Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ'

КОРРЕКЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗ Я / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / АРТ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушкина Н.В., Мамонова Е.Б., Шустова Э.Л.

Статья посвящена изучению особенностей самосознания старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (НПР). Рассматривается динамика самооценки, уровня притязаний, Образа Я дошкольников, развивающихся в условиях онто- и дизонтогенеза. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: старшие дошкольники с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития (ЗПР). Были обнаружены как общевозрастные, так и специфические, связанные со структурой дефекта, особенности самосознания дошкольников. Было доказано единство общевозрастных и специфических особенностей самосознания у дошкольников с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития. В то же время, специфические особенности самосознания старших дошкольников с задержкой психического развития нуждаются в коррекции. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана программа формирующего эксперимента, направленная на коррекцию самосознания дошкольников с ЗПР средствами арт- терапии. Психокоррекционная программа включала нетрадиционные техники арт- терапии, направленные на самопрезентацию, развитие эмпатии, навыков социальной перцепции у старших дошкольников. Разработанная нами программа прошла предварительную апробацию со старшими дошкольниками с задержкой психического развития. Показатели самооценки в группе старших дошкольников с задержкой психического развития изменились в сторону снижения неадекватно высоких оценок, формированию позитивного интереса к себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпушкина Н.В., Мамонова Е.Б., Шустова Э.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF SELF-CONSCIOUSNESS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH DELAYED MENTAL DEVELOPMENT USING ART THERAPY

The article is devoted to the study of the features of self-consciousness of older preschoolers with mental retardation (MPD) in comparison with their normally developing peers (NPD). The dynamics of self-esteem, the level of claims, the image of the self of preschoolers developing in conditions of onto- and dysontogenesis is considered. A comparative analysis was carried out in two subgroups: older preschoolers with normal mental development and those with mental retardation (MPD). Both general age and specific, associated with the structure of the defect, features of self-awareness of preschoolers were found. The unity of the general age and specific features of self-awareness in preschool children with normal mental development and with mental retardation was proved. At the same time, the specific features of the self-awareness of older preschoolers with mental retardation need to be corrected. Based on the results of the ascertaining experiment, a program of a formative experiment was developed, aimed at correcting the self-awareness of preschoolers with mental retardation by means of art therapy. The psycho-corrective program included non-traditional art therapy techniques aimed at self-presentation, the development of empathy, social perception skills in older preschoolers. The program developed by us has been preliminary tested with older preschoolers with mental retardation. Self-esteem indicators in the group of older preschoolers with mental retardation have changed towards a decrease in inadequately high marks, the formation of a positive interest in themselves

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

KARPUSHKINA Natalya Viktorovna and others CORRECTION OF SELF-CONSCIOUSNESS ..

Karelian Scientific Journal. 2023. Т. 12. № 1(42)

е-ISSN: 2712-9772; p-ISSN: 2311-0104

V7TK" ^78-1 SO Q99 7 /¡Жл l©2023 Контент доступен по лицензии СС ВY-NC 4.0

у A14 J I о. Ijy. yzz. / I (ее) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

QQJ. | (j 57145/27129772 2023 12 01 02 lfcae3MI^Mhttps://cteativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)

КОРРЕКЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

© Автор(ы) 2023

КАРПУШКИНА Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры

«Специальная педагогика и психология»

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина 603089, Россия, Н. Новгород, karpushkina.nv@gmail.com

SPIN: 8924-9148 AuthorlD: 379295 ResearcherlD: J-7028-2017 ORCID: 0000-0003-0279-381X ScopusID: 57200443941

МАМОНОВА Елена Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры

«Практическая психология» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина 603089, Россия, Н. Новгород, meb800@mail.ru

AuthorID: 377003 ResearcherID: 0-5156-2017 ORCID: 0000-0001-9149-0655 ScopusID: 57211188141

ШУСТОВА Эльвира Львовна, заведующий

МАДОУ «Детский сад № 49 «Светлячок» 603122, Россия, Н. Новгород, el.schustova@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6304-763X

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей самосознания старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (НИР). Рассматривается динамика самооценки, уровня притязаний, Образа Я дошкольников, развивающихся в условиях онто- и дизонтогенеза. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: старшие дошкольники с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития (ЗПР). Были обнаружены как общевозрастные, так и специфические, связанные со структурой дефекта, особенности самосознания дошкольников. Было доказано единство общевозрастных и специфических особенностей самосознания у дошкольников с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития. В то же время, специфические особенности самосознания старших дошкольников с задержкой психического развития нуждаются в коррекции. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана программа формирующего эксперимента, направленная на коррекцию самосознания дошкольников с ЗПР средствами арт-терапии. Психокоррекционная программа включала нетрадиционные техники арт-терапии, направленные на самопрезентацию, развитие эмпатии, навыков социальной перцепции у старших дошкольников. Разработанная нами программа прошла предварительную апробацию со старшими дошкольниками с задержкой психического развития. Показатели самооценки в группе старших дошкольников с задержкой психического развития изменились в сторону снижения неадекватно высоких оценок, формированию позитивного интереса к себе.

