходить из требований управленческих действий, то можно говорить о механизме анализа, механизме планирования, механизме

организации, механизме руководства и механизме контроля. Перечисленные управленческие действия определяются как основные функции управления.

Механизмы педагогического управления развитием школьного коллектива различны по обеспечению, следовательно, по результатам действия. Результат действия механизма функционирования педагогического управления школьным коллективом - удовлетворение потребностей. Результат действия механизма педагогического управления развитием школьного коллектива - совершенствование текущего функционирования и отдельных его составляющих.

Механизм педагогического управления развитием школьного коллектива подразумевает не изменение должностных инструкций классного руководителя, а создание плановых документов, в качестве которых выступают целевые комплексные программы.

На основании вышеизложенного мы пришли к заключению, что механизм педагогического управления развитием школьного коллектива надо рассматривать как процессы (действия) и структуру педагогического управления, проявляющуюся:

- в состоянии взаимосвязи функционирования и развития детского коллектива;

- в переходе педагогического управления в самоуправление детского коллектива и личности ребёнка.

Анализ школьной документации и анализ ответов педагогов по самооценке управленческой деятельности детским коллективом позволили сделать вывод о том, что механизм педагогического управления можно условно разделить, принимая за основу уровни развития (изменения) управления образовательным учреждением, на:

- механизм педагогического управления, обеспечивающий требуемые свойства организации детского школьного коллектива (рост качества успеваемости, соблюдение правил поведения и т.п.);

- механизм педагогического управления, обеспечивающий престижность детского школьного коллектива (вовлечённость в деятельность всего коллектива, создание общественного мнения о детском коллективе и педагоге и т.п.);

- механизм педагогического управления, обеспечивающий развитие детского школьного коллектива и личности ребёнка.

Рост потенциала обеспечивается не столько объёмами ресурсов и созданием новых педагогических технологий, сколько эффективной работой механизма управления развитием детского коллектива как системы взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, а также постоянным совершенствованием и учётом внешних факторов.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы сконцентрировали усилия на формировании готовности педагогов к управленческой деятельности, а не на руководстве деятельностью классных коллективов.

Подготовка педагогов к управленческой деятельности орга-

нически вписывалась в уровневую организацию методической работы образовательного учреждения, которая обеспечивала индивидуальное непрерывное самообразование и профессиональное образование, отработку педагогического мастерства, ретрансляцию новых идей, подходов, их прикладную переработку, конкретизацию, технологизацию, обеспечение инновационного развития школы.

Позитивные результаты работы получены педагогами, чья деятельность отвечала следующим требованиям:

- организованность детского школьного коллектива, что означает способность членов коллектива к согласованным действиям, четкому распределению обязанностей, единству мнений учащихся-организаторов;

- формирование ответственности у школьников за работу коллектива, что означает добросовестное выполнение учащимися своих общественных поручений, своевременное и точное выполнение решений коллектива, готовность отвечать за свои поступки и поступки своих товарищей;

- включенность школьников в реализацию управленческих функций, что означает принятие учащимися общих целей коллектива, участие в обсуждении проблем его жизни, в планировании деятельности коллектива и в подведении итогов работы группы, коллектива.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу о наличии механизмов педагогического управления, обеспечивающих принятие решений и выработку управляющих воздействий на каждом уровне развития детского коллектива; при этом обеспечивается соответствующий уровень педагогического управления и, как следствие, переход педагогического управления в самоуправление детского коллектива.

Литература

1. Багриновский К.А., Бендин М.А., Хрусталёв Е.Ю. Современные методы управления технологическим развитием. -М., 2001.

2. Голубев В.В. Трансформация менеджмента //Управление персоналом. - 1997. - №8.

3. Мильнер Б. Концепция организации изменений в современных компаниях //Проблемы теории и практики управления. -2006. - №1.

4. Калигин Н.А. Принципы организации управления. - М., 2003.

5. Коттер Дж.П. Впереди перемен. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

6. Павлова Л.Н. Концептуальная схема формирования структуры управления воспитательным процессом. - Проблемы, ресурсы и механизмы демократизации управления общим образованием: теория и практика. Материалы 10-й международной научно-практической конференции 24-26 апреля 2006. - М., 2006.

7. Павлова Л.Н. Педагогическое управление процессом развития детского коллектива. - Национальный проект образования: практика реализации. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2005.

8. Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе. Методическое пособие. - М.: НИИ семьи, 1998.

9. Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. - Казань, 1987.

10. Сериков Г.Н. Образование. Аспекты системного отражения. - Челябинск, 1997.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

М.Н. Стрыгина, педагог-психолог Центра образования

Общение - установление и развитие контактов между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, образцами поведения.

В учебно-воспитательном процессе школы большое значение имеет организация педагогического общения.

Существуют разные подходы к определению понятия «педагогическое общение».

По В.А. Кан-Калику «педагогическое общение» - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [3].

А.А. Леонтьев, И.И. Рыданова, В.А. Сластенин рассматривают социально-педагогический аспект общения [4, 5, 6]:

- педагогическое общение - это социально-педагогическое взаимодействие педагога и учащихся;

- педагогическое общение - система взаимодействия педагога и учащихся в урочное и внеурочное время.

Педагогическое общение - это профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними.

В структуре педагогического общения выделяют:

- коммуникативный компонент (обмен информацией между субъектами общения);

- интерактивный компонент (общая стратегия взаимодействия: кооперация-сотрудничество и конкуренция);

- перцептивный компонент (восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга).

Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным. В учебно-воспитательном процессе общение решает следующие задачи:

1) обеспечивает взаимный обмен информацией между педагогом и учащимися;

2) способствует взаимопониманию, развивает умение смотреть на себя глазами партнера по общению;

№491 «Марьино»

3) помогает организовать совместную деятельность.

Для того чтобы общение было эффективным, педагог должен соблюдать определенные требования к своей речи: чистота (отсутствие слов-паразитов), правильная грамматика, честность и искренность, уверенность и юмор. Недопустимы: ирония, насмешка, снисходительный тон.

Речь педагога воспитывает, поэтому следует уделять большое внимание стилю общения. Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия учителя и учащихся.

В стиле педагогического общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога, способность к импровизации; особенности коллектива учащихся.

Существуют различные классификации стилей педагогического общения. Общепринятой классификацией является деление на авторитарный, демократический и попустительский (либеральный) стиль.

При авторитарном стиле педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и отдельной личности. Часто при таком стиле общения педагога с учащимися делается акцент на негативных поступках школьников, при этом не принимается во внимание мотив поступка. Данный стиль общения порождает неадекватную оценку учащихся, прививает культ силы.

Попустительский (либеральный, игнорирующий, анархический) стиль характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность и общение детей, коллег, родителей школьников. Педагог применяет тактику невмешательства (равнодушие к проблемам детей, как следствие - отсутствие контроля над деятельностью школьников и динамикой их развития).

При демократическом стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащихся во взаимодействии, на привлечение каждого школьника к решению общих задач. Для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.