Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗПР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗПР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / РЕЧЬ / КОММУНИКАЦИЯ / МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНОЙ ВОЗРАСТ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Путинцева И.В.

Актуальность обусловлена тем, что, в популяции детей с задержкой психического развития значительное место занимают «безречевые дети», которые не имею возможности вербальных средств коммуникации. Недостаточность коммуникативной функции выражается у таких детей еще в доречевом уровне коммуникации, а в дальнейшем обучение неговорящих детей представляет собой односторонний процесс, в котором ребенок принимает пассивную роль. Это дестабилизирует его жизнедеятельность, сужает контакты с говорящими собеседниками. Ребенок в дальнейшем оказывается не готовым, не способным выражать свои желания, потребности. Что бы повысить эффективность коррекции речевых нарушений у младших дошкольников с задержкой психического развития можно использовать методы альтернативной и дополнительной коммуникации в комплексе с коррекционными занятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Путинцева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗПР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

И.В. Путинцева

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗПР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Актуальность обусловлена тем, что, в популяции детей с задержкой психического развития значительное место занимают «безречевые дети», которые не имею возможности вербальных средств коммуникации. Недостаточность коммуникативной функции выражается у таких детей еще в доречевом уровне коммуникации, а в дальнейшем обучение неговорящих детей представляет собой односторонний процесс, в котором ребенок принимает пассивную роль. Это дестабилизирует его жизнедеятельность, сужает контакты с говорящими собеседниками. Ребенок в дальнейшем оказывается не готовым, не способным выражать свои желания, потребности. Что бы повысить эффективность коррекции речевых нарушений у младших дошкольников с задержкой психического развития можно использовать методы альтернативной и дополнительной коммуникации в комплексе с коррекционными занятиями.

Ключевые слова: коррекция, речь, коммуникация, младший дошкольной возраст, задержка психического развития, альтернативная коммуникация, дополнительная коммуникация.

Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д.Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи - это "веточка" в развитии самостоятельной предметной деятельности.

При помощи речи люди имеют возможность общаться с окружающими, получают новую информацию.

У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.

По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.

Формирование такой функции речи, как регулирующая, тесно связано с развитием целенаправленного поведения, с развитием внутренней речи и возможности программированной интеллектуальной деятельности Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Р. Филичева.

Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия.

Коммуникация - это способность выразить свои мысли, чувства и идеи, способность понимать значение того, что было сказано или сделано для тебя. Мы обмениваемся друг с другом различной информацией, делаем это каждый день, и для нас это не является сложным испытанием. Но есть категория детей, которые не могут выразить себя с помощью вербальной или по-другому словесной речи. Причины могут быть разнообразными, но это не решает проблемы. В такой ситуации мы обращаемся к невербальным средствам общения, а именно альтернативным или дополнительным средствам коммуникации.

Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC - аугментативная (augmentative - увеличивающий) и альтернативная коммуникация.

Альтернативная коммуникация может:

© И.В. Путинцева, 2023.

Научный руководитель: Дорофеева Татьяна Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, Институт непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

- быть необходима постоянно;

- применяться как временная помощь;

- рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.

Вопросы обучения альтернативной и дополнительной коммуникации затрагиваются в работах таких авторов, как Л.Б. Баряевой, С.Е. Гайдукевич, О.В. Караневской, Ю.Н. Кисляковой, Т.В. Лисовской, Е.Т. Логиновой, Л.В. Лопатиной, В.Л. Рыскиной, С. фон Течнера, Л. Фрост и др.

Альтернативной коммуникацией называются все неголосовые (невербальные) системы коммуникации. Мануальные знаки (жесты).

Жестовые языки необходимо отличать от жестовых систем, вторые сконструированы так, чтобы передавать устную речь слово в слово, то есть копировать ее (например, КЖР - калькирующая жестовая речь).

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) детский сад № 20 «Дельфин» г. Саяногорск. В исследовании приняли участие дети младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: 7 мальчиков и 3 девочки.

Цель - изучение особенностей проявлений нарушений речи у детей данной группы.

По результатам обследования подвижность артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста лет с ЗПР, можно отметить, что у 80% детей наблюдались неточные артикуляционные движения.

У детей младшего дошкольного возраста лет с ЗПР было выявлено расхождение в объёме активного и пассивного словаря, активный словарь у некоторых детей развит несколько хуже пассивного.

Дети младшего дошкольного возраста лет с ЗПР испытывали значительные трудности в овладении первичными словообразовательными операциями, особенно в образовании притяжательных прилагательных.

