Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ ДОБАВКАМИ'

КОРРЕКЦИЯ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ ДОБАВКАМИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
61
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — А.А. Дюдяков, Р.С. Рахманов, Ю.В. Коротунов, А.Е. Груздева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The actual nutrition of schoolchildren in the Nizni-Novgorod district is imbalanced due to the deficiency of protein and vitamins and to the high contents of fats and carbohydrates. The authors provide evidence for a combined preparation to correct the children’s diets, which incorporates animal protein, biologically active plant additives, and eggshell calcium. The use of the preparation in combination with liquid bifidumbacterin contributes to increases in morphofunctional parameters in adolescents.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ ДОБАВКАМИ»

Таблица 2

Процент выполнения рационов питания у школьников

Ингредиент Возраст, годы

9-10 11-13 14- -17

лсвушки юиоши

Белки 91,7 77,4 97 63

В том числе животные 66.3 62,1 70,5 68

Жиры 84,0 64,1 89 128

В том числе растительные 63,1 98 74 90

Углеводы 85,7 136 69,8 76

Энергетическая ценность 75.4 77,5 82,6 91

дами у большинства опрошенных были кондитерские изделия, мясо, фрукты, молочные продукты.

Калорийность рациона питания в течение дня распределялась преимущественно на вторую половину и имела выраженную углеводную модель построения.

Выводы. I. Энергетическая ценность рационов питания школьников значительно ниже нормативной за счет дефицита основных нутриентов.

2. Выражен дисбаланс основных пищевых веществ вследствие недостатка в рационе высококачественных белковых продуктов питания.

3. Выявлено неудовлетворительное качество питания школьников 11 — 13 лет по сравнению с другими возрастными группами.

4. В рационе школьников преобладали мучные, крупяные, макаронные изделия при недостатке мяса, молока, фруктов и овощей.

Литература

1. Методы контроля и управления санитарно-эпиде-миологическим благополучием детей и подростков/ Под ред. В. Р. Кумы. - М., 1999.

2. Николаев А. В. Гигиенические аспекты оптимизации питания и витаминного статуса школьников на рациональном уровне: Автореф. дис.... канд. биол. наук. - М., 2000.

3. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения. — М„ 1991.

4. Цурган А. М., Пешкова Г. П., Стунеева Г. И. и др. // Вопросы физиологического и психического здоровья человека: Сб. науч. тр. — Рязань, 1996. — С. 186-187.

Поступила 08.03 0]

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2002 УДК 613.29-053.5

А. А. Дюдяков, Р. С. Рахманов, /О. В. Коротунов, А. Е. Груздева

КОРРЕКЦИЯ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ ДОБАВКАМИ

Военно-медицинский институт Федеральной пограничной службы России при Нижегородской государственной медицинской академии, ЗАО "Биофит", Нижний Новгород

В последние годы одним из ведущих факторов, негативно влияющих на состояние здоровья детей и подростков, стало недостаточно полноценное питание. По данным научных исследований, за последнее десятилетие в 1,5 раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела [9|. У подавляющего большинства лиц с недостаточной и пониженной массой тела имеет место и низкая мышечная сила кистей рук. Это расценивается как результат белко-во-энергетической недостаточности (4].

По мнению В. А. Тутельяна, особую тревогу вызывает круглогодичный глубокий дефицит большинства витаминов, в том числе антиоксидантного ряда — С, Е, А и р-каротина. Кроме того, выявляется существенный дефицит и микроэлементов: селена, кальция, железа, йода, фтора. В результате соответствующие защитные системы организма не могут адекватно отвечать на неблагоприятные воздействия окружающей среды, что резко повышает риск развития многих заболеваний [1, 5).

В настоящее время для коррекции рационов питания все шире используют биологически активные добавки к пище (БАД) (1,2, 6]. Так, А. В. Истомин считает их одним из основных элементов здорового питания XXI века, который необходим для обеспечения комплексного эколого-гигиени-ческого подхода к оптимизации питания и управления здоровьем населения [7].

