Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2021» 325
СЕКЦИЯ ДЕФЕКТОЛОГИИ
понимание устного связного текста учениками начальной школы с детским церебральным параличом
Акопова А. Г.
Научный руководитель: Ph.D. доцент Балчюниене Ингрида Кафедра логопатологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
контактная информация: Акопова Алла Геннадьевна — студентка 2 курса магистратуры факультета клинической психологии. E-mail: akopova-96@mail.ru
ключевые слова: понимание стихотворных текстов; понимание повествовательных текстов.
Актуальность исследования: для понимания текста нужны как языковые знания, так и достаточный когнитивный ресурс [1]. Согласно статистическим данным [2], у 50% детей с детским церебральным параличом (ДЦП) наблюдается снижение интеллекта, что предположительно приводит к трудностям понимания текста. Однако понимание текста детьми с ДЦП в России практически не изучалось.
цель исследования: выявить количественные и качественные показатели понимания устного текста детьми с ДЦП, обучающимися в начальной школе. Предполагается, что у детей с ДЦП, в связи со сниженным интеллектом, возникают значительные трудности понимания устного текста.
Материалы и методы: испытуемые исследования — ученики 1-4 кл. с ДЦП (основная группа — ОГ, 20 человек) и их ровесники без патологии развития (контрольная группа — КГ, 20 человек). Были использованы следующие методики: ЦПМР (детский вариант) [Равен et al., 2007]; методика оценки понимания стихотворных текстов [1]; русскоязычная версия методики «Test for Listening Text Comprehension» [3], проверяющая понимание нарратива.
Результаты: обследование по методике ЦПМР выявило статистически достоверное (р=0,001) снижение интеллекта у детей ОГ по сравнению с детьми КГ (19-32 балла и 2935 баллов соответственно). Результаты обследования по методике оценки понимания стихотворных текстов выявили разное количество ошибочных ответов детей ОГ и КГ на вопросы, проверяющие понимание содержания текста. Статистический анализ подтвердил значимость (р=0,01) межгрупповых различий в понимании глагольных стихотворений (77% ошибочных ответов в ОГ, 54% в КГ), однако, в предметных стихотворениях (23% ошибочных ответов в ОГ, 46% в КГ) статистически значимых различий не выявлено. При анализе понимания стихотворного текста у 30% КГ и 5% детей ОГ не обнаружено ни одной ошибки. Статистический анализ подтвердил значимость (р=0,05) данного различия между группами. Результаты обследования по русскоязычной версии методики «Test for Listening Text Comprehension» выявили разное количество ошибочных ответов детей ОГ и КГ на вопросы, проверяющие понимание нарратива, однако, статистический анализ не подтвердил достоверности межгрупповых различий.
Выводы: на основе полученных результатов можно утверждать, что дети с ДЦП, ученики начальной школы, значительно (р=0,01) отстают от сверстников с нормой развития в понимании устного стихотворного текста, а уровень понимания устного нарратива является примерно одинаковым. Таким образом, результаты исследования подтверждает выдвинутое предположение лишь частично. В КГ количество ошибочных ответов на вопросы по содержанию текста постепенно уменьшается от младших возрастных групп к старшим, а в ОГ количество ошибок зависит не от возраста, а от степени тяжести патологии. Полученные результаты могут быть использованы в коррекционной работе с детьми с ДЦП.
forcipe
том 4 спецвыпуск 2021
elSSN 2658-4182