На основании сделанных выводов можно сказать, что процесс формирования лексической системы у детей младшего дошкольного возраста лет с ЗПР не может развиваться самостоятельно, для этого необходима систематическая поэтапная коррекционная работа

С целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у младших дошкольников ЗПР с использованием альтернативной коммуникации, на основе изученной литературы, мы решили использовать Программу коррекции речевых нарушений у младших дошкольников ЗПР с использованием методов альтернативной и дополнительной коммуникации.

Программа коррекции речевых нарушений у младших дошкольников ЗПР с использованием методов альтернативной и дополнительной коммуникации состоит из нескольких направлений:

1. Использование системы жестов.

Данные жесты ребёнок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения.

Дополнительные социальные жесты.

Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий. С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по мере формирования предметной деятельности.

Жесты описательного характера. Передают характерные черты и свойства, присущие определённому субъекту.

Для изучения и запоминания жестов мы использовали на занятиях альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Альбомы включали в сюжетную игру, например, при изучении распорядка дня.

Также для запоминания жестов использовали разнообразные пальчиковые игры и стихи.

2. Использование системы символов.

Использование систем графических символов требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.

В своей работе мы использовали следующие пособия:

• календарь активности - расписание, которое помогает структурировать деятельность, где обычно используются пиктограммы и другие символы;

• коммуникативная доска - специальная доска, разбитая на квадраты, к которым прикрепляются графические символы.

• тематические книги.

• альбомы с картинками и фотографиями.

• набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке.

• да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие).

3. Обучение глобальному чтению.

Цель обучения глобальному чтению заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.

Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Мы использовали белый картон с чёрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров.

При обучении глобальному чтению нами соблюдалась постепенность и последовательность. Слова должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.

Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы - это разнообразные игры и упражнения на развитие:

• зрительного восприятия;

• внимания;

• зрительной памяти;

• понимания обращённой речи;

• выполнения простых инструкций;

• умения подбирать парные предметы и картинки;

• умения соотносить предмет и его изображение;

• понимания содержания читаемого.

Этапы обучения глобальному чтению представлены в Приложении.

Совместно мы использовали дидактические игры, целью которых является прослеживание дорожек, выкладывание узоров из мозаики по образцу, декоративное рисование.

Также мы использовали таблички с напечатанными словами и фразами.

Это такие игры, как:

• «Лабиринты»,

• «Кто где живёт?»,

• «Лото»,

• «Найди по контуру»,

• «Что пропало?»,

• «Найди по силуэту»,

• «Найди место куклам»,

• «Парные картинки».

Мы применяли следующие виды работ при обучении глобальному чтению:

1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребёнка, имена его близких, клички домашних животных).

Использовали самодельные книжки - простые коммуникативные альбомы с картинками и подписями к ним.

2. Чтение слов.

Нами подбирались картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и подписывались.

Начали с темы «Игрушки».

Сначала берём две таблички с различными по написанию словами (например, «кукла» и «мяч»). Нельзя брать слова, похожие по написанию (например, «мишка», «машина»).

3. Система коммуникации при помощи карточек PECS.

PECS - система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.

Занятиями, развивающими данные способности, стали:

• Совместное составление расписания с использованием символов.

Составление визуального расписания помогает ребёнку понять структуру занятия, организовывает, развивает логическое и абстрактное мышление.

В начале занятия на панель прикрепляются карточки с изображением запланированной деятельности.

По мере выполнения заданий карточки снимаются и откладываются в сторону, либо в специально приготовленный для этой цели ящичек.

Визуальное расписание помогает ребёнку увидеть и оценить объём проделанной и оставшейся работы. Образец визуального расписания занятия

• Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением.

Игра-театрализации «Теремок».

Пальчиковый кукольный театр.

• Совместное рассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого.

• Одновременное рисование.

• Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции с написанным словом. Соотнесение картинок с написанным словом.

• Прикрепление картинок, графических изображений в самых распространённых местах, введение в рутину.

При введении обучения альтернативной (дополнительной) коммуникации в повседневную деятельность необходимо организовать домашнюю среду таким образом, чтобы окружающее ребёнка пространство способствовало как можно более разнообразному усвоению различных систем коммуникации.

Например, при обучении глобальному чтению на предметы обстановки можно прикрепить карточки с напечатанными названиями предметов: «стол», «стул», «шкаф», «зеркало». В ванной можно прикрепить визуальное расписание с указанием последовательности действий при умывании или посещении туалета.

• Рассматривание коммуникативных книг.

• Составление фотоальбома про себя.

• Составление ритмических стихов с жестами.

