Научная статья на тему 'Коррекция полевого поведения и обучение новым навыкам детей с особенностями развития'

Коррекция полевого поведения и обучение новым навыкам детей с особенностями развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ / ОСОБЫЕ ДЕТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД. / FIELD BEHAVIOR / VIOLATION OF THE EMOTIONAL AND VOLITIONAL SPHERE / SPECIAL CHILDREN / INDIVIDUAL APPROACH.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савчук Л. В., Котова Н. И.

В статье рассматриваются признаки полевого поведения, раскрываются причины поведенческих расстройств у детей с особенностями развития. Авторами представлены основные методы успешной коррекции поведенческих нарушений, основанные на индивидуальном подходе. Даны рекомендации, исходя из положительного опыта работы по созданию комфортных условий в школе и дома, которые могут быть полезны педагогам и родителям особых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of field behavior and teaching new skills to children with special needs

The article examines the signs of field behavior, reveals the causes of behavioral disorders in children with developmental disabilities. The authors present the main methods of successful correction of behavioral disorders based on an individual approach. Recommendations are given based on positive experience in creating comfortable conditions at school and at home, which can be useful for teachers and parents of special children.

Текст научной работы на тему «Коррекция полевого поведения и обучение новым навыкам детей с особенностями развития»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ

УДК 376.42

Л. В. Савчук, Н. И. Котова

КОРРЕКЦИЯ ПОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОБУЧЕНИЕ НОВЫМ НАВЫКАМ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

Термин «полевое поведение» говорит о недостаточном самоконтроле субъекта и его ориентации на воспринимаемые им объекты окружения, которые являются ситуативно значимыми. Человек, управляемый любыми внешними обстоятельствами, не опирается на личные соображения (заинтересовался тем, что продемонстрировали, задели - эмоционально втянулся в спровоцированную ситуацию и пр.), каждое действие следует за внезапным увлечением, а не за внутренним убеждением и поставленными целями.

Психолог Курт Левин [1] вывел концепцию о том, что все вещи, окружающие человека, обладают валентностью - своеобразным полем притяжения или отталкивания, отсюда и термин «полевое поведение». Учениками К. Левина были выполнены научные исследования, раскрывающие суть «полевого поведения», в основе которого психологические феномены когнитивно-лично стных характеристик личности [2]. Так, было показано, что, нахо-

дясь рядом с предметом, человек оказывается в поле его воздействия, а дальше всё зависит от привлекательности. Согласитесь, трудно пройти мимо ароматной выпечки или товаров, которые специально положили на самые продаваемые полки в больших супермаркетах. Вместо запланированных заранее покупок люди часто приобретает множество ненужных вещей, попадаясь на маркетинговые уловки. Представьте, как сложно отвлечь ребенка с полевым поведением от случайного впечатления и переключить на какие-то действия, предлагаемые взрослым. Кажется, он не слышит обращения, по крайней мере, не реагирует на него.

У детей с нарушениями развития наблюдается огромная отвлекае-мость на любые изменения в окружающей среде, отсутствует чувство страха по отношению к исчезновению родителей из поля зрения, стремление схватить манящий предмет, повертеть его, а потом отбросить от себя, чтобы захватить для такого же изучения следующий [3-4].

Поле предмета может не только привлекать, но и отталкивать ребенка. Необычные страхи у детей с расстройствами аутистического спектра являются таким примером. Дети, страдающие аутизмом, могут очень бояться, например, внезапного шума -шипения труб, работающего пылесоса, стука дверей лифта, рычания пса и т. д. Для ребенка, страдающего аутизмом, шум не только оказывается пугающим, но и вызывает физическую боль, он убегает от раздражающего предмета. Ребенка может притягивать то, что вызывает у него страх.

В норме для малышей до трех лет полевое поведение является естественным. Они любят исследовать мир и не слишком задумываются о последствиях. Маленькие дети не могут подавлять сиюминутные влечения - связано это с недостаточной развитостью лобных долей мозга. Если у ребенка в возрасте от трех лет преобладает рассматриваемое нарушение, это свидетельствует о недостаточно сформированной волевой сфере.