Перспективным является использование препаратов на основе криогенной сушки. Экспериментальные исследования показывают, что этот прием

переработки исходного сырья приводит к увеличению в 6—10 раз концентрации витаминов, микроэлементов, пищевых волокон. Существенно повышаются экстракционные свойства продуктов и увеличивается в 2,7 раза высвобождение биологически активных соединений по сравнению со свежим продуктом [2].

Цель работы — разработка БАД для коррекции рационов питания детей и подростков, а также оценка эффективности ее применения. Для обоснования ее состава и дозировки изучали недельные рационы питания учащихся 4 школ Нижегородского региона. Данные собирали опросно-анкетным методом (п = 240).

Гигиеническую оценку качества питания проводили по основным нутриентам, регламентируемым физиологическими нормами |3]. Химический состав среднесуточных рационов рассчитывали по справочным таблицам [8].

Используя эти данные с учетом норм физиологической потребности мы совместно с нижегородским предприятием "Биофит" разработали комплексный препарат на основе криогенной сушки, содержащий животный белок, БАД растительного происхождения и кальций скорлупы яиц. Его применяли в одной из школ для коррекции питания 14—15-летних учащихся. Разовая доза, рассчитанная для этой возрастной группы, содержала 20 г белка, 0,7 г жиров, 8,9 г углеводов. Энергетическая ценность препарата составляла 121,6 ккал.

Таблица I

Количество школьников, получавших рекомендуемый размер потребления основных продуктов питания, %

Продукты

Возрастные группы

7-10 лет 11-13 лет 14-17 лет

Фрукты 80 75 72

Овоши 76 80 85

Молокопродукты 48 50 42

Мясопродукты 81 79 80

Рыба 41 44 39

Яйца 55 53 60

Крупы 47 50 43

Подростки принимали препарат ежедневно за 40—45 мин до еды в течение 14 дней. Кроме того, за 1 ч до еды им выдавали 5 мл жидкого бифидум-бактерина (ЖБ). В опытную группу входило 44 человека, в контрольную — 40.

Эффективность данного способа коррекции питания определяли по динамике морфофункцио-нальных показателей организма до приема препарата, после его окончания и спустя 30 сут. Оценивали массу тела, силу правой кисти, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), реакцию организма на дозированную физическую нагрузку по показателям гемодинамики, скорость переноса информации в зрительном анализаторе и производительность умственной работы. Белковый обмен контролировали по содержанию общего белка и азота мочевины в сыворотке крови. Витаминную насыщенность организма оценивали по миллиграмм-часовому выделению аскорбиновой кислоты с мочой. Об уровне неспецифической резистентности школьников судили по концентрации иммуноглобулинов и активности лизоцима слюны.

Полученные данные обработаны статистическими методами с использованием пакета прикладных компьютерных программ.

При анализе фактического питания установили, что в ежедневном рационе школьников всех воз-растно-половых групп отмечался дефицит продуктов, являющихся источниками белка животного происхождения и витаминов (табл. 1). При этом большинство учащихся употребляли в пищу мясопродукты-полуфабрикаты, содержащие значительное количество соевого белка. С возрастом наблюдалась тенденция к снижению потребления практически всех биологически ценных продуктов (за исключением овощей и яиц). В рационах увеличивалось количество хлебобулочных и кондитерских изделий, а также сахара, избыток которых в меню учащихся всех групп составлял 19—25%. Недостаточное использование в меню круп усугублялось тем, что их ассортимент был ограничен 1—2 видами. В большей мере школьники употребляли рис, т. е. крупу с наименьшей пищевой ценностью.

Из-за нарушенной структуры питания школьников по продуктовому составу наблюдали недостаток в рационах белка до 31%, превышение жиров и углеводов на 20—39% соответственно. Это приводило к завышению среднесуточной калорийности на 10—12%. Низкое количество в рационах мо-локопродуктов не обеспечивало необходимое поступление в организм кальция на 15—18%.

Несмотря на то что исследование проводили осенью, выявлено недостаточное потребление ово-

щей и фруктов. По миллиграмм-часовому выделению аскорбиновой кислоты с мочой хорошую витаминную насыщенность установили лишь у 53% подростков, у 30% — умеренную и у 17% — низкую.