Ключевые слова: самосознание, самооценка, социальная адаптация, Образ Я, старшие дошкольники с задержкой психического развития, арт-терапия.

CORRECTION OF SELF-CONSCIOUSNESS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH DELAYED MENTAL DEVELOPMENT USING ART THERAPY

© The Author(s) 2023

KARPUSHKINA Natalya Viktorovna, candidate of psychological Sciences, associate professor, professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin 603089, Russia, N. Novgorod, karpushkina.nv@gmail.com MAMONOVA Elena Borisovna, сandidate of рsychological sciences, associate professor of the department of "Practical Psychology" Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin 603089, Russia, N. Novgorod, meb800@mail.ru SHUSTOVA Elvira Lvovna, head Kindergarten № 49 "Firefly" 603122, Russia, N. Novgorod, el.schustova@yandex.ru Abstract. The article is devoted to the study of the features of self-consciousness of older preschoolers with mental retardation (MPD) in comparison with their normally developing peers (NPD). The dynamics of self-esteem, the level of claims, the image of the self of preschoolers developing in conditions of onto- and dysontogenesis is considered. A comparative analysis was carried out in two subgroups: older preschoolers with normal mental development and those with mental retardation (MPD). Both general age and specific, associated with the structure of the defect, features of self-awareness of preschoolers were found. The unity of the general age and specific features of self-awareness in preschool children with normal mental development and with mental retardation was proved. At the same time, the specific features of the self-awareness of older preschoolers with mental retardation need to be corrected. Based on the results of the ascertaining experiment, a program of a formative experiment was developed, aimed at correcting the self-awareness of preschoolers with mental retardation by means of art therapy. The psycho-corrective program included non-traditional art therapy techniques aimed at self-presentation, the development of empathy, social perception skills in older preschoolers. The program developed by us has been preliminary tested with older preschoolers with mental retardation. Self-esteem indicators in the group of older preschoolers with mental retardation have changed towards a decrease in inadequately high marks, the formation of a positive interest in themselves.

Keywords: self-awareness, self-esteem, social adaptation, self-image, older preschoolers with mental retardation, art therapy._

10 OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Карельский научный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42)

е-ISSN: 2712-9772; p-ISSN: 2311-0104

КАРПУШКИНА Наталья Викторовна и другие КОРРЕКЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ...

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Проблема самосознания в общетеоретическом плане активно обсуждается в отечественных и зарубежных психологических исследованиях (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, В.В. Столина, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой). Изучение основных компонентов самосознания, его возрастной динамики в детском и подростковом возрасте представляет большой интерес как в теоретическом, так и в практическом плане.

Именно в старшем дошкольном возрасте дети уже могут объективно себя оценивать благодаря учету отношения окружающих к их действиям.

Таким образом, дошкольник усваивает нормы поведения в обществе, что способствует дальнейшему развитию его личности.

При выборе способа развития самосознания дошкольников возможно использование технологии арт-терапии, так как детей дошкольного возраста привлекает рисование, оно легко им дается, существует огромное разнообразие материалов и техник.

Проблемой формирования самосознания дошкольников средствами арт-терапии занимались Л.Д. Лебедева, С.К. Кожохина, Л.Д. Мардер, М.В. Киселева и др.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

И.А. Конева, Н.В. Карпушкина исследовали особенности самосознания, Образа Я детей и подростков с ЗПР [1; 2; 3]. Они показали, что у детей и подростков с отклонениями в развитии Образ Я имеет качественное своеобразие [4; 5,; 6].

В то же время, исследований, исследующих влияние технологий арт-терапии на формирование самосознания дошкольников с ЗПР, практически нет.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи

Цель исследования - изучение возможностей арт-терапии в формировании самосознания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии

Для организации эксперимента мы использовали методики: «Лесенка» В.Г. Щур, «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, «Какой я», «Определение "Я-концепции" у детей старшего дошкольного возраста».

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

Первоначально дети старшего дошкольного возраста были обследованы при помощи методики «Лесенка» В.Г. Щур.

В эксперименте участвовали старшие дошкольники с НПР (20 человек) - группа А и старшие дошкольники с ЗПР (20 человек) - группа В.

Согласно полученным данным, показатель «неадекватно завышенная самооценка» преобладает в группе А - 39 %, в группе В равный процент имеется у показателей «неадекватно завышенная» и «завышенная» - по 33 %.

В то же время, есть дети и с «заниженной» самооценкой: группа А - 11 %, группа В - 17 %. Детей с адекватной самооценкой в обеих группах поровну - по 17 %.

Большая взаимосвязь проявляется между оценкой старшего дошкольника с ЗПР и предполагаемой оценкой взрослого, а именно родителя. Дети с ЗПР часто подчеркивали роль взрослого в их жизни.

Согласно данным по методике «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, среднее значение по всем показателям

в группе А выше, чем в группе В.