Чаще всего полевое поведение возникает вследствие:

• отклонения в структуре мозга, например, неправильно сформированная лобная доля;

• травмы во время родов;

• повреждения, приобретенные после того, как ребенок появился на свет;

• отклонения психики, сопряженные с интеллектом и мыслительной сферой.

У детей с особенностями развития (страдающих расстройствами ау-

тистического спектра, синдромом дефицита внимания и гиперактивности), людей с патологиями головного мозга органического характера (столкнувшихся с недостаточным интеллектом с рождения) полевое поведение является одной из основополагающих характеристик. При этих патологиях имеют место различные специфические симптомы поведенческого и эмоционального характера, которые иногда бывают сопряжены с физическим сопротивлением, криком, агрессией, аутоа-грессией.

Особая разновидность полевого поведения - феномен, наблюдающийся у детей с СДВГ. Его называют утилизационным поведением. Оно заключается в следующем - ребенок видит какой-нибудь предмет и принимается тут же использовать его по назначению, не думаю об уместности. Такое поведение нередко создаёт проблемы, но оно может быть использовано и для развития ребенка [5]. Например, если оставить в поле зрения несобранный пазл, то утилизационное поведение проявится в действии складывания его. Этот приём поможет заниматься с ребенком без каких-либо истерик и вовлечь в игру, превращая полевое поведение в волевое.

Полевое поведение наиболее часто проявляется у детей, которые не понимают речь (дети с алалией и расстройствами аутистического спектра). Ведь речь взрослого регулирует поведение ребенка. Дети без понимания речи лишены управления, у них отсутствуют собственные побуждения или быстро угасают под

влиянием внешних обстоятельств, многие предметы в окружении притягивают их одновременно. Кажется, что с таким ребенком практически невозможно заниматься, усадить за парту, донести какую-то информацию. Сев за стол, он начинает перебирать все, что на нем находится (берет одну игрушку, почти сразу бросает ее, чтобы взять другую и т. д.). Среда вокруг такого ребенка должна быть сенсорно «бедной» - из предметов должны быть представлены лишь те, которые нужны в настоящий момент.

Дети с полевым поведением не ощущают границ в межличностном общении, они всегда имеют трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, у них проявляются неадекватные реакции на эмоции других людей. Полевое поведение в образовательном учреждении является одной из самых серьезных преград для обучения детей и требует обязательной грамотной коррекции.

Перед тем, как начать коррекцию, необходимо пройти с ребенком диагностические мероприятия комплексного характера [6] и выявить, что послужило причиной полевого поведения. Первые симптомы сбоя в психомоторном развитии может заметить невролог. Это можно сделать по достижении ребенком трехмесячного возраста. По мере взросления ребенка его родные могут самостоятельно обнаружить странные нюансы в действиях ребенка. Если такое происходит, родителям лучше сразу приходить на консультацию к таким врачам, как невролог, психиатр, ней-ропсихологу, а также логопед-дефек-толог.

Полевое поведение представляет собой внешний признак. Каждый малыш по-разному ведет себя в определенных ситуациях, обладает различными навыками, имеет собственный сенсорный, коммуникативный и социальный профиль. В связи с этим нет какого-то одного решения, которая пригодится, чтобы скорректировать полевое поведение, истерики, агрессию, направленную как на себя, так и на окружающих.

Что называют «нервным срывом»! Нервный срыв наступает, когда малыш перегружен, перенапряжен или потрясен. В эти моменты окружающая среда становится невыносимой для него. Сталкиваясь с острым стрессом, ребенок перестает контролировать собственные эмоциями и поведение, в связи с чем истощается. Как правило, такое происходит тогда, когда ребенок переживает сенсорную перегрузку то есть, когда его мозг не справляется с обработкой чрезмерного количества сигналов, поступающих из окружающего мира одномоментно. Такую ситуацию может спровоцировать многолюдная толпа, чрезмерно громкий звук, сильные запахи, яркое освещение и др. Симпатическая область автономной нервной системы дает сигнал к производству гормона кортизола, что приводит к запуску сценария «беги или сражайся».

