Научная статья на тему 'Условия реализации содержания профессионально-ориентированной подготовки специалистов уголовно-исполнительной системы'

Условия реализации содержания профессионально-ориентированной подготовки специалистов уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНАЯ ЛЕКЦИЯ / THE IS PROFESSIONAL-ORIENTED TRAINING / FORMS OF EDUCATIONAL ACTIVITY / TEORETIKO-APPLICATION-ORIENTED LECTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Железкина Ирина Ивановна

в статье рассматриваются проблемы профессионально-ориентированной подготовки специалистов, условия реализации новых форм образовательной деятельности. Предлагаются результаты экспериментальных исследований, определяющих эффективность использования структуры и содержания обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in article problems of the is professional-oriented preparation of experts, conditions of implementation of new forms of educational activity are considered. Results of the experimental researches defining efficiency of usage of structure and the content of training are offered.

Текст научной работы на тему «Условия реализации содержания профессионально-ориентированной подготовки специалистов уголовно-исполнительной системы»

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

И. И. Железкина

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы профессионально-ориентированной подготовки специалистов, условия реализации новых форм образовательной деятельности. Предлагаются результаты экспериментальных исследований, определяющих эффективность использования структуры и содержания обучения.

Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение, формы образовательной деятельности, теоретико-прикладная лекция.

The summary: in article problems of the is professional-oriented preparation of experts, conditions of implementation of new forms of educational activity are considered. Results of the experimental researches defining efficiency of usage of structure and the content of training are offered.

Keywords: the is professional-oriented training, forms of educational activity, teoretiko-application-oriented lecture.

Современные требования, предъявляемые к специалистам пенитенциарных учреждений, диктуемые временем, определяют необходимость наличия высокого профессионального уровня. Мастерство психологов, воспитателей, специалистов по социальной работе, работающих с различными категориями лиц, находящихся в местах лишения свободы, раскрывается в процессе выполнения профессионально значимых

задач, перечень которых расширяется и меняется с каждым годом и требует различных способов их разрешения. Успешность их решения зависит от наличия у сотрудников пенитенциарных учреждений способностей к освоению и реализации эффективных, научно обоснованных технологий, приемлемых в работе со спецконтингентом.

Как показывают теория и практика, специалисты учреждений, исполняющих наказания, сталкиваются с проблемой поиска необходимого профессионального инструментария. В современных научно-практических разработках не всегда раскрываются полноценные потребности для решения практических задач данной профессиональной области, отмечаются случаи недоступности их правильного понимания в процессе использования. В настоящее время ситуация эффективности результатов деятельности специалистов исправительных учреждений во многом зависит от наличия у них необходимого уровня теоретических знаний, умения их правильно использовать.

Освоение и умелая реализация различных методов работы с осужденными определяют потребность в дополнительном обучении специалистов-практиков, чья деятельность опирается на социально-психолого-педагогические знания, с использованием новых образовательных технологий, обеспечивающих эффективность усвоения теорети-

ческого материала. Для этого возможен пересмотр ранее используемых методов, форм, средств образовательной деятельности. Предполагается, что полученные знания будут способствовать улучшению качества работы с лицами, находящимися в местах лишения свободы, формированию профессиональных компетенций и стремлению к самосовершенствованию у сотрудников пенитенциарных учреждений.

С целью разрешения выделенных проблем была разработана и апробирована тема «Особенности использования форм работы с различными категориями осужденных специалистами пенитенциарных учреждений в процессе реализации содержания программ в школе подготовки к освобождению». База проведения — Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области, исправительная колония № 6 (п. Шахово). Участниками данного мероприятия стали сотрудники, занимающие руководящие должности (например, старший инспектор ОВРО УФСИН, начальники психологических лабораторий учреждений и др.), воспитатели, психологи, специалисты по социальной работе ИУ УФСИН по Орловской области. В связи с возможностью возникновения трудностей в восприятии теоретического материала специалистами-практиками, использовались особые подходы к процедуре построения и изложения теоретического материала, а также к структуре его содержания.

