Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ'

КОРРЕКЦИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
653
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ПРОСОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ / ПРОСОДИКА / ГОЛОСОВЫЕ НАРУШЕНИЯ / МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ / МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ / ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Курдова Юлия Александровна, Маркичева Арина Александровна

В данной статье говорится о заикании и об особенностях просодической стороны речи у лиц с данным нарушением. Большинство исследований о расстройствах просодики у детей с заиканием уделяют внимание особенностям темпо-ритической стороны речи. В статье рассказывается об одном из способов коррекции просодики - сказкотерапии. В статье представлена разработка конструкции для сказки. С ее помощью, можно развивать темп, тембр, высоту, силу, мелодику, интонацию и т.д. Мелодико-интонационные расстройства являются одним из признаков при заикании. Они влияют на разборчивость, эмоциональность, выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций. Ребенок не может произвольно менять высоту тона. Голос становится монотонным, мало или немодулированным. Работа над различными видами речи посредством сказки помогает детям в логопедических занятиях. В статье расписаны все этапы работы с речью заикающегося ребенка при помощи сказки. Для каждого задания подобраны примеры. Атмосфера сказки позволяет логопеду, не только развивать все просодические компоненты речи, но и влияет на психологическое состояние ребенка с заиканием. Метод сказкотерапии уникален. Данную конструкцию можно использовать не только для коррекции просодики, но и других компонентов речи, например, лексико-грамматического строя или связной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF PROSODIC COMPONENTS OF SPEECH IN CHILDREN WITH STUTTERING THROUGH FAIRY TALES

This article talks about stuttering and the features of the prosodic side of speech in persons with this disorder. Most studies on prosodic disorders in children with stuttering pay attention to the peculiarities of the tempo-rhythmic side of speech. It also tells about one of the ways to correct prosody fairy tale therapy. The article presents the development of a construction for a fairy tale. With which you can develop tempo, timbre, pitch, strength, melody, intonation, etc. Melodic-intonation disorders are one of the signs of stuttering. They affect the intelligibility, emotionality, expressiveness of speech. There is a weak expression or absence of voice modulations. The child cannot arbitrarily change the pitch. The voice becomes monotonous, little or unmodulated. Working on various types of speech through a fairy tale helps children in speech therapy classes. The article describes all the stages of working with the speech of a stuttering child with the help of a fairy tale. Examples are selected for each task . The atmosphere of the fairy tale allows the speech therapist not only to develop all the prosodic components of speech, but also affects the psychological state of a child with a stutter. The method of fairy tale therapy is unique. This construction can be used not only to correct prosody, but also other components of speech, for example, lexico-grammatical structure or coherent speech.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ»

Сформированное положение о педагогической культуре преподавателя образовательного учреждения системы МВД России позволяет очертить круг наиболее важных слагаемых, к ним относятся: педагогическая техника, педагогическое мастерство, культура личного педагогического развития.

Педагогическое мастерство в учебных заведениях системы МВД России - это комплекс свойств личности преподавателя, основу педагогического мастерства составляют сформированное педагогическое сознание, профессиональные компетенции, владение педагогическими технологиями и педагогической техникой.

В рамках решений, которые применяются Министерством внутренних дел, а также других документов многократно отмечается потребность в повышении уровня профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. Современные условия, в которых отмечается нарастание сложности задач и возрастание требований к эффективности деятельности, подчеркивают необходимость проведения процесса, направленного на повышение и совершенствование профессиональной подготовки сотрудников ОВД так, чтобы они соответствовали социальному заказу и требованиям современного общества.

В условия практической служебной деятельности сотрудники органов внутренних дел регулярно сталкиваются с задачами, которые необходимо решить при остром дефиците времени. При этом за короткий промежуток времени от них требуется быстрое распознавание характера того события, которое назревает или уже происходит, его объективная оценка и формирование правильного решения, которое во многом основано на наличии и сформированности у сотрудников органов правопорядка нужных профессиональных качеств и компетенций, складывающихся в процессе получения образования и практической деятельности сотрудников [4].

Литература:

1. Волкова, Н.С. Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях / Н.С. Волкова // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 412-415

2. Ерина, И.А., Позднякова, И.Р., Сорокопуд, Ю.В. Современные тенденции развития системы образования российской федерации / И.А. Ерина, И.Р. Позднякова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 313-315.