При применении комплексного препарата и ЖБ получены следующие результаты. Масса тела в течение периода наблюдения увеличилась у всех подростков, ее прирост составил 1,2 ± 0,3 кг (/> < 0,05). У школьников, которым коррекция рационов питания не проводилась, увеличение массы тела было в пределах 0,5 ± 0,2 кг, что являлось незначимым.

У подростков опытной группы ЖЕЛ и мышечная сила кисти возрастали к 30-м суткам после окончания курса коррекции питания на 193,2 ± 47,3 мл и 2,7 ± 0,8 кг (р < 0,05). В контроле такой тенденции не отмечали. Вклад комплексного препарата и ЖБ в их формирование составил 22% (Р < 0,05).

Частота регистрации удовлетворительной реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку увеличивалась в опытной группе по окончании курса приема препаратов на 20,5% (р < 0,05) и имела тенденцию к росту до 25,3%. В контроле достоверное повышение (р < 0,05) количества лиц с адекватной реакцией на физическую нагрузку отмечалось только на третьем этапе (после каникул).

В опытной группе скорость переноса информации в зрительном анализаторе увеличивалась по окончании курса приема препаратов в 1,2 раза (р < 0,01). Дисперсионным анализом установили, что вклад их в формирование показателя скорости переработки информации в зрительном анализаторе составил 23,3% (р < 0,05).

Доля лиц со сниженной производительностью умственной работы, свидетельствующей об утомлении центральной нервной системы, на 45-е сутки исследования, совпадавшие с окончанием зимних каникул, уменьшалась во всех группах. Однако среди подростков, принимавших препараты, таких лиц было в 1,3 раза меньше (р < 0,05).

В опытной фуппе по окончании приема препаратов отмечено увеличение экскреции аскорбиновой кислоты с мочой на 0,17 ± 0,05 мг/ч (на 30,9%; р < 0,05) и сохранение на этом уровне до конца наблюдения. В контроле на протяжении 45 сут наблюдения этот показатель снижался на 33,3%.

Об адекватной белковой обеспеченности организма школьников, принимавших комплексный препарат и ЖБ, свидетельствовали биохимические показатели — снижение количества лиц, у которых концентрация азота мочевины в сыворотке крови была ниже нормы. В контроле подобного не регистрировали (табл. 2).

Из факторов иммунитета слюны наиболее показательно изменялась активность лизоцима в опытной группе и концентрация в контроле; в обоих случаях они увеличивались. Это свидетельство-

Таблица 2

Доля лиц, у которых концентрация азота мочевины в сыворотке крови была ниже нормы, %

Группа наблюлемия Период наблюдения

исходный 15-е сутки 45-е сутки

Опытная Контрольная 100 100 25 95 25 95

вало о повышении местной резистентности организма подростков, прошедших курс коррекции питания, и, напротив, о ее снижении в контроле.

Таким образом, изучение рационов питания школьников показало, что их питание не сбалансировано из-за недостатка белков, повышенного содержания жиров и углеводов, дефицита витаминов. Коррекция питания подростков комплексным препаратом, содержащим белок животного происхождения, растительные БАД и кальций, а также пробиотиком — ЖБ, проведенная на основе обоснования состава и дозы, способствовала повышению их морфофункционального статуса.

Л итература

1. Биологически активные добавки — опыт применения в России и за рубежом // Фармацевт, вестн. — 2000. - № 30. - С. 8-11.

2. Груздева А. Е., Панов Н. Н., Плетнева Н. Б., Вар на -чева Л. Н. // Актуальные вопросы валеологии в медицине: Материалы межвузовской учебно-метод. конф. - Н. Новгород, 2000. - С. 74—77.

3. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР. - М., 1991.

4. О состоянии питания учащихся в общеобразовательных школах г. Нижнего Новгорода// Новые организационные формы профилактической и оздоро-

вительной помощи школьникам учреждений общеобразовательного типа: Сб. науч.-метод, материалов / Под ред. Е. П. Усановой. — Н. Новгород, 1998. — С. 85-92.