д- 11%

/17% \ 39% \

ч 33%

Рисунок 1 - Особенности самооценки старших дошкольников с НПР

Рисунок 2 - Особенности самооценки старших дошкольников с ЗПР

По первому показателю среднее значение в обеих группах чуть ниже нормы (А - 10, В - 9), по второму - в группе А (3) соответствует норме, в группе В (2) - ниже. Третий показатель в двух группах находится в пределах нормы (А - 4, В - 3).

Рисунок 3 - Особенности самоотношения старших дошкольников

При работе с методикой «Какой я» дошкольникам предлагалось оценить себя по десяти различным положительным качествам личности.

Как видно из таблицы 1 в каждой группе дошкольников преобладают высокий (А - 33 %, В - 44 %) и очень

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика

11

KARPUSHKINA Natalya Viktorovna and others CORRECTION OF SELF-CONSCIOUSNESS ..

Karelian Scientific Journal. 2023. Т. 12. № 1(42)

е-ISSN: 2712-9772; p-ISSN: 2311-0104

высокий (А - 50 %, В - 39 %) уровни самооценки.

Таблица 1 - Особенности самооценки старших дошкольников

Группа «А» Группа «В»

% Абсолютное % Абсолютное

Очень высокий 50 9 39 7

Высокий 33 б 44 S

Средний 17 3 17 3

Низкий 0 0 0 0

Очень низкий 0 0 0 0

Низкий и очень низкий уровни отсутствуют. Всё это может свидетельствовать о том, что самооценка еще не сформирована как адекватная. Дети считают себя самыми лучшими, зачастую не соотносят своё реальное поведение и возможности с предлагаемыми критериями (честный, вежливый, внимательный, умный, аккуратный и т.д.).

На основе полученных данных нами была разработана программа коррекции самосознания дошкольников средствами арт-терапии.

Для работы по данной программе нами были взяты 18 детей старшего дошкольного возраста. Количество занятий арт-терапией - 10, длительность курса при двух занятиях в неделю около полутора месяцев.

В содержании программы были выбраны техники, способствующие более ясному осознанию себя, своей деятельности, своих способностей, формированию более адекватного зрелого образа-Я детей. Детям предоставлялись свобода выбора, отхождение от стереотипа в рисовании «правильно - неправильно», использование нетрадиционных техник. Всё это способствовало самораскрытию, проявлению себя, своей фантазии, мироощущений.

Разработанная нами программа показала свою эффективность. Сравнивая результаты групп в констатирующем и контрольном экспериментах показано, что все показатели находятся в пределах нормы у контрольной группы. В первую очередь, снизилось количество детей с неадекватно завышенной самооценкой.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях

Возрастные особенности самооценки дошкольников с ЗПР также анализируются в исследованиях Н.В. Карпушкиной, И.А. Коневой, Л.Э. Семеновой, Т.А. Серебряковой [1; 6; 7]. В их работах показаны сходные тенденции в формировании самосознания детей с указанным типом дизонтогенеза.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования

Наше экспериментальное исследование позволило сделать выводы о том, что у детей с ЗПР 5-6 лет самосознание находится в процессе становления и без организованной работы проходит стихийно. Самооценка у детей этого возраста в основном завышенная и неадекватно завышенная. В структуре Образа Я у старших дошкольников с ЗПР преобладают внешние качества.

В то же время, при проведении целенаправленной коррекционной работы средствами арт-терапии отмечается положительная динамика в развитии самооценки и становлении образа «Я» у старших дошкольников с ЗПР.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении

Исходя из результатов исследования, необходима разработка программы коррекции, направленной на формирование адекватной самооценки, уровня притязаний у старших дошкольников с ЗПР, дифференцированного Образа Я.

Реализация данной программы будет способствовать формированию социальной адаптации и интеграции до-12

школьников с ЗПР в обществе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Карпушкина Н.В., Клычихина Т.А. К проблеме Я-концепции старших дошкольников с задержкой психического развития / Специальное образование и социокультурная интеграция: материалы IVМеждународной научно- практической конференции. Саратов: СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского. 2020. С. 335-344.

2. Карпушкина Н.В., Конева И.А. К проблеме коррекции самосознания подростков с умственной отсталостью //Карельский научный журнал.2020. Т. 9. № 2 (31). С. 51-54.

3. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Особенности личностного развития слабовидящих подростков в зависимости от стиля семейного воспитания //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. Т. 7. № 2 (23). С. 370-372.

4. Карпушкина Н.В., Комарова Д.П. Особенности развития Я-концепции у младших школьников с умственной отсталостью // Проблемы современного педагогического образования. 2020, №67 (3). С. 268-272.

5. Карпушкина Н.В., Кручинина Н.С. Характерологические особенности подростков с задержкой психического развития и их влияние на социометрический статус // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. 264 с. С. 231-235.

6. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №12-8. - С. 1526-1528.

7. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Белаш Н.И. Особенности я-концепции подростков, воспитывающихся в условиях отцовской де-привации//Вестник Мининского университета.-Том 7, № 2.- 2019.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 27.02.2023 Revised date: 03.03.2023 Accepted date: 29.03.2023

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.