Научная статья на тему 'Эффективная деятельность педагогического коллектива в аспекте влияния личности руководителя'

Эффективная деятельность педагогического коллектива в аспекте влияния личности руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1383
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКИЕ МОРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ / БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ / HIGH MORAL STANDARDS / CULTURE OF HIGH LEVEL / BENEVOLENT ATTITUDE TO PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зернова Индира Рустемовна

Руководителем делают человека не только профессиональные и деловые качества, но и личностные, к которым необходимо отнести: высокие моральные стандарты, физическое и психологическое здоровье, высокий уровень внутренней культуры, отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям, интеллигентность, оптимизм, уверенность в себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective activity of the teaching staff in the aspect of the personality of the leader

Leader is a person who has not only relevant professional and business skills, but also personal qualities which must include: high moral standards, physical and psychological health, high level of inner culture, compassion, care, benevolent attitude to people, intelligence, optimism and self-confidence.

Текст научной работы на тему «Эффективная деятельность педагогического коллектива в аспекте влияния личности руководителя»

УДК 378.126

ЗЕРНОВА Индира Рустемовна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков

в профессиональной коммуникации

ЭФФЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В АСПЕКТЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Руководителем делают человека не только профессиональные и деловые качества, но и личностные, к которым необходимо отнести: высокие моральные стандарты, физическое и психологическое здоровье, высокий уровень внутренней культуры, отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям, интеллигентность, оптимизм, уверенность в себе.

Ключевые слова: высокие моральные стандарты, высокий уровень культуры, благожелательное отношение к людям.

ZERNOVA Indira Rustemovna, Senior teacher, Chair of Foreign Languages in Professional Communication

EFFECTIVE ACTIVITY OF THE TEACHING STAFF IN THE ASPECT OF THE PERSONALITY OF THE LEADER

Leader is a person who has not only relevant professional and business skills, but also personal qualities which must include: high moral standards, physical and psychological health, high level of inner culture, compassion, care, benevolent attitude to people, intelligence, optimism and self-confidence.

Keywords: high moral standards, culture of high level, benevolent attitude to people.

Посвящается памяти академика РАО Шакурова Р.Х.

Введение

Глубокие преобразования в современном мире, активно влияющие на весь образовательный процесс стали характерной чертой времени. Современному руководителю педагогического коллектива для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления. Хотя эти механизмы все еще мало изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя создавать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной совместной работе. Внедрение достижений психологической науки в практику управленческой деятельности должно рассматриваться как важнейший резерв повышения эффективности решения множества практических проблем, возникающих перед учебными, педагогическими коллективами и обществом в целом.

Личностные качества руководителя педагогического коллектива

Процесс управления там, где для достижения результатов осуществляется общая деятельность людей. Руководитель педагогического коллектива должен обладать деловыми качествами и глубокими профессиональными знаниями. Профессионализм в современном обществе предполагает не только достижение субъектом деятельности карьерных и профессиональных высот, но и наличие психологических качеств и таких компонентов, как сознательное отношение к труду [1].

К деловым качествам относятся такие как: контактность, энергичность, умение расположить к себе людей, коммуникабельность, целеустремленность, умение убеждать, умение руководить, инициативность, оперативность в решении проблем, ответственность, способность владеть собой, ценить взаимоотношения с окружающими, готовность идти на риск, воспитывать подчиненных, стремление к нововведениям.

Не только деловые и профессиональные, но и личностные качества делают человека руководителем. К таковым необходимо отнести: физическое и психологическое здоровье, высокий уровень внутренней культуры, заботливость, высокие моральные стандарты, отзывчивость, доброе отношение к людям, оптимизм, интеллигентность, уверенность в себе, любовь к ближнему.

Методы и стили руководства

Стиль руководства - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Под методами понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. Все методы руководства можно разбить на четыре группы:

1) организационно-административные;

2) экономические;

3) социальные;

4) психологические.

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Тзм 6 №6, Часть 2, 2014 Historical and social educational idea's Tom 6 #6, Part 2, 2014_

К организационно-административным методам относятся: прямое административное указание, дисциплина, нормы, взыскания, поощрения. Эти методы базируются на отношениях власти и подчинения.

В условиях рынка особую роль играют экономические методы. Они в отличие от административных предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления и базируются на результатах его профессиональной деятельности.

Под социальными методами управления понимают систему мер и рычагов влияния на социально-психологический климат коллектива и отдельных его работников. Методы социального управления направлены на гармонизацию социальных отношений в коллективе, удовлетворение социальных потребностей работников, развитие личности, социальной защиты и др. К методам социального управления относятся социальное прогнозирование и социальное планирование. Психологические методы - это методы психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора, ориентации и обучения. Реализация этих методов заключается в периодической оценке профессиональной пригодности, психологического климата коллектива.