Из жизни ребенка с проблемным поведением невозможно полностью убрать эпизоды нервных срывов. Современный рынок литературы предлагает множество пособий, адаптированных специально для родителей, с описанием эффективных подходов

для профилактики и устранения неприемлемых действий ребенка. Большая часть таких методик предполагает четыре стратегии: умение считывать признаки значительного стресса у ребенка, подбор безопасного места, где малыш может находиться в тишине, организация ребенку своевременной «сенсорной разгрузки», а также сохранение родителем самоконтроля.

Определение симптомов сильного стресса у ребенка. Умение считывать признаки значительного стресса - это понимание эмоций ребенка, которые он ошущает в данный момент. Он кладет руки на уши? Покидает комнату? Повторяет «Уйди!» или «Пошли отсюда!», или же вы обнаруживаете, что повторяющееся поведение резко возрастает (проявляет беспокойство, неуверенность в действиях, качается, стучит кулаками). Такое поведение может говорить о том, что ребенок столкнулся с чрезмерной стимуляцией, и ему необходимо ваше участие, без которого его состояние рискует перейти в настоящий нервный срыв.

Детям может потребоваться какой-то способ альтернативного взаимодействия, если они под воздействием нервного срыва не в силах произносить слова. В этом случае подойдет «доска выбора», чтобы указать на какую-либо из картинок и объяснить, чего хочется. В некоторых случаях ребенку нужен какой-либо понятный ему и его родителю знак, определенный заблаговременно (движение рукой, кодовое слово), чтобы дать понять, что он находится во власти сенсорной перегрузки и желает попросить взрослого ему помочь.

Поиск пространства, в котором тихо и безопасно. Когда ребенок столкнулся с нервным срывом, необходимо найти место, где можно побыть в тишине и почувствовать себя в безопасности. Следует немедленно выйти из помещения, которое спровоцировало слишком интенсивную стимуляцию (например, кабинет врача). Безопасное пространство может подразумевать методики, сокращающие количество сенсорной информации. Ведите себя сдержанно, как можно меньше разговаривайте, предоставьте ребенку интенсивный тактильный контакт, который поможет прийти в спокойное состояние, например, обнимите или крепко возьмите за руку. Если у малыша есть возможность убежать, или его поведение может чем-либо угрожать ему самому или другим людям, возможно, придется принудительно держать его рядом с вами для обеспечения безопасности.

Если у ребенка происходит нервный срыв, когда вы находитесь среди посторонних людей, они могут сделать приступ еще более выраженным. На такой случай можно заранее сделать специальные карточки, объясняющие окружающим, почему малыш ведет себя нетипично, например, кричит или делает что-либо, что может вызвать дискомфорт у других людей. Удобно продемонстрировать окружающим карточку, не говоря ни слова - так вы обезопасите себя от ненужных объяснений, и вас не станут обвинять в насилии.

Своевременная и постоянная «сенсорная разгрузка» - это важный элемент в распорядке дня ребен-

ка, который оказывает ему помощь в регулировке своего состояния на протяжении дня. Полезно предусмотреть расслабляющие сенсорные упражнения, отвлекающие от раздражающих стимулов, например занятия с водой, мыльные пузыри, игра с сыпучими материалами, любимая музыка, надувные шары и др.

Оставайтесь спокойными и не теряйте самообладание. Дышите спокойно, старайтесь не винить себя в том, что происходит с ребенком. Мысленно говорите себе, что в настоящий момент ребенок временно не способен к самоконтролю. Несмотря на то, что сделать это довольно сложно, концентрируйтесь на своих эмоциях (раздражении, смущении, злости).