Основой указанного мероприятия стало использование такой формы обучения, как научно-практический семинар. Научно-практический семинар — это форма обучения, которая способствует расширению имеющих-

ся профессионально-ориентированных знаний через использование углубленного понимания их научно-теоретической основы с целью их качественной реализации на практике.

Задачей научно-практического семинара стало развитие у специалистов-практиков самостоятельного логического мышления, умения отстаивать свою точку зрения, определяющих возможность формирования и развития их профессиональной интуиции. Профессиональная интуиция — это некое предвидение профессиональных действий, потребность в проведении научно-исследовательской работы, результаты которой в дальнейшем перевоплощаются в разработку и реализацию инновационных форм работы по решению профессиональных задач.

Особенностью реализации научно-практического семинара в рамках практико-ориентированного обучения является его насыщение различными видами обсуждения теоретического материала, которые предполагают эффективность его усвоения. Для этого определяется необходимость использования таких видов деятельности процесса обучения, как дискуссии, включение элементов проблемности, использование игровых методов работы.

Дискуссия способствует активной умственной деятельности, выступает в качестве коллективной формы работы, развивает навыки критического суждения, используется в различных формах обучения (лекции, семинары). Включение элементов проблемности создает условия, в которых обучаемый с учетом индивидуальных способностей и уровня профессиональной подготовки частично самостоятельно добивается результата

понимания рассматриваемой проблемы через постановку цели, задач, выбор эффективных способов решения. Использование игровых методов работы способствует закреплению понимания полученных теоретических знаний через возможность апробации и сопоставления с имеющимся опытом использования. Включение таких видов деятельности в структуру научно-практического семинара формирует профессионально значимые качества: трудолюбие, волю, настойчивость.

Структурная особенность научно-практического семинара состояла в разбивке основной темы на три этапа:

1) рассмотрение наиболее сложных для восприятия разделов исследуемой темы («Теоретико-методологические основы содержательной сущности тре-нинговых занятий», «Характеристика основных видов тренинга, приемлемых для работы специалистов учреждений исполнения наказаний») в форме проблемно-практической лекции;

2) изучение тех разделов основной темы, которые предполагали практическую апробацию в аудиторных условиях («Характеристика основных тренинго-вых форм, достоинства и недостатки», «Практическая значимость использования индивидуальной, групповой и других форм тренинговых занятий в работе с осужденными»);

3) реализация практической направленности, которая усматривается в месте проведения (на базе колонии для осужденных женщин ИК-6 УФСИН России по Орловской области) и следующих способах проведения:

- практический показ различных форм работы с осужденными женщинами, используемый в учреждении ис-

полнения наказаний (ролевая игра тема: «Прием на работу, увольнение с работы»; индивидуальный тренинг «Ответственность родителей за воспитание детей» и т. д.);

- круглый стол по проблеме: «Возможность реализации новых форм работы с различными категориями осужденных на разных этапах нахождения в колонии» с обсуждением выявленных достоинств и недостатков с учетом изученных научно-теоретических основ проведения тренинговых занятий.

Эффективность освоения предложенной темы рассматривалась не только через поэтапное использование различных условий проведения научно-практического семинара, но также и через особое построение содержания проблемно-практической лекции. Традиционно лекция — это форма передачи учебного материала. Выделяют следующие типы лекций: вводные, текущие, заключительные; информационные; проблемные; виды лекций: лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-пресс-конференция, лекция-провокация, лекция-исследование и др.; используемые в процессе приемы: начало лекции — связь темы с прошлым занятием, актуализация темы с будущей практикой, указание на сложность темы, историческая справка; основная часть лекции — сопоставление различных подходов; высказывание мнений студентов; постоянный контакт с аудиторией; сведения с конференций и др.