3. Коблов, Ф.Ч. Совершенствование профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел / Ф.Ч. Коблов // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 10. - С. 237-246

4. Коблов, Ф.Ч. Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования / Ф.Ч. Коблов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 5. - С. 139-142

5. Коблов, Ф.Ч. К вопросу о совершенствовании профессиональной деятельности специальных подразделений органов внутренних дел / Ф.Ч. Коблов // Научный журнал - общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №6. -С. 91-93

6. Ефимов, А.А., Кочеров, Ю.Н., Шумакова, Е.В. К вопросу об основных принципах и особенностях социально-педагогической работы с несовершеннолетними / А.А. Ефимов, Ю.Н. Кочеров, Е.В. Шумакова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1 (86). - С. 32-34.

Педагогика

УДК 376.37

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Курдова Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Маркичева Арина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОРРЕКЦИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

Аннотация. В данной статье говорится о заикании и об особенностях просодической стороны речи у лиц с данным нарушением. Большинство исследований о расстройствах просодики у детей с заиканием уделяют внимание особенностям темпо-ритической стороны речи. В статье рассказывается об одном из способов коррекции просодики - сказкотерапии. В статье представлена разработка конструкции для сказки. С ее помощью, можно развивать темп, тембр, высоту, силу, мелодику, интонацию и т.д. Мелодико-интонационные расстройства являются одним из признаков при заикании. Они влияют на разборчивость, эмоциональность, выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций. Ребенок не может произвольно менять высоту тона. Голос становится монотонным, мало или смодулированным. Работа над различными видами речи посредством сказки помогает детям в логопедических занятиях. В статье расписаны все этапы работы с речью заикающегося ребенка при помощи сказки. Для каждого задания подобраны примеры. Атмосфера сказки позволяет логопеду, не только развивать все просодические компоненты речи, но и влияет на психологическое состояние ребенка с заиканием. Метод сказкотерапии уникален. Данную конструкцию можно использовать не только для коррекции просодики, но и других компонентов речи, например, лексико-грамматического строя или связной речи.

Ключевые слова: заикание, сказкотерапия, просодические компоненты речи, просодика, голосовые нарушения, методы коррекции, методы логопедии, терапия.

Annotation. This article talks about stuttering and the features of the prosodic side of speech in persons with this disorder. Most studies on prosodic disorders in children with stuttering pay attention to the peculiarities of the tempo-rhythmic side of speech. It also tells about one of the ways to correct prosody fairy tale therapy. The article presents the development of a construction for a fairy tale. With which you can develop tempo, timbre, pitch, strength, melody, intonation, etc. Melodic-intonation disorders are one of the signs of stuttering. They affect the intelligibility, emotionality, expressiveness of speech. There is a weak expression or absence of voice modulations. The child cannot arbitrarily change the pitch. The voice becomes monotonous, little or unmodulated. Working on various types of speech through a fairy tale helps children in speech therapy classes. The article describes all the stages of working with the speech of a stuttering child with the help of a fairy tale. Examples are selected for each task . The atmosphere of the fairy tale allows the speech therapist not only to develop all the prosodic components of speech, but also affects the psychological state of

a child with a stutter. The method of fairy tale therapy is unique. This construction can be used not only to correct prosody, but also other components of speech, for example, lexico-grammatical structure or coherent speech.

Key words: stuttering, fairy tale therapy, prosodic components of speech, prosodic, voice disorders, correction methods, speech therapy methods, therapy.

Введение. В настоящее время все больше уделяется внимание изучению просодической стороны речи людей, страдающим заиканием. Просодика рассматривается как один из важнейших компонентов устной речи, средство оформление любого слова или высказывания, а также средство оформление эмоционального окраса в речи. Формирование четкой, связной, красивой речи зависит от состояния просодики.

Просодика - сложный комплекс компонентов, через которые реализуются качества речи, данные элементы определяют ее выразительность, разборчивость, эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несет определенную семантическую нагрузку и т.д. [1].

На сегодняшний день замечается тенденция увеличения детей с таким речевым нарушением, как заикание. При заикании разрушается единство, целостность различных сторон речевой коммуникации, причиной этого является нарушения просодических компонентов речи. Поэтому данная тема актуальна и сегодня, перед логопедом стоит задача помочь ребенку, страдающему данным видом речевого расстройства [9, С. 175].

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожными запинками. В структуру заикания входят нарушения компонентов просодической стороны. Нарушается темп, ритм и мелодико-интонационное оформление речевого высказывания.

