Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / КОММУНИКАЦИЯ / МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Путинцева И.В.

Актуальность обусловлена тем, что, с каждым годом все больше детей рождается с различными проблемами в развитии. У детей с задержкой психического развития отмечаются нарушения в познавательной деятельности (восприятии, памяти, мышлении, речи). Отсутствие навыков коммуникации влияет на социальное и эмоциональное развитие ребенка. Многие дети становятся пассивными, а ребенок с ЗПР должен как можно раньше начать выражать свои мысли и желания. С целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у младших дошкольников ЗПР в комплексе с коррекционными занятиями можно использовать методы альтернативной и дополнительной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Путинцева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

п

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

И.В. Путинцева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность обусловлена тем, что, с каждым годом все больше детей рождается с различными проблемами в развитии. У детей с задержкой психического развития отмечаются нарушения в познавательной деятельности (восприятии, памяти, мышлении, речи). Отсутствие навыков коммуникации влияет на социальное и эмоциональное развитие ребенка. Многие дети становятся пассивными, а ребенок с ЗПР должен как можно раньше начать выражать свои мысли и желания. С целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у младших дошкольников ЗПР в комплексе с коррекционными занятиями можно использовать методы альтернативной и дополнительной коммуникации.

Ключевые слова: речь, коммуникация, младший дошкольный возраст, задержка психического развития, альтернативная коммуникация, дополнительная коммуникация.

© И.В. Путинцева, 2022.

Научный руководитель: Дорофеева Татьяна Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, Институт непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.

При помощи речи люди имеют возможность общаться с окружающими, получают новую информацию.

У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.

По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.

Формирование такой функции речи, как регулирующая, тесно связано с развитием целенаправленного поведения, с развитием внутренней речи и возможности программированной интеллектуальной деятельности Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Р.Филичева.

Исследования Г.Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий.

Большинство авторов обращают внимание на связь между речевой недостаточностью и особенностью психического развития ребенка.

Е.М. Мастюкова утверждает: «У ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с патологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться отклонения в его психическом развитии, темп его психического развития может замедлиться, развитие гностических мыслительных процессов, эмоционально волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может проходить аномально». Следовательно, речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка.

Развитие коммуникативных навыков у ребёнка непосредственно взаимосвязано, в первую очередь, с развитием способности найти контакт с окружающими, правильно воспринять полученную информацию, если же рассматривать понятие, с другой стороны, то важной частью является адекватное трактование и передача информации при общении с людьми. В связи с этим, необходимо развитие таких компонентов языковой систем, как фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности.

Освоение окружающего мира происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми [2].

Освоение коммуникативных навыков обеспечивает ребенку полноценное включение в общение. Этот процесс дает установку на развитие контактов с окружающими его людьми, которые могут возникать на основе потребности в совместной деятельности и общения. Одним их важных компонентов является формирование коммуникативных умений и навыков, это говорит о том, что необходимо как можно чаще включаться во все виды деятельности.

Все не голосовые системы общения называются альтернативным, но альтернативная форма коммуникации может использоваться либо как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Она актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты).

Альтернативная коммуникация означает, что человек общается лицом к лицу с собеседником без использования речи.

Цели использования альтернативной коммуникации:

-построение функционирующей системы коммуникации;

-развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию;

-развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.

Альтернативная коммуникация выступает как совокупность способов поддержки общения при ограниченных возможностях речевой коммуникации, но само общение подчиняется тем же правилам, проходит те же этапы и должно обеспечивать реализацию тех же мотивов и задач общения, что и при обычном развитии.

Рис. 1. Альтернативная коммуникация

Дополнительная коммуникация востребована лицами с недостаточно сформированной устной речью, которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Она представлена системой методов, с одной стороны, призванных помочь детям с временным запаздыванием речевого развития пережить долгий период отсутствия речи, способствуя овладению ею.

С другой стороны, дополнительная коммуникация облегчает понимание вербальных сообщений лиц с тяжелыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к их устной речи.

Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь.

Рис. 2. Дополнительная коммуникация

Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация:

• Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась в среде глухих — это язык жестов).

• Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия, апраксия).

• Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).

• Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.

• Специфические органические проблемы артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).

• Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).

• Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).

• Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).

Альтернативными называются все неголосовые (невербальные) системы коммуникации. Мануальные знаки (жесты).

К этой системе относятся жестовые языки глухих разных стран. Жестовые языки имеют собственную грамматику, их система словоизменения и порядок слов отличаются от устного языка.

Жестовые языки необходимо отличать от жестовых систем, вторые сконструированы так, чтобы передавать устную речь слово в слово, то есть копировать ее (например, КЖР - калькирующая жестовая речь).

Следует также отметить, что КЖР в последнее время считают некорректной формулировкой и более точным является пример такого термина, как «словесная речь с жестовым сопровождением».