Родителям можно приобрести портативный сенсорный набор, выступающий в качестве профилактики нервных срывов. Приведем примеры предметов, которые родители берут с собой, выходя из дома, преследуя цель предупредить нервный срыв ребенка или привести его в спокойное состояние, если приступ все же произошел:

• очки, защищающие глаза от яркого света;

• наушники, помогающие отгородиться от громкого шума (можно отвлекать ребенка посредством расслабляющей музыки);

• продукты питания, которые можно долго пережевывать (работа лицевых мышц расслабляет и успокаивает, к тому же сытый ребенок менее раздражителен);

• влажные салфетки без отдушек (пригодятся для детей с чрезмерной тактильной чувствительностью - по-

могут в ситуациях, когда ребенок случайно прикоснулся к раздражающему его предмету);

• «сенсорная» игрушка - предмет, с которым можно взаимодействовать посредством повторяющихся элементарных движений, делающих ребенка более уравновешенным;

• доска, на которую нанесены различные изображения или слова, например, «Мне это не нравится», «Давайуйдем», «Слишком шумно»;

• карточки, рассказывающие окружающим, что происходит с вашим ребенком, и почему вы реагируете на это определенным образом.

Сочетание психического недоразвития с аффективной возбудимостью, расторможенностью влечений, не позволяют детям контролировать своё поведение. Взрослые могут способствовать развитию навыков контроля ребенком своего поведения с помощью простых игр.

С целью уменьшения агрессии и купирования негативных эмоций предлагайте таким детям игру «Ругаемся овощами» (подойдет ребятам с 5 лет).

Дети могут выплеснуть негативные эмоции, но не ругательными словами, а названиями овощей: «Ты - помидор», «А ты - огурец», «Ты - картошка», «А ты - лук» и т. д. По аналогии можно предоставить ребенку игру «Ругаемся фруктами», «Ругаемся домашними животными или животными леса» и т. п.

Подобные игры помогают выразить негативные эмоции, ведь невыраженные эмоции превращаются в мышечное напряжение, перерастают в физическую аутоагрессию, в кото-

рой самые легкие, когда ребенок начинает грызть ногти, губы и, более тяжёлые, когда начинает бить себя, биться головой об парту, об пол, рвать на себе волосы и др.

В моменты аффекта дети могут быть опасно травмированы, значит его нужно ослабить. Можно сильно обнимать ребенка, шутливо бороться с ним, предлагать бить по мячу, бить боксерскую грушу, выбираться из-под различных препятствий (для этого должны быть оборудованы специальные залы), дать отдохнуть, если есть возможность укрыв тяжёлым одеялом и т. п.

Подключайтесь к играм сами и научите играть детей. Приведем для примера, несколько игр.

«Собаки». Предложите детям «стать» добрыми псами, которые виляют хвостами, а затем агрессивными собаками, лающими друг на друга. А затем попросите ребят снова «перевоплотиться» в добрых животных, которые ласкаются друг к другу, а после снова «стать» людьми.

Игра «РРРРР» - (играя с родителями), тянуть на себя ткань, зажав её в зубах - так можно разнообразить игру «Собаки».

По аналогии игра «Выпустить когти». Продемонстрировать, как тигренок выпускает когти, когда ему необходимо защитить себя (потом важно не забыть снова «стать» человеком).

Без участия взрослых дети могут разрывать бумагу на клочки и потом собирать из них коллаж; мять тесто, продавливать в нём отверстия пальцами, позже рисунок; царапать по фольге, потом научите процарапывать узоры, рисунки.

«Разговор с руками» (по И. В. Шевцовой). Цель игры: помочь детям научиться себя контролировать. Если ребенок ввязался в драку, что-то испортил или сделал кому-нибудь больно, можно предложить ему сыграть в такую игру: обвести ладони, прижатые к листу бумаги. Затем попросите его «оживить» ладошки -например, добавить им глаза и рот, придать пальчикам яркий цвет при помощи цветных карандашей.

После этого можно предложить поговорить с руками. Задайте вопрос: «Как ваше имя?», «Во что вам нравится играть?», «Что вам не нравится?» Если ребенок не спешит присоединиться к беседе, проведите диалог самостоятельно. При этом непременно сделайте упор на том, что руки хорошие и способны на многие добрые полезные поступки (перечислите, на какие), но временами отказываются слушаться своего владельца.