Заикание одно из тяжелых речевых нарушений, которое имеет сложную симптоматику. У лиц любого возраста оно выражается как в полном отсутствии общеупотребительной речи, так и в наличии элементов темпо-ритмического и мелодико-интонационного недоразвития. Плавная речь у детей самостоятельно не формируется [3].

Среди физиологических симптомов выделяют:

1. Судороги (тонические, клонические, клоно-тонические либо тоно-клонические), каждая из которых имеет свою локализацию, в связи, с чем появляется классификация локализации судорог.

2. Наличие непроизвольных движений тела и языка.

3. Нарушение речевой и мелкой моторики.

4. Нарушение речевой фонации.

5. Нарушение фонационного дыхания.

6. Нарушение темпа речи.

7. Нарушение ритма речи.

8. Нарушение интонации.

9. Нарушение плавности речи.

10. Нарушение логического и смыслового ударения.

К элементам просодики речи относят: тембр, высоту, силу голоса, мелодику, темп, ритм и т.д.

Большинство исследований о расстройствах просодической стороны речи у детей с заиканием уделяют внимание особенностям темпо-ритмической стороны речи.

Как правило, темп ускоренный, так как заикающийся старается как можно быстрее произнести свою фразу, «отговорить» ее и закончить разговор. Речевые запинки не позволяют заикающемуся быстро проговорить определенную фразу, из-за этого нарушается темп речи. У ребенка возникает паника, тревога и волнение, связанные с актом говорения [10].

Темп речи зависит еще и от речевой задачи ребенка, например детям проще и быстрее проговорить более простую и уже знакомую фразу. А при пересказе, чтении стихов и текстов он замедлиться. Таким образом, темп речи не нормирован. По мнению различных ученых, замедление темпа речи на фоне различных нарушений ее плавности считается одним из ведущих проявления заикания.

В речи заикающихся реже представлен низкий и средний голос с грудным звучанием. Высота голоса у таких детей чаще всего высокая из-за тревоги и страха, которые вызывают скованность и зажатость, поэтому заикающиеся часто переходят на более высокий регистр [5].

Таким образом, наблюдается нарушение ритма и темпа - речевой плавности, на фоне постоянного напряжение голосовых связок. Дети ощущают тревогу, страх, что ведет к нарушению интонации, появляются паузы, нарушается мелодика, гармония и другое.

Детям тяжело в распознавании интонационной стороны речи: им будет трудно в дифференциации вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации.

Плавность речи нарушается. Мелодико-интонационные расстройства являются одним из признаков при заикании. Они влияют на разборчивость, эмоциональность, выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций, ребенок не может произвольно менять высоту тона. Голос становится монотонным, мало или смодулированным [2, С. 24].

И.О. Филатова изучала темпо-ритмическую сторону речи и проводила исследование ритма у заикающихся детей. Обнаружено, что нарушено восприятие и оценка ритма, детям тяжело на слух определить ритмическую схему. Наблюдается нарушения ритма речи, например скандированность - рубленная речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах [6, С. 250].

Исследование мелодики показывает, что происходят частые перепады частоты основного тона.

При обследовании заикающегося выявлены такие особенности, как использование простых предложений, бедность и однообразие словаря, нарушена звуко-слоговая структура произносимых слов, что вызывает повышенную судорожную активность, а иногда воспроизведение слов становится и вовсе невозможным.

В плане психологических особенностей часто у детей с заиканием возникают логофобии, речевые уловки, дети меняют своей стиль речи, развивается чувство собственной неполноценности, желание скрыть свой дефект.

С возрастом данные психологические дефекты усиливаются и заметно выражаются в поведении ребенка. Ребенок ограничивает себя в общении с окружающими, тем самым образуется барьер обмена информацией, что тормозит развитие речи.

Таким образом, развитие речи непрерывно связно с темпо-ритмическими способностями ребенка. Его речь будет монотонной, темп не нормирован, сбит ритм речи. Голос у детей чаще всего громкий, резкий, высокий.

Просодическая сторона речи - это то, что пострадает у лиц с заиканием в первую очередь. Как говорилось ранее, темп и ритм нарушаются сильнее, чем все остальные компоненты. Это происходит, потому что ребенок хочет выговориться до того, как случится новая судорога [6, С. 250].