Проблемно-практическая лекция — это особая форма подачи учебного материала, имеющая структурно-логические компоненты, обусловленные смысловой научно-практической значимостью. Учебный материал для лучшего

запоминания и усвоения в проблемно-практической лекции делится на смысловые единицы. Каждая из них представляет собой отдельную часть целого текста, имеющего определенный смысл, которая необходима для запоминания и что особенно важно не только предполагает понимание ее использования в практической деятельности, но и создает условия для ее переосмысления.

Особенностью содержания изучаемой темы является завершение ее отдельных рассматриваемых понятий проблемно-практическими вопросами. Проблемно-практические вопросы в рамках подобной лекции — это детальное обсуждение теоретических основ определенной темы через вопрос, который предполагает рассмотрение и усвоение предложенного теоретического понятия через призму определенной практической области применения.

Сложность изучения данных разделов темы для специалистов-практиков усматривается в ее сугубо теоретическом содержании. Как показали исследования (предварительный устный опрос сотрудников УИС), именно эта часть обучающего материала, представляющего собой теоретическое обоснование изучаемого процесса (описание понятий, принципиальных направлений реализации и т. д.), имеет опосредованное восприятие и использование на практике. Иными словами, ему не придается особая значимость. Считается, что трактовка ключевого понятия и его методологическое обоснование не влияет на эффективность практической деятельности. Большее внимание уделяется на рассмотрение методов, средств, приемов, и это является ошибочным.

Доказательством того, что знания теоретических основ используемых в практической деятельности средств — это наиболее слабая сторона профессиональной подготовки специалистов-практиков, выступает проведенное исследование с использованием теста достижений профессиональных знаний после рассмотрения тем указанной части семинара (после проведения теоретико-прикладной лекции). Для выявления имеющихся проблем были предложены вопросы на определение уровня усвоения учебного материала, качественных характеристик и возможности использования изученных теоретических основ на практике.

Кроме того, анализ полученных результатов рассматривался с учетом занимаемой должности специалистов-практиков в определенном исправительном учреждении. Для этого было выделено четыре группы участников, в которых имелись подгруппы в зависимости от реализации профессиональной деятельности в конкретном учреждении. В общей сложности анализ результатов проводился в следующих группах: 1)руководители; 2)воспитатели; 3)психологи; 4) специалисты по социальной работе.

В процессе исследований получены следующие результаты. Средний показатель полноценного усвоения ключевых понятий с учетом занимаемой должности специалистов-практиков — 92,62 % исследуемых случаев. При этом средний показатель усвоения рассматриваемого понятия несколько снижен только в двух группах — 76,19 % (воспитатели] и 50 % (специалисты по социальной работе). Показатель освоения части текста с методологическим обоснованием

имеет следующий вид: 1) руководители - 59,8 %; 2) воспитатели - 51,23; 3) психологи — 46,57; 4) специалисты по социальной работе — 31,85 %.

В среднем определяется средний уровень усвоения специалистами-практиками текста с методологическим обоснованием (47,36 %), что конкретно указывает на предполагаемую сложность для восприятия текста с таким содержанием.

Качественные показатели освоения теоретического материала:

- руководители: запомнилось все, отмечена практическая направленность содержания предложенного материала, проблемы, связанные с реализацией (режимные требования учреждений). Средний показатель неизвестной информации — 7,14 %. Выделены темы, наиболее актуальные в настоящее время для практики (методики, упражнения и др.), отмечена потребность в использовании полученных знаний как можно скорее;

- воспитатели: выделяют практическую значимость содержания лекции (66,6 %).Отмечается недостаток в методическом обеспечении (нет литературы для самостоятельной подготовки). Средний показатель неизвестной информации — 71,43 %. Все рассмотренные темы интересны, следовательно, предложенный материал актуален. Для усвоения предложенного материала отмечена потребность в практических заданиях, необходимости апробации теории в реальных условиях;

- психологи: выделяют значимость практической насыщенности в содержании лекции, трудности в выборе времени без нарушения режима содержания для проведения тренингов,

