Научная статья на тему 'Оценка фактического питания и нутриентной обеспеченности организма учащихся образовательных учреждений города Уфы'

Оценка фактического питания и нутриентной обеспеченности организма учащихся образовательных учреждений города Уфы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
116
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ / НУТРИЕНТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Нина Павловна, Мустафин Ильнур Тимергалеевич, Бейлина Елена Борисовна

Фактическое питание учащихся 7-18 лет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61» и «Татарская гимназия № 84» г. Уфы является нерациональным и неадекватным и характеризуется избыточным со держанием белков, жиров и углеводов в рационах питания учащихся 7-14 лет, недостаточным содержанием жиров и углеводов в рационах питания юношей 14-18 лет, несбалансированностью макрои микронутриентов в рационах питания учащихся исследуемых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Нина Павловна, Мустафин Ильнур Тимергалеевич, Бейлина Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF DIETARY INTAKE AND NUTRIENTNOY PROVIDING THE BODY WITH STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF UFA

The actual nutrition students 7-18 years of secondary school № 61 and Tatar gymnasium № 84 Ufa is irrational and inadequate and is characterized by abnormal levels of protein, fat and carbohydrates in the diets of students 7-14 years, the lack of fats and carbohydrates in the diets of young men aged 14-18 years, the imbalance of macro and micronutrients in the diets of students studied groups.

Текст научной работы на тему «Оценка фактического питания и нутриентной обеспеченности организма учащихся образовательных учреждений города Уфы»

Необходимо отметить, что работоспособность, при которой формировался и сохранялся длительное время уровень функционирования центральной нервной системы без перехода в патологическое состояние был отмечен в начале учебного года у 73,3% вокалистов с потенциальными вокальными способностями, у 74,2% вокалистов без потенциальных вокальных способностей и у 73,8% студентов, не занимающихся вокальным искусством. К концу учебного года в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями процент снизился на 7,1%, в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей на 33,8%, в группе сравнения на 6,5%. Таким образом, в конце учебного года студентов с развитием переутомления было больше всего в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ильин, А. Г. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков / А. Г. Ильин, Л. А. Агапова // Гигиена и санитария. - 2000 - № 5. - С. 43-46.

2. Корнева, И. Н. Физиолого-гигиеническое обоснование применения методов эстетотерапии для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в системе дополнительного образования / И. Н. Корнева : Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Оренбург, 2004. - 23 с.

3. Лозинский, А. С. Физиолого-гигиеническая характеристика и оценка эффективности здоро-вьесберегающих технологий в формировании адаптационных резервов и здоровья первоклассников в

зависимости от уровня морфофункциональной готовности школьнозначимых функций / А. С. Лозинский : Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Оренбург, 2012. - 26 с.

4. Мороз, М. П. Методика оценки функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности человека на основе статистического анализа времени простой зрительно-моторной реакции / М. П. Мороз. - Санкт-Петербург, 2003. - 36 с.

5. Павлихин, О. Г. Оптимизация диагностики заболеваний голосового аппарата у профессионалов голоса / О. Г. Павлихин, С. Г. Романенко // Материалы XVII съезда оториноларингологов России. -Санкт-Петербург, 2006. - 208 с.

6. Родионова, О. И. Патология голосового аппарата у студентов - «профессионалов голоса» по данным профилактического осмотра и обращаемости / О. И. Родионова, В. И. Головнева //Материалы XVII съезда оториноларингологов России. - Санкт-Петербург, 2006. - С. 217-218.

7. Сердюковская, Г. Н. Влияние факторов окружающей среды на здоровье подрастающего поколения / Г. Н. Сердюковская // Вестник АМН СССР. -1984. - Ш. - С. 19-26.

8. Сетко, А. Г. Особенности адаптации первоклассников в условиях современного образовательного процесса / А. Г. Сетко, Е. А. Володина, Е. Б. Бейлина // Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М. : Издатель НЦЗД РАМН, 2010. - С. 564-566.

УДК 613.22:955::956

Н. П. СЕТКО, И. Т. МУСТАФИН, Е. Б. БЕЙЛИНА

ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ И НУТРИЕНТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА УФЫ

Оренбургский государственный медицинский университет

N. P. SETKO, I. T. MUSTAFIN, E. B. BEILINA

ASSESSMENT OF DIETARY INTAKE AND NUTRIENTNOY PROVIDING THE BODY WITH STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF UFA

РЕЗЮМЕ.