При заикании сам факт существования речевых судорог приводит к ряду речевых и личностных нарушений, что заставляет говорящего одновременно обдумывать, что он говорит, как говорит и что об этом подумают окружающие.

Речь становиться тяжким грузом, поэтому постепенно заикающиеся перестают использовать мимику, жесты, позы в коммуникации. В результате дети выглядят обездвиженными [9, С. 170].

Для предотвращения заикания используется комплексный подход. Разработка ряда различных методов и путей преодоления данного нарушения задача многих специалистов: логопеда, специального психолога, медицинского работника, дефектолога, воспитателя, музыкального работника, работника по адаптивной физической культуре.

Основное место в коррекционно-педагогической работе занимает логопед.

Логопедические занятия должны, прежде всего, отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность заикающегося.

На данный момент существует множество методов логопедического воздействия для устранения заикания и одним из таких является метод сказкотерапии.

Метод сказкотерапии является очень эффективным в логопедической работе с детьми. Данный метод не только направлен на развитие и коррекцию речи ребенка, но и оказывает психокоррекционное воздействие.

Основная задача логопеда на логопедических занятиях заключается в развитии просодической стороны речи заикающегося. Сказка поможет скорректировать компоненты просодики. Такие компоненты, как тембр, высоту, силу, темп, ритм и т.д.

Также работа над репликами, персонажами, текстом способствует развитию образного мышления, связной речи, умению слушать другого, рассказывать и пересказывать.

Возможности метода сказкотерапии велики: логопед может дать ребенку задания связанные с сюжетом сказки, сначала простые, затем более сложные. Данный метод можно использовать не только для развития просодической стороны речи у заикающегося ребенка, но и в дальнейшей логопедической работе с другими компонентами речи.

Использование сказок в коррекцинно-педагогической работе способствует целенаправленному развитию словаря и связной речи. Побуждает ребенка к коммуникации, в интересной для него обстановке.

Целью сказкотерапии в логопедической работе является использование эффективных приемов для коррекции речи, в нашем случаи просодики.

Данный способ помогает развивать мотивацию ребенка, побуждают его к действию и разговорам.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более уверенными, забываю о своем страхе, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Логопедическая работа заключается не только в коррекции тембра, высоты, темпа, ритма голоса, но и влияет на развитие личности. Сказка помогает ребенку избавиться от страхов речи, уловок, мыслительных зажимов и внутренней скованности.

Таким образом, через сказку логопед развивает все компоненты речи, происходит обогащение словаря, развивается мышление, память, воображение, фантазия.

Коррекция просодической стороны речи, развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузами, дикцией, интонацией, также возможна при помощи сказкотерапии.

Вырабатывается умение передавать образ через мимику, жесты и движения. Сказкотерапия способствует развитию мелкой моторики, например, с игрой персонажем, настольном театре, театре с игрушками, пальчиковом театре.

Использование интересного метода превращает занятие в сказочный сюжет. Так ребенку будет наиболее комфортно выполнять задания логопеда.

Важно во время занятия двигаться, прежде всего управлять руками. В сказкотерапии можно использовать различные игрушки, картинки, чтобы ребенок самостоятельно играл с ними и управлял. Это чрезвычайно важно для формирования подтекста, ведь, как известно, в проявлении любых эмоций важнейшую роль отводится двигательным реакциям.

Лучше если ребенок самостоятельно сможет управлять героями или перевоплотиться в него, чем данным действие будет заниматься только логопед.

Изложение основного материала статьи. В данной статье мы рассмотрим коррекцию просодической стороны при заикании посредством сказки. Нами была выбрана сказка Сутеева В.Г. «Яблоко».

Данная сказка была рассмотрена и выбрана нами как основа нашей логопедической работы. В сказке присутствуют несколько персонажей: заяц, ворона, ёж, медведь.

Каждый персонаж имеет свои реплики. Так как сказка большая по объему и у персонажей достаточно много реплик, то использовать данный метод можно с детьми старшего дошкольного возраста.

Для применения данного способа предлагается использовать методический материал. Персонажи сказки будут вырезаны из бумаги и приклеены на картон с подставкой, для более крепкой конструкции. Яблоко можно сделать из пластилина. Дерево из картона и цветной бумаги. А также добавлены вспомогательные вещи, которые тоже можно сделать из пластилина или картона.

В данную конструкцию можно добавить элементы из других материалов, например, фетра, ваты, шершавых ковриков, не только для рельефа конструкции, но и для тактильного восприятия.