проблемы, связанные с проведением тренингов (изолированность не всегда возможна для спецконтингента, не используются разнообразные формы; сложность в процедуре самораскрытия на общение, откровение спецконтингента). Средний показатель неизвестной информации — 30,33 %. Для усвоения предложенного материала отмечена потребность: в практическом обыгрывании тем; изучении тем на коммуникативное взаимодействие, процедуру проведения диагностических исследований; специальном методическом сопровождении; изучении теории; создании условий на местах для ее реализации. В работе с осужденными женщинами сложно быть сдержанным (возможен повышенный эмоциональный фон). Предложены темы для дальнейшего рассмотрения: интерес представляют темы, которые раскрывают методологический аппарат изучаемых процессов, темы исследовательского характера на выявление причин совершения преступлений;

- специалисты по социальной работе: определена значимость показа практического применения теоретического материала. Средний показатель неизвестной информации — 39,42 %. Для усвоения предложенного материала отмечена потребность: в практическом показе, использовании полученных знаний на практике, более частом проведении обучения. Интерес представляет практическое применение форм тренинго-вой работы, ролевых игр, составляющие компоненты тренинга, работа в малой группе. Отмечена проблема с частой сменой состава группы.

Практическое применение рассматриваемой темы:

- руководители: определена возможность и необходимость практического применения тренинговой работы, приемлемость принципов организации тренинговой группы в УИС и всех перечисленных. Реализация такой работы должна строиться с учетом требований учреждения. Ранее неизвестной, а следовательно, и не применяемой в таком широком спектре является классификация тренинговых групп, роли ведущего. На практике определяется приемлемость всех указанных условий (особенно самораскрытие восприятие других), методик, групп (Т, Б, Г), ролевых позиций руководителя группы (активно участвующий руководитель, аналитик, комментатор, член группы, посредник), чередование стилей в зависимости от ситуации. Выделены наиболее приемлемые черты личности руководителя тренинговой группы в работе с осужденными: гибкость, терпимость, эмпатия, энтузиазм, оптимизм, концентрация на участнике тренинга, восприимчивость, высокий интеллект, богатое воображение. В качестве рекомендаций: необходимо чаще применять теорию на практике;

- воспитатели: отмечены приемлемость в работе воспитателя изученных форм, условий; потребность в проведении тренингов в период подготовки к освобождению; рациональность использования видов тренинговых групп (малая группа, «малая» большая группа, индивидуальная, карусель); возможность использования в работе воспитателя принципов тренинговой работы (добровольное участие, взаимодействие в стиле диалога, постоянство состава группы); приемлемость ролевых позиций руководителя группы (руководителем, наблюдателем); предпочтительность в

работе с осужденными авторитарного и либерально-демократического стилей руководства группой; основные характеристики руководителя в работе с осужденными (уравновешенность, терпимость, целеустремленность, добросовестность);

- психологи: определена возможность использования в ВК малого тренинга с обязательным учетом личностных качеств руководителя, принципов добровольного участия, постоянной обратной связи, постоянного состава группы, необходимость рационального выбора времени проведения тренинга; выделены основные черты руководителя (уравновешенность, терпимость, оптимизм). Отмечена необходимость уделять внимание развитию у сотрудников ИУ коммуникативных навыков. В работе с осужденными в строгом режиме содержания выделяется возможность использования принципов тренинга (добровольность, диалог, постоянный состав, направленность обратной связи здесь и сейчас); видов тренингов (индивидуальная, парная, малая, карусель, аквариум); ролевых позиций руководителя группы (активный руководитель, аналитик, технический эксперт); стилей руководства (авторитарный, демократический); выделены черты руководителя группы (терпимость, сильная нервная система, интуиция, эмпатия, оптимизм, гибкость, высокий интеллект).