Фактическое питание учащихся 7-18 лет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61» и «Татарская гимназия № 84» г. Уфы является нерациональным и неадекватным и характеризуется избыточным со-

Сетко Нина Павловна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 403564; orgma-fpps@mail.ru Мустафин Ильнур Тимергалеевич - заочный аспирант кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 403564; mustafa102@mail.ru Бейлина Елена Борисовна - к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 403564; philippova-elena@yandex.ru

держанием белков, жиров и углеводов в рационах питания учащихся 7-14 лет, недостаточным содержанием жиров и углеводов в рационах питания юношей 14-18 лет, несбалансированностью макро- и микронутриен-тов в рационах питания учащихся исследуемых групп.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ, НУТРИЕНТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ, РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

SUMMARY.

The actual nutrition students 7-18 years of secondary school № 61 and Tatar gymnasium № 84 Ufa is irrational and inadequate and is characterized by abnormal levels of

protein, fat and carbohydrates in the diets of students 7-14 years, the lack of fats and carbohydrates in the diets of young men aged 14-18 years, the imbalance of macro - and micronutrients in the diets of students studied groups.

KEY WORDS: NUTRITION STUDENTS NUTRIENTNAYA SECURITY, A BALANCED DIET.

ВВЕДЕНИЕ. Питание является одним из ведущих факторов, определяющих здоровье человека, влияющих на продолжительность его жизни, профилактику заболеваний и их распространённость [3]. Особенно важно оптимальное питание для подрастающего поколения [2]. Рациональное питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создаёт условия для адаптации подрастающего поколения к факторам окружающей среды, оказывает существенное влияние на состояние здоровья человека на протяжении всей его жизни [1].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Учитывая тот факт, что пища в отличие от других факторов окружающей среды является многокомпонентным фактором, который может изменять функцию и трофику тканей, органов и систем и в определенной степени определять риск развития заболеваемости, нами оценено питание учащихся (7-11, 11-14 и 14-18 лет) двух образовательных учреждений г. Уфы, расположенных в районах с различной антропогенной нагрузкой. В первую группу входили учащиеся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61» (n=149), во вторую группу входили учащиеся Татарской гимназии № 84 (n=149).

Оценка рационов питания проводилась расчетным методом на основе анализа суточных и недельных меню-раскладок. Пищевая, энергетическая и биологическая ценность рационов определялась с использованием таблиц химического состава пищевых продуктов (Скурихин И. М., Тутельян В. А., 2008), а также соответствие его основным принципам рационального и адекватного питания на основании «Норм физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (МР 2.3.1.2432-08) и СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. При оценке рационов питания учащихся установлено их несоответствие принципу количественной характеристики рационального питания (таблица 1). Энергетическая ценность рациона учащихся превышала норму у уча-

щихся 7-11 лет на 11,9% в первой группе, на 9,6% во второй группе (р<0,05), у девочек 11-14 лет на 17,9% в первой группе и на 15,9% во второй группе (р<0,05), у мальчиков 11-14 лет на 8,5% в первой группе (р<0,05) и на 6,6% во второй группе (р<0,05), у девушек 14-18 лет на 8,5% в первой группе и на 6,7% во второй группе (р<0,05), а у юношей 14-18 лет была ниже рекомендуемой величины на 6,9% в первой группе и на 8,1% во второй группе (р<0,05).

Выявлено, что не соблюдался принцип качественной характеристики рациона питания. Содержание белков в рационе питания превышало норму у учащихся двух исследуемых групп от 7,2% до 48,5%. Так, установлено, что содержание белков в рационе питания превышало норму в первой группе на 24,6% у учащихся 7-11 лет, на 24,3% у мальчиков (р<0,05) и на 35,1% у девочек 11-14 лет (р<0,05), на 7,2% у юношей (р<0,05) и на 24,3% у девушек 14-18 лет; во второй группе на 30,1% у учащихся 7-11 лет (р<0,05), на 36,6% у мальчиков (р<0,05) и на 48,5% у девочек 11-14 лет (р<0,05), на 17,8% у юношей (р<0,05) и на 36,6% у девушек 14-18 лет (р<0,05). Максимальное превышение отмечено у девочек 11-14 лет второй группы на 48,5%.

Содержание жиров в рационе питания превышало норму в первой группе на 16,9% у учащихся 7-11 лет, на 22,9% у мальчиков (р<0,05) и на 20,4% у девочек 1114 лет (р<0,05), на 22,9% у девушек 14-18 лет; во второй группе на 23,9% у учащихся 7-11 лет (р<0,05), на 25,4% у мальчиков (р<0,05) и на 22,8% у девочек 11-14 лет (р<0,05), на 25,4% у девушек 14-18 лет (р<0,05). Максимальное превышение отмечено у мальчиков 11-14 лет и девочек 14-18 лет второй группы на 25,4%. У юношей 14-18 лет был выявлен дефицит жиров в рационе питания на 4,4% в первой группе (р<0,05) и на 2,5% во второй группе.