Данная конструкция используется на логопедическом занятии с целью коррекции просодической стороны речи у заикающегося ребенка. Она помещается на стол, каждый персонаж находится на своем месте, ребенок в процессе сказки будет перемещать игрушку.

В рассказе присутствуют четыре героя: заяц, ворона, еж, медведь. Каждая роль отводиться на одного ребенка. Логопед заранее продумывает задания для детей, назначает детям роли и готовит инструкцию.

Должны быть подготовлены задания на тембр, силу, интонацию, мелодику, темп, ритм и др.

Логопед спрашивает у детей, как они думают, кто каким голосом может говорить, далее после беседы детям подбирается определенный голос животного. Каждое действие согласовывается с учителем-логопедом, он должен помочь в подборе нужного тембра голоса.

Таким образом, развитие тембра голоса будет происходить, когда дети будут произносить реплики из сказки голосами животных.

Задания на силу голоса заключаются в том, чтобы сказать громко, тихо или нормальным голосом. Заяц может повышать свой голос, когда кричит на ворону или когда бегает за ежом, тихий голос становится, когда он разговаривает с медведем, так как он боится его. В процессе сказки еж также меняет свою силу голоса, в споре с другими животными он более громкий, а с остальными тихий, спокойный. Ворона почти всегда говорит громко, так как она сидит на ветке.

Таким образом, развитие силы голоса будет происходить, когда дети будут следить за репликами своего персонажа, прибавлять или убавлять громкость своего голоса.

Задания на высоту голоса заключается в ее изменении. Медведь, например, должен говорить на низких тонах, ворона и заяц на высоких, а еж меняет высоту своего голоса, общаясь с другими персонажами.

Задания на мелодику заключаются в том, чтобы произнести фразу на одном дыхании, например, когда герои дерутся и бегают друг от друга, детям нужно быстро выговорить свою реплику.

Также стоит уделить внимание интонации и следить за правильным произношением. Персонажи задают вопросы, яростно восклицают или говорят обычным голосом.

Следует также соблюдать темп речи, произносить фразу быстро, медленно или нормально.

Задания на ритм заключаются в том, чтобы отстучать шаги персонажей, когда они подбегают, можно выделить это словами «топ-топ» или «тук-тук». Медведь говорит громко, заяц и еж тихо, а ворона стучит по дереву на высоких тонах.

Дети соблюдают паузы, никого не перебивают, все отвечают в свое время и внимательно слушают остальных и указания логопеда.

Следует отметить, что данная конструкция может быть полезной не только для коррекции просодической стороны речи, но и для развития лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Также данные сценки могут сопровождаться музыкальным аккомпанементом, можно подобрать музыку для любого эпизода сказки. Так детям будет более интересно играть.

Работа логопеда может осуществляться, индивидуально, развивая различные виды речи. Логопед использует методику Н.А. Власовой для заикающихся детей.

Данная методика логопедической работы с заикающимся заключается в нарастании усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.

Работа проводится над: сопряженной речью, отраженной речью, полуотраженной речью, вопросно-ответной формой, рассказом-описанием, пересказом, рассказом, спонтанной речью.

Работа начинается над сопряженной речью. Логопед совместно с ребенком повторяет реплики персонажей. Например, сначала специалист один произносит фразу «Эй, Ворона! Сорви-ка мне яблоко», а затем вместе с ребенком. Фраза должна быть мелодичной и проговориться на одном дыхни. Также нужно следить за изменением голоса персонажа, если это заяц, говорить четко, соблюдая подходящий тембр голоса.

Далее работа над отраженной речью, которая заключается в проговаривании фразы. Сначала логопед произносит фразу, затем ребенок повторяет за ним. Работа над этим видом речи может заключаться в повторении различных реплик персонажей, подходящим для них тембром голоса. Например, специалист произносит фразу «Стой, стой! Куда моё яблоко потащил?», а затем ребенок один проговаривает ее все также мелодично и на одном дыхании. Соблюдая интонацию и голос персонажа.

Следующий вид речи - полуотраженная. Ребенок добавляет к вопросу логопеда одно или два слова. Таким образом, составляется история персонажа. Например, логопед говорит ребенку фразу: «Днем в лесу ежик делит спелое яблоко иголками». А затем задает вопросы:

- Кто это?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ребенок отвечает:

- Это ежик

- Что ежик делает?