К системе мануальных знаков можно отнести и естественные жесты, используемые при общении людей друг с другом.

Графические символы. Включают в себя все символы-изображения.

Блисс-символика - интернациональная семантическая языковая система, состоящая из нескольких сотен базовых графических символов и способная заменить любой естественный и искусственный язык на письме.

Каждый блисс-символ представляет собой понятие; будучи объединены вместе, блисс-символы могут создавать новые символы, обозначающие новые понятия.

Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы).

Пиктограммы представляют собой стилизованные рисунки, которые образуют белый силуэт на черном фоне; слово написано белыми буквами над изображением.

Картиночные символы коммуникации, к которым можно отнести систему PECS (система обмена изображениями); коммуникативные доски, коммуникативные книги.

Предметные символы. К таким символам относятся натуральные предметы, макеты или модели этих предметов, отражающие и символизирующие действия или события.

Предметные символы могут иметь различные текстуры, что особенно важно для работы с детьми, имеющими на рушения зрения.

Коммуникация с помощью вспомогательных устройств, которые помогают людям выразить себя.

К таким устройствам относятся, например, неэлектронные коммуникативные доски, устройства с подсветкой и движущимся указателем, специальные клавиатуры, а также, устройства, которые основаны на современных компьютерных технологиях, с экранами и искусственной речью.

Также существуют такие виды альтернативных средств коммуникации, которые сочетают в себе жесты, какие-либо символы, устную и письменную речь. К ним можно отнести систему Макатон.

Это языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться.

Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.

Значительную роль в обучении детей с нарушениями развития приобретает работа с календарем.

Календарь - это символическая система коммуникации, в которой символы или предметы-символы используются для представления основных видов деятельности в течение определенных отрезков времени. Благодаря календарной системе ребенок включается в ежедневную последовательность событий и видов деятельности, что становится основой для развития различных средств коммуникации. Календарная система как методика была разработана в Голландии. Ее авторами являются Я. Ванн Дайк, М. Джан-сен, Т. Виссер.

Выделяют следующие типы календарей:

1. Предметный календарь (символами являются натуральные и схематизированные предметы, их барельефное, рельефное, контурное изображение).

2. Картинный календарь (изображение какого-либо предмета, вида деятельности или места ее осуществления).

3. Календари смешанного типа (в котором изображение дополнено словом).

4. Календари с использованием словесной речи.

Работая с календарем, педагог учит детей связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями и поведением, что является важным условием для обучения вообще, для обучения коммуникации в особенности.

Выбор вида и направленности используемых наглядных средств зависит от физических, сенсорных, моторных, психических, интеллектуальных возможностей ребенка.

Важно отметить, что в Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой (Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой 2011) выделен раздел «Альтернативное чтение (чтение)».

В данный раздел включено обучение следующим вариантам «чтения»:

- «чтение» телесных и мимических движений;

- «чтение» изображений на картинках и картинах;

- «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);

- «чтение видеоизображений» (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов и т. д.);

- «чтение» пиктограмм;

- глобальное чтение

- чтение букв, цифр и других знаков;

- чтение по складам и т. п.

«В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащийся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить его альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации».

Использование альтернативных средств невербальной коммуникации содействует подготовке к формированию навыков говорения и общения. Как мы видим, существует большое количество средств альтернативного общения.

Таким образом, для пользователей альтернативной и экспрессивной групп АДК выступает как замена отсутствующей устной речи, для пользователей вспомогательной группы - как способ повышения качества общения и развития имеющихся возможностей использования устной речи.

Библиографический список:

1.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи [ Текст]: мето-дическоапособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 272 с.

2.Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебное пособие [ Текст]: учебное пособие / М.Ф.Фомичева, Т.В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. - М.: «Академия», 2020. - 200 с.

3.Магутина, А.А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми / А. А. Магутина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа : Лето, 2015. - С. 188-190.

4. Методические рекомендации по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в стационарных учреждениях социального обслуживания / под ред. О. В. Караневской - М.: Теревинф, 2022. - 252 с.

5.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [ Текст]: учебное пособие / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. - М.: « Академия», 2002. - 200 с.

6.Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Т18 Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 64 с.

7.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [ Текст]: учебное пособие / Е. И. Тихеева. - М.: Юрайт, 2019. - 161 с.

8.Хрестоматия по логопедии ( извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений [ Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова . - М.: ВЛАДОС, 2021. - 560 с.

9.Шашкина , Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учебное пособие / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зинина. - М.: «Академия», 2019. - 224 с.

10.Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст]: учебное пособие / В.И. Яшина, М.М. Алексеев. - М.: « Академия», 2021. - 448 с.

ПУТИНЦЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА - учитель-дефектолог, магистрант, Институт непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.