Содержание углеводов в рационе питания превышало норму в первой группе на 11,6% у учащихся 7-11 лет (р<0,05), на 11,8% у мальчиков (р<0,05) и на 16,6% у девочек 11-14 лет (р<0,05), на 18,3% у девушек 14-18 лет; во второй группе на 7,7% у мальчиков (р<0,05) и на 6,1% у девочек 11-14 лет, на 7,7% у девушек 14-18 лет (р<0,05). Максимальное превышение отмечено у девочек 11-14 лет первой группы на 16,6%. Дефицит жиров в рационе питания был выявлен у юношей 14-18 лет на 7,5% в первой группе (р<0,05) и на 15,8% во второй группе.

При изучении содержания минеральных веществ в рационах питания учащихся нами выявлен дефицит поступления кальция во второй группе на 32,7% у учащихся 7-11 лет (р<0,05), на 23,8% у девочек 1114 лет (р<0,05) и юношей и девушек 14-18 лет (р<0,05). Дефицит поступления магния у юношей и девушек 14-18 лет на 24,1% в первой группе и на 5,4% во второй группе.

Таблица 1 - Химический состав и калорийность рациона питания учащихся 7-10 лет

Показатели Фактическое потребление Физиологическая норма потребления ***

1-я группа 2-я группа

Энергетическая ценность рациона (ккал/сут.) 1410±2,110 1381±19,191*' ** 1260

Белки, г 47,113±0,499 49,175±1,894* 37,8

Жиры, г 49,135±0,694 52,078±2,403* 42

Углеводы, г 204,228±4,887* 181,096±3,946** 183

Макро- и микроэлементы

Кальций, мг 671,109±42,902 444,450±31,229* ** 660

Магний, мг 151,159±3,559 204,072±10,060* ** 150

Фосфор, мг 992,015±7,178 773,73±19,836* 660

Железо, мг 13,675±6,322 11,208±0,573* 7,2

Цинк, мг 6,072±2,987 5,231±0,673 6

Йод, мг 0,137±0,083 0,138±0,049 0,072

Фтор, мг 1,312±0,823 0,879±0,045* 1,8

Медь, мг 3,564±0,067 0,381±0,076** 0,42

Хром, мг 13,165±3,714 7,452±0,874 9

Витамины

Витамин А, мкг 0,347±0,052 0,611±0,167 0,420

Витамин В,, мг 0,744±0,031* 0,680±0,026 0,64

Витамин В2, мг 0,879±0,035* 0,871±0,031* 0,72

Витамин С, мг 36,277±1,159 65,461±20,683 36

Витамин Е, мг 6,410±0,061* 7,765±1,347 6

Сбаланси эованность

Соотношение Б:Ж:У 1:1,04: 4,33 1:1,05:3,68 1:1:4,8

Соотношение Са:Р 1:1,48 1:1,74 1:1

Соотношение Са:Mg 1: 0,23 1:0,46 1:0,23

Белок:вит. С 1:0,77 1:1,33 1:0,95

* - при сравнении с физиологической нормой; ** - при сравнении между 1 и 2-й группами;

*** - 60% от суточной потребности в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Таблица 2 - Химический состав и калорийность рациона питания учащихся 11-13 лет