- Ежик делит яблоко.

И так далее с вопросами: какое, когда, где, чем.

Вопросно-ответная форма заключается в том, чтобы ребенок смог ответить на вопрос логопеда, не опираясь на конструкцию вопроса. То есть специалисту необходимо задать ребенку более сложный вопрос по сюжету сказки. Например, «Зачем зверята попросили помощи у медведя?», «Почему именно у него?».

Следующий вид речи это рассказ-описание. С помощью мнемодорожки, можно составить рассказ и проговаривать его с ребенком. Логопед дает ему тему, и задает вопросы, связанные с ней. Они должны быть понятны ребенку, не стоит задавать вопросы не связанные с выбранной тематикой. Далее ребенок отвечает логопеду, затем самостоятельно добавляет своё предложение и последовательно проговаривает каждую фразу.

Таким образом, история будет продолжаться пока не дойдет до финальной точки. Например, логопед спрашивает у ребенка «Кто был в сказке?». Ребенок называет любого персонажа и специалист, отталкиваясь от этого, задает вопросы уже конкретно по нему. Какие у него отличительные черты, что он любит, что ест и так далее.

Затем логопед просит ребенка внимательно послушать текст, и попробовать его пересказать. Для пересказа можно использовать персонажей на подставках, чтобы ребенку было интереснее рассказывать. Или же ребенок может выбрать одного персонажа и от его лица пересказывать историю.

Рассказ можно составить с ребенком по выбранной сказке. Например, придумать новую историю по ней, придумать новых персонажей, ввести дополнительную сюжетную линию, может быть закончить сказку своим вариантом или как бы ребенок переделал сказку, если бы писал ее сам.

Работа над видами речи заканчивается беседой логопеда и ребенка. Логопед задает ребенку вопросы по сказке, просит его рассказать о том, понравилась ему сказка или нет.

Логопед во время всего логопедического занятия следит за тем, как дети выполняют задания, помогает им, если у них возникают трудности и в конце занятия подводит итоги.

Метод сказкотерапии не только поможет в коррекции просодической стороны речи, но и даст положительные эмоции ребенку. Дети смогут почувствовать свою значимость, самостоятельно принять решение, укрепить взаимоотношения с друзьями и взрослыми.

Таким образом, сказкотерапия, имеет огромные возможности и может применяться на любых этапах логопедической работы с детьми, страдающими заиканием.

Работа над просодикой является очень важной. Логопед не только занимается коррекцией интонации, он косвенно корригируем личность, выводя заикающегося на общение. Свободные голосовые звучания возвращают человеку уверенность, новое понимание себя.

Выводы. Таким образом, в данной статье мы рассмотрели такое речевое расстройство, как заикание и просодическую сторону речи, при данном нарушении. Выяснили, что при изменении различных компонентов речи: тембра, высоты, силы голоса, пауз, интонации, мелодики, темпа и ритма меняется состояние просодической стороны речи.

Рассмотрели методику логопедической работы с заикающимися детьми с помощью сказки.

Логопедическая работа по устранению данного дефекта осуществляется в комплексном подходе. Различные специалисты работают с заикающимся ребенком.

Основное место в данном подходе занимает логопед. Его главная задача подобрать методы, и с их помощью провести коррекцию.

В данной статье рассматривается метод сказкотерапии. Нами была выбрана сказка по сюжету, которой проводилось логопедическое занятие.

Представлен методический материал, с которым дети будут работать на занятии, и совершенствовать не только свою речь, но и личностные качества.

Литература:

1. Андриевская, Л.А. Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с различными формами заикания / Л.А. Андриевская, О.К. Ибрагимова // Инновационная наука. - 2015. - №11-2. - С. 199-201.

2. Барабанов, Р.Е. Основы логопедии: афазия, заикание, ринолалия / Р.Е. Барабанов. - Москва: VDM Publishing, 2019. - 70 с.

3. Жулина, Е.В. Особенности просодической стороны речи у дошкольников с заиканием / Е.В. Жулина, И.В. Лебедева, Д.С. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71-2. - С. 132-134.

4. Костюнина, К.Д. Состояние просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием / К.Д. Костюнина, С.В. Леонова // Современные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей: Традиции и инновации: материалы II Международной междисциплинарной научной конференции «Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие» / под общ. ред. О.Н. Усановой. - Москва: Когито-Центр МИП, 2020. - С. 394-397.