5. Особенности гастроэнтерологической заболеваемости у школьников, проживающих в условиях повышенного экологического риска // Там же. — С. 121-138.

6. Рахманов Р. С., Нагаев В. М., Груздева А. Е. и др. // Экология и жизнь 2000: Материалы Международной конф. — Великий Новгород, 2000. — С. 58.

7. Тихомиров /О. П., Истомин А. В. // Гиг. и сан. — 2001. - № 1. - С. 79-80.

8. Химический состав пищевых продуктов: Справочник / Под ред. И. М. Скурихина, М. Н. Волгарева. - М., 1994. - Ч. 1-2.

9. Шевченко 10. Л. // Здравоохранение России: Федеральный справочник. — М., 2000. — Т. 1. — С. 11 — 36.

Поступила 21.05.01

Summary. The actual nutrition of schoolchildren in the Nizni-Novgorod district is unbalanced due to the deficiency of protein and vitamins and to the high contents of fats and carbohydrates. The authors provide evidence for a combined preparation to correct the children's diets, which incorporates animal protein, biologically active plant additives, and eggshell calcium. The use of the preparation in combination with liquid bifidumbacterin contributes to increases in morpho-functional parameters in adolescents.

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2002 УДК 614.31:635. (/.8(571.16)

В. П. Гладышев, И. М. Мордвинова, С. В. Ковалева, Е. В. Колесникова, Г. М. Пьяных, //. Р. Нуриахметова СОДЕРЖАНИЕ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ОВОЩНЫХ КУЛЬТУРАХ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Институт химической экологии СО МАТ, Томск; Томский центр стандартизации, метрологии и сертификации; Томский государственный педагогический университет; Федеральное государственное учреждение Станция агрохимической службы "Томская"

Основу растительной пиши человека сибирских регионов составляют картофель и овощные культуры, поэтому сведения о содержании в них тяжелых металлов (ТМ) представляют большой интерес.

В связи с невозможностью полного предотвращения загрязнения растительного сырья ТМ основная роль в профилактике воздействия токсикантов отводится регламентации их содержания и контролю за соблюдением этих регламентов.

Для получения достоверной оценки качества сельскохозяйственной продукции, производимой на территории Томской области, прежде всего нужен контроль за содержанием ТМ в органах растений, которые поступают в пищу животных и человека.

В настоящей работе приведены результаты исследования содержания ТМ (Си, Zn, РЬ, Сс1, Аб) в представленном для анализа сырье урожаев 1994— 1999 гг. из разных регионов Томской области, полученные в аналитических лабораториях Томского центра стандартизации, метрологии и сертификации и Федерального государственного учреждения Станция агрохимической службы "Томская.

В связи с географическим положением и учетом качественного состояния угодий Томская область относится к группе с пониженной биологической продуктивностью земель. Почти вся ее территория в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием находится в пределах южно-таеж-нолесной и среднетаежной зон и только для не-

большой южной ее части характерен переход к северной лесостепи. Система мониторинга ТМ в сельскохозяйственной продукции была организована в соответствии с зональностью сельхозугодий, представленных тремя видами климатических зон и типами почв, определяющих структуру сельскохозяйственного производства.

В наиболее благоприятных климатических условиях находятся южные районы Томской области: Кожевниковский, Томский, Щегарский, Зырянский, южная часть Асиновского, Первомайского и Тегульдетского районов. Ресурсы тепла и влаги, обусловленные высокой суммой активных температур (< 10°), равной 1700°, количеством осадков за год 350—450 мм. наибольшей продолжительностью безморозного периода — 105—125 дней, позволяют выращивать озимую рожь, яровые культуры, гречиху, просо, лен, ранние и среднеспелые сорта капусты и другие овощные культуры.

Вполне благоприятны для возделывания сельскохозяйственных культур агроклиматические условия большей части Бакчарского, Кривошеин-ского, левобережья Молчановского, южной части Чаинского районов, отличающихся от перечисленных выше районов большим количеством осадков за год — 400—500 мм.

В менее благоприятных агроклиматических условиях находятся сельхозугодия районов, расположенных в правобережной части реки Обь на терри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.