В тренинговой работе с осужденными женщинами выделена возможность использования принципов добровольности участия, взаимодействия в стиле диалога, обратной связи, баланса комфорта, направленности на принятие результатов тренинга в жизнь); приемлемость использования форм и видов групп (ка-

русель, Г-группы); ролевые позиции в работе с осужденными женщинами (эталонный участник, аналитик, член группы, руководитель, комментатор, участник); стиль руководства (авторитарно-демократический); личностные черты руководителя группы в работе с осужденными женщинами (эмпатия, эмоциональность, оптимизм, уверенность в себе, высокий интеллект);

- специалисты по социальной работе: определена возможность применения к воспитанникам ВК метода ролевых игр, видов тренинга (Т, Б, Г-групп); выделены личностные черты руководителя группы (эмпатия, терпимость, уверенность в себе, осознание себя, воображение, интуиция). В работе специалиста по социальной работе в СИЗО приемлемым является использование ролевых игр, упражнений, принципа «погружения», предложенных форм тренингов. Отмечена рациональность использования парной работы. Значимая ролевая позиция руководителя группы в СИЗО—уравновешенность; стиль руководства в группе — авторитарный; личностные черты руководителя группы — уверенность в себе, интуиция, высокий интеллект. Возможность использования рассмотренных условий тренинга в колонии-поселения: принципы организации тренинговой группы добровольности, обратной связи, изолированности и комфорта; стиль руководства — демократический; основное условие для проведения тренинга — свободное обсуждение. В строгом режиме содержания возможность использования: ролевых игр; принципов организации тренинговой группы (добровольное участие, диалог, постоянный состав группы); стиля руководства (либеральный);

личностных черт руководителя группы (желание помочь, эмпатия, терпимость, осознание своих потребностей, воображение, интуиция). В общем режиме содержания на практике возможно применение ролевых игр; принципа постоянства состава группы;видов групповой работы (круг, аквариум, карусель, Т, Б, В, Та, Пси-группы); стиля руководства (авторитарно-демократический). В работе с осужденными женщинами отмечены трудности в проведении тренинга из-за отсутствия активности, добровольного участия, доверия в группе осужденных; возможность использования в тренинговой работе форм (Г-группы, аквариум, «малая» большая группа); ролевых позиций руководителя группы (руководитель, аналитик, эталонный участник, посредник); стиля руководства (авторитарно-демократический, либерально-демократический); личностных черт руководителя группы (уравновешенность, терпимость, оптимизм, уверенность в себе, высокий интеллект).

Любая практическая деятельность на современном этапе развития нашего общества часто подвержена переменам. Изменения социально-политического, экономического, правового характера прежде всего отражаются на содержании социально-педагогической деятельности, и особенно на реализации деятельности социально-педагогической направленности в уголовно-исполнительной практике. Подобная ситуация оказывает влияние на развитие теории и практики. Отмечается тенденция опережения потребностей практики в новых методах и подходах для улучшения решения насущных практических задач и несоответствие научно-теоретических предло-

жений, которые часто усматриваются в недопонимании значимости теоретических основ на практике.

Таким образом, возникает противоречие между потребностью практики и возможностями теории, что обусловливает важную проблему, которая усматривается в первую очередь в правильном донесении сущности научно-теоретических разработок до специалистов-практиков. Одним из способов решения возникшей проблемы является не просто донесение теории и определение возможностей для правильного понимания практической значимости предложенного материала, но и создание условий способствующих переосмыслению, развитию и созданию иного реального теоретико-прикладного содержания. Подходящим вариантом решения этого вопроса и разрешения

возникших противоречий может быть использование иных подходов к проектированию содержания процесса обуче-ния,технологий и форм образовательной деятельности.

Литература

1. Виленский В.Я., Образцов П.И, Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. — М., 2005.

2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. — М., 2001.

3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. — М., 1989.

4. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. — Екатеринбург, 2002.

5. Игнатьева ЕЮ. Технологии профессионально-ориентированного обучения. — Великий Новгород, 2002.

6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.

7. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.