Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2021» 335
распределение фонетических ошибок речи у детей с детским церебральным параличом
Нормайкина Н. В.
Научный руководитель: к.м.н., д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
контактная информация: Нормайкина Наталья Владимировна — студентка 2 курса магистратуры факультета клинической психологии. E-mail: norm-natasha@yandex.ru
ключевые слова: фонетические ошибки; дизартрия, детский церебральный паралич.
Актуальность: существует много работ, посвященных структуре нарушений звукопроиз-ношения у детей с дизартрией при ДЦП. описаны некоторые виды фонетических ошибок в речи у детей с ДЦП, но нет данных о распределение ошибок в зависимости от сложности задания и их особенностях у данной категории детей. В связи с недостаточной изученностью данной проблемы было предпринято исследование распределения разных видов фонетических ошибок в речи у детей с ДЦП
цель исследования: выявить распределение разных видов звуковых ошибок в речевой продукции разной сложности у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз детский церебральный паралич в сочетании с дизартрией.
Материалы и методы: методика оценки произносительной стороны речи [Нормайкина, 2019]; ЦПмР (детский вариант) [Равен et а!., 2007]. В исследовании принимали участие 20 детей с диагнозом ДЦП и речевым заключением — дизартрия в возрасте от 7 до 11 лет.
Результаты: качественный анализ звуковых ошибок в речи у детей с дизартрией при ДЦП показал, что при самостоятельном назывании слов со звуками раннего онтогенеза большее количество ошибок наблюдается в замене звуков в позиции начала и середины слова (67%), искажения и пропуски составляют 16,5%, затрагивая позицию середины слова. При назывании слов со звуками среднего онтогенеза дети искажают звуковые характеристики в 46% случаев, звуковые замены составляют 43%, пропуски звуков — 11%. Наблюдается это в позиции середины и конца слова. Нарушение звуков позднего онтогенеза составляет большую часть фонетических ошибок (63% от общего количества ошибок). Искажение звуков составляет 48% и затрагивает все позиции звука в слове, особенно у детей в возрасте от 9 до 11 лет. Замены составляют 34%, пропуски — 18% ошибок.
При повторении детьми этого же набора слов выявлено меньшее количество ошибок. Фонетические ошибки затрагивали позицию звука в середине слова и только звуки позднего онтогенеза. Реализация звуков среднего и раннего онтогенеза более сохранна.
Выводы: на основании полученных результатов можно сделать вывод, что у детей с дизартрией при ДЦП распределение звуковых ошибок в речи неравномерно. Нарушены звуки позднего и среднего онтогенеза. Общее количество ошибок увеличивается при усложнении задания и не зависит от онтогенеза развития звукопроизношения. Литература
1. Панченко И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними: дисс. канд.пед.наук. — М., 1974. — 239 с.
forcipe
том 4 спецвыпуск 2021
elSSN 2658-4182
Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2021»
функционально-динамический анализ ошибок письма у детей с дисграфией
Петрова А. К.
Научный руководитель: к.м.н., д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
контактная информация: Петрова Анастасия Константиновна — студентка 2 курса магистратуры факультета клинической психологии. E-mail: petrova.tosya@mail.ru
ключевые слова: дисграфия, младшие школьники, виды ошибок письма.
Актуальность исследования: априори считается, что специфические ошибки на письме являются постоянными, стабильными и что дети с дисграфией допускают их всегда, в любом случае. Так как доказательной базы этому нет, то мы задумались, может ли количество и вариабельность ошибок зависеть от разных обстоятельств, например, от когнитивных способностей, сложности заданий и от человеческого фактора?
цель исследования: установить стабильность vs. вариабельность распределения специфических ошибок на письме в диктантах с распространенными предложениями, словами сложной слоговой структуры и малочастотными словами у младших школьников с дисграфией.
Материалы и методы: Методика раннего выявления дислексии — МРВД [Корнев, 1997]; Методика оценки повторения фраз [Корнев, 1995]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012]; Тест быстрого называния [Корнев, Григоренко, 2011]; Тест фонематической сегментации [Корнев, Чернова, 2013]; Методика оценки фонематического восприятия [Петрова 2019]; методика оценки сформированности навыков письма под диктовку [Петрова, Корнев, 2019]. Испытуемые — ученики 2-3 кл с. дисграфией (основная группа — ОГ, 20 чел.) и их ровесники без патологии развития (контрольная группа — КГ, 20 чел.).
Результаты: качественный анализ ошибок в диктантах показал достоверные межгрупповые различия по ошибкам языкового (метаязыкового) анализа и синтеза по следующим фонематическим ошибкам: замены всех согласных, неправильное обозначение мягкости-твердости, замены свистящих-шипящих, аффрикат, замены согласных по звонкости-глухости и по дис-праксическим ошибкам. Число ошибок языкового анализа и синтеза возросло в диктантах с малочастотными словами у 10 детей (50%) и в диктантах с распространенными предложениями у 6 детей (30%) ОГ (с достоверностью ^=0,05). На рост ошибок языкового анализа и синтеза влияли снижение невербального интеллекта и фонологической оперативной памяти, нес-формированность сукцессивных функций и синтаксических операций. Недостаточная сфор-мированность сукцессивных функций, фонологической оперативной памяти и синтаксических операций привели к фонематическим ошибкам.
Выводы: в усвоении процесса письма важную роль играют не только речевые, но и неречевые психические функции: невербальный интеллект, фонологическая оперативная память, сукцессивные функции и синтаксические операции. Психологические механизмы разных типов ошибок различаются. При коррекции дисграфии на почве недоразвития языкового (метаязыкового) анализа и синтеза необходимо включать в работу тексты и упражнения с распространенными предложениями и малочастотными словами. Литература
1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Речь, 2003. — 330 с.
2. Корнев А.Н., Чернова М.С. Ранняя предикция трудностей овладения грамотой: нейрокогни-тивный и языковой аспекты / Проблемы онтолингвистики — 2013: Материалы международной научной конференции (26-29 июня 2013 г., Санкт-Петербург). — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — с. 193-197.
3. Иншакова О.Б. Лонгитюдный анализ проявления дисграфии у учащихся начальной школы / Специальное образование. — М., 2017. — с. 82-90.
FORCIPE
VOL. 4 SUPPLEMENT 2021
ISSN 2658-4174