Создавая данный комплекс занятий, мы использовали игровые (с принятием ролей и правил), а также не игровые приемы (совместная деятельность, изобразительная деятельность, обсуждение и проигрывание конфликтных ситуаций).

После проведения коррекционной работы по коррекции речевых нарушений у младших дошкольников ЗПР с использованием альтернативной и дополнительной коммуникации, мы повторно провели экспериментальное исследование по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Представим данные на рис. 1.

Рис. 1. Результаты обследования подвижности артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста лет с ЗПР на контрольном этапе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: анализ автора

По наглядным данным видно, что дети разделись на две группы:

По результатам обследования мимической мускулатуры и мышечного тонуса можно отметить, у младших дошкольников с ЗПР характерны содружественные движения (80%). Также отмечается неполнота движений.

Представим данные на рис. 2.

3,5-1 32.5 ■ 2

Н

0Т5 0

¡щ:

до ганяпш

после ганяпш

□ Арина

■ Денис

□ Вера

□ Коля

■ Оля

□ Полина

■ Сережа

□ Яна

Рис. 2. Результаты обследования мимической мускулатуры и мышечного тонуса у детей младшего дошкольного возраста лет с ЗПР на контрольном этапе

Источник: анализ автора

По наглядным результатам, мы наблюдаем положительную динамику у тех же самых детей из обследования подвижности артикуляционного аппарата (рис. 3).

Рис. 3. Результаты обследования звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

лет с ЗПР на контрольном этапе

Источник: анализ автора

При обследовании лексического строя речи у детей младшего дошкольного возраста лет с ЗПР по методике И.А. Смирновой использовались аналогичные задания (рис. 4).

Рис. 4. Результаты обследования уровня лексического строя речи у детей младшего дошкольного возраста лет с ЗПР на констатирующем этапе эксперимента

Источник: анализ автора

По результатам, приведенным в таблице, по количеству набранных баллов можно выделить три группы детей.

По результатам контрольного эксперимента было установлено, что дети допускали ошибки, но они стали гораздо лучше выполнять не только те задания, которые они до этого хорошо выполняли, но и те задания, которые давались им с большим трудом.

У всех испытуемых отмечалась положительная динамика в развитии номинативного и глагольного словаря. Они стали лучше ориентироваться в соотнесении и назывании предлогов.

Качественно увеличился словарь прилагательных, как относительных, так и притяжательных.

Дошкольники стали разграничивать такие понятия, как «синонимы» и «антонимы».

При выполнении заданий на подбор синонимов и антонимов показали значительно лучший результат, в отличие от констатирующего этапа.

В целом, у детей был отмечен качественный и количественный рост словаря.

Значительно улучшился уровень развития коммуникативных навыков, а именно: дети стали легче вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, активнее поддерживать диалог, задавать вопросы на интересующие темы, более точно и полно выражать свои мысли.

По данным мы наглядно видим, что после проведения коррекционной работы по формированию речи у детей младшего дошкольного возраста лет с ЗПР двигательная активность артикуляционного аппарата заметно повысилось.

Таким образом, данные контрольного этапа свидетельствуют о целесообразности использования Программы коррекции речевых нарушений у младших дошкольников ЗПР с использованием методов альтернативной и дополнительной коммуникации.

Таким образом, для пользователей альтернативной и экспрессивной групп АДК выступает как замена отсутствующей устной речи, для пользователей вспомогательной группы - как способ повышения качества общения и развития имеющихся возможностей использования устной речи.

Библиографический список:

1.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи [ Текст]: методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 272 с.

2.Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебное пособие [ Текст]: учебное пособие / М.Ф.Фомичева, Т.В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. - М.: «Академия», 2020. - 200 с.

3.Магутина, А.А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми / А. А. Магутина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа : Лето, 2015. - С. 188-190.

4.Методические рекомендации по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в стационарных учреждениях социального обслуживания / под ред. О. В. Караневской - М.: Теревинф, 2022. - 252 с.

5.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [ Текст]: учебное пособие / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. - М.: « Академия», 2002. - 200 с.

6.Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Т18 Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 64 с.

7.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [ Текст]: учебное пособие / Е. И. Тихеева. - М.: Юрайт, 2019. - 161 с.

8.Хрестоматия по логопедии ( извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений [ Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова . - М.: ВЛАДОС, 2021. - 560 с.

9.Шашкина , Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учебное пособие / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зинина. - М.: «Академия», 2019. - 224 с.

10.Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст]: учебное пособие / В.И. Яшина, М.М. Алексеев. - М.: « Академия», 2021. - 448 с.

ПУТИНЦЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА - учитель-дефектолог, магистрант, Институт непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.