2. Григоров Ю. Г., Козловская С. Г., Семеско Т. М. // Вопр. питания. - 1991. — № 5. — С. 24-27.
3. Дуденко Н. В., Павлоцкая Л. Ф., Черных Н. Ф. // Там же. - 1996. - N° 3. - С. 18-20.
4. Худайберганов А. С., Зияева Д. М. // Там же. — 1983. - № 5. - С. 71-72.
5. Agarnal S., Sohal R. // Exp. Gerontol. - 1996. -Vol. 31, N 3. - P. 365-374.
6. Frances J. Clinical Nutrition and Dietetics. — New York, 1991.
7. Groff J. L., Sareen S. et al. Advanced Nutrition and Human Metabolism. — New York, 1995.
8. Mant D. // Am. J. Clin. Nutr. - 1997. - Vol. 65. -P. 6-9.
9. Hunt advanced nutrition and human metabolism. West Publishing Company / Eds L. Groff, S. Sareen. — San Francisco, 1995.
Ilocryniina 13.04.01
Summary. Nutrition was studied in the elderly (60-74 years), old individuals (75-90 years), and long livers (above 90 years) of Tashkent and the Kashkadarya Region by estimating the biological values of their diets and the biochemical parameters of vitamin C metabolism. Low biological values of actual diets, low vitamin C supply were found in the elderly and old individuals. Alimentary correction of the biochemical parameters of vitamin C metabolism was ascertained to be possible by enhancing the biological value of their diets by taking into account the national peculiarities of nutrition and relevant dietary technologies.
О Г. И. СТУНЕЕВЛ. 2002 УДК 613.2-053.5
Г. И. Стунеева
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА РЯЗАНИ ПО МАТЕРИАЛАМ АНКЕТИРОВАНИЯ
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова
Полноценное питание — один из наиболее существенных и постоянно действующих факторов, обеспечивающих процессы роста и развития организма, а также формирования здоровья в детском и подростковом возрасте. Обеспечение пластических процессов организма и энергетических функций наиболее полно осуществляется при сбалансированном питании. Концепция сбалансированного питания основана на определении абсолютного количества каждого из пищевых факторов и их соотношения между собой при учете физиологических особенностей возраста школьников (1|. Основные факторы, определяющие состояние здоровья детей школьного возраста, связаны с окружающими их условиями жизни, поэтому для сохранения и укрепления здоровья детей одной из главных задач является улучшение качества питания, что имеет выраженное социальное значение [2, 3].
Изучали питание школьников Рязани по гигиенической оценке структуры питания, режима и организации питания дома и в школе. Исследование проводили в соответствии с "Методическими рекомендациями по вопросам изучения фактического питания и состояния здоровья населения в связи с характером питания" (1984 г.).
Проанализированы анкеты опроса 266 школьников 9—17 лет по суточному набору основных групп пищевых продуктов, сравнению нутриентно-го состава фактического рациона с утвержденными нормативами [4]. Величина энергетической ценности, содержание основных пищевых компонентов и их соотношение представлены в табл. 1.
При сравнении с нормативами установлен дефицит нутриентного состава почти по всем показателям во всех изученных возрастных группах. Наиболее выражен недостаток белка у 11 —13-летних школьников (22,6%) и у юношей 14—17 лет (37%). Белков животного происхождения, необходимых для нормального роста и развития школьников, особенно в период полового созревания, в пищевом рационе содержалось на 29,5—37% ниже рекомендуемых величин. Дефицит жиров определялся в большей степени в рационе питания 11 —
13-летних школьников (38,6%). В рационе юношей старшего возраста содержание жиров было на 28% больше нормы.
Несбалансированность нутриентного состава отмечалась во всех возрастных группах: у младших — заниженное количество высококачественных животных белков и жиров, у девушек 14—17 лет при дефиците калорийности рациона — заниженное количество углеводов, у юношей — повышенное употребление жира при дефиците белков, в том числе животного происхождения.
Неблагоприятные показатели питания определялись у школьников 11 — 13 лет: при значительном недостатке белков и жиров установлено повышенное употребление углеводов и как итог дисбаланса — занижение калорийности на 22,5% (табл. 2).
Анализ продуктового набора показал, что в рационе школьников чаще всего были мучные, крупяные продукты, яйца, редко — фрукты и соки.