Показатели Фактическое потребление Физиологическая

1-я группа 2-я группа норма потребления ***

Энергетическая ценность рациона (ккал/сут.) м 1627,8±7,579* м 1600±16,129* 1500

д 1627,8±7,579 д 1600±16,129* 1380

Белки, г м 55,942±1,173* м 61,476±3,168* 45

д 55,942±1,173* д 61,476±3,168* 41,4

Жиры, г м 55,627±0,638* м 56,734±1,633* 45,25

д 55,627±0,638* д 56,734±1,633* 46,2

Углеводы, г м 233,626±3,364* м 212,671±5,991* 197,5

д 233,626±3,364* д 212,671±5,991 200,4

Макро- и микроэлементы

Кальций, мг м 728,908±9,291 м 519,817±38,459* ** 720

д д

Окончание табл. 2 на с. 50

Продолжение таблицы 2

Магний, мг м 182,28911,101*' ** м 227,158±12,678*, ** 180

д д

Фосфор, мг м 1077,517±6,082 м 899,871±26,573* ** 720

д д

Железо, мг м 11,625±0,722* м 12,509±0,629* 7,2

д 11,625±0,722* д 12,509±0,629* 9

Цинк, мг м 8,796±0,316* м 6,978±1,214 7,2

д д

Йод, мг м 0,135±0,078 м 0,139±0,032 0,078

д 0,135±0,078 д 0,139±0,032 0,09

Фтор, мг м 1,087±0,093 м 0,982±0,028 2,4

д д

Медь, мг м 6,093±2,661* м 0,651±0,063* ** 0,48

д д

Хром, мг м 65,399±11,569* м 14,653±3,045** 15

д д

Витамины

Витамин А, мкг м 0,631±0,077* м 1,199±0,224*, ** 0,480

д д

Витамин В1, мг м 0,909±0,039* м 0,791±0,049** 0,78

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д д

Витамин В2, мг м 1,038±0,046* м 0,897±0,028** 0,88

д д

Витамин С, мг м 44,097±0,964* м 67,815±20,178 42

д 44,097±0,964* д 67,815±20,178 36

Витамин Е, мг м 7,397±0,101* м 9,045±1,279 7,2

д д

Сбалансированность

Соотношение Б:Ж:У м 1:1:4,19 м 1:0,92:3,46 1:1:4,8

д д

Соотношение Са:Р м 1:1,47 м 1:1,73 1:1

д д

Соотношение Са:Mg м 1:0,25 м 1:0,25 1:0,25

д д

Белок:вит. С м 1:0,79 м 1:1,1 1:0,93

д д 1:0,9

* - при сравнении с физиологической нормой; ** - при сравнении между 1 и 2-й группами;

*** - 60% от суточной потребности в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Таблица 3 - Химический состав и калорийность рациона питания учащихся 14-18 лет

Показатели Фактическое потребление Физиологическая норма потребления*

1-я группа 2-я группа

Энергетическая ценность рациона (ккал/сут.) ю 1627,8±7,579 ю 1600±16,129* 1740

д 1627,8±7,579 д 1600±16,129* 1500

Белки, г ю 55,942±1,173* ю 61,476±3,168*' ** 52,2

д 55,942±1,173 д 61,476±3,168*' ** 45

Жиры, г ю 55,627±0,638* ю 56,734±1,633 58,2

д 55,627±0,638 д 56,734±1,633* 45,25

Углеводы, г ю 233,626±3,364* ю 212,671±5,991* ** 252,6

д 233,626±3,364 д 212,671±5,991* ** 197,5

Макро- и микроэлементы

Кальций, мг ю д 728,908±9,291 ю д 519,817±38,459* ** 720

Магний, мг ю д 182,289±1,101 ю д 227,158±12,678** 240

Фосфор, мг ю д 1077,517±6,082 ю д 899,871±26,573* ** 720

Железо, мг ю 11,625±0,722* ю 12,509±0,629* 9

д 11,625±0,722 д 12,509±0,629* 10,8

Цинк, мг ю д 8,796±0,316* ю д 6,978±1,214 7,2

Йод, мг ю д 0,135±0,078 ю д 0,139±0,032 0,09

Фтор, мг ю д 1,087±0,093 ю д 0,982±0,028 2,4

Медь, мг ю д 6,093±2,661* ю д 0,651±0,063** 0,6

Хром, мг ю д 65,399±11,569* ю д 19,653±3,045** 21

Витамины

Витамин А, мкг ю 0,631±0,077* ю 1,199±0,224** 0,875

д 0,631±0,077* д 1,199±0,224* ** 0,780

Витамин В1, мг ю 0,909±0,039 ю 0,791±0,049*' ** 0,88

д 0,909±0,039* д 0,791±0,049** 0,78

Витамин В2, мг ю 1,038±0,046 ю 0,897±0,028*' ** 1,08

д 1,038±0,046* д 0,897±0,028** 0,88

Витамин С, мг ю 44,097±0,964 ю 67,815±20,178 54

д 44,097±0,964* д 67,815±20,178 42

Витамин Е, мг ю д 7,397±0,101 ю д 9,045±1,279 9

Сб алансиров анно сть

Соотношение Б:Ж:У ю д 1:1:4,19 ю д 1:0,92:3,46 1:1:4,8

Соотношение Са:Р ю д 1:1,47 ю д 1:1,73 1:1

Соотношение Са:Mg ю д 1:0,25 ю д 1:0,25 1:0,33

Белок:вит. С ю 1:,788 ю 1:1,1 1:1

д д 1:0,93

* - при сравнении с физиологической нормой; ** - при сравнении между 1 и 2-й группами;

*** - 60% от суточной потребности в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Избыток магния наблюдался у учащихся второй группы 7-11 лет на 36,1% ф<0,05) и на 26,2% у мальчиков и девочек 11-14 лет второй группы ф<0,05). Поступление фосфора с рационом превышало физиологическую норму у всех учащихся: у учащихся 7-11 лет на 50,3% в первой группе и на 17,2% во второй группе ф<0,05); у учащихся 11-14 лет на 49,6% в первой группе и на 24,9% во второй группе; у учащихся 14-18 лет на 49,6% в первой группе и на 24,9% во второй группе.