5. Медведева, Е.Ю. Психолого-педагогические характеристики пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией / Е.Ю. Медведева, И.В. Максимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №55-11. - С. 83-90.

6. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах / И.А. Поварова. - Москва: В. Секачев, 2020. - 577 с.

7. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционное и дидактические основы логопедического воздействия / В.И. Селиверстов. - Москва: Академический проект, 2020. - 208 с.

8. Сикорский, И.А. Заикание / И.А. Сикорский, Е.Е. Шевцова. - Москва: Юрайт, 2020. - 188 с.

9. Филатова, Ю.О. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология / Ю.О. Филатова, Т.И. Кострик. - Москва: Прометей, 2005. - С. 134-139.

10. Шевцова, Е.Е. Заикание / Е.Е. Шевцова. - Москва: Юрайт, 2019. - 241 с.

11. Шкловский, В.М. Заикание / В.М. Шкловский. - Москва: Юрайт, 2021. - 309 с.

Педагогика

УДК 377.131.14

кандидат медицинских наук, доцент Зверева Марина Валентиновна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ВОПРОШАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье описывается методика применения техники интерактивного вопрошания на начальном этапе организации проектной деятельности студентов. Метод проектов является важным инструментом формирования универсальных компетенций. При выборе тем проектов ключевым моментом является обнаружение актуальных проблем в исследуемой области. При этом необходимо максимально активизировать собственные исследовательские интересы учащихся. Техники интерактивного вопрошания способны помочь студентам определить интересующие и значимые для них проблемы при организации проектной деятельности. Авторы предлагают применять для выбора тем проектов модернизированную технику интерактивного вопрошания. Она основывается на генерации банка значимых вопросов, определении на его основе их основных векторов. Эти векторы определяют проблемы, вызывающие исследовательский интерес учащихся. Для изучения каждой выделенной проблемы собираются фокус-группы студентов. Так происходит распределение учащихся по группам для выполнения проектов. Каждая группа определяет цель и задачи своего исследования, его тему, планирует необходимые действия и методики. Результатом выполненных проектов являются базы данных, статьи в научных изданиях, видеоролики. Опыт применения техники интерактивного вопрошания в течение нескольких лет показал, что студенты с интересом включаются в данный вид образовательной деятельности. Это повышает не только исследовательский интерес учащихся к изучению выбранной темы, но и ко всей учебной дисциплине. Студенты развивают навыки выполнения исследования, умение работать в команде, способность к поиску нестандартных путей решения значимых научных и практических задач.

Ключевые слова. Интерактивное вопрошание, проектная деятельность, студенты, универсальные компетенции, групповая работа.

Annotation. The article describes the method of applying the technique of interactive questioning at the initial stage of the organization of students' project activities. The project method is an important tool for the formation of universal competencies. When choosing project topics, the key point is to detect actual problems in the area under study. At the same time, it is necessary to maximize the students' own research interests. Interactive questioning techniques can help students identify issues of interest and significance to them when organizing project activities. The authors suggest using a modernized technique of interactive questioning to select project topics. It is based on generating a bank of significant issues, determining their main vectors based on it. These vectors determine the problems that arouse the research interest of students. Focus groups of students gather to study each highlighted problem. This is how students are divided into groups to complete projects. Each group determines the purpose and objectives of its research, its topic, plans the necessary actions and methods. The result of the completed projects are databases, articles in scientific publications, videos. The experience of using the technique of interactive questioning for several years has shown that students are interested in engaging in this type of educational activity. This increases not only the research interest of students in the study of the chosen topic, but also in the entire academic discipline. Students develop research skills, the ability to work in a team, the ability to find non-standard ways to solve significant scientific and practical problems.

Key words. Interactive questioning, project activity, students, universal competencies, group work.

Введение. Действующие образовательные стандарты высшего образования, в том числе педагогический, нацеливают образовательный процесс на формирование таких универсальных компетенций, как системное и критическое мышление, способность к разработке и реализации проектов, коммуникации, умение работать в команде [5]. Однако, традиционные формы обучения, информационно-рецептивный и репродуктивный методы мало способствуют достижению этих результатов. Учащемуся обычно отводится пассивная роль слушателя, получающего ответы на вопросы, которые ставились не им. Педагог вынужден сам освещать проблемы, их содержание и пути решения. Отсюда возникает необходимость поиска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.