78% опрошенных принимали пищу 3 раза в сутки, 10% — 2 раза, 12% — 4 раза. Любимыми блю-
Таблица I
Химический состав и калорийность суточных рационов питания школьников
Ингредиент Возраст, годы
9-10 II 13 14- 17
дсвушки юноши
Бедки 72,5 ± 1,3 72,74 ± 1,4 87,3 ± 1,8 63 ± 2,1
В том числе
животные 31,2 ± 0,8 34,5 ± 0,6 38,1 ± 0,9 41 ± 1,9
Жиры 66,4 ± 2,1 55,27 ± 1,9 80,9 ± 1,9 128 ± 6,1
В том числе
раститель-
ные 10,1 ± 1,4 17,1 ± 0,3 13,4 ± 1,7 18 ± 1,3
Углеводы 270,0 ± 8,4 503,9 ± 76,1 251 ± 10,8 305 ± 7,1
Энергетиче-
ская цен-
ность 1734,4 1937,3 2149,4 2642
Соотноше-
ние веществ 1:0,9:3,9 1:0,7:6,8 1:1:3 1:2:5
Таблица 2
Процент выполнения рационов питания у школьников
Ингредиент Возраст, годы
9-10 11-13 14- -17
лсвушки юиоши
Белки 91,7 77,4 97 63
В том числе животные 66.3 62,1 70,5 68
Жиры 84,0 64,1 89 128
В том числе растительные 63,1 98 74 90
Углеводы 85,7 136 69,8 76
Энергетическая ценность 75.4 77,5 82,6 91
дами у большинства опрошенных были кондитерские изделия, мясо, фрукты, молочные продукты.
Калорийность рациона питания в течение дня распределялась преимущественно на вторую половину и имела выраженную углеводную модель построения.
Выводы. I. Энергетическая ценность рационов питания школьников значительно ниже нормативной за счет дефицита основных нутриентов.
2. Выражен дисбаланс основных пищевых веществ вследствие недостатка в рационе высококачественных белковых продуктов питания.
3. Выявлено неудовлетворительное качество питания школьников 11 — 13 лет по сравнению с другими возрастными группами.
4. В рационе школьников преобладали мучные, крупяные, макаронные изделия при недостатке мяса, молока, фруктов и овощей.
Литература
1. Методы контроля и управления санитарно-эпиде-миологическим благополучием детей и подростков/ Под ред. В. Р. Кумы. - М., 1999.
2. Николаев А. В. Гигиенические аспекты оптимизации питания и витаминного статуса школьников на рациональном уровне: Автореф. дис.... канд. биол. наук. - М., 2000.
3. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения. — М„ 1991.
4. Цурган А. М., Пешкова Г. П., Стунеева Г. И. и др. // Вопросы физиологического и психического здоровья человека: Сб. науч. тр. — Рязань, 1996. — С. 186-187.
Поступила 08.03 0]
С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2002 УДК 613.29-053.5
А. А. Дюдяков, Р. С. Рахманов, /О. В. Коротунов, А. Е. Груздева
КОРРЕКЦИЯ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ ДОБАВКАМИ
Военно-медицинский институт Федеральной пограничной службы России при Нижегородской государственной медицинской академии, ЗАО "Биофит", Нижний Новгород
В последние годы одним из ведущих факторов, негативно влияющих на состояние здоровья детей и подростков, стало недостаточно полноценное питание. По данным научных исследований, за последнее десятилетие в 1,5 раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела [9|. У подавляющего большинства лиц с недостаточной и пониженной массой тела имеет место и низкая мышечная сила кистей рук. Это расценивается как результат белко-во-энергетической недостаточности (4].
По мнению В. А. Тутельяна, особую тревогу вызывает круглогодичный глубокий дефицит большинства витаминов, в том числе антиоксидантного ряда — С, Е, А и р-каротина. Кроме того, выявляется существенный дефицит и микроэлементов: селена, кальция, железа, йода, фтора. В результате соответствующие защитные системы организма не могут адекватно отвечать на неблагоприятные воздействия окружающей среды, что резко повышает риск развития многих заболеваний [1, 5).
В настоящее время для коррекции рационов питания все шире используют биологически активные добавки к пище (БАД) (1,2, 6]. Так, А. В. Истомин считает их одним из основных элементов здорового питания XXI века, который необходим для обеспечения комплексного эколого-гигиени-ческого подхода к оптимизации питания и управления здоровьем населения [7].
Перспективным является использование препаратов на основе криогенной сушки. Экспериментальные исследования показывают, что этот прием
переработки исходного сырья приводит к увеличению в 6—10 раз концентрации витаминов, микроэлементов, пищевых волокон. Существенно повышаются экстракционные свойства продуктов и увеличивается в 2,7 раза высвобождение биологически активных соединений по сравнению со свежим продуктом [2].
Цель работы — разработка БАД для коррекции рационов питания детей и подростков, а также оценка эффективности ее применения. Для обоснования ее состава и дозировки изучали недельные рационы питания учащихся 4 школ Нижегородского региона. Данные собирали опросно-анкетным методом (п = 240).
Гигиеническую оценку качества питания проводили по основным нутриентам, регламентируемым физиологическими нормами |3]. Химический состав среднесуточных рационов рассчитывали по справочным таблицам [8].
Используя эти данные с учетом норм физиологической потребности мы совместно с нижегородским предприятием "Биофит" разработали комплексный препарат на основе криогенной сушки, содержащий животный белок, БАД растительного происхождения и кальций скорлупы яиц. Его применяли в одной из школ для коррекции питания 14—15-летних учащихся. Разовая доза, рассчитанная для этой возрастной группы, содержала 20 г белка, 0,7 г жиров, 8,9 г углеводов. Энергетическая ценность препарата составляла 121,6 ккал.