Финалом игры может стать «заключение договора» между ладошками и их хозяином. Пусть руки обещают, что в ближайшее время они будут стараться выполнять исключительно добрые дела: приветствовать и обнимать окружающих, играть.

Ребенок может быть агрессивен, когда у него нет энергии, он проголодался, его мучает жажда или он ощущает недомогание - то есть, он способен по-особенному реагировать на позывы организма к совершению какого-либо действия. Плевки часто указывают на чрезмерную выработку слюны, укусы - на зубную боль, шлепки - на подростковую игру гормонов.

Зачастую не поддающиеся контролю вспышки агрессии случаются тогда, когда дети переживают страх. Такая ситуация может случиться, например, в общественном месте (магазине, кафе). Дети могут изо всех сил сопротивляться, громко кричать и активно проситься домой. Справиться с приступами за короткое время не выйдет, но можно помочь ребенку взять контроль над своими эмоциями. Донесите до ребенка, что его действия не являются правильными, и скорее уведите его от окружающих. Возможно, когда рядом будете только вы, приступ закончится само стоятельно.

Рассмотрим несколько рекомендаций, которые могут быть полезными как педагогам, так и родителям особых детей, создав для него определенные комфортные условия как дома, так и в классе.

Неизменность пространства. Чем чаще будет меняться обстановка, переставляться предметы, тем больше они будут привлекать внимание ребенка, не давая сосредоточиться на волевых задачах.

Минимум игрушек, чтобы избегать сенсорного перенасыщения. Это позволит ребенку лучше сконцентрироваться на игре без излишнего эмоционального возбуждения. Кроме того, такой способ оказывает благотворное влияние на мотивацию к коммуникации и игре со взрослым.

Включение игр, направленных на снижение вербальной агрессии, ослабление негативных эмоций.

Расслабленная и спокойная атмосфера, наполненная участием и пониманием, поможет ребенку

справляться со своими эмоциями. Постарайтесь говорить четко, но спокойно. Ваш голос должен быть нейтральным, без существенного повышения громкости.

Последовательность, повторяемость действий после каких-то процедур, создание определенных ритуалов, четкий режим дня.

Спокойный уголок для ребенка, где можно укрыться от окружающего мира (людей, предметов, тактильных ощущений, ароматов). Создайте расслабляющую атмосферу. Ребенку должно понравиться наблюдать за лампами, в которых плавают пузырьки, вдыхать эфирные масла, слушать умиротворяющую музыку или просто качаться на качелях.

Не стоит усиливать агрессивные действия ребенка, ругая или принуждая его делать что-то без желания. Приступы от этого становятся только сильнее.

Система вознаграждений увеличит стремление ребенка делать хорошие поступки.

Медикаментозное лечение, при необходимости.

Самое важное в работе с такими детьми - это общение с родителями, которое поможет выявить все особенности развития в раннем детстве, в первую очередь, навыки и умения, привязанности и привычки ребенка.

Ведение дневника наблюдений поможет понять причины отклоняющегося поведения у детей с особенностями развития. Рекомендуется отслеживать ситуации, в которых оно проявляется. Учитывайте каждую мелочь, отмечайте даты, локации, время суток, события, людей -

всё, что может интересовать ребенка и помогать решать проблемы. Наблюдения должны фиксировать как родители, так и педагоги.

Сделать безошибочный выбор в каждом конкретном случае (выбор пособий, заданий, скорости подачи материала и т. д.) можно, если понимаешь, как устроена психика ребенка.

Опыт нашей работы с такими детьми показывает, что нужно гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Заранее составить план урока, но действовать в зависимости от ситуации. Занятие всегда нужно начинать с игры, направленной на ослабление негативных эмоций. Инструкции такому ребенку нужно давать очень кратко, иначе он вообще не станет слушать. Если ребенок не готов вслушиваться в речь педагога, хорошо срабатывает музыкальное сопровождение занятия. Музыка в данном случае не несет смысл, а передает образы и ощущения. Если ученик поминутно вскакивает, убегает, тогда необходима смена заданий, часть их них - в виде подвижных игр.