Сочетание тех или иных методов определяет стиль руководства педагогическим коллективом. Большинство исследователей выделяет следующие стили руководства: директивный стиль (авторитарный); демократический стиль (коллегиальный); либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью. Один из важнейших факторов эффективной работы преподавателей - это выбор руководителем адекватного стиля управления педагогическим коллективом.

Система стимулирования преподавателей

В последнее время в системе образования наблюдается стремительное развитие новых форм обучения, а также модификация традиционных форм. Главная их задача - повысить интерес студентов к учебному процессу. Новые формы помогают улучшить качество изучения предметов [2]. Сегодня одна из основных задач развития системы мотивации педагогических работников - активизация инновационных процессов в данном учебном заведении. Каждый преподаватель должен быть заинтересован и мотивирован к использованию современных и перспективных новшеств в сфере образования, что способствует развитию новых форм обучения.

Для распределения надбавок более целесообразно ввести ИКТ-рейтинг преподавателей. Рейтинг рассчитывается исходя из количественных и качественных показателей, например: количество подготовленных и проведенных занятий с использованием ИКТ; разнообразие технологий (чтобы не получилось, что все занятия - это занятия-презентации); количество материалов, выставленных на сайт в методическую копилку, электронное преподавательское портфолио его студентов; участие в ИКТ-конкурсах как самого преподавателя, так и его студентов; повышение квалификации в области информационно-компьютерных технологий и т.д.

Когда педагог смотивирован на применение информационно-компьютерных технологий, он сам легко смотивирует своих студентов, так как работа с компьютерной техникой для них является сама по себе мотивацией. Современные требования к работе студентов:

- оформление работ в электронном виде;

- создание презентаций, сайтов и т.д.;

- участие в интернет-конференциях, конкурсах, фестивалях;

- создание учебных предметных тестов;

- использование интернет-ресурсов для подготовки домашних заданий;

- использование технологий дистанционного обучения.

Мотивировать преподавателей можно не только повышением заработной платы, но и улучшением рабочих условий: то есть новая техника, приобретенная вузом, распределяется среди преподавателей согласно ИКТ-рейтингу.

К социально-ценностным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание студентов. Морально-психологический климат в педагогическом коллективе Морально-психологический климат в педагогическом коллективе во многом зависит от руководителя данного коллектива. Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, академик НАНИ ЧР Р.Х. Шакуров рассматривает понятие психологического климата с двух сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы, и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей [3]. От состояния морально-психологического климата зависит эффективность деятельности педагогического коллектива. Заключение

Важную роль в решении задач повышения эффективности деятельности руководителей педагогического коллектива призван сыграть учет педагогических аспектов управления в современных условиях. Изучение педагогических принципов, функций и методов управления, особенностей стилей управления, принятия и реализации управленческих решений, личности работников и психолого-педагогического климата позволит обоснованно и педагогически целесообразно руководить коллективом, принимать управленческие решение, действовать эффективно [4]. Такой психолого-педагогический акцент в обучении, в построении содержания обучения руководителей педагогических коллективов является не самоцелью, а средством, позволяющим подготовить современного управленца.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Коршунова О.Н. Социальная адаптация молодежи в контексте постулатов посвящения // Вестник Казанского технологического ун-та. - 2012. - Т. 15. - № 2. - С. 142.

2. Зернова И.Р. Вестник Казанского технологического ун-та. - 2010. - № 9. - С. 689-694.

3. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. - М.: Педагогика, 1982. - С. 208.

4. Амирова Г.Г., Зернова И.Р. Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 22. - С. 386-389.

REFERENCES

1. Korshunova O.N. Social adaptation of youth in the context of the postulates of initiation. Bulletin of Kazan Technological University. 2012. T.15. no. 2. Р. 142.

2. Zernova I.R. Bulletin of Kazan Technological University. 2010. No. 9. Р. 689-694.

3. Shakurov R.H. Socio-psychological problems guide the teaching staff. Moscow: Pedagogy, 1982. P. 208.

4. Amirov G.G., Zernova I.R. Bulletin of Kazan Technological University. 2011. No. 22. Р. 386-389.

Информация об авторе

Зернова Индира Рустемовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации Казанского национального исследовательского технологического университета, г. Казань, Россия indira642@yandex.ru

Получена: 22.12.2014

Information about the author

Zernova Indira Rustemovna, Senior teacher, Chair of Foreign Languages in Professional Communication, Kazan National Research Technological University. Kazan city, Russia indira642@yandex.ru

Received: 22.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.