Содержание железа в рационах питания было выше физиологической нормы у всех учащихся: у учащихся 7-11 лет на 89,9% в первой группе и на 55,7% во второй группе ф<0,05); у учащихся 11-14 лет в первой группе у мальчиков на 61,5% ф<0,05), у девочек на 29,2%, во второй группе на 73,7% у мальчиков ф<0,05) и на 38,9% у девочек ф<0,05); у учащихся 14-18 лет в первой группе на 29,2% у юношей и на 7,6 у девушек, во второй группе на 38,9% ф<0,05) у юношей и на 15,8% у девушек ф<0,05).

Несмотря на то, что витамины не обеспечивают организм энергией и пластическим материалом, они играют чрезвычайно важную роль в процессах роста, развития детского организма и становления его основных функций. Как водо-, так и жирорастворимые витамины обеспечивают детский организм набором специфических регуляторов физиологических и метаболических процессов. Витамины необходимы для оптимального протекания процессов роста, кроветворения и становления половой функции, поддержания нормального уровня функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.

Рационы питания учащихся дефицитны по содержанию витамина А на 17,4% у учащихся 7-11 лет первой группы и 14-18 лет на 27,9% у юношей и на 19%

у девушек первой группы ф<0,05). У юношей 14-18 лет второй группы рационы школьного питания были дефицитны по содержанию витамина В1 на 10,1%, витамина В2 на 16,9% ф<0,05), витамина С на 18,3%, витамина Е на 17,8%. При этом у остальных учащихся выявлен избыток поступления витамина А от 31,5% до 149,8%, витамина В1 от 6,3 до 16,3%, витамина В2 от 17,9% до 22,1%, витамина С от 4,9% до 88,4%, витамина Е от 6,8% до 29,4%.

Вместе с этим показано, что в рационах питания нарушена сбалансированность между белками, жирами и углеводами, кальцием и фосфором, кальцием и магнием, а также белком и витамином С во всех возрастах в исследуемых группах.

Таким образом, выявленные особенности питания учащихся исследуемых образовательных учреждений показывают, что питание учащихся является нерациональным и неадекватным, что может привести к росту алиментарно-зависимых заболеваний, в том числе и стоматологической з аб олев аемо сти.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горелова, Ж. Ю. О состоянии фактического питания школьников / Ж. Ю. Горелова // Вопросы детской диетологии. - 2003. - № 3. - С. 60-63.

2. Онищенко, Г. Г. О реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях / Г. Г. Онищенко // Здоровье населения и среда обитания. - 2009. - № 9. - С. 4-5.

3. Рациональное питание российских школьников: проблемы и пути их преодоления / И. Я. Конь, В. А. Тутельян, А. К. Углицкий // Здоровье населения и среда обитания. - 2008. - № 7. - С. 4-5.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

УДК 614. 254: 614. 21 (470. 56)

Г. Б. КАЦОВА, Т. Н. ПАВЛЕНКО, Н. П. МАЛЕЕВА

КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКОГО ЗВЕНА НА ПРИМЕРЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Оренбургский государственный медицинский университет G. B. KATSOVA, T. N. PAVLENKO, N. P. MALEEVA

THE QUALITY OF LABOUR LIFE OF NURSING STAFF LEADERS BY THE EXAMPLE OF THERAPEUTIC AND PROPHYLACTIC INSTITUTIONS IN THE ORENBURG REGION

РЕЗЮМЕ.

В настоящей работе приведены результаты анкетирования руководителей среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений Оренбургской области. Анкетирование проводилось с целью выяснения наиболее значимых факторов, влияющих на качество трудовой жизни медицинских сестер.

По результатам анкетирования основными проблемами, снижающими качество трудовой жизни, руководители сестринским персоналом считают уровень заработной платы, неудовлетворённость жилищными условиями и отсутствие путей решения этой проблемы в ЛПУ, отсутствие рациональной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.