На этапе перехода к основному виду деятельности лучше сменить место занятия, приготовить минимум дидактического материала. Это может быть один лист, один карандаш (ручка), которые располагаются на следующей парте. Важна совместная деятельность во время таких занятий: педагог начинает читать, писать, рисовать, а ученик заканчивает. Далее можно предложить ребенку одно практическое задание, связанное с изучаемой темой, с обязатель-

ным поощрением после его выполнения. В зависимости от самочувствия ребенка, может быть предложено задание у доски. Для снятия напряжения подойдет любимая игрушка, игра с мыльными пузырями, надувание шаров. Как видите, все этапы - это определённые привычные ритуалы, которые помогают предотвращать нежелательное поведение во время занятий с ребенком.

Полевое поведение ребенка с отклонениями развития не зависит от его внутреннего мира, он находится под воздействием позитивно заряженных окружающих объектов. Именно с этим напрямую связан ряд особых сложностей, которые можно заметить в поведении ребенка. Важно как можно раньше установить истинную причину нарушения в поведении ребенка и начать комплексную коррекцию. Это совместная работа медиков (неврологов, психиатров), нейропсихологов, дефектологов, логопедов и родителей.

Родители могут улучшить состояние ребенка дома, обеспечив ему соответствующую обстановку, выполняя рекомендации медиков и специалистов.

Со временем, у ребенка будут закрепляться необходимые модели поведения и появляться понимание, что мир устроен по правилам и распорядку. Не рассеивая внимание на внешние стимулы, ребенок при помощи взрослых сможет расширять и дополнять имеющуюся схему действий, его поведение будет становиться более спокойным и управляемым.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. М.: Смысл, 2001. 572 с.

2. Худик В. А. Курт Леви: учитель и ученики, их вклад в мировую психологическую науку (к 125-летию со дня рождения) // Коррекционно-педагогиче-ское образование: научный журнал. Научный журнал. 2015. № 3 (3). С. 52-69.

3. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 2004. 150 с.

4. Варга А. Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития // Пси-

хологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. М.: МГПИ. 2002. С. 142-160.

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997. 341 с.

6. Барбера М. Л. Вербально-поведен-ческий подход в АВА-терапии: Методы обучения детей с аутизмом и другими особенностями развития. 3-е изд. / Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен; пер. с англ. Д. Г. Сергеева; предисл. к рус. изд. В. Г. Ромека; предисл. М. Сандберга. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2019. 264 с.

REFERENCES

1. Levin K. Dynamic psychology: Selected works / Under the general editorship of D. A. Leontiev and E. Y. Patyaeva. M.: Sense, 2001. 572 p. (In Russ.).

2. Khudik V. A. Kurt Levin: teacher and students, their contribution to world psychological science (to the 125th anniversary of his birth) // Pedagogic Correction Education Journal. Scientific journal. 2015. No. 3 (3). P. 52-69. (In Russ.).

3. Slavina L. S. Children with affective behavior. M.: Prosveshchenie, 2004. 150 p. (In Russ.).

4. Varga A. Ya. Psychodiagnostics of deviant behavior of a child without abnormalities of mental development //

Psychological status of personality in various social conditions: development, diagnosis and correction. M.: MGPI. 2002. P. 142-160. (InRuss.).

5. Nikolskaya O. S., Baenskaya E. R, Liebling M. M. An autistic child. Ways of help. M.: Terevinf, 1997. 341 p. (InRuss.).

6. Barbera M. L. Verbal-behavioral approach in AVA therapy: Methods of teaching children with autism and other developmental disabilities. 3rd ed. / Mary Lynch Barbera, Tracy Rasmussen; translated from the English by D. G. Sergeev; preface, to the Russian edition of V. G. Romek; preface by M. Sandberg. Yekaterinburg: Rama Publishing, 2019. 264 p. (In Russ.).

Поступила вредакцию: 02.02.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.